Коносамент

Содержание

что такое коносамент. основные понятия реализации прав на контейнерных и морских перевозках

Коносамент
Международные перевозки грузов О контейнерных перевозках Коносамент

Коносамент (фр. connaissement, англ. сonsignment , B/L, BOL) – документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу.

Важнейшим свойством коносамента является то, что реализация прав, заключенных в этой бумаге, возможна только при физическом предъявлении оригинала или оригиналов.

Копии документа, электронная или любая другая форма не имеют никакой юридической силы.

Коносамент является ценной бумагой, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар, это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки. Коносамент представляет собой документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом.

Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания. Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.

Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.

По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.

Обязательные реквизиты коносамента:
Предоставляется:

грузоотправителем:

  • Наименование грузоотправителя и его местонахождение. Графа: «Shipper».
  • Порт разгрузки согласно договору морской перевозки. Графа: «Port of Discharge».
  • Наименование грузополучателя и его местонахождения. Графа:  «Consignee».
  • Наименование груза, необходимые для идентификации груза, число мест и масса груза указание на опасный характер груза или особые свойства. Если груз отправлен по одному коносаменту в нескольких контейнерах, необходимо указывать вес и количество в каждом контейнере. Графа: «Description of Packages And Goods».

Вносятся перевозчиком (агентом океанской, морской или фидерной линии):

  • Наименование перевозчика.
  • Порт погрузки. Графа: «Port of Loading».
  • Число оригиналов коносамента. Графа: «Number of Original».
  • Дата и место выдачи коносамента.

Посмотрите наши цены на текущий месяц:
Цены на международные контейнерные перевозки Коносамент удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ;

Коносамент может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Типы коносаментов:

  • линейный коносамент (linear B/L);
  • чартерный коносамент (charter B/L);
  • береговый коносамент; (custody B/L)
  • бортовый коносамент; (on board B/L)

Линейный коносамент (linear B/L) — документ, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.

Чартерный коносамент (charter B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время.

Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.

Как линейный, так и чартерный коносамент определяют отношения между перевозчиком и третьим лицом — добросовестным держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.

Береговой коносамент (custody B/L) — документ, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика.

При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки.

Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.

Бортовой коносамент (on board B/L) — документ, который выдается, когда товар погружен на судно.

В коносаменте, как ценной бумаге, должны быть определенные обязательные реквизиты: сведения о грузе. Их отсутствие лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой.

Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу. Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами.

В зависимости от этого различаются коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.

Именной — когда в графе «Consignee» указан получатель груза. Предъявительский — используется редко, т.к. любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.

Ордерный — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз. Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee».

Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя».

Виды коносаментов:

  • Именной коносамент (straight B/L);
  • Ордерный коносамент (order B/L);
  • Коносамент на предъявителя (bearer B/L)

Именной коносамент (straight B/L) — когда в графе «Consignee» указан получатель груза.

Это ценная бумага, в которой указывается наименование определенного получателя.

Ордерный коносамент (order B/L) — когда определенное лицо имеет право приказывать кому выдать груз.

Это право фиксируется словами «по приказу» — «to order» в графе «Consignee». Если в коносаменте не указан приказодатель коносамент считается «по приказу отправителя».

Это ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.

Коносамент на предъявителя (bearer B/L) — документ, в котором указывается, что он выдан на предъявителя, т.е.

в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему его. Используется редко, т.к.

любой держатель предъявительского коносамента является законным получателем груза.

Источник: https://www.vdnk.ru/site/ru/info-container/connaissement

Коносамент: правила оформления, функции, основные виды

Коносамент

Число компаний, которые используют в своей деятельности коносамент, ежегодно растет. Этот документ нашел широкое применение в сфере международных перевозок грузов, когда у одного из участников сделки возникла необходимость обезопасить себя в материальном плане. Коносамент востребован в морских и речных перевозках, а также в мультимодальных международных перевозках.

Что такое коносамент

Коносамент — что это такое простыми словами? Это ценная бумага, которую перевозчик груза выдает его владельцу. Она подтверждает право собственности на продукцию, подлежащую транспортировке. Также коносамент подтверждает обязанность перевозчика доставить груз в соответствии с заключенным договором.

Документ формируется экспортером или экспедитором, а затем его передают для заполнения транспортной компании. Представители транспортной компании подтверждают в коносаменте факт получения груза и вносят оговорки относительно имеющихся повреждений. На обороте документа печатают условия и сроки доставки товаров, которые должен выполнить перевозчик.

Впервые коносамент был применен в Испании в XIV веке. Уже тогда на судовладельцев возлагалась обязанность составлять перечень грузов, находящихся на борту. Коносамент выдавался капитаном судна в качестве необоротной расписки купцам, которые не были намерены отправляться в путешествие вместе с принадлежащими им грузами.

Коносамент — это ценная бумага, которая выдается на любой груз независимо от того, каким именно способом будет выполнена транспортировка: с предоставлением всего судна или отдельных помещений.

Перевозка товаров осуществляется в соответствии с Гамбургскими и Гаагскими правилами.

На каждой морской линии применяется свой коносамент, но все они созданы на основе линейного коносамента, разработанного BIMCO.

Документ составляется только после заключения между владельцем груза и транспортной компанией договора о перевозке. В нем необходимо четко указать состояние груза, количество единиц товара, вес и прочие характеристики. Стоимость груза в коносаменте должна быть указана в обязательном порядке, так как в случае его повреждения перевозчику придется возместить нанесенный ущерб.

Какие функции выполняет коносамент

Основные функции коносамента заключаются в следующем:

  • Выполнение роли официальной квитанции владельца судна, подтверждающей факт нахождения товаров на конкретном судне или передачи их под охрану перевозчика для последующей транспортировки.
  • Удостоверение факта заключения договора между перевозчиком и владельцем товаров.
  • Удостоверение права собственности на груз.
  • Удостоверение права на перевозку и получение товаров.
  • Подтверждение базовой информации о товарах, которые будут транспортироваться.
  • Обеспечение кредита под уже отгруженную продукцию.

Коносамент может быть использован в качестве сопроводительного документа, в котором прописаны сведения об участниках сделки и полученном грузе. Если транспортная компания нарушит условия доставки – владелец груза или его получатель могут обратиться в судебные органы с целью отстоять права, закрепленные в коносаменте. Необходимо отметить, что юридическую силу имеет только оригинал документа.

Основные виды коносаментов

Этот ценный документ имеет несколько разновидностей. Самые распространенные виды коносаментов приведены далее:

  • Именной – содержит наименование конкретного получателя груза.
  • Ордерный – указывает на право определенного лица распоряжаться, кому выдавать груз. Если в документе не указан конкретный приказодатель – им считается отправитель.
  • На предъявителя – содержит указание о том, что он выдан на предъявителя. В документе отсутствуют сведения относительно лица, которое имеет право на получение товаров.
  • Чартерный – выдается в подтверждение факта получения груза, перевозимого на основании чартера.
  • Береговой – выдается в подтверждение факта приема продукции от отправителя на берегу.
  • Бортовой – выдается, когда продукция уже погружена на судно.

Существует следующая классификация коносаментов:

  • по общему разделению: оборотные, необоротные;
  • по типу перевозки: линейные, фрахтовые;
  • по схеме перевозки: прямые, сквозные;
  • по типу получателя: именные, ордерные, на предъявителя.

Что надо учитывать при заполнении коносамента

Правила заполнения коносамента сводятся к следующему:

  • Документ необходимо заполнять на специальном фирменном бланке при помощи пишущей машинки или на компьютере (подготовленный бланк затем распечатывают на принтере).
  • Ошибки и неточности в коносаменте недопустимы, так как это повлечет за собой затягивание процесса оформления и отправки товаров.
  • Некоторые графы документа можно оставить незаполненными, если эти сведения не имеют значения для конкретного груза или перевозки.
  • Каждому документу присваивается оригинальный номер. Номер коносамента необходим для его идентификации и идентификации представляемого им груза.

Коносамент должен содержать такие сведения:

  • наименование корабля;
  • адрес локации, где производится приемка и погрузка продукции;
  • адрес места, куда должен быть доставлен груз;
  • название компании-перевозчика;
  • название компании-отправителя и ее юридической статус;
  • полное наименование юридического или физического лица, которое должно получить груз;
  • краткие сведения о перевозимой продукции;
  • сведения о договоре фрахта или иных документах, подтверждающих оплату транспортных и смежных услуг;
  • дата и место выдачи коносамента, количество экземпляров;
  • подпись представителя компании-перевозчика или капитана судна.

Количество экземпляров

В каком количестве экземпляров выдается коносамент? Обычно его составляют в трех экземплярах, содержание которых полностью идентично. Один экземпляр остается у владельца груза, второй передают получателю, а третий – перевозчику. Как только товары будут переданы получателю, все остальные экземпляры теряют юридическую силу.

В процессе длительной перевозки продукция может быть перепродана несколько раз. И в результате один из трех оригиналов документа окажется у конечного покупателя. Перевозчик обязан выдать груз его законному владельцу в обмен на оригинал коносамента.

На лицевой стороне оригинала документа должна быть надпись «ORIGINAL». На копиях ставят отметку «COPY». Копии можно печатать на бланках, которые по цвету и фактуре отличаются от оригинала. Если грузовладелец одновременно отправляет несколько контейнеров, допустимо оформить на всю партию один коносамент.

Новый сервис для планирования доставки сборных грузов из Европы

Сервис Consollex предназначен для планирования и организации процесса перевозки сборных грузов из стран Европы на выгодных условиях.

Стоимость доставки можно рассчитать за считанные секунды, для этого достаточно указать вес груза, пункт погрузки и конечный пункт доставки.

Сотрудничество с нашей компанией избавит клиентов от потери времени на ожидание ответа от менеджеров логистических компаний.

Мы предлагаем самые актуальные направления импорта грузов: из стран Европы на СВХ в зоне действия Московской областной таможни. Значительное внимание уделяется тому, чтобы товары были доставлены в целости и сохранности.

К перевозке принимаются практически все типы грузов: продовольственные товары, техника, одежда, мебель и др.

Исключение составляют опасные грузы, скоропортящиеся продукты, продукты сельскохозяйственной или животноводческой отрасли, а также животные.

Источник: https://consollex.ru/konosament-chto-jeto-takoe-prostymi-slovami/

Коносамент: назначение, порядок заполнения, виды, типы и практическое применение документа

Коносамент

Коносамент — это документ международного образца, который выдается грузовладельцу перевозчиком товара. Все права на груз могут быть реализованы только при физическом наличии документа в оригинале. Нотариально заверенные копии, факсимильные документы и прочие копии не являются действительными.

Коносаментные перевозки регулируются Гаагскими правилами, Правилами Гаага-Висби, Гамбургскими правилами. Участниками процесса являются около 40 стран.

Для чего нужен коносамент?

Коносамент применяется в судоходстве как подтверждающий документ о принятии груза для транспортировки морским или речным способом.

Документ подписывает владелец судоходной компании либо лично капитан судна, на борт которого поступает груз. Его может оформить агент. При оформлении документа агентом в коносаменте прописывается, от чьего имени действует агент и на каком основании. Также в нём обязательно присутствует отметка о самом грузе, проставляется дата его сдачи перевозчику для транспортировки.

Функции коносамента довольно широки.

Он служит:

  1. Распиской, которая подтверждает факт принятия груза для перевозки;
  2. Основанием для выдачи товара в порту при получении;
  3. Подтверждением наличия договора морской перевозки.

Коносамент составляют в трёх экземплярах, каждый из них равноправен и считается оригиналом. На каждом экземпляре проставляют соответствующий штамп.

Судоходная компания на период транспортировки груза полностью отвечает за его надлежащее состояние и комплектацию.

Перевозчик не отвечает за груз при опасности моря.

Для выдачи груза необходим только один экземпляр, при этом остальные два становятся недействительными. С момента передачи товара перевозчик не отвечает за его качество и сохранность.

Если отправитель не имеет в наличии собственного оригинала коносамента, то при возникновении каких-либо сложных ситуаций во время транспортировки, он не может забрать товар либо оспорить проблемы по собственному грузу.

Коносамент — это ценная бумага, которая составляется транспортно-экспедиторской компанией, отправляющей груз для последующей транспортировки водным транспортом.

Перевозчик обязан проверить товар на наличие повреждений и дефектов. Если недостатки имеются, они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра документа. Такой перевозочный документ называют коносаментом с оговорками. Если замечания отсутствуют, документ остается чистым.

В документе может иметься одна из пометок «Товар отгружен» или «Товар принят к отгрузке». Разница между пометками состоит в том, что первая означает: груз находится на судне, вторая — он может находиться в порту в ожидании погрузки на судно. Этот факт имеет значение при оплате доставки получателем.

Получатель обязан осмотреть доставленный товар на наличие повреждений во время перевозки.
Если товар получателем не осмотрен, с судовладельца снимается ответственность, претензии по грузу не принимаются. Если в товаре при получении обнаружен брак, претензии принимаются с учетом оговорок.

Правила заполнения коносамента

Корректное заполнение коносамента очень важно. Ошибки, допущенные при заполнении документа, чреваты затягиванием процесса оформления груза.

Реквизиты коносамента, которые должен предоставить грузоотправитель:

  • Название судна в случае, когда груз принят к транспортировке на конкретном плавающем средстве;
  • Юридическое название перевозчика;
  • Наименование места оформления груза с передачей на погрузку или непосредственно погрузки товара на судно;
  • Юридическое название грузоотправителя;
  • Место прибытия груза, а в чартерном рейсе — место прибытия либо направление судна;
  • Наименование получающего лица (ФИО) для именного документа или иметь указание, что коносамент выдан определённому приказу на конкретное лицо;
  • Название товара, проставленную на нем маркировку, с указанием количества, веса и объёма товара либо упаковки, а в некоторых случаях дополнительно описывается внешний вид и состояние, а также пометки особых важных характеристик и параметров груза;
  • Договор фрахта и его оплата, прочие необходимые платежи, которые предназначены для вознаграждения перевозчика, либо иметь пометки, что фрахт оплачивается по условиям чартерного рейса, согласно прописанным в нем положениям или по сопроводительному документу, либо иметь пометку, что транспортировка полностью оплачена;
  • Время и место выдачи коносамента;
  • Количество подписанных оригиналов коносамента;
  • Подпись капитана судна или судовладельца, допускается подпись представителя перевозочной организации.

Коносамент оформляется как стандартный печатный документ либо фирменный бланк перевозчика, который заполняется печатным способом. Это товаросопроводительный документ, имеющий юридическую силу.

Сопроводительный экземпляр считается главным.

От главного (сопроводительного) остальные экземпляры отличаются по цвету и считаются копиями. На каждом из них для идентификации может проставляться порядковый номер.

Виды коносаментов

  • Straight bill of lading — именной коносамент выдается на конкретного получателя. В документе прописывается наименование и адрес.Коносамент передают другому человеку только при наличии передаточных надписей, которые оформляются по правилам подобных долговых обязательств.Груз получает либо держатель перевозочного документа по его предъявлению, либо человек, который указан в передаточной надписи.
  • To-order bill of lading — ордерный коносамент. Бланк содержит пометки вида «приказу отправителя» либо «приказу получателя».Если в нём отсутствует пометка «приказу получателя», то такому документу автоматически будет присвоен статус «приказу отправителя». Такого рода пометки предполагают, что груз может передаваться третьему лицу согласно проставленной передаточной надписи.Если надписей несколько, товар выдаётся согласно последней пометке (индоссаменту).В случае отсутствия подобных надписей, груз получает лицо, отправившее товар, либо только получающее его на основании того, что прописано в статусе документа.
  • Bearer bill of lading — документ на предъявителя. Согласно этому виду коносамента груз выдаётся держателю бланка посредством простого вручения.
  • Домашний коносамент — документ, который оформляется с целью оградить отправителя груза от различных проблем, связанных с транспортировкой.Данный тип документа заключается также в таких случаях:
    • нужно скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • агент или отправитель оказывает дополнительные услуги, не предусмотренные морскими перевозками;
    • фрахт приобретён у перевозчика, не имеющего собственных судов, но являющегося членом NVOCC, и этой фирме необходимо скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • если коносамент нужен до погрузки товара на борт, например, если грузоотправитель работает по кредитной схеме.

При заключении внешнеторгового контракта ваш контрагент может предложить условия поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010. Ваша «святая» обязанность — знать базис поставки по этому термину.
Вы можете узнать условия DAP ИНКОТЕРМС 2010 вот тут, чтобы свободно ориентироваться в обязательствах и ответственности, возложенной на контрагентов.

Типы коносаментов

  • S. S. Co’s bill of lading — линейный (рейсовый) пароходный коносамент предназначается для прямых перевозок, содержит все действующие условия договора транспортировки, которые прописаны в самом документе.Подтверждает, что груз принят на борт, а также позволяет осуществлять различные операции с ним без фактической передачи груза другой стороне.
  • Charter B/L — чартерный (фрахтовый) коносамент. В нем прописаны условия чартера.Это не юридический договор транспортировки морем, а только расписка о приёме груза для доставки получателю.Все операции с грузом оформляются в бланке данного коносамента без фактической передачи груза лицам, которые приобрели его при транспортировке.
  • Through bill of lading — сквозной коносамент. Бланк оформляется в случаях, когда перевозка морем — это промежуточный этап общей перевозки. Такой документ обычно оформляют при транспортировке двумя и более плавающими средствами.Лицо, отправляющее груз, оформляет данный вид коносамента, подписывая его только с перевозчиком. Далее перевозчик организует перегрузки с последующими транспортировками, дополнительно взимая за услугу фрахт.Товар называют доставленным только после вручения его последним перевозчиком получателю груза на основании данного вида коносамента. Чаще всего такие коносаменты дополнительно страхуются полисом.
  • Custody B/L — береговой коносамент, выдаётся в качестве расписки о приёме на суше груза от отправителя на склад транспортной компании.При погрузке на борт судна товара, для которого оформлен такой вид коносамента, в документе отмечается факт погрузки товара на плавающее средство с указанием даты и прочих отметок. Такой коносамент может быть заменён бортовым коносаментом.
  • On board B/L — бортовой коносамент. Его выдают только по окончанию погрузки товара на борт судна взамен берегового документа.

Важно учитывать, что капитан или агент имеют право отказаться от подписания документа, если в нём неправильно указан:

  • порт погрузки,
  • дата окончания погрузки,
  • дата выпуска коносамента.

Разновидности коносаментов

  • Clean Bill of Lading — чистый коносамент. В таком документе отсутствуют пометки (оговорки) о ненадлежащем состоянии груза, наличии дефектов.Эта разновидность коносамента является свидетельством того, что полученный груз отвечает регламентированному внешнему виду с надлежащим состоянием. Чаще всего он выдаётся взамен на гарантийное письмо грузоотправителя.
  • Foul Bill of Lading либо Claused Bill of Lading — «нечистый» документ. В нем фиксируются пометки о некачественной упаковке, ненадлежащем состоянии груза.Если в процессе транспортировки товар понёс дальнейшие повреждения в связи с вышеперечисленными отметками, данный факт можно доказать, с перевозчика снимается ответственность за сохранность груза в изначальном качестве.Вместо коносамента может использоваться морская накладная.Она так же, как и коносамент, подтверждает сохранность перевозки, но при этом не даёт право выполнения операций с товаром, например, покупки или продажи, в процессе транспортировки.
  • Negotiable bill — оборотный коносамент. В этом документе фиксируется доставка товара с пометкой: по приказу указанных в документе лиц либо по распоряжению, которое оформляется по всем правилам внешней торговли.Коносамент подразумевает выдачу товара в месте доставки указанным в нём лицам.
  • Bills in a set— накладные в комплекте. Данный вид документа подразумевает вручение груза по любому из оригиналов в комплекте.В этом случае на каждом экземпляре проставляется своя серия, которая свидетельствует, что доставленный груз не был выдан по другим документам.

Груз может оформляться посредством заключения письменного договора — Common Law (общего права). Документ выдается владельцем судна. Он является доказательством того, что груз получен надлежащего качества, и подтверждает сохранность перевозки в пункт назначения в полной исправности и комплектации.

Перевозчик не отвечает за хранение и качество товара по договору только в случаях, когда возникают опасности моря. Товар вручается лицу, которое указано в накладной к данному грузу.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Источник: https://vedinform.com/freight/trans-docs/bill-of-lading.html

Что такое коносамент простыми словами и зачем он нужен?

Коносамент

Международная перевозка грузов сопряжена с оформлением различных документов. Полнота и правильность их заполнения являются залогом успешной транспортировки, таможенной очистки и вручения товара получателю. Одним из главных документов внешнеэкономической деятельности является коносамент. Разберемся, зачем он нужен, как его заполнять и избежать ошибок при оформлении.

статьи:

  • 1. Что такое коносамент?
  • 2. Виды коносаментов
  • 3. Какая информация заполняется в коносаменте?
  • 4. Как правильно заполнять коносамент?
  • 5. Порядок работы с документом
  • 6. Образцы коносаментов
  • 7. Чем грозит неправильное заполнение коносамента?

Что такое коносамент?

Понятие коносамента пришло к нам из Европы. В переводе с английского слово «сonsignment» означает груз, товар, отправление. Простыми словами, это документ, который подтверждает факт заключения договора о доставке и право владения перевозимым товаром. Оформляется перевозчиком и передается собственнику товара после отгрузки.

Коносамент — это доказательство того, что отправление принято к поставке и грузоперевозчик взял на себя ответственность по его доставке получателю. Документ является ценной бумагой и используется как перевозке одним видом транспорта, так и мультимодальной. Одновременно он выполняет несколько функций:

  • Подтверждает получение перевозчиком товара от отправителя;
  • Является основанием для выдачи груза его получателю по прибытии в пункт назначения;
  • Выступает товарно-транспортной накладной;
  • В некоторых случаях с его помощью обеспечивают кредиты под грузы.

Коносамент является товарораспорядительным документом. По сути, он заменяет собой груз. Его продажа или передача означает передачу права распоряжаться отправлением третьему лицу.

Поэтому в нем обязательно фиксируется состояние груза, наличие повреждений, дефектов.

Оформляется на все виды отправлений, независимо от их спецификации, способа доставки, а также от того, является груз сборным или генеральным.

Как правильно заполнять коносамент?

Правильно оформленный коносамент является залогом своевременной доставки груза получателю. Текст заполняется на фирменном бланке грузоперевозчика печатным способом.

Он должен содержать все сведения о товаре, его владельце, грузоперевозчике.

Важно проследить, чтобы данные об участниках поставки, товаре были достоверными и совпадали с информацией в исходных документах. На что обратить внимание:

  • При заполнении сведений об отправителе нужно учитывать, что он может являться одновременно собственником и производителем товара, поставщиком либо экспедитором;
  • Получателем груза является не только его владелец, но и банк или посредник. С учетом этого в документе должны правильно отражаться права на груз;
  • Уведомляемое лицо. Указывается лицо, которое должно быть уведомлено о доставке товара в пункт назначения. Им могут выступать грузополучатель, представитель таможни или компании-экспедитора.

Желательно указать в документе данные агента грузоперевозчика в порту доставки. Это поможет получателю, представителю клиента оперативно решить вопросы отгрузки, проверки и корректировки документации.

Вероятные ошибки

Приведем наиболее типичные ошибки, допускаемые при составлении коносамента:

  • Неверно указывается вес и количество товара;
  • В коносаменте не указан товар, доставляемый в одном контейнере с другим грузом по одному контракту;
  • Не отмечены особые свойства груза: опасный, ценный, хрупкий.

Вносить исправления в коносамент можно только после получения подтверждения от отправителя груза. Для этого получатель товара запрашивает достоверные сведения у поставщика, который должен обратиться в порт отгрузки и предоставить агенту грузоперевозчика эти сведения для корректировки коносамента.

Другой способ исправления — обратиться к агенту порта доставки. Если от отправителя груза получены уточняющие данные, то грузоперевозчик вносит их в документацию. При этом экземпляр коносамента, выданный получателю товара, необходимо сдать грузоперевозчику.

Насколько быстро можно исправить ситуацию, зависит от характера ошибки. Если неверно указан вес, отправитель должен будет вносить корректировки в экспортную декларацию. На это уйдет больше времени.

Также проблематично исправить ошибки в описании и характеристиках перевозимого товара. Сроки и расходы на коррекцию зависят от условий, выдвигаемых грузоперевозчиком.

Если ошибка обнаружена только после того, как груз прибыл в порт, исправления вносятся в океанский коносамент. Неточности в фидерном документе корректируются только после ответа на письменный запрос о внесении изменений.

Порядок работы с документом

Перед оформлением коносамента грузоотправитель должен составить погрузочный ордер. Документ содержит следующие данные:

  • Название, марка товара;
  • Количество доставляемых единиц;
  • Тип тары;
  • Сведения о порте погрузки;
  • Информация о получателе;
  • Точное название судна.

Факт погрузки на судно должен быть подтвержден штурманской распиской. На его основании перевозчик составляет три идентичных экземпляра коносамента для себя, отправителя и получателя. По этому документу грузополучатель забирает товар, предъявив свой экземпляр, полученный им от отправителя.

Образцы коносаментов

Оформление документа может вызвать затруднения даже у опытных участников ВЭД, так как каждая ситуация индивидуальна. Чтобы при заполнении не возникали вопросы, предлагаем бесплатно скачать с нашего сайта готовые образцы в качестве примера.

1. Коносамент на русском (doc)

2. Коносамент на английском (doc)

3. Коносамент на английском (pdf)

Чем грозит неправильное заполнение коносамента?

Неправильно заполненный коносамент может привести к неприятным последствиям:

  • Задержка выгрузки товара с судна в конечном порту;
  • Увеличение размера демереджа. Это компенсация убытка судоходной линии вследствие простоя судна из-за задержки отгрузки;
  • Отказ в растаможке товара в порту отгрузки;
  • Повреждение, порча товара из-за неполных сведений о нем в описательной части;
  • Дополнительные временные и финансовые затраты на корректировку документа.

Верный способ избежать проблем — оформить коносамент при участии специалистов нашей компании. Большой опыт работы в сфере ВЭД, знание таможенного законодательства, международных правил торгового мореплавания позволяет нам безошибочно заполнять товарораспорядительные документы. Мы поможем доставить ваш груз вовремя и исключить непредвиденные расходы.

#ФОРМА#Оказываем любую помощь участникам ВЭД#

 

Источник: https://GeneralImport.ru/stati/chto-takoe-konosament-i-zachem-on-nuzhen/

Всё о морском коносаменте

Коносамент

Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.

Виды коносаментов и их назначение.

Общее определение:

Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.

В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:

  • Океанский коносамент —Master Bill of Lading (MBL), также известный как «основной» или «главный». Выдаётся морской линией, непосредственно осуществляющей перевозку. Главное, что требуется знать и помнить относительно «океанца» (так его называют на профессиональном сленге) — именно его оригинальный экземпляр даёт право на получение груза в порту назначения! Но номеру MBL также можно отслеживать груз на сайте линии (ищите раздел BL tracking).
  • Домашний коносамент — House или Home Bill of Lading (HBL), он же «домашка». Выдаётся компанией-агентом морской линии отправителю товара. Подтверждает факт передачи товара от отправителя перевозчику.
  • Фидерный коносамент — Short Bill of Lading, выдаётся в том случае, если груз доставляется не напрямую, а транзитом через промежуточный порт со сменой судна. Так, например, все контейнерные перевозки из Китая в Петербург осуществляются через порты Европы. В момент загрузки на новый борт перевозчик обязан выпустить отдельный коносамент, называемый фидерным. Очень важно, что именно «фидерник» должен быть предъявлен на таможне, так как последняя требует транспортный документ на ту часть пути, в ходе которой партия пересекла границу.
  • Мультимодальный/сквозной коносамент — Multimodal/through Bill of Lading. Оформляется для мультимодальных перевозок, использующих два и более различных видов транспорта. Содержит информацию о начальном и конечном пунктах назначения и маршруте в целом.

Оборотные и необоротные коносаменты

Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading).

Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз.

Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.

Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.

Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.

Оформление коносамента и получение груза

Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.

Оригинал, копии и драфт коносамента

Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!

Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.

Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!

Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.

Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.

Телекс-релиз и сданный коносамент

Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).

В качестве альтернативы морские линии предлагают услугу «телекс-релиза» (telex release), также называемую на профессиональном сленге просто «релизом» или «выпуском» груза (не путать с таможенным выпуском). Услуга телекс-релиза платная, стоит в районе $50 за один к/с.

Суть её заключается в следующем.

После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).

Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.

Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.

Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс.

Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету.

Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!

Заполнение коносамента

Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.

Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):

Образец морского коносамента и его основные поля

  1. Номер к/с — уникальный реквизит для идентификации коносамента. Проверить в экспортной декларации поставщика и во всех документах, прямо ссылающихся на MBL;
  2. Отправитель (Shipper) — это может быть ваш непосредственный поставщик по контракту либо его агент — транспортная компания. Оба варианта допустимы, главное, чтобы наименование совпадало с данными экспортной декларации;
  3. Получатель (Consignee) — обязательно проверить правильность написания получателя и всех его реквизитов в драфте. Здесь проставляется наименование вашей компании, либо вашего агента, например ИП Новикова Е.А.;
  4. Порты отправки и назначения (Port of loading / Port of discharge) — также проверить на этапе черновика до выпуска оригинала. Как ни странно, на практике китайские отправители часто путают российские порты назначения. При использовании условий Incoterms FOB, CIF, CRF должны в точности «биться» с инвойсом и экспортной декларацией поставщика, если не желаете проблем на таможне!
  5. Наименование товара — описание того, что везёте. Чем ближе это будет к формулировке используемого кода ТН ВЭД, тем спокойнее;
  6. Номер контейнера — уникальный реквизит для идентификации контейнера. Проверить совпадение номера в упаковочном листе, инвойсе и экспортной декларации поставщика, а также во всех документах на транспортные и логистические услуги, по мере выставления последних.
  7. Количество транспортных мест, общий вес и объём товара — заполняется по данным упаковочного листа (packing list). Обратите внимание, что указанный в коносаменте вес должен совпадать с весом брутто (Gross weight или сокращённо GW) из упаковочного листа.

ссылкой:

Источник: https://novikov-import.ru/2019/09/11/morskoj-konosament-bill-of-lading/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.