Культурное право

Содержание

Характеристика духовно-культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Культурное право
Замечание 1

Духовные и культурные права и свободы формируют условия и возможности, повышающие образовательную, культурно-духовную сферу развития человека, способствуя его всестороннему и гармоничному развитию.

Конституция РФ определяет базовые духовные и культурные права граждан РФ и их свободы:

  • право получать образование (43 статья);
  • свобода литературной, художественной, научной, технической и других видов деятельности, область преподавания (44 статья);
  • право, касающееся охраны интеллектуальной собственности (44 статья);
  • право доступа к ценностям культуры, участия в культурной жизни и использовать учреждения культуры для развития (44 статья);
  • свобода совести (28 статья).

Перечень культурно-духовных прав в РФ

Культурные права и свободы человека содержатся в ст. 43 Конституции РФ, которая гласит, что каждое лицо имеет право на образование. Это право комплексное, а его обеспечение происходит за счет группы прав и гарантий, которые рассматривает Конституция РФ. В их число входят :

  • гарантии общей доступности и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях государственного и муниципального характера, в организациях и на предприятиях;
  • право в соответствии с конкурсной основой на бесплатное получение высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и в организациях;
  • обязательное получение основного общего образования, что обеспечивается государством и родителями или заменяющими их лицами;
  • установка в Российской Федерации федеральных образовательных стандартов государственного уровня, поддержка со стороны государства разных форм образования и самообразования.

Замечание 2

ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» выделяет конституционные положения, которые являются определяющими в механизме реализации этого права.

В соответствии с 44 статьей можно говорить о гарантии для каждого лица свободы преподавания, а также творчества, включая литературное, художественное, научное, техническое и др.

Культурные права и свободы человека и гражданина предполагают творческую свободу и возможность преподавания, что конституционно гарантирует целый ряд более частных прав и обязанностей: право на охрану интеллектуальной собственности; доступа к ценностям культуры, участия в культурной жизни и в работе учреждений культуры; обязанности каждого члена общества заботиться о сохранности культурного и исторического наследия, сберегать исторические и культурные памятники.

Гарантии в сфере духовно-культурных прав

Творчество имеет непосредственную связь со способностями. Статья 10 Основ законодательства РФ о культуре содержит положение, что каждое лицо вправе осуществлять любую творческую деятельность в зависимости от своих интересов и способностей.

Замечание 3

Свобода творчества представляет собой важнейшую духовную свободу, которая означает, что государство должно минимально вмешиваться в творческую деятельность с одновременным обеспечением правовых гарантий охраны этой свободы. Статья 29 Конституции РФ содержит запрет на цензуру, гарантируя свободу не только массовой информации, но и прочих видов творчества.

Гарантия свободы творчества заключается в том, что на этот вид деятельности не распространены ограничения, которые предъявляются к определенным занятиям.

Так, статья 97 Конституции РФ включает сведения о том, что ни один из депутатов Госдумы не может быть на государственной службе, занимаясь при этом другим видом оплачиваемой деятельности, помимо преподавания, научной и прочей творческой деятельности.

Свободу творчества нельзя считать абсолютной для избежания злоупотребления. Для того чтобы защитить интересы и права других лиц, обеспечить нравственность и безопасность общества, законодательство и Конституция РФ включают определенные ограничения этой свободы.

Положения Конституции упоминают и некоторые виды творчества (литература, наука, техника и др.), закрепляя положение об охране интеллектуальной собственности.

Определение 1

Интеллектуальная собственность представляет собой результат интеллектуального творчества в виде деятельности, которая обладает духовной и рационально-материальной основой.

Каждый человек в России обладает правом участвовать в культурной жизни и пользоваться организациями культуры, имея доступ к культурным ценностям.

Культурная жизнь выражена различными видами деятельности, широкий спектр которых предопределяет и большое число способов участия в ней.

Культура предполагает реализацию для каждого человека его возможностей приобщения к культуре, получения необходимого образования, вступления в какую-либо творческую группу, занятия творчеством и др.

Для любого гражданина РФ дается гарантия сохранности объектов культурного наследия. Это необходимо для интересов настоящего и будущего поколения многонациональной народности нашей страны. (№ 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия РФ»).

Каждое лицо обладает также правом на беспрепятственное получение сведений об объектах культурного наследия в порядке, который устанавливает федеральное законодательство.

Сведения предоставляются в тех пределах, которые содержатся в едином государственном реестре, включающем перечень объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов страны.

Духовные свободы включают свободу совести и вероисповедания. В число ее особенностей входит одновременная принадлежность к личным свободам.

Замечание 4

Что касается реализации свободы вероисповедания и совести, то она влияет на духовное развитие человека, формирует его как личность, обладающую определенной системой нравственных и религиозных воззрений.

Статья 28 Конституции РФ зафиксировала важные элементы, которые раскрывают содержание понятия «свобода совести». Часто категорию «совесть», включая ее свободу, можно отождествить только с вероисповеданием, атеизмом или выбором между ними.

Тем не менее, в более широком смысле совесть означает, что религиозная нравственность, хоть и является ядром, тем не менее не исчерпывает ее содержания.

Если брать во внимание философско-этическое понимание, то совесть представляет собой особое духовное свойство каждой личности, состоящее во врожденном ощущении, познании и восприятии зла и добра.

По этой причине сущность свободы совести в юридическом понимании состоит в свободном выборе человека той или иной нравственно-духовной и религиозной основы. Любое лицо имеет право самостоятельно формировать свою систему ценностей, которая составляет основу жизнедеятельности, исповедовать или отказаться от определенного верования, учения или религии.

Составляющим элементом свободы совести является свобода вероисповедания, тесно связанная с большим числом религиозных взглядов, которые выражаются принятием (отказом принимать) определенных учений, исторически сформировавшихся на территории страны, так и вне ее. Конкретные вероисповедания включают православие, католицизм, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм. Существуют и различные секты как перечисленных, так и других религий, которые имеют своих приверженцев.

любого учения или исповедания можно раскрыть в деятельности в зависимости от внутренних установлений религиозных организаций. Это может гарантировать Федеральный закон № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Важное обстоятельство для правоприменительной деятельности представлено тем, что свободу совести и вероисповедания нельзя ограничивать даже в случае чрезвычайного положения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/harakteristika-duhovno-kulturnyh-prav-i-svobod-che/

Культурные права — это… Определение, разновидности и правовое регулирование

Культурное право

Права и возможности человека в любой стране определяют условия жизни, отношения в обществе и показывают степень защищенности человека. Культурные права — это развитие каждого индивида в стране. Права могут различаться, но не могут быть меньше прав, закрепленных в международных документах.

Что такое культурное право?

Духовное развитие человека зависит от тех прав, которые у него есть в стране. Они позволяют развиваться на политическом, духовном и социальном поприще. Культурные права — это:

  • на образование;
  • на доступ к культурным ценностям;
  • на участие в культурной жизни страны;
  • на пользование результатами НТП;
  • на творчество;
  • на развитие.

Права одинаковы для всех граждан, независимо от цвета кожи, расы, религии, языка и пола. Одним из культурных прав является право на образование, которое в стране доступно каждому.

Частью культурного права считается возможность участвовать в любом виде творчества и иметь защиту моральных и материальных интересов, возникающих при наличии интеллектуальной собственности, художественного или научного творчества.

Развитие культуры собственной станы зависит от людей, которые в ней проживают. Культурные права — это возможность каждого человека иметь доступ к искусству всех народов, содействовать качеству культурной жизни и иметь гарантию участия в общественной культурной жизни.

Человек имеет право распоряжаться собой, определять вид деятельности и развивать свою личность. В социально-культурных правах обозначается, что каждый человек имеет право на собственность, и никто не может лишиться этого. Право на экономическую деятельность не прописано отдельным пунктом в конституции, но данный пункт выходит из основного права экономической деятельности.

В конституции многих стран закреплено право человека на труд, но государство не обязано обеспечить всех граждан рабочими местами. Для обеспечения этой возможности создаются методы воздействия на предпринимателей по увеличению рабочих мест.

Культурные права гражданина

Экономические, социальные и культурные права человека тесно связаны между собой. Достоинство гражданина заключается в свободе. Свобода совести и мысли способствует духовному развитию. Взаимоотношения гражданина и общества внутри страны определяют возможность реализации прав человека. В некоторых странах коллективное право стоит выше индивидуального.

О достойной реализации культурных прав в стране говорит уважение человека вне зависимости от его взглядов, убеждений, религии, культуры, социального статуса и национальности. Право, закрепленное в Конституции, не всегда реализуется в полной мере.

Например, возможность человека жить в благоприятной экологической обстановке не всегда возможно реализовать в крупных мегаполисах и вблизи заводов. Но заинтересованные лица могут требовать соблюдения закона и улучшения экологического состояния.

Культурные права и свободы гражданина должны реализовываться во всех сферах творческой деятельности. Государство должно обеспечить эффективные нормы по защите прав.

Гарантом свободы человека является органы государственной власти Российской Федерации.

Важным аспектом свободы считается невмешательство власти в творческую деятельность граждан, за исключением пропаганды насилия, войны, жестокости, расовой ненависти и любой другой нетерпимости.

Запрет на культурное развитие может быть введен, если происходит нарушение действующего законодательства или нарушаются права других граждан.

Средства массовой информации не могут быть задействованы для совершения преступления, распространения государственной тайны, призывать к захвату власти, религиозной или расовой ненависти, порнографии, насилия и жестокости.

Развитие отдельного человека может происходить по его воле. Выбор сферы для творчества лежит на его плечах. Таким образом соблюдаются культурные права всех граждан.

Права ребенка

Социальные, экономические и культурные права ребенка соблюдаются с целью охраны здоровья и реализации нравственных, духовных потребностей. Часть прав даются ребенку по достижении 14 лет. При этом существуют некоторые поправки.

Например, заниматься предпринимательской деятельностью можно с 18 лет, но при вступлении в брак этот порог может быть снижен до 14 лет. Иметь в собственности имущество ребенок может с рождения, но распоряжаться единолично не может.

Право на распоряжение он получает по мере взросления.

Ребенок после 14 лет имеет право на труд, может сам выбрать род деятельности или профессию. Принудительный труд запрещен. Трудовой кодекс защищает детей и матерей в случае нехватки материальных средств для воспитания ребенка. Социальные гарантии предоставляются малоимущим, инвалидам, потерявшим кормильца и многодетным семьям.

Ребенок имеет возможность на оказание бесплатной медицинской помощи, образование и развитие личности. Он имеет возможность участвовать в культурной жизни страны, получать доступ к культурным ценностям.

Свобода выбора гарантируется при определении вида творчества. Привитие с детства культурных традиции и обычаев народа позволяет формировать полноценную личность и прививать патриотическое воспитание.

Реализация культурных прав

Культурные права — это возможность духовного развития человека. Право на здоровье, на безопасные условия труда, на отдых в России защищаются юридически. Прерогатива на здоровую окружающую среду обязывает следить за экологическим состоянием планеты и накладывает обязанность беречь природу. При нанесении вреда окружающей среде, граждане или предприятия должны понести ответственность.

Право на социальное обеспечение имеют все граждане, которые по состоянию здоровья или другим причинам не имеют средств к жизни. Государство гарантирует помощь со своей стороны до тех пор, пока ситуация у человека не изменится в лучшую сторону.

Право на охрану здоровья включает в себя бесплатное медицинское обслуживание в рамках полиса ОМС. Право на образование — самое значимое право, которое создает предпосылку для духовного и культурного развития гражданина. Образование общества способствует развитию достижений в экономической и культурной жизни страны.

Экономические права

Экономические культурные права являются развитием естественных культурных прав человека. Все граждане равны и обладают одинаковыми правами. Главы Конституции разных сфер тесно связаны между собой. К ним относят:

  • частной собственности;
  • на выбор рода деятельности;
  • свобода торговли;
  • на забастовки;
  • на отдых;
  • на жизненный уровень;
  • на медицину;
  • на поддержку семьи и материнства;
  • на социальное обеспечение по старости, инвалидности, потери кормильца;
  • авторские.

Экономические права имеют такие же действия, как и все остальные. Любые права человека накладывают дополнительные обязанности.

Международное понятие

Международное культурное право необходимо для установления взаимодействия между народами и создания благоприятных условий для мира на планете. Развитие происходит в кино, театре, печатных издания и СМИ.

Развитие международных культурных взаимоотношений происходит при взаимном уважении суверенитета страны, законов и традиций. Одной из частей культуры является вопрос охраны авторских прав внутри страны и за ее пределами. Вывезенные исторические и культурные ценности за пределами страны не лишаются возможности владеть предметами.

Авторские права на создание литературного произведения или научной разработки ограничиваются той страной, в которой было создано. Но в другой стране такое возможность не признается, поэтому иностранная книга может быть переведена на другой язык и издана без выплаты гонорара автору.

Международные взаимоотношения регулируются Конвенцией об учреждении ВОИС 1967 года. Огромную роль в расширении международных взаимоотношений сыграло Российское авторское общество, которое участвует в разработке и защите авторских лицензий.

Источник: https://FB.ru/article/459899/kulturnyie-prava---eto-opredelenie-raznovidnosti-i-pravovoe-regulirovanie

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура

Культурное право

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.

  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.

  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.

Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения. Структура правовой культуры:  • состояние правосознания в обществе;  • действенность функционирования правовых органов и учреждений;  • уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.

Функции правовой культуры.

  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

 Уровни правовой культуры:

  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

 Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

общественное. 

Структура правосознания:

  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания.

Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:

  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).

Виды деформации правосознания:

  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.

Правовой нигилизм. Формы проявления:

  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.

Пути профилактики правого нигилизма:

  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.

Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий.  Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  •   В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   — соблюдение и уважение права;  — понимание его культурной и духовной ценности.  Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.  В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   соблюдение и уважение права;  понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов;  — обеспечением и реализацией субъективных прав;  — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:

  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.