Инвентаризация отходов производства в 2019 году

Содержание

Инвентаризация отходов производства и потребления образец 2019 — Юридический спектр

Инвентаризация отходов производства в 2019 году

Акт инвентаризации отходов необходимо составлять тем хозяйственным субъектам, деятельность которых приводит к образованию отходов от этой деятельности. Как и для чего проводится инвентаризация отходов, а также какие сведения должен содержать рассматриваемый документ, читайте в нашей статье.

Источники образования и виды отходов

Проведение инвентаризации отходов

акта инвентаризации отходов

Итоги

Источники образования и виды отходов

В процессе хозяйственной деятельности субъектов периодически образуются различные отходы: просроченные товары, сырье, испорченные материалы, брак, побочные продукты полуфабрикатов, отработанные изделия из черных и цветных металлов, а также редких и драгоценных, списанные приборы и датчики, аккумуляторы, автошины, лаки, краски, строительный мусор, бытовые отходы. Процедура инвентаризации не только устанавливает факт наличия отходов и их объем, но и выявляет источники и периодичность их образования.

Некоторые виды хозяйственной деятельности приводят к образованию отходов повышенной опасности. К ним относятся:

  • взрывчатые и огнеопасные, которые под воздействием химических реакций способны воспламениться, нанеся тем самым вред окружению;
  • окисляющие ― вещества, способствующие воспламенению сторонних материалов;
  • органические ― подверженные ускоренному разложению в силу своего химического состава;
  • токсичные и инфицирующие ― отходы, способные причинить существенный вред организму человека.

О том, как организуется учет возвратных отходов, читайте в статье «Отражаем в учете возвратные отходы производства (нюансы)».

Проведение инвентаризации отходов

Помимо сведений об объеме отходов, периодичности их образования и источников, целью процедуры инвентаризации может оказаться выявление несоответствия между нормативными и фактическими показателями.

Причиной составления акта инвентаризации может быть и контроль за процессом формирования отходов при введении новых технологий, изменении стандартов выпуска.

В таких случаях результаты инвентаризации будут служить основанием для разработки новых нормативов по отработанному материалу.

Инвентаризация отходов начинается с приказа руководителя с четким указанием сроков ее проведения, объектов и с данными о составе комиссии.

В ходе инвентаризации выявляется количество отходов, происходит классифицирование их по видам и источникам появления. Происходит подсчет объема годового образования отработанного материала. Обязательна проверка документации по учету наличия, получения и хранения отходов.

Акт инвентаризации отходов представляет собой итоговый документ, который подготавливается на основании полученных данных. Может содержать в себе также рекомендации и указания по дальнейшей работе с отработанным материалом.

По результатам данных полученного документа субъект хозяйственной деятельности делает дальнейшие выводы о путях движения отходов: передавать ли их на переработку сторонним организациям, проводить ли утилизацию самостоятельно.

О том, какую роль акт инвентаризации играет в учете расходов на утилизацию для целей расчета налога на прибыль, читайте в материале «Подтверждаем расходы на утилизацию просроченных товаров».

акта инвентаризации отходов

Материалы, признанные отходами, должны быть идентифицированы в соответствии с классификацией отходов. Так как на данный момент общероссийский классификатор по отходам отсутствует, следует руководствоваться перечнями отходов, действующими в регионах.

Если в акт инвентаризации необходимо добавить новую позицию, не заявленную ранее ни в одном источнике, допускается самостоятельное присвоение наименования отработанным материалам с последующим обращением в территориальные органы по охране природы для получения кода.

Акт инвентаризации может быть оформлен по унифицированной форме ИНВ-3 (утверждена постановлением Госкомстата от 18.08.1998 № 88), дополненной необходимой информацией. Или составлен по самостоятельно разработанной форме. Могут иметь место отраслевые рекомендации по оформлению такого акта.

Акт инвентаризации отходов должен содержать следующие данные:

  • участок размещения;
  • источник образования отработанных материалов;
  • наименование отхода и соответствующую общепринятую кодировку;
  • присвоенный класс опасности (от 1 до 5);
  • характеристику отходов, отражающую его физико-химические параметры: агрегатное состояние, уровень растворимости, летучесть, основные входящие в состав компоненты;
  • принятые нормы образования отработанных материалов;
  • места временного хранения и их характеристики;
  • варианты утилизации или удаления (возврат в производство, передача сторонним организациям по договору, перевод в иное место хранения);
  • прочие необходимые показатели.

На нашем сайте вы можете скачать вариант заполненного образца акта инвентаризации отходов.

Скачать образец акта инвентаризации отходов

В дальнейшем данные акта инвентаризации отходов могут быть использованы для получения лимитов на их размещение, утверждения документации, разрешающей хранение отработанных материалов, составления отчетности по количеству отходов, образованных на предприятии, и дальнейшим действиям с ними.

О том, на размер каких платежей влияет объем образующихся отходов, читайте в статье «Разработка проектов нормативов образования отходов».

Итоги

Инвентаризация отходов представляет собой обязательную процедуру для всех субъектов, осуществляющих действия с отходами. Акты составляются по результатам проверки. Места размещения отходов подлежат контролю с периодичностью 1 раз в 3 года либо в случаях внесения изменений в технологические процессы, внедрения новых видов деятельности.

За неисполнение законодательства в части обращения с отходами предусмотрено наказание в виде административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и уголовной ответственностей (ст. 28 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/dokumenty_buhgalterskogo_ucheta/akt-inventarizacii-othodov-obrazec/

Источник: https://jurspect.ru/inventarizacija-othodov-proizvodstva-i-potreblenija-obrazec-2019.html

Проведение инвентаризации отходов на предприятии

Инвентаризация отходов производства в 2019 году

Как оспорить штраф за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами и опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ)? Об отходах производства и потребления.

Вопрос: С какого времени и каким нормативным документов приняли проведение инвентаризации отходов на предприятии? Какой штраф за ее не проведение?

Ответ: Обязанность инвентаризации объектов размещения отходов предусмотрена ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с момента принятия этого закона. Правила проведения инвентаризации утверждены Минприроды РФ в приказе № 49 от 25.02.2010.

Штраф за непроведение инвентаризации предусмотрен ст. 8.2 КоАП РФ и составляет:

— для должностного лица – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

— для предпринимателя – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;

— для юридического лица – от 100 тыс. до 250 тыс. руб.

Кроме того, суд может приостановить деятельность организации на срок до 90 суток.

Обоснование

Как оспорить штраф за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами и опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ)

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в отношении отходов и опасных веществ предусмотрена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

Максимальный штраф для организации составляет значительную сумму, а именно 250 тыс. руб. (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2015 г.

по делу № А32-14760/2014, Арбитражного суда Московского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф05-2725/2015 по делу № А40-116683/14).

Кроме того, предпринимателю и юридическому лицу грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Какие меры ответственности и за какие действия грозят по статье 8.2 КоАП РФ

Лицо понесет ответственность, если допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, связанных с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами при их:

сборе;

накоплении;

использовании;

обезвреживании;

транспортировании;

размещении;

ином обращении.

За указанные выше действия предусмотрен штраф:

гражданину – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;

должностному лицу – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

предпринимателю – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;

юридическому лицу – от 100 тыс. до 250 тыс. руб.

Вместо штрафа суд может приостановить деятельность юридического лица или предпринимателя на срок до 90 суток.

Такая ответственность установлена в статье 8.2 КоАП РФ.

Субъектом ответственности может стать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, должностное лицо или гражданин, чья деятельность связана с обращением с отходами и опасными веществами.

Об отходах производства и потребления

Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами

Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления».

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/240676-provedenie-inventarizatsii-othodov-na-predpriyatii

Инвентаризация отходов на предприятии — инструкция

Инвентаризация отходов производства в 2019 году

Инвентаризация отходов производства – это требование нормативных актов, которые регулируют сферу их обращения и охрану окружающей среды.

На основании этих нормативных документов обязанность по проведению данного мероприятия распространяется на любые организации и предпринимателей, в деятельности которых образуются отходы.

Не выполнение этой обязанности влечет за собой даже уголовное наказание.

СКАЧАТЬ инструкцию и порядок инвентаризации отходов ↓

Также предлагаем посмотреть статью — Инструкция по обращению с отходами

Для чего нужна инвентаризация отходов производства?

Целей проведения данной проверки достаточно много:

  1. устранение вреда для окружающей среды. В связи с этим в ходе инвентаризации выясняется, насколько сильно предприятие превысило допустимые нормы в ходе сбора, накопления, хранения, утилизирования или захоронения отходов.

Стоит отметить, что нарушение законов, регулирующих защиту экологии, влечет за собой не только административную или дисциплинарную ответственность, но еще и уголовную (глава 26 УК РФ) и имущественную (ст.15 ГК РФ, и иные). А инвентаризация отходов, проводимая на предприятии в установленные сроки, позволяет избежать этих рисков;

  1. инвентаризация позволяет предприятию выявить те отходы, которые можно пустить в утилизацию. На основании ст.1 закона «Об отходах» (№ 89-ФЗ, от 24.06.98г.) под утилизацией понимается не уничтожение, а применение отходов:
  • повторное их использование в производстве (рециклинг), в том числе и в качестве основного или вспомогательного сырья;
  • использование в производстве в качестве сырья, но только после проведения необходимой его подготовки (регенерация);
  • извлечение из отходов полезных составляющих, которые можно еще раз направить в производство (рекуперация).

Фактически, инвентаризация отходов на предприятии открывает возможность для сокращения расходов на покупку сырья, или для получения доходов от продажи полезных компонентов, извлеченных из отходов, и т.д.;

  1. инвентаризация отходов производства и потребления позволяет организовать правильный, в том числе и бухгалтерский учет веществ, материалов и предметов, которые по ряду причин переходят или должны перейти в разряд «отходов»;
  2. также инвентаризация позволяет установить правильность классификации отходов. Не стоит забывать, что их подразделяют на 5 классов опасности, где отходы с 1-го по 4-й класс представляют определенную по силе угрозу окружающей среде. А потому требуют соблюдения особых условий обращения. Кроме того, в рамках проведения инвентаризации опасных отходов проводится еще и инвентаризация объектов размещения отходов. Т.е. специально оборудованных сооружений, которые используются для размещения отходов, их хранения либо захоронения. Причем, проверка данных сооружений осуществляется отдельно от проверки самих отходов.

Что собой представляет инвентаризация источников образования отходов?

Под источниками образования отходов подразумевают те материалы, вещества, топливо, предметы, и многое иное, что должно перейти или уже перешло в разряд отходов в процессе деятельности предприятия.

Инвентаризация источников образования отходов своей целью ставит обнаружение всех источников, их идентификацию по классам опасности и по иным критериям, их учет и последующий контроль, а также возможность повторного применения.

Данный вид инвентаризации проводится на всех предприятиях, которые в процессе своей деятельности сталкиваются с возникновением отходов производства и  потребления.

Стоит отметить, что к отходам относятся, например, старые компьютеры, какие невозможно в дальнейшем использовать по прямому их назначению; просроченные товары; лом цветных и черных металлов; вышедшие из эксплуатации аккумуляторы, и многое другое (статья 1 закона №89-ФЗ «Об отходах»).

 Проводится такая инвентаризация по следующему алгоритму:

  1. руководителем предприятия (предпринимателем) издается приказ, в котором утверждаются сроки, объекты, подразделения и цели инвентаризации, а также состав комиссии для ее проведения;
  2. на основании приказа формируется список структурных подразделений предприятия, в которых будет осуществляться проверка, график ее проведения и перечни веществ и материалов, какие в данных подразделениях можно признать отходами;
  3. в процессе инвентаризации осуществляется выявление и идентификация отходов, как по классам опасности, так и по прочим критериям. Причем, отнесение отходов к классам опасности осуществляется с учетом правил, какие закреплены в приказе Минприроды РФ от 05.12.2014г. № 541, а также на основе ФККО РФ (Федерального классификационного каталога отходов);
  4. все выявленные в ходе проверки отходы заносятся в соответствующий акт инвентаризации отходов производства и потребления, образец которого должен быть утвержден Учетной политикой предприятия (предпринимателя). Данный документ предприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь положениями статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете». Либо можно воспользоваться старыми формами, которые утверждены 18.08.98г. Госкомстатом в Постановлении № 88, в частности:
  • опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;
  • ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;
  • приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.

Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:

  • источник образования (получения, поступления) отходов;
  • общепринятая кодировка отходов;
  • их название и класс опасности;
  • химико-физические характеристики отходов;
  • место временного хранения, способы утилизирования или удаления, и иное.

Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.

Что касается сроков проверки, то вопрос, когда проводить инвентаризацию отходов производства, каждое предприятие решает самостоятельно. Но при этом ему нужно руководствоваться крайними сроками, установленными действующими законами:

  • законом РФ №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»;
  • приказом Минфина РФ №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств».

Отчет по результатам инвентаризации — выглядит вот так

Что такое инвентаризация объектов размещения отходов?

Правила ее проведения утверждены Минприроды РФ в приказе № 49 от 25.02.10г. Проводится данная инвентаризация:

  • в отношении специальных сооружений, предназначенных для хранения, размещения и (или) для захоронения отходов;
  • юридическими лицами и предпринимателями, которые эксплуатируют данные объекты. При этом не имеет значения, являются ли они собственниками, арендаторами, пользователями или владельцами этих объектов;

По окончании данной инвентаризации составляется на каждый объект размещения отходов Характеристика в 2-х экз. и по форме, которая дана в приказе №49. Один экземпляр Характеристики остается у организации (предпринимателя), а второй — направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора РФ, действующее по месту расположения проверяемого объекта.

Образец инструкции о порядке инвентаризации отходов

Описаны практически все технологические процессы и образующиеся отходы. Может использоваться как образец для предприятий разных отраслей.

Инструкция «Порядок проведения инвентаризации отходов производства и потребления» — скачать образец в формате .doc (Word)

Дополнительная информация к инструкции — скачать в формате .xls (Exel)

В данном документе перечень отходов не является исчерпывающим. Если в ходе инвентаризации отходов на предприятии будет установлено образование других видов отходов, то эти отходы должны быть включены в акт инвентаризации и перечень отходов образующихся в данном обособленном подразделении. 

Источник: https://xlom.ru/dokumenty/buxgalteriya/kak-delaetsya-inventarizaciya-otxodov-proizvodstva

Смысл и правила проведения инвентаризации отходов

Инвентаризация отходов производства в 2019 году

Инвентаризация связана с образованием отходов, которые могут негативно повлиять на окружающий мир. Безотходных предприятий не существует, поэтому государство требует строго и своевременно вести учет образующихся отходов.

Что такое инвентаризация отходов производства и зачем она нужна

Инвентаризация отходов – процесс учета и расчета количества мусора, которое образуется в той или иной организации. Такая процедура является обязательной в нашей стране и закреплена в нормативно-правовых актах.

Подсчет отходов ведется исключительно юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, причем по правилам они могут делать это как самостоятельно (если имеется необходимая лицензия и квалифицированный персонал), так и посредством обращения в специализированные фирмы.

Основная цель инвентаризационной деятельности – найти и устранить проблемы, связанные с перенакоплением мусора, его неправильной утилизацией и транспортировкой. Это позволяет быстро реагировать на изменение производственного процесса (может увеличиться количество утильсырья, измениться его опасность для природы).

Смысл инвентаризации отходов на предприятии заключается в:

  1. Уменьшении вредного воздействия на окружающую среду. Для оценки такого важного параметра необходимо знать, превышает ли предельные нормы накопления, сбора и хранения мусора организация. За неправильное следование экологическим требованиям предусмотрена как имущественная, так и уголовная ответственность.
  2. Возможности отслеживания того мусора, который можно утилизировать, в том числе переработать для дальнейшего применения в качестве сырья или для выделения полезных веществ. Соответственно, это поможет экономнее относиться к имеющимся ресурсам, сохраняя определенную часть финансов.
  3. Облегченном ведении бухгалтерского учета.
  4. Адекватной оценке класса опасности утильсырья, ведь 1-4 категории признаются в нашей стране опасными.

Законодательство устанавливает, что инвентаризация отходов должна проводиться не менее одного раза в год, если не возникает срочной потребности в ее проведении (например, при отчетности или по требованию надзорных органов). При этом стоит учитывать, что при реорганизации работы фирмы или смене ее деятельности нужно проводить инвентаризацию отходов производства еще раз.

Кто обязан проводить инвентаризацию

Многие думают, что вести учет отходов должны только производящие предметы потребления предприятия, но это является ошибкой, ведь даже маленькие фирмы и частные предприниматели в процессе своей жизнедеятельности образуют огромное количество вторсырья. Федеральный Закон 89 «Об отходах производства и потребления» уточняет, кто именно должен следить за выработкой мусора:

  • непосредственные производители материальных объектов (примером могут выступать строительные фирмы, заводы по производству стекла, шин и т.д.);
  • владельцы объектов размещения и накопления мусора (мусорных свалок или полигонов, хвостохранилищ, отвалов различных пород и пр.);
  • фирмы, предоставляющие услуги по сбору и транспортировке ТБО;
  • организации, перерабатывающие отходы.

Контроль над деятельностью вышеназванных категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ведет Росприроднадзор как федеральный орган по мониторингу экологической ситуации в стране.

Сотрудники Росприроднадзора – инспекторы – могут потребовать провести инвентаризацию практически в любое время, если на это имеется обоснованная причина. Работники этого государственного органа настаивают на том, чтобы юридические лица имели т.н. «Проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение, или ПНООЛР».

Такой документ является основным при работе с мусором: в нем указывается годовое накопление отходов, обоснование их количества, предложение по их уменьшению.

Важно! Образец заполнения ПНООЛР можно посмотреть на сайте Росприроднадзора.

При несоблюдении экологических требований, в том числе проведения инвентаризации отходов, предусмотрена разная ответственность. Так, юридическое лицо может быть подвергнуто штрафу суммой в 50-100 МРОТ, при этом санкция может быть еще более жесткой, если предписания государственного органа не будут выполняться. Также деятельность организации может быть остановлена на срок в 90 дней.

Инструкция по инвентаризации отходов производства

Можно выделить несколько этапов в процессе оформления отчетности по количеству и качеству мусора в организации:

  1. Руководитель фирмы должен издать приказ об инвентаризации отходов на предприятии, где обозначены сроки, в которых проводится инвентаризация, и ответственные за ее выполнение в форме комиссии (в составе не менее 3 человек, максимальное количество членов комиссии не лимитируется). Кроме этого, утверждается форма отчетности, определяются объекты производства, тех. процессы и подразделения компании.
  2. Начинается процесс сбора информации о фирме, учитывается вторсырье и все действия, которые с ним производятся: хранение, переработка, уничтожение, вывоз. Также учитывается источник образования отходов, их опасность, концентрация. Данные параметры отслеживаются по журналам учета, справкам, локальным актам.
  3. Полученные данные обобщаются (о классе опасности отходов, его количестве и т.д.) и составляется акт инвентаризации отходов. В данном документе указывается расположение мусора, его код, состав, растворимость, летучесть. На основе акта делаются рекомендации о создании паспорта опасного вещества и возможности вторичной переработки или обезвреживания.

Дополнительная информация! Если организация не может найти код отхода в специальном классификаторе, то она вправе придумать свой, а территориальный орган Росприроднадзора утвердит или отвергнет его, сравнив с образцом уже использованных кодов.

Инвентаризация объектов размещения отходов

Инвентаризация объектов размещения отходов представляет собой ведение учета мест, где захороняется мусор. Особое внимание здесь уделяется соответствию места экологическим нормам и стандартам, безопасности на объекте. После проведенной инвентаризации составляется документ, где отражаются параметры утильсырья, информация о компании и заключение о пригодности объектов для хранения мусора.

Обратите внимание! Инвентаризация отходов производства происходит отдельно от проверки объектов размещения.

Периодичность проведения таких отчетных мероприятий составляет раз в пять лет. Законодательство также отмечает, что даже после завершения использования объектов размещения отходов владельцы должны контролировать их состояние и степень влияния на природу, а также вести работу по рекультивации земли.

В данном видео можно услышать, как проводится инвентаризация, кто может помочь в ее выполнении, и даются полезные примеры, помогающие понять механизм учета:

Учет количества и качества мусора – необходимая мера в современном обществе, позволяющая планировать и контролировать экологическую ситуацию. Инвентаризация отходов – обязанность каждого юридического лица, и государство строго следит за ее выполнением.

Источник: https://vtorothody.ru/othody/inventarizatsiya.html

Проводим инвентаризацию отходов производства

Инвентаризация отходов производства в 2019 году

Инвентаризация отходов — деятельность по определению количественных и качественных показателей отходов в целях учета отходов и установления нормативов их образования (п. 5 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»1).

Перечень, наименования и коды отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь2.

Инвентаризация отходов производства: кто проводит и как часто?

Инвентаризацию отходов производства должны проводить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют обращение с отходами производства (п. 1.6 ст. 17 Закона № 271-З).

Инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет в сроки, определяемые организацией (п. 6 Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства3).

Досрочная инвентаризация отходов проводится в случаях:

  • выявления новых видов отходов производства;
  • изменения технологических процессов получения продукции;
  • изменения перечня выпускаемой продукции;
  • изменения сырья и материалов, применяемых для получения продукции;
  • реконструкции, модернизации, перепрофилирования производства;
  • предписания территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды); иных по решению организации, осуществляющей обращение с отходами производства (п. 7 Инструкции № 17).

Издаем приказ о проведении инвентаризации отходов производства

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ (Пример 1 на с. 37), в котором:

  • назначается комиссия по проведению инвентаризации;
  • определяются перечень структурных подразделений, в которых проводится инвентаризация, и ответственные должностные лица, участвующие в проведении инвентаризации в данных структурных подразделениях;
  • приводится перечень лиц, допускаемых к проведению инвентаризации в организации в случае проведения инвентаризации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными организацией на проведение инвентаризации;
  • устанавливаются сроки проведения инвентаризации и подготовки сведений для проведения инвентаризации.

Проводим подготовительный этап

На этом этапе собираем и изучаем данные, необходимые для инвентаризационного обследования. Речь идет о данных, которые содержатся:

  • в книгах ПОД-9 и ПОД-10;
  • отчете 1-отходы Минприроды;
  • данных бухгалтерского учета; актах выполненных работ; сопроводительных паспортах перевозки отходов.

Проводим инвентаризационное обследование

Обследуем структурные подразделения организации в соответствии с планомсхемой расположения зданий и сооружений организации. Это позволит выявить источники образования отходов.

Поскольку источник образования отходов производства — технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства (п. 5 Инструкции № 17), то и вариантов определения источника образования отхода будет несколько.

⏹  Отмечаем источники образования отходов производства на плане-схеме расположения зданий и сооружений организации.

⏹  Определяем перечень образующихся отходов производства по источникам образования отходов.

Для каждого источника («Офис», «Склад», «Распаковка товаров», «Уборка помещения», «Эксплуатация автотратспорта» и т.д.

) характерны свои отходы производства, однако некоторые из них могут пересекаться (например, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, в результате уборки производственных и офисных помещений).

Взвешиваем (замеряем) количество отходов производства, образующихся от источников образования отходов производства, и определяем нормативы их образования по результатам измерений.

⏹  Рассчитываем годовое количество образующихся отходов производства и нормативы их образования с учетом максимальной загрузки оборудования, технологического процесса исходя из результатов, полученных при проведении инвентаризационного обследования.

Нормативы разрабатываются на основе:

  • сведений, полученных при инвентаризации отходов производства; технологических регламентов;
  • удельных норм расходов сырья и материалов;
  • материально-сырьевого баланса;
  • технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.

Определяем физико-химические характеристики отходов, компонентный состав отходов, исходя из качества и свойств применяемого сырья, материалов и химических реакций, происходящих в производственных процессах, а также опасные свойства отходов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами. Код, наименование, класс опасности отходов определяются согласно Классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь6. Отсутствие класса опасности отхода в Классификаторе отходов влечет необходимость его установления собственником отходов (п. 2 ст. 16 Закона № 271-З).

Полученные сведения оформляем по формам согласно приложениям 1 и 2 к Инструкции № 17 (Примеры 2 и 3).

Обобщаем сведения об инвентаризации

На этом этапе проводим систематизацию данных и составляем акт инвентаризации отходов производства. Акт инвентаризации отходов производства, утвержденный Инструкцией №17, подписанный руководителем организации, включает:

  • титульный лист (Пример 4);
  • сведения, полученные в результате проведения инвентаризации отходов производства, которые оформляются согласно приложению к акту инвентаризации отходов производства (Пример 5);
  • перечень мероприятий по учету отходов, определению их количественного и качественного показателей, разработке нормативов образования отходов производства (п. 15 Инструкции № 17).

1 В ред. от 13.07.2016, далее — Закон № 271-З.

Источник: https://ecologia.by/number/2018/10/Provodim_inventarizatsiyu_othodov_proizvodstva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.