Муниципальная инфраструктура

Организация инфраструктуры муниципальных образований

Муниципальная инфраструктура

Муниципальные власти призваны обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для населения муниципального образования. Решение этой задачи требует от муниципальных властей обеспечения наличия определенных объектов, необходимых для удовлетворения потребностей населения в тех или иных услугах.

Определение 1

Под инфраструктурой муниципального образования понимается совокупность природного комплекса, схемы планировки и застройки территории муниципального образования, объектов обслуживающих и социальных сфер, деятельность которых направлена на обеспечение бесперебойной жизнедеятельности муниципального образования.

Инфраструктура муниципального образования представляет собой сложный механизм, требующий от муниципальных властей четкого и продуманного подхода к его организации.

В основе организации инфраструктуры муниципального образования лежит принцип рациональности размещения объектов инфраструктуры, позволяющей населению муниципального образования без каких-либо исключений получать доступ к ним.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Состав инфраструктуры муниципального образования

Инфраструктура муниципального образования включает в свой состав огромное количество подотраслей экономики, находящихся в тесной взаимосвязи и направленных на достижение цели удовлетворения потребностей граждан муниципального образования в услугах.

Инфраструктура муниципального образования является непроизводственной сферой, в состав которой входят следующие отрасли:

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство. Данное хозяйство представляет собой важнейшую и наиболее крупную составную часть хозяйства муниципального образования, в состав которой входят непосредственно жилищное хозяйство, системы инженерного обеспечения муниципального образования, общемуниципальное коммунальное хозяйство;
  2. Транспортная система муниципального образования. Решение проблемы транспортного обслуживания населения является одним из наиболее значимых вопросов муниципального управления. Организация транспортного обслуживания предъявляет высокие требования к транспортным сетям поселений, их пропускной способности. Организация пассажирских перевозок требует учета разнообразных факторов, к числу которых можно отнести время, направления движения, загруженность транспорта и так далее. В состав транспортной системы входят транспортные парки, службы автосервиса, автостоянки, заправочные станции и так далее;
  3. Строительные отрасли муниципального образования, осуществляющие жилищное строительство и промышленное строительство на территории муниципального образования. Существование муниципального образования невозможно без проведение строительных работ, реконструкции и ремонтов. Строительный комплекс муниципального образования включает в себя огромное количество предприятий, осуществляющих разнообразные виды работ, начиная от проектирования и заканчивая непосредственным возведением зданий и сооружений. В отношении данного элемента инфраструктуры муниципального образования муниципальные власти зачастую выступают в качестве заказчика;
  4. Службы, призванные осуществлять обеспечение общественной безопасности на территории муниципального образования. Данный элемент инфраструктуры обеспечивается такими службами как дорожная (ГИБДД), полиция, пожарная охрана, гражданской обороны, экологическая, скорая помощь;
  5. Комплекс предприятий, представляющих потребительский рынок. Потребительский рынок муниципального образования представлен предприятиями, действующими в сфере торговли и общественного питания, а также бытового обслуживания населения. Примерами таких предприятий является оптовые базы, склады, предприятия, производящие продукты питания, специализированный транспорт, парикмахерские, службы по ремонту техники, пункты проката и так далее. Задачи органов муниципального управления в этой части управления инфраструктурой состоят в формировании благоприятных условий для развития частного сектора потребительского рынка;
  6. Система связи, обеспечения информацией, управления и прочие организации, признанные обслуживать нужды муниципального образования. Данный элемент инфраструктуры включает в свой состав средства массовой информации, телеграфную и телефонную связь, почту, другие средства коммуникации. На муниципальные власти возлагается обязанность обеспечения рационального размещения данных объектов на территории муниципального образования, предоставления необходимых помещений или доступа в них.

Социальная инфраструктура муниципального образования

Особое место в инфраструктуре муниципального образования занимает ее социальная часть. Данная часть инфраструктуры муниципального образования включает в себя объекты здравоохранения, социальной поддержки населения, образования и науки, культуры и искусства, спорта и физической культуры, рекреации и досуга.

Примером объектов социальной инфраструктуры муниципального образования являются общеобразовательные школы, поликлиники, больницы, детские дома, дома престарелых, стадионы, плавательные бассейны, парки, скверы, филармонии, аптеки и так далее.

Как правило, перечисленные объекты социальной инфраструктуры муниципального образования находятся в муниципальной собственности. Муниципальные власти осуществляют содержание этих объектов за счет доходов муниципального бюджета, а также контролируют их деятельность.

Задача муниципальных властей в данной сфере сводится к обеспечению рационального размещения объектов социальной инфраструктуры на территории муниципального образования, призванного обеспечить равенство доступа к ним для всех граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_municipalnyh_obrazovaniy/organizaciya_infrastruktury_municipalnyh_obrazovaniy/

Читать онлайн Инфраструктура муниципальных образований страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Муниципальная инфраструктура

Учебное пособие посвящено вопросам развития инфраструктуры городских и сельских населенных пунктов Российской Федерации.

Рассматриваются современное состояние и методические подходы к развитию инфраструктуры в условиях многообразия форм собственности.

Обобщен современный практический опыт развития населенных пунктов, основанный на нормативно-правовом государственном регулировании земельно-имущественных и градостроительных отношений.

Для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», преподавателей вузов, специалистов в области государственного управления.

Введение 1

Глава 1 — Общая характеристика муниципальных образований 2

Глава 2 — Пространственная инфраструктура муниципальных образований 12

Глава 3 — Инженерная инфраструктура муниципальных образований 25

Глава 4 — Транспортная инфраструктура муниципальных образований 32

Глава 5 — Социальная инфраструктура муниципальных образований 36

Литература 47

Примечания 48

Инфраструктура муниципальных образований
Под редакцией П.В. Кухтина

Допущено

Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по дисциплине «Инфраструктура муниципальных образований» специальности «Государственное и муниципальное управление»

Рецензенты:

И.Ю. Беляева, заведующая кафедрой государственного, муниципального и корпоративного управления ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации», д-р экой, наук, проф.,

Т.Г. Морозова, проф. кафедры региональной экономики и управления Всероссийского заочного финансово-экономического института, д-р геогр. наук

Левов А.А. – начальник отдела ФГУП ФКЦ «Земля», канд. экон. наук

Введение

Учебное пособие посвящено вопросам развития инфраструктуры городских и сельских населенных пунктов Российской Федерации и рассматривает широкий спектр проблем и вопросов, связанных с практической деятельностью в этой сфере.

Изменившиеся условия, связанные с реформированием местного самоуправления, земельно-имущественных отношений, преобразованием уклада жизни населения, требуют детальных исследований и дополнений теоретических и методологических основ, высокого уровня подготовки выпускников вузов.

Объективные изменения, происшедшие за последние 15 лет в экономических и правовых отношениях между основными участниками градостроительной деятельности в поселениях, определили новые требования к развитию инфраструктуры городских и сельских населенных пунктов, задали новый уровень знания этих сложных социальных процессов.

В настоящее время на законодательном уровне уже закреплены правила, которые необходимо соблюдать в ходе проектирования при рассмотрении земельных вопросов территориального развития города и реконструкции застройки.

Они включают бережное отношение к объектам и территориям всех видов собственности, сохранение природного комплекса и культурного наследия, обеспечение безопасности территории и окружающей среды, а также устойчивое состояние и планомерное развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, удовлетворение социальной потребности в развитии рынка жилья и разнообразии типологии жилищного строительства, формирование полноценной жилой среды.

Расположение сооружений, устройство систем и процессов должны обусловливаться производственными, эксплуатационными и естественными факторами среды (география, ландшафт, освещение, роза ветров, распределение воздушных потоков и пр.

), требованиями эргономики и оптимальным использованием пространства и т. п. При их проектировании необходимо использовать методы кибернетики, эргономики и теории надежности, учитывать максимум природных и экологических факторов.

При всей множественности факторов, влияющих на масштаб или направление развития поселений, основная задача, которая ставится при разработке концепции, – выявление ресурсного потенциала, в котором территориальные ресурсы определяют масштаб развития поселения.

Оценка территориальных ресурсов основывается на комплексном исследовании состояния всей территории: как застроенной, так и незастроенной. При этом оцениваются весь природно-ресурсный потенциал и возможности развития транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктуры.

Выявляются санитарно-гигиеническое качество территории, ограничения по ее освоению, связанные с охраной природного комплекса, историко-культурного наследия, источников водоснабжения, использованием полезных ископаемых, защитой от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В районах сложившейся застройки дополнительно проводятся исследования нереализованного строительства в проектах планировки (проектах застройки) кварталов и микрорайонов, осуществляется экспертная оценка возможности повышения плотности застройки сложившихся микрорайонов. При этом намечаемые мероприятия по уплотнению застройки одновременно должны преследовать цель улучшения ее санитарно-гигиенических и планировочных качеств.

В результате экстенсивного развития поселений в предшествующие десятилетия производственные зоны включают большой резерв территорий, которые с успехом могут быть использованы как для размещения и развития промышленных и коммунально-складских объектов, так и для расширения жилых зон.

Такие исследования проводятся в ходе разработки проектов генеральных планов. С выделением концепции разработки генпланов в самостоятельную стадию все исследования необходимо проводить в ее рамках. В противном случае решения по территориальному развитию поселения рассматриваются как необоснованные.

Полноценное комплексное изучение состояния территорий в сочетании с экономической оценкой освоения каждой из площадок позволяет выявить приоритеты их функционального использования и этапы освоения, что в большинстве случаев впоследствии исключает необходимость разработки вариантов территориального развития поселения.

Кроме того, за пределы черты поселения выходит решение проблем сохранения и развития природного комплекса, организации зеленой зоны и развития рекреационных территорий, расширения территорий садово-дачного и малоэтажного строительства, решение вопросов развития внешних транспортных связей и очистки территории, комплексное решение защиты поселения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Поэтому перспективное развитие инфраструктуры поселения должно быть зафиксировано в распорядительных документах тех органов местного самоуправления, которые осуществляют свою деятельность на территории, охваченной градостроительными преобразованиями.

При всей важности многих проблем перспективного развития поселений в этом учебном пособии рассматривается наиболее приоритетная из них – проблема территориального развития.

Это обусловлено необходимостью решения такой социальной задачи, как повышение уровня жилищной обеспеченности населения России до уровня передовых западных стран и создание благоприятной среды проживания.

В учебном пособии обобщен современный практический опыт развития населенных пунктов, основанный на нормативно-правовом государственном регулировании земельно-имущественных и градостроительных отношений на территории городских и сельских населенных пунктов. Рассматриваются концептуальные основы развития инфраструктуры в городских и сельских населенных пунктах России, а также раскрываются основы государственного регулирования и стандартизации градостроительной деятельности.

В книге использован целый ряд примеров, связанных с инфраструктурой Москвы и Московской области.

Авторы исходят из того, что Москва представляет собой огромный город со сложной структурой, центр подмосковной агломерации, политический, культурный, экономический, финансовый, научный и образовательный центр, сосредоточение множества транспортных, демографических, национальных проблем.

Соответственно этому московские и подмосковные городские и сельские муниципальные инфраструктуры должны решать огромное количество разнообразных задач.

В этом смысле проблемы и решения Москвы и Подмосковья показывают другим муниципальным образованиям их не столь отдаленное будущее, могут рассматриваться как полигон, место проверки идей, взглядов и практики развития городских и сельских инфраструктур, и в этом отношении их опыт является значимым достоянием всей муниципальной России.

В учебном пособии использованы нормативные материалы, предоставляемые программным продуктом «КонсультантПлюс».

Принимая во внимание актуальность и новизну предмета, авторы учебного пособия будут благодарны за все замечания и предложения по структуре и содержанию курса.

Источник: https://dom-knig.com/read_163916-1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.