Источники нормативных актов

Содержание

Нормативно-правовой акт как источник права РФ

Источники нормативных актов

Вместе с другими источниками права, обычаем и прецедентом нормативно-правовой акт считают относительно поздним плодом становления юриспруденции как отдельного института социальных отношений.

Сегодня он приобретает большее значение даже в тех странах, где основой государственного строя на протяжении не одного века служат религиозные воззрения. В нашей державе нормативно-правовому акту весомая роль отведена достаточно давно.

Законы и президентские указы, распорядительные документы органов исполнительной ветви власти являются фундаментом законности и верховенства принятых решений во всех сферах общественных отношений.

Роль законов и подзаконных актов как юридических источников

История помнит несколько правовых форм, использующихся непосредственно на территории современной российской державы: это добровольное соглашение, непосредственно законодательный документ и обычай.

Каждый из них обладает разным значением, имеет отдельную сферу применения.

Отечественная судебная практика официально никогда не служила прямым источником для применения ранее принятых решений в прецедентных случаях.

И хотя нормативные акты являются наиболее характерной для РФ формой права, возможностью издавать законы наделены лишь высшие государственные структуры.

В нашей стране заниматься правотворческой деятельностью разрешено представительным органам и исполнительной ветке.

Кроме того, каждый госорган компетентен в издании нормативных актов по исключительным вопросам, т. е. находящихся в его ведении.

Говоря о нормативно-правовых актах как источниках права, сначала следовало бы определить особенности их действия.

С момента вступления в юридическую силу вплоть до ее утраты они действуют на ограниченной территории.

После оглашения (опубликования) предписания закона применимы до тех пор, пока не будет принят документ, отменяющий, приостанавливающий его действие или позволяющий внести в него определенные изменения.

Какими бывают нормативно-правовые акты в РФ?

Нормативно-правовой акт как источник российского права можно классифицировать по нескольким параметрам. Если его предписания предназначаются для отдельного круга лиц, подразумевается утверждение специального решения.

Документы, не имеющие конкретного указания, являются обязательными для всех граждан.
Кроме того, решения госорганов могут иметь общефедеральное значение или региональное.

В иерархической системе каждый принятый на государственном уровне документ имеет свою ступень в зависимости от юридической силы. Условно распределить их можно в следующем порядке:

  • Конституция РФ;
  • федеральные законы, в том числе обладающие статусом конституционных;
  • президентские указы.

Среди нормативно-правовых актов, относящихся к источникам права в России, стоит отметить распорядительные документы правительства РФ, решения центральных ведомств и служб, министерств и подчиненных им государственных структур.

К отдельной группе относят международные соглашения, договоры и резолюции, ратифицированные в Российской Федерации, а также документы, принятые органами власти в отдельных субъектах.

Такие нормативно-правовые акты как источники права действуют исключительно на территории региона, утвердившего данное решение.

На вершине системы находится Конституция РФ – это базисный закон, действующий во всех точках государства. Его верховенство объясняется следующими моментами:

  • Во-первых, Конституция – следствие свободного и демократичного волеизъявления населения, постоянно проживающего на территории РФ.
  • Во-вторых, этот закон устанавливает рамки для формирования понятийного аппарата, принципов, общественного порядка.
  • В-третьих, Конституция определяет и гарантирует защиту правам человека и гражданина, устанавливает границы компетентности каждого отдельного элемента в системе высшего государственного устройства.

Внести изменения в Конституцию РФ так же, как в другой нормативно-правовой источник права, обладающий меньшей юридической значимостью, непросто. Правотворческая процедура подразумевает соблюдение целого ряда условий, а сам текст документа вмещает более 130 статей, нормы которых относятся ко всем юридическим отраслям.

Правотворчество законодателей: кто издает законы в России?

Государственная дума – высший орган, на который возложена функция принятия законодательных актов. После всех чтения законопроекта документ отправляется для ознакомления и рассмотрения Совету Федерации.

При положительном ании за проект преимущественным числом участников заседания от общей численности членов палаты закон считается принятым.

Роль президента РФ на данном этапе является, по сути, формальной: для приобретения нормативно-правовым актом как основного источника права юридической силы необходимо ему необходимо подписать и обнародовать его. Однако при необходимости глава государства может вернуть документ на доработку.

Для любых законов, в том числе федеральных и конституционных, обязательна огласка посредством публикации.

Решения, прошедшие все необходимые процедуры и принятые на высшем уровне, печатают в редакции «Собрания законодательства Российской Федерации» или «Российской газете».

Согласно конституционному укладу, субъекты РФ самостоятельно создают правовую базу, регулирующую правоотношения во всех направлениях общественной жизни региона.

Президентские и правительственные решения

Указы главы РФ практически наравне с федеральными законами определяют механизм реализации и охраны человеческих прав и свобод, интересов граждан. Изданные президентом страны нормативно-правовые акты в системе источников права в обязательном порядке исполняются по всей территории страны. Чаще всего предметом регулирования служат вопросы внутренней и межгосударственной политики России.

Учитывая, что на правительственные органы возложена функция осуществления исполнительной власти в государстве, данные структуры не в состоянии выполнить задачу без реализации правотворческой деятельности. Например, Правительство РФ издает распоряжения, необходимые для осуществления задач в текущем порядке, а принимаемые им постановления носят нормативный характер и обладают большей значимостью.

Особенности и главные отличия законов от правового обычая

Чем же отличаются иные формы источников права от нормативно-правовых актов? Разница заключается вот в чем:

  • Законы и подзаконные документы, принятые на высшем государственном уровне, объединены необходимостью соответствия Конституции РФ, а потому не противоречат ей.
  • В отличие от обычая и прецедента нормативные документы являются четко фиксированными, письменными источниками.
  • Юридически выразить нормы обычая или прецедента невозможно, поскольку такое воплощение приобретет сугубо казуистический неопределенный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты как основные источники права исходят из единого регулирующего центра, что позволяет применять их с целью развития социума в одном направлении, едином русле.

Кроме того, законы и подзаконные документы, изданные госорганами высшего звена, служат неотъемлемым механизмом для установления правопорядка.

Определенность норм, из которых состоят документы, в большей мере является препятствием децентрализации и способом приведения к соответствию принципам верховенства права.

Почему в сравнении с обычаем нормативное право имеет большую юридическую силу?

О нормативно-правовом акте как источнике права РФ стоит также сказать следующее. Будучи официальным письменным документом, изданным компетентными руководящими структурами, закон устанавливает, вносит изменения, а также отменяет действующие правовые нормы.

Отсюда несложно сделать вывод о том, что любой закон или подзаконный документ является актом правотворчества, а его предназначение заключается в повсеместном применении для неограниченного количества случаев.

Непрерывно действуют президентские и правительственные акты, обладающие достаточной значимостью для вступления в силу на территории всех субъектов страны.

Законы и подзаконные документы обладают массой преимуществ относительно всех видов источников права. Нормативно-правовые акты:

  • имеют значительные субординационные и координационные возможности для установления тех или иных норм, правил, инструкций;
  • способны оформить устоявшиеся до определенного времени нормы при соблюдении основных правил изложения;
  • являются удобным подспорьем для разрешения дел – на них легко ссылаться, требуя соблюдения прав или выполнения обязанностей.

История появления закона как основного правового источника

Как уже говорилось, нормативно-правовой акт является источником права, заняв главенствующее положение над обычаем и прецедентом. Переход к соответствующему виду регулирования общественных отношений происходила постепенно.

Весьма интересна история «внедрения» нормативно-правовых актов в систему юридических источников: изначально документы применялись только в сферах, связанных непосредственно с реализацией государственной власти.

Правоотношения частного, неимущественного характера еще долго оставались под регулированием обычая и прецедентных судебных решений.

С течением времени существенно расширилось влияние законов как письменных источников. Нормативно-правовые акты по трудовому праву, в том числе КЗоТ РФ, гражданскому праву (ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ) используют в соответствующих отраслях общественных отношений. Кодифицированные законные и подзаконные документы давным-давно приняты за рамками стандартного регулирования правоотношений.

В качестве ярчайшего примера выступает Гражданский кодекс РФ – это основной акт, вмещающий в себе нормы частного имущественного и неимущественного права, в том числе регулирующие предпринимательскую деятельность. Несмотря на то что данный документ относят к отрасли гражданских правоотношений, его используют при необходимости правоустанавливающих действий и в экономической сфере.

Разновидности федеральных законов: в чем разница?

Интересной особенностью нормативно-правовых актов, изданных отечественными законодателями, является их подразделение на федеральные и федеральные конституционные.

Последние, несомненно, обладают большей юридической значимостью для регулируемых с их помощью отраслей общественных отношений.

В зависимости от масштаба действия и территории распространения подобных документов их принято разделять на:

  • нормативные акты централизованного регулирования – принимаются государственными структурами или муниципалитетом;
  • локальные нормативные акты – принимаемые на местном уровне для решения текущих задач региона.

Власти и органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты федерального, республиканского значения. Некоторые документы действуют исключительно на территории автономных округов, краев, отдельных областей.

Для координации определенной сферы правоотношений в Москве или Санкт-Петербурге – городах, обладающих особым статусом, власти принимают отдельные подзаконные акты.

С помощью данной классификации удается распределять компетенцию в вопросе регулирования отношений между конкретными государственными органами.

Закон как образцовый источник правовой системы

Как источник права нормативно-правовой акт является самым распространенным и эффективным, поскольку призван регулировать правила поведения, устанавливать права и обязанности как представителей федеральных субъектов РФ, так и простых граждан.

Законы, указы, постановления и распоряжения включают в себя основополагающие положения, которые определяют подчинение объектов, принимающих на себе действие конкретного документа. Кроме того, любой из вышеперечисленных нормативно-правовых актов является письменным, а значит гарантированным и обязательным к соблюдению всеми, кого он касается.

Любой документ, используемый в сфере регулирования сферы отношений, содержит правила общего характера, устанавливает, изменяет или отменяет те или иные правовые нормы.

По сути, главным отличием нормативно-правовых актов от других элементов системы источников является его неоднократное применение. Индивидуальные предписания или же принимаемые государственными органами решения смешанного характера встречаются на практике не реже, но зачастую не применяются больше одного раза.

В нормативно-правовой системе все элементы тесно соприкасаются, обладают значимой юридической силой, а некоторые из них находятся в подчинении относительно друг друга.

Значение и роль документа определяются свойством самого документа. Юридическая сила принятого решения зависит в первую очередь от компетенции органа, принявшего его.

Нормативно-правовой акт – связующий элемент между правом и государством, опосредующий объективно существующие отношения в социуме.

Источник: https://FB.ru/article/325025/normativno-pravovoy-akt-kak-istochnik-prava-rf

Источники российского права

Источники нормативных актов

Понятие «источника права»

Определение «источника права» зачастую сравнивают с таким понятием как «форма права». 

Источник права представляет собой не столько форму выражения права, сколько начало формирования права и системы факторов, которые определяют его содержание. Форма права – это системная внутренняя организация права, которая внешне выраженная для восприятия участниками общественных отношений.

Ученные-теоретики, в юридической литературе, определяют неоднозначно, а именно, как деятельность государства, направленная на создание правовых предписаний, а также как и результат такой деятельности. 

«Типичные» источники права

В правоведении выделяют следующие источники права:

  • идеальные;
  • юридические;
  • материальные. 

Следовательно, источники права отражают внутреннее содержание права и его предпосылки, а форма является его внешним выражением. Но когда речь идет все-таки об источниках права, то здесь следует понимать, что они оформляются юридически и носят общеобязательный, нормативный характер. Такие источники еще называют типичными. Сюда к ним можно отнести: 

  • международные акты;
  • конституции;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов Российской Федерации; 
  • подзаконные акты; 
  • другие нормативные правовые акты. 

В общей системе источников российского права, они являются основной частью. К «нетипичным» источникам права можно отнести правовой обычай и судебный прецедент. 

Подробнее рассмотрим каждый вид источника права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры российского государства являются основной частью всей правовой системы. Современное российское государство является участницей больше чем двадцати тысяч действующих международных договоров. 

Правовую основу межгосударственных отношений образуют международные договоры. Они способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с принципами и целями Устава ООН, безопасности и поддержанию всеобщего мира.

Законодательство Российской Федерации не должно противоречить положениям международных договоров российского государства.

Международные договоры выполняют главную роль в обеспечении законных интересов государств, в защите основных свобод и прав человека, таким образом, нормы международных договоров выше по юридической силе, чем нормы российского законодательства. Это закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Порядок исполнения, заключения и прекращения международных договоров Российской Федерацией закреплен в Федеральном законе № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Международные договоры можно подразделить в зависимости от уровня, на котором он был заключен, а именно:

  • договоры, которые были заключены от имени РФ (межгосударственные);
  • договоры, которые были заключены от имени Правительства (межправительственные);
  • договоры, заключенные от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные). 

Подобное деление носит практическое значение и определяет порядок принятия решений об их подписании и внесения предложений о заключении международных договоров. Президент РФ принимает решения о подписании наиболее важных межгосударственных договоров. 

Правительство также имеет право принимать решения о подписании межгосударственных договорах, но только по  вопросам, которые отнесены к его компетенции. 

Конституция РФ

Среди всех нормативных правовых актов, главным источником права является закон. Конституция Российской Федерации является основным законом. 

Конституция РФ обладает высшей юридической силой, применяется на всей территории РФ и имеет прямое действие.

Суды, согласно этому конституционному положению, должны рассматривать дела путем оценки содержания закона или другого нормативно правового акта, который регулирует рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять, в качестве акта прямого действия, Конституцию Российской Федерации.

Авакьян С.А. отмечал, «Конституция является основой текущего законодательства, оно развивает ее положения, поэтому и акты текущего законодательства должны соответствовать Конституции, не могут ни противоречить им, ни сводить на «нет» ее положения». 

Законы и иные нормативные правовые акты, которые принимаются в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Для того чтобы защитить основы конституционного строя, основные права и свободы гражданина и человека, обеспечить верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на все территории государства – был создан институт конституционного контроля, который осуществляет Конституционный суд Российской Федерации. деятельность такого суда заключается в проверки на соответствие существующих законов духу, смыслу и положениям Конституции российского государства. 

В системе источников российского права, не менее важное место занимают Конституции и уставы субъектов РФ, которые определяют особенности развития регионального законодательства.

Такая Конституция или Устав обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, применяются на всей территории и оказывают прямое действие.

Законы и иные нормативные правовые акты, которые применяются, не могут противоречить Конституции (Основному закону) или Уставу субъекта РФ. 

Федеральные конституционные законы

Федеральными конституционными законами являются законы, которые были приняты по вопросам, указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах. Таким образом, ч. 2 ст.

65 Конституции РФ закреплено, что принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта будет осуществляться в порядке, который определен федеральным конституционным законом. Такой закон был принят и действует сейчас.

Федеральные конституционные законы определяют порядок проведения референдума, порядок и структуру деятельности судебных органов. 

Федеральные законы

Федеральные законы принимаются для того, чтобы урегулировать более узкие группы общественных отношений. Особенностью их является более локальное правовое регулирование.

Это говорит о том, что в самом законе уже содержатся конкретные отношения, которые подлежат регулированию его нормами, названа цель подобного регулирования, а также субъекты, на которых распространяются его действия. К примеру, Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.

2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепил порядок и основания возникновения реализации права граждан РФ на трудовую пенсию. Данным законом также был установлен перечень лиц, имеющих право претендовать на выплату таких пенсий.

Для того чтобы наиболее комплексно урегулировать значимые группы отношений, издаются кодифицированные федеральные законы, к примеру, ТК РФ, ГК РФ, ЖК РФ, СК РФ, УК РФ, ЗК РФ.

Кодекс – это нормативный правовой акт, объединяющий в себе систематизированные правовые нормы одной или нескольких отраслей законодательства, и благодаря этому система отрасли права находит свое отражение в структуре кодекса. 

Законы субъектов РФ

Законы субъектов РФ также можно отнести к источникам права, которые принимаются законодательными органами власти субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся своего совместного или исключительного ведения (с российским государством), перечень которых закреплен в Конституции Российской Федерации.

Как правило, подобные законы издаются в такой сфере, где отмечается недостаток федерального правового регулирования. Таким образом, субъекты РФ, принимая свои законы, создают уникальную собственную нормотворческую практику.

К примеру, в Волгоградской области был принят Закон Волгоградской области «Об экологической экспертизе на территории Волгоградской области», который дополнил комплекс норм, содержащихся в федеральном экологическом законодательстве. 

Подзаконные акты

Подзаконные акты наряду с законами также являются источниками права. Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, который принимается в результате исполнительно-распорядительной деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти. К такой группе источников права можно отнести нормативные правовые акты в следующей последовательности по их юридической силе:

  • акты Президента Российской Федерации;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • приказы и иные акты министерств;
  • инструктивные письма;
  • регламенты и приказы различных ведомств. 

Значение данной группы источников права заключается в том, что они описывают наиболее детально механизм действия правовых норм, которые содержатся в федеральных и иных законах, а также условия реализации правовых возможностей, заложенных в них. К примеру, если правовая норма в п. 2 ст.

15 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает правовую возможность доступа к приобретению земельных участков в собственность, то подзаконные акты должны обеспечить применение данной нормы: правительством издано постановление, которое регламентирует процедуру продажи земельных участков или права на заключение договора аренды.

Нормативные акты органов местного самоуправления также можно отнести к подзаконным актам. В основном, они принимаются по вопросам, которые касаются местного значения, то есть в рамках закрепленных ст.

14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в пределах полномочий органов местного самоуправления. Они отражают специфику, которая связана с экономическим, культурным и историческим развитием местности.

К примеру, в городе-курорте Сочи органы местного самоуправления издают нормативные акты, которые направлены на развитие лечебно-оздоровительных местностей и туризма этого населенного пункта.

Также органы местного самоуправления, в северных городах России, большое внимание уделяют вопросам водоотведения, организации водоснабжения и энергоснабжения населения, а также снабжения населения топливом. 

Иные нормативные правовые акты

Локальные правовые акты (к примеру, правила внутреннего трудового распорядка, устав организации) также можно отнести к источникам права. Договоры тоже относятся, так как они носят общеобязательный характер для всех участников соглашения, либо в силу их трудовой связи с организацией действие таких актов будет распространяться и на них.

«Нетипичные» источники права

К «нетипичным» источникам права относится: 

  • правовой обычай;
  • судебный прецедент. 

Судебный прецедент

Судебный прецедент будет являться источником российского права лишь тогда, когда речь идет о судебных актах, которые не столько изменяют и создают правоприменительную практику, сколько влияют на содержание правовых норм в действующих уже законах. 

К таким актам будут относиться постановления Конституционного суда Российской Федерации. К примеру, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ № 7-П от 14.04.2008 г.

«По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами множества граждан «абз. 2 ст.

1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, где ограничивалось право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, которое расположено на садовом земельном участке, и который относится к землям населенных пунктов. Следовательно, такое ограничение, которое было предусмотрено федеральным законом, перестало действовать. 

Правовой обычай

Правовой обычай представляет собой правила поведения, которые сложились и широко применяются в конкретной сфере жизнедеятельности человека, прямо не установленные законодательством РФ.

Но их применение может быть санкционировано не только международными нормами, но и актами внутригосударственного характера. Правовой обычай относится к самому древнейшему источнику права.

Из правила, которое было порождено обычаем и оформлено юридически, получаются самые результативные правовые нормы. 

В правоприменительной практике, наиболее широкое распространение получил такой вид правового обычая, как обычай делового оборота, применение которого предусмотрено в ст. 5 ГК Российской Федерации. 

Обычай делового оборота – это не предусмотренное договором или законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенно в своем содержании, и широко применяется в какой-либо области предпринимательской деятельности, к примеру, традиции исполнения тех или иных обязательств. Обычай делового оборота можно применять независимо от того, был он зафиксирован в каком-либо документе (изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, которые содержит сходные обстоятельства, опубликован в печатных изданиях). 

По большей части, обычаи применяются в отношениях с иностранными лицами или в отношениях, которые осложнены культурными и национальными особенностями народов российского государства. Так, на территории Российской Федерации действуют семейные обычаи (ст.

58 СК РФ закрепляет, что имя ребенку дается по соглашению родителей, а отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем), обычаи морского порта (ст.

3 ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). 
 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/istochniki-rossijskogo-prava/

Источники права — виды, общая характеристика и классификация

Источники нормативных актов

Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Понятие и виды источников права

Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.

В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы — англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права. 

Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской — нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.

Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Нормативный правовой акт

Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры. 

НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления. 

Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее ание, где и была решена его судьба.

Нормативный договор

Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный. 

Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.

Судебный прецедент

Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств. 

Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.

Правовой обычай

Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений. 

В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.

Религиозные тексты

В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике. 

Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.

Правовые доктрины

Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента. 

Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.

Общие принципы права

Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему. 

Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.

Признаки зафиксированных источников права

Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:

  • нормативность — предполагает систему эталонных, общих правил поведения;

  • общеобязательность — означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;

  • определенность — нормы должны быть ясными, четкими и понятными;

  • формальность — нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;

  • системность — предполагает наличие определенной иерархии норм;

  • властный характер — нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.

Источники права в РФ

РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ. 

Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части. 

Затем по юридической силе следуют:

  • федеральные конституционные законы;

  • федеральные законы;

  • указы президента;

  • постановления правительства;

  • законы субъектов;

  • локальные акты.

Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.

Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/istochniki-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.