Концепции человека в философии

Философская концепция человека

Концепции человека в философии

Определение 1

Философская антропология – предмет философии, занимающийся рассмотрением человеческой сущности (философия человека), что издревле (начиная с древневосточной и античной философии) интересовала всех видных мыслителей.

Само наличие предмета подтверждает то, что нельзя полностью и объективно охарактеризовать природу человека, ее по праву считали “чудом мироздания”.

Именно в этом соединяются две противоположных области: “область души” и “область тела” (духовное и материальное).

Таким образом, именно мироздание есть объект понимания мира, стремящийся определить его внутреннюю логику, и в тоже время пытающийся понять смысл своего собственного бытия.

И. Кант, занимаясь рассмотрением подобных философских вопросов, сформулировал вывод о том, что философия как научный предмет призвана отвечать на три важнейших человеческих вопроса:

  • “что дано знать человеку?”;
  • “на что человек может надеяться?”;
  • “что человек должен делать?”.

Все три вопроса основываются на одном, более общем вопросе: “что есть человек?”. Ряд французских философов, биологов, палеонтологов и антропологов, в их числе и П.

Тейяр де Шарден утверждали, что человек определяется некой “осью и конечным этапом эволюции” и “определить (узнать) человека, значит, в сущности, попытаться понять, как появился окружающий мир и как он должен продолжать образовываться и развиваться дальше”.

Определение 2

Таким образом, сегодня существует определение о философской антропологии — наука о сущности и сущностной структуры бытия человека, его первостепенных отношений к факторам внешнего мира.

К основным факторам относят:

  • фактор природной среды;
  • фактор общества;
  • фактор индивидуума;
  • факто происхождения;
  • социальные и метафизические факторы обоснования существования;
  • фактор закона собственного естества.

Философия античности длительное время рассматривала человека как образ Космоса, как “особый малый мир”, микрокосм.

Человеческая духовная сущность часто отождествлялись с природной сущностью, полагая что человек есть важнейший неразрывный с природой субъект. Только со времен философа Сократа стали разделять в человеке материальное и духовное на две.

Сократ утверждал, что каждый отдельно взятый человек имеет тело (дом для души) и душу, состоящую из разума и нравственности.

Замечание 1

Первостепенная миссия человека – всегда стремиться к нравственному совершенствованию на фундаменте собственного познания истины бытия.

Демокрит, будучи представителем материалистического монизма в учении о сущности человека, в противовес Сократу, определял, что человек – всего лишь часть природы и, как вся природа, состоит из атомов (а значит, является материальным). Демокрит считал также что и душа состоит из атомов, поэтому и со смертью телесного наступает смерть душевная.

Платон, ученик Сократа, твердо позиционировал себя с точки зрения антропологического дуализма, которая трактует основные положения на духовной и телесной сферах.

Определение 3

По определению Платона: душа – является субстанция, которая и определяет человека человеком; тело — противоположная и враждебная душе материя; душа стремится к трансцендентному миру идей, является вечной; тело не вечно, а смертно; в гармонии единства и борьбы духа с телом и состоит вечный трагизм бытия и сущности человека; телесное характеризует человека как животный мир; душа возвышает человека над миром.

Божественное в философской концепции средних веков

В философии средневековых мыслителей и философов человек оценивался как образ и подобие Бога. Душа является дуновением самого Бога, а сам человек рассматривается не с точки зрения разума и ума, а относительно сердца и души. Человек определен сам по себе великой троицей: разум, сердце и воля.

Это три составляющих его потенциала и внутреннего мира, которые играют роль в определении сущности и будущности личности. Главное характерное размежевание в данный период проходит не столько между телом и душой, сколько между “плотским человеком” и “духовным человеком”.

В социальном понимании человек является пассивным участником божественного устройства, существо которое несопоставимо и не соизмеримо с Божественным существом.

Замечание 2

Важнейшая и первостепенная задача существования человека — приобщиться к Божественному мире и обрести спасение, которое спасет его от Страшного суда.

Наибольшие понятия и выводы по поводу философского устройства человека и общества дал Августин Блаженный, который в своих учениях опирался на философию Платона и его последователей.

Определение 4

Августин Блаженный утверждал, что человек есть прямая противоположность души и тела, которые являются независимыми друг от друга. Человек — нравственная и разумная душа, которая наделена земным телом.

Человек — свободная личность, неразрывно связанная с Богом. Свобода человека заключается в выборе добра и зла.

Зло глубоко коренится в природе человеческого бытия, а Бог — творец всей гармонии в мире, добра, благодати, любви и т.д.

Каждый человек, независимо ни от чего, ответственен за все свои деяния и поступки. Каждый человек, даже если это и ребенок, в первую очередь понимается как уникальная личность, наделенная неповторимыми качествами.

В эпоху Возрождения разные мыслители ставили человека на земную основу, отмечая его естественное стремление к свету, любви, счастью, добру и гармонии. Единство души и тела определялись больше как преимущество человека над остальными живыми существами, нежели как порок (как это было характерно для античной эпохи).

Замечание 3

Философская концепция человека все больше и больше проникалась пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его неограниченность возможностей, а человек понимался чувствующем телом с характерными для него многочисленными эстетическими качествами и чертами.

Пико делла Мирандола утверждала, что человек занимает главное и первостепенное место в процессе мироздания, так как является причастным ко всему земному и небесному; человек и является творцом своего собственного счастья или несчастья, что обусловлено свободой выбора и его уникальными творческими способностями.

Философская антропология Нового времени формировалась под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научных знаний, новых открытий и новой культуры (эпоха гуманизма).

Т. Гоббс (1588-1679) противопоставлял понятия человека и общества. В противоположность Аристотелю, он утверждает, что человек — существо не общественное, а сугубо индивидуальное.

Более этого, философ считал естественным состоянием общества, в котором ведется вражда на определенном уровне.

Коренная основа такого состояния общества обусловлена конкуренцией между людьми в условиях новых экономических и социальных отношений.

Многообразие философской концепции человека

Русская философия рассматривает проблематику философской концепции человека сугубо по двум направлениям: материалистическое и теологическое. Считается, что человеческая проблема обусловлена сложностью его философской составляющей, которая включает в себя пять основных концепций.

Первая концепция характеризуется на почве религиозной веры, подразумевающей сотворение человека Богом, его грехопадении и спасении Иисусом Христом (Богочеловеком), о бессмертии духовного, воскресение плотского, Страшном суде и т. д.

Данная идея в определенные периоды являлась даже более могущественной, чем научные концепции.

Умом до конца понять библейские понимания философии человека все еще сложно (отчасти невозможно), однако многие возвращаются к этим положениям и сегодня на уровне чувственных и эмоциональных ощущений.

Вторая концепция, определенная греками — homo sapiens, что заключается в определении человеческого рода, которому присуще уникальное и особенное деятельное начало — разум. При помощи разума и ума человек способен познать сущий мир, бытие и самого себя. Разум есть частица Божественное мира, которая всячески порождает миропорядок и гармонии в нем.

Третья концепция проблемы человека вообще отрицает какую-либо специфическую особенность и склонность человека к разуму.

Она определяет Человеческий дух как высшее развитие всех его психических способностей, которые также отмечаются и у высокоорганизованных животных.

Поэтому данное философское положение трактует, что и человек есть специфический вид животного и, в первую очередь, не умное существо, а определяемое собственными потребностями и влечениями.

Четвертая утверждает, что тысячелетняя история человека является путем упадка, а не развития. Последователи такой теории полагают, что человек наихудшем образом (среди други животных) приспособлен к внешнему окружающему миру.

Ему даны чувства и особые ощущения, которые мешают выживать и властвовать над другими видами. Человек являет собой не только тупик развития, но и тупик всей жизни вообще. Большая часть всей энергии потребляется разумом, потому что он не наделен инстинктами и от этого не знает, как управлять данным ресурсом.

Из-за собственной биологической слабости и собственного бессилия (неприспособленности) он создает цивилизации, государства, права, производство и т. д. Духовная сфера человека — есть демон, паразит, который внедряется в жизнь и в душу человека, чтоб разорвать их между друг другом.

Человеческая история также рассматривается как естественный процесс вымирания, вымирание обреченного на эту учесть вида.

Пятая концепция — атеистическая антропология, которая полагает, что Бог как отдельное существо не может существовать по причине ответственности, свободы, предназначения и самого смысла человеческого бытия. Человек остается величайшей тайной для своего собственного “Я”.

Считается, что нельзя рассматривать отдельный образ человека как его объективную сущность, так как человек — это совокупность различных образов, составляющих его общую сущность (личность). Так, человек может и опуститься на последнюю ступень животного мира, а может и подняться до вершин духовного творчества.

В человеке заложен зародыш к любой деятельности, потому его творческий потенциал не ограничен.

Источник: https://2dip.su/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/

ЕГЭ. Человек. Тема 8. Вопросы философии

Концепции человека в философии

Философия – это наука, изучающая наиболее  общие вопросы развития природы, общества и человека. Слово пришло в русский язык из греческого языка:  phileo люблю, sophia мудрость, philosophia  — любовь к мудрости.

В курсе «Обществознание» в разделе «Человек» есть ряд тем по  философии. Разберём их.

Цель и смысл жизни

Человеку свойственно целеполагание, то есть постановка определённых целей в своей деятельности. Цели ставятся  в зависимости от потребностей, от того, какой себе человек представляет свою жизнь.

Зачем я живу, каков смысл моей жизни? Над этими вопросами люди задумывались испокон веков. И ответы на них у каждого человека различные. Много  факторов, влияющих  на это: воспитание, образование, окружение, семья,  эпоха, в которую живет  человек, даже возраст  и многое другое.

Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.

Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.

Существует несколько концепций по поводу того, в чём смысл жизни человека.

Концепции смысла жизни

КонцепцияСуть концепции
Аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо)Необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти».
Гедонизм  (от греч. наслаждение)Смысл жизни – в наслаждении, нужно уметь радоваться всему, получать от жизни удовольствие.
Прагматизм (от греч. действие, дело)Относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами.
Утилитаризм ( от греч. польза)Жить — это из всего извлекать для себя пользу.
Эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство)Назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья.
Альтруизм (от лат. другой, другие)Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу.

Самореализация

Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.

Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.

Виды самопознания

  • Непосредственное – самонаблюдение
  • Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.

Пути самопознания

  • Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
  • Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
  • Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.
  • Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.
  • Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.

Виды самооценки

  1. Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.
  2. Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.
  3. Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.

«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.

Свобода

Человеку свойственно желание быть свободным. Что такое свобода? Когда человек осознаёт  себя истинно свободным? И есть ли ограничители свободы?

Свобода — это возможность человека выбирать решение, действия в соответствии со своими желаниями, потребностями и целями, интересами; это отсутствие каких-либо ограничений в чём-либо.

Но может ли человек быть абсолютно свободным в обществе, и не станет ли свобода – вседозволенностью?

В.И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Ограничители свободы человека в обществе

  • Закон. Человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
  • Свобода другого человека, поэтому человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
  • Обязанности – это действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами ( обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.)
  • Ответственность – это необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми ( юридическая , политическая, нравственная ответственность).

Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности , отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.

Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности  выбора, а  значит,  и отрицание  свободы  вообще.

Внутренний мир человека

Макрокосмос  (или макрокосм)— человек как часть большого космоса, мироздания.

Микрокосмос (или микрокосм)– отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.

Духовный мир человека — это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.

Мировоззрение – взгляды человека на мир, общество и самого себя.

Виды мировоззрения

  • Научное — признание решающей роли научных знаний при познании мира, отрицание всего, что не доказано наукой.
  • Паранаучное (от греч «вне») –предполагает существование иного мира, иного измерения(параллельного  мира, инопланетного разума).
  • Религиозное – основано на вере в сверхъестественное, в Бога и богов.
  • Атеистическое – отрицание существования Бога, высших сил.
  • Житейское (обыденное) – в его основе лежит жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.

Человеконенавистническое мировоззрение — основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

Революционное — в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.

Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

Некоторые термины

  • Толерантность – от лат. терпимость, терпимое отношение к людям различных взглядов, если они не создают угрозу для окружающих.
  • Пессимизм – убеждение, что ничего хорошего в жизни ждать не приходится, что будет всё ещё хуже.
  • Оптимизм— вера в лучшее, в силы и возможности человека, в то, что жизнь – прекрасна.
  • Скептицизм – сомнение во всём, что происходит и будет происходить в жизни ( в возможность познания, в то, что произойдут позитивные изменения в обществе в жизни человека и т.д.)
  • Альтруизм – нравственная позиция, в основе которой лежит любовь к людям, желание жить для них, готовность жертвовать собой во благо общества.
  • Компромисс – способность и умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, взаимные уступки сторон.
  • Консенсус –полное согласие, единый подход к решению проблемы или по какому-т вопросу.
  • Эгоцентризм – руководство в действиях и поступках, основанное на собственных прихотях, потребностях, безразличие к окружающим, неспособность и нежелание рассматривать иную точку зрения.Эгоцентризм – это характеристика индивида, которой определяется его неспособность подвергать рассмотрению точку зрения других людей, недопустимость мысли, что чужое представление может быть верным. Эгоцентричный человек воспринимает исключительно личную точку зрения в качестве единственной правильной.Эгоцентрист уверен, что его мысли авторитетны, он находит себя всезнающим, а остальных недалекими и не считается с их взглядами.

Отношение к жизни

  • Активная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является активным участником событий, инициатором многих дел, он воздействует на всё, что его окружает, может многое изменить, что в его силах.
  • Пассивная жизненная позиция — это такое отношение к жизни, когда человек является лишь наблюдателем событий, часто просто подстраиваясь под них.
  • Комформизм – от лат. подобный; приспособление, когда человек не отстаивает свои позиции, точки зрения, принципы, пассивное согласие со всем, что происходит вокруг.
  • Нонкомформизм — от лат. не +подобный; желание постоянно отстаивать свою позицию, свою точку зрения, порой  ставя окружающих в неловкое положение, даже если эти точки зрения противоречат с тем, господствует в обществе или группе.

О жизненной позиции подробнее читайте ЗДЕСЬ.

Счастье – чувство полного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, радость от осознания  самореализации, нужности. Хотя, согласитесь, счастье каждый понимает по-своему.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-7-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8/

Основные философские концепции

Концепции человека в философии

Теоретическое обоснование жизни современного общества опирается на то или иное решение, появившееся благодаря умозаключениям философов, которые экстраполировали свои философские концепции в реальный мир.

С течением времени и изменением уклада общества эти теории пересматривались, дополнялись и расширялись, выкристаллизовавшись в то, что мы имеем на данный момент.

Современная наука выделяет две основные философские концепции общества: идеалистическую и материалистическую.

Идеалистическая теория

Идеалистическая теория состоит в том, что основу общества, его стержень образует духовное начало, просветление и высота моральных качеств единиц, составляющих данное общество.

Часто под стержнем понимался Бог, чистый разум, мировой интеллект или человеческое сознание. Основная мысль заключена в тезисе, что миром управляют идеи.

И что, «вложив» в головы людей мысли с определенным вектором (добрые, злые, альтруистические и т. д.), можно было реорганизовать все человечество.

Несомненно, определенные основания такая теория имеет. Например, факт того, что все совершаемые человеком поступки происходят с участием разума и сознания. До разделения труда такая теория могла быть воспринята как само собой разумеющаяся.

Но в тот момент, когда умственная сфера жизни отделилась от физической, появилась иллюзия, что сознание и идея стоят выше материального.

Постепенно сложилась монополия на занятия умственным трудом, а тяжелую работу выполняли те, кто не попал в кружок избранных.

Материалистическую же теорию можно разделить на две части. В первой проводится параллель между местом проживания группы людей и формированием общества. То есть географическое положение, ландшафт, полезные ископаемые, доступ к крупным водным резервуарам и т. д. определяют направленность будущего государства, его политический строй, расслоение общества.

Вторая часть отражена в теории марксизма: труд – это основа общества. Потому что для занятий литературой, искусством, наукой или философией нужно удовлетворить витальные потребности. Так выстраивается пирамида из четырех ступней: экономической – социальной – политической – духовной.

Натуралистическая и прочие теории

Менее известные философские концепции: натуралистическая, технократическая и феноменологическая теория.

Натуралистическая концепция объясняет устройство общества, обращаясь к его природе, то есть к физическим, биологическим, географическим закономерностям развития человека. Подобная модель применяется в биологии для описания повадок внутри стаи животных. Человек, по этой теории, отличается только особенностями поведения.

Технократическая концепция связана со скачкообразными этапами развития науки и техники, повсеместным внедрением результатов технического прогресса и преобразованием общества в быстро изменяющихся условиях.

Феноменологическая теория — это результат кризиса, постигшего человечество в новейшей истории. Философы пытаются вывести теорию, что общество порождается из себя самого, не опираясь на факторы извне. Но распространения она пока не получила.

Картина мира

Основные философские концепции утверждают, что существует несколько наиболее вероятных картин мира. Это чувственно-пространственная, духовно-культурная и метафизическая, упоминают о физической, биологической, философской теориях.

Если начинать с конца, то философская теория основана вокруг понятия бытия, его познания и взаимоотношения с сознанием в общем и человеком в частности.

История развития философии показывает, что с каждым новым этапом понятие бытие подвергалось переосмыслению, находились новые доказательства его существования или опровержения.

На данный момент теория гласит, что бытие есть, а его познание находится в постоянном динамическом равновесии с наукой и духовными институтами.

Концепция человека

Философская концепция человека сейчас сосредоточена на идеалистической проблеме человека, так называемой «синтетической» концепции. Философская антропология стремится познать человека во всех сферах его жизнедеятельности, привлекая к этому медицину, генетику, физику и прочие науки.

На данный момент существуют только отрывочные теории: биологическая, психологическая, религиозная, культурная, но нет исследователя, который бы соединил из в целостную систему.

Философская концепция человека так и осталась открытым вопросом, над которым продолжает работу современное поколение философов.

Понятие развития

Философская концепция развития также дихотомична. Она представляет собой две теории: диалектика и метафизика.

Диалектика – это рассмотрение явлений и событий, происходящих в мире во всем их многообразии, динамическом развитии, изменении и взаимодействии друг с другом.

Метафизика же рассматривает вещи отдельно, без объяснения их взаимосвязи, без учета влияния их друг на друга. Впервые эту теорию выдвинул Аристотель, указав, что, пройдя череду изменений, материя воплощается в единственно возможной форме.

Философские концепции развиваются параллельно с наукой и помогают расширить наши знания об окружающем мире. Некоторые из них находят свое подтверждение, часть так и остается только умозаключениями, а единицы отвергаются как не имеющие основания.

Источник: https://FB.ru/article/229783/osnovnyie-filosofskie-kontseptsii

Концепции человека в истории философии

Концепции человека в философии

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский…….институт

РЕФЕРАТ

подисциплине «Философия»

«Концепциичеловека

вистории философии»

МОСКВА

2009

Введение 2

1. концепции человека в истории философии 3

1.1. Философия Древнего Востока о человеке 3

1.2. Проблема человека в философии Древней Греции 5

1.3. Средневековая христианская концепция человека 7

1.4. Человек в философии эпохи Возрождения 8

1.5. Человек Нового времени в европейской философии 9

1.6. Немецкая классическая философия 10

1.7. Антропологическая проблема в русской философии 11

2. Современная философская антропология 13

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Введение

Проблемачеловека — одна из самых важных для всейфилософии.

Тема«человек» настолько обширна, что веськомплекс научного знания, «обрушившийся»на ее разработку, не может быть признансколько-нибудь удовлетворительным. Онабездонна по глубине и бесконечна повремени.

Философский подход к даннойтеме отличается многогранностью, нонаправлен на определение сущности,целостности человека.

Философиюинтересует вопрос: что есть человек?Что обусловило его выделение из животногоцарства? Это до сих пор остается такойже мировой загадкой, как и возникновениеживого из неживого.

И действительно,как биологический организм, принадлежащийсемейству гоминид, отряду приматов,классу млекопитающих, к типу хордовыхи подтипу позвоночных, превратился всоздателя и носителя культуры? Что мыищем в человеке, какие его отличительныечерты? Разум? Возвышенные чувства?Осознанную волю? Способность к труду итворчеству? Способность словом возродитьили убить ближнего?

Философияво все времена пыталась и пытается найтиответы на эти вопросы, стремилась к постижению целостности человека,прекрасно понимая, что простая суммазнаний частных наук о человеке не дастискомого образа, и потому всегда пыталасьвыработать собственные средства познаниясущности человека и с их помощью выявитьего место и значение в мире, его отношениек миру, его возможность «сделать» самогосебя, то есть стать творцом собственнойсудьбы. Философскую программу можнокоротко, сжато повторить вслед заСократом: «Познай самого себя», в этомкорень и стержень всех других философскихпроблем.

Историяфилософии полна различных концепцийсущности человека, рассмотреть ихподробнее и является целью моей работы.

1.1.Философия Древнего Востока о человеке

Первыепредставления о человеке возникаютзадолго до самой философии. На начальныхэтапах истории людям присущи мифологическиеи религиозные формы самосознания. Впреданиях, сказаниях, мифах раскрываетсяпонимание природы, предназначения исмысла человека и его бытия.

Кристаллизацияфилософского понимания человекапроисходит как раз на базе заложенныхв них представлений, идей, образов ипонятий и в диалоге между формирующейсяфилософией и мифологией. Именно такимобразом и возникают первые учения очеловеке в государствах ДревнегоВостока.

Древнеиндийскаяфилософия человека представлена преждевсего в памятнике древнеиндийскойлитературы — Ведах, в которых выраженоодновременно мифологическое, религиозноеи философское мировоззрение. Повышенныйинтерес к человеку и в примыкающих кВедам текстах — упанишадах.

В нихраскрываются проблемы нравственностичеловека, а также пути и способыосвобождения его от мира объектов истрастей. Человек считается темсовершеннее и нравственнее, чем большеон достигает успеха в деле такогоосвобождения.

Последнее, в свою очередь,осуществляется посредством растворенияиндивидуальной души (атмана) в мировойдуше, в универсальном принципе мира(брахмане).

Человек вфилософии Древней Индии мыслится какчасть мировой души. В учении о переселениидуш (сансаре) граница между живымисуществами (растениями, животными,человеком) и богами оказывается проходимойи подвижной. Но важно заметить, чтотолько человеку присуще стремление ксвободе, к избавлению от страстей и путэмпирического бытия с его закономсансары-кармы. В этом пафос упанишад.

Упанишадыоказали огромное влияние на развитиевсей философии человека в Индии. Вчастности, велико их влияние на ученияджайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи,йоги. Это влияние сказалось и на взглядахизвестного индийского философа М.К.Ганди.

ФилософияДревнего Китая создала также самобытноеучение о человеке.

Один из наиболеезначительных ее представителей — Конфуцийразработал концепцию «неба», котороеозначает не только часть природы, но ивысшую духовную силу, определяющуюразвитие мира и человека.

Но в центреего философии находится не небо, неприродный мир вообще, а человек, егоземная жизнь и существование, т.е. онаносит антропоцентристский характер.

Обеспокоенныйразложением современного ему общества,Конфуций обращает внимание прежде всегона нравственное поведение человека. Онписал, что наделенный небом определеннымиэтическими качествами, человек обязанпоступать в согласии с моральным законом- дао и совершенствовать эти качествав процессе обучения.

Целью обученияявляется достижение уровня «идеальногочеловека», «благородного мужа»(цзюнь-цзы), концепцию которого впервыеразработал Конфуций. Чтобы приблизитьсяк цзюнь-цзы, каждый должен следоватьцелому ряду этических принципов.

Центральное место среди них принадлежитконцепции жэнь (человечность, гуманность,любовь к людям), которая выражает законидеальных отношений между людьми всемье и государстве в соответствии справилом «неделай людям того, чего не пожелаешьсебе».

Этоправило в качестве нравственногоимператива в разных вариантах будетвстречаться потом и в учениях «семимудрецов» в Древней Греции, в Библии, уКанта, у Вл. Соловьева и других.

Особоевнимание Конфуций уделяет принципу сяо(сыновняя почтительность и уважение кродителям и старшим), являющемуся основойдругих добродетелей и самым эффективнымметодом управления страной, рассматриваемойкак «большая семья». Значительноевнимание он уделял также таким принципамповедения, как ли (этикет), и (справедливость)и др.

Наряду сучением Конфуция и его последователейв древнекитайской философии следуетотметить и другое направление — даосизм.Основателем его является Лао-цзы.

Исходной идеей даосизма служит учениео дао (путь, дорога) — это невидимый,вездесущий, естественный и спонтанныйзакон природы, общества, поведения и.мышления отдельного человека. Человекдолжен следовать в своей жизни принципудао, т.е.

его поведение должно согласовыватьсяс природой человека и вселенной. Присоблюдении принципа дао возможнобездействие, недеяние, приводящее темне менее к полной свободе, счастью ипроцветанию.

Характеризуядревневосточную философию человека,отметим, что важнейшей чертой ее являетсяориентация личности на крайне почтительноеи гуманное отношение как к социальному,так и природному миру. Вместе с тем этафилософская традиция ориентирована насовершенствование внутреннего мирачеловека. Улучшение общественной жизни,порядков, нравов, управления и т. д.

связывается прежде всего с изменениеминдивида и приспособлением его кобществу, а не с изменением внешнегомира и обстоятельств. Человек самопределяет пути своего совершенствованияи является своим богом и спасителем.

Нельзя при этом забывать, что характернойчертой философского антропологизмаявляется трансцендентализм — человек,его мир и судьба непременно связываютсяс трансцендентным (запредельным) миром.

Философиячеловека Древнего Востока оказалаогромное влияние на последующее развитиеучений о человеке, а также на формированиеобраза жизни, способа мышления, культурныхобразцов и традиций стран Востока.Общественное и индивидуальное сознаниелюдей в этих странах до сих пор находитсяпод воздействием образцов, представленийи идей, сформулированных в тот далекийпериод.

1.2.Проблема человека в философии ДревнейГреции

АнтичнаяГреция положила начало западноевропейскойфилософской традиции вообще и философскойантропологии в частности. В древнегреческойфилософии первоначально человек несуществует сам по себе, а лишь в системеопределенных отношений, воспринимаемыхкак абсолютный порядок и космос.

Со всейсвоей природной и социальной средой,соседями и полисом, неодушевленными иодушевленными предметами, животными ибогами он живет в едином, нераздельноммире. Даже боги, также находящиеся внутрикосмоса, являются для людей реальнымидействующими лицами.

Само понятиекосмоса здесь имеет человеческий смысл,вместе с тем человек мыслится как частькосмоса, как микрокосм, являющийсяотражением макрокосмоса, понимаемогокак живой организм. Именно таковы взглядына человека у представителей милетскойшколы, стоящих на позициях гилозоизма,т.е.

отрицавших границу между живым инеживым и полагавших всеобщуюодушевленность универсума.

Поворот ксобственно антропологической проблематикесвязан с критической и просветительскойдеятельностью софистов и создателемфилософской этики Сократом.

Исходныйпринцип софистов, сформулированный ихлидером Протагором, следующий: «Меравсех вещей — человек, существующих, чтоони существуют, а несуществующих, чтоони не существуют».

В концепции софистовследует обратить внимание прежде всегона три момента:

— релятивизми субъективизм в понимании такихэтических феноменов, как благо,добродетель, справедливость и т.д.;

— в бытие как главноедействующее лицо они вводят человека;

— впервыепроцесс познания они наполняютэкзистенциальным смыслом и обосновываютэкзистенциальный характер истины.

Для Сократаосновной интерес представляет внутренниймир человека, его душа и добродетели.Он впервые обосновывает принципэтического рационализма, утверждая,что «добродетельесть знание».

Поэтомучеловек, познавший что такое добро исправедливость, не будет поступатьдурно и несправедливо. Задача человекакак раз и состоит в том, чтобы всегдастремиться к нравственному совершенствуна основе познания истины.

И, преждевсего, она сводится к познанию самогосебя, своей нравственной сущности и еереализации.

Всей своейжизнью Сократ старался реализоватьнравственный пафос своей философиичеловека, а сама его смерть, когда онради утверждения справедливостиотказался от жизни, явилась апофеозомего нравственной философии.

Демокрит -представитель материалистическогомонизма в учении о человеке. Человек,по Демокриту, — это часть природы, и, каквся природа, он состоит из атомов. Изатомов же состоит и душа человека. Вместесо смертью тела уничтожается и душа. Вотличие от такого вульгарно-материалистическоговзгляда на душу человека его этическаяконцепция носит более деликатныйхарактер.

Цель жизни, по нему, — счастье,но оно не сводится к телесным наслаждениями эгоизму. Счастье — это прежде всегорадостное и хорошее расположение духа- эвтюмия. Важнейшее условие ее — мера,соблюсти которую помогает человекуразум. Как утверждал Демокрит, «желатьчрезмерно подобает ребенку, а не мужу»,мужественным же человеком являетсятот, кто сильнее своих страстей.

В отличиеот Демокрита Платон стоит на позицииантропологического дуализма души итела. Но именно душа является субстанцией,которая делает человека человеком, атело рассматривается как враждебнаяей материя.

Поэтому от качества душизависит и общая характеристика человека,его предназначение и социальный статус.На первом месте в иерархии душ находитсядуша философа, на последнем — душа тирана.

Это объясняется тем, что душа философанаиболее мудра и восприимчива к знанию,а это и является главным в характеристикесущности человека и его отличия отживотного.

Человеческаядуша постоянно тяготеет к трансцендентномумиру идей, она вечна, тело же смертно.Это учение о двойственном характеречеловека оказало влияние на средневековоерелигиозное учение о нем.

В единстве ипротивоположности души и тела заключен,по Платону, вечный трагизм человеческогосуществования. Телесность ставитчеловека в животный мир, душа возвышаетего над этим миром, тело — это материя,природа, душа же устремлена в мир идей.

Позднее этот трагизм станет одним изсущественных моментов русской религиознойфилософской антропологии.

В концепцииАристотеля человек рассматриваетсякак существо общественное, государственное,политическое.

И эта социальная природачеловека отличает его и от животного,и от «недоразвитых в нравственном смыслесуществ», и от «сверхчеловека».

По этомуповоду он пишет, что «тот,кто не способен вступать в общение или,считая себя существом самодовлеющим,не чувствует потребности ни в чем, ужене составляет элемента государства,становясь либо животным, либо божеством».

Еще одинотличительный признак человека — егоразумность, «человеки есть в первую очередь ум». Такимобразом, человек, по Аристотелю, — этообщественное животное, наделенноеразумом. Социальность и разумность -две основные характеристики, отличающиеего от животного.

Источник: https://works.doklad.ru/view/kvmF3afhlOo.html

Философия человека

Концепции человека в философии

Философия человека, или философская антропология относится к разделу социальной философии. Человека нельзя понять без учета его многообразных социальных связей, постоянного изменения в процессе общественного развития.

В круге обсуждений философии был поставлен один из первых вопросов о человеке как о предмете философского анализа». Необходимо подчеркнуть, что эта проблема человека рассматривала его как уникального творения Вселенной, она лежит в основе «вечных» философских проблем, так как любая философская традиция в основе своего содержания имеет отношение человека к миру.

Философская антропология как раздел социальной философии

Еще мыслители и философы античности интересовались проблемой человека. В истории философии существовало много философских школ, и каждая из них поднимала вопрос о происхождении человека, его особенностях, смысле его существования, его способностях, возможности его усовершенствования и т.д.

Но единая систематическая теория человека появилась только в Новое время в философии. Особая значимость антропологии подчеркивалась в работах К. А. Гельвеция («О человеке») и И. Канта («Антропология»). Они определяли особую роль этой науки как для социальной философии, так и для философии в целом. 

И. Кант выделил четыре важных вопроса, на которые была обязана отвечать философия:

  • что я могу знать? 
  • что я должен делать? 
  • на что я могу надеяться? 
  • что такое человек? 

В результате постановки этих вопросов, философия сведет три первых вопроса к четвертому. Он также считал антропологию фундаментальной философской наукой, и что все остальные научные дисциплины в конце концов сведутся к ней.  
Особый интерес ученые проявляли к человеку в ХХ в. Этот период характеризуется ненадежностью и неопределенностью многообразия представлений о человеке. 

Основатель современной философской антропологии М. Шелер писал, что за последние 10 тыс. лет наша эпоха является первой, когда человек стал совершенно проблематичен. Проблематичность человека состояла в том, что он не знает, чем он является, при этом четко определяет, что не знает этого. 

В философии наметился так называемый антропологический поворот. В это время возникает тенденция обосновывать не только все знание, но и весь мир. Обоснование дается с позиции понимания человека. Антропологию выделили в отдельный раздел философии, при этом она стала еще и основополагающим разделом философии. 

Предпринимались настойчивые попытки не относить человека к центру мироздания, преодолеть «антропологический сон» и «антропологическое безумие». Был предложен объективный подход к знанию, к очищенной от человека онтологии.

Преувеличение значения философской антропологии и стремление устранить саму проблему человека из «объективной» философии создали крайние и неверные позиции.

Философская антропология является частью социальной философии. Она руководствуется простой мыслью, лежащей в ее основе. Философская антропология выдвигает человека в центр мироздания – только реализация упомянутого ранее «внутреннего» подхода к объектам, изучаемым науками об обществе, подхода, предполагающего преломление всего мира через изучаемые объекты. 

В изучении социальных явлений существует «внешний» подход. Он предполагает рассмотрения человека как одной из многих равноправных вещей, которые существуют в мире. Также при этом подходе человек не имеет отличий с подающим телом или расщепляющимся атомом.

Для реалистичной философской антропологии поставлена цель, согласно которой ей необходимо найти «золотую середину» между «внутренним» и «внешним» подходами к такому сложному социальному объекту, каким является человек.  

Неясность понятия «человек»

Понятие «человек» относится к типичным примерам содержательно неясного, или просто неясного, понятия. Хотя неточность данного понятия является не очень значительной, если она вообще есть. Круг людей резко очерчен. Нет сомнений и колебаний в том, кто является человеком, а кто нет. Особенно если отвлечься от вопроса происхождения человека, предыстории человеческого рода и т.п.

Но рассматривая это определение с точки зрения своего содержания, оно видится вполне неопределенным. Французский писатель П. Веркор, работая над своей книгой «Люди или животные», размещает такой эпиграф: «Все несчастья на земле происходят от того, что люди до сих пор не уяснили себе, что такое человек, и не договорились между собой, каким они хотят его видеть». 

Далее писатель подчеркивает, что человечество похоже на клуб для избранных, доступ в который весьма затруднен. И только мы можем решить, кого допускать в этот клуб. 

Какие признаки могут послужить основой для определения живого существа человеком? На что мы делаем упор, когда причисляем к классу людей одни живые существа и исключая из него другие? Кратко говоря, какие признаки формируются у нас в голове, говоря о понятии «человек»?

На данный вопрос не существует четкого ответа. Мы можем найти десятки и десятки разных определений человека.
Одним из самых старых и известных из них является определение человека как животного, который наделен разумом. Но здесь возникает другой вопрос. Что такое разум, которого лишено все живое, кроме человека?

Платону надоели эти споры о сущности человека, поэтому он определял человека как двуногое бесперое существо. Давая определение человеку, не обязательно раскрывать его сущность, для этого достаточно, чтобы оно позволяло отграничивать определяемый объект от всех иных. 

В спор с Платоном вступил Диоген Синопский. Он взял цыпленка и общипал его, затем бросил к ногам Платона, сказав: «Вот твой человек». Затем Платону пришлось сделать некоторые уточнения. Он описал человека как двуногое бесперое существо с широкими ногтями. 

Еще один философ дал такое описание человека как существо с мягкой мочкой уха. Но все эти определения ориентированы на сугубо внешние и случайные особенности человека и ничего не говорят о нем, по существу.

Французский сатирик Ф. Рабле описывал человека как животное, которое способно смеяться (у Аристотеля есть сходная характеристика). В этом Ф. Рабле поддержал французский философ А. Бергсон. Он подчеркивал отличительную особенность человека в способности к ионизации, смеху, и способности смешить других.

В каждой эпохе встречаются свои определения человека, они представлялись для своего времени наиболее глубокими.

Древние греки описывали человека как разумное животное, для христиан он был существом с бессмертной душой, для антропологов современности, человек определяется как животное, которое могло производить орудия труда.

В психологии человеком называют животное, которое может использовать язык, в этики – это существо с «чувством высшей ответственности», для теории эволюции – млекопитающее с громадным мозгом и т.д.

Особенности современного подхода к философии человека

Такое количество определений сущности человека и его отличительные особенности связано, конечно, с недостаточной ясностью содержания понятия «человек».

Если существует какой-либо объект, имеющий множество различных представлений о нем, его особенностях и сущности, есть единственное решение: обозначить два крайних полюса таких представлений и ограничить их общее пространство. В пределах этого пространства будет осуществляться анализ данного объекта. В дальнейшем, в процессе развития науки, последующие исследования позволят продвинуться далее и конкретизировать позицию. 

Этот подход применялся и ранее. Так, например, для понятия «общество» были выделены коллективистические, индивидуалистические и промежуточные между ними общества. На данный момент, данный подход может быть применим к анализу тех многообразных концепций философской антропологии, претендующих на описание особенностей человека.

Два полярных подхода к анализу природы человека просматриваются среди разнообразных современных подходов. Один подход относится к антропологическому истолкованию человека, а другой – социологическому, или социальному. 

Различные промежуточные определения человека можно поместить между этими двумя противоположными понятиями. Антропологическое понимание человека предполагает реализацию внутреннего похода к анализу социальных объектов, а социологическое истолкование описывает частный случай внешнего подхода к обществу.

Для закрытого, коллективистического общества характерно социологическое понимание человека, а для индивидуалистического, открытого общества – антропологическое понимание.
 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/sotsialnaja-filosofija/filosofija-cheloveka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.