Исполнительная власть

Содержание

Кто осуществляет исполнительную власть в РФ: Конституция РФ

Исполнительная власть

Согласно Конституции РФ, органом, осуществляющим исполнительную власть в РФ, выступает правительство. Оно управляет государственными делами и задачами, контролирует их реализацию. Однако только правительством исполнительная власть не ограничивается. Она реализуется системой и структурой органов, которые пребывают в иерархической взаимосвязи. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Кто осуществляет исполнительную власть в РФ?

Понятие и правовые аспекты исполнительной власти

Исполнительная власть (ИВ) представляет собой комплекс функций по управлению делами государства, практическому осуществлению законодательных положений. Ее работа нацелена на удовлетворение нужд, защиту интересов населения и достигается средствами общественного, в основном, административного права. Исходя из ст. 110 Конституции, ИВ в России являет собой правительство.

Оно включает в свой состав председателя, его заместителей и федеральных министров. Иных глав, освещающих непосредственно принадлежность к ИВ в РФ, в Конституции нет. Правительство, наряду с главой государства, Федеральным собранием и судебными инстанциями, выступает высшим органом страны.

Свои обязанности оно реализует посредством работы министерств и ведомств, которые пребывают в строгом ему подчинении.

Статьи 110, 111 Конституции РФ

Председатель правительства определяется главой РФ с одобрения Госдумы. После его утверждения устанавливаются структура органов ИВ, приоритетные функции и цели, организуется их работа.

Система и структура исполнительной власти

Оба понятия достаточно схожи, но не идентичны и имеют характерные отличия, что обозначено в ст. 77, 112 Конституции.

Таблица. Сравнительное описание системы и структуры ИВ

ТерминологияОписание
СистемаБолее общее понятие. Включает правительство, ведомства, министерства. Выделяются две ступени власти: федеральную и региональную — обе они формируют единую систему (ст. 77 Конституции). К первой относятся министерства, федеральные службы и агентства. К региональному уровню причисляют министерства, комитеты, департамент, главуправление. Субъекты устанавливают собственную систему ИВ, опираясь на предписания законодательства
СтруктураУточняет государственные формирования, образующие систему, то есть определяются конкретные органы, должности, наделенные полномочиями в какой-либо сфере деятельности (министерство здравоохранения, транспорта, обороны, финансов, внутренних дел, культуры, морская коллегия, комиссия по законопроектам и так далее)

Статья 112 Конституции РФ

Президент наделен главенствующей ролью в формировании системы и структуры ИВ. На уровне законодательства эти вопросы не регламентированы.

ВНИМАНИЕ! На основании собственных указов президент утверждает структуру правительственных элементов, редактирует ее. Но полномочия могут определяться не только распоряжениями главы страны, но и федеральной законодательной базой.

Правительство — высший исполнительный орган в РФ

Осуществление ИВ в России сопряжено с большой ответственность, поэтому отправные положения, регламентирующие работу правительства, закреплены законодательно главой 6 Конституции РФ, ФКЗ № 2 от 17.12.97 года, указах главы государства.

За свои действия оно отвечает непосредственно перед Президентом и активно взаимодействует со всеми высшими органами. Члены правительства не вправе становиться депутатами Госдумы. По инициативе Федерального собрания они должны являться на заседания и давать пояснения по требуемым моментам.

Правительство осуществляет взаимодействие непосредственно с президентом.

ВНИМАНИЕ! Глава страны, согласно Конституции, не причисляется ни к одной из трех ветвей власти: законодательной, судебной, исполнительной, однако в сфере последней за Президентом законодательно закреплен ряд полномочий, то есть фактически он вхож в нее.

Например, глава страны с одобрения Госдумы утверждает на должность или единолично снимает с нее председателя правительства, назначает и убирает других его членов. Президент самостоятельно регламентирует деятельность отдельных министерств (обороны, иностранных дел).

Также он может возглавлять собрание правительства, при этом постановления последнего по правовой силе ниже указов главы страны, то есть фактически руководит ИВ России не председатель правительства, а президент.

Но в целом высший орган ИВ сам принимает решения и осуществляет действия, отвечает за них. Правительство разрабатывает и вводит правовые документы без согласия на то президента.

Оно руководит и регламентирует работу всей единой системы исполнительных органов, строит взаимоотношения с судебной властью и Федеральным собранием.

В ст. 114 Конституции обозначен ряд обязанностей правительства РФ. В ее заключении указано, что орган вправе реализовывать и другие функции, предусмотренные иной законодательной базой, то есть подразумевается, что список, приведенный Конституцией, не является исчерпывающим.

Статья 114 Конституции РФ

Порядок формирования исполнительной власти

После вступления на пост главы государства запускается процедура создания органа ИВ. Президент должен сформировать правительство — круг своих помощников. Порядок утверждения председателя обозначен в ст. 111 Конституции и ст. 7 ФКЗ № 2 от 17.12.

97 года. Кандидатуру президент выдвигает на рассмотрение Госдумы в течение 14 дней с момента своего вступления на пост или отставки правительства. Вердикт выносится через 7 дней.

Если дума не одобрила претендента, президент в течение недели представляет нового.

При своем рассмотрении кандидат оглашает программу планируемой работы будущего правительства. Не более получаса он отвечает на вопросы, возникшие у членов Госдумы, далее собрание голосует за и или против назначения претендента на должность.

ВНИМАНИЕ! При трехкратном отказе в принятии кандидатуры, предлагаемой главой государства, последний вправе распустить данный орган, назначить новые выборы и утвердить председателя на основании собственного решения.

Такое законодательное положение подразумевает, что трехкратным отказом Госдума фактически голосует за свою отставку, при этом президенту Конституционным судом не запрещается предлагать на рассмотрение одного и того же претендента.

 После утверждения председателя в течение семи дней им предоставляется список лиц для назначения на посты руководителей федеральных ведомств. Сроки, отведенные на создание каждого органа, в данном случае не регламентированы.

Снять с должности, отстранить от выполнения обязанностей вправе только президент. Это производится при:

  • отставке;
  • недоверии;
  • невозможности продолжать исполнять обязанности (например, при проблемах со здоровьем).

При смещении с поста председателя осуществляется роспуск всех министерств и ведомств. Но функции за прежним правительством сохраняются до момента введения нового. На период до двух  месяцев полномочия председателя могут выполняться его заместителем.

Заседания высшего исполнительного органа

Правительство собирается минимум один раз в месяц. Присутствует специальный Регламент, закрепляющий ряд обязательных норм. На собраниях обсуждаются темы, связанные с реализацией полномочий ИВ.

Обязательной составляющей правительства выступает президиум, решающий актуальные и оперативные моменты.

Согласно статье 115 Конституции, реализация правительством государственной политики осуществляется на основании издания правовой документации двух форм:

  • постановления имеют наиболее важное значение. Утверждаются на заседаниях анием, заверяется председателем и его заместителем;
  • распоряжение оформляется по актуальным и оперативным вопросам.

Также важным аспектом выступает контроль за их выполнением. Помимо разработки, на правительство возлагается обязанность следить за реализацией положений документации.

Считается, что это способствует достижению быстрого и правильного результата, поскольку контроль часто ложится на те же инстанции, которые издали соответствующую нормативную базу.

Вынесенные в ходе заседаний положения обязательно реализовываются на территории РФ всеми субъектами и уполномоченными органами.

ВНИМАНИЕ! Если акты ИВ на региональном уровне расходятся с распоряжениями Правительства РФ, приоритет присваивается последним.

Если постановления ИВ противоречат Конституции, президентским указам, федеральным законам, глава государства вправе их отменить.

Статья 115 Конституции РФ

Признаки и функции исполнительной власти в России

Правительство РФ создает единство системы ИВ, формирует ее и следит за работой отдельных органов. Оно передает субъектам на региональном уровне часть своих функций, опираясь на соответствующие соглашения.

Признаки ИВ в РФ:

  • выступает обособленной ветвью госвласти, при этом пребывает в подчинении у законодательной;
  • отличается организованной системой элементов;
  • работа носит распорядительно-исполнительный характер, она постоянна и не прерывается;
  • обладает материальной базой и властно-принудительными правами.

К функциям и полномочиям российской ИВ относятся:

  • управленческая работа, реализующая госполитику в различных направлениях общественной жизни (образовательном, здоровьеохранном, научном, культурном и так далее);
  • регулирование экономики, передвижения товаров, услуг, финансов;
  • организация внешней политики РФ, обеспечение оборонного потенциала государства. Руководители военных ведомств подчинены президенту РФ, но весомые полномочия возлагаются и на ИВ. Последняя занимается снабжением оружием, техникой ВС, их материальной поддержкой, охраной границ государства. Правительство регулирует работу ФСБ с элементами ИВ;
  • составление бюджета страны и контроль за его реализацией, предоставление отчета в Госдуму. Высший орган ИВ решает вопросы снижения дефицита бюджета, бесконтрольного роста его расходов;
  • проведение денежного и финансово-кредитного регулирования;
  • контроль за следованием нормам законодательства;
  • гарантия безопасности граждан, противодействие преступности, охрана интересов населения;
  • нормотворчество. Правительство вправе самостоятельно подготавливать законопроекты и представлять их в Госдуму;
  • создание целевых программ на федеральном уровне;
  • формирование условий для предпринимательства за счет реализации принципов рыночной экономики;
  • управление собственностью на федеральном уровне;
  • принятие мер по нормализации экономического положения в стране, исполнение гарантий по материальному и соцобеспечению различных категорий населения.

ВНИМАНИЕ! Без распоряжения правительства не вносятся в Госдуму положения об утверждении или отказе от налогов, о выпуске госзаймов и иные законодательные положения, предполагающие затраты, погашаемые за счет бюджетных средств.

Главенствующая роль в реализации ИВ в РФ отводится правительству, решающему вопросы государственного значения. Министерства и ведомства пребывают в подчинении у высшего органа и выполняют часть возложенных на них задач. Общая структура элементов ИВ формируется после избрания президента РФ и утверждения председателя правительства.

— Функции исполнительной власти в России

Источник: https://yr-expert.com/kto-osushhestvlyaet-ispolnitelnuyu-vlast-v-rf/

Исполнительная власть РФ. Система органов исполнительной власти РФ

Исполнительная власть

Государственная исполнительная власть РФ реализуется посредством специальных институтов. Они наделяются определенными юридическими полномочиями. Рассмотрим далее, что собой представляет исполнительная власть в РФ.

Характеристика

Исполнительная власть в РФ представлена в форме относительно самостоятельного направления. Вместе с этим институты, входящие в нее, тесно взаимодействуют с законодательными и судебными учреждениями. Ее функции выражаются в практической реализации законодательства в масштабе всей страны.

Для их осуществления органы исполнительной власти РФ наделяются соответствующими полномочиями. Они проявляются в способности и возможности оказывать определенное влияние на поведение субъектов, подчинять их закону. Полномочия институтов реализуются в отношении к разным (индивидуальным и групповым) элементам общества.

Федеральная исполнительная власть РФ выступает в качестве неотъемлемого компонента внутриполитического механизма. Она всегда функционирует вместе с судебными и законодательными институтами. В тех сферах, где государственная власть отсутствует, не действует и исполнительная система в ее конституционном значении.

Так, в частности, нет ее на уровне отдельных коммерческих и бюджетных предприятий, учреждений.

Важный момент

Исполнительная власть не может рассматриваться как вид госдеятельности. Это обуславливается тем, что последняя выступает только как форма ее практической реализации. Из этого следует, что исполнительная власть и исполнительная деятельность также не тождественные понятия.

Первая является сущностным выражением второй. Власть отражает функциональную направленность исполнительной деятельности, определенности компетенции. Это означает, что первая выступает как базовая категория. В этой же связи исполнительная власть РФ не может отождествляться с госуправлением.

Последнее характеризуется именно как форма ее реализации.

Специфика

Исполнительная власть выражена в определенном виде госдеятельности. По своей сути, она является правоприменительной. Это качество принципиально отличает исполнительную власть и выступает в качестве ее прямого назначения.

Правоприменение обладает позитивным характером. Он выражается в прямом выполнении предписаний законодательства.

Это необходимо для организации эффективной, стабильной работы всех объектов и субъектов, находящихся под влиянием власти.

Особенности институтов

Исполнительная власть РФ, как выше было указано, реализуется через работу определенных учреждений. Это обязательное конституционное требование. Структура исполнительной власти РФ включает в себя только определенные институты. Ими не могут быть судебные или законодательные учреждения.

Свои динамические качества система приобретает через работу своих органов, которые, в свою очередь, характеризуются как исполнительные субъекты. Здесь следует сказать о необходимости разделять понятия.

Исполнительная власть РФ, обладая субъектным выражением, не может рассматриваться как комплекс институтов, призванных осуществлять правоприменительные функции. Она только выражена в их практической работе.

Сферы влияния

Исполнительная власть РФ характеризуется тем, что в распоряжении ее субъектов находятся наиболее значимые элементы:

  • Важнейшие коммуникационные средства.
  • Финансы.
  • Армия и прочие воинские подразделения.
  • Полиция.
  • Службы внешней и внутренней безопасности.
  • Уголовно-исполнительные учреждения и так далее.

Отличия от госуправления

Государственное регулирование и исполнительная власть характеризуются единой основой.

Вместе с этим следует учитывать, что исполнительно-распорядительная деятельность (управление) в большей степени выступает как организационно-правовая категория, а работа по реализации исполнительной власти — политико-правовая.

Госуправление является более широким понятием. Исполнительная же власть в определенной степени является производной от него системой.

Она призвана определять характер и объем полномочий, которые реализуются в рамках управления. Вместе с этим госрегулирование выступает как вид деятельности, направленный на практическое воплощение, претворение в жизнь исполнительной власти. Последняя составляет суть управленческой работы.

Исполнительная власть выражает, главным образом, ее функциональную направленность. Это означает, что все ее субъекты выступают и звеньями госуправления. Вместе с этим не все элементы могут являться таковыми в конституционном смысле.

Например, не могут выступать такими звеньями администрацию госорганизации или концерна.

Дуализм

Полномочия по управлению системой исполнительной власти разделяются между двумя органами. Одним из них выступает президент. Вторым институтом является Высший орган исполнительной власти РФ. Такая правовая позиция четко отражена в Указе Президента.

В документе определяются органы исполнительной власти РФ, подведомственные указанным институтам. Президент наделен достаточно широкими полномочиями.

В организационном плане Высший орган исполнительной власти РФ, как исполнительный институт, ему не подчиняется.

Разграничение предметов ведения

В Федеративном государстве, каким выступает РФ, крайне важным является закрепление принципа единства госвласти. На различных уровнях, не соподчиненных друг другу, обеспечивается единый подход к реализации внутренней политики страны.

Разделение сфер влияния между ключевыми институтами предполагает разграничение предметов ведения. Такой принцип присутствует во всех направлениях госполитики. Органы исполнительной власти РФ могут решать вопросы на разных уровнях.

Одни из них относятся к исключительному ведению России, другие — только лишь к полномочиям ее субъектов (регионов). Существуют также вопросы, которые решаются совместно. Для каждой категории принцип единства подходов определяется по-разному.

Что касается вопросов исключительного ведения субъектов, то их решение осуществляется региональными органами самостоятельно, без участия федеральных институтов.

Установленные схемы разделения

В пределах вопросов исключительного ведения России только федеральные органы исполнительной власти РФ могут принимать нормативные акты. Их реализация осуществляется всеми институтами на всех уровнях. В частности, речь идет и о самих федеральных органах, и о региональных, и о местных.

Таким образом, в отношении предметов ведения России формируется вертикальная схема. По вопросам, которые решаются совместно, институты фактически и формально не соподчиняются. Каждый из них на своем уровне принимает и реализует нормативные акты.

Существует три схемы разделения полномочий в сфере совместного ведения:

1. Управление производится двумя не соподчиненными органами исполнительной власти региона и РФ. Разграничение может быть представлено в следующем виде:

  • общее регулирование — детальное управление;
  • прямое распределение предусмотренных полномочий по уровням власти федеральным законодательным актом.

2. Управление осуществляется региональным институтом, которому были делегированы соответствующие возможности.

3. Полномочия реализует территориальное подразделение федерального исполнительного органа, которые переданы ему субъектом. В настоящее время такая схема на практике не реализуется.

Система органов исполнительной власти РФ

Она включает в себя:

  • Министерства.
  • Федеральные агентства.
  • Службы.
  • Подведомственность определяется в зависимости от направления деятельности этих институтов. Например, Министерство обороны, МИД, МВД, ФСБ подчиняются президенту. Институтом, которому подведомственны Минфин, Минрегионразвития, Минтранспорта и пр., выступает правительство РФ. Исполнительная власть на уровне субъектов может быть представлена в обобщенной форме:

  • Губернатор области, президент республики и пр.
  • Высший орган исполнительной власти.
  • Центральные институты специальной компетенции.
  • Территориальные учреждения.
  • Особенности организации

    Существует два вида построения структуры:

  • Линейная. Она предполагает ответственность руководителя органа за его работу в целом. Администрация оказывает управленческое влияние на всех подчиненных. При этом руководитель имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности виновных в тех или иных нарушениях лиц. При такой структуре имеет место последовательное соподчинение служащих от нижестоящих к вышестоящим.
  • Функциональная. В такой организационной модели руководитель назначается линейным начальником. Кандидатура при этом согласовывается с функциональным должностным лицом. К примеру, глава подразделения ДПС назначается руководителем территориального органа. Однако его кандидатура должна быть согласована с начальником регионального ГИБДД.
  • Подразделения

    Существуют следующие виды структурных единиц:

    1. Руководство. Оно включает в себя непосредственных начальников и их заместителей. Каждый из них представляет собой относительно самостоятельную единицу. Заместители разделаются на:

    • первых, осуществляющих полномочия начальников в полном объеме на случай их отсутствия;
    • простые;
    • решающие определенный круг вопросов.

    2. Отделы:

    • оперативные, решающие текущие вопросы, касающиеся деятельности органа;
    • функциональные, в ведении которых находятся обособленные задачи, не связанные прямо с целями работы института (бухгалтерия, к примеру);
    • территориальные;
    • вспомогательные и материально-технические.

    Компетенция

    Система органов исполнительной власти РФ обладает определенными юридическими возможностями осуществлять те или иные юридически значимые действия или принимать решения, влекущие последствия, обязательные для соблюдения третьими лицами. Полномочия классифицируются в зависимости от функционального назначения на:

  • Руководящие. Они предполагают управление работой, определение целевых показателей, наличие возможности на дачу обязательных для выполнения распоряжений.
  • Регулятивные. Они касаются как принятия нормативных актов, устанавливающих соответствующие правила, так и обеспечения их реализации в ходе текущей работы.
  • Надзорные. Эти полномочия могут реализовываться как относительно организационно, так и функционально подчиненных субъектов.
  • Координационные. Такие полномочия реализуются в том случае, если исполняющему органу не подчинены учреждения, которые он контролирует. Например, такая работа осуществляется межведомственными комиссиями.
  • В зависимости от способа закрепления полномочия могут быть:

  • Общефункциональными. В этом случае имеет место примерное определение круга полномочий.
  • Перечневыми. Такие возможности конкретно устанавливаются в открытых или закрытых списках. Первый способ используется при закреплении полномочий правительства, например. Закрытые перечни устанавливают круг возможностей для институтов специальной компетенции.
  • Делегированными.
  • Договорными.
  • В зависимости от порядка реализации выделяют:

  • Связанные полномочия. Они предполагают возможность принятия только одного определенного решения при наличии конкретного юридического факта.
  • Полномочия, реализуемые по разрешению вышестоящего лица/органа. Такие ситуации, например, имеют место, когда служащий может продлить какой-либо срок или запросить документацию после согласования со своим руководителем.
  • Совместные полномочия. Они могут реализовываться по соглашению между органами. Например, по договору может осуществляться проверка с участием какой-либо службы.
  • Дискреционные полномочия. Они реализуются по усмотрению в случаях, когда должностному лицу предоставлена возможность оценить совокупность фактов и принять соответствующее решение.
  • В зависимости от наделенных полномочий и определяется круг вопросов, относящихся к ведению того или иного института (подведомственность).

    Источник

    Источник: https://ideiforbiz.ru/ispolnitelnaya-vlast-rf-sistema-organov-ispolnitelnoj-vlasti-rf.html

    Организационная система, компетенция, регламентация и классификация исполнительных органов государственной власти

    Исполнительная власть
    Определение 1

    Органом государственной исполнительной власти называют субъекты публичного права, которые сформированы в определенном законодательном порядке, обладающие организационно-правовой формой государственного бюджетного учреждения, которые финансируются из бюджета либо РФ, либо ее субъекта, наделены компетенцией, правами и имуществом юрлица учредителями, включены в организационную систему государственной исполнительной власти, принимают участие в осуществлении возложенных на данную систему задач, целей, а также функций, административного управления и административно-правового регулирования с помощью издания правовых актов либо осуществления прочих организационных действий.

    Исполнительные органы государственной власти – это организованные структурные элементы государства, которые имеют статус субъекта публичного права, а также юридического лица.

    Они образовываются и ликвидируются исключительно самим государством – органами законодательной или исполнительной власти в строго организационно-правовой форме государственного бюджетного учреждения.

    Государство также осуществляет их финансирование.

    Данные правовые субъекты также называют органами исполнительной власти. Также есть и прочие наименования, такие как «исполнительные органы», «органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление», «государственные органы управления», «структуры государственного управления».

    Замечание 1

    Согласно федеративному устройству РФ, собственные органы исполнительной власти есть и у РФ, и у ее субъектов. Их, соответственно, называют федеральными и региональными.

    Во время исторического развития исполнительные органы РФ получили некоторую организационную, а также правовую и функциональную специфику. Они заметно изменились в соответствии с Конституцией, выпущенной в 1993 году. По до этого действовавшему законодательству их именовали органами государственного управления либо же исполнительно-распорядительными органами.

    Из-за значительных политических и социально-экономических перемен в стране, сильным снижением государственного сектора экономики данные органы функционально все значительней отходят от прямого государственного управления хозяйственной, а также прочей деятельностью учреждений, предприятий, организаций.

    Они формируются уже в качестве субъектов, которые принимают участие в осуществлении государственного, а также правового регулирования в области собственной деятельности, а также на подведомственной территории.

    За ними закрепляются управленческие функции только касательно тех организационных звеньев, которые непосредственно входят в систему исполнительных органов государственной власти, а также строго подчиненных им организаций, учреждений, предприятий.

    Конституция Российской Федерации, а также актуальное законодательство сформировали правовые условия для трансформации характера взаимодействия органов исполнительной власти и органов законодательной власти. Они значительно повлияли на возрастание самостоятельности, а также снижение прямого влияния законодательной (или представительной) власти на органы исполнительной власти.

    Замечание 2

    Федеральные органы исполнительной власти создаются чаще всего при определяющем решении Президента РФ и Правительства РФ, а региональные – уже по решению высших должностных лиц, стоящих у власти субъектов РФ, а также их правительств.

    За большинством органов законодательной власти все еще стоит такой значимый канал власти, как законы, которые они вправе принимать.

    В это же время Президент РФ, а также органы исполнительной власти (то есть Правительство страны, высшие должностные лица, а также правительства субъектов (администрации)) имеют возможность воздействовать на правотворческую деятельность органов законодательной власти с помощью предоставленного им официального права законодательной инициативы. Президент России, а также высшие должностные лица субъектов страны имеют право подписи, а также право возвращения законов на повторное рассмотрение. Для обеспечения максимально тесного и при этом конструктивного взаимодействия с органами законодательной власти органы власти исполнительной вправе назначить в них своих собственных представителей.

    Исполнительные органы государственной власти формируют организационную систему, входящую в систему органов государственной власти РФ. В Конституции РФ есть несколько очень значимых предписаний, которые закрепляют существование данной системы, а также уточняют ее параметры.

    В ведении РФ находится непосредственное установление определенной системы федеральных органов исполнительной власти, а также конкретного порядка их организации и деятельности, формирование данных органов.

    Федерация, а также ее субъекты вместе занимаются определением базовых принципов организации системы исполнительных органов власти государства.

    Субъекты РФ самостоятельно занимаются установлением системы органов исполнительной власти, руководствуясь базой конституционного строя страны, а также общими принципами организации органов власти государства.

    Замечание 3

    Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ формируют единую систему исполнительной власти.

    Осуществлением исполнительной власти страны занимается непосредственно Правительство Российской Федерации, которое, в свою очередь, включает в себя Председателя Правительства, его замов, а также федеральных министров.

    Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти России, который стоит во главе системы органов исполнительной власти страны.

    В Конституции РФ не указаны другие, кроме правительства, федеральные органы исполнительной власти государства, но, при этом, таких органов довольно много.

    Система органов исполнительной власти устанавливается Указами Президента «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», а также «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». К данным органам причисляют федеральные министерства, агентства, а также службы.

    Исполнительная власть непосредственно в субъектах страны осуществляется собственными высшими органами субъектов, то есть правительствами (или администрациями), стоящими во главе по ФЗ высшими должностными лицами данных субъектов (губернаторами либо президентами). В субъектах РФ образовываются в соответствии с конституциями (или уставами), а также региональными законами органы государственной исполнительной власти в виде комитетов, министерств, департаментов, управлений, отделов и т.д.

    Основы организации, а также деятельности исполнительных органов государственной власти устанавливаются в обширной системе нормативных правовых актов, то есть Конституции РФ, ФЗ, указах Президента страны, постановлениях Правительства, конституциях, уставах непосредственно субъектов РФ, прочих законах субъектов страны либо прочих нормативных правовых актов. Почти каждый из имеющихся органов исполнительной власти обладает базовым нормативным правовым актом, который определяет его статус, фиксированный порядок образования, функционирования, организации. В некоторых случаях подобным актом считается федеральный либо региональный закон.

    Пример 1

    Основы организации и деятельности высшего исполнительного органа государственной власти страны регулируются Федеральным конституционным законом, который называется «О Правительстве РФ».

    Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, а также ее субъектов образовываются и функционируют на основании существующих положений касательно данных органов.

    Положения о федеральных органах исполнительной власти, которые подведомственны Президенту по абсолютно всем вопросам, которые закреплены за ним Конституцией, а также федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждает непосредственно Президент.

    Положения о прочих федеральных органах исполнительной власти утверждаются Правительством страны. Положения касательно исполнительных органов государственной власти в субъектах страны утверждают, соответственно, высшие органы исполнительной власти данных субъектов.

    Для правового статуса исполнительных органов власти государства в большей степени характерна имеющаяся некая компетентность, которая выражается в принадлежащих данным органам властных правах, а также соответствующих им обязанностях. Зачастую в нормативных актах применяется термин «полномочие», он, соответственно, охватывает и права, и обязанности органа исполнительной власти либо должностного лица.

    Компетенционные права и обязанности

    На основании законов и правовых актов стоящих выше органов исполнительной власти происходит наделение органов исполнительной власти соответствующей компетенцией.

    Компетенционные права органов исполнительной власти направлены только на те субъекты права, которые им непосредственно подчиняются либо являются подведомственными, и поэтом строго юридически должны следовать принимаемым ими официальным правовым актам.

    Компетенционные обязанности обладают двоякой направленностью. Во-первых, определенные органы исполнительной власти имеют обязанности перед прочими органами государственной власти, акты которых законодательно они обязаны исполнять, перед которым держат отчет.

    И, во-вторых, они имеют некие обязанности перед теми, кто находится у них в подчинении, а также перед подведомственными субъектами.

    В обоих ситуациях содержание обязанностей состоит в обязательности принятия правовых решений при имеющихся предусмотренных по закону условиях, в исправном и результативном применении предоставленной власти (то есть компетенции).

    Вывод

    Получается, что в правоотношениях с исполнительными органами именно находящиеся у них в ведомстве субъекты административного права не просто должны слепо следовать воле их власти, но также и имеют право ждать и предъявлять требования, чтобы они грамотно и результативно применяли имеющуюся у них власть для достижения предусматриваемых правом результатов.

    Исполнительные органы госвласти занимаются подзаконной деятельностью. Государством на данные органы возложена деятельность касательно исполнения законов. Именно поэтому ее именуют и исполнительной, и также подзаконной.

    Данные государственные органы должны осуществлять указы Президента страны, а также правовые акты стоящих выше региональных и федеральных органов, направленные им правовые акты органов контрольной и судебной ветвей власти.

    возложенной на данные органы исполнительной власти деятельности определено в законе такими категориями, как задачи, цели, функции, предметы ведения, методы, формы, полномочия, компетенции, обязанности, права.

    Изменчивость структуры исполнительных органов

    Система исполнительных органов госвласти, а также непосредственно данные органы обладают структурой, которая склонна к постоянным переменам. Она зафиксирована в правовых актах, схемах управления, а также штатных расписаниях. Систему, а также структуру органов исполнительной власти на федеральном уровне утверждает непосредственно Президент страны.

    Руководствуясь ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (или представительных), а также исполнительных органов госвласти субъектов РФ» данная система исполнительных органов госвласти субъекта страны обозначается законодательством соответствующего субъекта.

    Их точная структура устанавливается высшим должностным лицом, то есть руководителем высшего исполнительного органа госвласти того самого субъекта.

    Улучшение организационной структуры госвласти исполнительного характера – это довольно сложная, но при этом важная задача.

    Значительная часть неверных решений, принимаемых на сегодняшний день в сфере создания госорганов в целом, а также непосредственно органов исполнительной власти, очевидна. Зачастую систему органов госвласти, государственный аппарат в литературных произведениях сравнивают с машиной.

    Но при создании, а также формировании данной системы еще не научились применять верные расчеты, а также точные технологии, такие, как при создании машин, а также их систем.

    Замечание 4

    Создатели государственных органов часто проигрывают в уровне профессионализма специалистам технических систем из-за того, что делают упор не на твердый расчет, а, в основном, на благие пожелания, ведомственные либо клановые, а также собственные интересы и представления, которые зачастую просто неверны. Если бы ситуация была противоположной, РФ не подвергалась бы постоянным организационным реформам.

    Отличия между исполнительными органами и государственными организациями можно обозначить такими пунктами:

    • Исполнительные органы причисляются к организационной системе госвласти, а государственные организации не входят в эту систему.
    • У исполнительных органов есть некий объем исполнительной власти и компетенций, данный государством, а у госорганизаций нет.
    • Исполнительные органы принимают участие в осуществлении государственной исполнительной власти, а также административном управлении и административно-правовом регулировании, а государственные организации на себе испытывают влияние власти, регулирования и управления, они занимаются выполнением производственно-хозяйственной, социально-культурной, а также прочей невластной деятельностью.

    Есть некая схожесть между исполнительными органами госвласти, а также трудящимися в них должностными лицами. Они располагаются в системе государственной исполнительной власти, и имеют некую компетенцию.

    Но должностные лица не считаются структурными подразделениями и не имеют внутренней структуры.

    Они занимают должности в исполнительных органах и причисляются к индивидуальным субъектам права (то есть физическим лицам), а органы исполнительной госвласти причисляются к коллективным (или организованным) субъектам.

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ispolnitelnye-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

    Исполнительная ветвь власти РФ

    Исполнительная власть

    Определение 1

    Исполнительная ветвь власти РФ – это независимый и самостоятельный вид публичной, государственной власти, который выполняет комплекс функций по управлению государственными делами.

    Усложнение общественных отношений и развитие общества привели к постепенному выделению прослойки людей, которые стремились к власти и управлению обществом. Власть отделилась от народа, появились законы, суды, армия.

    Возникло государство — общность людей, проживающая на одной территории, во главе которой стояла организованная власть (если власть сосредотачивалась в одних руках, то государство было авторитарным или тоталитарным).

    Еще Аристотель говорил, что власть надо делить между разными сферами по направлению деятельности. Французский просветитель Шарль-Луи Монтескье подчеркивал необходимость разделения власти между законодательной, судебной и исполнительной ветвями. Благодаря такому разделению можно ограничить любую тиранию или диктатуру.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Одно из условий существования демократического государства – это разделение власти на три независимые друг от друга, но и в достаточной мере друг друга контролирующие ветви:

    • законодательную,
    • исполнительную,
    • судебную.

    Замечание 1

    Законодательная власть принимает законы, исполнительная – их выполняет, а судебная осуществляет правосудие. Система разделения власти существует для того, чтобы ни одна из ветвей не возвышалась над другой.

    Форма государственно-территориального устройства России – федерация, где есть определенная самостоятельность у каждого ее субъекта, и есть общий федеральный центр, который создает законы, подчиняющие своей юридической силе деятельность всех субъектов федерации, каждого гражданина в отдельности. Все субъекты РФ скреплены договором, который был подписан в 1992 г.

    В любом государстве власть издает законы, следит за их исполнением, а также судит тех людей, которые нарушают эти законы. В рамках РФ исполнительную власть олицетворяет правительство, законодательную – федеральное собрание и судебная ветка власти – система судов РФ.

    Замечание 2

    Исполнительная власть в России принадлежит Правительству РФ. Правовой основой его деятельности является Конституция РФ и федеральный конституционный закон о Правительстве РФ.

    Согласно части второй, статьи 110 Конституции, Правительство состоит из:

    • Председателя Правительства РФ,
    • заместителей Председателя Правительства РФ,
    • федеральных министров,
    • государственных комитетов, которые имеют нижестоящие структуры на местах.

    Правительство возглавляет Председатель Правительства РФ, он назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Президент подает кандидатуру будущего Председателя Правительства в Государственную Думу на рассмотрение. Она либо утверждает, либо отклоняет кандидатуру.

    После утверждения кандидатуры, в течение 7 дней назначенный Председатель Правительства РФ предлагает кандидатуры на пост заместителя Председателя Правительства РФ и министров. Срок полномочия Правительства РФ связан со сроком полномочия президента. В отставку оно идет вместе с президентом.

    Всего за время существования современной России было 15 правительств.

    Признаки исполнительной власти:

    • относительно самостоятельная и ограниченная ветвь государственной власти;
    • подчинена законодательной власти, то есть подзаконна ей по своим задачам и характеру;
    • структурирована в виде четко организованной системы органов исполнительной власти на разных уровнях;
    • деятельность исполнительно-распорядительного характера, непрерывная и постоянная во времени;
    • исключительный обладатель властных полномочий, носящих принудительный характер и материальных ресурсов.

    Структура исполнительной власти

    В построении исполнительной власти важную роль играет принцип федерализма, в соответствии с которым выделяют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Структура исполнительной власти:

    • Высший исполнительный орган РФ — Председатель Правительства (высшее должностное лицо), министры.
    • Федеральные органы исполнительной власти – МВД (Министерство внутренних дел), ФСЮ (Федеральная служба безопасности), министерство обороны, министерство юстиции, министерство по делам гражданской обороны, чс и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерство здравоохранения, министерство образования.
    • Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Президент РФ, правительство на уровне субъекта Российской Федерации (министерства, гос. комитеты, управления).
    • Органы муниципальной власти — мэрия или администрация, департаменты, главные управления, управления, комитеты.

    Министерства, подчиняющиеся непосредственно президенту РФ: МВД, МИД, министерство обороны, министерство юстиции, министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Полномочия и функции исполнительной власти

    Замечание 3

    Исполнительная власть – это власть, которая исполняет те законы и законодательные акты, которые пишут законодатели. Чиновники, которые входят в состав исполнительной власти занимаются тем, что определяют, как конкретными мерами исполнить тот или иной написанный законодателем закон или исполнительный акт.

    Исполнительная власть должна действовать эффективно и исполнять все пожелания общества, но при этом чиновники не имеют права расходовать средства по своему усмотрению. Например, срочно нужно отремонтировать дорогу, мост или построить новую школу, поликлинику, детский садик, завод.

    Эти расходы должны быть прописаны в законе, то есть в бюджете, потому что это деньги не чиновника, а налогоплательщика. За работу исполнительной власти отвечает правительство. Если Правительство РФ не справляется с обязательствами, Президент выражает ему недоверие и отправляет его в отставку.

    Полномочия исполнительной власти записаны в ст. 114 Конституции.

    Согласно Конституции РФ, есть два типа полномочий исполнительной власти:

    1. полномочия власти Российской Федерации;
    2. полномочия власти субъекта Российской Федерации.

    Также, к функциям исполнительной власти относится: подзаконное регулирование; административное правоприменение; управленческая деятельность, ориентированная на контроль за исполнением законов, реализацию в разные сферы общественной жизни государственной политики; реализации политики государства по лицензированию, сертификации, регистрации; административный контроль за соблюдением общеобязательных правил и правовых норм; обеспечение безопасности общества и граждан, охрана правопорядка; информационное обеспечение.

    Полномочия федеральной исполнительной власти:

    1. Разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет, следит за его исполнением.
    2. Обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области науки, культуры, образования, социального обеспечения и здравоохранения.
    3. Управляет федеральной собственностью.
    4. Реализует меры по реализации внешней политики, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны.

    Полномочия исполнительной власти субъектов РФ:

    • разрабатывает бюджет субъекта РФ, обеспечивает его исполнение;
    • формирует органы исполнительной власти субъекта РФ;
    • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка;
    • управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ; осуществляет реализацию социальных программ.

    На сайте Правительства РФ можно посмотреть отчеты о деятельности министров и Председателя Правительства РФ. Также на нем есть обратная связь, благодаря которой можно написать электронное письмо или записаться на прием.

    Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/ispolnitelnaya_vetv_vlasti_rf/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.