Контроль федерального бюджета

Бюджетный контроль в Российской Федерации

Контроль федерального бюджета

Бюджетный контроль – это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных и муниципальных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций с бюджетными средствами, объективной оценки экономической эффективности использования бюджетных средств, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и муниципальной собственности. Бюджетный контроль является одной из форм финансового контроля, направленной на выявление случаев нарушений финансовой дисциплины в бюджетной сфере, под которой понимается установленный бюджетным законодательством порядок образования, распределения и использования бюджетных денежных средств РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Формы бюджетного контроля:

1) предварительный контроль. Проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно—финансовым вопросам;

2) текущий контроль. Осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов;

3) последующий контроль. Проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Бюджетный контроль как часть государственного финансового контроля осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; на региональном уровне осуществляется контроль за использованием средств бюджетов субъектов РФ и региональных внебюджетных фондов. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за использованием средств местных бюджетов.

Правовые основы бюджетного контроля установлены гл. 26 БК РФ.

Правовое положение органов, осуществляющих бюджетный контроль, определяется нормативными правовыми актами, определяющими статус и полномочия этих органов: на федеральном уровне – федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, на региональном уровне – законами субъектов РФ, на местном уровне – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетный контроль может осуществляться как представительными (законодательными) органами, так и исполнительными органами соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления.

Целями бюджетного контроля являются: укрепление законности в бюджетной сфере; рациональное использование бюджетных средств; устранение препятствий оптимальному функционированию бюджетной системы; совершенствование бюджетной системы.

Органы бюджетного контроля

Система органов бюджетного контроляпредусмотрена положениями ст. ст. 266–270 БК РФ.

Представительные (законодательные) органы всех уровней власти создают свои контрольные органы.

На федеральном уровне таким органом является Счетная палата РФ, созданная в соответствии с положениями Федерального закона от 11 января 1995 г.

№ 4–ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», на региональном уровне – представительными (законодательными) органами власти субъектов РФ создаются собственные контрольно—счетные палаты, деятельность которых регулируется законодательством соответствующего субъекта.

 Органами местного самоуправления создаются муниципальные органы контроля в соответствии с требованиями, закрепленными в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативных правовых актах соответствующих органов местного самоуправления.

Бюджетный контроль осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления: Федеральная служба финансово—бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Формы и порядок осуществления контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная служба финансово—бюджетного надзора и Федеральное казначейство действуют в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово—бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278) и Положением о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703).

Контрольные органы исполнительной власти субъектов РФ создаются в соответствии с законодательством соответствующего субъекта РФ (законы и кодексы субъекта РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц исполнительных органов власти), а контрольные органы местного самоуправления – в соответствии с нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств являются органы исполнительной власти и иные прямые получатели средств бюджета, которые осуществляют внутриведомственный финансовый контроль.

Названный контроль проводится в подведомственных учреждениях и организациях контрольно—ревизионными отделами министерств и ведомств, соответствующими управлениями исполнительных органов власти.

Контрольные функции названными органами осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующего уровня, определяющими порядок работы указанных органов.

Полномочия органов бюджетного контроля

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно представительными (законодательными) органами РФ, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления (ст. 265 БК РФ).

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов соответствующего уровня (ст. 266 БК РФ).

Счетная палата РФ вправе также проводить проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Контрольные органы, созданные представительным (законодательным) органом субъекта РФ, а также финансовые органы субъекта РФ либо иные органы, уполномоченные органом исполнительной власти субъекта РФ, вправе проводить проверки местных бюджетов, которые являются получателями межбюджетных трансфертов из бюджета данного субъекта РФ.

В соответствии со ст. 267 БК РФ федеральное казначейство осуществляет контроль за:

1) соблюдением лимитов бюджетных обязательств, распределенных между распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

2) соблюдением лимитов кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

3) соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации;

4) наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Федеральная служба финансово—бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она также вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств

(ст. 268 БК РФ).

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств с бюджетными средствами соответствующих бюджетов (ст. 270 БК РФ).

Источник: http://uristinfo.net/bjudzhetnoe-pravo/290-bjudzhetnoe-pravo-shpargalka/9003-bjudzhetnyj-kontrol-v-rossijskoj-federatsii.html

Казначейская система контроля за исполнением федерального бюджета в Российской Федерации на при (стр. 1 из 15)

Контроль федерального бюджета

Министерство образования Российской Федерации

Дипломная работа

На тему: Казначейская система контроля за исполнением федерального бюджета в Российской Федерации (на примере Отделения федерального казначейства МФ РФ по г. Петрозаводску )

Студента IV курса

Специальность: «Государственные и муниципальные финансы»

Научный руководитель:

г. Санкт-Петербург

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава I: Процесс перехода на каначейскую систему

исполнения федерального бюджета

в современной России ………………………………………………………. 6

1.1 История развития казначейской системы

в дореволюционной России ……………………………………….… 6

1.2 Предпосылки воссоздания казначейской системы

в Российской Федерации ……………………………………………. 10

1.3 Нормативно-правовая база органов федерального казначейства,

задачи, функции, права и обязанности ……………….……………. 18

1.4 Этапы воссоздания казначейской системы …………………….….. 25

1.5 Проблемы становления казначейской системы

современной России. Основные направления развития …..…..….. 33

Выводы ……………………………………………………….………………42

Глава II: Анализ исполнения федерального бюджета на территориальном уровне (на примере Отделения федерального казначейства по г.Петрозаводску) …………………………………………46

2.1 Организационная структура Отделения

федерального казначейства по г. Петрозаводску ……….………… 46

2.2 Исполнение федерального бюджета по доходам ……..………… 50

2.3 Организация работы по исполнению

федерального бюджета по расходам ……..………………… …… 59

2.4 Контроль органов казначейства за целевым использованием

средств федерального бюджета, предоставленных на

возвратной и платной основе ………………………………… …… 80

2.5 Организация работы по ведению бухгалтерского учета исполнения

федерального бюджета ………..……………………… …………. 82

Выводы ………………………… ………………………….……………… 85

Заключение …………………… ………………………………………….. 90

Список литературы …………… ………………………………………… 93

Приложения 1-9 ……………… ……………………………………………97

Введение

Бюджет является центральным звеном финансовой системы любой страны. Бюджет необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежных фондах, служащих выполнению его экономических, социальных и политических функций.

С помощью бюджета создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, решения структурных проблем, поддержания обороноспособности страны, обеспечения внутреннего порядка, выполнения иных государственных функций.

Центральное место в бюджетной системе российской Федерации занимает федеральный бюджет, который является основным орудием перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта и играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации.

Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом, в частности, процессом исполнения федерального бюджета.

Переход России к рыночным отношениям и отказ от единой государственной формы собственности в начале 1990-х годов поставил государство перед необходимостью защиты своих финансовых интересов.

Банковская система претерпела кардинальные изменения и перестала быть только государственной, поэтому кассовое исполнение федерального бюджета посредством Центрального банка России и системы коммерческих банков оказалось без должного контроля со стороны Правительства Российской Федерации. В сложившейся ситуации актуальными стали вопросы обеспечения учета, подконтрольности, защищенности и управляемости средств федерального бюджета. Сложилась объективная необходимость создания в системе органов исполнительной власти Российской Федерации структуры, способной обеспечить реализацию требований государства по управлению финансами бюджетной системы страны.

История развития экономических отношений в России, а также международный опыт исполнения государственных бюджетов обусловили принятие решения о переходе Российской Федерации на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.

Процесс формирования системы территориальных органов федерального казначейства начался в 1992 году, правовой основой их создания и деятельности явились Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе» и Положение о федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации. Общей задачей, поставленной перед органами федерального казначейства, является обеспечение прозрачности исполнения бюджета, полного контроля за движением средств федерального бюджета, эффективного и действенного контроля за целевым расходованием бюджетных средств.

Обострение финансового кризиса усилило необходимость ускоренного перехода к казначейской системе исполнения федерального бюджета с целью сокращения необоснованных расходов бюджета, пополнения его доходной части, оптимизации управления бюджетными средствами, ужесточения контроля за их использованием и укрепления финансовой дисциплины на всех уровнях бюджетной системы. В условиях, когда через федеральный бюджет перераспределяется около половины валового внутреннего продукта, неэффективные методы его исполнения могут стать генератором дестабилизирующих экономику факторов, в то же время, оперативный учет состояния бюджета позволит в значительной мере смягчить или устранить негативные явления в экономике.

Выбор мною темы дипломного проекта обусловлен тем, что в последнее время все большее внимание уделяется проблемам, связанным с экономией и повышением эффективности использования бюджетных средств.

Бюджетные средства должны расходоваться на определенные, директивно установленные цели, необходимо контролировать каждый бюджетный рубль.

В решении этой задачи многое должна сделать система органов федерального казначейства.

Задачей дипломного проекта является рассмотрение предпосылок перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, изучение правовых основ функционирования системы органов федерального казначейства, ее организационной структуры, выделение проблем развития казначейской системы.

Цель дипломной работы – используя практику работы Отделения федерального казначейства по г. Петрозаводску, показать, что развитие казначейской системы идет планомерно и целенаправленно к достижению намеченных целей.

Глава I: Процесс перехода на каначейскую систему исполнения федерального бюджета в современной России.

1.1. История развития казначейской системы в дореволюционной России.

Начиная разговор о казначействе, нельзя не вспомнить его историю: истоки развития, причины упразднения с приходом советской власти, а впоследствии причины возрождения этой системы. Ведь федеральное казначейство, созданное Указом Президента Российской Федерации в 1992 году, возникло не на пустом месте, казначейство в России прошло сложный и длинный путь эволюции.

Учет расходования и поступления денежных средств, на Руси осуществлялся издревле. Казначейство Российской империи, существовавшее до 1917 года, представляло собой сильную организацию с хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами.

С момента образования государства Российского и до момента вступления на престол Иоанна III учреждений, заведовавших доходами царской казны, не существовало.

Впервые слово “казначей” встречается в штатном расписании Казенного приказа, образованного в 1512 г. и заведовавшего царским казначейством в период времени от Иоанна III до царствования Петра I.

Казначей, будучи главой важнейшего ведомства государей московских и всея Руси, ведал сбором и хранением всех государственных доходов.[1]

Царствование Петра I внесло коренные преобразования в систему местного управления. Указом от 18 декабря 1708 г.

государство было разделено на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, в состав полномочий которых входило и управление финансами.

Также вышеупомянутым Указом была создана Счетная (или Казначейская) контора, которая была призвана следить за правильным и четким поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

В правление Екатерины II Указом от 25 февраля 1773 года была учреждена “Экспедиция о государственных доходах” – прообраз будущего Минфина.

Функцией ее был сбор сведений о государственных доходах, для этого все учреждения представляли в Экспедицию ведомости о доходах, недоимках и взысканиям по ним.

На основе этой структуры в Москве и Санкт-Петербурге были открыты особые казначейства, которые ведали всеми государственными расходами, кроме расходов на армию и флот. В уездах органами финансового управления были уездные казначейства, которые являлись исключительно кассовыми учреждениями.

В короткое правление Павла I были предприняты попытки новой реорганизации управления: созданы Главные Департаменты, в т.ч. Департамент финансов, и, наконец, была учреждена должность Государственного казначея.

Александр I, вступив на престол, в 1802 году издал манифест “Об учреждении министерств”, в связи с чем ведомству Государственного казначея были подчинены экспедиции, Казенные палаты и Уездные казначеи в кассовом, счетном и контрольном отношениях. В целом министерская реформа четко оформила единообразную систему управления, в которой Министерство финансов заняло одну из ключевых позиций.

Источник: https://mirznanii.com/a/345335/kaznacheyskaya-sistema-kontrolya-za-ispolneniem-federalnogo-byudzheta-v-rossiyskoy-federatsii-na-pri

Счетная палата как государственный финансовый контроль

Контроль федерального бюджета

Определение 1

Счетная палата РФ – это парламентский орган, осуществляющий финансовый контроль в Российской Федерации.

Счетная палата РФ — это действующий государственный орган, осуществляющий контроль над финансами страны; образуется Федеральным Собранием РФ.

К задачам Счетной палаты относятся:

  • Организация контроля исполнения доходных и расходных статей бюджета страны, внебюджетных федеральных фондов;
  • Оценка эффективности и целесообразности расходов, использования федеральной собственности;
  • Определение обоснованности как доходных, так и расходных статей бюджета;
  • Проведение финансовой экспертизы законопроектов федерального значения, нормативных правовых актов, касающихся распределения бюджетных средств;
  • Анализ отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложения по их устранению и совершенствованию бюджета в целом.

Объектом контроля Счетной палаты являются средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также федеральная собственность.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Счетная палата РФ также имеет полномочия в контроле за состоянием государственного долга страны и использованием кредитных ресурсов.

К субъектам, на которые распространяются контрольные полномочия рассматриваемого государственного органа, относятся:

  • Государственные органы и учреждения;
  • Предприятия, банки, органы местного самоуправления, страховые компании, иные финансово-кредитные учреждения;
  • Негосударственные фонды, общественные объединения и т. д.

Организационная структура Счетной палаты включает следующие звенья:

  • Председатель Счетной палаты, его заместитель;
  • Аудиторы Счетной палаты;
  • Аппарат Счетной палаты.

В компетенции председателя входит руководство деятельностью Счетной палаты, предоставление отчетов о проделанной работе Совету Федерации, Государственной Думе.

Аудиторы в Счетной палате — это должностные лица, которые возглавляют конкретные направления ее деятельности.

Аппарат в Счетной палате включает инспекторов и других штатных сотрудников, которые занимаются непосредственной организацией и контролем в рамках компетенции Счетной палаты.

Особенности контрольной деятельности Счетной палаты

Реализация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты РФ происходит в таких областях:

  • Своевременное исполнение доходных/расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объему, структуре, целевому назначению, обоснованность проектов бюджета страны;
  • Эффективность и целесообразность использования государственной собственности, поступление в бюджет денежных средств от использования государственной собственности;
  • Состояние государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, использование кредитных ресурсов;
  • Состояние банковской системы страны: получение, перечисление, использование средств федерального бюджета, использование федеральной собственности.

Контрольно-ревизионная деятельность — это основной вид деятельности Счетной палаты, который осуществляется по всем направлениям.

Можно выделить наиболее серьезные нарушения, которые способна выявить Счетная палата:

  • Нецелевое расходование средств бюджета;
  • Неэффективное расходование денежных средств, имеющихся материальных ресурсов;
  • Недостача не только денежных средств, но и материальных ресурсов;
  • Неполное поступление соответствующих платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • Наличие излишков денежных средств и материальных ценностей;
  • Неправомерное расходование материальных ресурсов, денежных средств;
  • Иные финансовые нарушения.

Характеристика экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ

К экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты относится экспертиза законопроектов, международных договоров, программ федерального значения и других документов, которые так или иначе касаются федерального бюджета, внебюджетных фондов государства, федеральной собственности. Счетная палата использует единую систему контроля федерального бюджета, основой которой является непрерывный контрольный цикл в три года. Данный цикл состоит из трех стадий:

  • Осуществление предварительного контроля проекта бюджета на будущий год;
  • Осуществление оперативного контроля при исполнении бюджета в текущем году;
  • Осуществление последующего контроля, что выражается в комплексной документальной ревизии исполненного бюджета.

При предварительном контроле показатели, которые были заложены в проект бюджета на будущий год, проверяются экспертами.

В ходе проверки проектные показатели сопоставляются с показателями исполнения бюджета в текущем году при учете социально-экономического положения страны, прогнозов развития экономики и т. д.

На основании сопоставления составляется заключение о проекте федерального бюджета, утверждаемое Коллегией счетной палаты, в котором отражается следующее:

  • Соответствие законопроекта бюджета Бюджетному кодексу;
  • Прогноз базовых макроэкономических показателей;
  • Важнейшие характеристики бюджета;
  • Статьи доходов и расходов бюджета;
  • Величина государственного долга и объем заимствований и т. д.

Оперативный контроль выполнения бюджета проводится в текущем году. Счетной палатой проводится проверка полноты и своевременности поступлений денежных средств, расходования бюджетных ассигнований, сопоставляются фактические данные с утвержденными показателями, вносятся предложения по совершенствованию бюджета.

В ходе оперативного контроля анализируются специальные формы отчетности, обрабатываются копии первичных платежных документов, обобщаются результаты контрольных мероприятий, дается экспертная оценка.

По окончании финансового года Счетной палатой проводится комплексная документальная ревизия уже исполненного бюджета. С этой целью создается специальная рабочая группа, которая проверяет все платежные документы, лицевые счета казначейства и т. д.

Источник: https://spravochnick.ru/finansy/schetnaya_palata_kak_gosudarstvennyy_finansovyy_kontrol/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.