Институты конституционного права

Институты и подотрасли конституционного права РФ

Институты конституционного права

Для конституционного права, как и для других правовых отраслей свойственно выстраиваться в систему институтов.

Определение 1

Под институтом понимается правовое образование-подсистема сферы права, которая структурирует ряд правовых норм в группы или комплексы и регулирует конкретный вид общественных отношений.

Для конституционного права свойственно выстраивать институты конституционного права в иерархической последовательности, определенной рядом их юридических свойств.  

Сумма юридических особенностей каждой группы правовых норм наделяет их качеством элемента направления. Исходное начало, которое определяет ряд юридических свойств элементов направления, выступает в качестве характера того направления общественных отношений, которое контролируется ими.

Существует ряд основных институтов конституционного права, которые определены Конституцией РФ. Речь идет об основах конституционного строя, основах правового статуса человека и гражданина, о федеративном устройстве страны, о системе государственной власти, о системе местного самоуправления.

Данная классификация говорит о том, что каждый из обозначенных институтов характеризуется значительной широтой охвата и разнообразием контролируемых общественных отношений и есть возможность подразделить его на подсистемы или подинституты.

Наиболее широким и разнообразным кругом общественных отношений характеризуется ряд институтов. Речь идет о основах конституционного строя, основах правового статуса гражданина и человека и о системе государственной власти с ее ключевыми внутренними подсистемами.

Для основ конституционного строя применимо разделение их на основы общественного строя и основы государственного строя или же их можно обозначить четырьмя элементами основ:

  • политическая система;
  • экономическая система;
  • социальная система;
  • духовно-культурная система страны и социума.

В состав института основ правового статуса гражданина и человека входит ряд подинститутов.

Речь идет о гражданстве, основных личных правах и свободах гражданина и человека, о ключевых политических правах и свободах гражданина и человека, о ключевых экономических правах и свободах гражданина и человека, о ключевых социальных правах и и свободах гражданина и человека, о ключевых духовных и культурных правах и свободах гражданина и человека, о ключевых обязанностях гражданина и человека.

Для данного института также применима дифференциация на основе носителя ключевых прав, свобод и обязанностей (речь идет о субъекте) на две группы. Речь идет о правах, свободах и обязанностях, присущих исключительно гражданам и правах, свободах и обязанностях, присущих любому человеку, даже иностранцу и лицу, которое не имеет гражданства.

Для института системы государственной власти свойственно разделение на ряд подинститутов. Речь идет о главах стран, парламенте, правительстве, судебной системе, прокуратуре и иных правозащитных и правоохранительных органах, об органах государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Замечание 1

Суть структуры федеративного устройства можно увидеть через ряд составляющих. Речь идет о правовых принципах федеративных отношений, о конституционно-правовом статусе Федерации, о конституционно-правовом статусе субъекта РФ, о правовых основах взаимоотношений Федерации с ее субъектами.

Если говорить о компактном составе института, то в первую очередь следует уделить внимание институту системы местного самоуправления. Но и он подлежит структурированию на ряд подинститутов.

Речь идет об основах местного самоуправления, о самоуправлении населения, о конституционно-правовом статусе муниципального образования, о системе органов местного самоуправления.

Важно отметить, что в данной ситуации допустима и иная последовательность.

Вместе с рядом институтов конституционного права, которые имеют отражение в Конституции РФ, рядом федеральных законов создаются и другие институты конституционного права РФ в этом направлении права. Речь идет о институте непосредственной демократии.

В качестве его подинститутов выступают референдумы, выборы, обсуждение народом значимых тем, отзывы выборных лиц избирателями и ряд иных форм непосредственного выражения воли социума. Еще одним институтом конституционного права выступает система общественной власти. Его можно структурировать на ряд подразделений.

речь идет о конституционных основах общественной власти, видах и формах общественной власти, конституционно-правовом статусе общественного объединения, конституционно-правовом статусе политической партии, конституционно-правовом статусе профсоюза, конституционно-правовом статусе религиозного объединения и о иных подинститутах, которые служат определением формы организации и реализации общественной власти. Особое развитие в России получил институт конституционно-правовой ответственности.

Замечание 2

Его структурирование основывается на субъектах ответственности, механизме мер ответственности, процедурах привлечения к ответственности конституционно-правового характера и на иных группах норм, которые имеют отношение к данному институту.

Особенности предмета регулирования и норм институтов

Исходя из этого, в состав ключевых институтов, которые формируют систему конституционного права РФ, относится ряд институтов. Речь идет о:

  • об основах конституционного строя РФ;
  • о конституционно-правовом статусе гражданина и человека в РФ;
  • о непосредственной демократии в РФ;
  • о системе общественной власти в РФ;
  • о федеративном устройстве РФ;
  • о системе государственной власти в РФ;
  • о системе местного самоуправления в РФ;
  • о конституционно-правовой ответственности в РФ.

Замечание 3

Для каждого из перечисленных институтов свойственно иметь ряд особенностей предмета регулирования и норм, которые объединяются в его границах.

Если говорить о содержании института основ конституционного строя РФ, то оно в полной мере определяет Конституция РФ. Для данного института свойственна более высокая юридическая сила в сравнении с иными.

Любое другое положение Конституции не может противостоять основам конституционного строя РФ. Для норм, которые составляют основы данного института, недопустимо меняться ни в каком порядке, кроме как в порядке, который установлен федеральной Конституцией.

Для того чтобы их пересмотреть, необходимо принять основной закон РФ.

Для норм данного института свойственно иметь базовую направленность, которая применима ко всей российской правовой системе, потому что в них заключено закрепление концептуальных идей, которые являются основой для социума и страны.

В сущности, для всех сфер общественных отношений и всех сторон социальной реальности свойственно испытывать правовое воздействие данного института.

Нормы этого института выступают как определяющие для всех иных институтов конституционного права, задают вектор движения для конституционно-правового регулирования, предрешают сущность всех иных направлений права.

Для множества норм, которые объединены в институт конституционного права гражданина и человека РФ, свойственно наличие общерегулятивного характера.

Реализация этих норм в большинстве ситуаций происходит вне определенных правоотношений, в которых одна сторона – это личность в качестве человека и гражданина. Относительно данных норм также применим и особый режим охраны.

Для положений, которые являются основой конституционно-правового статуса личности, недопустимо изменяться ни в каком порядке, кроме как в порядке принятия новой Конституции РФ.

Замечание 4

Важно отметить, что естественное осуществление конституционных прав и обязанностей происходит при помощи использования не только норм конституционного права, но и ряда иных направлений права.

Особенности федеративного устройства РФ

Определение 2

В качестве федеративного устройства РФ выступает институт, объединяющий нормы, которые служат для регулирования государственного устройства.

Этот институт имеет особую сферу субъектов, их специфическую правоспособность. Нынешнее федеративное устройство РФ регламентировано сочетанием ряда норм права конституционно-правового, договорного и обычного характера.

Особую роль в формировании и развитии федеративного устройства имеет ряд нормативно-доктринальных положений, которые отражены в решениях Конституционного суда РФ, и которые допускают ряд правовых коллизий и конфликтов в этом направлении.

Для институтов непосредственной демократии, систем общественной власти, государственной власти и местного самоуправления в РФ тоже присуще иметь ряд своих особенностей. Для норм данных институтов свойственно наличие свойства преимущественно прямого регулирующего действия и реализация в определенных правоотношениях.

Для институтов данного вида свойственно иметь нормы Конституции незначительные по объему, но в то же время, важно отметить, что они имеют определяющее значение в текущем законодательстве, которое регулирует структуру осуществления непосредственной демократии и разных форм общественной власти, формирования и работы государственной власти и местного самоуправления.

В ряде ситуаций для одной и той же правовой нормы допустимо быть в составе ряда конституционно правовых институтов. К примеру, в полномочиях Президента РФ в назначении всероссийского референдума отражена норма, которая применима и к институту системы государственной власти, его подинституту главы страны и институту непосредственной демократии.

Среди конституционно-правовых институтов наблюдается и такой вид правового взаимодействия, в силу которого ряд норм одного института формируют некоторые предпосылки для работы норм иного, обозначают их устремленность и суть.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/instituty-i-podotrasli-konstitutsionnogo-prava-rf/

Конституционно-правовые институты: понятие, особенности и виды

Институты конституционного права

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регу­лирующие относительно самостоятельные сферы конституцион­но-правовых отношений.

Под конституционно-правовым институтом понимается определён­ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Для конституционного института характерны два признака:

  • наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;
  • внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

Каждый конституционно-правовой ин­ститут включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Кон­ституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

Система конституционного права объективно обусловлена са­мим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между института­ми — напротив, создает принципы их взаимодействия между со­бой, чем обеспечивается единство конституционно-правового ре­гулирования. Фундаментом высту­пают единые принципы конституционного права:

    • суверенитет на­рода;
    • естественное право;
    • приоритет охраны прав и свобод;
    • разде­ление властей;
    • независимое правосудие;
    • правовое государство.

Первичное и самое общее деление правовых норм на институ­ты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуют­ся подсистемы, состоящие из еще более узких институтов.

В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права.

Таким образом, система конституции и система конститу­ционного права полностью не совпадают, система конституцион­ного права при определенных условиях может сложиться и раз­виваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.

Система российского конституционного права включает сле­дующие основные правовые институты с их основными внутрен­ними подразделениями (подсистемами):

    1. основы конституционного строя;
    2. права и свободы человека и гражданина;
    3. федеративное устройство;
    4. избирательная система (избирательное право);
    5. президентская власть;
    6. законодательная власть;
    7. исполнительная власть;
    8. судебная власть;
    9. государственная власть в субъектах РФ;
    10. местное самоуправление;
    11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Виды конституционных институтов

В конституционном праве выделяются три разновидности консти­туционных институтов:

  • головные;
  • сложные;
  • одноэлементные (простые).

Головные конституционные институты

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др.

Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксировать­ся как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, феде­ральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объеди­нённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ.

Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.

Сложные конституционные институты

Сложные конституционные институты могут входить в состав го­ловных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институ­тов (простые).

К сложным конституционно-правовым институтам отно­сятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Одноэлементные (простые) конституционные институты

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, от­личаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президен­та, институт Конституционного Суда и др.

Эти правовые институты мо­гут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от соци­ально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/konstitutsionno-pravovie-instituti-ponyatie-osobennosti-i-vidi

Конституционно-правовые институты: понятие, особенности и виды — Закон-РФ

Институты конституционного права

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регу­лирующие относительно самостоятельные сферы конституцион­но-правовых отношений.

Под конституционно-правовым институтом понимается определён­ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Для конституционного института характерны два признака:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
  • наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;
  • внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

Каждый конституционно-правовой ин­ститут включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Кон­ституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

Система конституционного права объективно обусловлена са­мим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между института­ми — напротив, создает принципы их взаимодействия между со­бой, чем обеспечивается единство конституционно-правового ре­гулирования. Фундаментом высту­пают единые принципы конституционного права:

    • суверенитет на­рода;
    • естественное право;
    • приоритет охраны прав и свобод;
    • разде­ление властей;
    • независимое правосудие;
    • правовое государство.

Первичное и самое общее деление правовых норм на институ­ты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуют­ся подсистемы, состоящие из еще более узких институтов.

В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права.

Таким образом, система конституции и система конститу­ционного права полностью не совпадают, система конституцион­ного права при определенных условиях может сложиться и раз­виваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.

Система российского конституционного права включает сле­дующие основные правовые институты с их основными внутрен­ними подразделениями (подсистемами):

    1. основы конституционного строя;
    2. права и свободы человека и гражданина;
    3. федеративное устройство;
    4. избирательная система (избирательное право);
    5. президентская власть;
    6. законодательная власть;
    7. исполнительная власть;
    8. судебная власть;
    9. государственная власть в субъектах РФ;
    10. местное самоуправление;
    11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, виды

Большая часть норм конституционного права включена не только в конституции, но и содержится в национальном законодательстве и прочих актах.

Определение 1

Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливает или санкционирует государство. Они регулируют общественные отношения и составляют однородную группу.

Конституционные нормы отличаются от обычных норм тем, что они определяют формы и методы осуществления власти государства. Такие нормы могут являться фундаментальными с политической точки зрения.

Конституционно-правовые нормы наделены следующими признаками:

  • регулирование особой области общественных отношений, которая представляет собой предмет конституционно-правового регулирования;
  • общерегулятивный характер (нормы в виде принципов, деклараций, определений, целей, программ и др.);
  • наличие специфических источников, в которые эти нормы включены (конституции и др.);
  • учредительный характер предписаний, которые в них содержатся;
  • регулирование поведения широкого круга лиц;
  • большая часть норм, включенных в конституции, представляет собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;
  • особенности структуры (гипотеза обладает условным характером, санкция, как правило, не содержится).

Классификация конституционных норм

Наука конституционного права рассматривает классификацию конституционно-правовых норм:

  1. В зависимости от определенности предписании:
    1. диспозитивные нормы (предлагают возможность выбора альтернатив поведения субъекта права, которые изложены в самой правовой норме);
    2. императивные нормы (субъект права должен осуществлять определенное поведение, которое закрепляет конкретная норма).
  2. В соответствии с ролью в механизме правового регулирования:
    1. материальные нормы (определяют состав действий);
    2. процессуальные нормы (определяют формы их реализации).
  3. В зависимости от юридической силы принято различать нормы из нескольких источников:
    1. конституции;
    2. законы;
    3. подзаконные акты.
  4. В зависимости от территориальных признаков нормы могут действовать на территории:
    1. страны;
    2. отдельных ее регионов;
    3. государственных муниципальных образований.
  5. По времени действия нормы могут быть:
    1. постоянными (без определенного срока);
    2. временные (содержатся во временных актах, в переходных положениях конституции и т.д.).

Виды конституционных норм

Основная масса конституционно-правовых норм представлена нормами-правилами. С их помощью происходит регулирование конкретных отношений в обществе. Они формируют перечень прав и обязанностей участников этих правоотношений, включая их правомерную деятельность.

В число норм-правил можно включить нормы, устанавливающие права и обязанности граждан. Они могут определять правовой статус государственных органов. В соответствии с характером регулируемых отношений нормы-правила классифицируются на материальные (например, 11 статья Конституции Польши 1997 г.

, которая призвана устанавливать статус политических партий) и процессуальные (например, 122 статья Конституции Конго, которая формирует процесс принятия Национальным собранием резолюции о недоверии правительству). В состав материальных норм входят организационные или институционные нормы,.

Их учреждением занимаются органы государства, которые определяют их структуру и организацию (например, 24 статья Конституции Франции определяет структуру парламента).

С помощью норм-целей могут формироваться базовые направления общественного и государственного развития. Они способны ориентировать законодательную работу (например, 3 статья Конституции КНР 1982 г., включающая поправки и изменения 1993 г., формулирует цель страны в виде строительства социализма модернизированного вида).

Нормы-принципы нормативно определяют принципы организации строя общества и страны (примером может быть специальный раздел «Принципы политики государства» в конституционных положениях Пакистана, Ирландии и Индии).

В состав норм-определений входит качественная характеристика конституционных институтов, отдельных государственных органов (например, характеристика страны в качестве правовой и социальной структуры в Основном законе ФРГ).

Конституционно-правовые институты представлены совокупностью норм, которые призваны регулировать определенную область отношений в обществе (местное самоуправление, институт главы страны и др.). Институты различаются в зависимости от объема регулируемых отношений, количества норм и их юридической силы. Принято рассматривать комплексные (генеральные) институты, включающие подинституты.

Пример 1

Например, народное представительство может быть представлено на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание). Права и свободы человека и гражданина включают институты гражданских, политических, социальных и экономических прав.

В разных государствах институты, которые близки по содержанию, могут иметь существенные отличия. Помимо этого, институтов, которые есть в одних странах, может не быть в других (например, институт омбудсмена).

Самые крупные институты конституционного права характеризуются как подотрасли (например избирательное и парламентское право).

Классификация конституционного права на отдельные институты формирует систему курса «Конституционное право зарубежных стран», которая строится по системе основных государственно-правовых институтов, рассматриваемых в плане сравнительного государствоведения.

Данный курс не предполагает изучения всех институтов национального государственного права. Он может только устанавливать общие черты и свойства разных государственно-правовых систем. Это дает возможность избежать повторения и предусматривает более глубокий анализ характерных и специфических особенностей.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/konstitutsionno-pravovye-normy-i-instituty/

Источник: https://jurkonsultacija.online/konstitucionno-pravovye-instituty-ponjatie-osobennosti-i-vidy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.