Источники жилищного права

Источники жилищного права: понятие, виды

Источники жилищного права
Определение 1

Жилищное законодательство – совокупность законов и других нормативных правовых актов, устанавливающих, изменяющих, прекращающих правовые отношения в жилищной сфере.

Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Субъекты имеют право издавать собственные законы о жилье, затрагивающие те вопросы, которые не раскрываются федеральным законодательством.

Законы и другие НПА субъектов не могут вступать в противоречие с федеральными законами. Если же в законе субъекта имеется такое противоречие, действует норма федерального закона.

Замечание 1

Субъекты РФ имеют все полномочия для регулирования общественных отношений в жилищной сфере, если они не находятся в пределах ведения РФ и полномочий РФ.

Если имеется противоречие между ФЗ и НПА субъекта по вопросу, который не является предметом ведения РФ, действует правовой акт субъекта.

Виды источников жилищного законодательства

Конституция РФ делит источники жилищного права на два вида: законы и НПА, принятые на федеральном уровне и законы и правовые акты субъектов.

Главным федеральным документом в сфере жилья является ЖК РФ.

В соответствии с Жилищным Кодексом издаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов, НПА местных органов.

Жилищный Кодекс вступил в силу в 2005 году, страна перешла к рыночной экономике, для решения вопросов, касающихся жилищной сферы, требовался новый современный подход.

В советский период государство решало проблему обеспечения своих граждан жильем, в новых реалиях большинство людей должно приобретать и заниматься строительством жилых помещений самостоятельно.

Замечание 2

Государство оказывает содействие гражданам, используя разнообразные механизмы: государственные программы, льготное кредитование и пр.

ФЗ о введении ЖК позволяет применять правовые акты постольку, поскольку они не вступают в противоречие с ЖК.

Если документ издан до вступления в действие ЖК, и вопрос может быть урегулирован только с помощью федерального закона, документ продолжает действовать до принятия соответствующего закона. Это могут быть акты Верховного Совета РСФСР, акта Президиума Верховного Совета и др правовые акты.

В ЖК законодатель впервые пытается четко разграничить полномочия органов гос. власти и субъектов РФ. При принятии НПА данное разграничение учитывается.

Полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений

Государственные органы РФ уполномочены:

  • определять порядок гос. учета фондов жилья;
  • устанавливать требования к помещениям жилого типа, общего имущества в многоквартирных домах;
  • определять порядок предоставления жилья по договору социального найма;
  • определять порядок предоставления жилья муниципального жилищного фонда;
  • определять основания для предоставления жилья по договорам найма специализированных помещений жилого типа государственного и муниципального ЖФ;
  • определять порядок деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, положение их членов с точки зрения права;
  • определять порядок деятельности товариществ собственников жилья, положение их членов с точки зрения права;
  • определять порядок переустройства или перепланировки жилья;
  • определять порядок и основания признания помещений жилого типа непригодными для жилья;
  • признавать помещения жилого типа непригодными для жилья;
  • устанавливать правила пользования помещениями жилого типа;
  • определять порядок и основания для выселения из жилых помещений;
  • осуществлять регулирование некоторых сделок с жильем;
  • устанавливать схемы оплаты жилого помещения и коммунальных платежей;
  • устанавливать порядок жилищного надзора, координировать деятельность органов, осуществляющих данный надзор;
  • вводить реестры уведомлений по управлению многоквартирными домами и по оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества;
  • устанавливать контроль за сохранностью жилищного фонда, его соответствием санитарным нормам, техническим стандартам;

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ

Органы субъектов РФ уполномочены:

  • учитывать жилищный фонд субъекта;
  • определять порядок предоставления жилья из специализированного регионального ЖФ;
  • устанавливать, в каком порядке будет определяться размер дохода на каждого члена семьи, стоимости имущества, находящегося в собственности, подлежащего налогообложению, для того, чтобы относить граждан к категории малоимущих и предоставлять им жилье по договорам социального найма из муниципального фонда жилья;
  • признавать помещения регионального ЖФ непригодными для жилья;
  • определять порядок ведения учета местными органами тех, кто в жилье нуждается и претендует на жилое помещение по договору социального найма;
  • осуществлять контроль за состоянием ЖФ субъекта, за соответствием санитарным нормам и техническим стандартам помещений жилого типа;
  • осуществлять жилищный надзор на региональном уровне;

В понятие «полномочия» входит не только законодательная деятельность, но и практическая деятельность в жилищной области.

Полномочия органов на местах

Органы на местах уполномочены:

  • учитывать ЖФ муниципалитета;
  • устанавливать размер дохода на каждого члена семьи, стоимость имущества, находящегося в собственности, подлежащего налогообложению, для того, чтобы относить граждан к категории малоимущих и предоставлять им жилье по договорам социального найма из фонда жилья муниципалитета;
  • вести учет тех, кто в жилье нуждается и претендует на жилое помещение по договору социального найма;
  • определять, в каком порядке будет предоставляться жилье из специализированного ЖФ;
  • предоставлять гражданам, отнесенным к категории малоимущих помещений жилого типа из ЖФ муниципалитета по договору социального найма;
  • принимать решения о переводе помещений жилого типа в помещения нежилого типа;
  • согласовывать переустройство или перепланировку помещений жилого типа;
  • признавать помещения жилого типа непригодными для жилья;
  • контролировать сохранность, использование ЖФ муниципалитета, соответствие его санитарным нормам и техническим стандартам;
  • определять порядок получения разрешительного документа по перепланировке либо документа об отказе.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zhilischnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/istochniki-zhilischnogo-prava/

Понятие и система источников жилищного права

Источники жилищного права

Источник (форма) жилищного права — исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм жилищного права.

Согласно ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, с помощью которых регулируются жилищные правоотношения, и которые включают:

  1. Жилищный кодекс РФ;
  2. другие федеральные законы, принятые в соответствии с ЖК РФ;
  3. указы Президента Российской Федерации;
  4. постановления Правительства Российской Федерации;
  5. нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  6. законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  7. нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Замечания:

  1. ЖК РФ не включает (впрочем, и не может включать) в жилищное законодательство Конституцию РФ, однако следует учитывать, что нормы Конституции РФ устанавливают правовую основу жилищного законодательства,  она является Основным законом государства и её нормы имеют прямое действие.
  2. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России. В Конституцию РФ вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из ряда статей Всеобщей декларации прав человека (1948) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966). Поэтому к источникам жилищного права можно отнести и нормы международного права.  Об этом же свидетельствуют и положения ст. 9 ЖК РФ.

Конституция РФ как источник жилищного права

Конституция закрепляет основные принципы государ­ственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод чело­века и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правле­ния).

 Конституция очерчивает круг функций государства, уста­навливает основы его отношений с человеком и обществом. Согласно ч. 1 ст.

15 Конституции она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Так, Конституция РФ содержит ряд положений, закрепляющих основы правового регулирования жилищных отношений, например, нормы о неприкосновенности жилища (ст. 25), свободе выбора места жительства (ст. 27), праве на жилище, защите этого права и обеспечении его реализации (ст. 40).

Кроме того, Конституция РФ разрешает вопросы компетенции Российской Фе­дерации и ее субъектов по жилищному законодатель­ству.

В силу ст.

71 Конституции РФ регулирование части жилищных отношений, по своей природе относящихся к гражданско-правовым (право собственности на жилые помещения, договор жилищного найма, определение порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также основ их правового положения и др.), относится к ведению исключительно Российской Федерации.

Одновременно с этим, согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ, собственно жилищное законодательство является предметом совместного ведения федерации и её субъектов.

Таким образом, жилищные отношения могут регулироваться актами как Российской Федерации, так и её субъектов (помните — в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон — ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Помимо норм, имеющих прямое отношение к сфере жилищного права, в Конституции имеются нормы общего характера, также затрагивающие эту отрасль права, например, принцип неприкосновенности частной собственности, который вытекает из положений ст. 35 Конституции.

Федеральные законы как источники жилищного права

Жилищное законодательство – это система законов и иных нормативных правовых актов, при помощи которых устанавливаются, изменяются и прекращаются жилищные правоотношения.

В соответствии со ст. 72 Конституции субъектам РФ предоставлено право иметь собственное жилищное законодательство по вопросам, не урегулированным законодательством федерального уровня.

При этом именно Жилищный кодекс РФ разграничивает и определяет компетенцию органов государственной власти (Российской Федерации и субъектов РФ), а также органов местного самоуправления (см., например, ст. 5 ЖК РФ).

Важное значение для правового регулирования жилищного права имеют и другие законы, например:

  • Гражданский кодекс РФ регулирует право собственности и иные вещные права на жилые помещения, дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома и организации и деятельности товариществ собственников жилья, регулируются договорные отношения по найму жилого помещения, их купле-продаже и т.д., а также нормы, регулирующие особенности наследования жилых помещений.
  • Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в котором устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяются права нанимателей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sistema-istochnikov-zhilischnogo-prava

Источники жилищного права (стр. 1 из 3)

Источники жилищного права

Федеральное агентство по образованию

Филиал ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления-«НИНХ»» в г. Улан-Удэ

Номер группы: 0711

Наименование специальности: Юриспруденция

Студент: Киреенко Максим Сергеевич

(фамилия, имя, отчество)

Номер зачетной книжки : 08296

Учебная дисциплина: Жилищное право

Кафедра ______________________________________________

Номер варианта контрольной работы: 6

Дата регистрации: «_____» _______________ 2010 г.

Проверил: ____________________________________________

(Фамилия, имя, отчество преподавателя )

Улан-Удэ 2010

Теоретическая часть

Источники жилищного права.

Изменение, расторжение и прекращение договора социального найма.

Практическая часть

Список использованной литературы

Источники жилищного права

Источники жилищного права — можно подразделить на две большие группы:

· Законы Российской Федерации и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

· законы и другие нормативные акты, принятые субъектами Российской Федерации.

Охарактеризуем основные источники жилищного права.

1) Конституция Российской Федерации является правовой основой жилищного законодательства: нормы, содержащиеся в Основном законе страны, определяют содержание других нормативных актов, регулирующих жилищные правоотношения.

Конституция относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст.

72) в отличие от гражданского законодательства, которое относится к исключительному ведению Российской Федерации*(72).

2) Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ вступил в силу с 1 марта 2005 года (опубликован в «Российской газете» 12 января 2005 года N 1) знаменует собой новую эпоху в развитии жилищных отношений в нашей стране*(73).

3) Согласно Закону Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» государственные и муниципальные органы могут бесплатно передавать в собственность граждан по их просьбе занимаемые ими жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Этот Закон содержит правила приватизации жилищного фонда России и является правовым основанием для изменения формы собственности на конкретное жилое помещение у конкретного лица.

4) Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности, на обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил. Градостроительный кодекс РФ регулирует также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль за осуществлением градостроительной деятельности, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

5) Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», будучи административно-правовым актом, является и источником гражданского права, поскольку обязывает граждан регистрироваться по месту проживания и ограничивает возможность их пребывания на некоторых территориях страны.

6) Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и принятая на основании и в соответствии с этим Законом инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения*(74).

7) Важнейшим источником жилищного права является ГК РФ, в частности глава 35 «Наем жилого помещения» (ст. 671-688 ГК РФ).

8) Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации содержит нормы об ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности, в частности, об ответственности за нарушение правил пользования этими помещениями, правил содержания и ремонта жилых домов или помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.21-7.23 КоАП РФ).

9) Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года*(75). ЗК РФ регулирует правовое положение, в частности, земель поселений, т.е.

земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений. В ст.

83 ЗК РФ специально указывается, что правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает институт зонирования территорий, который предусматривает, в частности, установление жилой территориальной зоны в составе земель поселений (ч. 1 ст. 85).

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (ч. 5 ст. 85 ЗК РФ).

Законодательная деятельность субъектов Российской Федерации осуществляется путем принятия отдельных нормативных актов. Примерами таких актов являются:

— Положение о порядке и условиях передачи государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан в городе Москве (утверждено постановлением Правительства города Москвы от 27 августа 1991 года);

— решение «О приватизации жилищных помещений», принятое Санкт-Петербургским городским Советом народных депутатов 27 октября 1992 года;

— решение от 24 мая 1993 года «Об условиях и порядке приватизации жилья в городе Санкт-Петербурге» и другие нормативные правовые акты.

Многочисленность и разнообразие таких актов затрудняют решение конкретных жилищных вопросов*(76). К числу источников жилищного права следует относить и постановления пленумов Верховных Судов СССР и Российской Федерации.

Особое место в жилищном законодательстве стали занимать международные правовые акты после того, как действующая Конституция РФ определила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15).

В Конституцию Российской Федерации вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из:

— Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;

— Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года*(77).

Конституционные нормы о жилищных правах, в свою очередь, стали основой для разработки других нормативных актов по жилищному праву.

Изменение, расторжение и прекращение договора социального найма

Изменение и расторжение договора социального найма жилого помещения производится в соответствии с требованиями ст. 82 и 83 ЖК РФ и с учетом общих правил об изменении и расторжении гражданско-правовых договоров, установленных в ст. 450-453 ГК РФ.

Следует отметить, что расторжение договора жилищного найма приводит к его досрочному прекращению. В действующем жилищном законодательстве имеется специальная статья 82 ЖК РФ с заглавием «Изменение договора социального найма жилого помещения». Согласно ей договор социального найма жилого помещения изменяется в двух случаях:

1) по требованию нанимателей, объединившихся в одну семью, а не объединяющихся;

2) по требованию дееспособного члена семьи о замене нанимателя.

Выделяют два порядка изменения и расторжения договора: внесудебный и судебный.

Внесудебный порядок используется при изменении и расторжении договора по соглашению сторон. В качестве общих норм, определяющих порядок действия по достижению соглашения сторон, могут применяться нормы гл.

28 Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении договора, т.е. одна сторона обращается к другой с соответствующим предложением и может дать согласие (акцепт) на заключение договора.

Изменение и расторжение договора должно быть совершено в той же форме, что и заключенный договор.

Согласно ч. 1 ст. 81 ЖК РФ изменение договора происходит по требованию одной из сторон договора – нанимателей и членов их семей – во внесудебном порядке, что является отступлением от общих правил гражданского законодательства (ст. 450-453 ГК РФ).

Касаясь ч. 2 ст. 82 ЖК РФ, следует обратить внимание, что дееспособный (а не совершеннолетний) член семьи может требовать признания себя нанимателем с согласия остальных членов семьи и наймодателя.

В то же время законодатель не определил оснований для отказа со стороны наймодателя и не обязал последнего мотивировать принятое решение. Однако отказ наймодателя можно обжаловать в судебном порядке.

Когда договор подлежит изменению или расторжению в судебном порядке, необходимо учитывать, что требование может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения в срок ответа на данное предложение, а при его отсутствии – в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 ГК). В судебном порядке договор может быть изменен или расторгнут в исковой форме защиты гражданских прав.

Обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, а при изменении договора в судебном порядке – с момента вступления в законную силу решения суда об изменении договора.

Источник: https://mirznanii.com/a/41039/istochniki-zhilishchnogo-prava

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.