Консерватизм в 19 веке

Идеология консерватизма XIX века

Консерватизм в 19 веке

Поиск ответов на вопросы об идеальном устройстве социально-государственном и политической устройстве занимал умы ученых-исследователей на протяжении всего исторического развития государственности современного типа.

Немаловажную роль в обозначенном процессе принадлежит описанию и характеристике политических идеологий, определение которой, несмотря на существование самых разнообразных точек зрения на этот счет, может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Политическая идеология – совокупность определенных идей, принципов, доктрин, направленных на описание и объяснение идеального общественного устройства, в том числе посредством предложения конкретных культурно-политических проектов общественного порядка.

При этом необходимо обратить внимание на то, что политическая идеология преимущественно направлено на разработку вопросов распределения политической власти и определения целей и направлений ее непосредственного использования.

Расцвет политической науки в части теоретического оформления политико-идеологических доктрин по утверждению специалистов пришелся на конец XVIII-начало XIX в.

, когда было сформулировано большинство идеологических концепций, положения которых не утратили своей актуальности и в настоящее время.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Так, в частности, наряду с либерализмом и марксизмом консерватизм по праву признается одним из ведущих идеологических течений XIX столетия. Тогда же данный термин был воспринят преимущественно к характеристике политических категорий и процессов, связанных с утверждением необходимость сохранения старых идей и порядков при их противопоставлении всему новому.

Изначально консервативная идеология зародилась на рубеже XVIII-XIX в. во Франции в качестве реакции определенных социальных групп на итоги состоявшейся революции.

При этом как отмечается в специальной литературе, расцвет консерватизма всегда приходится на периоды значительных социально-политических, культурных или экономических потрясений. В этой связи, в условиях распространения революционных настроений в 20-30е гг.

консервативные идеи постепенно были восприняты и развиты политической элитой большинства европейских стран (в США – в 1840-е гг.).

Основные идеи классического французского консерватизма XIX века

Актуальность изучения идей сторонников консерватизма XIX в. предопределяется, в том числе тем, что именно тогда были сформулированы основные положения и идеи рассматриваемой идеологии, актуальность которых сохраняется и в настоящее время. В частности, в числе соответствующих идей могут быть названы:

  1. Революционные преобразования с точки зрения консерваторов выступают не инструментом коренного общественного переустройства, а «божьей карой» за нарушение многовекового устоявшегося порядка вещей, и, соответственно, неприятие итогов любого рода революций. Данный тезис во многом формулировался применительно к Французской революции, однако впоследствии он нередко использовался в процессе критики более поздних процессов, например, Февральской и Октябрьской революций 1917 года, и даже распада Советского Союза;
  2. Пессимистический взгляд на будущее общественное развитие, поскольку консерваторами, как правило, утверждается идея всестороннего сохранения текущего состояния социально-политического устройства, которое может «пострадать» от проведения реформ и преобразований, при ностальгии по прошлому;
  3. Общество, с точки зрения представителей классического консерватизма XIX века понимается как целостный организм, становление которого должно рассматриваться не иначе как «чудо природы», в связи с чем, утверждается принципиальная недопустимость внесения каких-либо изменений в его устройство;
  4. Обозначенный тезис об аналогичности общества и человеческого организма в известной степени отражается и на оценке консерваторами классового вопроса: различные социальные группы и слои, подобно человеческим органам, выполняют в обществе те или иные функции разной степени значимости, в этой связи, в корне неверно предпринимать попытки достижения классового и социального равенства, прежде всего, посредством проведения революционных преобразований.

Замечание 1

Идеальным типом государственного устройства, по мнению классических консерваторов XIX века являлась средневековая монархия, для которой характерна сильная власть церкви, распространяющаяся, в том числе, на «просвещение умов», и сдерживающая, в этой связи, не только абсолютную власть монарха, но и уровень образования, качества жизни, и т.д.

Традиционалистское течение консерватизма

В специальной литературе отмечается, что широкое распространение и развитие консерватизма в XIX в. во многом связано с деятельностью одного из направления консервативно-политической мысли, получившего название традиционалистского течения.

Так, основоположниками обозначенного направления были предложены две основные идеи, оказавшие влияние на все последующее развитие консерватизма:

  1. Принцип традиционализма, в соответствии с которым общественно-государственный и политический строй формируется как продукт исторического развития, в том числе, благодаря тому, что он передается из поколения в поколения. В этой связи, какие-либо резкие преобразования в соответствующей сфере недопустимы;
  2. Принцип органицизма, обращающий внимание на значимость политической мудрости, как в деле изучения политических процессов, так и непосредственного участия в них, притом, что соответствующая мудрость может достигаться только путем непрерывного анализа существующих традиций и нравов.

Замечание 2

Таким образом, анализ исторического развития идеологии консерватизма в XIX в. позволяет сделать вывод о том, что в то время, обозначенная совокупность идей выступала реакцией на значительные социально-политические преобразование, и сохранила свою актуальность, в том числе, в настоящее время.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/ideologiya_konservatizma/ideologiya_konservatizma_xix_veka/

Общественное движение в 19 веке — марксисты и консерваторы

Консерватизм в 19 веке

На этом уроке мы продолжим рассмотрение общественного движения в России в 80–90 гг. Рассмотрим марксистов и консерваторов, узнаем о зарождении марксизма в России и ослаблении положения народников.

Познакомимся с первой русской марксистской организацией – группой «Освобождение труда», лидером которой был Г.В. Плеханов.

Узнаем о зарождении консерватизма как противовеса радикальному революционному движению.

Давайте поговорим с вами сегодня о марксистах и их антиподе — о консерваторах. Разгром народнического движения привел в смятение все революционное движение в России. И самое главное, что он заставил самих народников, оставшихся из тех, кого не поймали, не отправили на каторгу, в ссылку или не казнили вообще, так вот, у оставшихся народников возник вопрос, а правильна ли была их идеология?

Не оправдавшая себя идея

Вот это основная идея, на то, что убьем царя и этим фактом, вот этим действием мы возбудим российский народ к революционным событиям — она совершенно не оправдалась.

Потому что, ведь царя убили, а русский народ воспринял это как трагедию, а не как повод к тому чтобы восстать.

Вот тогда возник вопрос и возник спор, а собственно говоря, правильно ли были все эти действия? Зачем мы это делали, если смысла в этом в конечном итоге не оказалось?

Мало того, что не оказалось смысла, наша организация была разгромлена, все идеологи, все руководители были попересажены или повешены, так что ж в таком случае опускать руки и перестать сопротивляться?

Поиск новой идеологии

Начинается период поиска русским народничеством. Поиска новой идеологии, новой концепции. Ради чего нам вести революционную борьбу? Какова конечная цель? Ведь от постановки цели, в общем-то, зависят и средства, и сам напор, натиск революционной борьбы, да и вообще любого действия. Нужна четко оговоренная цель.

И вот тут на помощь русскому революционному движению приходят идеи Маркса. Маркс выдающийся немецкий философ, примерно в это время он начинает активно издаваться на Западе.

Марксизм

Его идеи находят большое число сторонников на западе, но в России Маркс не переведён. Больше того, даже иностранные издания Маркса в России запрещены, а значит, широкой известности марксистская теория здесь обрести не может.

На помощь приходят образованные интеллектуалы. Первым русским марксистом-революционером становится Плеханов. Он же и переводит труды Маркса на русский язык. Конечно, это был очень ограниченный круг читателей.

Плеханов перевел на русский язык «Капитал» Маркса.

Он был нелегально издан типографией, очень ограниченным тиражом и начинает распространяться по стране, но даже с учетом всех этих событий понятно, что число людей, понимающих хоть что-то в марксизме было очень малым.

Потому что ведь мало Маркса прочесть, нужно же еще Маркса понять. Это очень сложная философская концепция, а значит, что большинство из, так называемых, российских марксистов — это были, как правило, люди сагитированы.

Вот кто-то, когда-то, где-то читал, кто-то что-то может кому-то пояснить и вот, если тот человек, который пояснял, был достаточно красноречив, то он действительно мог постепенно сколотить вокруг себя какую-то, так называемую, марксистскую группу или марксистский кружок. Вот из таких марксистских кружков постепенно складывается новое русское революционное движение.

Первая марксистская организация

Сам Плеханов, к этому времени, находился за рубежом и именно там, за границей, он формирует первую российскую марксистскую организацию, называемую «Организацией освобождения труда».

В нее вошли ряд видных русских революционеров, правда эмигрировавших также, как и сам Плеханов. Была там, между прочим, и знаменитая Вера Засулич.

Так вот эта партия «Освобождения труда» концептуально меняет подход к русскому революционному движению. Она отказывается раз и навсегда от всякой связи с народничеством. Она говорит, что народники шли по тупиковому пути.

Они были не правы изначально. Не правы в том случае, что они неправильно оценивали потенциал российского народа.

В России нет пролетариата, а с точки зрения Маркса, именно пролетариат — главная опора. В России большинство населения крестьянство. Значит, для того, чтобы совершить революцию в России нужно создать пролетариат.

В России пролетариат нужно просветить, вооружить его главной революционной концепцией — марксизмом, а уже потом совершить революцию.

Главный вывод из того, что мы с вами здесь сейчас говорим, то есть главный вывод для Плехановцев, для новых русских марксистов заключался в том, что в России действительно строится капитализм и теперь они признают неотъемлемую взаимопроникновенность российской истории и западноевропейской.

В то время, как народники настаивали на том, что у России свой самостоятельный путь развития.

Российский консерватизм

Ну а, что же в противовес русскому революционному движению? В противовес русскому революционному движению, выступал российский консерватизм.

Слово «консерватизм» происходит от древнегреческого слова, означающего незыблемость, неизменность, степенность, спокойствие, умиротворение.

Тут очень много можно подбирать аналогов, главное в том, что русские консерваторы не желали изменения ни социального, ни политического для русского общества.

Они полагали, что Россия развивавшаяся очень длительное время вне контактов с западноевропейской цивилизацией. Россия, как государство, раскинувшееся на целый континент, объединяющее в своем составе колоссальный народ.

Колоссальный, в том смысле слова, что оно состоит, как колос из большого количества зерен и каждое зернышко уникально, каждое — особенное.

Потому что каждый из народа, входящий в состав российского государства, практически не похож на другой — это другой язык, иногда другая конфессия.

И вот это огромное сообщество не может, просто брать и тупо копировать западноевропейскую модель развития.

Она противоречит нашей природе, а значит, в таком случае о каком изменении существующей модели, существующей уже к тому моменту почти тысячу лет, может идти речь.

Выразителем этой концепции был Константин Петрович Победоносцев. Рупором, политическим рупором этих идей, становится Катков и его издания.

Это достаточно большое количество журналов, газет, которые распространялись по всей территории российской империи. Были такими официальными голосами российского государства. Сам Катков был убежденным монархистом.

Он считал, что иного пути у российского государства нет. Это не был человек не интеллектуальный.

Наоборот, он был очень хорошо образованный, очень интеллектуальный человек и монархизм был его добровольным и естественным выбором.

Сказать о том, что консерваторы были душителями либеральных свобод в виду того, что они были ограничены в своем этом миропонимании, ни в коем случае нельзя.

Тайная организация консерваторов

Это все были очень умные люди, но просто их взгляд на жизнь очень серьезно отличался от взглядов русских либералов и, уж тем более, от взглядов революционеров.

Между прочим, консервативные круги в России пытались бороться с революционерами их же способом.

То есть в ответ на нелегальные террористические организации революционеров — народников, а потом марксистов, консерваторы создали свою тайную организацию «Священная дружина» и она должна была воевать с революционерами их же оружием.

Она должна была громить их типографии, выслеживать революционеров и физически их устранять.

В конечном итоге, государь отказался от подобного, скажем так, типа помощи и объяснение было следующим: Александр III считал, если власть опирается на тайные общества, которые должны эту власть защищать, значит эта власть слаба.

Показать это, это значит показать свою собственную слабость и расписаться в своей собственной слабости. Александр III с этим никак смирится не мог.

Он был человеком очень жестким, очень физически крепким лично и он считал, что и российская власть, и власть российских императоров так же сильна, как и он. Значит никаких помощников, добровольных, российской монархии не нужно. Поэтому он никаких серьезных действий против священной дружины не предпринимал. Полиция не преследовала дружинников, но их просто мягко попросили самораспуститься.

Итак, мы с вами можем констатировать следующую картину. 80-е, 90-е годы — это годы серьезного изменения политического спектра в России.

С одной стороны, влияние народников, а вообще, влияние революционного движения в России очень сильно спадает. Вместе с революционерами снижается роль и русского либерализма.

Наоборот, консервативные круги набирают все большую силу и вообще консерватизм становится, ну скажем так, самой приличествующей геологией в России в указанный период времени. Но эта ситуация продлится недолго.

Уже начало следующего века в корне изменит российскую государственность.

Источник: http://zapolni-probel.ru/istorija-rossii-8-klass/obshhestvennoe-dvizhenie-v-19-veke-marksisty-i-konservatory.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.