Инновационные проекты в образовании

Содержание

Минпросвещения России

Инновационные проекты в образовании

В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.

70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.

Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

24,5 тыс. детей будет обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)

25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года

230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.

В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.

На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020  г.

70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.

Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.

50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.

Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»

5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»

В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.

Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ

Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.

Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.

85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.

35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них — будут сертифицированы в качестве экспертов — к концу 2024 г.

30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.

80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающий подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.

20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024  г.

12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.

900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями с учетом реализации проекта «Билет в будущее», к концу 2024 г.

Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом

Будут созданы100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах *

В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.

Их смогут посещать 2 млн детей, которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области

Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей

Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.

70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)

2.2. Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек) *

В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:

  • обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
  • будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
  • будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
  • нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности

25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.

До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества

1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.

1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.

Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости

60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.

В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.

77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.

50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.

18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.

Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью — к концу 2024 г.

В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024  г.

Источник: https://edu.gov.ru/national-project

9 проектов, которые изменят российское образование. Версия министерства просвещения

Инновационные проекты в образовании

Министр просвещения Ольга Васильева на встрече в учителями в Хакасии представила национальный проект «Образование» о том, что и как нужно изменить в школе и не только. Документ должны принять в августе. Рассказываем, на каких направлениях сосредоточится министерство до 2024 года.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Краткая версия (если некогда читать)

цель министерства — сделать так, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Для этого будут обновлены образовательные программы (особое внимание уделят цифровым навыкам), а знания школьников начнут оценивать на основе международных исследований, например, PISA.

Не забудут и о взрослых: для родителей создадут просветительский сайт и центры психолого-педагогической поддержки. Будут внедрять непрерывное образование, а в российские вузы — привлекать всё больше иностранных студентов.

1. Школы сделают современными. И уберут третью смену

Первый проект — «Современная школа». В нём сосредоточатся на новых методах обучения и образовательных технологиях.

Для того, чтобы Россия вошла в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, в школах обновят образовательные программы и внедрят систему оценки качества на основе международных исследований. Помимо прочего, школы будут привлекать специалистов без педобразования.

Появятся уроки технологии на базе компаний и детских технопарков «Кванториум». Ещё в планах министерства полностью избавиться от третьей смены в школах.

2. Индивидуальные планы для школьников и центры поддержки для талантливых детей

Другой проект — «Успех каждого ребенка» — призван воспитывать «гармонично развитые и социально ответственные личности».

Для школьников разработают программы обучения по индивидуальным планам, в том числе дистанционно.

Минпросвещения будет развивать направление профориентации и создавать новые места для дополнительного образования. Для талантливых детей во всех регионах появятся центры поддержки.

3. Психологи и просветительские сайты для родителей

Не забыли в министерстве и о родителях. Федеральный проект «Современные родители» охватит психолого-педагогическую и информационно-просветительскую поддержку для семей. В планах — разработка сайта, на котором родителей будут консультировать по вопросам воспитания и образования. К 2024 году во всех регионах заработают центры помощи родителям.

4. Школы станут полностью цифровыми

Проект «Цифровая образовательная среда» предусматривает создание безопасной цифровой образовательной среды.

Минпросвещения хочет реализовать такую модель, которая позволит во всех школах создать профили «цифровых компетенций» для учеников и педагогов. Отчётность в школах полностью переведут в электронный вид.

Все образовательные организации обеспечат интернетом, а на уроках будут использовать технологии виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников».

Кстати, весной Вышка и Алексей Кудрин выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. Во многом этот проект пересекается с тем, что предлагает министерство просвещения.

5. Единая модель оценки учителей и система карьерного роста

За национальную систему учительского роста отвечает федеральный проект «Учитель будущего». Во всех регионах введут систему аттестации директоров и педагогов-психологов. Министерство просвещения разработает единую модель для работников из образования и утвердит систему карьерного роста, которая будет учитывать достижения педагога.

6. Профессиональное образование модернизируют

Для модернизации профобразования разработали проект «Молодые профессионалы».

В его рамках проведут мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в 2019 году в Казани и Европейский чемпионат по профмастерству в Санкт-Петербурге.

К декабрю 2024 года создадут сеть центров опережающей профессиональной подготовки. Это поможет готовиться к демонстрационным экзаменам, которые через шесть лет будут сдавать в 50% техникумов и колледжей.

7. Взрослые тоже должны учиться

Министерство науки и высшего образования будет развивать проект «Новые возможности для каждого». Ведомство создаст платформу-навигатор и набор сервисов с курсами и образовательными программами. Кроме того, будут проходить мероприятия по стимулированию самообразования граждан.

8. Появятся центры для волонтёров

Росмолодёжь будет отвечать за реализацию проекта «Социальная активность», который будет развивать наставничество и волонтёрство. В России сформируют сеть центров поддержки добровольчества на базе образовательных и некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных учреждений. Планируется разработать информацию платформу для поиска и обучения добровольцев.

9. Повышение конкурентноспособности российских вузов

Этот проект, по словам Васильевой, обеспечивает преемственность с другими приоритетными проектами: «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Экспорт российского образования».

Иллюстрации: Shutterstock (liravega)

Источник: https://mel.fm/obrazovaniye/1746805-education_projects

Московские идеи вошли в сто лучших инновационных проектов мирового образования

Инновационные проекты в образовании

В ноябре 2018 года в Хельсинки проходило одно из крупнейших образовательных событий HundrED Innovation Summit. Саммит направлен на помощь молодому поколению в развитии с помощью образовательных инновационных практик. Отбор участников саммита проходил в течение года.

В жюри HundrED входят 72 эксперта из разных стран мира. Именно они оценивают проекты, а затем представляют выбранные проекты мировому образовательному сообществу.

Два проекта Москвы — «Московская электронная школа» и «Медицинский класс в московской школе» вошли в сотню лучших мировых инновационных практик.

МЭШ выходит на мировой уровень

Проект «Московская электронная школа» начали реализовывать в Москве два года назад. Формирование единой электронной среды предполагало подключение образовательных организаций к высокоскоростному интернету, локальным сетям через Wi-Fi, обеспечение школ серверами, установку интерактивных панелей в классах, обеспечение ноутбуками учителей.

С сентября 2016 года в пилотном проекте «Московская электронная школа» приняли участие шесть образовательных комплексов Москвы. Учебники заменили планшетами, а бумажные дневники — электронными. Сегодня все школы столицы имеют возможность работать и учиться с использованием ресурсов МЭШ.

Мария Тюляева, учитель английского языка

На саммите в Хельсинки проект представляла учитель английского языка школы 1253 Марина Тюляева.

«У наших коллег на саммите вызвало особое удивление то обстоятельство, что любой учитель может опубликовать свой сценарий урока в общей базе, — рассказывает Марина Тюляева.

— В других странах возможность публикации уроков есть у довольно закрытой группы учителей, своеобразной педагогической элиты.

А кроме этого, зарубежные коллеги очень удивлялись, что при таком богатстве и разнообразии библиотеки МЭШ, в которой есть все учебники, сценарии уроков и многое другое — всё это бесплатно!».

Напомним, в августе этого года министр просвещения Ольга Васильева высоко оценила достижения московского образования и заявила, что на основе МЭШ будет создаваться контентное наполнение всероссийского проекта «Российская электронная школа» (РЭШ). А теперь еще и зарубежные коллеги обратили пристальное внимание на инновацию московской образовательной системы.

МЭШ сокращает время на подготовку уроков, поиск информации и ее проверку. Уже сейчас в Библиотеку МЭШ загружено более 360 тысяч сценариев уроков, из них в общем доступе — более 23 тысяч уроков.

Будущие врачи учатся в московской школе

«Во многих странах профессионалы очень заинтересованы в том, чтобы в медицинскую профессию приходили мотивированные молодые люди, — рассказывает Татьяна Иренкова, директор школы 2036, представляющая „московские медицинские классы“ на международном саммите.

Медицинский класс

— Наш проект очень эффективно решает эту проблему за счет того, что ребята получают достаточно качественные знания, умения и навыки, и у них есть возможность „погрузиться“ в профессию».

Сегодня в проекте «Медицинский класс» принимают участие 70 образовательных организаций Москвы, 40 образовательных организаций являются кандидатами на вступление в проект, кроме этого, в проекте работают два ведущих медицинских вуза, университет имени Пирогова и университет имени Сеченова, также в проекте участвуют различные исследовательские лаборатории, поликлиники, больницы.

Татьяна Иренкова, директор школы 2036

«Мои зарубежные коллеги были удивлены, что у наших ребят есть возможность за два года обучения в „медицинском классе“ осознать правильный ли выбор профессии они сделали, — рассказывает Татьяна Иренкова, — а у московских вузов есть возможность принимать на обучение студентов, у которых уже есть серьезная теоретическая подготовка и практические знания. Все школы проекта сегодня оснащены новейшим медицинским оборудованием, которое помогает ребятам освоить начальные навыки профессии».

Медицинский класс

У ребят, участников проекта, есть возможность успешно сдать предпрофессиональный экзамен, причем не только для того, чтобы оценить качество обучения, но и для того, чтобы получить дополнительные баллы при поступлении в вузы-партнеры проекта.

В прошлом году 80% ребят получили дополнительные баллы, а 95% ребят стали студентами московских медицинских вузов.

«С самого начала проекта в 2016 году мы решили, что необходимо не только детям дать дополнительные знания по химии и биологии, но и подготовить педагогов, дать представление, куда движется медицинская наука. И это дало свои плоды, мы увеличили экзаменационный балл — рассказывает проректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Татьяна Литвинова.

Медицинский класс

— Кроме этого появилась необходимость встраивать ребят в университетскую систему, в которой есть обязательная аттестация по окончании изучения какого-либо раздела.

Это привело нас к созданию предпрофессионального экзамена, по результатам которого учащиеся получают дополнительные баллы для поступления в университет.

Мы расценивали это как поддерживающую меру для ребят. Экзамен — практикоориентированный, мы принесли симуляторы и тренажеры, сказали детям:

„Ничего не надо рассказывать, покажите, что вы умеете!“

Медицинский класс

Особенно интересным новшеством для обучающихся в медицинских классах стала конференция „Старт в медицину“. Эта замечательная площадка для тех, кто увлечен наукой и еще не школьной скамье выполняет проектные работы.

За подобную научную работу юные медики также получают дополнительные баллы к поступлению в вузы. Конференция „Старт в медицину“ приобрела уже общероссийские масштабы, в ней участвуют школьники из других городов.

Медицинский класс

Результаты нашей работы таковы. В 2018 году в наш университет поступило 2500, из них 2225 ребят — жители города Москвы. Из московских абитуриентов на „бюджет“ поступило 774 человека, из них 90 — это выпускники „медицинских классов“.

Мы сотрудничаем с другими вузами страны, поскольку все заинтересованы в том, чтобы ребенок был хорошо подготовлен и профессионально ориентирован».

В Москве должны гордиться образовательными инновациями!

Миссия нашей организации — помочь изменениям в школе. У нас есть ощущение, что мир меняется быстрее, чем когда либо, и все мы знаем, что навыки, необходимые для профессии будущего в 2020 — 2030 годах будут меняться.

Именно по этой причине школы тоже должны меняться. Каким образом мы пытаемся способствовать этим изменениям? Мы стараемся определить и способствовать распространению наилучших, новейших образовательных методов и подходов, которые появляются в мире.

У нас есть хорошая новость — наш мир полон инноваций. Но есть и плохая — она заключается в том, что никто не знает о них.

Саку Туоминен

Разработчики делают все, чтобы о них узнали, но это не всегда получается. Москва — это хороший пример. Чем чаще я посещаю Москву, тем больше убеждаюсь, что во всех московских школах происходят удивительные вещи. Но, к сожалению, например, в Швеции, в США или в Австралии очень мало знают о тех инновациях, которые происходят в Москве.

Мы ежегодно отбираем сто инноваций и объявляем о них на саммите HundrEd. На последнем саммите в Хельсинки было представлено около 250 инноваторов высокого уровня из 39 стран.

Все они делились историями своего успеха и рассказывали о том, что работает в их стране. Они помогают распространять эти нововведения.

При отборе лучшей сотни инноваций мы руководствуемся тремя критериями.

  • Первый — все нововведения должны быть новаторскими, приносить что-то новое, ценное для образования.
  • Второй критерий — влияние. Должны быть доказательства, что представленные инновации действительно работают.
  • Третий — масштабируемость. Этот критерий означает, что инновации должны работать по крайней мере в других странах и на других континентах.

На глобальном саммите в этом году мы выбрали две инновации из Москвы. Это «Московская электронная школа» и «Медицинский класс в московской школе». Эти два новшества решают важные проблемы, с которыми сталкиваются большинство стран.

Существует много платформ для электронных школ, которые содержат значительное количество материалов, созданных учителями. Но эти платформы не предназначены для совместной деятельности учителей или школ.

МЭШ — действительно простое качественное решение проблемы, с которой сталкиваются большинство городов и стран.

Мы много говорим, как преодолеть разрыв между средней и начальной школой, между университетами и работодателем, как повысить уровень взаимодействия между университетом и школой. Эти проблемы как раз и призван решить проект «Медицинский класс в московской школе».

Я думаю, что оба этих инновационных проекта могут быть реализованы в любой стране мира. Мы пытаемся продвигать эти инновации в мире, насколько это возможно.

За последние 3-4 года я посетил более 50 образовательных мероприятий на всех континентах. Должен сказать, что я действительно впечатлен тем, что происходит сейчас в московском образовании.

И я с легкостью предвижу, что Москва станет одной из лидирующих столиц в образовании в течение 5-10 лет. Да она и уже является таковой!

Какие ключевые аспекты я пытаюсь выделить в успехе Москвы? Прежде всего — длительная традиция высококачественного образования. Вы пытаетесь произвести изменения во всех школах, а не только в лучших.

Вы действительно амбициозны, у вас огромное количество ресурсов. Поражает и та энергия, с которой вы проводите в жизнь эти изменения. Сам процесс внедрения инноваций очень качественный.

Очень жаль, что так мало людей знают о тех замечательных вещах, которые ежедневно происходят в московских школах.

Мы в HundrEd стараемся продвигать их на мировом уровне, и все в Москве должны гордиться тем, что происходит в московских школах. Вы делаете отличную работу!

Источник: https://journalok.ru/2018/sto-luchshih-innovacionnyh-proektov/

Национальный проект «Образование»: развитие инфраструктуры, инновационные решения регионов

Инновационные проекты в образовании

В реализацию национального проекта «Образование» закладываются колоссальные средства, и большая их часть идет на обновление инфраструктуры и материально-технические базы организаций.

Уже в 2019 году вводятся в эксплуатацию 94 новые школы на 68 тысяч учебных мест, а также центры дошкольного и дополнительного образования. Каждая из школ — это новое решение по усовершенствованию инфраструктуры.

Заместитель Министра просвещения России Марина Ракова обратила внимание на многогранность и адаптивность нацпроекта:

««Образование» строится на трех китах: содержание, кадры, инфраструктура».

«… Он выглядит как абсолютно инфраструктурный проект, но на самом деле включает в себя и методическое сопровождение, и осмысление, что мы можем донести каждому гражданину. За 9 месяцев работы у нас произошло больше 30-ти изменений. Мы видим в регионах потрясающие практики, которые нуждаются в том, чтобы мы подняли их на федеральный уровень».

Субъекты получают не готовую дорожную карту, а возможность выбирать пути развития — ценность этого подчеркнул руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.

Директор Департамента образования Вологодской области Любовь Воробьева поделилась данными своего региона:

«В 2018-2019 годах мы приняли участие в 19 отборах и 6 из них позволили привлечь в область более 7 млрд. рублей.

Реализация мероприятий нацпроекта дала больший эффект, чем ожидалось на этапе планирования.

В области сформирована организационная модель регионального проектного управления, и высший коллегиальный орган проектной деятельности возглавляет губернатор области, что задает высокую планку».

По словам Любови Воробьевой, в последние годы в регионе наблюдался существенный отток молодежи, и реализация «Образования» помогает бороться с этой проблемой. Например, в этом году в Череповце открылась новая школа с уникальной инфраструктурой, которая вызвала большой интерес у населения.

К 2024 году планируется строительство еще 7 подобных школ, а также обновление оборудования и мебели в уже действующих образовательных организациях.

В рамках проектов создаются и специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья — эти преобразования касаются не только инфраструктурной среды, но и профориентационной подготовки (оборудуются специальные кабинеты и мастерские для инклюзивного обучения).

Инесса Шуйкова, директор Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» Липецкой области, тоже отметила проблему оттока кадров из региона и указала на новые решения, которые привнес проект «Успех каждого ребенка»:

«У нас приоритетными направлениями являются машиностроение, станкостроение (в том числе робототехника), металлообработка, развитие агропромышленного комплекса и туристических кластеров.

Центр поддержки одаренных детей ориентируется на серьезных и качественных интеллектуальных и промышленных партнеров. Без таких отношений мы не сможем воспитать детей и решить те ключевые задачи, которые стоят перед нашей системой образования.

„Кванториум“ (подразделение Центра поддержки одаренных детей) предоставляет возможность дополнительного образования, на котором лежит нагрузка по профориентации детей».

Участники заседания отметили успех не только новых школ и «Кванториумов», но и сельских центров «Точка роста» с современным техническим оснащением для цифрового и гуманитарного образования. Недавно прошел марафон открытий: заработало более двух тысяч центров. Руководитель «Точки роста» в Ставропольском крае Светлана Доценко поделилась первыми впечатлениями:

«Я привезла огромную признательность от родителей, детей, будущих поколений за эту идею глобального масштаба.

Сегодня нужно не только научить учить ребенка и наделить его профессиональными качествами, нужно вложить его в современную реальность. „Точка роста“ дает каждому человеку сказать слово.

У нас аграрный край, и мы хотим создать условия для того чтобы каждый ребенок смог развиваться и конкурировать так же как и городской житель».

Вице-спикер СФ Галина Карелова отметила, что особое внимание должно уделяться регионам, где наблюдаются недостаточное развитие инфраструктуры и нехватка кадров для продвижения инновационных технологий: в частности, сельским территориям, регионам севера и Дальнего Востока.

Заместитель Председателя Правительства Амурской области Петр Пак рассказал о сложностях развития образовательной инфраструктуры в своем регионе: «Сегодня в справочниках Минстроя нет поправок на наше ценообразование, наши условия, на сейсмичность районов и на сезонность строительства». Представитель Якутии Александр Акимов напомнил о катастрофической нехватке школ и педагогов в своем регионе — с этими проблемами еще предстоит серьезная борьба.

Новые цифровые проекты

В марте 2019 года была запущена в работу платформа Министерства просвещения по онлайн-обучению педагогов из «Точек роста».

Совместно с партнерами были созданы 6 модулей онлайн-обучения по гибким компетенциям, проектному управлению, дизайн-мышлению, рефлексии, мозговым штурмам. И это лишь часть нового контента для учителей.

Уже готова альфа-версия одного из блоков цифровой образовательной среды: речь о маркетплейсе, агрегаторе образовательных сервисов государственного и негосударственного секторов.

Марина Ракова пояснила, что в развитии образования теперь используются сквозные технологии.

«У цифровизации образования есть две глобальные задачи: переход управления отраслью на основу технологии поддержки принятия решений и принятие решений на основе анализа больших данных».

«Что это значит в практике? Например, учителям нужно будет 0 времени на формирование отчетности. Конечно, этому предшествует большая работа, которая будет длиться не менее двух лет для загрузки всех данных в систему. Но после этого — 0 минут! Вы только вдумайтесь!»

Илья Бронштейн, первый заместитель министра образования Московской области, поделился опытом использования цифровых сервисов:

«В проекте „Учитель будущего“ у нас не стоит вопрос, кого привлекать в качестве наставников и экспертов для реализации программ повышения квалификации.

Мы видим каждого учителя, понимаем результаты каждого его ребенка, видим его личную динамику в повышении квалификации. Данная информация аккумулируется на так называемом школьном портале. Это развивающаяся система.

Сегодня у нее появляется все новый и новый функционал, который позволяет накапливать данные о персональных траекториях».

Представитель «Национального агентства финансовых исследований» Тимур Аймалетдинов представил результаты недавнего исследования цифровой грамотности педагогов. Уровень оказался намного выше, чем в среднем у граждан страны.

По 100-балльной шкале учителя получили 87 пунктов, в то время как школьники — 73 пункта, а общий уровень цифровизации россиян в 2019 году составил 62%.

Сегодня любой педагог может самостоятельно проверить свой уровень цифровой грамотности и получить рекомендации по ее развитию на сайте «Цифровой гражданин».

Новые возможности для выпускников

Как отметил Илья Бронштейн, в Московской области примерно одинаковое количество подростков продолжают обучение в 10 классе и уходят в среднее профессиональное образование. При этом трудоустройство ожидает не всех выпускников техникумов и колледжей.

«Наша задача сделать так, чтобы каждый студент, каждый выпускник был востребован на рынке. Для каждого направления мы стараемся найти стратегического партнера».

Что касается обучения в 11 классах, то в 2019 году каждая вторая школа Подмосковья сумела воспитать и подготовить победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, и на 15% выросло количество детей, получивших высокие результаты на ЕГЭ.

О перспективах для школьников северных регионов рассказал Петр Пак:

«К нам пришли большие инвесторы, и в ближайшее время у нас планируется ввод в эксплуатацию трех заводов, построенных „с нуля“. Есть проблемы с кадрами.

Губернатор поставил четкую задачу: участвовать во всех нацпроектах, связанных с образованием (и мы участвуем в 8 из 10).

У нас развивается рынок высокотехнологичных рабочих мест, и, совместно с предприятиями и инвесторами, мы сформировали список необходимых профессий, к которым уже сегодня необходимо готовить учеников».

Со стороны бизнеса, одного из ключевых заказчиков образования, выступил ответственный секретарь Комитета по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО Российского союза промышленников и предпринимателей Павел Исаев. Он представил опыт компании «Северсталь»:

«Программы обучения и профессионального развития начинаются даже не со старшей, а со средней школы. Компания создала в Череповце один из лучших в стране отраслевых музеев металлургии.

Ученики школ могут познакомиться с отраслью, посещать предприятие, общаться с сотрудниками компании, учиться в профильных классах.

Есть соглашение с более чем 20 вузами и с шестью средними профессиональными учебными заведениями».

Новая философия обучения

На заседании эксперты говорили не только об инфраструктуре, но также о влиянии инноваций на всю систему обучения в России. Марина Ракова объявила, что стереотипные слова «Трансформация образования» обретают новое значение:

«У нас отличное образование, отличные учителя. Но сам мир и дизайн коммуникации внутри цивилизации изменились. В эпоху индустриализации и постиндустриализации у нашей страны стояла одна большая задача: массово доставить определенные знания абсолютно всем гражданам.

Это было успешно сделано. Теперь все не так. Наша система образования должна ответить на 4К. Мы должны учить детей коммуницировать. Сделать так, чтобы они хотели и могли работать в команде, могли сделать нечто новое.

Мы хотим, чтобы они рефлексировали и подвергали сомнению все то, что привносится. Есть много и других разных задач (например, целеполагание). Эти эмоциональные предпосылки сформировали философию национального проекта „Образование“.

Как войти в пятерку сильнейших экономик мира? Естественно, мы должны подготовить людей, которые смогут это сделать».

Представитель Воронежской области Олег Мосолов тоже высказался о философии:

«20 лет работы в системе образования позволяют мне сказать, что у нас было много различных реформистских мероприятий. „Образование“ — первый нацпроект, который про смыслы, про содержание. Инфраструктура — это лишь вершина айсберга. Смыслы внутри».

Галина Карелова подчеркнула: «Это не просто нацпроект образования. Это смена ментальности в обществе».

Рекомендуем другие материалы о нацпроекте «Образование»:

Смотрите запись трансляции заседания Совета Федерации по развитию социальных инноваций субъектов РФ «Инновационные практики регионов в реализации национального проекта «Образование»»:

Источник: https://director.rosuchebnik.ru/article/innovatsionnye-praktiki-regionov-v-realizatsii-natsionalnogo-proekta-obrazovanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.