Институты финансового права

Финансовое право: система и структура

Институты финансового права

Правовые нормы, которые регулируют финансовую деятельность, группируются внутри области финансового права в конкретные правовые институты, а также подотрасли. Также способны формироваться и внутриотраслевые разделы.

Определение 1

Институтом финансового права называют взаимосвязанные и взаимообусловленные группы норм права, которые регулируют однородные общественные отношения конкретной небольшой области внутри правовой отрасли.

Определение 2

Подотраслью права называют более обширные группировки правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения, и состоящие из некоторого числа сходных касательно предмета правового регулирования институтов финансового права.

Разделы включают в себя нормы, которые взяты из разных базисных институтов финансового права на основании вторичного перераспределения норм.

Порядок размещения институтов внутри правовой отрасли обусловлен именно системой социальных отношений в области финансовой деятельности.

Если сказать по-другому, то в основе образования системы финансового права стоит реально существующая система финансов, конкретной составляющей которой обязан соответствовать правовой институт системы финансового права.

Получается, что предметом любого из внутриотраслевых финансово-правовых образований (то есть института, либо раздела, либо подотрасли) считаются определенные общественные финансово-экономические отношения, которые являются одноименной составляющей финансовой системы.

К примеру, бюджет (как составляющая финансовой системы) – некие отношения по накоплению, дальнейшему распределению и применению бюджетных денежных средств (составляющая системы финансов) – бюджетное право (то есть сочетание норм, которые регулируют отношения по накоплению, распределению и применению бюджетных средств).

Структура финансового права

В структуре финансового права выделяют следующие части: Общую и Особенную.

Определение 3

Предмет финансового права – это отношения, появляющиеся в сфере финансовой деятельности, то есть некие финансовые социальные отношения.

Финансовые социальные отношения можно представить следующими группами отношений:

  • В качестве отношений, реализация которых тесно связана с накоплением, распределением и применением фондов денежных средств, которые представлены строго материально (с разделением данных фондов на децентрализованные и централизованные).
  • В качестве отношений, которые опосредуют данные процессы.

Первая из данных групп обязана соотноситься с Особенной частью финансового права, выступая в виде предмета следующих отраслевых образований: налоговое право, бюджетное право, банковское право и так далее.

Касательно второй группы, ее стоит соотнести уже с Общей частью финансового права. Данные отношения выступают предметом следующих финансово-правовых образований: денежное право, финансовая ответственность и учет, правовая база финансового контроля.

Подобный подход делает допустимым и вторичное выделение некоторых разделов (то есть комплексных подотраслей, а также институтов), к которым относятся институты Общей, а также Особенной частей касательно признака однородности регулируемых отношений.

К примеру, раздел «Финансовый контроль» обязан включать в себя институт Общей части финансового права, как бюджетный контроль (институт бюджетного права), а также налоговый контроль (институт налогового права) и банковский контроль и надзор (институт банковского права).

Также допустимо рассматривать в виде подотрасли финансовую ответственность и финансовый учет.

Замечание 1

Получается, что система финансового права, являясь структурированной согласно Общей и Особенной частей, выглядит таким образом.

Общая часть финансового права

Общая часть финансового права (то есть отраслевые образования, которые опосредованно связаны с накоплением, распределением, а также применением децентрализованных и централизованных фондов).

К первой группе относятся нормы, которые регулируют:

  • Общие принципы, формы права и методы финансовой деятельности субъекта публичного характера (сюда можно отнести государство, а также муниципальные образования).
  • Правовое положение (то есть полномочия) определенных органов государства, а также местного самоуправления, которые занимаются осуществлением финансовой деятельности.
  • Финансовую правосубъектность других участников финансовых правоотношений.
  • Прочие общие положения из сферы финансовой деятельности.

Ко второй группе, то есть к группе сопутствующих отношений, стоит причислить отношения, которые связаны с общими положениями касательно контроля финансов и финансовой ответственности, а также отношения в области бухучета.

Замечание 2

Нормы, которые регулируют базис данных отношений, считаются отраслевыми образованиями (или институтами) в рамках Общей части финансового права.

К подотрасли Общей части финансового права можно причислить денежное право, к которому относятся такие институты, как:

  • Денежное обращение (так как реальное функционирование всей финансовой системы в материальном ключе обеспечивается перемещением наличных денежных средств, а также расчетами безналичного характера, то есть денежным обращением). Сюда могут войти: а) совокупности норм, которые регулируют процессы эмиссии; совокупности норм, которые регулируют наличное денежное обращение; б) совокупности норм, которые регулируют денежное обращение безналичного характера. Конкретно денежное обращение приводит в действие финансовую систему. Без него совокупность материальных фондов денежных средств можно назвать застывшим образованием.
  • Валютное регулирование, в которое включены нормы по установлению, а также введению валютных ограничений и валютному контролю за их осуществлением.

Особенная часть финансового права

Особенная часть финансового права включает в себя определенные блоки.

Блок первый. Отраслевые образования, которые напрямую связаны с накоплением, распределением, а также применением централизованных денежных фондов.

  1. Бюджетное право, являясь известной подотраслью финансового права, считается главным отраслевым образованием, так как нормы бюджетного права занимаются регулированием отношений по формированию, распределению, применению абсолютно всей совокупности бюджетов государства (бюджетной системы). Остальные институты финансового права тем или иным способом связаны с бюджетным правом Российской Федерации.
  2. Сочетание норм, которые регулируют организационные процессы по накоплению, перераспределению, применению средств целевых централизованных фондов, являющихся внебюджетными (то есть Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования – как региональные, так и федеральный).
  3. Сочетание норм по образованию, перераспределению, а также применению средств, которые получают с помощью государственного либо муниципального кредита.

Общественные отношения в области государственного и муниципального кредита характеризуются разноплановостью. Государство и муниципальное образование способны играть роль дебитора, гаранта, а также кредитора; кредиты бывают внутренними и внешними; реализуемыми опосредованно либо непосредственно с помощью выпуска государственных ценных бумаг.

Блок второй. Отраслевые образования, которые напрямую связаны с накоплением, распределением, применением децентрализованных денежных фондов.

Банковское право

Можно сказать, что банковское право выступает также комплексной отраслью российского права. То есть банковское право в качестве отрасли права РФ реципирует определенные институты прочих отраслей права РФ, например, из гражданского и финансового права.

Замечание 3

Получается, что отношения, которые возникают во время банковской деятельности, делятся на две крупных составляющих части, то есть вертикальные отношения (подчинения и власти) – между Центробанком РФ и системой кредитных учреждений, а также горизонтальные (диспозитивные) – между кредитными учреждениями, к примеру, между коммерческими банками, и их отношениями непосредственно с клиентами.

При этом Центробанк РФ – это не до конца государственный орган, он выступает всеми признанным и непосредственным проводником государственной политики в любой области банковской деятельности, не считая собственную оперативную деятельность, которая самостоятельна.

Из этого вытекает, что императивные установления Центробанка РФ (в качестве правовых норм) системам кредитных учреждений (например, коммерческим банкам) касательно образования резервных фондов, строгого соблюдения установленных лимитов первичного уставного капитала, прочих экономических нормативов (к примеру, коэффициента ликвидности и прочее) имеют финансово-правовой характер. Получается, что в пределах финансового права сосредоточен системообразующий блок норм, которые входят составным элементом в банковское право в качестве отрасли права РФ.

К данному отраслевому образованию причисляют такой институт финансового права, как банковский кредит. Данный институт занимается регулированием отношений по банковскому кредитованию в следующих направлениях.

В первую очередь, это финансово-экономические отношения по выдаче кредитов Банком РФ (кредитор конечной инстанции) системе кредитных учреждений. Во-вторую очередь, это отношения по банковскому кредитованию, возникающие во время взаимодействия коммерческих банков друг с другом и с их клиентами.

Отношения с клиентами в общем не считаются финансово-правовыми, но и в их регулировании заметен финансово-правовой вектор, который состоит в том, что, в первую очередь, ставки по кредитам нельзя устанавливать меньше, чем ставка рефинансирования, установленная Центробанком РФ (императив проводника государственной политики очевиден), и, во вторую очередь, государство с помощью системы Сбербанка способно оказывать воздействие на потребительский спрос денежных средств в правильном для него направлении.

Вывод 1

Получается, что, являясь подотраслью финансового права (в узком понимании), банковское право считается элементом отраслевого образования более значительного уровня, к которому причисляют также нормы прочих отраслей права РФ, к примеру, гражданского (банковское право в качестве комплексной отрасли права РФ).

Инвестиционное право

Как и касательно банковского права, сейчас бытует мнение о допустимом выделении инвестиционного права в самостоятельную, отделенную от прочих, комплексную отрасль права РФ, в которой будут собраны нормы следующих отраслей первого порядка: гражданской, финансовой, уголовной, трудовой, административной, процессуальной. Комплексность метода правового регулирования целостных отношений в сфере инвестиционной деятельности обуславливается совокупностью публично-правового и частно-правового регулирования отношений инвестирования.

При этом инвестиционное право выступает в роли подотрасли финансового права, как и банковское. Так, оно объединяет далеко не все инвестиционно-правовые нормы, а только такие, которые причисляются к области публичного регулирования децентрализованных денежных фондов, которые образуются во время инвестиционной деятельности.

Финансы коммерческих организаций в качестве института финансового права

По существующему правилу активы всех коммерческих организаций находятся непосредственно в их собственности.

Публично-правовой вектор, который присутствует в данном сегменте экономических отношений, состоит в установлении конкретных обязательных правил, которые должны быть оформлены подходящими нормами финансового права, императивно указывающими на важность строгого соблюдения некоторых требований по накоплению, распределению, применению микрофондов денежных средств. В общем, распоряжение данными активами как собственными фондами для коммерческих организаций остается диспозитивным.

Благодаря нормам финансового права осуществляется необходимость установления на уровне страны критериев образования некоторых частных фондов, среди которых выручка от продажи товаров, услуг, работ, прибыль организации, ее доходы, фонд оплаты труда сотрудников, амортизационные фонды экономических субъектов, резервные фонды, а также прочие целевые денежные фонды.

Страховое дело

Это некое сочетание норм, которые регулируют отношения по формированию, распределению, применению средств, которые поступают в результате обязательного страхования. Такое сочетание норм – это правовой институт в системе финансового права.

Отношения в сфере страхования считаются предметов прочих отраслей права РФ, например, права гражданского. Получается, что нормы права, которые регулируют обязательное страхование, размещенные структурно в пределах финансового права, представляют собой элемент межотраслевого правового образования.

Замечание 4

К отношениям, которые регулируются императивными нормами финансового права, стоит причислить, к примеру, отношения, которые возникают в сфере ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности), обязательного страхования военных, а также приравненных к ним индивидов, обязательного страхования финансовых вкладов и проч.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/sistema-i-struktura-finansovogo-prava/

Система финансового права

Институты финансового права

Под системой от­расли права понимается определенный порядок в распределении правовых норм по отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей.

Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организо­ванная совокупность правовых норм, распределенных по подотрас­лям и правовым институтам, которые образуют отрасль — финансо­вое право.

Система финансового права решает две практические задачи:

    • помогает ориенти­роваться в данной отрасли при ее изучении;
    • помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного мате­риала.

Подотрасль в финансовом праве — это относительно самосто­ятельное укрупненное подразделение финансового права, состоя­щее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Подо­трасль в финансовом праве — это крупная часть отрасли, включаю­щая в свой состав ряд правовых институтов.

Подотрасли финансового пра­ва:

  1. эмиссионное право;
  2. бюджетное право;
  3. налоговое право;
  4. банковское (публичное) право;
  5. финансово-контрольное право.

Правовой институт в финансовом праве — это первичное само­стоятельное структурное подразделение данной отрасли, где право­вые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Таким образом, нормы финансового права образуют финансо­вое право как целостное нормативное образование не непосред­ственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

  • государственного кредита;
  • лотереи;
  • ценных бумаг;
  • страхового права;
  • финансов предприятий и учреждений всех форм собственно­сти и т.д.

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и пра­вовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом — подотрасли финансового права, за ними — самостоятельные правовые институты.

Подотрасли финансового права

Подотрасли составляют основу финансового права.

Эмиссионное право как подотрасль — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

  • наличного денежного обращения;
  • безналичного денежного обращения;
  • ведения кассовых операций;
  • обращения ценных бумаг;
  • обращения иностранной валюты.

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:

  1. они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства — в сфере эмиссионной деятельности;
  2. эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на фе­деральном уровне.

Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредит­ные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, ко­торое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конститу­ции РФ.

Налоговое право — важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям.

Представляет собой совокупность правовых норм, которые регули­руют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обяза­тельных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Налоговое право — публичное право, нормы которого на­правлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полно­мочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Бюджетное право — важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль.

Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъек­та РФ, регулирующих общественные отноше­ния по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складыва­ется из ряда правовых институтов:

  • единого бюджета, дифференцированного на общую и со­циальную части;
  • бюджетной классификации;
  • бюджетного устройства;
  • бюджетных прав;
  • бюджетного процесса;
  • сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
  • бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном — в БК РФ.

Банковское публичное право — другая важная подотрасль фи­нансового права, которая включает в себя правовые нормы, регла­ментирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

  • монопольного осуществления Банком России эмиссии на­личных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
  • обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения рас­четов по поручению уполномоченных органов исполнитель­ной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
  • осуществления валютного регулирования и валютного конт­роля;
  • осуществления надзора за деятельностью кредитных органи­заций и банковских групп.

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (пуб­личным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть назва­но подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд право­вых институтов: банковского надзора за кредитными организация­ми, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных орга­нов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

Правовые институ­ты финансового права

Правовые институ­ты в системе финансового права по своему содержанию являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К ним отно­сятся правовые институты:

  • государственного кредита (долга);
  • лотерейного дела;
  • страхового права;
  • финансов предприятий всех форм собственности;
  • валютных операций;
  • рынка ценных бумаг;
  • бухгалтерского учета;
  • правового регулирования инвестиций.

Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершен­ность и целостность.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sistema-finansovogo-prava

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.