Концепция управления персоналом

Концепция управления персоналом. Классификация персонала

Концепция управления персоналом

Современная кадровая политика — один из гарантов успеха любой компании сегодня. Выстроить ее помогает правильная концепция управления персоналом. Подробнее о ее сути, разновидностях, формировании мы поговорим далее в этом материале, не забыв разобрать классификацию кадрового состава.

Что это?

Концепция управления персоналом — это комплекс методологических и теоретических взглядов, которые определяют цели, сущность, методы, критерии и задачи воздействия на сотрудников компании. Важное дополнение к ней — практические советы по формированию механизма воздействия на кадровый состав.

Сегодня работодатели успешно применяют четыре современные концепции:

  • Гуманистическая.
  • Экономическая.
  • Организационно-административная.
  • Организационно-правовая.

Разберем каждую детально.

Гуманистическая концепция

Ее база — японский менеджмент. Работник здесь — не просто сотрудник, а основной субъект организации, отчего его мнение всегда важно для руководства компании.

цель данной концепции управления персоналом — создать комплекс условий, которые позволят трудящемуся динамично продвигаться по карьерной лестнице и развиваться в общем. Здесь недостаточно лишь использовать современные технологии. Важно пересмотреть и изменить ценности персонала.

Экономическая концепция

Более характерна для компаний, где трудятся работники с низкой классификацией, занятые в серийном выпуске продукции. цель этой системы управления персоналов — «раскрыть» потенциал каждого сотрудника. А именно его дисциплинированность, исполнительность, подготовленность.

Для компаний с такой концепцией характерен авторитарный стиль руководства. Личные интересы здесь всегда подчинены общей идее.

Организационно-административная концепция

Основная цель здесь — максимальное использование трудового и личностного потенциала каждого работника. Эта концепция управления персоналом может характеризоваться дополнительным внедрением подсистем.

Руководство здесь стремится добиться полного соответствия сотрудника занимаемой должности, требуемой квалификации. Концепция идеально подходит компаниям с четкой организационной структурой.

Организационно-социальная концепция

Что важно в этой системе управления персоналом? Грамотное управление человеческими ресурсами компании, достижимое созданием благоприятных внешних условий.

Человек здесь — важнейший ресурс. Но при этом требуется полное его соответствие корпоративному духу, а также занимаемой должности. Система характерна для средних, крупных компаний.

Формирование собственной концепции

Руководству корпорации необязательно останавливаться на вышеописанных концепциях. Система может быть сформирована самостоятельно с учетом текущих потребностей организации. Ее может разработать как собственный отдел кадров, так и внештатные специалисты.

Основывается разрабатываемая система на отечественном и зарубежном опыте. Самое важное — определиться с целями, которых концепция должна помочь достичь:

  • Обеспечение качественным кадровым составом.
  • Организация правильного использования труда.
  • Социальное, профессиональное развитие персонала и проч.

Важно опираться на текущие потребности корпорации, направление ее развития, современное состояние.

При формировании концепции управления персоналом в организации специалисты проводят, выполняют:

  • Комплексный анализ ситуации на рынке труда.
  • Создание общей информационной системы, в которую включены все подразделения компании.
  • Организация массовой переподготовки (подготовки) персонала, цель которой — повышение профессионализма, квалификации.
  • Разработка мотивационных программ для кадров.
  • Координация работ, направленных на стабилизацию трудовых условий.
  • Аттестация, оценка человеческих ресурсов.

Основы концепции

Что основные концепции управления персоналом, что разработанные самостоятельно в обязательном порядке включают в себя следующее:

  • Планирование, привлечение новых высококвалифицированных трудящихся.
  • Оценка вложений в кадровый капитал.
  • Развитие, подготовка персонала.
  • Оценка вклада каждого трудящегося в достижение общей цели.
  • Мотивация эффективной работы, ее вознаграждение.
  • Регулирование психологических, личностных ресурсов, развитие инновационных, творческих рабочих подходов.
  • Расширение проф. навыков при помощи своевременной ротации персонала, управленческого моделирования.

Развитие концепции

Развитие системы управления кадрами имеет следующие особенности:

  • Возможно только при постоянном анализе рынка труда, квалифицированности и конкурентоспособности персонала, уровня модернизации компании.
  • Применение способов развития: изменение стиля руководства, переподготовка кадров и проч.
  • Создание комплексной информационной базы данных по персоналу.
  • Учет лояльности работников, их мотивации, готовности к переобучению. Если позиция персонала пассивна, разрабатывается новая корпоративная культура, меняется стиль управления, способы стимуляции.
  • Учитываются цели и интересы не только организации и работников.
  • Отслеживается эффективность каждого работника, подбираются подходящие меры воздействия на него.

Классификация персонала

Весь кадровый состав можно разделить на две большие группы:

Классификация персонала на основе главной задачи:

  • Рабочие. Создают товар, выполняют услугу. Внутренняя градация — основные (непосредственно заняты в производстве) и вспомогательные (обслуживание, ремонт, транспортировка) рабочие.
  • Служащие. Работники, чья стихия — интеллектуальный труд. Это руководители (высшего, среднего, низшего звена), специалисты (юристы, экономисты, инженеры, бухгалтеры и проч.) и иной персонал — кассиры, техники, секретари и проч.

По степени квалификации персонал градируется на:

  • высококвалифицированный;
  • квалифицированный;
  • низкоквалифицированный:
  • неквалифицированный.

На этом завершим разговор о кадрах и концепциях управления человеческими ресурсами. Что касается последних, то на сегодня выделено четыре основных. Однако каждая компания может выработать и собственную концепцию.

Источник: https://FB.ru/article/3755/kontseptsiya-upravleniya-personalom

Современные концепции управления персоналом

Концепция управления персоналом

Концепция управления персоналом включает в себя целый ряд аспектов, которые помогают сделать коллектив более сплоченным и работоспособным. Во многом успех и благополучие предприятия зависят от персонала.

Безусловно, внешние факторы, такие как общая экономическая ситуация в стране, глобальный экономический кризис, не могут не отразиться на оборотах компаний как малого, так и среднего и крупного бизнеса.

Но тем не менее одним из важнейших условий благосостояния предприятия является все-таки качество персонала в нем.

Поэтому крайне важно для руководителя найти такие основные гуманистические подходы к управлению персоналом, при которых каждый участник бизнес-процесса получит выгоду для себя.

Теории управления персоналом

Существуют определенные теории управления персоналом. Это определение скрывает за собой систему, совокупность методов распределения труда и организации производства. За долгое время они видоизменялись, одни замещали другие. Это привело к тому, что сейчас существуют разные подходы в управлении персоналом.

Технократический подход к управлению персоналом характеризуется строгим контролем, разделением крупных задач на более простые элементы, материальным поощрением при отличной работе. Именно на нем базируются классические теории.

 Современные подходы к управлению персоналом по-другому смотрят на персонал. Для них это не просто группа людей, которая выполняет важные задания, а не менее важная часть всего процесса. Они ценят человеческий капитал: знания, профессиональный опыт и многое другое.

 Таким образом, эволюция теории управления привела к возникновению других подходов:

  • экономический подход, который положил начало идее использования трудовых ресурсов, основывается на единстве руководства, дисциплине;
  • органический подход, где организация рассматривается как система и в какой-то мере отождествлена с человеком, ведь каждая компания имеет свои цели, потребности и проходит через определенные стадии развития;
  • системный подход к управлению персоналом сегодня применяется практически повсеместно, для него характерны иерархии целей, достижение цели, которое максимально эффективно благодаря тщательному анализу всех возможных вариантов действий, качественная оценка целей и средств, необходимых для их достижения;
  • процессный подход к управлению персоналом рассматривает всю деятельность компании как последовательный ряд процессов.

Главные правила подхода

На самом деле это очень глубокий и достаточно сложный вопрос: каким образом управлять персоналом и какие концепции, основные подходы к управлению персоналом подойдут лучше всего? Каждый человек – индивидуальность и личность, и порой к разным людям нужно выработать определенный подход. Но как бы ни было сложно, сделать это руководителю все равно придется, так как он, как никто другой, заинтересован в успехе своих начинаний.

Теоретические аспекты управления персоналом включают в себя несколько правил, которые руководитель, будь то владелец бизнеса или же наемный управленец, обязан соблюдать:

  1. Нужно постоянно следить за тем, чтобы задания поручались только подходящим сотрудникам, которые способны его выполнить.
  2. Нужно объяснить сотруднику, что, зачем и в какие сроки должно быть сделано.
  3. Благодарить сотрудников за правильно выполненную работу не только наедине, но и в присутствии всего коллектива.
  4. Уметь выслушать точку зрения своего сотрудника. Научиться разговаривать с людьми без барьеров, которые сковывают и заставляют чувствовать неуверенно обе стороны диалога.
  5. Контролируя ход работы, выполнение оставить тем не менее за тем, кому она поручена.
  6. Быть примером во всем – от дисциплины и пунктуальности до профессионализма и опыта. Персонал – это большая тень своего руководителя. Если руководитель систематически опаздывает на работу, то для коллектива пунктуальность тоже перестает быть чем-то обязательным к исполнению. Если руководитель относится вежливо со своими подчиненными, то и грубые, невежественные люди ненадолго задержатся в компании.
  7. Нужно беспрестанно заниматься обучением и повышением квалификации своих сотрудников. Не нужно бояться того, что после обучения человек уволится и расскажет секреты конкурентам. Руководителя должны окружать умные люди, и это во многом зависит от его стараний.
  8. Следить за изменением окружающей обстановки в стране и мире. Если политика предприятия не меняется, несмотря на новые экономические условия, то такое предприятие обречено на съедение конкурентами. То же касается персонала. Нужно следить за ростом персонала, за ценностью каждого сотрудника, так как предприятие тратит средства на его содержание. Нужно учить своих подчиненных делать все, что способствует росту компании.

Способы взаимодействия с персоналом

Основные современные концепции управления персоналом выделяют три способа взаимодействия с подчиненным.

Руководителю можно выбрать для себя один или чередовать способы: обучить человека делать то, что нужно руководителю; просто уволить человека, не соответствующего требованиям компании; только наблюдать за посредственностью и неадекватностью действий сотрудников.

Думается, что последний способ все-таки несвойствен прирожденному управленцу и просто хорошему руководителю, так как в результате таких действий фирма придет в упадок. Поэтому остаются два первых способа, которые возможно применить.

Нельзя отбрасывать факт увольнения сотрудника, так как бывает, что порой, в силу большого количества причин, научить подчиненного чему-либо становится просто невозможно. И если высказаться коротко, то неспособных следует выгонять, а способных – обучить, наблюдать, как быстро стала расти компания.

В таких вопросах, помимо основных концепций управления персоналом, важен и эмоциональный настрой руководства. Не следует использовать принципы жесткой игры и исполнять роль сурового начальника.

Существует золотое правило, которому должен следовать руководитель в отношениях с подчиненными: поступать с людьми так, как хотите, чтобы относились к вам.

Поэтому если подойти с уважением, без лишней эмоциональности, то получится самую тяжелую проблему превратить в рабочий момент.

Поведение руководства в первую очередь должно быть достойным, несмотря на то что некоторые их действия тяжелы эмоционально и не приносят никакого удовольствия.

Важно уметь разбираться в людях и при найме суметь разглядеть в человеке истинного победителя. Причем прирожденные лидеры – это не обязательно категория менеджеров и управленцев. Отличный дворник выполняет свою работу раньше, лучше, качественнее других.

Поэтому следует принимать на работу только тех, кто может повысить эмоциональный, экономический потенциал предприятия, так как посредственность очень заразна и молниеносно распространяется в коллективе.

Человек, заряженный энтузиазмом, энергией, желанием, сделает в 2-3 раза больше той работы, которая ему поручена. Такой сотрудник поистине бесценный для компании. Таким людям уготовано сыграть решающую роль в развитии предприятия.

Чем больше в человеке таких важных качеств, как добросовестность, отзывчивость, профессионализм, тем больше плюсов он принесет компании.

 Да, сотрудники с лидерскими качествами, возможно, обходятся для предприятия несколько дороже, так как для них просто необходимы внеплановые материальные поощрения и премии, но ведь и отдача от них намного ощутимее.

Ими зачастую сложнее управлять, так как за их нескончаемым потоком энергии не каждый руководитель сможет угнаться, они не стоят на месте, не тратят времени в ожидании, когда все его догонят. Сотрудники этой категории требуют к себе больше внимания.

Решение частых проблем

Бывает, что хорошие сотрудники начинают работать плохо.

Этому может служить много причин, как личных социально-психологических (наркотическая и алкогольная зависимость, депрессия, семейные проблемы, напряженное психическое состояние, чрезмерный азарт к развлечениям и автоматам), так и материальных (долги перед людьми). Эти причины пагубны и опасны и для сотрудника и, соответственно, для предприятия.

Чем раньше грамотный руководитель сможет вычислить, что именно послужило причиной тому, что у активного, энергичного сотрудника вдруг пропал блеск в глазах, либо что заставило абсолютно порядочного человека совершить должностное преступление. И надо ясно понять, что здесь не обошлось без одной из этих вышеперечисленных причин, причем эти проблемы могут коснуться не лично самого сотрудника, а его близких друзей или родственников.

В такой ситуации руководителю нужно постараться стать психологом, найти причину проблемы. И чем быстрее руководитель определится с причиной, тем оперативнее сможет добиться лучших результатов для компании.

В заключение хочется отметить, что персонал и руководитель – это целостный живой организм под названием предприятие. От руководителя в большинстве и от каждого сотрудника чуть менее зависят развитие и рост организации.

Только системный, грамотный подход к управлению персоналом поможет руководителю вывести предприятие на новые вершины, а знание и использование современных методов организации труда лишь помогут ему.

Источник: https://1popersonalu.ru/upravlenie/koncepciya-upravleniya-personalom.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.