Избирательная система РФ

Избирательная система современной России

Избирательная система РФ

Определение 1

Широкое толкование: установленный в той или иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов, который включает:

  • закрепленную в законодательстве систему органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельность политических органов, других субъектов правоотношений (на различных стадиях или этапах выборов)
  • способ установления результатов выборов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов ания избирателей.

Определение 2

Узкое толкование:исключительно закрепленный в законодательстве той или иной страны способ установления результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов ания.

Из приведенных понятий можно сделать вывод о двойственной природе избирательной системы: с одной стороны она рассматривается как некая совокупность мероприятий по организации, в которую входят мероприятия по организации избирательных участков, определения результатов ания, а также распределения мандатов; а с другой стороны основное внимание направлено на финальную стадию выборов – ание и определение результатов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы избирательных систем

Тип избирательной системы варьируется и определяется тем, голосует ли гражданин за конкретного кандидата (кандидатов), или за партию (список кандидатов), а также тем, какие правила (методы) используются для перевода полученных избирателей в мандаты. Существенное значение имеет и так называемая «величина» избирательного округа (одномандатный, многомандатный, единый).

  • Пропорциональная. (предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством , поданных за каждый список.Для распределения вычисляется избирательная квота — необходимое число избирателей для получения одного мандата. Для этого общая сумма , поданных за все списки, делится на число мандатов по избирательному округу. Затем сумма , полученных каждым списком, делится на квоту, целая часть будет соответствовать числу полученных мандатов.

Рисунок 1.

  • Мажоритарная(избранным считается кандидат, получивший установленное большинство избирателей по избирательному округу, где он баллотируется)

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Избирательная система в Российской Федерации

В Российской Федерации применяются оба вида избирательных систем, что, на наш взгляд, обуславливается применением принципа федерализма.

Пропорциональная система в России применяется на выборах 1\2 депутатов Государственной Думы РФ, часть депутатов региональных парламентов, может применятся и на местных выборах.В данном случае вся территория страны становится единым избирательным округом.

От каждой политической партии выдвигается не один кандидат, а списки кандидатов, за один из которых должен проать один избиратель. Победа на выборах в данном случае определяется путем определения списка, набравшего большее число .

Списки, набравшие менее 5% избирателей, не учитываются при данном подсчете.

При явном удобстве применения, данная система имеет некоторые недостатки: связь депутатов с избирателями крайне слаба, в связи с чем может происходить включение в списки малоквалифицированных и никому не известных кандидатов, наряду с теми, кто уже на слуху. К достоинствам данной системы можно отнести демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия.

Мажоритарная система в Российской Федерации применяется на выборах половины депутатов Государственной Думы. Реализуется этио следующим образом:

  • вся территория Российской Федерации разделяется на 225 одномандатных округов,
  • кандидаты выдвигаются партиями или путем самовыдвижения.
  • избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число избирателей.

Замечание 1

Говоря о мажоритарной избирательной системе, следует отметить, что она используется в основном при выборах законодательных органов местного самоуправления и государства.

Однако при проведении выборов в представительные органы власти у электората иногда возникают упреки в адрес государства по той причине, что при определении границ округов, как правило, необходимо учитывать количество избирателей, проживающих на соответствующей территории, что ставит территориальные параметры округа в зависимость от уровня плотности населения, который не всегда равномерен на всей территории государства.

В случае же с пропорциональной избирательной системой, избирательными округами обычно является не отдельная часть территории, а государство в целом или его отдельный субъект.

Также проблемным вопросом в отношении выбора наиболее приемлемой избирательной системы является установление минимального порога явки избирателей, хотя нельзя сказать, что данный критерий будет являться обязательным для, например, пропорциональной правовой системы.

Ее существенной характеристикой, отраженной в законодательстве большинства государств, применяющих данную систему, является наличие так называемого электорального барьера, или «избирательного метра», — установленного в процентном отношении от общего числа минимального показателя, достижение которого выступает в качестве основания допуска партии, выдвинувшей список кандидатов, к распределению мандатов в соответствующем представительном органе.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/osobennosti_izbiratelnoy_sistemy/izbiratelnaya_sistema_sovremennoy_rossii/

Избирательная система в РФ

Избирательная система РФ

Избирательная система – особый политический институт,характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяетсясоотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается илиизымается их легитимность.

Избирательная система посредством выборов позволяетсформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества вформировании государственных органов власти.

Успешное проведение выборов ипризнание большинством общества их результатов – важный признак данногообщества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.

Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательноеправо и избирательный процесс.

Избирательное право представляет собой комплекс правовыхнорм о порядке выборов,  который включает политическое право граждан избирать(активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательныезаконы и иные акты, регулирующие процесс выборов.

Избирательный процесс каккомплекс действий в организации и осуществлении выборов являетсяпрактически-организационным компонентом избирательной системы, базируется наизбирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемыхэтапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков,формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, ание иустановление его результатов).

В практике современных демократических государств существуютобщенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органырегиональной власти и местного самоуправления.

Типы избирательных систем

В современной России в зависимости от формируемого уровнявласти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательныесистемы.

(1) мажоритарная избирательная система основана на принципебольшинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство.

Большинство может быть абсолютным (50% + 1голос) иотносительным (больше, чем у соперника).

Мажоритарная система абсолютногобольшинства,  если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство, предполагает второй туров ания, куда проходят два кандидата,набравшие относительное большинство .

Президент России избирается по мажоритарной системеабсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы. В 2012 г. согласно Федеральному законуот 2 мая 2012 г.

№ 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и Федеральномузакону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации» были возвращены прямые выборы главрегионов РФ. 2 апреля 2013 г.

по инициативе президента В.В. Путина в Закон быливнесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборысвоих глав анием в парламенте по нескольким кандидатурам.

(2) пропорциональная избирательная система предполагаетраспределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных навыборах по партийным спискам: каждая партия получает строгоопределенное число мест в парламенте, которое складывается из количествамандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.

В России такая система работала при формированииГосударственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы. 

Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, накоторых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательныйбарьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки ивозможность ать «против всех»; партиям было запрещено объединяться впартийные блоки.

Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, накоторых партии набравшие от 5 до 6 % , получали по одному мандату впалате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партийне смогла показать подобный результат.

В то же время все четыре партии, которыебыли представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «ЕдинаяРоссия»,  Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VIсозыва.

При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.

(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательнаясистема предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретныйорган власти.

В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единомуфедеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатнымокругам (мажоритарная система относительного большинства).

Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешаннойсистеме:  одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатнымокругам по мажоритарной системе относительного большинства,  вторая половина –по единому избирательному округу по пропорциональной системе с  5 % барьером.

На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одногоизбирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округовбудет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно действующему законодательству, прошедшие впарламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов навыборах президента России.

При этом все партии, получившие на выборах не менее3 % , будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямойдопуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные(представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которыесостоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходовза прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время доследующих выборов.

Единый день ания

Особенность избирательной системы в конкретной странекасается также дня ания.

Как правило,  применяются два основных подходапри назначении дня ания – либо выборы назначаются на любой день (обычно,выходной), когда истекают полномочия соответствующего органа или должностноголица (в случае досрочного прекращения полномочий существует отдельнаяпроцедура, установленная конституцией и законами страны),   либо единыйдень ания.

Например, в СССР выборы в Советы народных депутатов (кромеВерховного совета СССР) проходили одновременно – в марте. В постсоветскойРоссии выборы различного уровня не были синхронизированы. В результате в странесложилась ситуация «перманентных выборов» – практически, каждое воскресенье вкаком-либо из регионов проводились выборы регионального или местного уровня.

В 2004 г. в избирательное законодательство были внесеныизменения, в соответствии с которыми введен единый день ания на выборахрегионального и местного уровней – первое или второе воскресенье марта.

Приэтом в некоторых случаях допускалось назначение выборов на первое или второевоскресенье октября либо синхронно с выборами в Государственную Думу, а висключительных случаях – на любой день.При этом выборы Президента России,начиная с 2000 г., проходили в марте. А выборы в Государственную Думу, начинаяс 1993 г. – в декабре.

При этом они не были жестко привязаны к единому днюания. Эти сроки могли  смещаться в случае досрочного прекращенияполномочий Президента России или роспуска Государственной Думы.

C 2013 г. выборы  проводятся во второе воскресенье сентября.14 сентября 2014 г. прошли выборные кампании различного уровня, включая выборыглав 30 субъектов РФ (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатовзаконодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ.

  13 сентября2015 г.проведены выборы различного уровня, включая выборы глав субъектов РФ (10очередных, включая выборы через парламенты субъектов, и 14 досрочных) и выборыдепутатов законодательных органов государственной власти в субъектах РФ.

Однакотакая практика (ание в воскресенье в начале сентября) показывает, что вэто время года многие избиратели физически не доходят до избирательныхучастков, так как многие еще отдыхают. Поэтому возникла необходимостькорректировки единого дня ания.

В настоящий момент этот вопрос активнообсуждается в законодательных и исполнительных органах власти  РФ.

Источник: http://xn----ptblgjed.xn--p1ai/node/3012

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.