Компоненты педагогического процесса

Структура и основные компоненты целостного педагогического процесса

Компоненты педагогического процесса

Структурные компоненты целостного педагогического процесса – это:

  • цель;
  • содержание;
  • формы;
  • деятельность учителя посредством педагогических задач, методов и средств;
  • деятельность учащегося, определяемая по личным целям, мотивам, средствам;
  • результат совместной деятельности учителя и ученика.

Педагогическое воздействие и взаимодействие характеризуются целью. Только тогда это можно рассматривать в качестве организованного и управляемого процесса.

педагогического процесса считается сложным и неоднозначным вопросом. Он имеет социальное значение, динамичность и большой массив накопленной человечеством культуры, уникальность, индивидуальность каждой личности, принимающей участие в данном процессе.

Структура педагогического процесса

Определение 1

Педагогический процесс подразумевает наличие взаимной деятельности учителя и ученика.

Деятельность учителя характеризуется целями, задачами, формирующимися на основе социальных требований образовательной системы.

Данные цели и задачи приобретают новые формы в профессиональном сознании педагога. Его методы, средства должны быть целесообразными, корректными и адекватными.

Деятельности обучаемого или детского коллектива присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы с разницей в том, что они считаются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя.

Учащийся применяет в процессе своей деятельности методы и средства, которые были предложены ему в процессе воспитания и социализации. При низком уровне опыта и знаний целесообразность и адекватность решаемых проблем также падает. Поэтому ответственность ложится взрослых и компетентных. Данный подход подразумевает частичное снятие ответственности с учащегося.

Ребенок в ответе за свои поступки пропорционально возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, сформированности к способности целеполагания.

Деятельность этих субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. Разные типы педагогики решают эту проблему определенными способами. Авторитарная педагогика рассматривает воздействие и специфику деятельности учащегося не как фокус для постоянного изучения и осмысления, поэтому имеются значительные расхождения между деятельностью учителя и ученика.

Гуманистическая педагогика говорит об осуществлении деятельности при наличии контакта с детьми, постоянного внимания к психофизическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения.

Для получения положительного результата организация педагогического процесса должна выглядеть в качестве работы взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.

Определение 2

Результат взаимодействия основных элементов целостного педагогического процесса – это система отношений и ценностей жизни в единении с деятельностью. Проявление сущности человека возможно только в его деятельности.

Процесс практической деятельности позволяет зарождаться отношениям, проявляться ценностной системе.

Такая система отношений и ценностей учащегося определяет его расположенность к себе, людям, миру, делает его всесторонне развитым, воспитанным, образованным при положительной ее направленности.

Рисунок 1

Процессуальная структура и основные компоненты педагогического процесса

Основные компоненты педагогического процесса – это:

  • эмоционально-мотивационный;
  • содеражательно-целевой;
  • организационно-деятельностный;
  • контрольно-оценочный.

Рисунок 2

Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса обладает эмоциональными отношениями между субъектами и мотивами их деятельности. Выделяют:

  • мотивы воспитанников;
  • мотивы воспитателей.

Формирование мотивов воспитанников должно быть в правильном направлении. Результативность педагогического процесса возможна при социально ценных и личностно значимых мотивах. Именно мотивы воспитателей, то есть эмоциональные отношения между ними, играют особо важную роль в педагогическом процессе.

Связывание общих, индивидуальных, частных целей воспитания, учебно-воспитательной работы проходит посредством содержательно-целевого компонента целостного педагогического процесса.

Цели воспитания наполнены определенным содержанием знаний, умений, навыков и отношений к действительности.

Это содержание получает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, обусловливается возрастом субъектов взаимодействия и особенностью педагогических условий.

Определение 3

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса – управление учебно-воспитательным процессом учителями. Иначе говоря, это создание определенной среды педагогами для формирования и развития личности ребенка, организация взаимодействия учителя и ученика.

Для достижения целей воспитания педагог должен обладать знаниями принципов учебно-воспитательной работы и профессиональными методами применения средств воспитания. Действенность этих средств и методов возможна при совместной деятельности учителя и учеников.

Определение 4

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса – это наличие контроля и оценки педагогами деятельности учащихся.

Она выражается при подведении итогов работы определенного этапа взаимодействия и уровня развития детей для разработки дальнейшей программы деятельности.

При помощи оценивания можно повлиять на деятельность личности. Контроль и оценка важны только для детей. При взаимодействии педагога с учащимися младшего возраста имеется множество оценочных моментов.

Особую значимость имеет самооценка своих успехов и недостатков.

Определение 5

Развитие способности умения объективно оценивать свою деятельность – основная задача и часть структуры педагогического процесса.

Контроль и оценка со стороны государства и общества несет более значимую роль. Важно наличие самоконтроля и самооценки учителем своего профессионализма, способности отслеживания его результатов и рефлексии в течение всего учебного процесса.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/struktura-i-osnovnye-komponenty-tselostnogo-pedago/

Целевой компонент педагогического процесса включает в себя систему правил и рекомендаций

Компоненты педагогического процесса

Для целостного воспитательного процесса важны целеполагание, определение содержания и формы деятельности педагога и ученика, конечный результат.

Основные компоненты педагогических процессов

С одной стороны педагог – специалист с соответствующим образованием, который выполняет госзаказ. С другой стороны – детский коллектив, в котором каждый воспитанник мотивирует свои действия не всегда осознаваемыми целями.

Основную ответственность в негативных ситуациях несёт педагог, потому что он должен уметь урегулировать конфликтные ситуации, решать педагогические задачи. В личностно ориентированной педагогике за поступки воспитанники наказываются с учётом возраста, индивидуальных особенностей.

Таких отличий от авторитарной педагогики можно найти множество.

Структура воспитателно-обучающего процесса состоит из:

  • содержательно-целевого компонента;
  • организационно-деятельностного компонента;
  • эмоционально-мотивационного компонента;
  • контрольно-оценочного компонента.

Все компоненты тесно взаимосвязаны друг с другом. Это единая система по достижению определённых педагогических целей в воспитании и обучении личности.

Общая характеристика компонентов процесса обучения

  • Содержательно-целевой компонент – это целеполагающий элемент системы. На первом этапе общество и государство ставят определённые цели перед учебными заведениями, для достижения которых разработаны специальные программы.

Занимательный и интересный учебный процесс

На основе госзаказа учитель формирует задание на весь период обучения, также имеются текущие цели при изучении раздела, темы, курса. На каждый урок определяется тема.

Есть требования образовательной программы в рамках ФГОС, которые ставят конкретные задачи перед учителем с учётом всех особенностей учащихся, уровня их подготовки, физического и умственного здоровья, а также материально-технической базы учебного заведения.

  • Организационно-деятельностный компонент процесса обучения – это совокупность форм, средств, методов, с помощью которых педагог добивается поставленных целей и задач.

Для конкретной педагогической ситуации существуют оптимальные методы решения. Только взаимодействие педагога и воспитанника приведёт к достижению поставленной цели.

Средствами педагогического взаимодействия являются УМК, технические средства обучения, кабинетные оборудования, совместная деятельность учащихся и педагогов в процессе обучения.

  • Эмоционально-мотивационный компонент направлен на формирование у воспитанников потребности учиться. Проявление интереса к учёбе формируется через положительные эмоции. Единство стимулирования и мотивации к обучению составляет суть целевого компонента в педагогике.
  • Контрольно-оценочный компонент. Результат процесса обучения выявляется в ходе оценивания степени усвоения изложенного материала. Контрольно-оценочная работа требует глубокого анализа промежуточных аттестаций, чтобы вовремя скорректировать процесс обучения при необходимости. Делается вывод, на какой стадии в достижении цели обучения находятся воспитанники.

Компоненты педагогических процессов, как системы

Процесс – это движение вперёд. Чтобы он происходил в правильном направлении, нужно знать конечный пункт назначения. В педагогическом процессе важно представлять конечную цель и она четко сформулирована в образовательных Стандартах.

Цель родителей – дать хорошее образование ребёнку или получить хороший аттестат. Цель ученика — получить достойное образование, закончить школу, получить документ с хорошими оценками. Для достижения положительных результатов необходимо сотрудничество и взаимодействие родителей, учеников, педагогов.

Не только качество знаний, но и качества личности сформулированы в образовательных Стандартах.

Контакт с учениками — главный компонент в работе

работы – это информативная часть которая определяет какие знания, умения и навыки должен получить воспитанник в стенах учебного заведения.

Поскольку любой ребенок может посещать несколько учебных заведений (школа, учреждение дополнительного образования, индивидуальное обучение), то здесь важна слаженная работа всех структур, включая семейное воспитание.

Результат – итог воздействия на объект системного педагогического процесса. Результат в обучении – это хорошее усвоение школьной программы, в воспитании – формирование культурной личности, востребованной в обществе.

Единство преподавания и обучения

Преподаватель и ученик должны находиться в тесном сотрудничестве во время учебного процесса. Для этого инициатива должна исходить со стороны более зрелой и компетентной стороны – от учителя.

Разнообразные формы и методы работы, личный авторитет, умение заинтересовать предметом, личностная ориентация преподавания, креативность, глубокие знания в предмете станут инструментами в достижении хороших результатов.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/tselevoj-komponent-pedagogicheskogo-protsessa-i-ego-struktura.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.