Международное авторское право

Содержание

Международно-правовая охрана авторских прав

Международное авторское право

Международно-правовая охрана авторских прав реализуется в соответствии с соглашениями, конвенциями, актами, а также договорами между отдельными государствами.

Режим охраны распространяется на любые результаты творческого труда, в том числе на неопубликованные произведения.

В этом материале разберем, какие принципы охраны предусматривает международное авторское право, а как они реализуются на практике.

Правовое регулирование

Система международных актов в сфере авторского права начала формироваться уже в XIX веке, когда была принята Бернская конвенция.

Изначально она распространялась только на объекты литературного и художественного творчества, однако последующие изменения существенно расширили перечень охраняемых объектов.

Нормы международных актов воспроизводятся в национальном законодательстве отдельных государств, а отступление от общепринятых принципов носит несущественных характер.

Права автора творческого объекта буду защищены уже с момента его создания. При этом не обязательно объявлять о таком создании или публиковать произведение, так как охрана предоставляется даже неопубликованным объектам. Выделим основной перечень международных актов, по которым осуществляется правовое регулирование:

  • в развитие положений Бернской конвенции, в 1952 году была одобрена Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция) – именно этот документ расширил первоначальный перечень охраняемых объектов;
  • с 1994 года применяется нормативное соглашение ТРИПС, предметом которого является регулирование правоотношений при использовании и защите творческой и интеллектуальной собственности;
  • соглашения и договоры, которые одобрены отдельными государствами (например, Россия заключила указанные договоры практически со всеми странами СНГ);
  • региональные акты и соглашения – например, для государств-участников Евросоюза утверждены единые нормативные акты в сфере авторского и патентного права.

Национальное законодательство России соответствует международным стандартам, так как наша страна является участником всех конвенций и соглашений.

Для стран-участниц Бернской и Женевской конвенций существенно упрощена процедура подтверждения и признания авторских прав.

Для этого субъекту достаточно опубликовать свое творение на территории любого из указанных государств, либо закрепить права иным надлежащим способом.

Личные и имущественные права предоставляются вне зависимости от гражданства или территории регистрации субъекта, поэтому равную защиту получат произведения резидентов и иностранных граждан.

Можно выделить единые правила подтверждения и признания авторских прав, которые действуют на международном уровне:

  • автором признается лицо, чьим творческим трудом создано уникальное произведение;
  • правообладателем может выступать не только автор, но и иное лицо, на законном основании получившее права на объект творчества – заказчик по договору авторского заказа, приобретатель по договору уступки, наследники и правопреемники, иные лица;
  • хотя международная система охраны не предусматривают регистрации результатов творческого труда, законодательство отдельных государства предусматривает такую процедуру для дополнительной защиты прав автора.

Даже если государство не входит в состав участников указанных выше конвенций и соглашений, оно признает авторские права в упрощенном порядке. Для этого нужно опубликовать творение на территории такой страны, либо надлежащим образом подтвердить авторство в других государствах.

Практическая реализация международной охраны

Для координации действия по защите интересов авторов и правообладателей создано множество международных структур и инстанций.

Наиболее широкий перечень полномочий предоставлен официальной структуре при ООН – WIPO (ВОИС, Всемирная организация интеллектуальной собственности).

Эта организация осуществляет регулирование авторских прав на международном уровне, готовит проекты изменений в конвенции и соглашения, систематизирует сведения об объектах авторских прав и правообладателей.

Практическая реализация режима правовой охраны происходит по двум направлениям:

  • материально-правовой метод заключается в прямом и непосредственном использовании международных актов для правового регулирования – например, нормой прямого действия является признание прав автора с момента создания творческого произведения;
  • коллизионный метод заключается в установлении общих правил регулирования, которые должны быть раскрыты и подтверждены на уровне национального законодательства отдельных стран.

При реализации личных и имущественных прав, автор и правообладатель руководствуется законодательными нормами страны проживания или регистрации.

Если такие нормы не позволяют надлежащим образом урегулировать правоотношения или спор, применяются международные правила и принципы.

Однако ряд положений являются нормами прямого действия – продолжительность правовой охраны, неотчуждаемость личных прав и иные правила.

folder_open

Квалификация проверена и подтверждена аттестацией Роспатентом. Сертификаты Евразийского и Российского патентного поверенного

landscape

Патентным ведомством за последние 25 лет нашей практики по изобретениям, полезным моделям или промышленным образцам.

person

Не только регистрация, но и правовая охрана ваших законных интересов юристами нашего бюро.

flash_on

Общепринятой за счёт быстрой обработки и количества подаваемых заявок, а также опыта работы и квалификации патентных поверенных.

У нас высокие внутренние стандарты работы и к контрагентам требования соответствующие. При обращении были приятно удивлены качеством работы данной организации. Очень скурпулёзно выполняют свою работу.

Уже на этапе бесплатного блиц-поиска товарного знака показали себя достойно, все четко и грамотно. Приятно работать с профессионалами своего дела. Результатом остались удовлетворены.

«Специалисты фирмы «Журавлёв и партнеры»® отличаются высоко компетентностью и профессионализмом. Способны разобраться даже в самой запутанной проблеме.»

«С фирмой „Журавлёв и партнеры“® ведем сотрудничество уже более 10 лет. Совместная работа насчитывает десятки проектов. „Журавлев и партнеры“® оказывает грамотное юридическое сопровождение на самом высоком уровне.»

«Обратились в фирму „Журавлёв и партнеры“® на стадии судебного разбирательства в Арбитражном суде РО. Специалисты „Журавлёв и партнеры“® отнеслись к нашему вопросу крайне внимательно и с большой самоотдачей. Теперь обратились за патентованием, надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.»

«Сотрудники компании «Журавлёв и партнеры» рассматривают каждый вопрос тщательнейшим образом и в кратчайшие сроки. Советуем всем компаниям обращаться за защитой своих интеллектуальных прав в фирму «Журавлёв и партнеры».»

Качество работы ребят на высоте. Регистрация ТЗ прошла без проблем. Подготовили все быстро и профессионально. Работа сделана на отлично.

Обратились к патентным поверенным для регистрации бренда. Команда у фирмы молодцы, объяснили важные нюансы и помогли избежать пару подводных камней. После сотрудничества остались положительные впечатления. Нас привлекла гарантия результата по договору возвратом денежных средств, отвечают за свою работу головой.

Специалисты «Журавлев и партнеры» очень оперативно подготовили все необходимые документы, и весь процесс регистрации ТЗ прошел с первого раза. От сотрудничества с компанией «Журавлев и партнеры» остались только положительные эмоции.

Регистрация товарного знака происходила в крайне сжатые сроки, и возможные ошибки влекли бы значимые проблемы. Но компания «Журавлев и партнеры» выполнила свою работу просто безупречно!

По роду деятельности, часто имеем дело с патентованием. «Журавлев и партнеры» – приятный пример в нашей практике, когда компания в кратчайшие сроки без каких-либо проблем решила все наши вопросы по регистрации патента. Знакомы с компанией не первый десяток лет, зарегистрировали несколько патентов через неё.

Сотрудники фирмы отлично отработали по проекту регистрации торгового знака. Способны предложить нестандартное решение проблемы. Удобно, что в ходе сотрудничества мы общались напрямую с патентным специалистом, а не через менеджера. Мне понравилось с ними работать. Рекомендую.

Этих ребят не упускаю из виду уже давно. Сложно найти организацию, которая бы занималась своим делом без нареканий! Легко решили возникшие у Роспатента вопросы насчёт пересечения товарного знака по слову «Юг» с другими компаниями. На текущие вопросы отвечают в день обращения.

Очень серьезный и ответственный подход к делу. «Журавлев и партнеры» сэкономили наши нервы и время. Выражаю искрению благодарность всем сотрудникам компании за их настоящий профессионализм. Эти ребята — точно перфекционисты в хорошем смысле!

По предыдущему опыту работы с другими компаниями был убежден, что сроки регистрации товарных знаков затянуться, но был приятно удивлен когда эти ребята сделали все в срок как и заявили. С удовольствием их рекомендую своим партнерам.

Если Вы увидели логотипы этих клиентов в портфолио других компаний, по запросу мы научим как проверить кто регистрировал товарный знак/изобретение или предоставим подтверждающие документы.

Больше отзывов

Хотите получить скидку на услуги до 40%?

Выполните одно или несколько условий. Скидки суммируются.

Скидка 10%

а предоплату в течение 14 календарных дней с момента получения КП. Если вы планируете начать процедуру регистрации позже, можно для закрепления скидки сейчас внести предоплату, а регистрацию произвести позже.

Скидка 10%

за репост в вашем личном или корпоративном аккаунте соц. сети от 1000 подписчиков.

Скидка 20%

при покупке полного пакета услуг (поиск, оформление и подача заявки, ведение делопроизводства на при экспертизе заявки по существу и общение с патентным ведомством, включая получение свидетельства).

Скидка 5000 руб

на составление формулы, описания и реферата (только для изобретения, полезной модели, промышленного образца) за предоставление всех необходимых материалов в течение месяца после патентного поиска.

Патентные госпошлины ниже на 30% согласно законодательству РФ, т.к. в компании работа ведется при помощи системы электронного документооборота.

Нотариальная доверенность не потребуется

в связи с тем, что заявку готовит и подает патентный поверенный, в отличие от работы с подрядчиком, не имеющим аттестации патентного поверенного по необходимому виду объекта интеллектуальной собственности.

Сертификаты и свидетельства

Россия → Южный Федеральный Округ → Ростовская область → Ростов-на-Дону

Источник: https://patentoff.net/69mezhdunarodno-pravovaya-ohrana-avtorskih-prav.html

Международное авторское право

Международное авторское право

Международное авторское право является отраслью международного частного права.

Международное частное право – в свою очередь это сумма определённых правовых норм, которые были приняты странами и международными организациями

Определение 1

Таким образом, авторское право это определённая совокупность норм права, которые регулируют общественные отношения в области создания, воспроизведения и использования прав авторов-создателей различных произведений в области музыки, литературы, науки и искусства. При этом подобные общественные отношения могут контролироваться как между государствами, так и между гражданами разных стран.

Международное авторское право регулируется материально-правовым и коллизионным методом.

Материально-правовой метод упорядочивания прав авторов означает принятие соответствующих правовых норм которые касается авторского права. Данный метод регулирования может помочь в понимании как решить тот или иной вопрос, связанный с авторским правом.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Коллизионный метод заключается в том, что даёт отсылку к тому или иному правовому источнику, где следует искать ответ. Стоит отметить, что международное авторское право построено на том, что даёт отсылки по какому – либо вопросу к законодательным нормам той или иной страны.

Бернская конвенция

Бернская конвенция является одним из основных источников авторского права. Она установила минимальные требования к защите авторского права, которое должны защищать подписавшие конвенцию страны.

Замечание 1

Данное собрание прошло в 1886 году в городе Берн, в Швейцарии. Положения этой конвенции редактировались и изменялись на последующих собраниях.

Основные принципы Бернской конвенции

  1. Принцип национального режима — означает предоставление авторских прав страной подписавшей конвенцию, не только собственным гражданам, но и представителям других государств, входящих в конвенцию. При этом любые разногласия по поводу авторского права регулируются в рамках законодательства той страны, где используются, публикуются и т. д.
  2. Принцип независимости охраны — заключается в охране произведения независимо от того, какие законодательные нормы присутствуют в иных странах, в том числе и в той, где данное произведение создано.
  3. Принцип автоматической охраны — означает, что авторское право на произведение возникает с момента появления в материальной форме для граждан стран-членов конвенции или первой публикации для опубликованных в этих странах произведений иностранных авторов.
  4. Презумпция авторства — автором считается тот чьё имя (или псевдоним) указано на книжной обложке, в случае отсутствия доказательств обратного авторства.

Стоит также сказать, что Бернская конвенция не устанавливает определения авторства и потому в различных государствах могут быть иные правовые нормы. Так, в Российской Федерации, участнице конвенции автором может быть только человек, тогда как в Соединённых Штатах Америки автором может выступать юридическое лицо.

Следует сказать, что принятая в 1886 г. в Берне конвенция допускает участи стран в иных межгосударственных договорах касающиеся авторского права. Однако, в случае возникновения противоречий применяться должны нормы принятой в 1886 г. на конференции в Берне.

Женевская конвенция 1952 г

К основным тезисам же Женевской конвенции 1952 года относятся следующие положения:

  • авторские права предоставляются в равном объёме гражданам одной страны на землях принадлежащих иной стране, однако же состоящей в этой конвенции.
  • в национальном праве появилась возможность появления формальных требований, которые необходимы для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права. Он определяется сроком жизни автора и ещё 25 годами после его смерти. Однако, в виде исключения, на некоторые объекты авторского права, возможно, установить ещё более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • автору предоставляется исключительное право на перевод своего произведения на иные языки мира, однако, благодаря позиции СССР, появились исключения. И в результате стало возможным переводить произведения и без согласия на то автора.

Замечание 2

Женевская конвенция 1952 года установила скромные требования международного авторского права и в настоящее время данная конвенция используется не часто.

Развитие телекоммуникаций и сети Интернет требовало создание новых правовых международных норм авторского права. Таким стал договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву принятый в 1996 году.

Основные положения Договора ВОИС

В договоре говорится о признании юридической силы конвенции заключенной в Берне в 1886 году. Создателями документа указывается, что принятый международный договор по авторскому праву не задевает интерес, и права, которые предоставила Бернская конференция 1886 года.

Основной нормой расширяющей авторские права согласно Бернской конференции стал запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе и в сети Интернет (на идеи, методы, процессы и концепции авторское право не распространяется, в отличие от формы произведения).

Охрана прав на авторские фотографии равна сроку действия авторских прав на прочие произведения литературы, науки и искусства;

Создаваемые продукты программирования для деятельности компьютеров и баз данных приравнены авторским произведениям.

Замечание 3

Благодаря договору Всемирной организации интеллектуальной собственности у авторов произведений, созданных в цифровой электронной форме, появились авторские права от незаконного использования продуктов их деятельности, где бы то ни было.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 года (международное авторское право)

Авторские права должны быть под защитой не менее 50 лет после кончины создателя. Авторские права на фильмы и фотографии действуют соответственно 50 и 25 лет с момента создания.

Авторское право предоставляется с момента создания произведения и даётся автоматически не зависит и бюрократических формальностей, например регистрации.

Программы, которые были созданы как программное обеспечение ЭВМ, являются авторской собственностью также как и литературные произведения.

Ограничения авторского права в рамках национального законодательства должны быть ясно определены и ограничены.

Государства, присоединившиеся к договору, обязаны предоставлять гражданам иных стран такой же объём прав на интеллектуальную собственность, какой они предоставляют своим согражданам.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/mezhdunarodnoe_avtorskoe_pravo/

Международная регистрация авторских прав ➔ Охрана авторских прав

Международное авторское право

Развитие системы международных отношений и международного права давно коснулось и сферы интеллектуальной собственности.

Еще в 19 веке принята Бернская Конвенция, которая непосредственно касалась литературных и художественных произведений.

Двадцатый век ознаменовался принятием в 1952 году Женевской Всемирной конвенции, доработкой и пересмотром некоторых её положений в 1972 году в Париже, а также принятыми соглашениями ВОИС и ТРИПС 1996 и 1994 годах.

Практика сотрудничества в области авторского права сформировала действующую международную систему регулирования и охраны, основные принципы которой мы рассмотрим в этой статье.

Особенности международной охраны авторских прав

Что такое международное авторское право?

Международное авторское право представляет собой совокупность механизмов для регулировки отношений между государствами, гражданами этих государств по вопросам возникновения, присвоения, охраны и защиты прав авторов произведений искусства, литературы и научных трудов.

Изначально, вопрос о работе с авторскими правами стоял отдельно перед конкретным государством. Из этого следовал жесткий территориальный принцип: охрана прав заканчивалась на границе государства.

С развитием международных отношений, стала складываться система по взаимодействию государств в сфере охраны интеллектуальной собственности и авторских прав, что позволило преодолеть изначально сформированный территориальный характер.

На текущий момент международная правовая охрана авторских прав представляет собой сложную систему договоров, соглашений, устоявшихся практик и взаимодействий национальных законов.

Структура, принципы и основные соглашения

Международное авторское право принято относить к специфической категории частного права. Это связано с тем, что субъектом, в данном случае, является физическое или юридическое лицо, которое действует в собственных интересах.

С другой стороны, уточнение «международное» явственно указывает на работу и обязательства государств участниц, как по совместному регулированию в рамках принятия договоров, подписания соглашений, так и по непосредственной реализации правовой охраны (т.е.

является частью публичного права).

Исходя из данного принципа, существующие нормы и соглашения предполагают взаимное признание авторских прав граждан из стран участниц и предоставление возможности административной и судебной защите в данной сфере. Такая форма межгосударственного сотрудничества регулируют не только отношения авторов и правообладателей, но также властные отношения в данной сфере.

Международная защита авторских прав, в данном вопросе, рассматривается как практика отстаивания законных интересов автора по отношению к его произведению, как и охрана, опирается на два основных метода регулирования:

1. Материально-правовой метод регулирования авторских прав

Данный метод опирается на работу международных договоров и соглашений, которые регламентируют или разрешают те или иные вопросы в сфере авторского права. Иными словами, такой метод указывает на положения соответствующего договора, как на инструкцию и правила для разрешения определенного вопроса.

Международная конвенция авторского права принятая в Берне в 1886 году стала пионером в этом направлении. Помимо работы в её рамках, уже к середине 20 века назрела необходимость упрощения ряда требований и стандартов, что реализовалось в подписании Международная конвенция авторского права в 1956 году в Женеве (она же Женевская Конвенция).

Научно-технические достижения, в особенности в сфере коммуникации, распространение интернета и пр., на рубеже 21 века привело к необходимости создания нового договора, который учитывал бы современные реалии. Таким стали сразу два документа:

• ТРИПС — Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 1994 года для стран ВТО.
• ВОИС (также ДАП, WIPO Copyright Treaty.) — Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности, подписанный в 1996 году.

Эти документы включали в себя не только новые подходы к рассмотрению объектов авторских прав, но и формировали значительные механизмы регулирования всей сферы интеллектуальной собственности на международном уровне.

2. Коллизионный метод регулирования авторских прав

Данный подход, хоть и не дает точного ответа или однозначного механизма, но указывает направление поисков. Он ссылается на правовые нормы конкретного государства по вопросам авторских прав, которые не регламентированы в соответствующих международных договорах.

В большинстве случаев происходит ссылка к законам государства, на территории которого действуют соответствующие права или ведется связанная с этим деятельность. В некоторых случаях, приоритетность может определяться местом жительства автора или правообладателя.

«Кривцов и Партнеры»: международная охрана ваших прав

Компания Кривцов и Партнеры специализируется на решении юридических вопросов в сфере интеллектуальной собственности.

За годы работы мы сформировали штат патентных поверенных, консультантов и специалистов для отстаивания интересов наших клиентов, как в России, так и за рубежом.

Мы активно сотрудничаем с иностранными коллегами и партнерами, хорошо ориентируемся в особенностях национальных законодательств стран СНГ, ЕС и США, имеем успешный опыт международной защиты авторских прав.

Мы предлагаем нашим клиентам комплексный подход, юридические услуги и консультации по регистрации интеллектуальной собственности, депонированию авторских и смежных прав, оценке рисков, защите и представлении интересов на любых уровнях и др.

Международная регистрация авторского права

Средняя оценка 4.5 Проало 2

Источник: https://krivcov.ru/mezhdunarodnoe-avtorskoe-pravo.html

1. Международное авторское право. Понятие и общие положения

Международное авторское право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения между государствами, а также гражданами различных государств в сфере возникновения, использования и защиты прав авторов произведений литературы, науки и искусства.

Как правило, международное авторское право относят к отрасли международного частного права, т.к. субъектами авторских прав являются граждане и юридические лица, действующие в своем собственном интересе. Однако международное авторское право является и частью публичной права, т.к.

международно-правовая охрана авторских прав основана на обязательствах государств по принятию необходимых для этого мер. Так, нормы международных договоров требуют от государств признавать авторские права иностранных граждан и предоставлять авторам свободный доступ к административным и судебным мерам защиты.

С этой точки зрения, международное авторское право регулируют не только частные отношения между авторами и правообладателями, но и властные отношения в этой сфере.

Международно-правовая охрана авторских прав обеспечивается двумя методами регулирования: материально-правовым и коллизионным.

1) Материально-правовой метод регулирования авторских прав заключается в принятии международных договоров, содержащих нормы, непосредственно разрешающие те или иные вопросы авторского права.

Например, согласно статье IV Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года  «Срок охраны произведений не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и двадцать пять лет после его смерти».

Здесь срок действия авторских прав установлен непосредственно международным договором и является общим правилом для всех стран-участниц конвенции. Другими словами, материально-правовой метод регулирования позволяет сказать, как разрешать определенный вопрос.

2) Коллизионный метод регулирования авторских прав не дает прямого ответа на вопрос, но указывает, где этот ответ следует искать. Коллизионный метод отсылает к праву определенного государства, согласно которому вопрос должен быть решен.

Например, российский автор заключает лицензионный договор на произведение с гражданином Великобритании для использования произведения на территории США. Право какого государства должно регулировать такой договор? Согласно п.8 ст.1211 Гражданского кодекса РФ к лицензионному договору будет применяться право США.

Как правило, международное авторское право регулирует все договоры путем отсылки к законодательству определенного государства.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений

Ввиду особой значимости Бернской конвенции посвящена отдельная статья.

3. Всемирная конвенция об авторском праве

Всемирная конвенция об авторском праве была принята в Женеве в 1952 году. Поэтому часто ее также именуют Женевской конвенцией об авторском праве. Всемирная конвенция об авторском праве разработана под эгидой ЮНЕСКО, а ее участницами сейчас являются 100 стран.

В современном международном авторском праве значение Всемирной конвенции скорее историческое.

Дело в том, что Бернская конвенция установила довольно высокий стандарт охраны авторских прав, что не устраивало целый ряд стран, в том числе США и СССР.

Поэтому понадобился международный договор, предъявляющий более низкие требования. Таким международным договором стала Всемирная конвенция об авторском праве.

Основные положения Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года:

  • предоставление равных авторских прав гражданам одного государства на территории другого государства-участника конвенции;
  • возможность установления в национальном праве формальных требований, необходимых для возникновения авторских прав;
  • минимальный срок охраны объектов авторского права – срок жизни автора и 25 лет после его смерти, но для некоторых категорий произведений можно предусмотреть более короткий срок – 25 лет с момента выпуска произведения в свет;
  • за автором признано исключительное право на перевод произведения, но по настоянию Советского Союза предусмотрены исключения, когда перевод можно осуществить и без разрешения правообладателя.

Таким образом, Всемирная конвенция об авторском праве признала действие авторских прав за рубежом, но установила скромные гарантии и требования к международно-правовой охране авторских прав. Международное авторское право того времени нуждалось в подобном международном соглашении, но в настоящее время конвенция применяется крайне редко.

По этой ссылке доступен текст Всемирной конвенции об авторском праве с учетом пересмотра отдельных положений в Париже в 1971 году.

4. Договор ВОИС по авторскому праву

Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву был принят в 1996 году. Иногда его именуют Договором по авторскому праву (сокращенно – ДАП) или Интернет-договор по авторскому праву. На английском языке его название пишется как WIPO Copyright Treaty. Сегодня участниками Договора ВОИС по авторскому праву являются 89 стран.

К 1996 году международное авторское право включало уже несколько универсальных международных договоров в области охраны авторских прав за рубежом.

Однако стремительное развитие техники, в первую очередь интернета и коммуникаций, требовало принятия новых мер защиты авторских прав. Это и послужило основной причиной принятия Договора ВОИС по авторскому праву.

К слову, одновременно с ним был принят и международный договор, защищающий интеллектуальные права обладателей смежных прав.

Основные положения Договора ВОИС по авторскому праву:

  • признается юридическая сила Бернской конвенции 1886 года и отдельно указывается, что никакие положения Договора ВОИС по авторскому праву не ущемляют прав, предоставленных авторам Бернской конвенцией;
  • закреплено исключительное право на доведение произведения до всеобщего сведения, что означает запрет без разрешения автора размещать и распространять охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в сети, в том числе в. сети Интернет. Эта норма является основной в Договоре ВОИС по авторскому праву и расширяет перечень авторских прав, предусмотренных Бернской конвенцией;
  • установлено, что авторские права распространяются только на форму произведения, но не на идеи, методы, процессы и концепции как таковые. Этому ключевому в международном авторском праве правилу посвящена статья «Форма и содержание произведения»;
  • продлен срок правовой охраны фотографических произведений, который стал равен сроку действия авторских прав на иные произведения литературы, науки и искусства;
  • признаны авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, которые как объекты интеллектуальной собственности приравниваются к литературным произведениям;

Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву усовершенствовал и дополнил нормы Бернской конвенции. Его значение сложно переоценить, так как. именно благодаря этому договору современное международное авторское право охраняет произведения, выраженные в цифровой форме, и позволяет правообладателям защищаться от неправомерного использования произведений в Интернете и других сетях.

Здесь Вы можете скачать текст Договора ВОИС по авторскому праву.

5. Соглашение ТРИПС (международное авторское право)

Соглашение ТРИПС, принятое в 1994 году, является основным международным договором, регулирующим правовую охрану интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Оно является одним из важнейших в международном авторском праве сегодня.

Это соглашение посвящено не только авторским правам, но и патентам, товарным знакам, защите от недобросовестной конкуренции.

Поэтому предлагаю Вам прочитать отдельную статью под названием “Соглашение ТРИПС – интеллектуальная собственность в ВТО” .

6. Коллизионное регулирование международно-правовой охраны авторских прав

Как я рассказывал немного выше, международное авторское право включает два метода регулирования – материально-правовой и коллизионный. Коллизионное регулирование необходимо, потому что далеко не все проблемы авторского права разрешены в международных договорах и соглашениях.

В частности, международные договоры практически не касаются такого важнейшего аспекта, как передача авторских прав на произведения. В действительности же нет ни одного пользователя, который не заключал в своей жизни лицензионного договора с иностранным правообладателем.

По этой причине коллизионное регулирование – неотъемлемая часть международного авторского права.

Здесь расскажу Вам о коллизионных нормах, существующих в России. Именно ими будет руководствоваться российский суд при рассмотрении споров об авторских правах с участием иностранцев.

Если спор возник в связи с договором об отчуждении исключительного права на произведение, к правам и обязанностям сторон применяется право страны, на территории которой действует передаваемое исключительное право. Если же исключительное право действует на территории нескольких стран, то руководствоваться следует правом страны места жительства правообладателя (лица, которое передает право).

Если спор возник в связи с лицензионным договором, к отношениям применяется право страны, где лицензиату разрешается использование произведения. Если территория действия лицензионного договора охватывает несколько стран, то применимо право страны места жительства лицензиара.

Вышеуказанные правила содержатся в статье 1211 Гражданского кодекса РФ, текст которой доступен по ссылке.

В заключение рассказа о том, что такое международное авторское право предлагаю Вашему вниманию схему, на которой в хронологическом порядке расположены международные договоры в авторском праве, а также изменения к ним. Схема поможет запомнить историю развития международно-правовой охраны авторских прав.

Полезные ссылки по теме «Международное авторское право»

1. Статья в Википедии про Договор ВОИС по авторскому праву (на английском  языке)
2.

Раздел Юридическая консультация по авторскому праву, если у Вас возникли дополнительные вопросы или Вы столкнулись с проблемой защиты авторских прав за рубежом.
3.

Страница Распоряжение авторскими правами, если Вам потребуется помощь юристов по интеллектуальным правам фирмы “ЭрГрэинпат” в области авторского права.

Источник: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/mezhdunarodnoe-avtorskoe-pravo/

Общие правила и принципы

Регулирование авторских прав на международном уровне осуществляется на основании соглашений, актов и конвенций, ратифицированных государствами. Кроме того, решения и распорядительные акты вправе издавать международные структуры, созданные на межправительственном или частном уровне. Международное авторское право базируется на следующих актах:

  • основополагающим документом является Бернская конвенция, действующая с 1886 года в отношении литературных и художественных произведений;
  • с 1952 года действует Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция), которая распространяется на все объекты творческого труда;
  • соглашение ТРИПС, действующее с 1994 года, которое распространяется на любые результаты творческого и интеллектуального труда;
  • после образования Евросоюза, исполнительные органы ЕС неоднократно издавали нормативные акты в сфере защиты авторских прав (например, Директива ЕС № 2001/29/ЕС регламентирует общие правила защиты в информационной сети интернет);
  • двусторонние и многосторонние соглашения между несколькими государствами.

Действие указанных актов распространяется на государства-участники по мере ратификации. Россия является правопреемником СССР в качестве участника международных соглашений.

Распространяются ли нормы международных актов на рядовых авторов или для этого требуется их воспроизведение в национальном законодательстве? В полном объеме будет предоставлена защита субъектам, находящимся под юрисдикцией государства, ратифицировавшего Бернскую и/или Женевскую конвенцию. Выделим ключевые моменты, связанные с возникновением прав на такую защиту:

  • авторство возникает непосредственно с момента создания произведения или иного результата творческого труда;
  • обязательная регистрация авторских прав на международном и национальном уровне не предусмотрена, однако в отдельных государствах она может проводиться в добровольном порядке (например, через Библиотеку Конгресса США свои права может зарегистрировать резидент или иностранный гражданин);
  • для граждан, проживающих или пребывающих под юрисдикцией страны–участницы международных соглашений, признание авторства происходит автоматически во всех остальных государствах, ратифицировавших конвенции;
  • правовую защиту получат и иностранные граждане, чье государство не присоединилось к конвенции, опубликовавшие свое произведение на территории стран-участниц.

Перечисленные правила позволяют каждому автору рассчитывать на правовую защиту, вне зависимости от места и времени публикации своего произведения. Права будет защищены даже для неопубликованного произведения, однако в этом случае создателю предстоит доказывать свое авторство при возникновении возможных споров.

Система международных актов позволяет определить и общепринятый перечень объектов, на которые будет распространяться защита. К ним относятся произведения литературы, науки и искусства, изображения, архитектурные проекты и т.д.

Законодательство отдельных стран может содержать и исключения из общих правил. Например, в большинстве государств программа ЭВМ относится к объектам авторского права и рассматривается как литературное произведение.

Однако в США программные продукты могут регистрироваться как изобретения с выдачей патента.

Как реализуется система охраны авторских прав

Необходимость в защите имущественных и неимущественных прав автора возникает при различных нарушениях – присвоении авторства, плагиате или выпуске контрафактной продукции, несоблюдении лицензионных договоров.

Можно ли использовать нормы международного права напрямую или придется руководствоваться только национальным законодательством? Для этого нужно учитывать два варианта регулирования авторских прав на международном уровне:

  • материально-правовой метод реализуется путем прямого применения норм конвенций и соглашений — например, к таким нормам прямого действия относится срок правовой охраны авторских прав;
  • коллизионный метод – предусматривает только общий порядок разрешение спора, тогда как конкретные ситуации будут разрешаться по нормам национального законодательства.

Таким образом, в зависимости от характера нарушения и предмета спора, правообладатель сможет ссылаться на нормы прямого действия международного права или национальное законодательство.

Контроль за исполнением соглашений и конвенций возложен на различные международные структуры, Прежде всего, при ООН функционирует Всемирная организация по интеллектуальной собственности (WIPO или ВОИС).

Данная структура осуществляет координирование действий и мероприятий в сфере авторского и патентного права, занимается разработкой международных актов, осуществляет сбор и систематизацию сведений об охраняемых объектах и правообладателях.

Разрешением конкретных споров в сфере защиты авторского права занимаются национальные судебные структуры. В России судебная защита резидентам и иностранным правообладателям предоставляется через арбитраж или Суд по интеллектуальным правам.
авторство, за рубежом, зарубежный

Источник: https://xn--80akjtbgbzcw.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.