Классификация правоохранительных органов

Правоохранительные органы

Классификация правоохранительных органов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………………2

Заключение……………………………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………………………….31

ВВЕДЕНИЕ

     Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни.

Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции — таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

      Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.

Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию.

Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

     Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении.

Для этого государством создаются специальные органы, которые будут охранять право от посягательства, нарушений, злоупотреблений.

Основная задача этих органов — правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и наименование этих органов — правоохранительные органы.

I. СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

     Во все исторические периоды государство как институт права и форма организации публичной власти выступало в качестве регулятора отношений субъекта с обществом, санкционировав для этих целей структурно взаимосвязанную систему правоохранительных органов, являющуюся частью механизма государственного аппарата, которая представлена в настоящее время следующими правоохранительными органами:

     — правоохранительными органами внутренней безопасности (МВД, ФСБ);

     — правоохранительными органами внешней безопасности (СВР, ГРУ);

     — специальными службами (ФСО, ФСНП, ФПС, МЧС, внутренние войска, таможенные органы);

     — прокуратурой;

     — органами юстиции;

     — органами, осуществляющими правосудие (Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные и военные суды);

     — адвокатурой;

     — нотариатом;

     — частными детективными и охранными подразделениями.

     В современной юридической литературе, под правоохранительными органами понимаются специальные государственные органы, основной функцией которых является охрана и обеспечение конституционной законности, правопорядка и защита национальных интересов и безопасности Российской Федерации; защита прав и законных интересов человека и гражданина, а также раскрытие и расследование преступлений и правонарушений в области экономической, финансовой, налоговой и таможенной сферах. Под системой правоохранительных органов понимается, таким образом, определенный способ правовой организации общества в виде совокупности взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны права путем применения соответствующих санкций, распространяющихся на всех членов общества и опирающиеся в необходимых случаях на меры принуждения и насилия. Юридическое понятие «система правоохранительных органов» логически более широкое понятие, чем понятие правоохранительная система, которая представляет собой совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспеченных Конституцией РФ и Федеральными Законами, обеспечивающих права и свободы человека, защиту жизни, собственности, здоровья, чести и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств.

     По своему содержанию правоохранительная деятельность многофункциональна и характеризуется специфическими признаками:

     — правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами, а в отдельных случаях в установленной законом процессуальной форме;

     — правоохранительную деятельность могут осуществлять только специальные органы, уполномоченные государством; лица, состоящие на службе в этих органах и имеющие специальную подготовку;

     — не воспрепятствование законной деятельности сотрудников правоохранительных органов недопустимо и влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

     — решения правоохранительных органов, основанные на законе, подлежат выполнению любыми должностными лицами гражданами.

     По своему юридическому содержанию правоохранительная деятельность многофункциональна и охватывает целый ряд направлений (функций), каждому из которых соответствует определенный вид правоохранительной деятельности: охрана конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства, прав и свобод личности, общественного порядка и обеспечение общественной, государственной и экономической безопасности государства, выявление и расследование преступлений, прокурорский надзор за исполнением законов РФ, судопроизводство (уголовный процесс), судебная защита и исполнение судебных решений.

    Основы деятельности системы правоохранительных органов определяется системой юридических правовых норм, в которых контрастно выделяется правоохранительная функция, а правоохранительные органы появляются на определенном этапе, когда имеет место нарушение правовых норм и возникает необходимость применения соответствующих санкций.

Кроме того, деятельность правоохранительных органов облачена в правовую форму и характеризуется специальными специфическими методами и принципами, конституированными в процессуальной форме в УПК РФ, Кодексе об административных правонарушениях, в выполнении задач по обеспечению законности и правопорядка, борьбе с преступностью, административными, налоговыми и другими правонарушениями в строгом соответствии с законом, отступление от которых или их нарушение само по себе недопустимо и может явиться правонарушением, влекущим последующую дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Таким образом, характер правоохранительной деятельности является сугубо государственным и определяется сущностью государства, которое санкционирует правовые нормы, формы и юридические методы правовой охраны общественных интересов, а также диапазон прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, будучи тесно связанными с историческим развитием государства, модернизируются и эволюционируют правовые органы в системе правоохранительных органов РФ, совершенствуются правовые основы, а также методы и способы правоохранительной деятельности.

1.1 Источники права о правоохранительных органах

     В иерархии источников права о правоохранительных органах главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить.

В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.

     Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений.

Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции.

Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

     Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».

     Еще более низшую ступень занимают указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указами Президента РФ, например, утверждены положения о милиции общественной безопасности, о ФСБ, о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

     К нормативной базе относятся также постановления Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Правительством РФ утверждено, к примеру, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.

     Нормативный характер носят ведомственные акты — приказы, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.

     Особую группу в системе нормативной базы составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией.

Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство Российской Федерации, но некоторые имеют и самостоятельное значение.

К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями других государств.

1.2 Функции правоохранительных органов

     Функции правоохранительных органов — это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию.

Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

     Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

     Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой.

Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

     Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

     История развития правоохранительных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами.

Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ.

Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием.

1.3 Задачи правоохранительных органов

Источник: https://www.freepapers.ru/49/pravoohranitelnye-organy/280245.1821625.list1.html

Правоохранительные органы РФ. Суд, адвокатура, нотариат, ФСБ, ФСО, таможня и др.. урок. Обществознание 7 Класс

Классификация правоохранительных органов

Идеальным обществом была бы такая организационная структура, в которой все люди сами исполняли бы законы, но пока это невозможно. Люди не настолько совершенны, чтобы они не нарушали закон, и, естественно, государству нужны органы, которые бы следили за исполнением законов или предотвращали противоправные действия граждан.

В систему правоохранительных органов входит очень много организационных структур: суды РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел (полиция), таможня и др. организации.

ФСБ

Федеральная служба безопасности (рис. 1) – одна из самых старых организаций, осуществляющих правозащитную и правоохранительную деятельность в России. ФСБ много раз структурировалась и по-разному называлась: НКВД, КГБ, в царское время – жандармерия.

Основной работой этой организации является контрразведка (защита государства от шпионских акций иностранных государств), борьба с терроризмом, защита государственных интересов в самых разных областях. Угроз у государства может быть много, и их достаточно сложно структурировать.

До недавнего времени для государства не существовало такой угрозы, как кибертерроризм, потому что не было Интернета, теперь это объективная и конкретная угроза, которой противостоит ФСБ.

Готовят будущих сотрудников данной организации в специальной академии ФСБ, она находится в Москве и в 2011 году отмечала свое 90-летие.

Там обучают специалистов разного уровня и разной направленности: контрразведка, шифровальное дело, переводчики (это отделение считается одним из самых сильных во всем мире). ФСБ имеет свои структурные подразделения почти во всех городах России. Почти во всех государствах мира существуют подобные структуры, например в США это Федеральное бюро расследований (ФБР).

Рис. 1. Сотрудники ФСБ (Источник)

Кроме правоохранительных органов в состав организаций по контролю над законностью входят адвокатура и нотариат. Они не относятся к правоохранительным органам непосредственно, потому что не занимаются правоохранительной деятельностью. Адвокатура занимается защитой и представлением интересов российских граждан в судах.

Если права граждан ущемлены или если к человеку государство, в лице определенных органов, предъявляет какие-то претензии, человек может обратиться к адвокату, который будет его законным представителем в судах.

Адвокаты, защищая интересы граждан, защищают закон, но не являются правоохранительными органами в прямом смысле слова.

Нотариус фиксирует те или иные правовые акты, документы. Он свидетельствует о том, что заключена та или иная сделка, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества (рис. 2).

Рис. 2. Нотариус (Источник)

ФСО

Тесно связана с ФСБ Федеральная служба охраны. Это специальное подразделение, которое занимается охраной высших должностных лиц государства. ФСБ и ФСО – схожие службы, а в прошлом они входили в единый Комитет государственной безопасности.

Сотрудники ФСО охраняют не только первых лиц государства, они также занимаются охраной объектов государственного значения и иностранных делегаций, которые приезжают в РФ. Подготовка сотрудников осуществляется тоже в специальной академии, где молодые люди готовятся по разным специальностям: охрана первых лиц, радиообеспечение и т. д. Подобные структуры тоже есть в различных странах мира.

В США есть Специальная служба охраны президента, занимающаяся еще и контрразведкой и конкурирующая с ЦРУ и ФБР. ФСО таких функций не выполняет.

Реформы в сфере правоохранительных органов затронули, в первую очередь, нотариат. Ставится вопрос о передаче этой организации полномочий по выдаче заграничных паспортов. Эта функция является трудоемкой и длительной по времени. В Советском Союзе граждане мало ездили за границу, так как государство было более закрытым.

Сейчас Россия глубоко интегрирована в мировое сообщество, граждане РФ выезжают за границу не только посмотреть мир, но и работать, покупать там имущество, недвижимость. Интеграционные процессы, которые запущены в мире, неизбежно приводят к постоянному перемещению граждан.

Проблема с загранпаспортами будет решена, если эти функции будут переданы нотариату.

Существуют и другие организации, занимающиеся правоохранительной деятельностью: частные охранные предприятия (рис. 3) и детективные агентства.

Такие организации занимаются охраной частных, а иногда и государственных объектов. Они следят за тем, чтобы не было нарушений общественного порядка.

Поскольку они занимаются правоохранительной деятельностью, хотя и являются частными организациями, должны выполнять свои функции в рамках закона.

Рис. 3. Частная охрана (Источник)

Таможня

Федеральная таможня – это правоохранительная служба, которая занимается защитой государства по его границам. Таможенники являются первым барьером на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар для продажи в РФ.

Таможенники занимаются сбором государственных пошлин из ввозимых товаров, которые облагаются специальным государственным налогом.

Если бы ввозимые товары не облагались таким налогом на территории РФ, они бы стоили дешевле, но тогда российские товары такого же качества, могли бы не выдержать конкуренции, а это означало бы потерю рабочих мест для российских рабочих. Вследствие этого социальная напряженность в стране могла бы возрасти.

Для того чтобы защитить отечественного производителя, страна проводит политику протекционизма, политику поддержки российского производителя. Таможня является одной из старейших организаций. Вплоть до времен Петра І в стране существовала и внутренняя таможня. При пересечении границы одного района с другим, любой купец должен был заплатить налог.

Частная детективная деятельность осуществляется специальными организациями, агентствами или отдельными лицами, имеющими специальную лицензию. Нельзя заниматься правоохранительной деятельностью, не будучи специально подготовленным человеком.

Никто не может организовать детективное или охранное агентство, не имея на это определенных прав. Как правило, люди, работающие частными сыщиками, имеют юридическое образование, служили в вооруженных силах или работали в правоохранительных органах.

Человек, работающий в этой сфере как частное лицо, должен уметь хранить тайну, поэтому такая деятельность лицензируется государством.

Рис. 4. Курсанты полиции (Источник)

На данном основном уроке шла речь об органах занимающихся лишь косвенно правоохранительными функциями, на следующем уроке пойдет речь о правоохранительных органах занимающихся такой работой непосредственно: полиции (рис. 4), прокуратуре, судах.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 7. – М.: Просвещение.
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. – М.: Дрофа.
  3. Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Николаева А.А. и др. Обществознание 7. – М.: Баллас.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. E-college.ru (Источник).
  2. Piter-press.ru (Источник).
  3. Be5.biz (Источник).

Домашнее задание

  1. Запишите краткую характеристику основных правоохранительных органов РФ.
  2. Составьте 3 теста на тему правоохранительных органов России.
  3. Составьте небольшой список последних новостей, связанных с ФСБ или ФСО, используя интернет-ресурсы.
  4. * На основе ваших исторических знаний и материала урока, проведите исследование: какие функции правоохранительных органов являются самыми важными на ваш взгляд? Подумайте, насколько эффективны те или иные структуры этих органов, с помощью чего можно было бы улучшить их эффективность?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/7-klass/chelovek-i-zakon/pravoohranitelnye-organy-rf-sud-advokatura-notariat-fsb-fso-tamozhnya-i-dr

Понятие и признаки правоохранительных органов

Классификация правоохранительных органов

Понятие правоохранительных органов тесно связано с термином «правоохрана». Между тем, правоохрана рассматривается в 2-х аспектах.

Понятие «нрав» и «права человека»

Определение 1

Нрав – это совокупность важнейших правил поведения, установленных государством и охраняемых от нарушений посредством специальных мер воздействия.

Но есть и другая категория.

Определение 2

Права человека – это возможности личности поступать по собственному усмотрению во всех ситуациях, в которых отсутствует прямой законодательный запрет.

Суть деятельности правоохранительных органов

Так как в статье 2 Конституции России провозглашается приоритет прав и свобод личности, а государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, то правоохранительная деятельность, прежде всего, ориентирована на обеспечение прав личности. Однако конкретизированная законодательная регламентация отношений, образующихся между государством, с одной стороны, и личностью/обществом – с другой, порождает необходимость соблюдать и охранять соответствующие правовые положения.

Потому правоохрана в России протекает по 2-м направлениям:

  • охрана прав личности;
  • охрана закрепленных в законодательстве правовых предписаний.

Причем 1-е направление находится в приоритете, а 2-е обладает социальной значимостью только тогда, когда эта деятельность не нарушает права и свободы человека и гражданина.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только правоохранительными органами в общем, но и их руководителями, которые в процессе правовых отношений образуют весь орган, а также подчиненными им должностными лицами, обладающими определенными полномочиями.

В случае нарушений, допускаемых при осуществлении деятельности правоохранительных органов, ущерб возмещается лицу в полной мере вне зависимости от вины конкретного должностного лица, а в дальнейшем это должностное лицо привлекается к различной юридической ответственности.

Вывод 1

Так, несмотря на то что под правоохранительным органом понимается коллективное образование, в случае нарушения законодательных положений несет ответственность как орган в целом, так и конкретные должностные лица, виновные в нарушении личностных прав.

Отсюда вытекает следующее определение.

Определение 3

Правоохранительные органы являются государственными органами или негосударственными образованиями, осуществляющими правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе общества и страны от противоправных посягательств и остальных правонарушений.

Признаки правоохранительных органов

Из приведенного выше определения вытекают признаки, характеризующие правоохранительные органы как особую составную часть механизма регулирования социальных отношений:

  1. Правоохранительные органы созданы для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательством. Первоначально государство самостоятельно устанавливает, какие сферы деятельности необходимо охранять со стороны специализированных структур и согласно этому создает систему правоохранительных органов. Название этого органа вместе со структурой отражены в действующем законодательстве (обычно на уровне федеральных законов). Помимо этого, в законе либо других нормативно-правовых актах описываются главные направления в его деятельности вместе с конкретными полномочиями, которые орган имеет право применять непосредственно либо с помощью собственных должностных лиц.

Что касаемо полномочий, то для конкретных правоохранительных органов они устанавливаются по-разному. Если речь идет о «силовых структурах», то применительно к ним актуально правило: «Разрешено только то, что прямо закреплено в законодательстве».

Иначе говоря, используя свои полномочия, они обладают возможностью ограничивать права и законные интересы лица лишь тогда, когда это напрямую предписано в законодательных актах, и только в том объеме, который вызван истинными обстоятельствами и подтверждается конкретными основаниями.

Если же правоохранительный орган призван охранять именно права и свободы человека и гражданина, тогда при реализации собственных полномочий он имеет право использовать любые возможности, кроме прямо закрепленных законодательством.

  1. К правоохранительным органам относятся государственные структуры, а также и негосударственные формирования. Так как в России множество аспектов социально ориентированной деятельности прописано в законе, многие правоохранительные органы созданы государством, и естественно они относятся к категории государственных. Между тем, это не исключает необходимость и целесообразность существования негосударственных правоохранительных структур, к примеру, адвокатуры. Являясь одним из важных институтов в гражданском обществе, адвокатура реализует права и свободы личности, а также осуществляет социальный контроль над государственным механизмом.
  2. суть деятельности правоохранительных органов состоит в охране и защите прав и законных интересов лиц как физических, так и юридических. Несмотря на первоначальное сходство терминов «охрана» и «защита», они на самом деле имеют определенные отличия.

Определение 4

Охрана – это деятельность, которая обеспечивает недопущение нарушений законодательства и тех положений, непосредственно в законе не закрепленных, но вытекающих из его содержания и гарантируемых на федеральном/муниципальном уровнях.

Определение 5

Под защитой подразумеваются активные действия правоохранительных органов, направленных на дальнейшее восстановление нарушенных в прошлом прав.

Причем неважно, кем конкретно данные права нарушены, – государственным органом, должностным лицом, общественным объединением либо же другим физическим лицом. Имеют место такие ситуации, когда одним правоохранительным органам приходится защищать права и законные интересы личностей, нарушенные иными правоохранительными органами.

Пример 1

Прокуратура защищает права, нарушенные ОВД либо вышестоящий правоохранительный орган защищает права и законные интересы личностей, которые нарушил нижестоящий орган этой же ветви органов (суд вышестоящей инстанции отменяет решение суда нижестоящей инстанции).

  1. Органы правоохранительной власти действуют строго в рамках своей компетенции. Даже при наличии весьма существенных полномочий у какого-либо правоохранительного органа он не вправе совершать любые действия и принимать абсолютно любые решения. Организуя работу различных правоохранительных органов, государство вырабатывает механизм сдержек и противовесов. Потому выход правоохранительных органов за границы имеющихся полномочий нарушает права и законные интересы отдельных личностей, а также посягает на стабильность национального механизма в целом.
  2. Органы правоохранительной власти действуют независимо друг от друга. Нет такого отдельного правоохранительного органа, который находился бы в приоритетном или подчиненном положении по отношению к другому правоохранительному органу. Если же в определенный правоохранительный орган граждане могут обращаться с жалобой на действия/бездействие и решения иного органа (например, в суд), это не значит, что данный орган имеет право напрямую вмешиваться в деятельность иного органа и проводить постоянный текущий контроль.
  3. Органы правоохранительной власти в процессе осуществления своей деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Являясь независимыми и обладая конкретными сферами компетенций, правоохранительные органы объединяют собственные усилия для решения общих социально ориентированных задач. Есть разнообразные формы взаимодействия, к примеру, проведение общих проверок, взаимодействие в процессе расследования преступлений, деятельность координационного совета в борьбе с преступностью и пр. Но так или иначе, взаимодействие не должно посягать на независимость отдельных правоохранительных органов и ограничивать сферу компетенции и его функций.

Вывод 2

Так, вышеописанные признаки характеризуют правоохранительные органы, как важнейшую составную часть государственного механизма, что позволяет им обеспечивать надлежащую охрану и защиту прав и свобод личности, физических и юридических лиц, общества и государства в целом.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/ponjatie-pravoohranitelnyh-organov/

Тема 21. Правоохранительные органы. Судебная система

Классификация правоохранительных органов

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

2. Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

3. Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности.

Классификация правоохранительных органов РФВиды правоохранительной деятельности
  • Конституционный Суд РФ;
  • Конституционные суды республик РФ
конституционный контроль
Суды общей юрисдикцииправосудие
Министерство юстиции РФорганизационное обеспечение деятельности судов
Прокуратура РФ
  • прокурорский надзор;
  • выявление и расследование преступлений
Органы внутренних делвыявление и расследование преступлений
Адвокатураоказание юридической помощи и защита по уголовным делам
Министерство внутренних дел РФнепосредственное обеспечение правопорядка в стране

4. Основные функции правоохранительных органов:

  • охрана государственного и общественного строя;
  • укрепление законности и правопорядка;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

5. Основные правоохранительные органы РФ

Название органаЕго сущностьСтруктураОсновные направления деятельности
Прокуратура РФЕдиная централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов— Генеральная прокуратура РФ.— Прокуратуры субъектов РФ.— Военные и специализированные прокуратуры.— Прокуратуры городов и районов— Надзор за исполнением законов— Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.— Уголовное преследование в соответствии с полномочиями.— Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.— Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя.— Опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.— Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом

Министерство внутренних дел РФФедеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности— Служба криминальной милиции.— Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.— Служба милиции общественной безопасности.— Следственный комитет.— Федеральная миграционная служба.— Служба собственной безопасности.— Внутренние войска и др.— Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.— Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность).— Обеспечение исполнения уголовных наказаний.— Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками.— Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности.— Совершенствование работы с кадрами органов внутренних дел.— Развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск
Министерство юстиции (Минюст) РФФедеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти— Центральный аппарат.— Территориальные органы и учреждения Минюста РФ.— Территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.— Учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации и др.)— Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.).— Создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов.— Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти.— Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.— Организация и развитие системы юридических услуг.— Повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции.— Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан.— Организация уголовно-исполни­тельной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы

Источник: http://humanitar.ru/page/ch6_21

Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов

Классификация правоохранительных органов

Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель – это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.

Терминология

Давайте ознакомимся с несколькими определениями:

  1. Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
  2. Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.

Классификация

Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:

  1. Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
  2. Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
  3. Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
  4. Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
  5. Органы внутренних дел. Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
  6. Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
  7. МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.

Функции

Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:

  1. Охранять государственный и общественный строй.
  2. Укреплять законность и правопорядок.
  3. Защищать права и свободы гражданина и человека.
  4. Бороться с преступностью.
  5. Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.

Вот главные функции правоохранительных органов.

Основные субъекты системы

Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:

  1. Прокуратура.
  2. МВД.
  3. Министерство юстиции.

Прокуратура

Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве основных направлений деятельности можно привести следующее:

  1. Надзор за выполнением законов.
  2. Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
  3. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
  4. Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
  5. Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
  6. Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
  7. Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.

Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.

Министерство внутренних дел

Является федеральным органом исполнительной власти. Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также Министерство внутренних дел занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. Министерство внутренних дел выполняет такие задачи правоохранительных органов:

  1. Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
  2. Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
  3. Следит за миграционными потоками.
  4. Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
  5. Занимается руководством внутренними войсками.
  6. Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
  7. Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.

Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.

Министерство юстиции

Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
  2. Создание условий для функционирования судов.
  3. Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
  4. Развитие системы предоставления юридических услуг.
  5. Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
  6. Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
  7. Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.

Судебная власть

Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:

  1. Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
  2. Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
  3. Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.

Проблемы правоохранительных органов

Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов).

Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня.

В неё на данный момент времени входят такие направления:

  1. Выборы.
  2. Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
  3. Инициативы граждан.

Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, – тоже не редкость.

Существуют значительные проблемы с системой судов. Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов оправдательных приговоров в мире.

Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства.

Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых – в тюрьме.

Заключение

Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать).

Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур.

Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.

Источник: https://FB.ru/article/248740/chto-takoe-pravoohranitelnyie-organyi-obschaya-harakteristika-pravoohranitelnyih-organov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.