Институт конституционного строя

Основы конституционного строя: понятие, значение института

Институт конституционного строя

Понятие «основы конституционного строя» относится к категории наиболее важных. Оно дает определение основным принципам организации государства, а также его взаимоотношения с обществом в целом и с отдельным человеком в частности.

Наличие конституционного строя говорит о том, что государство служит обществу и каждому человеку отдельно, что оно было сформировано в целях гарантирования прав и свобод личности.

Отсюда можно вывести следующее определение.

Определение 1

Конституционный строй — это порядок, на основании которого обеспечивается соблюдение прав и свобод человека и гражданина, при этом государство действует согласно конституции.

Основные принципы конституционного строя

В конституционный строй входят принципы (или как их иначе называют — основные начала), на основании которых строится взаимодействие между государством, обществом и человеком, а также организация государственных органов власти, которые определяют основы правового статуса человека/гражданина.

К основным принципам конституционного строя РФ относятся, например, следующие.

  1. Принцип народовластия. Он подразумевает, что источником власти, а также носителем суверенитета в РФ служит многонациональный народ (согласно статье 3). Это характеризует наше государство как демократическое (согласно статье 1). Власть народом осуществляется как непосредственно (например, посредством свободных выборов или референдумов), так и опосредованно (то есть с участием органов государственной власти).
  2. Принцип народного суверенитета. Он предполагает, что учреждать институты власти, а также передавать полномочия избранникам может исключительно народ, который является источником власти. Согласно пункту 4 статьи 3 никто не имеет права самолично присваивать себе власть в РФ — подобное преследуется на законном уровне.
  3. Принцип феодализма. Он означает разделение власти по вертикали между союзным государством и субъектами, относящимися к нему и являющимися равноправными (согласно статье 5). Согласно Конституции, изначально в нашей стране было 89 субъектов, однако в 2009 году произошло их укрупнение, и число сократилось до 83. Их взаимодействие с федеральными органами строится на сохранении территориальной целостности (согласно пункту 3 статьи 4), равноправия и самоопределения (согласно пункту 4, статьи 5), единства системы власти государства (статья 11), а также обозначении границ предметов ведения и полномочий органов госвласти Российской Федерации (согласно пункту 3 статьи 2).
  4. Принцип верховенства права. Он подразумевает, что Российская Федерация является правовым государством, то есть, связано правом в организации работы его органов и взаимоотношениях с гражданами. Верховенство права подразумевается верховенством Конституции, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны (согласно пункту 2 статьи 4). На основе Конституции субъектами Российской Федерации издаются нормативные правовые акты.
  5. Принцип верховенства прав человека. Он выражается в том, что права и свободы человека считаются наивысшей ценностью. Согласно статье 2 государство образуется для защиты этих прав/свобод. Помимо этого, главной целью государства является забота о человеке, создание для него условий, которые обеспечат ему достойную жизнь и будут способствовать развитию (согласно статье 7). Таким образом РФ характеризуется как социальное государство.
  6. Принцип суверенитета. Согласно пункту 1 статьи 4 этот принцип обозначает верховенство власти государства над всеми прочими видами власти, действующими внутри государства, а также ее единство и независимость от прочих государств. Согласно этому РФ обладает максимальным количеством полномочий, направляемых на осуществление государственных функций, утверждает общий правопорядок, права/обязанности своих граждан и юридических лиц, может навязывать свою волю другим правовым субъектам с применением средств легитимного насилия.
  7. Принцип разделения властей. В статье 10 описывается, что такая организация власти государства осуществляется на базе горизонтального (законодательная, исполнительная, судебная власти) и вертикального (между федеральными органами и субъектами) разделения. Этот принцип — необходимое условие, предохраняющее общество от опасности подчинения абсолютной государственной власти. Также такой принцип выражает не только относительную самостоятельной ветвей власти в границах соответствующей компетенции, но также их взаимное равновесие (что предполагает, что ни одна из них не сможет сконцентрировать в себе всю полноту власти).

Гражданское общество строит свою жизнедеятельность, основываясь на принципах идеологического (согласно пункту 1 статьи 13) и политического (согласно пункту 3 статьи 13) плюрализма. Эти принципы признают многообразие идеологий вместе с невозможностью установления идеологии государства, а также предполагают наличие политических партий, различающихся по своей направленности.

Замечание 1

Согласно этим принципам запрещено создавать и осуществлять деятельность тех общественных объединений, чьи цели и деятельность строятся на насильственном изменении конституционных основ и нарушении целостности государства, а также подрыве его безопасности, создании вооруженных группировок, разжигании различных типов розни.

Состав основ конституционного строя

Значение основ конституционного строя довольно велико для понимания некоторых частей Конституции в целом. В первую очередь такие основы состоят из принципов и норм, определяющих:

  • сущность и форму государства, а также базу, на которой строятся его взаимоотношения с гражданами;
  • основы правового положения гражданина;
  • закрепление юридической силы Конституции и порядка, по которому проходят ее изменения.

При регулировании самых главных сторон жизнедеятельности государства, общества и личности основы конституционного строя можно определить как первичную нормативную базу, на основе которой формируются прочие положения Конституции и законодательной системы. Эти принципы и нормы имеют преобладающее верховенство: у них большая юридическая сила и остальные конституционные нормы, а также законы (включая обычные), президентские указы и правительственные постановления не могут им противоречить.

Не меньшую важность имеет то, что при отсутствии нормы, которая регулирует определенное общественное отношение, нуждающееся в подобной регуляции, гражданин имеет право на реализацию своих прав. При этом он должен руководствоваться принципами конституционного строя, обладающие прямым действием.

Принципы новой модели взаимоотношений «личность-государство»

На базе основ конституционного строя была сформирована новая модель взаимоотношений «личность-государство».

И если ранее государственные интересы преобладали над человеческими интересами, а личность при этом была обязана служить государству, то сейчас ситуация приобрела противоположное направление.

Человек вместе со своими правами и свободами сейчас признается высшей ценностью, а признание и защита этих прав/свобод являются конституционной обязанностью.

Замечание 2

Личность обеспечивается конституционной защитой от всех типов посягательства как государства в целом, так и его органов и должностных лиц на ее частные интересы.

Принципы конституционного строя, являясь набором фундаментальных принципов, могут представляться в виде так называемой «конституции в конституции». Ее принципы должны обеспечиваться специальной юридической и процессуальной защитой, для чего применяется усложненный порядок пересмотра положений, прописанных в главе 1.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/osnovy-konstitutsionnogo-stroja/

Конституционный строй

Институт конституционного строя

Конституционный строй представляет собой определенный порядок, при котором в обязательно соблюдаются права и свободы человека и гражданина.

При этом правительство любой страны должно действовать согласно установленным законам, а сам порядок, при котором устанавливается конституционный строй, должен начинаться с точного определения главных принципов формирования государственных органов и власти в соответствии с требованиями гражданского общества.

Рисунок 1. Основы конституционного строя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 1

Конституционный строй — это комплекс социальных, экономических и политико-правовых взаимоотношений, которые устанавливаются и охраняются конституцией и другими правовыми нормами.

Данная концепция в полной мере обеспечивает подчинение граждан правительственной власти. В демократическом государстве с указанным устройством общество занимает определенное положение.

Государственный строй предполагает, что народ будет выступать в виде системы, которая полностью находится под управлением действующего правительства, а также одновременно исполняет роль саморегулирующейся структуры.

При этом правительственные органы считаются инструментом регулирования, находящегося в то же время в прямой зависимости от действий социума и его потребностей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основы конституционного строя

Все нормы законодательство непосредственно связаны с основами конституционного строя. Это означает, что принять поправку к действующей Конституции невозможно без соблюдения прописанного в нормативно-правовом акте требования в отношении грамотного формирования конституционного строя.

Замечание 1

Основы конституционного строя, которые представляют собой устои определенного государства и его главные принципы, на сегодняшний день принято подразделять на: политические, экономические, духовные и социальные.

Главными принципами государственного режима являются:

  • признание гражданина, его свобод и прав высшей ценностью;
  • демократический характер страны;
  • правовая и социальная характеристика государства;
  • федеративная форма государственных органов;
  • республиканский тип правления;
  • признание равенства всех видов собственности;
  • суверенитет государства;
  • комплексное экономическое пространство.

Правительственные основы грамотной организации общества предоставляют гражданам стремительно развиваться в условиях, когда государство находится в цивилизованных взаимоотношениях с иными странами, без классового и идеологического противоборства, когда доверительные отношения дружбы, длительного сотрудничества и помощи со всеми членами гражданского общества создают хорошие предпосылки для вхождения конкретного государства в мировую политику и экономику.

Конституционный строй и развитие общества

Институт основ государственного строя закрепляет за собой основополагающие методы и принципы, которые определяют необходимое развитие социума в целом и обеспечивают оперативное осуществление обществом его суверенной воли, а также основных требований.

Это ключевой конституционный институт, имеющий своей задачей:

  • определить содержание философии, формирующей теоретические системы для понимания всех политико-правовых органов;
  • создать прочную нормативно-правовую концепцию развития полноценных общественных отношений на ближайшую и отдаленную перспективы;
  • зафиксировать на высшем уровне юридической базы приверженность общества установленным в государстве ценностям, приоритета свобод человека, общепризнанным нормам международного права;
  • озвучить гарантии необратимости поступательного развития идей в области конституционализма, демократии и законности.

Тщательный анализ действующего конституционного строя показывает, что в ходе экономических и политических реформ постепенно начинает формироваться принципиально новый характер гуманных, цивилизованных, демократических и правовых взаимоотношений.

Цивилизованный строй общественных отношений подразумевает выбор между плохим и хорошим.

Другими словами, нравственной основой конституционных органов признаются такие моральные общечеловеческие ценности, как непозволительность совершения противозаконных действий, уважение человеческого достоинства, признание любой собственности неприкосновенной, верность идеалам социальной объективности и отказ от насилия в качестве метода разрешения национальных, религиозных и социальных конфликтов.

Демократизм конституционного строя

Демократизм государственного режима заключается в том, что в социальной практике и правительственной структуре, в качестве центральной представлена идея всевластия гражданского общества, когда исключительно народу принадлежит суверенная политическая воля, являющаяся основой любого вида власти.

Определение 2

Демократический характер общественных взаимоотношений — это абсолютная свобода политического, экономического (свободное применение труда и свобода частного предпринимательства) и национального комплексного развития (реальность самоопределения и независимо от других условий), свобода слова, мысли и действий для установления общественного мнения в политической практике.

Идеологическое многообразие и конституционный строй

Признание политического многообразия закреплено в законодательной системе.

В этом аспекте, плюрализм означает вероятность свободного сосуществования в современном обществе разнообразных политических идеологий, взглядов, партий, школ и государственных организаций со своими конкретными программами и целями. Стоит отметить, ни одна идеология не может быть установлена в государстве в качестве основной или обязательной.

Замечание 2

Социальная значимость плюрализма заключается в том, что благодаря этому принципу возможно обеспечить способность каждому гражданину выражать свое личное мнение, а также предполагает определенное равенство возможностей и терпимость по отношению ко всем сообществам в обществе.

Под политическим плюрализмом, прежде всего, понимается некая многопартийность – концепция власти, которая базируется на грамотном взаимодействии и «противовесах» существующих партий и различных объединений. Этот вид проведения политических идеологий позволяет легальными методами бороться с огромным количеством проблем в общества в рамках Конституции всех официально оформленных политических сил.

Являясь одним из основных видов общественных организаций граждан, политические партии исполняют роль своеобразного государственного инструмента, с помощью которого может осуществляться объективная правовая деятельность граждан, а также их активное участие в общественной жизни государства. От других гражданских объединений, функционирующих на профессиональной политической арене, такие партии отличаются тем, что борются за места в парламенте абсолютно открыто, что предоставляет им возможность управлять не только страной, но и всем социумом.

Конституция любого государства категорически запрещает создание и деятельность партий и других общественных структур, задачи и цели которых направлены на незаконное, насильственное изменение установленных основ государственного строя, подрыв безопасности страны и нарушение целостности, формирование вооруженных группировок, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной вражды.

Подытожив, можно сказать, что основы конституционного строя представляют собой центральные и обязательные начала, которые создают нормативную и идейную базу всей концепции государственного права.

Такие режимы необходимы для формирования концентрированно выраженных и общепризнанных норм поведения граждан.

Конституционный строй помогает решить наиболее важные вопросы: установления наиболее подходящей формы правления, государственного органа, политического режима, правовой регламентации взаимоотношении в ключевых подсистемах гражданского общества, обеспечивая их длительное сотрудничество.

Проводимые в последние годы политические, экономические и правовые реформы были направлены на модернизацию и совершенствование действующих институтов общественного строя. Систематическое развитие указанных, основополагающих общественных отношений, а также динамизм государственного регулирования требует своевременного и тщательного изучения.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/konstitucionnyy_stroy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.