История гуманитарного права

Женевские конвенции: основа международного гуманитарного права

История гуманитарного права

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права — отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия.

Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых «серьезных нарушений». Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г

Первая Женевская конвенция защищает раненых и больных солдат во время войны на суше

Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг.

В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы.

В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Вторая Женевская конвенция защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море

Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции.

В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда.

В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Третья Женевская конвенция применяется к военнопленным

Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II.

Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования.

Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории

Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны.

Конвенция состоит из 159 статей. В ней содержится короткий раздел, относящийся к общей защите населения от определенных последствий войны, но не касающийся ведения военных действий как такового, — оно будет позже рассмотрено в Дополнительных протоколах 1977 г.

Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории.

Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории.

В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами.

Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы.

Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

  • Она требует гуманного обращения со всеми лицами, находящимися в руках неприятеля, без какого-либо неблагоприятного различия. Она особо запрещает убийство, нанесение увечий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников и отсутствие надлежащего судебного разбирательства.
  • Она требует, чтобы раненых, больных и потерпевших кораблекрушение подбирали и оказывали им помощь.
  • Она дает МККК право предлагать свои услуги сторонам в конфликте.
  • Она призывает стороны в конфликте ввести в действие все или часть положений Женевских конвенций путем специальных соглашений.
  • Она признает, что применение этих норм не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте.

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?

Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г.

были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны.

Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.
В 2007 г.

был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

Источник: https://www.icrc.org/ru/document/zhenevskie-konvencii-osnova-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava

Гуманитарное право: понятие, источники нормы и основные принципы

История гуманитарного права

Международное гуманитарное право (далее — МГП) руководствуется соображениями человечности, гуманизма и смягчения человеческих страданий.

Оно включает в себя набор правил, установленных договором или обычаем, направленным на защиту лиц и имущества, которые затронуты (или могут быть затронуты) вооруженным конфликтом, и ограничивает права его сторон использовать методы и средства ведения войны по их выбору.

МГП включает Женевские и Гаагские конвенции, а также последующие договоры, прецедентное право и обычное международное право. Оно определяет поведение и ответственность воюющих сторон, нейтральных стран и отдельных лиц, участвующих в военных действиях, в отношении друг к другу и к защищенным лицам — как правило, некомбатантам.

Гуманитарное право призвано сбалансировать соображения гуманности и военной необходимости, постепенно подталкивая правила ведения войн к верховенству права. Оно ограничивает разрушительный эффект войны и смягчает человеческие страдания. Но каким бы развитым ни было гуманитарное право, войны от этого никуда не деваются.

Вопросы войны имеют ключевое значение для этой юридической отрасли. Серьезные нарушения международного гуманитарного права называются военными преступлениями. МГП (jus in bello) регулирует поведение вооруженных сил во время войны или вооруженных конфликтов.

Оно отличается от jus ad bellum, которое регулирует поведение во время войны и включает преступления против мира и агрессивные методы ведения войны. Вместе jus in bello и jus ad bellum составляют два столпа, на которых стоит международное право, регулируя таким образом все аспекты вооруженных конфликтов.

Защита международного гуманитарного права осуществляется различными интернациональными организациями.

МГП является обязательным для стран, связанных соответствующими договорами. Право — гуманитарная наука, и потому договоры и письменные законы являются его основными орудиями. Существуют, однако, и неписаные правила ведения войны, многие из которых были озвучены еще во время Нюрнбергского трибунала.

Международное гуманитарное право действует на основе строгого разделения норм, применяемых во внешних и ​​внутренних вооруженных конфликтах. Эта дихотомия, однако, в свое время широко критиковалась.

Связь с правами человека

Отношения между международным правом в области прав человека и международным гуманитарным правом оспариваются среди ученых. Это обсуждение является частью более широкой дискуссии на тему фрагментации международного права. Хотя ученые-плюралисты понимают международное право как нечто отличное от МГП, сторонники конституционного подхода рассматривают последнее как разновидность первого.

Международное гуманитарное право применяется только во время вооруженного конфликта.

С другой стороны, более системный подход настаивает на том, что оно представляет собой отрасль международного права в широком смысле этого слова, поскольку включает общие нормы, касающиеся всех стран без исключения, а также специальные правила, которые применяются к определенным ситуациям, таким как вооруженный конфликт и военная оккупация или по отношению к определенным группам людей, включая беженцев (например, Конвенция о статусе беженцев 1951 года), детей (Конвенция 1989 года о правах ребенка), и военнопленных (Третья Женевская конвенция 1949 года).

Современное международное гуманитарное право состоит из двух исторических потоков:

  1. Закон Гааги, о котором уже упоминалось как о законе войны.
  2. Закон Женевы, или гуманитарное право.

Эти два потока получили свое название в честь ряда международных конференций, на которых были составлены договоры, касающиеся войны и конфликтов, в частности, Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов, и Женевских конвенций, первая из которых была составлена в 1863 году.

Систематические попытки ограничить разрушительный потенциал войны начали развиваться лишь в XIX веке. Это было связано с меняющимся взглядом на войну под влиянием идей Просвещения и развитием более разрушительных средств ее ведения.

Цель войны состояла в том, чтобы победить вражеское государство, что можно было бы сделать, выведя из строя вражеских комбатантов. Таким образом, устанавливалось различие между комбатантами и гражданскими лицами, а также требование о том, чтобы раненых и захваченных вражеских комбатантов содержали с учетом норм международного гуманитарного права.

Человечество добилось колоссальных успехов на этом поприще, но военные преступления все еще остаются актуальной проблемой.

История гуманитарного права

Тем не менее даже в разгар кровопролитных исторических конфликтов часто появлялись призывы к введению гуманных правил защиты жертв вооруженных конфликтов: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Эти правила и призывы относятся еще к древним временам.

В Ветхом Завете Царь Израиля предотвращает убийство взятых в плен солдат, следуя увещеванию пророка Елисея, чтобы затем их освободить. Отвечая на вопрос короля, Елисей сказал: «Ты не убьешь их. Ты убил тех, кого ты взял в плен с мечом и луком твоим, поставил перед ними хлеб и воду, чтобы они могли есть и пить, пусть же идут к своему хозяину».

В Древней Индии есть записи (например, законы Ману), описывающие типы оружия, которые не следует использовать: «Когда сражаешься со своим врагом в бою, пусть он не ударяет оружием колючим, отравленным или пылающим огнем». Существовало также правило не бить евнуха и мирного человека, сгибающего руки в мольбе о пощаде. Запрещалось атаковать спящих, обнаженных, безоружных и тех, кто не участвует в битве.

У мусульман

Исламский закон гласит, что некомбатанты, не принимающие участия в битвах, например, женщины, дети, монахи и отшельники, престарелые, слепые и безумные, не должны подвергаться насилию. Первый халиф, Абу Бакр, провозгласил: «Не калечьте.

Не убивайте маленьких детей, стариков или женщин. Не обрезайте головы и не сжигайте их. Не вырубайте плодовые деревья для пищи».

Исламские юристы считали, что заключенного нельзя убивать, поскольку он «не может нести ответственность за действия воюющей стороны».

Но нельзя отрицать того, что нравы мусульман всегда отставали от европейского гуманитарного права. Исламский закон не щадил всех некомбатантов. В том случае, если кто-то отказывался обратиться в ислам или заплатить альтернативный налог, мусульманам разрешали убивать любого из них, комбатантов или некомбатантов, при условии, что они не были убиты подло или с применением пыток.

Классификация гуманитарных норм

Наиболее важным антецедентом МГП является действующее Соглашение о перемирии и урегулирование войны, подписанное и ратифицированное в 1820 году между властями тогдашнего правительства Великой Колумбии и начальником Экспедиционных сил испанской короны в венесуэльском городе Санта-Ана Трухильо. Этот договор был подписан во время войны за независимость Великой Колумбии, являясь первым в своем роде на Западе.

Однако только во второй половине XIX века был инициирован более систематический подход.

В Соединенных Штатах иммигрант из Германии Фрэнсис Либер разработал кодекс поведения в 1863 году, известный как Кодекс, для армии Союза во время Гражданской войны в США.

Кодекс Либера включал гуманное отношение к гражданскому населению в районах конфликтов, а также вводил запрет на казнь военнопленных. Это была первая в истории имплементация гуманитарных прав человека по современному принципу.

К примеру, во время Крымской войны ряд таких лиц, как Флоренс Найтингейл и Генри Дюнан, генуэзский бизнесмен, работавший с ранеными во время битвы при Сольферино, приложили гораздо более систематические усилия по предотвращению страданий жертв войны.

Дюнан написал книгу, которую он назвал «Память о Сольферино», описав в ней ужасы, увиденные собственными глазами.

Его отчеты были настолько шокирующими, что они привели к созданию Международного комитета Красного Креста (МККК) в 1863 году и созыву конференции в Женеве в 1864 году, в которой была разработана Женевская конвенция об улучшении состояния раненных в армиях на поле.

Принцип гуманности

Закон Женевы напрямую вдохновляется принципом гуманности. Он относится не только к тем, кто не участвует в конфликте, но и к военнослужащим.

Он обеспечивает правовую основу для защиты и гуманитарной помощи, осуществляемой беспристрастными гуманитарными организациями, такими как МККК. Подобные организации и имплементируют нормы гуманитарного права.

Они являются его основными выразителями и часто играют роль своего рода компетентных органов.

  1. Лица, участвующие в боевых действиях (вне боя) и те, кто не участвует в военных действиях в условиях вооруженного конфликта (например, нейтральные граждане), должны быть защищены при любых обстоятельствах.
  2. Раненых и больных должно выхаживать и защищать всем сторонам конфликта. Эмблема «Красного Креста» или «Красного Полумесяца» должна уважаться как знак защиты.
  3. Захваченные лица должны быть защищены от актов насилия и репрессий. Они имеют право переписываться со своими семьями и получать помощь.
  4. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
  5. Стороны конфликта не имеют неограниченного выбора методов и средств ведения войны.
  6. Стороны конфликта всегда проводят различие между комбатантами и некомбатантами.
  7. Нападения должны быть направлены исключительно против законных военных целей.

Во время конфликта наказание за нарушение законов войны может состоять из конкретного, преднамеренного и ограниченного нарушения законов войны в качестве возмездия.

Комбатанты, нарушающие конкретные положения законов войны, теряют юридическую защиту и статус, предоставляемый им в качестве военнопленных, но только после того, как они столкнулись с компетентным трибуналом.

В этот момент они становятся незаконными комбатантами, но все равно должны подвергаться исключительно человечному обращению и в случае суда не должны лишаться прав на справедливое и системное судебное разбирательство.

Шпионы и террористы охраняются только законами войны, если «власть», которая их удерживает, находится в состоянии войны, и до тех пор, пока они не станут «незаконными комбатантами».

В зависимости от обстоятельств они могут подчиняться гражданскому праву или военному трибуналу за свои действия. На практике они часто подвергаются пыткам и казни. Законы войны не одобряют и не осуждают такие акты, выходящие за рамки их действия.

Шпионы могут быть наказаны только после суда, если они захвачены после воссоединения своей армии, их следует рассматривать как военнопленных.

Подозреваемые в терроризме, захваченные в ходе вооруженного конфликта, без участия в военных действиях, могут быть задержаны только в соответствии с ГК IV и имеют право на регулярное судебное разбирательство. Страны, подписавшие Конвенцию ООН против пыток, обязываются не применять пытки ни по какой причине.

После окончания конфликта лица, совершившие какое-либо нарушение законов войны, и особенно зверства, могут быть привлечены к ответственности за военные преступления в рамках закона.

Источник: https://www.nastroy.net/post/gumanitarnoe-pravo-ponyatie-istochniki-normyi-i-osnovnyie-printsipyi

Доклад на тему:

История гуманитарного права

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты не международного (внутреннего) характера.

История:

В древности сначала все население завоёванной страны обращалось в рабство, потом одни только военнопленные.Тем не менее, уже в древности предпринимались попытки регламентировать право войны. 

В Средние Века католическая церковь запрещала употребление метательных снарядов, отравленного оружия и т.д. В установлении этой практики видную роль играло рыцарство, выработавшее правила добропорядочной войны (bonne guerre), основанных на понятии о рыцарской чести. Война не начиналась без объявления;

В течение XVII—XVIII веков в Европе создаются правила цивилизованной войны, отступление от которых требует всякий раз оправдания особыми соображениями военной необходимости (raison de guerre).

В XIX веке проявилось стремление заменить шаткие и неясные нормы обычного права войны точными правилами, зафиксированными в международных договорах между руководящими державами.

Парижской декларацией 1856 г. были определены отношения воюющих и нейтральных держав в морской войне; 

Женевской конвенцией 1864 г. была определена участь больных и раненых воинов во время сухопутной войны; 

Санкт-Петербургской конвенцией 1868 г. было запрещено употребление разрывных пуль.

Первым примером кодификации права войны стала полевая инструкция (Кодекс Либера), составленная в 1863 г.

во время Гражданской войны в США по поручению президента Линкольна, профессором Францем Либером и получившая, по обсуждении её в особой военной комиссии, законодательную санкцию.

Успешное применение её в войне с южными штатами вызвало всеобщее доверие к ней и навело на мысль о возможности создать инструкцию, которая могла бы быть принята всеми государствами, как обязательный международный закон.

По личной инициативе российского императора Александра II в 1874 г. была созвана Брюссельская конференция с целью кодифицировать правила ведения сухопутной войны. Был выработан проект «Декларации о законах и обычаях войны». Не имея обязательной силы в отношениях между государствами, брюссельская декларация оказала, однако, большое влияние на дальнейшее развитие права войны.

Огромное значение в развитии международного права сыграли Гаагские конференции мира. Именно на них были разработаны основные нормы международного гуманитарного права:

• Запрещено использование многих видов оружия (в том числе ядов, снарядов больше определённого веса, зажигательных снарядов).

• Провозглашён принцип мирного разрешения международных споров и урегулирован порядок провозглашения войны и открытия военных действий.

• Определены законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении.

• Распространены на условия морской войны требования Женевской конвенции 1864 года.

Гаагские конвенции стали главными международными актами, регулирующими право войны и мира и действуют до сих пор.

Новый этап в развитии международного гуманитарного права охарактеризовали Женевские конвенции 1949 года:

• Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

• Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;

• Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными;

• Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны;

Данными актами были закреплены новые гуманные правила ведения боевых действий: закреплялся статус мирного населения, запрещалось уничтожение госпитальных судов на море, регулировался порядок взятия в плен, содержания в плену, условия труда военнопленных. Женевскими конвенциями были установлены международные обозначения лагерей военнопленных и полевых госпиталей.

Нейтралитет

Правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт.

Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.

Постоянно-нейтральные государства

Данные государства не размещают на своей территории военных баз других государств, при этом они не лишены права на самооборону. В настоящее время постоянно-нейтральными государствами являются Мальта, Туркменистан, Лаос, Камбоджа, Австрия, Швейцария.

——————

В международном гуманитарном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и некомбатантами (несражающимися).

——————

К комбатантам относятся:

• личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооружённых сил;

• партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведённым выше;

• население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

• вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Наёмники

Лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного.

В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию.

Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но, тем не менее, с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст. 3, общей для всех Женевских Конвенций.

Военнопленные

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).

Необходимо заметить, что наёмники и шпионы вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.

Статус шпиона и разведчика

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, любое лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть, его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть, лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооружённых сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Журналисты

Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

• военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.)

• журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.)

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

• являться представителями СМИ;

• иметь аккредитацию в вооружённых силах;

• сопровождать военные формирования;

• не являться членами военных формирований.

Гражданское население и гражданские объекты

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооружённых конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

• делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

• наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

• использовать голод среди мирного населения как средство войны;

• наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

• наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооружённым силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определённом месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

Запрещённые средства и методы ведения войны

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

• использовать яды или отравленное оружие;

• убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

• отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

• использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;

• употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определённые в Женевской конвенции;

• уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

• наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;

• объявлять приостановленными или лишёнными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Запрещённое оружие и боеприпасы

В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путём выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.

Эта идея послужила основанием для запрета некоторых видов оружия и боеприпасов.

Военная оккупация

Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются Гаагским положением 1907 года, IV Женевской конвенцией 1949 года и некоторыми положениями Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году.

Оккупирующая держава не имеет права переселять часть своего населения на территорию, которую она оккупирует.

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность.

Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 года утверждает, что командир несёт ответственность за нарушения конвенций подчинёнными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

Нюрнбергский и Токийский процессы

После Второй мировой войны были проведены Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказание военных преступников нацистской Германии и милитаристской Японии.

Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами — СССР, США, Великобританией и Францией. В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины.

Таким образом, эти процессы были судами победителей над побеждёнными, на что указывают противники их легитимности.

Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии

Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде были учреждены Советом Безопасности ООН для наказания лиц, совершавших преступления в ходе вооружённых конфликтов на территории бывшей Югославии и геноцид в Руанде соответственно. Важной особенностью Международного трибунала по бывшей Югославии является то, что он рассматривает дела о преступлениях, совершенных всеми сторонами вооружённых конфликтов в бывшей Югославии.

Международный уголовный суд

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 году было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция.

В 2002 году договор о его создании вступил в силу, однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его.

Более того, США заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (зачастую такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).

Источник: https://ukazov.ru/blog/mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.