Методы научно-педагогического исследования

Существующие методы педагогического исследования

Методы научно-педагогического исследования
Определение 1

Традиционными обозначают такие методы исследования в педагогике, которые появились в современной педагогике посредством ученых, находящихся у самых истоков данной науки.

В качестве таких методов педагогических исследований можно привести таблицу следующего типа:

  • наблюдение;
  • изучение опыта;
  • изучение первоисточников;
  • анализ документации;
  • изучение творчества учеников;
  • беседы.

Наблюдение представляет собой самый частый в использовании и, соответственно, самый доступный метод работы над исследованием педагогической работы. Научным наблюдением считается специально организованное восприятие подвергаемого исследованию объекта в его естественной среде. Отличия научного наблюдения от житейского можно записать в виде следующего списка:

  • определение задач, выделение объектов, разработка схемы наблюдения;
  • фиксация результатов наблюдения;
  • обработка полученных данных.

Несмотря на все присущие ему достоинства, метод наблюдения не способен раскрыть внутренние аспекты и не может обеспечить полную объективность получаемой в его процессе информации.

Определение 2

Подпонятием метода изучения опыта подразумевают организованную и познавательную работу, целью которой является определение исторических связей воспитания, кристаллизация общего и устойчивого в педагогических системах методов педагогического исследования.

Благодаря использованию данного метода анализируются вероятные пути решения определенных проблем, создаются заключения о целесообразности их использования в конкретных исторических условиях. Зачастую приведенный метод определяют как исторический. Он достаточно тесно связан с исследованием первоисточников, которые также называют архивным.

Для процесса научно-педагогических исследований необходим анализ документации, которая характеризует учебно-воспитательный процесс. В документах содержится множество объективных данных, которые дают возможность устанавливать причинно-следственные связи между исследуемыми явлениями.

Изучение результатов творчества учащихся может предоставить много полезной информации исследователю при условии его достаточной опытности. Специфические качества детей, наклонности, интересы, отношение к деятельности, мотивы деятельности позволит определить этот метод.

Традиционным методом педагогических исследований принято считать беседу. Педагогическая беседа отличается целенаправленными попытками ученого-педагога понять внутренний мир и причины поступков собеседника.

Педагогический эксперимент

Определение 3

Педагогический эксперимент представляет собой научный опыт изменения педагогического процесса в точно определенных условиях.

Эксперимент в педагогике является понятием созидательного характера. Эксперимент по своей сути является контролируемым педагогическим наблюдением, в процессе которого экспериментатор наблюдает самостоятельно реализуемый процесс.

Степень надежности экспериментальных выводов прямым образом зависит от соблюдения всех условий эксперимента. Любые возможные факторы, за исключением проверяемых, должны быть абсолютно уравнены.

Педагогическое тестирование

Определение 4

Тестирование представляет собой целенаправленное и равное для каждого из испытуемых обследование, которое осуществляется в строго контролируемых условиях и дает возможность объективно оценить изучаемые моменты педагогического процесса.

Тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, а также возможностью автоматизировать изучение. Использование тестов в исследованиях стало началом развития психометрического метода.

Психология, предоставив педагогике инструментарий для анализа, тесным образом связалась с с ней.

Педагогические методы исследования коллективных явлений

Процессы, касающиеся воспитания, образования и обучения, носят коллективный характер. Соответственно часто используемыми методами, направленными на их изучение, являются массовые опросы, шкалирование, социометрические методики, а также сравнительные исследования. Каждый из данных методов пришел в педагогику из социологии, по этой причине они носят название социологических методов.

Количественные методы в педагогике

В процессе анализа качества в ходе исследования ученый определяет, к какой из групп существующих явлений принадлежит объект исследования и в чем именно заключается его специфика. После этого он находит причинно-следственные связи между явлениями. В таком случае задача количественного анализа заключается в измерении и подсчете выявленных свойств.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/suschestvujuschie-metody-pedagogicheskogo-issledov/

Порядок проведения научно-педагогических исследований *

Методы научно-педагогического исследования

Педагогическое научное исследование призвано сформировать новые принципы и методы получения педагогических знаний и умений. Оно представляет собой разновидность познавательной деятельности, которая направлена на открытие новых принципов, закономерностей обучения, воспитания и развития.

Уровни научно-педагогических исследований

Написание научных трудов по педагогике предполагает прохождение трех основных уровней развития научной мысли:

Уровни научно-педагогических исследований

– эмпирический. Данная стадия позволяет установить новые факты в педагогике путем изучения информации в рамках выбранной темы: старые им новые направления, их сравнение и анализ, выявление актуальных проблем и пр.

– теоретический. На данной стадии формируется основная идея научно-педагогического исследования: формируются новые теории (гипотезы), общие положения новой идеи;

-методологический: разрабатываются методы их реализации, прогнозируется потенциальный эффект от реализации новой педагогической концепции.

Обоснование и доказательство эффективности выдвинутой гипотезы производится путем проведения «педагогического эксперимента». Этот метод позволяет собрать достоверные данные, получить реальную картину и подобрать оптимальные способы коррекции ситуации.

Этапы проведения научно-педагогических исследований

Прежде, чем проводить исследование педагог должен определить следующие элементы: что необходимо изучить для раскрытия вопроса (теории и, концепции, закономерности, действующие методики), определить проблему, разработать меры по ее решению, показать их эффективность. Важно, чтобы гипотеза и план действий строились на принципах логичности, последовательности и четкости.

Для этого необходимо пройти следующие этапы:

Этапы исследования

Этап №1. Определение идеи педагогического исследования и эксперимента.

На этой стадии автору научно-педагогического исследования предстоит определить свою задумку – что он хочет усовершенствовать, показать и предложить. Здесь выдвигается гипотеза, которую он будет доказывать или опровергать на протяжении всей работы.

Зачастую идеи сводятся к соединению различных действующих методик, принципов и приемов, определению эффективного «микса», который позволит улучшить те или иные показатели педагогической деятельности.

Сама по себе задумка исследователя еще не определяет итог работы. Результат педагог получит после тотальной проработки методологии внедрения предложенной гипотезы и проведения эксперимента.

Этап №2. Диагностика.

На данном этапе автор научно-педагогического исследования должен проанализировать литературу по выбранной теме, изучить теоретические и практические основы действующих методик, провести их анализ. Данный подход позволит диагностировать актуальную проблему.

Важно, использовать только актуальные данные. Учебные и методические пособия позволят раскрыть профессиональные термины, а определить проблему научной работы можно только при изучении свежих научных трудов: диссертаций, монографий, аналитических отчетов, научных статей и пр.

Этап №3. Формулировка проблемы научно-педагогического исследования.

Проблема – это выявление в ходе анализа современных и старых теорий, концепций противоречий, пробелов. Они могут проявляться между определенными сторонами (например, результатом и способом его получения).

Формулировка проблемы предполагает, что автор проекта досконально изучил ее, определил, откуда она идет, с чем связана, какими симптомами проявляется, на чем отражается.

На этом этапе важно отметить актуальность проблемы, подтвердить это конкретными фактами.

Этап №4. Прогнозирование хода развития событий.

Данная стадия предполагает разработку алгоритма действий, которые приведут к решению проблемы. Здесь педагогу необходимо определить хронологию действий, определить цели и задачи, гипотезу исследования, подробно описать, что и как нужно делать.

Цель – предполагаемый (желаемый) результат.

Задачи – этапы достижения цели, то есть те действия, которые приведут к поставленному ориентиру исследования.

Гипотеза – новая идея или то, что нужно усовершенствовать.

План-программа – разработка нового механизма, реализацию которого поможет педагогу решить проблему, доказать/опровергнуть выдвинутую задумку.

Прогнозирование – отражение потенциальных результатов, предположений, к чему должен привести новый алгоритм действий, предложенный педагогом.

Этап №5. Практический этап (эксперимент).

На этой стадии фактически происходит «апробация результатов». Педагог применяет разработанный им план действий и определяет его эффективность, достоинства и недостатки.

Перед проведением эксперимента необходимо определить следующие элементы: объект и его особенности, ключевые показатели (которые будут анализироваться в ходе исследования, показывать эффективность выдвинутой гипотезы), методы исследования и порядок действий, мгновенное фиксирование полученных результатов. Важно тщательно спланировать формирующую стадию эксперимента (основные условия), констатирующую (изменение конкретных факторов и учет их влияния), контролирующую (проверку и анализ полученных данных и формирование выводов).

Благодаря проведению эксперимента исследователь может откорректировать свой план, пересмотреть гипотезу, сделать определенные (а самое главное аргументированные и обоснованные) выводы, полагаясь на достоверные данные.

Этап №6. Обобщение результатов.

На этом уровне исследователь должен «прокомментировать» ход исследования, потенциальные результаты и полученные данные апробации (эксперимента). Также здесь автор конкретизирует актуальность, методологию, новизну, значимость исследования. Фактически на данном этапе формируются такие разделы научно-педагогического исследования, как введение и заключение.

Таким образом, проведение научно-педагогического исследования позволяет выявить ключевые проблемы в образовательной и воспитательной среде, а также разработать оптимальный план по их решению.

Источник: https://disshelp.ru/blog/poryadok-provedeniya-nauchno-pedagogicheskih-issledovanij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.