Метод банковского права

Банковское право

Метод банковского права

Понятие «банковское право» появилось вместе с объективными процессами, связанными с усложнением банковской деятельности и правового регулирования данной группы общественных отношений.

До сих пор рассматриваемое понятие вызывает многочисленные споры по поводу сущности банковского права, его природы и места в системе права.

Однако, несмотря на возникшую дискуссию, бесспорным является то, что банковская деятельность нуждается в повышенном внимании со стороны законодателя и теоретиков.

В настоящее время в Республике Беларусь, как и во всем мире, происходят существенные изменения, соотносимые с проблематикой банковского права, в частности:

— принципиально возрастает роль безналичных расчетов, при этом используются новые формы расчетов;

— деньги, ценные бумаги еще больше отделяются от собственника, иного распоряжающегося или лица; они, как правило, не находятся в физической власти, что меняет характер риска владения ими (риск кражи заменяется риском инфляции, банкротства);

— все более важными становятся «будущие деньги» как для немедленного, так и для отложенного использования.

Под влиянием этих и других факторов формируются предпосылки становления банковского права. Они охватывают как национальные системы законодательства, так и международную правовую среду и состоят в том, что:

1) повсеместное развитие банковского права неизбежно влечет за собой возникновение нового правового механизма и языка, которым необходимо владеть (отсутствие – проигрыши в спорах и непринятие в мировую банковско-финансовую систему);

2) потребности финансово-денежного оборота ведут к дифференциации понятий, установлению различий, выделению критериев для более четких классификаций, разграничению и упорядочению правового знания, накоплению материала;

3) возникают потребности, основанные на конкуренции, в условиях которой не только и не столько прибыль предопределяет успех банка. Банки стремятся также обеспечить сравнительно большие:

а) безопасность и надежность вкладов, экономическую выгоду клиенту;

б) стабильность, экономический рост стране;

в) прозрачность своей деятельности, ее подконтрольность обществу и клиенту.

Банки, адаптируясь к этим требованиям, создают основанные на компромиссе правила игры, которые преобразовываются в правовые нормы.

Для полной характеристики банковского права, как отрасли права, необходимо рассмотреть предмет и метод правового регулирования.

Предмет банковского права составляют общественные отношения, возникающие в процессе функционирования банковской системы Республики Беларусь, государственного регулирования банковской деятельности, а также осуществления банковских операций и совершения банковских сделок.

Под методом банковского права следует понимать совокупность юридических приемов, способов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет банковского права.

С учетом специфики предмета регулирования банковского права, большинство авторов сходятся во мнении, что данной отрасли права присущ комплексный метод правового регулирования.

Комплексный метод банковского права объединяет в себе отдельные черты первичных методов – гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношению к ним.

Характерными чертами данного метода являются:

1) имущественная самостоятельность участников правоотношений;

2) применение преимущественно способов косвенного (экономического) воздействия на участников правоотношений;

3) сочетание регулирования соответствующих общественных отношений путем издания нормативно-правового акта и заключения договора, имеющего гражданско-правовой характер;

4) наличие «коридора автономии воли» обязательных участников банковских правоотношений (государство устанавливает определенные рамки, в пределах которых участники могут проявлять некоторую самостоятельность).

Относительно банковского права в качестве дополнительных обоснований его как отрасли иногда называют также:

— наличие общественной потребности и государственного интереса в регулировании банковских правоотношений (а, следовательно, существование специальных источников права);

— наличие специфических понятий и категорий;

— законодательное закрепление принципов банковского права.

Исходя из вышеизложенного, банковское право – это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, возникающих в процессе функционирования банковской системы Республики Беларусь, а также осуществления и государственного регулирования банковской деятельности.

1.2 Банковская деятельность и принципы ее осуществления

Статья 12 БК закрепила легальное определение банковской деятельности, установив, что «Банковская деятельность – совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли».

Поскольку банковская деятельность – это совокупность именно банковских операций, то следует сделать вывод, что это, прежде всего, частноправовые отношения, и к ним не относятся отношения, складывающиеся в процессе функционирования банковской системы с организационной точки зрения (например, в процессе создания, реорганизации и ликвидации банка).

Между тем, в литературе наряду с термином «банковская операция» встречается понятие «банковская сделка». Соотношения этих понятий является достаточно спорным.

Легального определения понятия «банковская операция» в белорусском праве нет. БК содержит перечень банковских операций (ст. 14) и классифицирует их на активные, пассивные и посреднические (ст. 15).

С правовой точки зрения операции банков, как правило, облечены в форму сделок или иных юридически значимых действий. Таким образом, банковская сделка – это юридическая форма банковской операции.

Сама операция, в свою очередь, включает в себя не только юридическое оформление отношений, но и ряд фактических и технических действий. С другой стороны, банковская сделка тоже может сопровождаться несколькими банковским операциями.

Вероятно, именно в связи с этим, в теории, в законодательстве и на практике эти понятия используются как тождественные.

Банковская деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, в связи с этим опирается на принципы двух типов:

1. Принципы, являющиеся общими для предпринимательской деятельности в целом. К ним, в частности можно отнести:

— принцип неприкосновенности собственности

— принцип свободы экономической деятельности;

— принцип поощрения конкуренции и запрещения монополизации;

— принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве – связан со свободой перемещения по территории Республики Беларусь товаров, услуг и финансовых средств. Такая свобода может быть реализована лишь при наличии единой банковской системы;

— принцип паритета интересов всех субъектов и участников банковских правоотношений – оптимальное сочетание в банковском праве частных интересов банков и их клиентов с экономическими публичными интересами.

2. Принципы, банковской деятельности, которые законодательно закреплены в ст. 13 БК. Основными принципами банковской деятельности являются:

— обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности (далее – лицензия на осуществление банковской деятельности);

— независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

— разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;

— обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;

— обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно-финансовой организации;

— обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;

— обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

1.3 Банковские правоотношения, их структура, особенности и виды

В процессе осуществления банковской деятельности возникают правоотношения, которые не могут быть однозначно отнесены к первичным отраслям права. Они образуют особую группу, присущую исключительно банковскому праву, и составляют специфику его предмета.

Банковские правоотношения – это урегулированные нормами банковского права общественные отношения, возникающие при обязательном участии банка или небанковской кредитно-финансовой организации по поводу финансовых инструментов, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности двойственной природы.

Основаниями возникновения банковских правоотношений могут выступать следующие:

2) норма закона (при реализации денежно-кредитной политики);

3) административный акт (выдача лицензии или ее отзыв);

4) договор.

Структура банковского правоотношения, как и любого другого, включает в себя три элемента:

1. Субъект. В теории права понятия «субъект правоотношения» и «участник правоотношения» практически не различаются. Несмотря на это, банковское законодательство не использует эти два понятия как синонимы. В частности, ч. 1 ст.

6 БК устанавливает, что «субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации». В соответствии с ч. 2 ст.

6 БК, «участниками банковских правоотношений могут быть Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, в том числе в лице государственных органов, а также физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица». Исходя из содержания указанных частей ст. 6 БК следует, что в ч.

1 перечислены лица, без участия которых правоотношение не может быть признано банковским, а в ч. 2 перечислены лица, которые могут принимать участие в данных правоотношениях (например, в качестве клиента банка), но не вправе осуществлять банковскую деятельность.

Источник: https://mirznanii.com/a/2989/bankovskoe-pravo

Банковское право: понятие, источники, принципы, нормы | Суворов Групп

Метод банковского права

Специфический метод банковского права обусловлен специфическими чертами общественных отношений, составляющих предмет банковского права.

Что такое банковское право

Банковское право — это самостоятельная комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями, а также регулирования банковской системы Российской Федерации.

Банковское право можно определить как определенный комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью коммерческих банков и ЦБ РФ.

В состав банковского права входят как нормы гражданского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и нормы финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус ЦБ РФ, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов).

Общеизвестно, что банковское право (как и любая другая отрасль права) может рассматриваться с трех точек зрения: как отрасль российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

Значение данной отрасли юриспруденции определяется экономическим и политическим значение банковского дела и хозяйства в экономике соответствующей страны в определенный временной период. Банковское право нельзя однозначно отнести к самостоятельной отрасли российского права.

Оно является комплексной отраслью права со специфическим кругом регулируемых правоотношений и специфическим методом регулирования.

Банковское право охватывает не только общие принципы организации и деятельности банков, но и совокупность норм, регулирующих порядок оказания финансовых и связанных с ними услуг (Проблемы теории государства и права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. С. 228).

Основные понятия банковского права

  • Субъекты отечественной банковской системы — Банк России (первый уровень), кредитные организации, а также представительства иностранных банков (второй уровень).
  • Банк России — особый субъект, который обладает публично-правовыми полномочиями: монопольное осуществление эмиссии наличных денег, государственное регулирование и надзор в отношении остальных субъектов банковской системы.
  • Например, Банк России устанавливает правила регистрации, лицензирования и функционирования кредитных организаций, проводит проверки их деятельности, привлекает их к ответственности за нарушение банковского законодательства.
  • Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом (ч. 1 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
  • Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
  • Кредитные организации по видам и объему банковских операций делятся на банки и небанковские кредитные организации.
  • Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
  • Первые две операции (привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет) раскрывают положение банка как финансового посредника в функционировании банковского кредитования. Представим в упрощенном виде экономический смысл выполнения банком данных операций. Банк, привлекая денежные средства во вклад под определенный процент, например 100 тыс. руб. под 10%, а затем размещая эти средства под более высокий процент (например, 15%), получает прибыль, так называемую маржу, то есть средства, полученные от разницы в процентах (в нашем случае это 5%, или 5 тыс. руб.).
  • Третья операция (ведение банковских счетов) указывает на не менее важный, сущностный аспект деятельности банков: открывая счета юридических и физических лиц, банки выполняют и иные операции по данным счетам, к примеру, переводы денежных средств. Иными словами, банки являются важнейшими участниками денежного обращения.
  • Небанковские кредитные организации, в отличие от банков, не вправе осуществлять указанные три банковские операции в совокупности, то есть круг операций, которые вправе выполнять небанковские кредитные организации, гораздо уже, нежели у банков.
  • Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован (ч. 4 ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).
  • Банковская система России включает представительства иностранных банков. Представительства — это внешне обособленные структурные подразделения банков. Представительства не вправе осуществлять банковские операции, их деятельность сводится к информационному и консультационному обслуживанию. На сегодняшний день иностранные банки присутствуют на отечественном рынке в случае открытия дочерних компаний либо участия в уставном капитале отечественных кредитных организаций (например, Райффайзенбанк, Ситибанк).
  • Отношения между элементами банковский системы внутри каждого уровня строятся на основе координации, а между элементами первого и второго уровня — на основе субординации.

Особенности банковского права

Необходимость выделения банковского права в специфическую отрасль объясняется целым рядом причин, среди которых можно назвать:

  1. наличие общественной потребности и интереса государства в определенном правовом регулировании банковской деятельности, обусловленное особой значимостью банковской системы для нормального функционирования государства;
  2. наличие особого специфического предмета правового регулирования, которое обусловлено четким выделением специфики регулирования общественных отношений;
  3. необходимость существования особого метода правового регулирования.

Банковское право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний, выработанную наукой и преподаваемую в учебном заведении по определенной методике и в соответствии с учебным планом.

К сожалению, в юридической литературе очень часто происходит смешение понятий банковского права как науки и банковского права как учебной дисциплины, что, в свою очередь, приводит к смешению понятий банковского права как отрасли права и банковского права как учебной дисциплины.

Справочно: Что такое право.

Банковское право в России

В условиях рыночных отношений банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики — она обеспечивает:

  • аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц;
  • их межрегиональное и межотраслевое перераспределение;
  • внутринациональные и международные расчетные отношения между различными хозяйствующими субъектами.

Образно говоря, если деньги — это «кровь» рыночной экономики, то банковская система — ее «кровеносная» система.

В нашей стране отношения, складывающиеся, в процессе функционирования финансовой системы государства, — финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью российского права — финансовым правом.

В советское время банковское право, как правило, рассматривалось в качестве института или раздела финансового права.
При переходе к рыночной экономике произошло закономерное повышение значения банков и банковской деятельности, устойчивости банковской системы страны. В настоящее время банковское право выступает в качестве самостоятельной комплексной отрасли российского права.

Предмет права

Предмет банковского права составляют общественные отношения в сфере банковской деятельности (банковские правоотношения).

Поскольку банковское право — комплексная отрасль права, то и составляющие ее предмет общественные отношения также являются сложными (смешанными или комплексными) по своему характеру.

Во многих случаях, такие отношения могут быть отнесены к:

  • конституционно-правовым;
  • административно-правовым;
  • гражданско-правовым;
  • финансово-правовым;
  • уголовно-правовым и др.

Таким образом, предмет банковского права — это совокупность следующих общественных отношений, складывающихся в сфере банковской деятельности:

  • властных отношений, возникающих в процессе регулирования банковской системы соответствующими органами государства (в первую очередь, Центральным Банком Российской Федерации — ЦБ РФ);
  • правовых отношений, возникающих в процессе построения, развития и функционирования банковской системы Российской Федерации;
  • правовых отношений, возникающих в процессе осуществления кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями) банковской деятельности;
  • правовых отношений, возникающих в процессе банковского контроля и контроля за соблюдением банковского законодательства;
  • правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений;
  • правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере банковской деятельности.

Указанные выше общественные отношения в совокупности составляют банковские правоотношения.

Основными способами правового регулирования выступают:

  1. дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;
  2. запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;
  3. позитивное обязывание – возложение на лиц обязанностей к активному поведению.

Специфика правового режима и метода банковского права обусловлена как особенностями регулируемых этой отраслью общественных отношений, так и ее положением на стыке публичного и частного права. Поэтому, например, сторонники комплексного характера банковского права отмечают наличие у банковского права трех методов:

  1. публично—правового (в юридической литературе этот метод именуется по—разному: императивный метод, административно—правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.);
  2. частноправового (или гражданско-правового метода);
  3. комплексного метода, который представляет собой сочетание двух вышеуказанных.

Если говорить о том, что банковское право является самостоятельной отраслью российского права, то банковское право обладает самостоятельным методом правового регулирования.

Это сочетание первичных частноправовых и публично—правовых элементов, которые и определяют его юридический режим.

При этом, естественно, на своеобразие конструкции метода банковского права влияют вариации конкретных способов регулирования – дозволений, запретов, позитивного обязывания.

Методы правового регулирования банковской деятельности

В юридической литературе в настоящее время достаточно часто допускается смешение понятий «метод правового регулирования» и таких как «правовой режим» (понятие, объединяющее принципы, приемы и средства правового регулирования) и «принципы правового регулирования».

Методом правового регулирования является совокупность способов (приемов) воздействия на общественные отношения (деятельность их участников), которая предопределяет правовое положение (статус) участников этих отношений по отношению друг к другу.

Выделяют два метода правового регулирования:

  1. централизованное, императивное регулирование (метод субординации), при котором правовое положение субъектов по отношению друг к другу характеризуется как отношения субординации, т.е. подчинения;
  2. децентрализованное, диспозитивное регулирование (метод координации), при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны.

Однако применительно к отдельным отраслям права могут выделяться также такие методы, как метод автономии и процессуального равенства сторон, метод поощрения, метод рекомендаций и некоторые другие1, что, по сути, является некорректной попыткой выразить своеобразие рассматриваемых отношений.

На самом деле речь в этих случаях идет либо о принципах правового регулирования (автономия и процессуальное равенство сторон), либо о социальнополитических, а не юридических явлениях (поощрение и рекомендация), поскольку во втором случае отсутствует общеобязательность и возможность применения мер государственного принуждения.

Наличие таких попыток является следствием подхода, что у каждой отрасли должен быть свой метод. В связи с этим данное понятие в большинстве случаев превратилось в конструкцию, объединяющую в себя все элементы юридического режима правового регулирования.

На самом деле, когда речь идет о юридическом равенстве или неравенстве субъектов правоотношений (именно определение этого и составляет смысл выделения понятия «метод правового регулирования»), имеется в виду, что эти субъекты либо вступают в отношение и участвуют в нем своей волей и в своем интересе (метод координации), либо вступают в него и участвуют в нем вне зависимости от своей воли (метод субординации). В первом случае первоначально правовое положение субъекта определяется через установление общего дозволения, а для возникновения конкретного правоотношения необходимо его волевое действие. При
этом субъект вправе определять по своему усмотрению, например, контрагентов, объект правоотношения и т.д. Кроме того, правоотношение может быть прекращено волевыми действиями (соглашением с кредитором, односторонним волеизъявлением, если это допускается законом или договором). Во втором случае правоотношение возникает сразу при наступлении определенного юридического факта вне зависимости от воли подчиненного (обязанного) субъекта в силу закона. В этом случае для управомоченного лица уже заранее устанавливается круг обязанных перед ним лиц и объем их обязанностей.

Источник: https://malina-group.com/bankovskoe-pravo/

Читать онлайн Банковское право. Шпаргалка страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Метод банковского права

Кратко излагаются ответы на экзаменационные вопросы, что поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться и успешно сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, обучающимся по специальности юриспруденция.

1. Понятие и предмет банковского права

Банковская система выступает в качестве приводного механизма национальной экономики – она обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств физических и юридических лиц и их межрегиональное и межотраслевое перераспределение; внутринациональные и международные расчетные отношения между различными хозяйствующими субъектами. В нашей стране отношения, складывающиеся в процессе функционирования финансовой системы государства и финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются финансовым правом.

В советское время банковское право рассматривалось в качестве института или раздела финансового права. Банковское право в настоящее время выступает в качестве самостоятельной отрасли российского права.

Банковское право можно определить как – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления Центральным Банком и кредитными организациями, а также регулирования банковской системы России.

Предмет банковского права составляют общественные отношения в сфере банковской деятельности (банковские правоотношения).

Поскольку банковское право – комплексная отрасль права, то и составляющие ее предмет общественные отношения также являются сложными (смешанными или комплексными) по своему характеру.

Наиболее близким к банковскому праву по методу правового регулирования является административное право. Однако банковское право не следует рассматривать как составную часть административного права.

Взаимодействие данных отраслей основано на применении одного и того же метода правового регулирования – императивного , а также тем, что во многих банковских отношениях принимают участие органы, обладающие властными полномочиями, что предполагает неравенство сторон, как и в административном праве.

Нормы банковского права дополняют гражданско-правовые положения, установленные ГК РФ. Например, это касается норм регламентирующих правоотношения по договору банковского счета, договору банковского вклада, по расчетам. Банковские правила создают условия для реализации требований гражданско-правовых норм, а не наоборот.

Они регулируют саму услугу, которую банк оказывает клиентам.

Нарушения банковского права становятся юридическим фактом для возникновения охранительного гражданско-правового отношения (например, при необоснованном списании банком со счета клиента денежных средств банк будет обязан уплатить проценты в порядке предусмотренном ГК РФ).

Правила банковских операций устанавливаются законами, регулирующими банковскую деятельность, и нормативными актами Центрального Банка РФ. Следовательно, критерием для применения гражданско-правовой ответственности в указанных случаях являются нормы банковского права и наличие или отсутствие нарушений этих норм.

Предмет банковского права – это совокупность регулируемых правом общественных отношений, складывающихся в следующих сферах банковской деятельности:

– построение, развитие и функционирование банковской системы РФ уполномоченными на то органами государства (в первую очередь, Центральным Банком РФ);

– правовых отношений, возникающих в процессе осуществления кредитными организациями (банками и небанковскими кредитными организациями) банковской деятельности;

– банковского контроля и контроля за соблюдением банковского законодательства;

– защиты прав и законных интересов участников банковских правоотношений;

– привлечения к ответственности за совершение правонарушений в сфере банковской деятельности.

Указанные выше отношения в совокупности составляют банковские правоотношения.

2. Метод и система банковского права

Метод правового регулирования – это способы правового воздействия на поведение и волю участников регулируемых отношений.

Значение метода правового регулирования заключается в первую очередь в том, что наличие в отечественной юридической науке самостоятельного метода регулирования принято рассматривать в качестве существенного основания для выделения той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования банковского права представляет собой совокупность юридических способов и приемов правового воздействия на поведение и волю на участников банковских правоотношений, при помощи которых осуществляется регулирование этих общественных отношений, составляющих предмет банковского права.

Основными методами банковского права являются:

1) публично-правовой метод (императивный метод, административно-правовой метод, метод власти и подчинения, метод субординации, авторитарный метод и т. д.);

2) частно-правовой метод (гражданско-правовой метод);

3) комплексный метод, представляющий собой сочетание двух вышеуказанных методов. Наличие этого метода обусловлено комплексным характером банковского права.

Банковское право как самостоятельная комплексная отрасль права входит в единую систему российского права, и, в свою очередь, является системой более низкого уровня.

Банковское право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

Нормы банковского права группируются в две части – общую часть и особенную часть . Таким образом, с точки зрения своей структуры, банковское право выступает как система, состоящая из общей и особенной частей.

Обособленные совокупности банковского права следующих юридически взаимосвязанных норм, образуют его институты, например: институт банковского счета; банковского вклада; банковского кредита; страхования вкладов; эмиссии банками собственных ценных бумаг; корреспондентских отношений с иностранными банками; валютного контроля и др.

Общая часть банковского права включает в себя нормы, закрепляющие общие, стратегические положения, которые находят свое развитие во всех институтах особенной части банковского права: регламентирующие структуру и закономерности развития банковской системы РФ; устанавливающие систему, значение и содержание принципов банковского права; определяющие формы и пределы осуществления банковской деятельности как одного из видов допустимой экономической деятельности в РФ; устанавливающие основополагающие права и обязанности участников отношений, регулируемых банковским правом и ряд других.

Общая часть банковского права содержит и специальные положения, которые отсутствуют в других отраслях права.

Особенная часть включает в себя нормы, регулирующие конкретный порядок осуществления банковской деятельности. В эту часть входят нормы, сгруппированные в следующие институты:

– институт банковского надзора;

– банковского счета; банковского вклада;

– банковского кредита;

– страхования вкладов;

– расчетных отношений;

– эмиссии банками собственных ценных бумаг;

– корреспондентских отношений с иностранными банками;

– учета и отчетности в сфере банковской деятельности;

– валютного контроля и др.

Перечисленные институты, посвященные правовой регламентации текущей банковской деятельности участников регулируемых банковским правом общественных отношений (субъектов банковской деятельности) в науке называют функциональными институтами банковского права .

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина

Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний, теоретических положений и выводов о содержании, роли и значении, а также развитии банковского права как составной части российского права.

Наука банковского права изучает:

1) принципы банковского права;

2) нормы банковского права и их развитие;

3) пути совершенствования банковского законодательства; общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования и развития банковской системы России; 4) общественные отношения, формирующиеся в процессе банковской деятельности, а также по защите прав и законных интересов участников банковских правоотношений и пользователей банковских услуг, а так же многое другое.

Наука банковского права исследует закономерности и тенденции развития банковского права, как составной части российского права.

Предметом науки банковского права являются общественные отношения, которые возникают в процессе регулирования и осуществления субъектами банковского права банковской деятельности, в том числе:

1) властные отношения, возникающие в процессе регулирования банковской системы соответствующими органами государства;

2) правовые отношения, возникающие в процессе построения, развития и функционирования банковской системы РФ и др.

Источник: https://dom-knig.com/read_232266-1

Методы правового регулирования и принципы банковского права

Метод банковского права
Определение 1

Методом правового регулирования является определенная совокупность юридических способов и приемов воздействия на отношения общественного характера.

Замечание 1

Правовой метод регулирования, чаще всего, характеризует правосубъектность участников каких-либо отношений, а также их правомочия и основания возникновения, прекращения и изменения правоотношений.

В банковском праве используются императивный и диспозитивный метод.

Диспозитивный он же частноправовой место нашел свое проявление в обязательных договорах и характеризуется автономией воли и равноправием участников банковских правоотношений, а что касается императивного метода (метода подчинения и власти), то он занимается подчинением одних субъектов другими, например, во время надзора или лицензирования. Оба эти метода банковского права в своей совокупности образовали комплексный метод правового регулирования банковских отношений.

Принципы банковского права

Определение 2

Принцип банковского права является основополагающим началом, которое имеет общеобязательный характер и обеспечивает единый подход к контролю общественной совокупности отношений, составляющих отраслевой предмет права.

Банковские принципы права подразделяются на две группы: функциональные, которые связываются с организацией работы элементов банковской системы и институциональных, относящихся к построению банковской системы.

Принципы институционального характера, это принцип двухуровневого построения системы банка, которая в свою очередь, заключается в том, что банковская система России включает в себя верхний уровень, в состав которого входит ЦБР, и нижний уровень, чьими субъектами являются организации кредитного характера, а также представительства и филиалы иностранных банков.

Единый принцип начала связывается логически предыдущим принципом.

Единым централизованным началом обычно выступает ЦБР, одной из функций которого является укрепление, а также развитие банковской системы Российской Федерации, в связи с чем ЦБР устанавливает определенные правила проведения банковских операций, занимается принятием решений относительно государственной регистрации кредитных организаций, выдает лицензии кредитным организациям, осуществляет организацию системы рефинансирования организаций кредитной направленности.

Функциональные принципы

Определение 3

Принцип законности является принципом межотраслевой направленности означает требование неукоснительного и точного соблюдения законов всеми участниками банковских отношений: организациями, которые занимаются кредитной деятельностью, их клиентами, органами управления и власти.

Исключительный принцип деятельности банков закреплен в статье 5 Закона о банках, согласно которой организациям кредитного характера запрещается заниматься торговой, страховой, а также производственной деятельностью. Особая правомочия организаций кредитной направленности, как коммерческих юридических лиц обусловлена потребностью в усилении публично-правового контроля за совершаемыми сделками.

Следующий принцип монопольного права эмисси денежных знаков ЦБР закреплен в 75 статья Конституции и 4 статье закона ЦБР. Согласно данным нормам организационные обращения и денежные изъятия знаков осуществляются только ЦБР.

Монеты и банкноты являются единственным законным средством наличного платежа на территории России; они обеспечиваются всеми активами ЦБР и являются его безусловным обязательством.

Монеты и банкноты ЦБР принимаются по стоимости нарицательного характера во время всех видов платежей, для перечисления на счета, вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Принцип обеспечения тайны банка отмечается в 26 статье Закона о банках.

Организация кредитного характера, ЦБР, любая другая организация осуществляющая функции по страхованию в обязательном порядке вкладов, гарантирует тайну об операциях, а также вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов.

Все служащие данной кредитной организации должны хранить тайну об счетах, вкладах и операциях ее корреспондентов и клиентов, и о других сведениях, которые были установлены кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Замечание 2

Справки по счетам и операциям граждан и юридических лиц — ПБОЮЛ выдаются специальной кредитной организацией им самим, арбитражным судам и их судьям, а также обыкновенным судам не имеющих арбитражную направленность.

Счетной палате Российской Федерации, органом налоговой направленности, федеральному органу исполнительной власти в финансовой области рынков, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, и, конечно, органам принудительного исполнения документов судебного характера, актов иных органов и должностных лиц в ситуации, которая предусматривается документацией законодательства об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — предварительным органам следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам

Справки по вкладам и счетам физических лиц выдаются организацией кредитного характера им самим, органам, которые занимаются принудительным исполнением судебных актов, судам, документам других органов и должностных лиц, организации, исполняющей функции по обязательному страхованию вкладов, во время наступления случаев, которая требуется страховка, а также при наличии согласия руководителя следственного органа — предварительным органам следствия по делам, находящимся в их производстве, по налоговым запросам органов, направленным на основание запросов уполномоченных органов иностранных государств в случае предусмотренном международными договорами РФ.

Замечание 3

Помимо этого, справки не имеют права раскрывать лицам третьей стороны информацию, которая была получена от организаций с кредитной направленностью: операторы платежных систем, ЦБР, Росфинмониторинг, аудиторские организации, агенты и органы валютного контроля, ФСФР России, руководители государственных органов федерального характера, перечень которых определяется именно Президентом Российской Федерации, и высшие должностные лица субъектов РФ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/bankovskoe-pravo/regulirovanie-i-printsipy-bankovskogo-prava/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.