Национальная защита прав человека

Содержание

Международное право прав человека

Национальная защита прав человека

Международное право прав человека — совокупность принципов и норм, регулирующих обязанности и ответственность государств в отношении признания, защиты и содействия соблюдению прав человека и его основных свобод. Как и любая иная отрасль международного права, международное право прав человека обладает всеми характерными чертами отрасли: специальными источниками, отраслевыми принципами и автономным предметом правового регулирования.

Основная идея международного права прав человека заключается в том, что, поскольку именно государства являются главными нарушителями прав и свобод отдельных лиц, необходим международный консенсус относительно смысла и содержания этих прав и свобод и создание работоспособного механизма, обеспечивающего их соблюдение и защиту.

Ратифицируя международные договора по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом.

В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и универсальном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

История международного права прав человека

Первой попыткой поставить международное право на защиту прав человека стало принятие в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о запрете торговли неграми-невольниками. Европейские державы впервые признали в многостороннем заявлении, что практика работорговли «противоречит принципам гуманности и всеобщей морали».

Другие международные договоры и институты конца 19-го начала 20-го веков также имели отношение к защите определенных категорий лиц и по этой причине их можно рассматривать в качестве предшественников международного права прав человека.

Среди них следует упомянуть дипломатическую защиту, международное гуманитарное право, систему мандатов для управления колониями, созданную Лигой Наций, а также правовые режимы защиты прав национальных меньшинств и трудящихся, созданные под эгидой той же организации.

Тем не менее, до начала Второй мировой войны вопросы защиты прав человека на международном уровне поднимались крайне редко.

Заметным исключением стала Декларация о международных правах человека, принятая 12 октября 1929 года Институтом международного права в Нью-Йорке.

В декларации не упоминались права гражданина (подлежавшие внутригосударственному регулированию), а проблема защиты права на жизнь, свободу и собственность каждого человека признавались общей заботой международного сообщества.

Подписание 26 июня 1945 года Устава ООН, заложившего основы современного международного права, не стало принципиальным прорывом для международного правозащитного движения.

Среди держав-победителей не было большого энтузиазма в отношении создания международно-правовой системы защиты прав человека: в США процветал расизм, Великобритания и Франция пытались удержать свои колонии, в СССР проводились массовые политические репрессии.

Тем не менее, под влиянием ряда латиноамериканских стран и неправительственных организаций в Уставе ООН были добавлены несколько ссылок на права человека.

10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 217 А (III) – Всеобщая декларация о правах человека.

Декларация признает гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права и, хотя она не является юридически обязательным документом, содержащиеся в ней принципы считаются в настоящее время юридически обязательными для государств либо в качестве норм международного обычного права, либо в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.

Всеобщая декларация и принятые вслед за ней два пакта: Международный пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г.

, собирательно именуемые Международным биллем о правах человека, являются основополагающими договорами по защите прав и основных свобод человека, оказывающими существенное влияние на кодификацию международного права прав человека.

Специальные принципы международного права прав человека

Международное право прав человека, на ряду с основными принципами международного права, включает несколько специальных отраслевых принципов. К их числу относятся:

  1. принцип наибольшего благоприятствования индивиду. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться так, чтобы преимущество имела та норма, которая гарантирует индивиду наиболее широкую и эффективную защиту;
  2. принцип неделимости гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Он означает, что положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности всех основных прав человека;
  3. принцип неотъемлемости прав человека. Согласно этому принципу, нормы, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться с учетом неотъемлемой природы прав и свобод индивида. Возможность отступлений от положений, гарантирующих абсолютный характер прав и свобод человека, строго ограничена в объеме и во времени действия и должна быть указана в конституции страны;
  4. принцип равноправия и запрещения дискриминации. В соответствии с этим принципом, положения, гарантирующие права и основные свободы человека, должны толковаться и применяться таким образом, чтобы не допускать проведения каких бы то ни было различий, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

 Универсальная система защиты прав человека

Универсальная система защиты прав человека берет свое начало с принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Основой этой системы являются вступившие в действие в течение нескольких десятилетий после принятия Декларации многосторонние договоры о правах человека, разработанные под эгидой ООН.

Девять из этих договоров ООН определила в качестве основных международных договоров по правам человека. Некоторые договоры дополняются факультативными протоколами, касающимися конкретных вопросов.

  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  4. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;
  5. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г.;
  6. Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  7. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.;
  8. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.;
  9. Конвенция о правах инвалидов 2006 г.

Для обеспечения подотчетности ООН создала множество механизмов контроля за соблюдением государствами-участниками их обязательств в области прав человека. Эти механизмы делятся на две категории.

  1. Уставные органы — оценивают соблюдение всеми государствами-членами ООН своих обязательств в области прав человека в соответствии с Уставом ООН:
    • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) – департамент секретариата ООН, отвечающий за координацию работы по поощрению и защите прав человека;
    • Совет по правам человека (СПЧ) – межправительственный орган системы ООН, заменивший Комиссию по правам человека;
    • Специальные процедуры СПЧ – независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах.
  2. Договорные органы — комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление государствами-участниками основных международных договоров по правам человека.

Универсальная система защиты прав человека все еще находится в стадии развития.

Уставные и договорные органы ООН путем проведения инспекций и расследований на местах, ведения диалога с национальными правительствами и организациями гражданского общества, выпуска периодических отчетов о мониторинге и оценки индивидуальных жалоб значительно повысили осведомленность и помогли воспитать культуру более глубокого уважения к правам человека.

Региональные системы защиты прав человека

Наряду с универсальной системой договоров и институтов, разработанных по эгидой ООН для защиты прав человека на международном уровне, отдельные региональные межправительственные организации создали собственные механизмы защиты прав человека в своих географических регионах.

Региональные системы защиты прав человека обычно состоят из одного или нескольких многосторонних договоров, механизма контроля за соблюдением государствами-участниками этих договоров и судебного или квазисудебного органа, уполномоченного рассматривать индивидуальные иски о нарушении прав, гарантируемых в соответствии с данными договорами.

Старейшей и наиболее эффективной региональной системой защиты прав человека является европейская система. За ней последовала межамериканская система, охватывающая Западное полушарие, и формирующаяся африканская система.

Хотя каждая из систем имеет свои характерные особенности, свои сильные и слабые стороны, все они борются за выплаты компенсаций жертвам нарушений прав человека и принуждение государств-участников к соблюдению их постановлений и рекомендаций.

Европейская система защиты прав человека действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) 1950 г. и 14 протоколов к ней.

Она включает в себя Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), занимающийся рассмотрением межгосударственных и индивидуальных жалоб о нарушении ЕКПЧ, и Комитет министров Совета Европы, осуществляющий функции по надзору за исполнением государствами-участникам решений ЕСПЧ.

Межамериканская система защиты прав человека развивается в рамках Организации американских государств. В соответствии с Американской конвенцией о правах человека 1969 г. ее образуют Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека.

Африканская система защиты прав человека возникла в 1981 г с подписанием в рамках Организации африканского единства (ныне Африканский союз) Африканской хартии прав человека и народов, которая предусматривала создание Африканской комиссии прав человека и народов, наделенной квазисудебными полномочиями.

Защита прав человека уязвимых слоев населения

Целью договоров о правах человека является обеспечение защиты лиц, уязвимых к нарушениям их основных прав и свобод.

Существуют определенные группы, которые по разным причинам являются наиболее незащищенным и уязвимыми или традиционно являются жертвами нарушений и, следовательно, нуждаются в особой защите для равного и эффективного осуществления своих прав человека.

Зачастую в документах по правам человека устанавливаются дополнительные гарантии для лиц, принадлежащих к подобным группам, требующие от государств осуществление специальных мер по их защите, даже в условиях ограниченности ресурсов.

В мерах, принимаемых государствами, приоритетное внимание должно уделяться конкретным проблемам прав человека, возникающим, например, в отношении пола, возраста, инвалидности, миграции и перемещения. Особое значение в этом контексте имеют обязательства, налагаемые международными конвенциями, направленными на защиту женщин, детей, инвалидов и трудящихся-мигрантов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. формулирует основополагающие принципы обеспечения прав женщин, в частности запрещают дискриминацию женщин, закрепляют равные по сравнению с мужчинами права, обязанности государств принимать особые меры для обеспечения и защиты прав и интересов женщин.

Конвенция о правах ребенка 1989 г. распространяет свое действие и защиту на каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет. В 2000 г. к Конвенции были приняты Факультативные протоколы, направленные на защиту детей от участия в вооруженных конфликтах, а также на запрет торговли детьми, детской проституции и порнографии.

Конвенция о правах инвалидов 2006 г. и факультативный протокол к ней, закрепили как общегражданские права, так и права, присущие этой категории населения в силу ее специфических особенностей.

Это такие права, как право на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество, право на наивысший достижимый уровень здоровья, право на достижение и сохранение максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, право на участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха и занятие спортом.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990 г. закрепляет трудовые, личные и социальные права мигрантов. К числу последних относятся некоторые специальные права: на крайне необходимую медицинскую помощь, уважение культурной самобытности, защиту единства семьи, создание собственных профсоюзов.

Источник: http://interlaws.ru/mezhdunarodnoe-pravo-prav-cheloveka/

Механизмы защиты прав человека в России

Национальная защита прав человека

Определение 1

Механизм защиты прав человека – это гарантированная законом, установленная система обеспечения правового статуса человека, включающая упорядоченное функционирование органов публичной власти, правозащитных организаций, а также самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, ориентированную на предупреждение и восстановление нарушенных прав при соблюдении необходимого баланса частных и публичных интересов.

Механизм защиты прав человека включает такие компоненты, как:

  • институциональный – органы, учреждения, организации, должностные лица, имеющие отношение к системе правоохранительных органов и органов правосудия;
  • нормативный – комплекс соподчиненных нормативно-правовых актов;
  • инструментальный – комплекс правовых и неправовых способов и средств для обеспечения и защиты прав и свобод.

Замечание 1

Все компоненты системы защиты прав и свобод человека взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Юридические механизмы защиты прав человека в РФ

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Механизм конституционного контроля защиты прав и свобод личности занимает особое место среди различных механизмов такой защиты.

В Российской Федерации создана специальная система органов, отвечающих за обеспечение защиты прав человека:

  • государственные правозащитные и правоохранительные организации и учреждения (суд, прокуратура, милиция и др.);
  • общественные правоохранительные организации (адвокатура, комитет по защите прав потребителя, общественные движения и объединения).

При Президенте России, в субъектах РФ в органах исполнительной власти созданы многочисленные комитеты, палаты (советы), комиссии и другие образования.

Национальная система государственных институтов, в обязанности которой входит защита прав человека в РФ включает несколько звеньев:

  • депутатский корпус — Законодательные собрания;
  • министерства и ведомства;
  • органы исполнительной власти;
  • Прокуратура РФ;
  • Комиссии по правам человека при Президенте;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ и субъектах РФ и др.

Депутаты законодательных собраний, являясь представителями и выразителями народных интересов, должны поддерживать постоянную связь с избирателями и выражать их интересы в своем избирательном регионе или округе, что определено ФЗ № 3-ФЗ от 08.

05.94. Депутаты рассматривают обращения избирателей, вносит и передает предложения в общественные объединения, органы местного управления, органы государственной власти. Депутат обладает правом к пресечению обнаруженных нарушений прав человека.

В Государственной Думе ежемесячно рассматриваются обращения граждан главным образом в сфере соблюдения правопорядка, социальной защиты, получения разного рода пособий, улучшения жилищных условий, трудоустройства и т.д. В огромном числе обращений рассматриваются проблемы и нарушения работы в органах внутренних дел, органов прокуратуры, судов по соблюдению законности.

Депутатский корпус и каждый депутат по всем заявлениям должны принимать меры и реагировать для решения возникших проблем, используя все законные средства по защите прав человека.

Современный механизм защиты прав человека

В современном мире работает многоуровневая и сложная система защиты прав человека. Особая роль в этой системе принадлежит Организации Объединенных Наций.

Структура ООН включает отдельные организации и институты, непосредственно занимающиеся защитой прав и свобод человека. Международно-правовые акты, принятые ООН, установили международные стандарты в этой сфере.

В положениях Всеобщей Декларации прав человека отображены наднациональные, общечеловеческие, гарантированные международным законодательством стандарты прав и свобод.

Так, установлены: равенство индивидов, запрет на дискриминацию по разным признакам, право на жизнь, личную неприкосновенность и свободу, запрет на пытки и рабство, право на гражданство, вступление в брак и многое другое.

В соответствии с Декларацией, любой человек имеет право выехать из страны и вернуться обратно, имеет право на мирные протесты.

Важными нормативными актами, обязательными для исполнения странами-участниками ООН стал Международный билль о правах, включающий:

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах.

На основе совокупности всех норм Пактов индивиду гарантировалось: право на труд, создание благоприятных и справедливых условий труда, право на отдых, право на участие в профсоюзах, на социальное страхование и социальное обеспечение, право на личную неприкосновенность, свободное передвижение, презумпцию невиновности, равноправие граждан перед судом и др.

Пакты устанавливают перечень некоторых гарантированных прав человека, от которых нельзя отходить ни при каких обстоятельствах. Одно из важнейших мест занимают в сфере защиты прав человека определенные конвенции. Это конвенции о пресечении геноцида, о ликвидации расовой дискриминации, против пыток, о правах ребенка, о ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mehanizmy_zaschity_prav_cheloveka_v_rossii/

Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Национальная защита прав человека

Приложение к резолюции 48/134 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года

Полномочия и функции

1.

На национальное учреждение возлагается задача поощрять и защищать права человека.

2. Национальное учреждение наделяется как можно более широкими полномочиями, которые четко излагаются в конституционном или законодательном акте, определяющем его состав и круг его ведения.

3. Национальное учреждение осуществляет, в частности, следующие функции:

а) представляет правительству, парламенту и любому другому компетентному органу на консультативной основе, по просьбе заинтересованных органов или в порядке осуществления своего права рассматривать любой вопрос без обращения в более высокую инстанцию, мнения, рекомендации, предложения и доклады по вопросам, касающимся поощрения и защиты прав человека; национальное учреждение может принять решение о предании их гласности; эти заключения, рекомендации, предложения и доклады, а также любая прерогатива национального учреждения относятся к следующим областям:

i) любые законодательные и административные положения, а также положения, касающиеся судебных органов и направленные на обеспечение и усиление защиты прав человека; в этой связи национальное учреждение изучает действующее законодательство и административные положения, а также законопроекты и предложения и выносит рекомендации, которые оно сочтет целесообразными для обеспечения соответствия этих положений основополагающим принципам в области прав человека; в случае необходимости оно рекомендует принятие нового законодательства, поправки к действующему законодательству и принятия или изменения административных мер;

ii) любой случай нарушения прав человека, который оно решает рассмотреть;

iii) подготовка докладов о положении в стране с точки зрения прав человека в целом, а также о более конкретных вопросах;

iv) привлечение внимания правительства к случаям нарушения прав человека в любой части страны, представление ему предложений относительно мер, направленных на пресечение таких нарушений, и, в случае необходимости, изложение своего мнения относительно позиции и реакции правительства; 

b) поощряет и обеспечивает согласование национального законодательства, правил и практики с международными документами по правам человека, участником которых является данное государство, и их эффективное осуществление;

с) содействует ратификации вышеупомянутых документов или присоединению к ним и обеспечивает их осуществление;

d) участвует в подготовке докладов, которые государства должны представлять органам и комитетам Организации Объединенных Наций, а также региональным учреждениям во исполнение своих договорных обязательств и, в случае необходимости, выражать свое мнение по этому вопросу, должным образом соблюдая их независимость;

е) сотрудничать с Организацией Объединенных Наций и любыми другими организациями системы Организации Объединенных Наций, региональными учреждениями и национальными учреждениями других стран, компетентными в вопросах поощрения и защиты прав человека;

f) содействовать разработке учебных и исследовательских программ по правам человека и принимать участие в их осуществлении в школах, университетах и в профессиональных кругах;

g) предавать гласности положение в области прав человека и усилия по борьбе против всех форм дискриминации, особенно расовой дискриминации, посредством повышения осведомленности общественности, в частности путем информирования и просветительской деятельности, а также посредством использования всех печатных органов.

Состав и гарантии независимости и плюрализма

1.

Состав национального учреждения и порядок назначения его членов, путем выборов или иным способом, устанавливаются в соответствии с процедурой, предусматривающей все необходимые гарантии обеспечения плюралистического представительства общественных сил (гражданского общества), участвующих в деятельности по поощрению и защите прав человека, в частности путем использования полномочий, позволяющих установить эффективное сотрудничество с представителями, или посредством участия представителей:

а) неправительственных организаций, занимающихся вопросами прав человека и борьбы против расовой дискриминации, профсоюзов, соответствующих общественных и профессиональных организаций, например ассоциации юристов, врачей, журналистов и видных ученых; 

b) различных философских и религиозных течений;

с) университетов и квалифицированных экспертов;

d) парламента;

е) правительственных ведомств (в этом случае их представители участвуют в рассмотрении вопросов лишь в качестве консультантов).

2. Национальное учреждение должно располагать инфраструктурой, обеспечивающей бесперебойное осуществление его деятельности, в частности достаточным финансированием.

Цель такого финансирования должна заключаться в том, чтобы предоставить национальному учреждению возможность иметь свой персонал и свои помещения, с тем чтобы оно могло быть независимым от правительства и не подлежать финансовому контролю, который может влиять на его независимость. 

3. Для обеспечения стабильности мандата членов учреждения, без чего не может быть подлинной независимости, их назначение оформляется официальным актом, в котором указывается конкретный срок действия мандата. Мандат может возобновляться при условии обеспечения плюралистического характера состава национального учреждения.

Методы работы

В рамках своей деятельности национальное учреждение:

а) свободно рассматривает любые вопросы, относящиеся к сфере его ведения, независимо от того, были ли они представлены правительством или приняты к рассмотрению без обращения к более высокой инстанции, по предложению его членов или любого заявителя;

b) заслушивает любое лицо и получает любую информацию и любые документы, необходимые для оценки ситуаций, относящихся к сфере его ведения; 

с) обращается к общественности непосредственно или через любой печатный орган, особенно для предания гласности своих мнений и рекомендаций;

d) проводит заседания на регулярной основе и, в случае необходимости, с участием всех своих членов после их надлежащего уведомления;

е) по мере необходимости образует из своих членов рабочие группы и создает местные или региональные отделения для содействия в осуществлении его функций;

f) проводит консультации с другими судебными и несудебными органами, занимающимися поощрением и защитой прав человека (в частности, омбудсменами, арбитрами или другими аналогичными органами);

g) учитывая ту основополагающую роль, которую играют неправительственные организации в расширении деятельности национальных учреждений, развивает связи с неправительственными организациями, занимающимися поощрением и защитой прав человека, социальным и экономическим развитием, борьбой против расизма, защитой особо уязвимых групп (в частности детей, трудящихся-мигрантов, беженцев, лиц с физическими и умственными недостатками) или другими специальными вопросами.

Дополнительные принципы, касающиеся статуса комиссий, обладающих квазисудебными полномочиями

Национальное учреждение может быть уполномочено заслушивать и рассматривать жалобы и заявления, касающиеся положения отдельных лиц.

Материалы могут передаваться ему отдельными лицами, их представителями, третьими сторонами, неправительственными организациями, ассоциациями профсоюзов или любыми другими представительными организациями.

В этом случае без ущерба для вышеизложенных принципов, касающихся других полномочий комиссий, возложенные на них функции могут основываться на следующих принципах:

а) достижение полюбовного урегулирования путем примирения или, в установленных законом пределах, путем вынесения обязательных решений, или, в случае необходимости, на основе конфиденциальности;

b) уведомление стороны, представившей заявление, о ее правах, в частности об имеющихся в ее распоряжении средствах правовой защиты, и содействие получению доступа к ним; 

с) заслушивание любых жалоб или заявлений или направление их любому другому компетентному органу в пределах, установленных законом;

d) представление рекомендаций компетентным органам, в частности, путем предложения поправок или изменений к законам, правилам и административной практике, особенно если они являются причиной трудностей, с которыми столкнулись лица, представившие заявления, в целях отстаивания их прав. 

Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок восьмая сессия, Дополнение №49 (А/48/49), стр. 369–370.

Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/paris.shtml

Международная защита прав человека и гражданина

Национальная защита прав человека

Международная защита прав человека осуществляется специальными структурами: Комитетом по правам человека ООН, Европейским Судом при Совете Европы.

В качестве основных источников международного права, которые регламентируют защиту интересов человека, выступает Европейская Конвекция о защите основных свобод и прав человека, Хартия о правах человека, Заключительный акт по сотрудничеству и безопасности в Европе.

Актуальность защиты прав

Международная защита прав и свобод человека связана с английским философом Томасом Гоббсом. Он был убежден в том, что человечество в первобытном естественном состоянии находилось в состоянии войны всех против всех. Только после возникновения государства появился шанс на нормальную жизнь, защиту прав простыми гражданами.

Англичанин считал, что в отношениях между разными государствами война неизбежна, так как над государствами нет контролирующих и сдерживающих структур.

Международная система защиты прав человека стала особенно актуальна в XX веке, за который прошло две жестоких мировых войны, участие в которых приняли многие мировые державы. Именно в этот период и наблюдалось самое преступное и бесчеловечное обращение с мирным населением, военнопленными.

Образование Лиги Наций

После Первой мировой войны, в 1920 году, зародились основы международной защиты прав человека. Созданная Лига Наций стала первой организацией международного уровня, которая своей целью поставила сохранение мира и повышение качества жизни на нашей планете.

Несогласованность действий стран, которые стали ее участниками, не позволила Лиге Наций разработать полноценную систему коллективной безопасности. Данная организация прекратила существования в 1946 году, вместо нее появилась новая межгосударственная структура – ООН.

Деятельность ООН

Ее основной задачей стала разработка мероприятий, направленных на защиту интересов граждан во всем мире. ООН появилась как ответ на преступления против людей, которые были совершены гитлеровской Германией, а также ее союзниками в период Второй мировой войны. При ООН сформировали Хартию о правах человека, часто именуемую Международным биллем о правах человека.

Документы Хартии

В качестве нормативной базы выступают:

  • Всеобщая Декларация прав человека;
  • несколько пактов об экономических, политических, социальных правах граждан.

В качестве дополнения были подготовлены еще десятки деклараций и договоров, по которым осуществляется международная защита прав человека в мирный период. Документы связаны с геноцидом, расовой дискриминацией, правами инвалидов, статусом беженцев.

После принятия первого документа, указанного в списке, начался период, в котором международно-правовая защита прав и свобод человека перестала быть внутренним делом отдельного государства.

Значимость

Всеобщая декларация закрепила базовые права всех обитателей нашей планеты независимо от этнической принадлежности, расы, языка, конфессии, пола.

В ней заложена международная защита прав человека:

  • на полноценную жизнь;
  • личную свободу;
  • полную неприкосновенность;
  • всеобщее равенство.

В ней говорится о недопустимости рабства, пыток, унижения достоинства человека. Где бы ни находился гражданин, ему должна быть доступна международная защита прав и свобод человека.

Часть положений Конституции нашей страны практически полностью дублирует материал Всеобщей Декларации прав человека.

Договор международного уровня

Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах регламентирует формирование свободной от нужды и страха личности человека. Достигнуть этого можно только при условиях, что у каждого появится возможность пользоваться правами на труд, отдых, справедливое вознаграждение, достойный жизненный уровень, социальное обеспечение, свободу от голода.

Международная защита прав человека в условиях данного пакта предполагает и предоставление возможности гражданам на активное участие в культурной жизни.

Кроме выше перечисленных прав, в международном пакте также упоминаются прочие возможности:

  • запрет лишение свободы гражданина при невыполнении им договорных обязательств;
  • равенство перед законом и судом;
  • право на неприкосновенность семейной и личной жизни;
  • возможность защиты семьи, прав ребенка;
  • право на выражение позиции в политической жизни конкретного государства;
  • равные возможности для всех этнических меньшинств.

Первый протокол

Этот документ дает гражданам тех стран, которые подписали это соглашение, защищать свои политические и гражданские права. Именно на основе этого документа осуществляется международная европейская защита прав человека.

Наша страна приняла обязательства по рассматриваемому соглашению в 1991 году. Отметим, что решения Комитета не считаются обязательными, в его полномочия входит рекомендация государству по восстановлению нарушенных прав. Данный Комитет также имеет право на привлечение к подобной деятельности мирового общественного мнения.

Второй факультативный протокол

Является дополнением к пакту о политических и гражданских правах, предполагал отмену смертной казни. Международная защита прав человека и гражданина в рамках европейского сообщества осуществляется и Советом Европы, а также специальным документом, который регламентирует правозащитные действия – Еврейской Конвекцией о защите прав и свобод человека. Документ был принят в 1950 году.

Европейская конвенция

Международно-правовая защита прав человека в рамках данного документа связана с предоставлением:

  • права на жизнь;
  • запретом бесчеловечного обращения и пыток;
  • право на свободу, личную неприкосновенность;
  • запрет рабства;
  • право на вынесение наказания в рамках законодательства;
  • запрет дискриминации;
  • право на уважение семейной и личной жизни;
  • независимость совести, религии:
  • возможность выражения собственной позиции;
  • право на использование эффективных средств защиты.

К данной Конвенции приложено сразу несколько дополнительных протоколов. Один из них ориентирован на защиту собственности, свободы выборов.

Этот документ запрещает лишение свободы при наличии у гражданина долговых обязательств. Шестым протоколом отменяется смертная казнь.

Наша страна присоединилась к Конвенции только в 1998 году. Теперь каждый россиянин, который считает, что его незаслуженно наказали, может использовать международные механизмы защиты прав человека.

Специфика Европейского Суда по правам человека

Данный орган принимает от граждан жалобы в следующих ситуациях:

  • к рассмотрению принимаются нарушения прав человека, произошедшие после подписания Россией соответствующих договоров;
  • жалоба принимается в том случае, когда от периода нарушения и вынесения решения суда не прошло 6 месяцев;
  • суть обращения должна быть изложена четко, подтверждена доказательствами;
  • запрещено одновременно подавать жалобу в Комитет по правам человека ООН и в Европейский Суд.

Если решение принимается в пользу пострадавшего, в таком случае Европейским Судом этому лицу присуждается компенсация за нарушенные права.

Решения данного суда являются окончательными, они не подлежат обжалованию, являются обязательными для стран-участников, включая и Россию.

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе занимается защитой прав граждан. Она была создана в 1975 году. Именно тогда был подписан Акт совещания по сотрудничеству и безопасности в Европе.

Кроме признания суверенного равенства всех стран, нерушимости государственных границ, неприменения силы, в Акте провозглашается необходимость защиты свобод и прав граждан, в том числе свободы совести, мысли, убеждений, религии.

После принятия данного документа в Советском Союзе появилось правозащитное организованное движение в форме «хельсинских групп», которые требовали от властей полного соблюдения норм международного права.

Правозащитников подвергли ссылкам, арестам, репрессиям, но именно их деятельность привела к тому, что власти изменили свою позицию в отношении защиты прав человека.

Международный уголовный суд

Он функционирует с 2002 года в Гааге. В компетенцию данного органа входят:

  • преступления, которые относятся к геноциду – намеренное истребление целой национальной, этнической, религиозной, расовой группы либо ее части;
  • действия против человечества – систематического либо масштабного преследования, которые направлены против мирных граждан;
  • военные преступления – нарушение обычаев и законов ведения военных действий.

Создание уголовного суда дало возможность осуждать высших должностных лиц, глав государств, членов правительств, привлечь которых в рамках внутреннего законодательства невозможно.

В качестве предшественников Международного уголовного суда можно рассматривать трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии, процесс в Токио, Нюрнбергский трибунал относительно военных преступлений и преступлений против человечества.

На подобных процессах преступники государственного уровня несли заслуженную кару, но и к ним все же применялись нормы гуманитарного международного права.

Механизмы привлечения к ответственности военных преступников, используемые в современном мире, направлены на вынесение справедливого наказания для всех граждан, независимо от занимаемой им государственной должности.

Значимость международных документов

Права человека считаются глобальной проблемой современности и приоритетным направлением сотрудничества разных государств.

После окончания Второй мировой войны страны поняли, что при нарушении прав мирных граждан, нарушении их чести и достоинства, мир может оказаться в очередном кровавом конфликте. Страны–победительницы совместно с другими государствами организовали ООН.

Передовая мировая общественность стремилась определить тот минимум свобод и прав, который может обеспечить любому человеку в любом государстве безопасное существование.

В качестве средства для утверждения свобод и прав выступила разработка и принятие конкретных международно-правовых документов, исполнение которых является обязательным для всех стран, добровольно признавших их моральную, политическую, юридическую силу.

Впервые в истории существования человеческой цивилизации были созданы и рекомендованы для применения во всех государствах основные свободы и права человека. Они рассматриваются в всем цивилизованном мире в качестве стандартов, эталонов для создани собственных национальных документов, к примеру, разделов конституций о правах граждан.

Понятия «свободы» и «права» в этом документе не тождественны, несмотря на их смысловую близость.

Правом человека называют узаконенную, обеспечиваемую государством, возможность что-либо делать.

Свобода личности предполагает отсутствие стеснений, ограничений в поведении, деятельности.

Создатели Декларации, которая провозгласила общечеловеческий минимум свобод и прав, опирались на свое понимание уровня развития цивилизации. Отметим, что декларация не считается юридическим обязательным документов, она несет рекомендательный характер для государств и народов мира.

Несмотря на это у данного документа большое практическое значение. На основе Декларации были разработаны и приняты юридически обязательные договора международного характера, касающиеся прав гражданина.

Заключение

Специфика международных договоров, касающихся основных прав и свобод человека, состоит в их активном и плодотворном действии с использованием национального внутреннего права. Их важно воплощать в конкретных нормативно-правовых актах страны: законах, кодексах, указах.

Международная защита прав человека в мирное время — это совокупность правовых норм, которые определяют и закрепляют в договорном режиме нормы о правах и свободах человека. Также предполагается продумывание международных механизмов контроля за их соблюдением, защиты нарушения свобод и прав отдельного гражданина.

В нашей стране уделяется значительное внимание соблюдению прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ. В случае нарушения россияне имеют право на защиту своих интересов в международных судах.

Источник: https://FB.ru/article/33506/mejdunarodnaya-zaschita-prav-cheloveka-v-sisteme-oon

Механизмы защиты прав человека и гражданина: международные и государственные

Национальная защита прав человека

Право на защиту есть неотъемлемый элемент любого субъективного права гражданина, и оно имеет реальное значение только тогда, когда его может реализовать как сам управомоченный субъект своими действиями, так и с поддержкой государственных или уполномоченных государством органов.

Определение 1

Защита прав человека представляет собой совокупность мер организационно-правового характера, направленных на правовую защиту, устранение препятствий для реализации субъективных гражданских прав, восстановление нарушенных прав, применение мер наказания к лицам, нарушившим права.

Меры для защиты прав поддерживаются законодательно государством и международным сообществом. В понятие защиты прав, свобод и интересов входят разнообразные способы защиты, которые можно подразделить на юрисдикционные и неюрисдикционные.

Юрисдикционная защита прав человека

Определение 2

Юрисдикционными способами защиты прав называются действия государственных органов власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, международных органов, чья деятельность направлена на восстановление нарушенных прав.

Международная практика защиты прав

Для защиты прав граждан в международной практике осуществляют деятельность межгосударственные и негосударственные объединения, применяющие доказавшие свою эффективность механизмы правозащиты.

Определение 3

Механизмом защиты прав и свобод человека является целостная, динамическая, законодательно подкрепленная система, определяющая субъекты и объекты защиты, способы их взаимодействия; призванная обеспечить ликвидацию незаконных препятствий для реализации юридически закрепленных прав граждан и предотвратить их нарушение.

Говоря о формировании механизмов защиты международного уровня, прежде всего, нужно упомянуть деятельность Организации Объединенных Наций (ООН), в частности принятие Устава ООН и Всеобщей декларации человека.

Результатом функционирования ООН стали не только правовые основы, но и проработка схемы международного сотрудничества по вопросам защиты прав; создана система соответствующих органов, деятельность которых направлена на исполнение принятых международно-правовых актов.

Также крупными межгосударственными объединениями, оказывающими существенное влияние на сферу правозащиты человека на международном уровне, являются Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Деятельность этих объединений, а также многих других межгосударственных организаций, в том числе, основывается на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Данный документ определяет неотъемлемые права и свободы каждого индивида и накладывает обязательство на страны Совета Европы обеспечивать соблюдение этих прав для каждого, кто находится под их юрисдикцией.

Международным судебным органом является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Ему подведомственны все вопросы, связанные с толкованием и применением на практике положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Рассмотрению в Европейском суде подлежат обращения (жалобы), связанные с нарушением положений Конвенции.

Судом устанавливается действительность заявленного нарушения и, в случае подтверждения оного, присуждается удовлетворение претензии путем денежной компенсации потерпевшей стороне нанесенного ущерба (материального и морального вреда) и всех издержек.

В настоящее время наблюдается тенденция по развитию неправительственных международных организаций; усиливается их роль, влияние на международные отношения, на разработку эффективных механизмов защиты прав человека. Ключевой характеристикой таких объединений является то, что их деятельность носит некоммерческий и добровольный характер.

Государственная практика защиты прав

Реализация механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина все же в первую очередь является ответственностью каждого отдельного государства. Выполнению этой задачи на национальном уровне способствуют принятие необходимых законов, обеспечение гарантии независимости судебных инстанций, поддержка деятельности демократических институтов права.

  1. Зарубежный опыт по защите прав человека включает в себя многолетнее развитие института омбудсмена.

Определение 4

Омбудсменом называется должностное лицо, получившее полномочия осуществлять контроль деятельности министерств, ведомств и иных правительственных учреждений с точки зрения как законности, так и справедливости.

Омбудсмен имеет право инициировать расследование не только на основании обращения гражданина, но и по собственной инициативе. Опыт зарубежной практики был перенят Российской Федерацией, и с 1994 в стране появилась такая должность как Уполномоченный по правам человека. Его правовой статус, порядок назначения на должность, компетенции и пр.

закреплены в Конституции РФ (Федеральный Конституционный Закон №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека Российской Федерации» от 26.02.1997 г.). Уполномоченный по правам человека призван выступать посредником между лицом, права которого были попраны, и должностными лицами, осуществляя защиту прав и законных интересов каждого гражданина.

Уполномоченный по правам человека рассматривает обращения не только граждан Российской Федерации, но и граждан других стран, находящихся на территории России, а также лиц без гражданства.

Жалобы, с которыми обращаются граждане к Уполномоченному по правам человека, содержат в себе претензии на определенные действия (или, напротив, бездействие) государственных органов, должностных лиц, государственных служащих.

После рассмотрения обращения Уполномоченный имеет возможность дать ход делу, направив его в судебные инстанции, заявляя о необходимости зашиты прав и свобод; в соответствующие государственные органы, ходатайствуя о возбуждении уголовного дела или дисциплинарного/административного производства; в прокуратуру, ходатайствуя о пересмотре судебного решения или постановления и т.д. Как видно, компетенции и возможности Уполномоченного по правам человека достаточно широки, что дает ему возможность эффективной защиты прав каждого индивида.

  1. В число юрисдикционных способов защиты прав человека входит и судебная защита. Собственно, на данный момент она занимает основную долю среди других форм. Судебная форма защиты включает в себя рассмотрение дел, где объектом споров становятся нарушенные права и/или законные интересы, а также возможность их нарушения. С жалобами могут обращаться как физические, так и юридические лица в различные судебные инстанции (мировой суд, федеральный суд и пр.). Право на обращение в суд закреплено законодательством.
  2. Юрисдикционным способом защиты прав является также административная защита. Административный способ защиты находит свое выражение в праве обращаться в государственные органы с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц (чиновников).

Неюрисдикционная защита прав человека

Механизм защиты прав человека в РФ включает также гражданское право, закрепленное Конституцией, на самостоятельную защиту своих прав и интересов.

Граждане могут организовывать собрания, демонстрации, пикеты.

Однако реализация данного права исключает использование оружия, нарушение прав и свобод других граждан, намеренное разжигание национальной, религиозной, расовой ненависти, агитации к насилию и пр.

Замечание 1

Федеральным законом также установлен порядок организации подобных публичных мероприятий: разрешение органов государственной власти не требуется, но уведомить, согласно документу, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления организаторы мероприятия должны: в письменной форме, в установленные сроки (ст.7 ФЗ №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», от 19.06.2004 г.).

Реалии современного мира таковы, что поддержание правопорядка, обеспечение безопасности граждан, защита прав и интересов каждого человека являются ключевыми государственными задачами.

При этом очевидно, что для решения этих задач только закрепления прав и обязанностей правовыми нормами недостаточно.

Полноценный механизм реализации права на защиту включает в себя не только функционирование органов власти, несущих функцию правозащиты, но и применение таких методик воспитания и образования должностных лиц, которые позволят сформировать профессиональное уважение индивидуальных прав каждого.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/mehanizmy-zaschity-prav-cheloveka-i-grazhdanina/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.