Инновации в образовании

Содержание

Важнейшие инновации — образовательные

Инновации в образовании

Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам — первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.

Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.

Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.

Новое в системе образования

Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания — негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.

Инновация — понятие широкое.  В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.

На сегодня российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования. Проблема дифференцируется по следующим пунктам:

  • несоответствие принятых стандартов интересам и способностям учащихся;
  • различия в темпах развития науки и возможностей восприятия;
  • конфликт сторонников концепций узкой специализации и многостороннего развития.

Присутствие подобных сложностей объясняет трудности внедрения инноваций и указывает направления для решения будущих задач.  Это:

  • профессиональная классификация инноваций в образовании;
  • инновационный менеджмент в образовании;

Большое значение имеют применяющиеся виды инновационных технологий и особенности их внедрения в образовательной сфере.

Усовершенствование обучения

Обучение — это инновационный образовательный проект. Само понятие синонимично терминам рост и созидание, то есть это и есть инновация.

Цель обновлений в образовании — воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей.

Под систематическими нововведениями в данной сфере следует предполагать осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством:

  • изменения сути процесса;
  • создания новых способов и видов работы.

Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе — усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике.

К методам модернизации относят:

  • внутрипредметные обновления — переход к новым обучающим комплексам и авторским разработкам;
  • общеметодические новшества — внедрение нестандартных, универсальных образовательных технологий, использующихся в любой предметной отрасли образования;
  • управленческие инновации — решения руководителей, направленные на повышение результативности функционирования субъектов системы;
  • идеологические разработки — нововведения, вызванные изменениями в сознании, являющиеся фундаментальной основой для остальных инноваций, так как только осознание необходимости нового ведет к появлению инноваций.

Задача инновационных технологий — качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ — формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.

Структура инноваций в образовании

Инновационные процессы в образовании — сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса — генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.

Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность — новая по форме и прогрессивная по содержанию.

Педагоги с аналитическим мышлением понимают суть процесса и видят способы для улучшения. Жизнеспособная структура — это сумма следующих элементов:

  • причина;
  • намерение;
  • проблема;
  • смысл;
  • способы;
  • результаты.

Процесс начинается с причины, затем появляется цель инновации, на основании чего формируется список задач и разрабатывается содержание и т. д.

Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств в производственной сфере и включает следующие элементы:

  • появление идеи;
  • планирование;
  • создание (освоение на практике);
  • внедрение.

Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка — учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс.

Проблемы инноваций в образовании

Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация — это риск без гарантии.

Но попытки усовершенствовать инновационный менеджмент в образовании не прекращаются. На сегодня нововведения классифицируются как:

  • Аналоговое. Инновация основана на принципе классический метод + частное нововведение.
  • Комбинированное. Объединение образовательных блоков для получения нового подхода.
  • Ретроинновационное. Заключается в привлечении забытых методов (гимназическое обучение, лицеи).
  • Сущностное. Внедрение ранее не применявшихся инноваций.

Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества и технологий. Кроме того, инновации обязаны относиться к определенным областям распространения:

  • воспитательной;
  • обучающей;
  • управленческой;
  • переквалификационной.

Введение изменений — это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.

Управление инновациями

Введение новшеств — это инновационные процессы в образовании, означающие усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт. Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень — режим развития.

Регулирование процесса обновления в учебном заведении — синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого — «одушевление» образования и повышение качества преподавания.

На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать как способ общего руководства следующими функциями:

  • выполнением директив управляющих органов;
  • применением технологических и научных новинок;
  • обновлением теоретической части педагогики;
  • изучением запросов учащихся.

Регулирование процесса внедрения инноваций — многопрофильная деятельность, включающая:

  • постановку и решение стратегических задач;
  • мониторинг рисков;
  • изучение структуры и возможностей образовательного учреждения;
  • формирование пакетов инновационных предложений и пр.

При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.

На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности, внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».

Закон об образовательных учреждениях определяет:

  • направления и задачи обновления;
  • формулирует понятие федеральных и региональных площадок;
  • утверждает порядок функционирования инфраструктуры.

Одновременно, государственные органы субъектов РФ управляют общеобразовательной системой, создавая возможности для реализации проектов и их практического применения.

Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.

Европейский союз

В Европейском Союзе инновационная политика базируется на информационном проекте «ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС.

Проект основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». В рамках Союза в 2000 г.

разработана стратегия, в которой сформулированы основы европейской инновационной политики, предполагающей построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, примерах идей.

Великобритания

Определяющую роль в инновационной политике Соединенного Королевства играет информационная поддержка новейших разработок, в том числе и в области образования.

Именно с этой целью Министерство инноваций, вузов и повышения квалификации размещает на официальном сайте документы для участников процесса.

Одновременно ведется формирование структур для ведения инновационной деятельности, в частности, компаний, оказывающих консультативное обслуживание в области технологического развития. Обычно такие компании создаются на базе вузов и являются собственниками инновационных центров.

Германия

Отличительная черта инновационной политики Германии в сфере образования — определяющая роль государства как основного инструмента финансирования исследований и внедрения новшеств. Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов пяти научных сообществ.

Классификация инноваций в образовании

Инновационные проекты и программы в образовании появляются в виде идей конкретных людей, а затем преобразуются в авторские новинки либо становятся общепринятой нормой.

Инновации классифицируют:

  • по объему новизны: как открытия или доработанные и улучшенные проекты;
  • по педагогическим объектам и категориям;
  • по масштабам: от конкретного учебного заведения до всей страны;
  • по способу авторства — индивидуальный или коллективный проект;
  • по источникам — сторонний заказ или собственное изобретение.

Без сомнений, внедрение новшеств — сложный инновационный процесс в образовании, включающий создание, испытание, анализ полученных результатов и их корректировку, после чего становится возможным введение инновации в образовательный процесс.

Многоступенчатой является и система управления нововведениями, включающая сотрудничество с педагогами, учащимися и родителями, информационное обеспечение и контроль за процессом.

Расширение опыта

Инновации — часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок.  А значит, данный процесс требует руководства.

Относительно учебного процесса, инновации в образовании — это обновление сути и методики обучения.

Выделяют следующие этапы процесса:

  • определение необходимости нововведений;
  • мониторинг информации;
  • разработку;
  • внедрение;
  • институализацию — применение новшества на практике длительное время.

В сумме перечисленные этапы образуют локализованный цикл.

Направления по анализу и продвижению опыта:

  • мотивация и поощрение преподавателей по результатам обновлений;
  • объединение усилий научного и преподавательского состава для распространения накопленного опыта;
  • создание информационного ресурса для сохранения наработанных знаний;
  • применение опыта на практике.

Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.

Источник: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsii-v-obrazovanii

Современные инновации в образовании: виды и примеры

Инновации в образовании

Инновации в образовании – это те нововведения, которые способствуют повышению качества воспитательного и образовательного процесса. Поиск и постоянные изобретения, внедрение инновационных технологий доказывают, что образование является инновационной областью.

Инновации в образовании – это системные изменения, основным предназначением которых является получение эффективных и стабильных результатов.

К нововведениям причисляют не только масштабные изменения образовательной системы: единый государственный экзамен, электронный дневник, ИКТ.

Инновации в педагогическом образовании — это и изменение стандартных методов и приемов работы, позволяющие повышать успеваемость учеников. Такие новшества разрабатываются учителем для конкретного классного коллектива, отдельного ребенка.

Инновации в системе образования по новизне делят на следующие группы:

  • полностью новые приемы, не имеющие аналогов;
  • новшества, в которых применяют и известные элементы.

Вторая группа дает меньший результат, так как основывается на старых компонентах.

В зависимости от объекта образования инновации в образовании могут способствовать:

  • обновлению образовательной организации;
  • социализации школьников;
  • воспитательному и образовательному процессу;
  • сохранению психического и физического здоровья детей.

Преобразования могут способствовать улучшению работы отдельного коллектива, школы, либо применяться по всей стране. Для того чтобы инновации в образовании дали стабильный положительный результат, и их можно было распространять на всю страну, сначала выбирается экспериментальный регион (школа).

В рамках такой экспериментальной площадки проверяется результативность новых приемов и методик работы, проводится промежуточный и конечный мониторинг. При получении стабильных положительных результатов опыт транслируется в другие образовательные учреждения.

Любые инновации в педагогическом образовании появляются в голове конкретного человека, и только потом они становятся достоянием страны. Процесс внедрения новой идеи – это многоступенчатый продолжительный период, который предполагает не только апробация новшества, но и анализ получаемых результатов, корректировку приемов и методов работы (в случае необходимости).

Центр непрерывного образования и инноваций занимается систематизацией и внедрений новшеств на всех ступенях воспитательного и образовательного процесса. Требованием современности является преобразование дошкольного образования. От эффективности освоения инноваций ДОУ зависит качество образовательной и воспитательной деятельности, выполнение федеральных стандартов нового поколения.

Все инновации, которые используются в детских дошкольных учреждениях, отличаются личностно-ориентированным подходом. Ребенок в образовательном и воспитательном процессе выходит на главное место. Центр инноваций в образовании предлагает следующие варианты нововведений в ДОУ:

  • развивающие занятия (творческие, игровые, музыкальные);
  • методики для снятия избыточного эмоционального напряжения;
  • цветотерапия;
  • сказкотерапия;
  • арт-терапия.

Сотрудники центра анализируют результативность каждого приема, возможность трансляции положительного опыта работы.

Центр непрерывного образования и инноваций Санкт – Петербурга отдельное внимание уделяет нововведениям на начальной ступени отечественного образования. В начальной школе приоритетное внимание уделяется выявлению творческого потенциала ребенка, созданию оптимальных условий для развития и самореализации.

Центр образования и инноваций (Санкт – Петербург) не оставляет без пристального внимания и профессиональный рост педагогов. Специалисты подбирают оптимальные курсы для повышения квалификации учителей начальных классов, помогают молодым специалистам выбирать самые эффективные приемы и методы воспитательной и образовательной деятельности.

Инновации способствуют активизации деятельности ребенка, вовлечению его в образовательный процесс. Ученик спорит, анализирует, ищет ответы на поставленные перед ним вопросы, а педагог выполняет функцию координатора.

Они являются результативным инновационным методом, который знаком учителям и воспитателям как проблемное обучение. Благодаря ему можно получать высокие и стабильные результаты по усвоению детьми информации, поддерживать в подрастающем поколении интерес к развитию и обучению.

Проблемное обучение широко применяется учителями химии, физики и биологии. К примеру, перед школьниками ставится определенный вопрос, для решения которого они самостоятельно выполняют практическую работу.

Приобретение навыков анализа, обработки полученных результатов пригодятся школьникам в профессиональной деятельности.

Непрерывное образование и инновации – обязательные условия формирования социально активной личности.

Нельзя применять даже самые передовые педагогические технологии без должного внимания здоровью подрастающего поколения.

Среди основных инновационных направлений работы и детских садов, и школ выделим здоровьесберегающие компоненты.

Среди форм работы, которые должны применяться в образовательных учреждениях, выделим спортивные праздники, прогулки на свежем воздухе, дыхательную и пальчиковую гимнастику, закаливание, водные процедуры.

Благодаря таким мероприятиям у детей формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни, они получают навыки оказания первой помощи.

В ходе урока или внеурочного занятия педагог следит за сменой динамических поз. Он применяет специальный наглядный материал, который позволяет снижать нервную возбудимость и психическую утомляемость дошкольников и детей школьного возраста.

Информационные технологии

Благодаря внедрению их в образовательные организации связь «наука — инновации – образование» стала реальностью. ИКТ – это надежный союзник для любого учителя.

Эти инновации помогают педагогам активизировать у детей познавательный интерес, развивать ассоциативное мышление, что позитивно отражается на прочности получаемых умений и навыков.

При грамотном применении мультимедийных презентаций, учебных фильмов, учебных интерактивных пособий, педагог в полной мере реализует требования, предъявляемые к уровню подготовки дошкольников и школьников ФГОС второго поколения.

Центр непрерывного образования и инноваций (ЦНОИ) особое внимание уделяет анализу эффективности внедрения проектной методики в дошкольное и школьное образование. Вовлечение в исследовательскую и проектную деятельность подрастающего поколения стало обязательным условием в каждой учебной дисциплине.

Благодаря самостоятельным экспериментам ребенок приобретает навыки работы с научной информацией, ее обработки, выбора нужных данных.

Постановка гипотезы при осуществлении исследовательской работы – это прекрасная возможность для развития логического мышления.

Любой проект предполагает обработку полученных результатов, подведение итогов, благодаря чему ребята совершенствуют свои коммуникативные навыки.

Дополнительное образование

Не только учителя и воспитатели, но и детские библиотекари используют в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. Чтобы прививать у подрастающего поколения любовь к чтению, бережное отношение к литературным источникам, они применяют информационные технологии:

  • создают электронные каталоги;
  • готовят тематические вечера;
  • составляют презентации;
  • организуют выставки.

Библиотеки в настоящее время становятся центрами дополнительного развития детей.

Их работники предлагают занятия, на которых ребята шьют мягкие игрушки, учатся искусству вязания и вышивания, узнают традиции и историю родного края.

Практически во всех библиотеках разработаны циклы занятий для разных возрастов, направленных на раннюю диагностику одаренности, развитие творческих способностей у каждого ребенка.

Краеведческие, театральные, рукодельные клубы и кружки, организуемые библиотекарями и иными педагогами на базе библиотек – это прекрасная возможность для формирования у детей активной гражданской позиции, помощи им в профориентации.

Предназначение инноваций в образовании

Весь комплект новшеств, вводимых в дошкольные и школьные государственные организации, а также в систему дополнительного образования, направлен на гармоничное развитие подрастающего поколения.

В рамках новых федеральных стандартов дошкольного, начального, основного, профессионального, высшего образования созданы требования к уровню подготовки выпускника.

Такой «портрет» является ориентиром для работы воспитателей и педагогов при подборе инновационных приемов и методов работы.

В последние годы наблюдается огромное количество инициатив в образовательной сфере. В их числе — ФГОС, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, переход в высших учебных заведениях на систему бакалавриат-магистратура. Подобная активность является результатом новой экономической реальности, интеграции страны в ВТО, вовлечением РФ в Болонский процесс.

Реформирование образования в РФ

Сегодня вся российская система образования находится на стадии существенного реформирования. Основой для подобного процесса стало внедрение на всех ступенях обучения новых государственных стандартов.

Среди их отличий от требований первого поколения – оформление результатов воспитания и образования в виде различных компетенций.

Основанием ФГОС считается системно-деятельностный подход. Суть его заключается в максимальном развитии мышления воспитанников. Современный ребенок должен учиться самостоятельно, поэтому не предполагается простая передача знаний от педагога, исключается механическое запоминание, акцент делается на формирование активной и творческой личности.

Заключение

Среди положительных моментов, связанных с инновациями, выделяют:

  • улучшение качества внеурочной деятельности (формирования гражданственности, навыков здорового образа жизни, общекультурного развития, социальной направленности);
  • внедрение в образовательный процесс проектной методики;
  • информатизация воспитательной работы.

При составлении содержания занятий педагог использует инновационный опыт коллег, пожелания родителей (законных представителей), а также интересы детей.

Среди инноваций, произошедших в отечественном образовании, особого внимания заслуживает переход к двухуровневому высшему образованию. Первый этап продолжается 3-4 года, вторая ступень — 1-2 года. Выпускники магистратуры имеют право продолжить образование в аспирантуре, потом в докторантуре. Они могут работать в научных центрах и исследовательских лабораториях.

Среди инноваций Болонской системы интерес представляет концепция непрерывного образования, предусматривающая пожизненное обучение. Такой подход позволяет человеку получать за свою жизнь сразу несколько учебных степеней и дипломов. Учебные заведения высшего звена при этом получают дополнительные финансовые средства, которые они могут использовать для модернизации оборудования.

Также среди новшеств, касающихся получения высшего образования, необходимо упомянуть о кредите на образование. Этим нововведением уже воспользовались многие студенты, мечтающие о престижном образовании.

Источник: https://www.nastroy.net/post/sovremennyie-innovatsii-v-obrazovanii-vidyi-i-primeryi

Что такое педагогические инновации? Понятие, основные направления. Инновационные процессы в образовании

Инновации в образовании

Поговорим о том, что такое педагогические инновации и как они влияют на качество образования.

Внедрение стандартов второго поколения

Современный этап развития образования в нашей стране осуществляется на основе реализации федеральных стандартов нового (второго) поколения. Перед школами и учительскими коллективами поставлена задача совершенствования, а также оптимизации образования. Помимо всех ступеней школ, подобные стандарты были введены и в дошкольных учреждениях.

Проблемы ОУ

Инновационные процессы в образовании направлены на устранение множества проблем, существующих в детских садах, школах, лицеях, гимназиях. В первую очередь внимание Министерства образования РФ было уделено совершенствованию технических средств обучения.

Это позволяет повышать эффективность информационного обмена между учениками и их наставником.

Инновационные информационные технологии, появившиеся в стенах учебных и дошкольных учреждений, позволили создать новую образовательную среду для реформирования и совершенствования образовательного процесса.

Определение инноваций

Так что такое педагогические инновации? В переводе с английского языка это слово звучит как использование новых умений, способов, форм, которые предполагают минимальные временные, материальные, интеллектуальные ресурсы для получения желаемого результата. Понятие «педагогические инновации» имеет схожий смысл, но узкую область применения. В последнее время преобразования касаются не только экономической жизни страны, но и интеллектуальной области (вузов, школ, дошкольных учреждений).

Особенности педагогических инноваций

А что такое педагогические инновации? Попробуем более детально рассмотреть данный термин. В первую очередь речь идет о каких-то целенаправленных действиях, которые способны вносить в образовательную среду преобразования, повышающие характеристики разных частей, а также отдельных компонентов всей системы.

Инновационные процессы в образовании связаны с поиском и освоением новых методов, технологий, средств, программ.

В подобной деятельности предполагается поиск новых программ, их внедрение в процесс образования, переосмысление их важности и значимости.

Особое место отводится организации взаимодействия между педагогами и учениками, изменению критериев выставления оценок за приобретенные знания.

Технологии

Педагогические инновации в образовательном процессе предполагают применение обновленных технологий обучения и воспитания подрастающего поколения. Они выступают в качестве инструмента, благодаря которому можно претворить в жизнь новую образовательную систему.

Подобное обучение заключается в ориентации воспитательного и учебного процесса на возможности ребенка с учетом его психологических и физиологических особенностей, последующую реализацию поставленных задач.

Именно современные педагогические инновации должны способствовать развитию механизмов инновационной работы, поиску творческих приемов для разрешения сложных проблем, превращению творческого процесса в норму.

Цель инноваций

В первую очередь предполагается изменение качественных характеристик личности в сравнении с традиционной образовательной системой.

Подобные преобразования возможны при внедрении в практическую деятельность учителей воспитательных и дидактических программ, благодаря которым формируется нешаблонное творческое мышление детей, в максимальной степени происходит раскрытие их природных задатков.

Все инновации в образовании касаются развития самостоятельности подрастающего поколения, желания их постигать инновационные достижения науки, использовать в повседневной жизни навыки и умения, сформированные в процессе учебной деятельности.

Разновидности инноваций

Классификация педагогических инноваций предполагает выделение следующих вариантов:

  • организацию учебных занятий с использованием классно-урочной системы;
  • формирование профильных классов;
  • применение в учебном процессе игровых методик.

Инновации допускают и уход от классической урочной системы, и применение проектной методики, позволяющей ученику усваивать необходимые знания путем вовлечения его в исследовательскую деятельность.

Особое внимание отводится созданию схем дистанционного взаимодействия между учителем и учеником, родителями и воспитанниками. При этом классическая урочная система может быть сохранена или модернизирована.

Интересно и такое направление педагогических инноваций, как создание специальных (индивидуальных) образовательных методик и программ.

Особенности передачи опыта

Для того чтобы все замыслы модераторов были успешно реализованы на практике, особое внимание уделяется профессиональной подготовке педагогического коллектива. На протяжении нескольких последних лет обсуждается вариант «профессионального стандарта» педагога.

Все педагогическое сообщество включилось в данную работу, чтобы в ближайшее время разработать тот минимальный набора компетентностей для учителя, которым он должен обладать, чтобы в полной мере реализовывать все образовательные инновации.

Педагоги предлагают свои дополнительные критерии, согласно которым можно будет вести речь о настоящем профессионале, владеющем инновационными приемами и методиками обучения.

Особенности инновационных методик обучения

Так что такое педагогические инновации? В первую очередь это новые приемы и методы обучения, направленные на формирование самостоятельности у школьников. Особое внимание педагоги в своей работе стали уделять проектной методике.

Если в традиционной системе не отводилось времени на развитие творческих способностей ученика, то после внедрения новых федеральных образовательных стандартов второго поколения, каждый ребенок получает реальную возможность для гармонического развития и самосовершенствования.

Технологии будущего

Ежегодно на августовских совещаниях проводится ярмарка педагогических инноваций, на которой учителя знакомятся с новыми образовательными методиками. После детального рассмотрения каждой идет ее апробация на практике. При получении положительных результатов происходит трансляция опыта в другие образовательные учреждения.

Исследовательская деятельность как способ внедрения образовательных инноваций

В качестве одного из обязательных компонентов содержательной части каждой учебной дисциплины выступает проектная или исследовательская деятельность.

По новым федеральным образовательным стандартам, все дети должны освоить данную методику, позволяющую развивать их творческие и индивидуальные способности.

Для подтверждения работы, проведенной за учебный год, в конце учебного года они представляют готовые проекты, знакомят педагогов и одноклассников с результатами своих научных работ.

Подобная деятельность по праву признается инновациями в образовании, ведь здесь, вместо традиционной роли учителя, педагог предстает перед воспитанниками в качестве наставника, помощника, старшего друга. Вместе с ребенком он работает над созданием технологической карты исследования, определяет направление деятельности, подбирает эксперименты.

В задачу педагога входит пояснение своим подопечным сложных теоретических вопросов, помощь в случае возникновения сложностей с проведением конкретных химических превращений, выполнением социологических опросов.

Основной работой над проектом занимается именно ученик, что позволяет ему получать новые знания, касающиеся предмета его исследования. Благодаря подобным инновационным методикам ребенок постепенно определяется и с выбором своей будущей профессиональной деятельности.

Результаты апробации новых педагогических методик свидетельствуют об их высокой эффективности и результативности. Отход от традиционной авторитарной системы образования позволяет гармонично развивать личность ребенка, упрощает процесс его социальной адаптации.

Новые проекты в образовании

Для поддержки талантливых педагогов и детей в нашей стране были введены специальные национальные образовательные проекты. Какова их роль в совершенствовании учебного и воспитательного процесса? Ощущая реальную поддержку со сторону государства, педагоги стараются работать творчески, искать оптимальные методики для формирования всесторонне развитой личности ребенка.

Важна и государственная поддержка талантливой молодежи.

Разнообразные грантовые конкурсы и проекты, направленные на выявление и поощрение тех юношей и девушек, которые пытаются улучшать экономическое и социальное положение людей, способствуют уменьшению числа межнациональных конфликтов, высоко оцениваются руководством страны. Ребята не только поощряются материально за свои исследования и проекты, но и получают реальную возможность на практике реализовать задуманное.

Инновации в образовании

Инновации в образовании

Образование, представляя собой одно из основных средств развития личности человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем, т.е. подвергаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам общества в данную эпоху.

Но учитывая ту нестабильность, которой отличается современная педагогическая наука вообще, для понимания эффективности тех или иных инноваций необходимо время. Однако и придерживаться в образовании устаревших схем сегодня уже нельзя.

Учитывая всё это, говорить об инновациях в сфере образования мы можем только в комплексе с традициями.

Чтобы учиться быстрее, эффективнее и интереснее, записывайтесь на онлайн-программу «Лучшие техники самообразования».

Традиции и инновации в сфере образования

Вообще, утверждать, что проблема инноваций в сфере образования является чем-то новым, нельзя, т.к.

этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области психологии, философии, педагогики и т.д.

Другими словами, речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.

Если же говорить конкретно о мире современности, то сам термин «инновации», касаемо образования, подразумевает обновление образовательной системы и внедрение новых технологий. И, конечно же, всё, что разрабатывает человек для этого, нацелено, главным образом, на повышение эффективности и результативности обучения.

А это, в свою очередь, говорит нам о том, что сегодняшние образовательные стандарты являются устаревшими, и к обучению нового поколения нужно разрабатывать всё новые подходы.

Основной же причиной появления вопроса о том, что пора внедрять инновации в систему образования, является кризис этой самой системы, и все создающиеся нововведения нацелены на решение её многочисленных проблем.

И на данный момент есть несколько противоречий в образовательной системе, которые требуют скорейшего разрешения:

Эти противоречия обуславливают затруднения в процессе внедрения в образовательную систему инноваций. О них мы вкратце и расскажем далее.

Проблемы инноваций в сфере образования

Интересно то, что проблемы инноваций в сфере образования наблюдаются уже на стадии их разработки. Никто из специалистов не в состоянии дать 100% гарантию, что именного его новый педагогический подход будет успешным и наберёт единомышленников. Причём, нововведения всегда связаны с большим риском, и нет никакой уверенности в том, что он будет оправдан.

Но, несмотря на это, попытки внедрения инноваций в сферу образования предпринимаются постоянно. Кроме того, специалисты стараются привести все возможные инновации к какой-то классификации. И одна их самых современных классификаций инноваций выглядит следующим образом:

  • Сущностные инновации – подразумевают внедрение в образовательную систему нововведений, влияющих на саму суть образования, но которые не могли быть применены ранее;
  • Ретроинновации – подразумевают внедрение в педагогическую деятельность тех подходов, которые были забыты в течение времени;
  • Комбинированные инновации – подразумевают объединение некоторого количества образовательных методов, в результате чего появляется один новый;
  • Аналоговые инновации – подразумевают присоединение к уже известному методу обучения частного нововведения.

Вся суть инноваций в образовательной системе вообще заключается в том, что предпринимаются попытки найти и успешно применить новые подходы к образованию молодого поколения. И любые инновации непременно должны учитывать требования современного социума и развитие информационных технологий. Ко всему прочему, нововведения должны быть применены ещё и в четырёх направлениях:

  • Воспитание
  • Обучение
  • Управление
  • Переподготовка кадров

Несложно заметить, что внедрение инноваций является очень серьезным процессом, сопряжённым с рядом трудностей теоретического и практического характера, а также существенной долей риска.

Однако это не должно останавливать людей на их пути к улучшению образовательной системы, иначе она может надолго погрязнуть в неактуальных и устаревших образовательных методах, что грозит тем, что снизится не только желание молодёжи обучаться в учебных заведениях, но и уровень её морального, психологического, этического, социального и культурного развития.

И в качестве примера успешных инноваций нам хочется привести несколько, так называемых, «Новых школ» XX века, ориентироваться на которые отчасти мы можем даже сегодня.

«Новые школы» XX века

Назовём лишь несколько примеров таких школ.

1

Была открыта в Бельгии. Процесс воспитания и обучения в этой школе строился на взаимодействии с живой природой, а уклон делался на свободу и деятельность учеников, а также постоянное взаимодействие с их семьями.

При организации обучения учитывались особенности мышления детей, а их самих старались максимально приобщить к различного рода деятельности, от наблюдения за происходящим до выражения своего отношения к этому.

Окружение детей являлось одним из важных компонентов обучения.

2

Была открыта в Лейпциге, в «Ясной Поляне» и нескольких других местах. В этой школе считалось, что обучение ученика какому-то одному конкретному ремеслу или предмету нецелесообразно.

В этой школе не было классов или учёбного плана, однако отсутствовали и временные ограничения в процессе взаимодействия учеников и учителей. Определяющим ориентиром был интерес учеников и их всестороннее развитие.

Педагоги ставили перед собой одну цель – предоставить ученикам максимально полное представление о том, какие явления происходят в окружающем мире.

3

Были открыты в Великобритании. В них был утверждён индивидуальный характер процесса образования, в котором не требовалось соблюдение планов и программ по обучению.

Отсутствовали классы и уроки как таковые, расписание, режим, системы оценки и контроля учащихся. Режим занятий был гибким, а учителя планировали темы и занятия вместе с учениками.

Основным способом обучения был «способ открытий», подразумевающий самостоятельное постижение детьми окружающей реальности и их самовыражение.

4

Бала открыта в США. Здесь ученики учились весь год, но по прошествии каждых 45 дней уходили на двухнедельные каникулы. В итоге получалось, что дети уделяли обучению столько же дней, сколько принято и в обычных школах, но всегда были отдохнувшими и полными сил, что значительно повышало и их успеваемость, и эффективность самого процесса обучения.

5

Были открыты в США. В «Снежных классах» дети знакомились с природой, жизнью людей и их бытом в горах, когда наступало время каникул. В «Морских классах» ученики проходили обучение во время путешествий по морю.

6

Также были открыты в США. «Неградуированные школы» представляли собой учебные заведения, где отсутствовало подразделение на классы по годам. Образовательный процесс состоял из нескольких циклов, по каждому из которых каждый ученик проходил обучение в индивидуальном порядке, с учётом его личностных особенностей и интересов.

7

Всего таких школ было открыто несколько: они находились в Австрии, Швейцарии, Германии, Франции и России.

В этих учебных заведениях учащимся было обеспечена профессиональная подготовка, которая с малых лет ориентировала их на труд, как на нечто особо ценное, а также как на важную составляющую культуры.

Процесс обучения основывался на самостоятельности учеников и организации ими самоуправления.

Помимо вышеперечисленных школ можно упомянуть «Школу делания», «Лабораторную школу», «Игровую школу», «Органическую школу», Вальдорфскую школу и некоторые другие. Но это было в XX веке, и сейчас ситуация уже изменилась, хотя, конечно, те основы, на которых базировались «Новые школы», являются актуальными и сейчас, но одними ими уже не обойтись.

Как бы то ни было, сегодня мир озадачен проблемой воспитания молодёжи, как граждан всей планеты, и интернациональное образовательное пространство находится в процессе непрестанного развития. Весь мир стремится к тому, чтобы обеспечить людей глобальной стратегией образования, которая бы не зависела ни от места, где проживает человек, ни от настоящего уровня его развития.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8/

Инновации в образовании: 10 самых известных проектов

Инновации в образовании

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на Конкурс инноваций в образовании, который проводят Институт образования ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

В конкурсе могут участвовать индивидуальные разработчики и команды от 2 до 6 человек вне зависимости от профессиональной принадлежности. Победитель конкурса получает travel grant для презентации своего проекта в любой точке мира. Кроме того, партнеры конкурса обычно присуждают участникам финала различные поощрительные премии, оказывают им консалтинговую поддержку.

Так, в этом году Дальневосточный федеральный университет ввел новую номинацию — «Образовательные технологии, сжимающие пространство и время».

«Мы удалены от столицы на шесть тысяч километров и на семь часовых поясов, поэтому нас интересуют технологии одновременного присутствия пользователей в образовательном пространстве, технологии управления распределенными в пространстве командами учебных проектов, технологии дистанционного выявления талантов», — говорит проректор университета Дмитрий Земцов. Победитель в этой номинации получит заказ на внедрение своего решения в ДВФУ на сумму до 350 тыс. рублей.

В предыдущие три года поощрительные премии КИвО присуждались Московским политехническим университетом, Агентством стратегических инициатив, Московским городским педагогическим университетом и другими организациями.

В апреле 2017 года на Карте лидеров инноваций в образовании, подготовленной Центром содействия инновациям в образовании «СОЛь» на основе интервью с экспертами, было отмечено порядка двадцати лидеров проектов, участвовавших в КИвО в разные годы. Те, чья деятельность связана с инновациями в образовании, кто планирует участвовать в КИвО, наверняка смогут учесть их опыт в собственном профессиональном развитии. Вот некоторые из этих проектов.

«Образ жизни» (победитель КИвО-2014)

Интенсивные программы социализации, рассчитанные преимущественно на старшеклассников, — каникулярные лагеря в городе и за его пределами, обучение, работа над идеями.

В основе проекта — идея, что люди выбирают не профессию, а образ жизни, поэтому им нужна среда для жизненных экспериментов.

По оценке автора проекта Дианы Колесниковой, КИвО «был первой позитивной обратной связью на то, что я делаю».

Школа цифрового творчества «Кодабра»

Курсы для обучения детей созданию собственных компьютерных игр, мобильных приложений и интерактивной анимации.

На занятиях дети работают в командах, распределяя между собой роли, проводят мозговые штурмы, придумывают идеи для проектов, помогают друг другу осуществлять задуманное.

Есть формат, когда дети занимаются вместе с родителями. Один из лозунгов школы — «Хватит играть, давай создавать!»

«Москва глазами инженера» (победитель КИвО-2015)

Экскурсии, лекции и детские мастер-классы о памятниках архитектуры, о том, как устроен город с точки зрения инженера. Дети обучаются навыкам проектной работы и инженерному образу мышления.

С 2014 года проект занимает верхние строчки в рейтинге TripAdvisor среди развлекательных компаний Москвы.

Будущим участникам КИвО автор проекта Айрат Багаутдинов советует не делать акцент на попытке добиться победы, а максимально воспользоваться средой конкурса, чтобы найти партнера или инвестора.

«Учитель для России»

Российская версия американской программы «Teach For All», которая реализуется в десятках стран, включая Великобританию, Индию и Китай.

Из числа лучших выпускников вузов, прежде всего непедагогических, отбирают тех, кто готов в течение двух лет поработать учителем в школах, расположенных в «глубинке».

Программа предусматривает обучение будущих учителей и дополнительное материальное поощрение.

Краудсорс-проект EduNet «Образование будущего»

Открытое сообщество людей, заинтересованных в обновлении системы образования и создании комплекса образовательных ресурсов: кадрово-методического центра, современной интернет-платформы, модели школы нового типа, конгломерата образовательных проектов и методик. В саморегулирующемся сетевом пространстве взаимодействуют заказчики, создатели и потребители образовательных услуг.

LifeCamp

Выездная школа, программа которой позволяет старшеклассникам осознанно выбрать профессию благодаря организации ситуаций «взрослой» жизни.

Акцент делается на выработку у детей навыков принятия решений, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Выездные школы уже проведены в Красноярском крае, Республике Хакасия, Московской области, а также в Китае (Шанхай) и США (Сан-Франциско).

BiTronics Lab

Курс обучения и прототипирования на базе набора-конструктора «Юный нейромоделист».

Дети развивают навыки и умения, востребованные в будущем: учатся работать с электроникой и биосигналами человека, конструировать, программировать, генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.

После участия в КИвО проект был запущен в ряде школ и технопарков, а также в рамках олимпиады Национальной технологической инициативы.

Сетевая старшая школа

Методическая разработка в сфере общего образования, авторы которой совместили в одной концепции принципы тьюторства, развивающего обучения, существующие нормы законодательства об образовании. Основной принцип Сетевой старшей школы — индивидуализация образовательного процесса, которая обеспечивается за счет выбора учеником предметов, форм обучения, дополнительных образовательных услуг.

Scratch4russia

Образовательная программа для детей, позволяющая освоить язык программирования Scratch 2. Разработаны специальные методические пособия, учебники, онлайн-платформа со вспомогательными материалами. задача проекта — сделать так, чтобы ребенок увлекся программированием с раннего детства.

Конкурс инноваций в образовании

КИвО тоже есть на Карте лидеров инноваций в образовании, так как он сам по себе — инновация, стартап. «Мы развивали его по схеме, знакомой всем начинающим предпринимателям, — говорит директор КИвО Диана Королева.

— Но очень скоро конкурс стал еще и полигоном для исследований, нам удалось собрать солидную базу данных».

Благодаря КИвО в Высшей школе экономики был создан Центр изучения инноваций в образовании, который исследует такие темы, как ландшафт рынка образовательных инноваций, особенности команд инновационных проектов и характеристики самих инноваторов.

Источник: https://www.hse.ru/news/edu/205929077.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.