Исполнительные органы государственной власти

Содержание

Органы государственной власти в России

Исполнительные органы государственной власти

  • Купить сборник эссе по истории
  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Занятия с автором сайта
  • Узнать больше

статьи:

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.

Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Выучить полномочия президента на тренажере

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

          а) Конституционного суда Верховного суда

          б) Генерального прокурора

          в) заместителя Председателя Счетной палаты

Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

          а) Председателя Центрального банка                   

          б) Председателя Счетной палаты

          в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности

Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели.

Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент.

Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Выучить полномочия Правительства на тренажере

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

Источник: http://egevmeste.ru/organy-vlasti-rf.html

Исполнительная власть РФ. Система органов исполнительной власти РФ

Исполнительные органы государственной власти

Государственная исполнительная власть РФ реализуется посредством специальных институтов. Они наделяются определенными юридическими полномочиями. Рассмотрим далее, что собой представляет исполнительная власть в РФ.

Характеристика

Исполнительная власть в РФ представлена в форме относительно самостоятельного направления. Вместе с этим институты, входящие в нее, тесно взаимодействуют с законодательными и судебными учреждениями. Ее функции выражаются в практической реализации законодательства в масштабе всей страны.

Для их осуществления органы исполнительной власти РФ наделяются соответствующими полномочиями. Они проявляются в способности и возможности оказывать определенное влияние на поведение субъектов, подчинять их закону. Полномочия институтов реализуются в отношении к разным (индивидуальным и групповым) элементам общества.

Федеральная исполнительная власть РФ выступает в качестве неотъемлемого компонента внутриполитического механизма. Она всегда функционирует вместе с судебными и законодательными институтами. В тех сферах, где государственная власть отсутствует, не действует и исполнительная система в ее конституционном значении.

Так, в частности, нет ее на уровне отдельных коммерческих и бюджетных предприятий, учреждений.

Важный момент

Исполнительная власть не может рассматриваться как вид госдеятельности. Это обуславливается тем, что последняя выступает только как форма ее практической реализации. Из этого следует, что исполнительная власть и исполнительная деятельность также не тождественные понятия.

Первая является сущностным выражением второй. Власть отражает функциональную направленность исполнительной деятельности, определенности компетенции. Это означает, что первая выступает как базовая категория. В этой же связи исполнительная власть РФ не может отождествляться с госуправлением.

Последнее характеризуется именно как форма ее реализации.

Специфика

Исполнительная власть выражена в определенном виде госдеятельности. По своей сути, она является правоприменительной. Это качество принципиально отличает исполнительную власть и выступает в качестве ее прямого назначения.

Правоприменение обладает позитивным характером. Он выражается в прямом выполнении предписаний законодательства.

Это необходимо для организации эффективной, стабильной работы всех объектов и субъектов, находящихся под влиянием власти.

Особенности институтов

Исполнительная власть РФ, как выше было указано, реализуется через работу определенных учреждений. Это обязательное конституционное требование. Структура исполнительной власти РФ включает в себя только определенные институты. Ими не могут быть судебные или законодательные учреждения.

Свои динамические качества система приобретает через работу своих органов, которые, в свою очередь, характеризуются как исполнительные субъекты. Здесь следует сказать о необходимости разделять понятия.

Исполнительная власть РФ, обладая субъектным выражением, не может рассматриваться как комплекс институтов, призванных осуществлять правоприменительные функции. Она только выражена в их практической работе.

Сферы влияния

Исполнительная власть РФ характеризуется тем, что в распоряжении ее субъектов находятся наиболее значимые элементы:

  • Важнейшие коммуникационные средства.
  • Финансы.
  • Армия и прочие воинские подразделения.
  • Полиция.
  • Службы внешней и внутренней безопасности.
  • Уголовно-исполнительные учреждения и так далее.

Отличия от госуправления

Государственное регулирование и исполнительная власть характеризуются единой основой.

Вместе с этим следует учитывать, что исполнительно-распорядительная деятельность (управление) в большей степени выступает как организационно-правовая категория, а работа по реализации исполнительной власти — политико-правовая.

Госуправление является более широким понятием. Исполнительная же власть в определенной степени является производной от него системой.

Она призвана определять характер и объем полномочий, которые реализуются в рамках управления. Вместе с этим госрегулирование выступает как вид деятельности, направленный на практическое воплощение, претворение в жизнь исполнительной власти. Последняя составляет суть управленческой работы.

Исполнительная власть выражает, главным образом, ее функциональную направленность. Это означает, что все ее субъекты выступают и звеньями госуправления. Вместе с этим не все элементы могут являться таковыми в конституционном смысле.

Например, не могут выступать такими звеньями администрацию госорганизации или концерна.

Дуализм

Полномочия по управлению системой исполнительной власти разделяются между двумя органами. Одним из них выступает президент. Вторым институтом является Высший орган исполнительной власти РФ. Такая правовая позиция четко отражена в Указе Президента.

В документе определяются органы исполнительной власти РФ, подведомственные указанным институтам. Президент наделен достаточно широкими полномочиями.

В организационном плане Высший орган исполнительной власти РФ, как исполнительный институт, ему не подчиняется.

Разграничение предметов ведения

В Федеративном государстве, каким выступает РФ, крайне важным является закрепление принципа единства госвласти. На различных уровнях, не соподчиненных друг другу, обеспечивается единый подход к реализации внутренней политики страны.

Разделение сфер влияния между ключевыми институтами предполагает разграничение предметов ведения. Такой принцип присутствует во всех направлениях госполитики. Органы исполнительной власти РФ могут решать вопросы на разных уровнях.

Одни из них относятся к исключительному ведению России, другие — только лишь к полномочиям ее субъектов (регионов). Существуют также вопросы, которые решаются совместно. Для каждой категории принцип единства подходов определяется по-разному.

Что касается вопросов исключительного ведения субъектов, то их решение осуществляется региональными органами самостоятельно, без участия федеральных институтов.

Установленные схемы разделения

В пределах вопросов исключительного ведения России только федеральные органы исполнительной власти РФ могут принимать нормативные акты. Их реализация осуществляется всеми институтами на всех уровнях. В частности, речь идет и о самих федеральных органах, и о региональных, и о местных.

Таким образом, в отношении предметов ведения России формируется вертикальная схема. По вопросам, которые решаются совместно, институты фактически и формально не соподчиняются. Каждый из них на своем уровне принимает и реализует нормативные акты.

Существует три схемы разделения полномочий в сфере совместного ведения:

1. Управление производится двумя не соподчиненными органами исполнительной власти региона и РФ. Разграничение может быть представлено в следующем виде:

  • общее регулирование — детальное управление;
  • прямое распределение предусмотренных полномочий по уровням власти федеральным законодательным актом.

2. Управление осуществляется региональным институтом, которому были делегированы соответствующие возможности.

3. Полномочия реализует территориальное подразделение федерального исполнительного органа, которые переданы ему субъектом. В настоящее время такая схема на практике не реализуется.

Система органов исполнительной власти РФ

Она включает в себя:

  • Министерства.
  • Федеральные агентства.
  • Службы.
  • Подведомственность определяется в зависимости от направления деятельности этих институтов. Например, Министерство обороны, МИД, МВД, ФСБ подчиняются президенту. Институтом, которому подведомственны Минфин, Минрегионразвития, Минтранспорта и пр., выступает правительство РФ. Исполнительная власть на уровне субъектов может быть представлена в обобщенной форме:

  • Губернатор области, президент республики и пр.
  • Высший орган исполнительной власти.
  • Центральные институты специальной компетенции.
  • Территориальные учреждения.
  • Особенности организации

    Существует два вида построения структуры:

  • Линейная. Она предполагает ответственность руководителя органа за его работу в целом. Администрация оказывает управленческое влияние на всех подчиненных. При этом руководитель имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности виновных в тех или иных нарушениях лиц. При такой структуре имеет место последовательное соподчинение служащих от нижестоящих к вышестоящим.
  • Функциональная. В такой организационной модели руководитель назначается линейным начальником. Кандидатура при этом согласовывается с функциональным должностным лицом. К примеру, глава подразделения ДПС назначается руководителем территориального органа. Однако его кандидатура должна быть согласована с начальником регионального ГИБДД.
  • Подразделения

    Существуют следующие виды структурных единиц:

    1. Руководство. Оно включает в себя непосредственных начальников и их заместителей. Каждый из них представляет собой относительно самостоятельную единицу. Заместители разделаются на:

    • первых, осуществляющих полномочия начальников в полном объеме на случай их отсутствия;
    • простые;
    • решающие определенный круг вопросов.

    2. Отделы:

    • оперативные, решающие текущие вопросы, касающиеся деятельности органа;
    • функциональные, в ведении которых находятся обособленные задачи, не связанные прямо с целями работы института (бухгалтерия, к примеру);
    • территориальные;
    • вспомогательные и материально-технические.

    Компетенция

    Система органов исполнительной власти РФ обладает определенными юридическими возможностями осуществлять те или иные юридически значимые действия или принимать решения, влекущие последствия, обязательные для соблюдения третьими лицами. Полномочия классифицируются в зависимости от функционального назначения на:

  • Руководящие. Они предполагают управление работой, определение целевых показателей, наличие возможности на дачу обязательных для выполнения распоряжений.
  • Регулятивные. Они касаются как принятия нормативных актов, устанавливающих соответствующие правила, так и обеспечения их реализации в ходе текущей работы.
  • Надзорные. Эти полномочия могут реализовываться как относительно организационно, так и функционально подчиненных субъектов.
  • Координационные. Такие полномочия реализуются в том случае, если исполняющему органу не подчинены учреждения, которые он контролирует. Например, такая работа осуществляется межведомственными комиссиями.
  • В зависимости от способа закрепления полномочия могут быть:

  • Общефункциональными. В этом случае имеет место примерное определение круга полномочий.
  • Перечневыми. Такие возможности конкретно устанавливаются в открытых или закрытых списках. Первый способ используется при закреплении полномочий правительства, например. Закрытые перечни устанавливают круг возможностей для институтов специальной компетенции.
  • Делегированными.
  • Договорными.
  • В зависимости от порядка реализации выделяют:

  • Связанные полномочия. Они предполагают возможность принятия только одного определенного решения при наличии конкретного юридического факта.
  • Полномочия, реализуемые по разрешению вышестоящего лица/органа. Такие ситуации, например, имеют место, когда служащий может продлить какой-либо срок или запросить документацию после согласования со своим руководителем.
  • Совместные полномочия. Они могут реализовываться по соглашению между органами. Например, по договору может осуществляться проверка с участием какой-либо службы.
  • Дискреционные полномочия. Они реализуются по усмотрению в случаях, когда должностному лицу предоставлена возможность оценить совокупность фактов и принять соответствующее решение.
  • В зависимости от наделенных полномочий и определяется круг вопросов, относящихся к ведению того или иного института (подведомственность).

    Источник

    Источник: https://ideiforbiz.ru/ispolnitelnaya-vlast-rf-sistema-organov-ispolnitelnoj-vlasti-rf.html

    Исполнительный орган власти РФ

    Исполнительные органы государственной власти

    Современные страны представляют собой сложные политико-правовые структуры или же организации. При этом последний термин является более подходящим, потому что деятельность и сам факт существования того или иного государства основаны непосредственно на обществе.

    То есть именно социум, а точнее форма его самоорганизации, является источником появления любой страны. Но в своей окончательной форме государство представляет достаточно громоздкую структуру, которой просто необходим особый механизм регулирования.

    Таковым на сегодняшний день являются органы власти. Данные формирования наделены специальными полномочиями в той или иной сфере жизнедеятельности населения страны.

    При этом все государственные ведомства входят в единую систему, которая строится на собственных принципах, владеет особым методом влияния, характеризуется различными признаками и т. п.

    В каждой стране система органов наделена своими особенностями. Если говорить о Российской Федерации, то на ее территории большое значение имеют формирования исполнительной ветви власти.

    Посредством подобных органов государство осуществляет реализацию своих наиболее важных функций.

    Помимо этого, существует ряд иных уникальных аспектов, которыми характеризуются органы исполнительной власти РФ.

    Рассмотрение системы органов власти и непосредственно исполнительного сектора необходимо начинать с анализа принципа разделения сфер управления. Данное понятие является доктринальным. То есть принцип разделения властей, который сегодня используется как основа построения государственной власти в любой стране, был выведен путем научных осмыслений.

    Следует отметить тот факт, что представленное положение появилось в период Нового времени. Толчком к разработке принципа разделения властей послужил факт потери эффективности монархического строя. Суть в том, что единый правитель на том этапе не мог удовлетворить все потребности населения государства.

    Поэтому такие мыслители, как Шарль Луи де Монтескье и Джон Локк, разработали принцип разделения власти в государстве, согласно которому, все управление не формировалось в руках одного человека, а разделялось между законодательными, судебными и исполнительными органами.

    В большинстве современных стран существует именно такая структура официального управления. Россия в данном случае не является исключением.

    Исполнительная ветвь власти: понятие

    Итак, учитывая представленные выше сведения о разделе государственного управления между различными ветвями, можно выделить основные аспекты исполнительной власти. Данный сектор деятельности страны – один из видов публичного независимого управления. Он представляет собой целую систему определённых полномочий в сфере управления делами государства и реализации его основных функций.

    Если говорить о данной категории в контексте Российской Федерации, то она наделяется определенными специфическими аспектами. То есть исполнительная власть в России – это форма непосредственной реализации Конституции, законов и других нормативных актов.

    Исполнительный орган: понятие

    В каждой независимой сфере управления существуют свои ведомства, формирования и структуры, которые реализуют возложенные на них полномочия.

    Таким образом, исполнительный орган – это организация, которая реализует положения законодательства, конкретные политические программы и, конечно же, важнейшие функции страны.

    В своей деятельности они руководствуются теми полномочиями, которые делегированы им официальными юридическими актами.

    Признаки исполнительных органов

    Существует ряд особенностей, которые присущи организациям, действующим в сфере исполнительной власти. Данные признаки во многом объясняют их структурную принадлежность и специфические моменты деятельности. Таким образом, все органы исполнительной власти РФ характеризуются следующими моментами, а именно:

    • являются абсолютно самостоятельными в своей деятельности;
    • непосредственно реализуют государственную политику;
    • все задачи и функции делегируются государством посредством законодательства;
    • входят в структуру единой иерархичной системы;
    • обладают полномочиями принудительного характера и специальной материальной базой.

    То есть каждый исполнительный орган – это фактический проводник государственной воли, что обуславливает его исключительную важность.

    Ключевые функции

    Исполнительные государственные органы имеют целый спектр собственных задач. Это свидетельствует о независимости и широте деятельности таких организаций. На сегодняшний день учеными выделено несколько основных функций органов исполнительной власти:

    1. Принятие нормативных актов. Это направление деятельности свидетельствует о том, что исполнительные органы управления являются субъектами нормотворчества. Выдаваемые ими акты не имеют высшей юридической силы, однако они создают специальный механизм реализации определенных законодательных норм.
    2. Функция управления имуществом государства выходит из факта обладания исполнительными органами таким имуществом, которое дается им для реализации конкретных задач.
    3. Функция оказания государственных услуг свидетельствует о том, что органы исполнительной власти осуществляют во благо населения государства определённую деятельность в областях социальной защиты, здравоохранения, образования и т. п.
    4. Ключевой функцией является надзор и контроль. Эти две составляющие позволяют органам исполнительной власти координировать работу подведомственных структур и непосредственно населения государства посредством властного веления и применения метода принуждения в рамках действующего законодательства.

    Виды исполнительных органов

    Классификация организацией представленной ветви власти осуществляется на основе разных критериев. При этом существует официальное разделение, производимое на основе Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и доктринальное, которое создается учеными.

    1. В зависимости от территориальной подведомственности разделяют федеральные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
    2. Если мы говорим о компетенции, то можно выделить ведомства общей (Правительство, администрация Президента РФ), межотраслевой (Министерство финансов) и отраслевой (Министерство здравоохранения) направленности.
    3. Согласно официальному документу, органы власти (а точнее, их структура) состоят из Правительства РФ, министерств, государственных комитетов и т. д.

    В данном случае нужно отметить, что структура организаций исполнительной власти строится на принципах иерархии и подчинения.

    Особенности правительства РФ

    В Российской Федерации органы законодательной и исполнительной власти тесно взаимосвязаны между собой. Это можно наглядно увидеть, если проанализировать особенности Правительства России – центральной исполнительной организации. Согласно Конституции РФ, представленный орган наделен следующими полномочиями:

    • представляет Парламенту федеральный бюджет, а также обеспечивает его реализацию в случае принятия;
    • обеспечивает правопорядок, защиту прав и свобод граждан, процесс борьбы с преступностью;
    • реализует политику государства в сфере здравоохранения, безопасности, социального обеспечения, науки и т. д.

    Помимо того, Правительство выдает специальные нормативные акты: распоряжения и постановления.

    Что касается министерств, то они представляют собой узкоспециализированные организации, которые обеспечивают реализацию государственной политики и законодательства в определенных сферах.

    Органы субъектов РФ

    Специальные организации субъектов Российской Федерации в большинстве не имеют такой централизованной структуры, как общенациональные формирования. То есть их название, подчиненность, полномочия определяются местными конституциями, историей и обычаями. При этом деятельность таких органов не должна мешать или противоречить работе федеральных ведомств.

    Следует отметить, к исполнительным органам субъектов РФ очень часто применяют термин «исполнительный орган самоуправления». Такое употребление, как мы понимаем, совершенно неуместно.

    Потому что органы местного самоуправления являются муниципальными и не имеют полномочий федеральных организаций.

    Однако они достаточно эффективно действуют в тех рамках, которые устанавливают для них соответствующие органы самоуправления для реализации своих задач.

    Вывод

    Итак, в статье мы попытались выяснить, что собой представляет такое понятие, как исполнительный орган. В заключение нужно отметить, что существующая структура подобных организаций действует достаточно эффективно. Но данный факт не исключает необходимости её модернизации.

    Источник: https://FB.ru/article/267388/ispolnitelnyiy-organ-vlasti-rf

    Организационная система, компетенция, регламентация и классификация исполнительных органов государственной власти

    Исполнительные органы государственной власти
    Определение 1

    Органом государственной исполнительной власти называют субъекты публичного права, которые сформированы в определенном законодательном порядке, обладающие организационно-правовой формой государственного бюджетного учреждения, которые финансируются из бюджета либо РФ, либо ее субъекта, наделены компетенцией, правами и имуществом юрлица учредителями, включены в организационную систему государственной исполнительной власти, принимают участие в осуществлении возложенных на данную систему задач, целей, а также функций, административного управления и административно-правового регулирования с помощью издания правовых актов либо осуществления прочих организационных действий.

    Исполнительные органы государственной власти – это организованные структурные элементы государства, которые имеют статус субъекта публичного права, а также юридического лица.

    Они образовываются и ликвидируются исключительно самим государством – органами законодательной или исполнительной власти в строго организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения.

    Государство также осуществляет их финансирование.

    Данные правовые субъекты также называют органами исполнительной власти. Также есть и прочие наименования, такие как «исполнительные органы», «органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление», «государственные органы управления», «структуры государственного управления».

    Замечание 1

    Согласно федеративному устройству РФ, собственные органы исполнительной власти есть и у РФ, и у ее субъектов. Их, соответственно, называют федеральными и региональными.

    Во время исторического развития исполнительные органы РФ получили некоторую организационную, а также правовую и функциональную специфику. Они заметно изменились в соответствии с Конституцией, выпущенной в 1993 году. По до этого действовавшему законодательству их именовали органами государственного управления либо же исполнительно-распорядительными органами.

    Из-за значительных политических и социально-экономических перемен в стране, сильным снижением государственного сектора экономики данные органы функционально все значительней отходят от прямого государственного управления хозяйственной, а также прочей деятельностью учреждений, предприятий, организаций.

    Они формируются уже в качестве субъектов, которые принимают участие в осуществлении государственного, а также правового регулирования в области собственной деятельности, а также на подведомственной территории.

    За ними закрепляются управленческие функции только касательно тех организационных звеньев, которые непосредственно входят в систему исполнительных органов государственной власти, а также строго подчиненных им организаций, учреждений, предприятий.

    Конституция Российской Федерации, а также актуальное законодательство сформировали правовые условия для трансформации характера взаимодействия органов исполнительной власти и органов законодательной власти. Они значительно повлияли на возрастание самостоятельности, а также снижение прямого влияния законодательной (или представительной) власти на органы исполнительной власти.

    Замечание 2

    Федеральные органы исполнительной власти создаются чаще всего при определяющем решении Президента РФ и Правительства РФ, а региональные – уже по решению высших должностных лиц, стоящих у власти субъектов РФ, а также их правительств.

    За большинством органов законодательной власти все еще стоит такой значимый канал власти, как законы, которые они вправе принимать.

    В это же время Президент РФ, а также органы исполнительной власти (то есть Правительство страны, высшие должностные лица, а также правительства субъектов (администрации)) имеют возможность воздействовать на правотворческую деятельность органов законодательной власти с помощью предоставленного им официального права законодательной инициативы. Президент России, а также высшие должностные лица субъектов страны имеют право подписи, а также право возвращения законов на повторное рассмотрение. Для обеспечения максимально тесного и при этом конструктивного взаимодействия с органами законодательной власти органы власти исполнительной вправе назначить в них своих собственных представителей.

    Исполнительные органы государственной власти формируют организационную систему, входящую в систему органов государственной власти РФ. В Конституции РФ есть несколько очень значимых предписаний, которые закрепляют существование данной системы, а также уточняют ее параметры.

    В ведении РФ находится непосредственное установление определенной системы федеральных органов исполнительной власти, а также конкретного порядка их организации и деятельности, формирование данных органов.

    Федерация, а также ее субъекты вместе занимаются определением базовых принципов организации системы исполнительных органов власти государства.

    Субъекты РФ самостоятельно занимаются установлением системы органов исполнительной власти, руководствуясь базой конституционного строя страны, а также общими принципами организации органов власти государства.

    Замечание 3

    Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти.

    Осуществлением исполнительной власти страны занимается непосредственно Правительство Российской Федерации, которое, в свою очередь, включает в себя Председателя Правительства, его замов, а также федеральных министров.

    Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти России, который стоит во главе системы органов исполнительной власти страны.

    В Конституции РФ не указаны другие, кроме правительства, федеральные органы исполнительной власти государства, но, при этом, таких органов довольно много.

    Система органов исполнительной власти устанавливается Указами Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». К данным органам причисляют федеральные министерства, агентства, а также службы.

    Исполнительная власть непосредственно в субъектах страны осуществляется собственными высшими органами субъектов, то есть правительствами (или администрациями), стоящими во главе по ФЗ высшими должностными лицами данных субъектов (губернаторами либо президентами). В субъектах РФ образовываются в соответствии с конституциями (или уставами), а также региональными законами органы государственной исполнительной власти в виде комитетов, министерств, департаментов, управлений, отделов и т.д.

    Основы организации, а также деятельности исполнительных органов государственной власти устанавливаются в обширной системе нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ, ФЗ, указах Президента страны, постановлениях Правительства, конституциях, уставах непосредственно субъектов РФ, прочих законах субъектов страны либо прочих нормативных правовых актов. Почти каждый из имеющихся органов исполнительной власти обладает базовым нормативным правовым актом, который определяет его статус, фиксированный порядок образования, функционирования, организации. В некоторых случаях подобным актом считается федеральный либо региональный закон.

    Пример 1

    Основы организации и деятельности высшего исполнительного органа государственной власти страны регулируются Федеральным конституционным законом, который называется «О Правительстве РФ».

    Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов образовываются и функционируют на основании существующих положений касательно данных органов.

    Положения о федеральных органах исполнительной власти, которые подведомственны Президенту по абсолютно всем вопросам, которые закреплены за ним Конституцией, а также федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждает непосредственно Президент.

    Положения о прочих федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством страны. Положения касательно исполнительных органов государственной власти в субъектах страны утверждают, соответственно, высшие органы исполнительной власти данных субъектов.

    Для правового статуса исполнительных органов власти государства в большей степени характерна имеющаяся некая компетентность, которая выражается в принадлежащих данным органам властных правах, а также соответствующих им обязанностях. Зачастую в нормативных актах применяется термин «полномочие», он, соответственно, охватывает и права, и обязанности органа исполнительной власти либо должностного лица.

    Компетенционные права и обязанности

    На основании законов и правовых актов стоящих выше органов исполнительной власти происходит наделение органов исполнительной власти соответствующей компетенцией.

    Компетенционные права органов исполнительной власти направлены только на те субъекты права, которые им непосредственно подчиняются либо являются подведомственными, и поэтом строго юридически должны следовать принимаемым ими официальным правовым актам.

    Компетенционные обязанности обладают двоякой направленностью. Во-первых, определенные органы исполнительной власти имеют обязанности перед прочими органами государственной власти, акты которых законодательно они обязаны исполнять, перед которым держат отчет.

    И, во-вторых, они имеют некие обязанности перед теми, кто находится у них в подчинении, а также перед подведомственными субъектами.

    В обоих ситуациях содержание обязанностей состоит в обязательности принятия правовых решений при имеющихся предусмотренных по закону условиях, в исправном и результативном применении предоставленной власти (то есть компетенции).

    Вывод

    Получается, что в правоотношениях с исполнительными органами именно находящиеся у них в ведомстве субъекты административного права не просто должны слепо следовать воле их власти, но также и имеют право ждать и предъявлять требования, чтобы они грамотно и результативно применяли имеющуюся у них власть для достижения предусматриваемых правом результатов.

    Исполнительные органы госвласти занимаются подзаконной деятельностью. Государством на данные органы возложена деятельность касательно исполнения законов. Именно поэтому ее именуют и исполнительной, и также подзаконной.

    Данные государственные органы должны осуществлять указы Президента страны, а также правовые акты стоящих выше региональных и федеральных органов, направленные им правовые акты органов контрольной и судебной ветвей власти.

    возложенной на данные органы исполнительной власти деятельности определено в законе такими категориями, как задачи, цели, функции, предметы ведения, методы, формы, полномочия, компетенции, обязанности, права.

    Изменчивость структуры исполнительных органов

    Система исполнительных органов госвласти, а также непосредственно данные органы обладают структурой, которая склонна к постоянным переменам. Она зафиксирована в правовых актах, схемах управления, а также штатных расписаниях. Систему, а также структуру органов исполнительной власти на федеральном уровне утверждает непосредственно Президент страны.

    Руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (или представительных), а также исполнительных органов госвласти субъектов РФ» данная система исполнительных органов госвласти субъекта страны обозначается законодательством соответствующего субъекта.

    Их точная структура устанавливается высшим должностным лицом, то есть руководителем высшего исполнительного органа госвласти того самого субъекта.

    Улучшение организационной структуры госвласти исполнительного характера – это довольно сложная, но при этом важная задача.

    Значительная часть неверных решений, принимаемых на сегодняшний день в сфере создания госорганов в целом, а также непосредственно органов исполнительной власти, очевидна. Зачастую систему органов госвласти, государственный аппарат в литературных произведениях сравнивают с машиной.

    Но при создании, а также формировании данной системы еще не научились применять верные расчеты, а также точные технологии, такие, как при создании машин, а также их систем.

    Замечание 4
    Создатели государственных органов часто проигрывают в уровне профессионализма специалистам технических систем из-за того, что делают упор не на твердый расчет, а, в основном, на благие пожелания, ведомственные либо клановые, а также собственные интересы и представления, которые зачастую просто неверны. Если бы ситуация была противоположной, РФ не подвергалась бы постоянным организационным реформам.

    Отличия между исполнительными органами и государственными организациями можно обозначить такими пунктами:

    • Исполнительные органы причисляются к организационной системе госвласти, а государственные организации не входят в эту систему.
    • У исполнительных органов есть некий объем исполнительной власти и компетенций, данный государством, а у госорганизаций нет.
    • Исполнительные органы принимают участие в осуществлении государственной исполнительной власти, а также административном управлении и административно-правовом регулировании, а государственные организации на себе испытывают влияние власти, регулирования и управления, они занимаются выполнением производственно-хозяйственной, социально-культурной, а также прочей невластной деятельностью.

    Есть некая схожесть между исполнительными органами госвласти, а также трудящимися в них должностными лицами. Они располагаются в системе государственной исполнительной власти, и имеют некую компетенцию.

    Но должностные лица не считаются структурными подразделениями и не имеют внутренней структуры.

    Они занимают должности в исполнительных органах и причисляются к индивидуальным субъектам права (то есть физическим лицам), а органы исполнительной госвласти причисляются к коллективным (или организованным) субъектам.

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ispolnitelnye-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.