Международное финансовое право

Международное финансовое право

Международное финансовое право

Функции центрального банка, хотя и модифицировались, но остаются на протяжении многих десятилетий неизменными. Основные из них такие:

центральный банк имеет монополию на осуществление эмиссии наличных денег и организацию их обращения; является банкиром правительства; выполняет роль банка для других банков (банк банков); проводит денежно-кредитное регулирование и осуществляет банковский надзор.

Денежно-кредитное регулирование направлено на смягчение разногласий рыночной экономики, удержание инфляции, обеспечение высокого уровня занятости и т. п.. Денежно-кредитное регулирование должно быть согласовано с налоговой и бюджетной политикой, с другими мероприятиями государственного регулирования экономики.

Основными методами денежно-кредитной политики есть: регулирование процентной ставки (учетная политика), установление норматива обязательных резервов, которые депонированы в ЦБ кредитными организациями, операции на рынке ценных бумаг.

Во всех странах денежно-кредитная политика ЦБ дополняется банковским регулированием и наглядом за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций.

Через лицензирование банковской деятельности, установление обязательных нормативов, систему страхования вкладов, анализ отчетности, ревизию и проверку деятельности кредитных учреждений ЦБ стараются поддерживать стабильность банковской системы, защищать интересы вкладчиков и кредиторов. Центральный банк осуществляет валютное регулирование, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.

Центральный банк имеет право принимать участие в капиталах и деятельности международных организаций. Представляет интересы государства во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, международными организациями.

Центральный банк выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов зарубежных банков в стране.

  

Международные организации — это созданные на основе международного договора и устава для выполнения определенных функций объединения суверенных государств, которые имеют систему постоянно действующих органов, владеют международной правосубъектностью и основанные соответственно международному праву. Понятие правосубъектности включает:

правоспособность — способность иметь права и обязанности; дееспособность — способность независимо от других субъектов осуществлять свои права и обязанности.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации (международные финансовые организации) — это экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений для регулирования международных валютных и финансово-кредитных отношений с целью стабилизации мировой экономики.

Ведущее место среди международных финансовых организаций занимают: Международный валютный фонд (МВФ), Банк международных расчетов (БМР), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его подразделы, Международная ассоциация развития (МАР), Международная агенция по инвестиционным гарантиям (МАІГ), Европейский инвестиционный банк, региональные международные банки развития стран, которые развиваются, Европейский банк реконструкции и развития, валютно-кредитные и финансовые организации ЕС и др.

Институционная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает международные организации, которые:

имеют большие полномочия и ресурсы, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений; существуют как форум для межправительственного обсуждения, для изготовления консенсуса и рекомендаций из валютной и кредитно-финансовой политики; обеспечивают сбор и распространения статистической и научно-исследовательской информации из актуальных валютно-кредитных и финансовых проблем и экономики в целом.

Возникновение международных финансовых учреждений обусловлено причинами, к которым относят:

усиление процессов глобализации экономики, создание транснациональных структур (ТНК и ТНБ); развитие межгосударственного регулирования мировых хозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений; необходимость общего решения проблем нестабильности мировой экономики, куда входят мировая валютная система; мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые учреждения выполняют такие задачи:  объединение усилий мирового общества с целью стабилизации международных финансов и мировой экономики;  осуществление межгосударственного валютного и кредитно-финансового регулирования;  

общая разработка и координирования стратегии и тактики мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

1.3. Источники международного финансового права

Источники международного финансового права 

Основное регулирование валютно-финансовых отношений между государствами осуществляется двусторонними договорами. Нормы, относящиеся к этой сфере, содержатся в общих договорах по торговому или экономическому сотрудничеству.

Так, правовой режим, устанавливаемый торговыми договорами для всего комплекса торговых отношений сторон, распространяется и на валютно-финансовую деятельность.

Соглашения о торгово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, с долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, с оплатой импорта оборудования и т.д.

Широкий круг валютно-финансовых вопросов решается соглашениями о товарообороте и платежах (валюта расчетов, способы расчетов и пр.). Однако это не исключает наличия специальных соглашений валютно-финансового характера.

Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов путем зачета встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической сфере, без перевода иностранной валюты. Цель таких соглашений – сбалансировать взаимные платежи.

Поскольку курс валюты, в которой происходят расчеты на специальных клиринговых счетах, подвержен колебаниям, то в соглашения включается валютная оговорка, позволяющая пересчитать наличность при изменении курса валют.

Иногда соглашения предусматривают перевод в конкретной валюте остатков, образовавшихся на счетах после взаимного зачета требований. Такие соглашения называют расчетно-клиринговыми.

Платежные соглашения регламентируют расчеты в согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов. Кредитные соглашения определяют условия предоставления займа, его формы (кредит может быть предоставлен золотом, валютой, товарами), его условия (сроки, процентное вознаграждение, способы погашения и пр.).

Валютно-финансовые отношения стали чаще регулироваться многосторонними договорами. В качестве примера можно сослаться на серию соглашений между странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте (последнее из них – Маастрихтский договор 1992 г.). Другой пример – Соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ 1994 г.

Так же как и в международной торговле, в международных валютно-финансовых отношениях следует различать отношения межгосударственные, которые регулируются международным экономическим правом, и отношения между частными лицами (прежде всего с участием банков и иных кредитно-финансовых организаций), которые регулируются национальным правом. И тем не менее международное право имеет существенное значение и для регулирования отношений частного характера: оно выступает в качестве инструмента унификации и, тем самым формирования национальных норм, предназначенных для регулирования валютно-финансовых отношений физических и юридических лиц.

Наиболее важную роль в этой области играют Женевские конвенции об унификации права, относящегося к векселям (1930 г.) и Женевские конвенции об унификации права, относящегося к чекам (1931 г.).

Конвенции получили большое распространение, но тем не менее универсальными не стали. В них не участвуют страны англо-американского права.

В результате в экономических связях действуют две системы векселей и чеков – женевская и англо-американская.

В целях устранения подобного положения в 1988 г. была принята Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (проект был подготовлен ЮНСИТРАЛ). К сожалению, Конвенции не удалось решить противоречия, и она пока не вступила в силу.

Прямое отношение к финансовым отношениям имеют и уже упоминавшиеся в разделе о торговом праве Оттавские конвенции 1988 г. о международном финансовом лизинге и о международном факторинге. Обе они посвящены коммерческому финансированию, т.е. финансовому обеспечению частноправовых контрактов.

Международные денежные расчеты издавна осуществляются в соответствии с правилами, складывающимися в банковской практике. Унификация таких правил осуществляется на неправительственном уровне, главным образом в рамках Международной торговой палаты.

Подготовленные ею своды правил являются, по существу, единственными актами, регламентирующими международные денежные расчеты, и это несмотря на то, что юридической силой они не обладают. Главную роль в механизме их реализации играют банки.

Национальные ассоциации банков и отдельные банки уведомляют МТП о принятии соответствующих правил и их применении, либо их применение оговаривается в корреспондентских соглашениях, заключаемых банками разных стран.

Наиболее широкое применение получили Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (последняя редакция 1993 г.), Унифицированные правила по инкассо (последняя редакция 1995 г.), Унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г., Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г.

Глава 2. Международные финансовые отношения и нормы международного финансового права 

2.1. Международные финансовые правоотношения 

2.2. Правовые принципы международных финансовых отношений

2.3. Юридическая природа норм международного финансового права 

Заключение

Список использованной литературы.

  1. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2004.
  2. Петрова Г.В. Международное финансовое право: Учебник / Под ред. Г.В. Петрова. М.: Юрайт, 2011.

Основная литература

Книги:

  1. Абашидзе А.Х., Федоров М.В. Право внешних сношений. М.: Международные отношения, 2009.
  2. Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). 2-е издание, дополненное и переработанное. М.: Омега – Л, 2003.
  3. Налоговое планирование / Под ред. Е. Вылкова, М.Романовского. СПб.: Питер, 2004.
  4. Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб.: Изд-во С-Петерб. гос. ун-та, 2005.
  5. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник. М.: Дело, 2005.
  6. Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С.Ю. Кашкина. – М.: Юрист, 2005.
  7. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005.
  8. Фигурнова Н.П. Международная экономика. М.: Омега – Л, 2005.
  9. Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. М.: Международные отношения, 2005.

Статьи:

  1. Вишневский П.Н. Правовые формы международного финансирования: кредитные соглашения и облигации // Банковское право. 2012. N 2.
  2. Волова Л.И. Роль международного финансового права в регулировании международных финансовых отношений // Финансовое право. 2010. N 4.
  3. Некрасов А.И. Основы правового регулирования политики Европейского союза в области финансовых услуг // Налоги. 2011. N 39.
  4. Петрова Г.В. Значение норм международного финансового права в предотвращении негативных последствий финансовых кризисов на национальных рынках // Финансовое право. 2011. N 7.

Дополнительная литература

Книги:

  1. Бородулина Л.П. Международные экономические организации: Учебное пособие / Под ред. Л.П.Бородулина, И.А.Кудряшова, В.А.Юрга. М.: Экономистъ, 2005.
  2. Валютное регулирование и валютный контроль: Сборник документов / Сост.: В.В.Чистюхин, Е.В.Шакина. М.: МЦФЭР, 2004.
  3. Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право: механизм правового регулирования банковской деятельности // Государство и право. 1996. № 12.
  4. Зименков Р.Ф. Свободные экономические зоны: учеб. Пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  5. Кашин В. А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  6. Криминальные операции в российских и зарубежных корпорациях: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Под ред. Е.Л.Логинова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.
  7. Логинов О. Энциклопедия мошенничества. М.: НТ Пресс, 2006.
  8. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С.Овчинский. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  9. Михайлов В.И. Противодействие легализации «грязных» доходов: правовые и организационные формы. М..: Тесей, 2001.
  10. Налоги и налогообложение. 4-е изд. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. СПб.: Питер, 2003.
  11. Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М.: Международные отношения, 2003.

Статьи:

  1. Еремин С.Г. Концептуальное осмысление международного договора как источника финансового права // Российская юстиция. 2011. N 1.
  2. Ерпылева Н.Ю. Международный коммерческий арбитраж: понятие, юридическая природа и источники правового регулирования // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 11.
  3. Купреев С.С. Правовая ответственность государства при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2010. N 4.
  4. Питчен Ж. Суд спортивного арбитража (CAS) в Лозанне: Международный арбитражный суд по вопросам спорта и процедура олимпийского арбитража // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 3.
  5. Шепенко Р.А. Принцип недискриминации: международно-правовое регулирование // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 4.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/131982_2055106_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B03.html

Международное финансовое право: понятие, задачи, функции

Международное финансовое право

В современном мире товары и услуги преодолевают множество границ. Соответственно через границы движутся и финансовые потоки. Капитал очень часто выражен в денежной форме: ссудный капитал, прямые финансовые вложения в уставной капитал. В совокупности образуется валютно-финансовая система, которая являет собой объект международного права.

Платежные балансы разных государств должны быть уравновешены, это достигается при помощи валютно-финансовых отношений в международном праве.

Понятие МФП

Общественные отношения сегодня имеют динамичный и состязательный характер и соблюдать уравновешенность баланса становится все сложнее. Международное финансовое право нацелено на сдерживание, сглаживание экономических последствий негативного характера в отношениях между государствами.

МФП является молодой правовой отраслью, вместе с торговым и инвестиционным правом образует центральное звено международного экономического права.

Определение 1

Международное финансовое право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные финансовые отношения, субъектами которых выступают государства и межправительственные организации.

Все отношения, связанные с трансграничным движением финансовых потоков, с платежно-расчетными операциями, предоставлением кредитов, валютными и межбанковскими операциями, предоставлением финансовой помощи, противодействием легализации доходов и финансированию терроризма регулирует МФП. Это отношения публичного характера, так как выпуск национальных денег и контроль за их обращением являются прерогативой государства.

Замечание 1

Главными документами в этих отношениях выступает двусторонний или многосторонний договор и решения международных организаций.

Самыми распространенными являются кредитные и расчетные договоры. Из многосторонних соглашений можно выделить Женевские конвенции разных лет. Суть конвенций в том, что государства договариваются о некоторых обязательных моментах, чтобы обеспечить единообразие обращения финансов в этих странах.

Международные финансовые организации

Ведущая роль в обеспечении международно-правового режима мировой финансовой системы принадлежит международным финансовым организациям. Их можно назвать институциональной основой системы.

Замечание 2

Стабильность этой системы обеспечивает Международный валютный фонд, который является специализированным учреждением ООН. МВФ выполняет функции контроля, тех. помощи, предоставления кредитов.

Функция контроля сводится к проведению регулярных консультационных мероприятий индивидуального или многостороннего характера. Фонд имеет право осуществлять экономическую экспертизу государства по своему усмотрению.

После анализа рассматриваемой ситуации Фонд разрабатывает программу мероприятий по стабилизации обменных курсов национальной валюты.

На основе этой программы Фонд ведет переговоры с правительством страны, которая контролируется.

Техническая помощь предоставляется МВФ на безвозмездной основе, если внедряются эффективные элементы экономической политики. Если экономические трудности государства-члена являются серьезными, то МВФ осуществляет спец.

программу помощи, направленную на финансовое оздоровление. Другими словами предоставляет стабилизационные займы с жесткими условиями выполнения предписаний Фонда. Речь идет о третьей из основных функции МВФ.

Как правило, Фонд предоставляет займы совместно со Всемирным банком. Займы предоставляются по программам:

  • снижающим уровень бедности в стране;
  • по сокращению государственного внешнего долга.

Система финансового участия МВФ разработана, она сложна. Каждое государство при присоединении к МВФ должно оплатить квоту в подписном капитале.

Через определенный период времени проводится новая подписка на капитал, и государство должно оплатить новую квоту. Размер квоты зависит от ВВП государства и его доли в мировой экономике.

Юридическая связь между государством и Фондом устанавливается через квоты.

Квота четко показывает размер участия страны в капитале МВФ. Страны могут оплачивать квоту частями, первый взнос должен соответствовать 25% установленной квоты. Платежи могут осуществляться деньгами либо СДР (специальными правами заимствования). Остальная часть оплачивается по мере требования МВФ.

Квота наделяет государство определенным число при принятии решений. Базисных 250, они есть у каждого государства – члена. Дополнительные голоса присваиваются за участие в подписках на капитал.

Величина квоты определяет лимит государства, объем заимствований не должен превышать оплаченной квоты, исключения допускаются при наступлении чрезвычайных обстоятельств.

Все СДР образуют резервный фонд, средства фонда хранятся в виде записей, обеспеченных золотым или валютным содержанием. СДР обладают ликвидностью, государства -участники могут рассчитываться ими между собой и с МВФ.

Офшорные финансовые центры

Определение 2

Офшорный финансовый центр – часть территории государства или вся его территория, в пределах которой в соответствии с применимым национальным правом регистрируются компании иностранных резидентов.

Зарегистрированные компании имеют право проводить торговые, финансовые операции на льготных условиях. Льготными налоговыми преимуществами пользуются физические лица.

МВФ была разработана программа, оценивающая соответствие деятельности оффшоров международным нормам в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Проверяется на соответствие банковская, страховая деятельность, оборот ценных бумаг в офшорных зонах. По итогам оценки всех полученных данных МВФ предлагает соответствующие мероприятия.

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма является сегодня актуальным направлением в межгосударственном общении и сотрудничестве.

Определение 3

ФАТФ – группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Создание ФАТФ относится к 1989 году, на совещании стран «Большой семерки в Париже было принято решение создать такую группу».

Членами ФАТФ являются более 30 государств, входит и Российская Федерация, присоединившаяся в 2003 году, и две большие международные организации Европейская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. ФАТФ контактирует с ООН, Советом Европы, Всемирным банком, ЕБРР, МВФ, Интерполом и пр.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-pravo/mezhdunarodnoe-finansovoe-pravo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.