Конституционная свобода совести

Свобода совести и свобода вероисповедания. Конституционные права граждан Российской Федерации

Конституционная свобода совести

Каждое государство можно охарактеризовать по степени свободы его граждан. На сегодняшний день это ключевой принцип в деятельности многих стран. Однако были времена, когда личностной свободы попросту не существовало.

При этом жизнь человека подвергалась жесткому регулированию со стороны государственной власти. Безусловно, такое положение дел никого не устраивало. Поэтому период Нового времени принято считать революционным, так как люди начали активную борьбу за свои права и свободы.

В XXI веке права и свободы людей во многих государствах обеспечиваются и поддерживаются.

Российская Федерация в этом вопросе не является исключением. Повседневная жизнь её граждан строится на выработанных и подтвержденных годами конституционных принципах. При этом большое значение имеют положения о свободе совести и вероисповедания.

Они гарантируют фундаментальные права человека, а также прямо влияют на его жизнедеятельность.

Но свобода совести и свобода вероисповедания являются не только отдельными нормами основного закона, а целой системой нормативного регулирования специфических правоотношений в обществе.

Конституция и её нормы

Следует помнить, что свобода совести и свобода вероисповедания – это, прежде всего, конституционно-правовые положения или же принципы, на основе которых строится жизнь индивида и общества РФ в целом. В данном случае ключевое значение играет основной закон. Именно он дает жизнь представленным категориям.

Конституция представляет собой акт высшей юридической силы, в котором закрепляются положения о политическом и правовом устройстве страны. Принципы Конституции также имеют высшую силу и являются основой для нормотворчества в каждой отдельной сфере.

Если мы говорим о правах и свободах человека, то все без исключения нормативно-правовые акты не должны нарушать конституционные возможности общества, к которым относится свобода совести и свобода вероисповедания.

Деятельность человека во всех случаях должна осуществляться в рамках закона. Все, что выходит за созданные границы, будет правонарушением. Основными положениями, которые регулируют деятельность человека, являются конституционные принципы. Они показывают спектр возможностей, которыми владеет каждый из нас. При этом конституционные принципы касаются разных сфер человеческой жизни.

Те основные положения, которые непосредственно координируют существование общества, называются принципами конституционного статуса личности. Они являются классическими и в некотором роде основными положениями главного закона.

К числу таких принципов можно отнести следующие: равноправие, свобода слова, недопущения ограничения прав, гарантирование правомочий, свобода совести и свобода вероисповедания.

Что такое свобода совести и вероисповедания?

Действующим законодательством РФ закрепляется множество ключевых для жизни населения принципов. Помимо того, Конституцией, как мы знаем, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. В большинстве случаев люди не понимают, что собой представляются упомянутые понятия.

Невзирая на тот факт, что представленные возможности индивидов представлены в единой конституционной норме, они являются абсолютно разными правовыми конструкциями. Свобода совести – это возможность иметь любого рода убеждения, на которые никто не может влиять.

А свобода вероисповедания представляет собой возможность исповедовать любую из существующих религий.

Долгое время право на свободу совести и вероисповедания отождествлялось в форме единого правомочия. При этом считалось, что термины абсолютно равны. Однако данное утверждение является ложным.

Проблема в том, что свобода совести характеризует возможность человека иметь свои мысли и убеждения по поводу любых событий и явлений которые его окружают. То есть каждый из нас имеет полное право критиковать действующую власть, законодательство, состояние экономики и т. п.

Когда мы говорим о свободе вероисповедания, то мы имеем в виду ничем не ограниченную возможность быть приверженцем какого-либо религиозного верования. Помимо этого, данный принцип защищает права субъектов. Ведь, в соответствии с ним, никто не может угнетаться за свои религиозные взгляды и т. п.

Учитывая представленные особенности, можно с уверенностью говорить, что свобода совести и вероисповедания – это абсолютно разные понятия.

История становления принципов

Развитие свободы вероисповедания и совести происходило на протяжении долгого времени. Последний принцип зародился во времена европейской Реформации. Идеологи данного движения утверждали, что католическая церковь с её убеждениями и иерархией совершенно не нужна обществу.

Далее положение о свободе совести находит свое отражение в английской Билле о правах и Декларации прав человека, которая была изобретена во Франции. Безусловно, ключевое значение в этом перечне имеет Всеобщая декларация прав человека ООН. Именно она является основным международным правовым актом, который закрепляет представленный принцип.

Что касается свободы вероисповедания, то долгое время это положение развивалось как часть возможности иметь свои убеждения. Однако ученые выяснили, что уже в Древнем Риме существовали задатки принципа свободы вероисповедания.

Помимо этого, его становлению также способствовал английский Акт о веротерпимости, положения Варшавской конференции, российский указ «Об укреплении начал веротерпимости», отмена в Российской империи черты оседлости и т. п.

Российское законодательство о свободе совести и вероисповедания

Если говорить о нашем государстве, то на сегодняшний день в нем разработана целая система соответствующих нормативных актов, которые регулируют упомянутые в статье проблематики. Согласно существующей нормативной системе, представленные вопросы координируются положениями разных правовых сфер, а именно:

  • положениями Конституции;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • соответствующим федеральным законодательством.

Прежде всего, российское законодательство о свободе совести и вероисповедания закрепляется на уровне Конституции, а именно в статье 28. Согласно её положениям, каждому гарантируется право иметь собственные убеждения и т. п. При этом свобода вероисповедания характеризуется тем, что человеку дана возможность свободно выбирать, распространять убеждения соответствующего характера.

Фз «о свободе совести и о религиозных объединениях»

Как уже указывалось ранее, в Российской Федерации существуют соответствующие законодательные акты, которыми регулируются гражданские правомочия в сфере религии и внутренней идеологии. Таковым является Фз «о свободе совести и о религиозных объединениях».

После Конституции этот акт можно назвать основным координатором соответствующих правоотношений. Данный федеральный закон закрепляет в себе конкретные формы гарантирования свободы совести.

Его действие основывается на том, что Российская Федерация является светским государством, в котором не должно быть главенствующей или превалирующей религии. Поэтому разрешается полная свобода религиозной деятельности.

Следует отметить, что упомянутым законом также регламентируется деятельность такого интересного субъекта, как религиозные объединения.

Особенности объединений религиозного характера

Представленный закон о свободе совести содержит в себе нормы, которые регулируют деятельность определенных социальных групп. Таковыми являются религиозные объединения. Подобные формации представляют собой группы, существующие на добровольной основе.

При этом участники объединений должны постоянно проживать на территории РФ и использовать свою формацию для общего проповедования определенной веры.

Помимо того, религиозное объединение считается таковым, если оно существует для следующих целей, а именно:

— совершение обрядов и церемоний;

— религиозное обучение;

— исповедание веры и т. п.

При этом деятельность религиозных объединений может быть остановлена по решению соответствующих органов государственной власти, если она противоречит действующему законодательству России или же нарушает права и свободы граждан.

Гарантии реализации свободы совести и вероисповедания

Нормы Конституции и действующего законодательства закрепляют целый ряд положений, которые обеспечивают упомянутые в статье права человека. Прежде всего, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания положениями Конституции. Она содержит следующие обеспечивающие нормы:

  • свобода совести и вероисповедания никем не может быть ограничена, исключением является государственная необходимость;
  • каких-либо преимуществ или дискриминации в религии не может быть;
  • люди могут не сообщать о своих привязанностях в религиозном плане;
  • исповедь охраняется законом и является тайной.

Помимо этого, в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» также есть ряд гарантий. В большей части положения нормативного акта повторяют конституционные, однако существует некоторые особенности. Например, согласно Закону, человек может поменять воинскую службу на альтернативную, если она противоречит его религиозным убеждениям.

Ответственность за нарушение свободы совести и вероисповедания

Гарантирование человеческих возможностей подразумевает под собой существование нескольких уровней юридической охраны, которая проявляется в ответственности разной отраслевой направленности. При этом большую роль играет само нарушение права на свободу совести и свободу вероисповедания и негативные последствия, которое оно вызывает.

Первое положение об ответственности закреплено в Конституции, а именно в части 5 статьи 3. Согласно её норме, деятельность, направленная на препятствие реализации человеком права на свободу совести и вероисповедания, сопряженная с применением насилия, преследуется федеральным законодательством.

В соответствии с этой нормой существуют формы административной и уголовной ответственности. В первом случае правонарушение предусмотрено статьей 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Что касается уголовной ответственности, то тут основную роль играет норма статьи 148.

Она преследует деятельность, которая нацелена на препятствие или же нарушение права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Разделение церкви и государства

Свобода совести и вероисповедания достаточно неоднозначно существует в государствах, где церковь не отделена от политической власти. В подобных странах представленные в статье принципы, по сути, являются идентичными. Примером тому можно назвать шариат, который основывается как на правовых, так и на религиозных положениях.

Таким образом, в государстве, где церковь является еще и политической силой, фактически не обеспечивается фундаментальная людская свобода совести и вероисповедания. Статья Конституции в подобной стране не будет играть никакой роли или же иметь юридическую силу.

Это крайне негативный фактор, так как он наглядно показывает ущемление природных человеческих прав.

Заключение

Итак, в статье мы попытались рассмотреть конституционные права, свободы совести, вероисповедания. В заключение следует отметить, что данные принципы являются важным элементом на пути к построению нового европейского общества, которое не будет сковано идеологическими предрассудками.

Источник: https://FB.ru/article/258701/svoboda-sovesti-i-svoboda-veroispovedaniya-konstitutsionnyie-prava-grajdan-rossiyskoy-federatsii

Что такое свобода вероисповедания в светском государстве

Конституционная свобода совести

Для того чтобы понять важность ст. 28 Конституции Российской Федерации, нужно вначале понять смысл гарантируемых данной статьей свобод и их значение для социального, светского и демократического государства, коим и является Российская Федерация.

Значение понятия «свобода совести»

Свобода совести – это право человека на самоопределение, формирование убеждений, взглядов и воззрений, то есть на приверженность той или иной мировоззренческой позиции или религии.

Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Данная декларация стала основой и образцом для законодательных актов, регулирующих права человека.

В ст. 18 вышеназванной декларации указывается, что каждый человек имеет право на свободу совести. Далее это понятие раскрывается, как возможность иметь, менять и проповедовать свои убеждения или религию как лично, так и в среде единомышленников.

По-другому обсуждаемое понятие можно назвать свободомыслием, то есть неотъемлемым и данным человеку от природы правом и способностью мыслить, без которого не может быть и речи о права человека и социальном государстве, поскольку без свободомыслия не может быть демократического выбора, а, стало быть, и демократии. Попытка же поразить человека в его естественном праве недопустима, так как является насилием над личностью и идет вразрез с принципами построения социального общества.

Свобода совести – широкое понятие, которое включает в себя и свободу вероисповедания, которая, в свою очередь, является весьма важным для светского государства принципом.

Что такое «свобода вероисповедания»

Свобода вероисповедания – это элемент свободы совести и право человека как исповедовать и практиковать любую религию, так и отказаться от нее и возможность этот отказ пропагандировать.

В данное понятие также включают следующие элементы:

  1. Возможность исповедовать религию.
  2. Возможность совершать религиозные обряды и ритуалы.
  3. Возможность сменить религию.
  4. Право вести пропаганду религиозного течения.
  5. Возможность заниматься благотворительной деятельностью.
  6. Право на религиозное образование.
  7. Равенство всех граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии.

Право человека выбирать, какой религии придерживаться или не придерживаться ее совсем, а также равенство людей перед законом вне зависимости от сделанного выбора – это один из принципов, на котором строится светское общество и государство.

Светское общество – это такое общество, в котором церковь отделена (существует также термин «секуляризация») от власти, а законы и политику страны правительство определяет исходя из гражданских норм, а не религиозных воззрений.

Парадоксально, но именно при таком государственном устройстве, когда церковь отделена от власти, возможна свобода вероисповедания.

В теократических государствах превалирует одна религия и исповедующие другие вероучения или отвергающие их вовсе подвергаются дискриминации, гонениям и репрессиям.

Свобода совести и вероисповедания в законодательстве России

Статья 14 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Россия является светским государством, ни одно религиозное течение и направление не может быть государственным и обязательным, а любые религиозные организации равны в глазах закона. Как уже было сказано выше, светское государство – это одно из условий обеспечения свободного вероисповедания на территории страны.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, которое ставит своей целью достойное обеспечение жизни и свободное развитие человека. А такое развитие личности невозможно при насильственном насаждении какого-либо религиозного течения или его запрете.

Право выбора религии или мировоззренческой концепции закреплено в статье 28 Конституции Российской Федерации. В ней говорится о том, что на территории Российской Федерации каждому человеку гарантируется право на свободу совести и вероисповедания.

На основании этой статьи 26.09.

1997 был принят Федеральный закон N 125 “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Данный закон более полно раскрывает принципы, заложенные Конституцией, и устанавливает условия деятельности религиозных объединений.

Целью закона является установление понимания, терпимости и уважения в вопросах веры и свободы совести, что является жизненно важным для многонационального и многоконфессионального населения России.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/baza/svoboda-veroispovedaniya.html

2 Конституционное регулирование свободы совести в советском государстве

Конституционная свобода совести
Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны 423812, г. Набережные Челны, проспект Сююмбике, 10А
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов.

У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Обосновывается негативное отношение коммунистической партии к религии и вероисповеданию, что объясняется несовместимостью основополагающих принципов православной религии о непротивлении и терпимости с большевистской идеологией о революционном, насильственном сломе старого социального строя. Характеризуется закрепление свободы совести в основных конституционных актах Советского государства. Определяются основные направления антирелигиозной политики советской власти и ее последствия для современного российского общества.

Ключевые слова: религиозные организации; свобода совести; свобода вероисповедания; коммунистическая идеология; конституционное регулирование; антирелигиозная пропаганда; атеизм

Согласно действующей Конституции РФ [3] каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).

Право на свободу совести следует отнести к одному из основополагающих личных прав для правового, демократического, светского государства, каковым провозгласила себя современная Россия. В гражданском обществе, к построению которого мы стремимся, не может не быть многообразия убеждений, гарантированного государством.

Но для того чтобы прийти к осознанию этого, нашей стране пришлось пройти сложный путь.

В Российской империи первенствующей и господствующей в стране признавалась православная вера.

Ее верховным защитником и блюстителем правоверия считался император, в церковном управлении действовавший посредством Святейшего Правительствующего Синода.

Святейший Синод со дня своего образования являлся орудием политической воли светской власти. Государство вмешивалось в дела различных конфессий.

С приходом советской власти для верующих настали сложные времена. После установления монополии на власть большевики начали проводить агрессивную политику, направленную на ускоренную ликвидацию религии. Негативное отношение большевиков к религии было заранее предопределено и вполне объяснимо. Еще в 1909 г.

в статье «Об отношении рабочей партии к религии» было отражено отношение В.И. Ленина как к религии, так и к церкви: «Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии.

Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» [8, с. 416].

Православная религия с ее основополагающими принципами о терпимости, любви к ближнему, человеколюбии, непротивлении злу насилием и другими оказалась несовместима с большевистской идеологией о революционном, насильственном сломе старого социального строя, в основе которого лежит непримиримая классовая борьба (по сути, заранее предусмотренная гражданская война), установление диктатуры пролетариата.

Об этом писал Н.А. Бердяев: «Коммунизм есть исповедание определенной веры, веры, противоположной христианской. Коммунисты любят подчеркивать, что они противники христианской, евангельской морали, морали любви, жалости, сострадания. И это может быть и есть самое страшное в коммунизме»[2, с. 391].

Первым актом конституционного характера Советского государства в отношении свободы совести становится Декрет СНК РСФСР от 20.01.

1918 «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» [10], известного также под названием Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Провозглашалась полная свобода вероисповедания: каждому гражданину предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой, отменялись (ст. 3).

В Конституции РСФСР 1918 г. [6], вобравшей в себя положения целого ряда актов первоначального периода становления Советского государства, в общем перечне прав и свобод в гл. 5 разд. 2 на первое место была поставлена именно свобода совести (ст. 13).

Тем самым подчеркивалась важность регулирования вопросов, связанных со свободой совести, которая в соответствии с конституционными положениями обеспечивалась только трудящимся, при этом свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. В ст.

13 подтверждалось также отделение церкви от государства и школы от церкви.

Как известно, первая Конституция СССР, принятая в 1924 г., не содержала разделов, посвященных основным правам и обязанностям граждан, оставив регулирование этого института на уровне конституций союзных республик. Вторая Конституция РСФСР 1925 г.

[7] в сравнении с предыдущей не внесла каких-либо изменений, закрепляя в ст.

4 свободу совести за трудящимися, при этом неизменными остались положения об отделении церкви от государства и школы от церкви, а также о признании за всеми гражданами свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды.

Ситуация стала усугубляться в конце 1920-х гг. Сначала 8 апреля 1928 г.

было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» [9], вытеснявшее религию и церковь практически из всех сфер общественной жизни.

Им запрещалось организовывать детские, юношеские и женские молитвенные собрания, открывать библиотеки и читальни, устраивать экскурсии и детские площадки, оказывать лечебную помощь [13, с. 42].

В 1929 г. в Конституцию РСФСР 1925 г. была внесена поправка, сформулированная в следующем виде: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами».

В сравнении с первоначальной редакцией явно просматривается неравноправие в отношении верующих, поскольку изъято право вести религиозную пропаганду, предоставляя лишь свободу отправления религиозных культов.

Данная формулировка нашла в дальнейшем закрепление в Конституции СССР 1936 г., а затем и в Конституции СССР 1977 г.

Исходя из анализа норм ст. 13 Конституции РСФСР 1918 г., а также актов, выступивших в качестве ее правовых источников, и последующего советского конституционного законодательства, можно прийти к выводу, что в Советском государстве свобода совести и свобода вероисповедания практически совпадали, были тождественны. Так, в советских конституциях 1970-х гг.

прямо указывалось, что гражданам «гарантируется свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (ст. 52 Конституции СССР 1977 г., ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г.). Таким образом, советские конституции с 1918 г.

под свободой совести подразумевали право выбора религиозных убеждений – исповедовать какую-либо религию или же быть атеистом.

При этом Советское государство, создавая видимость альтернативы в вопросе свободы вероисповедания, не скрывало своей антирелигиозной направленности, стремясь отделить граждан от религии, что оказалось гораздо сложнее, чем отделить церковь от государства и школу от церкви. Тем не менее предпринимались все возможные меры для того, чтобы превратить советских граждан в атеистов.

В стране была развернута широкомасштабная антирелигиозная пропаганда.

В советской антирелигиозной литературе постоянно появлялись многочисленные публикации, призванные убедить население страны в необходимости репрессивных акций в отношении духовенства и верующих, например: «Участие церковников в подрывной работе троцкистских и бухаринских шаек», «Церковные адвокаты фашистской агентуры» и т.д. Вся эта политика не имела ничего общего ни со свободой совести, ни с атеистической пропагандой. Нарушения конституционных норм осуществлялись не только по отношению к верующим, но и по отношению к атеистам [12, с. 80–81].

Весьма красноречивы и антирелигиозные лозунги 1920–1930-х гг.

: «Под безбожные знамена, на борьбу против религии – за социализм! Попы и сектанты – пособники контрреволюции! Вместо рождества – дни индустриализации! Христов мир прикрывает кулацкую контрреволюцию! Социалистическое соревнование – классовое оружие борьбы с религией! Ударим по поповско-кулацкому блоку, выступающему против коллективизации!» [1]. Доходило и до прямых репрессий и в отношении священнослужителей, и в отношении верующих.

Только в ходе перестройки была признана противоречивость положений ст. 52 Конституции СССР 1977 г. о гарантированности гражданам свободы совести и ее практического обеспечения. Отмечалась также узость самой трактовки свободы совести, содержавшейся в ст.

52, поскольку в ней предоставлялось верующим только право отправления религиозных обрядов, но ничего не говорилось о возможности религиозной пропаганды, как это было в первых конституциях РСФСР.

Было признано и то, что антирелигиозная политика имела негативные последствия для общества и государства, поскольку именно она создала условия для проявления массового идеологического нигилизма, неверия в общечеловеческие ценности и идеалы.

Только 1 октября 1990 г. был принят Закон СССР №1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» [11], в соответствии с которым каждый гражданин мог самостоятельно определять свое отношение к религии, был вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии.

Вместе с тем Закон установил и равенство для всех без исключения конфессий, произведя эффект внезапно открывшихся шлюзов, высвободивших поток невиданного религиозного многообразия, буквально обрушившегося на неподготовленное для адекватного восприятия сознание советских граждан. Началась повальная охота за душами со стороны представителей как традиционных конфессий, так и многочисленных сект, зачастую сомнительного происхождения и не лучшей репутации.

Представляется, что основной проблемой, созданной антирелигиозной политикой Советского государства, стал идеологический вакуум в сознании людей, проявившийся в годы перестройки в виде утраты системы ценностей и жизненных ориентиров.

Решение этой проблемы оказалось делом весьма сложным – вытравливание религиозной веры на протяжении почти семи десятилетий возымело пагубное воздействие.

На восстановление прежних духовных ценностей может уйти времени не меньше, чем было потрачено на их уничтожение.

Библиографический список

  1. Антирелигиозные лозунги // НА РТ. Р. 5263. Оп. 1. Д. 19. Л. 9.

  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Сварог и К, 1997. 414 с.

Источник: http://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/vypusk4142011/17-2010-12-01-13-31-58/-4-14-2011/254-2-konstituczionnoe-regulirovanie-svobody-sovesti-v-sovetskom-gosudarstve

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.