Информационные функции управления

Содержание

Роль информации в системе управления (стр. 1 из 4)

Информационные функции управления

1. Понятие информации

1.1 Источники информации

1.2 Этапы обмена информацией

2. Виды управленческой информации

3. Информационная система управления

4. Защита информации

Заключение

Литература

Введение

Информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность. Информация – это основное условие конкурентной способности организации.

Руководителя интересует информация о физических и юридических лицах, передовой технологии, экономической и финансовой ситуации и т.д.

Оперативная, надежная, достоверная и своевременная информация является основой управленческого процесса, и от того насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием.

Информация может приниматься менеджерами к сведению, служить основой будущих решений, расширять их знания и кругозор.

Без информации невозможна совместная работа в условиях разделения труда, нехватка нужной, как и избыток ненужной информации дезориентирует любую хозяйственную деятельность.

Кроме того, существует прямая связь между информированностью и степенью удовлетворения трудом. Так, хорошо информированные сотрудники довольны своей работой почти в 70% случаев, в то время, как мало информированные – только в 41%.

Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации.

Причем он также должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации; уметь упорядочивать коммуникационный процесс и обмен информацией в рамках предприятия; обладать хорошо развитой способностью устного и письменного общения.

Менеджер должен быть первым лицом, знающим требования информации, ее форме, оценке и использованию в практике управленческой деятельности.

1. Понятие информации

Поведение человека обусловлено определенной полученной, усвоенной и обработанной им информацией. Под информацией понимается совокупность сведений и сигналов о процессах и явлениях, протекающих во внешнем окружении и самом организме человека.

Управленческая информация – это совокупность сведений о состоянии и процессах, протекающих внутри и во вне организации. Информацию об объектах управления и происходящих в них событиях и процессах не без основания называют их своеобразной моделью, а также словесным или цифровым портретом.

При даче характеристики информации используют следующие показатели: объем, достоверность, ценность, насыщенность, открытость.

Объем информации измеряется числом знаков, букв, символов. При оценке подобной информации используют качественные показатели: информация избыточна, требуемого объема, информация недостаточна.

Избыточная информация повышает качество последующих управленческих решений, но требует больших затрат времени для ее передачи и анализа. Недостаток же информации затрудняет выработку правильного решения.

Достоверность информации – это показатель соответствия полученных сведений реальным. Чем меньше звеньев принимает участие в передаче информации, тем она более достоверна. Искажение может произойти по объективным и субъективным причинам.

Ценность информации может рассматриваться с двух позиций: ценность для получателя по отношению к будущей прибыльности (потребительская ценность) и ценность с точки зрения понесенных затрат. Информация, в отличие от товара, при передаче остается у источника (продавца).

Насыщенность информации – это соотношение полезной и фоновой информации. Фоновая информация необходима для лучшего восприятия полезной информации через улучшение эмоционального настроя, настройки внимания, подчеркивания ценности. Если фоновой информации нет, то информация воспринимается как «сухая». При обилии фоновой информации говорят, что в ней много «воды».

Открытость информации характеризует возможность ее предоставления различным группам людей. Секретная информация предоставляется только ограниченному кругу работников предприятия. Конфиденциальная информация может быть передана достаточно широкому кругу работающих, но с условием ее сохранения в тайне от работников других предприятий.

1.1 Источники информации

Эффективный сбор информации должен опираться на научный подход, обеспечивающий объективность и точность результата, быть систематическим, вовлекать в свою орбиту различные источники и сопровождаться анализом. И, прежде всего, необходимо четко определить интересуемый объект; источник, сроки и порядок получения данных о нем; нужный объем; методы сбора; ориентировочные затраты.

Источники управленческой информации могут быть внутренние и внешние. К внутренним относятся: бухгалтерская и статистическая отчетность, счета клиентов, текущие наблюдения, специальные исследования (как плановые, так и проводимые по особому решению руководства). Акты о ревизиях и проверках, итоги аудита, сведения о движении кадров, поставках, объему производства и сбыту.

Внешние источники более многочисленны и разнообразны.

Прежде всего, здесь нужно выделить сотрудников (это руководители и специалисты подразделений снабжения, сбыта, маркетинга, информационных служб); вышестоящее руководство; партнеры – покупатели, продавцы, работники финансовых, кредитных, страховых учреждений; средства массовой информации, информационные системы, периодическая печать, образцы техники, техническая документация, справочники, журналы, каталоги, бизнес документы, фотоснимки, микрофильмы, показания приборов и др.

Особо следует остановиться на устной информации. Для получения оперативной информации руководители часто применяют практику устных докладов.

Психологи указывают, что человек воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Это зависит от множества причин субъективного характера: личности передающего информацию и личности ее воспринимающего; от физических возможностей органов чувств обоих; склада и черт их характеров и ряда других причин.

Слушая человека, следует внимательно наблюдать за его поведением – жестами, мимикой, позой, взглядом, его одеждой и обувью, манерами и другими формами внешнего выражения индивидуальности.

Восприятие человеком информации складывается из двух взаимосвязанных процессов – отбора и систематизации полученных сведений.

В процессе отбора информации происходит «отсеивание» не требующей внимания и ненужной информации. Здесь важным является опыт человека, знание проблем, по которым поступила информация, его психологическое состояние, настроение, здоровье, отношение к происходящему и др.

В процессе систематизации информации человек «обрабатывает» воспринятое, используя при этом свои чувства, убеждения, предпочтения, эмоции (положительные и отрицательные). Менеджер должен знать, что люди быстрее воспринимают информацию в спокойной непринужденной обстановке.

Кроме официальных устных докладов, менеджеры могут получать и воспринимать информацию в ходе деловых бесед: при приеме сотрудника на работу или его увольнении, в ходе встреч с партнерами и клиентами, консультаций или общения с сотрудниками.

В практической работе менеджеры часто сталкиваются и с таким явлением, как слухи и дезинформация.

Слухи возникают и распространяются весьма быстро вследствие недостатка или несвоевременности получения официальной информации. Таким образом, люди стремятся объяснить себе и окружающим ситуацию, высказывают догадки и выдвигают версии.

Затем эти догадки, как снежный ком, обрастают несуществующими подробностями, сообщаются по «секрету» от одного человека к другому, а иногда возбуждают целые коллективы, сеют беспорядки и недовольство.

Чтобы пресечь слухи, руководители должны выступать с разъяснениями, информировать работников о действительном состоянии дел, опровергать досужие домыслы.

Дезинформация возникает, как правило, сознательно и целенаправленно.

Ею пользуются в конкурентной борьбе для того, чтобы скрыть настоящее положение дел на предприятии, для приукрашивания непопулярных мер и введения в заблуждение общественности.

Дезинформация может побудить руководителей к действиям, выгодным фирме-конкуренту, и нанести экономический и моральный урон. Поэтому, получив информацию из источников, не вызывающих доверия, важно ее проверить.

К дезинформации прибегают обычно недобросовестные сотрудники, которые стремятся к моральному разложению коллектива, падению дисциплины и порядка на предприятии. Бороться с дезинформацией можно только разъяснительной работой и устранением источника, порождающего ее. Работники, довольные своей работой и положением дел, не поддаются на слухи, домыслы и дезинформацию.

Таким образом, источники информации сегодня настолько многочисленны, а сама она так разнопланова, что определенная ее часть может быть не вполне достоверной и поэтому должна многократно перепроверяться.

Поэтому в крупных организациях, акционерных обществах, предприятиях создаются специальные структурные подразделения – информационные службы, занимающиеся ее планированием, сбором, обработкой, анализом, оценкой, составлением рекомендаций для руководства, а также созданием баз стратегических данных. Информационные службы чаще всего включают в себя отделы научно-технической информации, технические архивы и другие отделы. Они пропускают через себя основные потоки информации, поступающей на предприятие, проводят ее первичную обработку и трансформируют ее до остальных подразделений предприятия.

С учетом быстрого нарастания потока маркетинговой информации функции информационной службы существенно расширяются. Ее задачами становится также создание и ведение фондов так называемой «фирменной» информации (информации о фирмах), подготовка аналитических и рекламных материалов, участие в проведении исследований рынка сбыта продукции предприятия и др.

Источник: https://mirznanii.com/a/164346/rol-informatsii-v-sisteme-upravleniya

Функции управления

Информационные функции управления

Управление – целенаправленный процесс, включающий в себя некоторые основные элементы, рассматриваемые как основные функции управления. В практике управления различают два вида функций управления.

Виды функций управления

  • основные — весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование; организация; планирование; мотивация; контроль; учет ; анализ; подготовка и принятие управленческих решений
  • конкретные . Более обособлены, представляют собой самостоятельные области профессиональной деятельности. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием). Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости менеджеров и, как следствие, успешное выполнение производственных заданий, качество работы и продукции, конкурентоспособность выпускаемого продукта.

Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Все функции управления можно разделить на внешние и внутренние; главные, основные и вспомогательные, полезные и вредные; неестественные; дублирующие. Функции вытекают из тех задач, которые решает структурное подразделение, например производственный отдел машиностроительного предприятия:

  • установление тесных контактов с отделом исследований и разработок;
  • подготовка новой продукции к запуску в производство;
  • планирование приобретения оборудования и подготовка к работе;
  • стимулирование развития инициативы работников к рационализации;
  • анализ стоимости работ, использования ЭВМ и бюджета отдела.

Функция производственного отдела можно декомпозировать и определить подфункции:

  • рациональное использование производственных мощностей, инструментов и приспособлений;
  • определение норм времени на изготовление продукции;
  • обеспечение качества работ;
  • подготовка производственной документации;
  • определение сумм капитальных вложений;
  • разработка форм обслуживания потребителей продукции;
  • разработка форм повышения квалификации и переподготовки кадров.

Эффективность системы управления зависит не только от четкого выбора методов, принципов и функций управления, но и факторов, способствующих повышению интенсивности процесса управления.

А. Файоль выделил пять функций управления: учет; анализ; планирование; контроль; регулирование, которые дают основу для анализа информационных систем.

Функция управления — учет

Учет — процесс получения объективной информации о складывающейся на объекте ситуации путем сбора фактических значений параметров и их обработки по заданным алгоритмам. После доведения планов до исполнителя, часто оказывается, что предприятие отклоняется от плана.

Причины могут быть разными: влияние среды, неточность и неверность исполнения, несовершенство самого планирования. Для того, чтобы вывести предприятие на плановую траекторию, нужно регулировать его деятельность. А для этого нужно собрать данные о работе этого предприятия. Сбором данных для формирования, отчетности занимается фаза учета.

Учет использования ресурсов, учет выпускаемой продукции, учет выполнения внешних заказов, учет финансов и многие другие.

Данная функция управления предназначена для фиксации состояний объекта управления, получение полной информации об объекте в интересующем аспекте, а также формулировку целей, т.е. чего именно требуется достичь. Четко сформулированные цели играют важную роль в управлении и планировании.

Цель – идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности; желаемый результат, которого стремится добиться человек или целое предприятие, ставящие перед собой эту цель.

Были сформулированы некоторые правила постановки целей: цели должны быть конкретными; реальными; гибкими и способными к корректировке; совместимыми; понимаемыми людьми.

Учет обеспечивает часть системы, управляющую информацией. Это самый трудный этап, т.к. его нельзя формализовать.

Анализ — функция управления

Анализ — процесс генерирования альтернатив на основании складывающейся на объекте ситуации и желаемых значений параметров, задаваемых на фазе «Планирование», с одной стороны, и постановка диагноза и выявление причин отклонения движения системы от заданной траектории, с другой стороны. На основе учтенных данных формулируются выводы о различных сторонах работы предприятия.

Планирование любой деятельности начинается с анализа ситуации, т. к.

без результатов анализа невозможно определить, какие возможности и ресурсы имеются в наличии, какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана, сколько времени уйдет на его выполнение, являются ли затраты ресурсов приемлемыми, а также невозможно определить нужно ли планирование вообще и, следовательно, невозможно построить план.

После проведения анализа ситуации выявляются проблемы и свободные ресурсы. При составлении планов проблемы лягут в основу целей, а свободные ресурсы послужат средством к достижению этих целей.

Планирование — ф-ция управления

Планирование — это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений, которое вырабатывается на основе целей, формулируемых вышестоящей организацией, и альтернатив, генерируемых на фазе «Анализ».

В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. В экономике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.

По мнению многих авторов, планирование – одна из важнейших функций управления.

Процесс планирования проходит в 4 этапа.

Этапы процесса планирования

  • разработка общих целей;
  • определение конкретных, детализированных целей на заданный,
  • сравнительно короткий период времени;
  • определение задач и средств их решения;
  • контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе, поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Технология планирования хорошо разработана и постоянно используется. Исходя из назначения и основных принципов предприятия, формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те — до конкретных заданий.

Далее подсчитываются необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, временные — и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимы резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

Иногда отождествляют стратегическое и долгосрочное, тактическое и краткосрочное управление, но это не всегда верно.

Пример

Любая серьёзная экономическая система стратегического управления должна включать в себя управляющую (информационную) подсистему, обрабатывающую и актуализирующую стратегическую информацию об инновационных мероприятиях, о состоянии рынков товаров, услуг и ценных бумаг, о ресурсном обеспечении, о финансовых условиях и критериях, о принципах и методах управления и др.

Результаты планирования часто оформляют в виде «бизнес-плана».

Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит данные о виде и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырья, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта.

Ясно, что реально используемые фирмами технологии планирования достаточно сложны. Обычно им занимаются специальные подразделения. Полезными оказываются математические методы планирования. В 1975 г .

Нобелевскую премию по экономике получили советский математик Леонид Витальевич Канторович и американский экономист Тьяллинг Купманс (родился в Нидерландах).

Премия была присуждена за разработку теории оптимального использования ресурсов, которая составляет важную часть математического арсенала плановика.

Функция управления — регулирование

Регулирование формирование корректирующих управляющих воздействий, приводящих объект управления в желаемое состояние для реализации выбранного на фазе «Планирование» решения.

Также, это подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Анри Файоль считает, что управление, как регулирование, включает в себя и составление перечня необходимых действий, т.е.

что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей.

Контроль — ф-ция управления

Контроль – это сравнение фактического состояния объекта с желаемым. На предприятии могут применяться следующие типы контроля.

Типы контроля

  • организационные решения – связаны с реорганизацией предприятия, бизнес процесса . характерны тем, что происходят в течение долгого времени, достаточного для привлечения собственных экспертов и результаты обуславливают эффективность деятельности предприятия в целом.
  • решение по планированию – эти решения принимаются чаще, чем организационные. Должны учитывать сложившуюся организацию бизнес процессов на предприятии. И во многом определяют те решения, которые будут приниматься на следующих уровнях.
  • оперативные управленческие – в основном применяются для воздействия на объект управления с целью удерживания плановых показателей. Эти решения принимаются чаще.

Сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы.

Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Неблагоприятные погодные условия, аварии на производстве и на транспорте, болезни и увольнения сотрудников и многие другие причины нарушают планы. Эти нарушения, прежде всего, надо обнаружить с помощью системы контроля.

Например, надо регулярно — раз в день, неделю или месяц — возвращаться к плану и выявлять нежелательные отклонения от запланированного. Есть два основных подхода к отклонениям:

Подходы к отклонениям

  • решения, обусловленные технологией и планом работ — возврату на плановую траекторию развития. Для этого понадобятся дополнительные ресурсы — материальные, кадровые, финансовые. Иногда такие ресурсы создают согласно плану, заранее предвидя возможность осложнений. Но приходится мириться с тем, что в благоприятной обстановке такие ресурсы будут «простаивать»
  • решения при появлении нештатных ситуаций (аварии, конфликты) — изменение плана. Намеченные рубежи заменяются на другие, реально достижимые в создавшейся обстановке. Возможность такого подхода зависит от того, насколько для предприятия важен план — является ли он «законом» или же только «руководством к действию», задающим желательное направление движения.

Контроллинг

Современным этапом последней функции является контроллинг. Контроллинг (control — руководство, регулирование, управление, контроль) — новая концепция управления, порожденная практикой современного управления предприятием.

Согласно Файолю, «одной из основных причин возникновения и внедрения концепции контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе (предприятии, фирме, банке, органе государственного управления и др.)».

Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки» (в том числе компьютерной) основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений».

Источник: http://itstan.ru/it-i-is/funkcii-upravlenija.html

1. Информационные функции управления

Информационные функции управления
Административно-правовые процессы в государственном управлении

Функции управления — это основные виды управленческой деятельности, которые порождают разделением труда в процессе управления. Существуют также те…

Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Анализ правовых проблем

4. Информационные управленческие функции государства в сфере регулирования профессиональной деятельности

Одним из приоритетных направлений государственного регулирования является реализация мер по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности рынка ценных бумаг…

Государственное управление

1.2 Функции государственного управления

В функции государственного управления входят основные направления деятельности органов государственного управления…

Государственное управление и менеджмент: сущность, различия, общие принципы

5. Функции государственного управления

государственный управление политика административный Каждое государство имеет свои функции, внешние и внутренние, реализуемые через совокупность всех органов этого государства, образующую государственный механизм. К числу таких функций…

Государство как субъект и объект управления

2.2 Функции государственного управления

государство управление судебный законодательный власть Реализация целей государственного управления осуществляется через систему функций, т.е. взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления…

Информационное обеспечение органов местного самоуправления на примере администрации г. Красноярска

1.1 Общее понятие управления. Функции управления

Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его в качественно новое состояние. Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение предприятия…

Информационные технологии

1.1 Информационные технологии как основа управления

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники…

2. Функции государственного управления

Система государственного управления состоит из повседневного осуществления определенных функций. Термин «функция» применяют для обозначения деятельности любых государственных органов независимо от их цели…

Особенности государственного управления

f1.Общественные функции государства как субъекта управления. Покажите общественную обусловленность государственного управления и выделите основные функции государства в каждой из управляемых сфер

Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления…

Понятие государственного управления. Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации», Указы президента Российской Федерации о государственном управлении, его системе и структуре

fД) Функции государственного управления

Эти функции вытекают из сути государства, его развитости на данный момент времени. Функционирование — это выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей…

Понятие и сущность государственного управления

2.2. Функции государственного управления

Государственное управление многофункционально. Функции — это элементы, части управленческой деятельности. Совокупность функций составляет содержание управления. Функции проявляются в действиях субъекта управления…

Финансовые и материальные аппараты Отдела Внутренних Дел

§2. Функции хозяйственного управления

Исходя из вышеуказанных задач, основными функциями управления являются: — обеспечение вещевым имуществом и вооружением сотруд-ников центрального аппарата Министерства…

Финансовые и материальные аппараты Отдела Внутренних Дел

§4. Функции главного управления

1. Разрабатывает проекты сводных годовых финансовых планов расходов, доходов и платежей в бюджет (по линии МВД России), сводных смет расходов по содержанию органов внутренних дел, внутренних войск и подразделений МВД России…

Функции государственного управления

Классификация функций управления

Информационные функции управления

Под функцией управления понимают форму проявления вида управленческой деятельности, выделившуюся в процессе специализации управленческого труда.

К функциям управления относятся планирование (стратегическое и тактическое), организация, оперативное управление, информационное взаимодействие и работа с кадрами. Названные функции являются общими, поскольку осуществляются в каждой производственной системе и на каждом уровне управления.

Общие функции управления (кроме работы с кадрами) отражают отдельные стадии развития процесса организационного управления во времени.

Иногда к общим функциям управления относят анализ, контроль, прогнозирование и др. Однако это является неоправданным, так как эти функции входят в качестве составных частей в вышеперечисленные.

Рассмотрим назначение и свойства общих функций управления.

Планирование – вид управленческой деятельности по определению перспектив развития управляемой системы: разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятельности, по которым осуществляются контроль и оценка.

Планирование как вид управленческой деятельности пронизывает всю систему управления сверху донизу и осуществляется на уровне управления национальным хозяйством в целом, на уровне отрасли и отдельного предприятия.

Функция планирования заключается в научно обоснованном предвидении и проектировании процессов производства; с ее помощью посредством использования различных методов, форм, режимов и условий и добиваются их равномерности, эффективности и ритмичности, координируют внешние и внутренние технические, технологические, организационные и экономические связи.

Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) плана и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов.

Для экономической и производственной систем любого типа большое значение имеют организация производства, организация труда и организация управления.

Таким образом, в процессе управления функция организации реализуется как одна из его основных функций, главным назначением которой является синхронизация всех управляемых и управляющих процессов в рамках объекта управления.

В этой связи организация исполнительской деятельности является одним из необходимых элементов организации как процесса и включает следующие стадии:

а) доведение управленческого решения (плана) до сведения исполнителей, разъяснение целей и значения планируемых мероприятий;

б) декомпозиция функций на подфункции, на задачи и задания и т.д.;

в) формирование технологических схем и должностных инструкций;

г) подбор, расстановка и обучение кадров, обеспечение необходимыми материалами и оборудованием;

д) использование системы мер экономического и морального стимулирования (мотивация);

е) проверка исполнения.

Оперативное управление – функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках параметров, заданных текущим планом, программой, регламентом.

Оперативное управление как функция основано на получении информации (чаще всего об отклонениях), поступающей от управляемого объекта, и используется в целях устранения отклонений, компенсации возмущающих воздействий.

С его помощью достигается также предупреждение возможных отклонений.

Оперативное управление включает в качестве необходимой вспомогательной функции контроль, который состоит в наблюдении за течением процессов на объекте управления, сравнении величин контролируемых параметров с заданными планом (программой), выявлении отклонений, их места, времени, причин и характера. Существуют две основные формы контроля – активный и пассивный.

Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса. При контроле активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие через функцию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь в качестве функционирования объекта.

Функция информационного взаимодействия предназначена для реализации процесса восприятия, преобразования и передачи информации в организационных системах. Центральным моментом этого процесса является акт принятия решения, состоящий в выборе одного из множества возможных способов действий.

Принятие решений порождает управляющую информацию, которая доводится до исполнителей в форме планов, заданий, нормативов, команд и служит для них импульсом к целенаправленным и координированным действиям.

В то же время само принятие решений во многом зависит от полноты, достоверности и своевременности входной информации.

Работа с кадрами – важная сторона управленческой деятельности в любой системе организационного управления, органичная ее часть, выделяемая как одна из основных функций управления.

Работа с кадрами включает продуманный набор и расстановку кадров руководителей и специалистов, создание кадрового резерва, целенаправленное формирование (с использованием соответствующих методов) мотивации сплоченного управленческого коллектива с учетом динамики движения управляющих кадров.

Реализация этой функции включает в себя следующие этапы: планирование трудовых ресурсов; набор персонала; определение заработной платы и льгот; профориентацию, обучение и адаптацию; оценку трудовой деятельности; перемещение работников по должностям; подготовку руководящих кадров и их резерва.

К числу функций управления могут быть отнесены функции управления снабжением, технологической и технической подготовкой производства, производственным процессом, финансовой деятельностью, маркетингом и сбытом и др.

Приведенная классификация не исчерпывает состава специфических функций управления.

Во-первых, в отдельных отраслях народного хозяйства данные функции имеют свою конкретную специфику и закрепляются за соответствующими подразделениями.

Во-вторых, в процессе развития материального производства как объекта управления возникают новые конкретные функции, последовательная реализация которых позволяет повысить эффективность управленческой деятельности.

ЭВМ при выборе решений в области технологии, организации, планирования и управления производством

Применение компьютерных информационных технологий позволяет в ряде случаев при сравнительно небольших затратах получать ценные управленческие решения. Составление экономико-математических моделей и проведение расчетов с помощью компьютера позволяют быстро и относительно недорого проводить разработку и сравнение многочисленных вариантов планов и управленческих решений.

Многовариантность выбора – одно из ценнейших качеств рассматриваемых методов. Однако в настоящее время практическое применение экономико-математических методов в управлении и планировании производственной деятельностью, несмотря на наблюдающееся насыщение управленческих служб средствами вычислительной техники, далеко не соответствует имеющемуся в этой области научному запасу.

Трудности практического внедрения экономико-математических методов связаны со многими объективными и субъективными причинами, но прежде всего обусловлены сложностью экономических процессов и явлений, невозможностью расчленения больших систем на обозримые части с целью их автономного рассмотрения, а также необходимостью учитывать наряду с технологическими аспектами и поведение людей, их индивидуально принимаемые решения.

Поэтому практически приемлемым путем, позволяющим в известной мере использовать потенциал экономико-математических методов, является включение компьютерных решений конкретных типовых задач в процесс принятия управленческих решений руководителем.

При этом оказывается возможным сочетать опыт и трудноформализуемые знания руководителя, хорошо знающего производственную и хозяйственную стороны управленческой деятельности, с производительностью и многовариантностью компьютерно-математических методов.

В настоящее время имеются отработанные методы решения ряда типовых задач по организации и планированию производства, для которых могут быть применены компьютерные технологии. Все эти задачи могут быть классифицированы следующим образом:

1. Задачи в области организации производства. К ним относятся, например, задачи организации проектирования, труда, ремонта машин, транспорта и складского хозяйства, задачи управления качеством производства, расчета потребности в ресурсах (трудовых, материальных, технических) с распределением во времени на основе календарного плана производства и т.п.

2. Задачи планирования производства. К ним относятся, например, задачи планирования производства товарной продукции, технического развития и повышения эффективности производства, труда и заработной платы, механизации и материально-технического обеспечения производства, задачи анализа производственно-хозяйственной деятельности и т.п.

Такие отработанные решения определенных типовых задач базируются на методах имитационного моделирования, линейного программирования, вероятностного моделирования, исследования операций и других методах.

Возможность практического решения указанных задач в настоящее время расширяется в связи с компьютеризацией всех звеньев управленческого аппарата, созданием локальных и объединенных вычислительных сетей, организацией локальных и централизованных информационных баз данных и обеспечением оперативного доступа к ним.

Приведем примеры типовых задач управления производством, решаемых с помощью компьютера.

1. Оптимальная загрузка производственных мощностей

Исходные данные: имеется М организаций, производящих взаимозаменяемую продукцию и располагающих активным фондом времени в размере Ai(i = 1, 2, …, М).

Эти организации производят N видов работ, предусмотренных планом в объемах Bj(j = 1, 2, …, N). Производительность i-й организации при выполнении единицы объема j-й работы равна Рij, а соответствующие затраты равны Сij.

Требуется: определить Хij – время выполнения работ j-го вида i-й организацией, чтобы общие затраты были минимальны.

2. Определение рациональной схемы перевозок продукции на объекты

Исходные данные: в регионе размещены поставщики продукции и ее потребители. Известны объемы производства продукции на предприятиях в плановом периоде и потребности в ней.

Требуется: найти рациональную схему организации грузопотоков в регионе (т.е.

закрепление потребителей за поставщиками и объемы поставки) при минимальных производственных и транспортных затратах, а также связи с внешними поставщиками и потребителями.

3. Оптимизация выпуска однородной продукции при нескольких технологических способах

Исходные данные: имеется n технологических способов производства отдельных видов работ; Сj– объем прибыли на единицу объема работы, произведенной по j-й технологии; m – объемы ресурсов с запасами bj; aij– расход i-го вида ресурсов на производство единицы объема продукции по j-й технологии. Требуется: найти объемы работ Хj, выполняемые по j-й технологии, которые обеспечивают получение максимальной общей прибыли в пределах ограниченных ресурсов.

4. Определение оптимального состава парка машин

Исходные данные: есть возможность приобретения машин n марки по цене Сj, за одну машину j-й марки. Купленные машины должны выполнить план по m видам работ в объеме Li, причем aij– производительность j-й машины при выполнении работ i-го вида. Требуется: найти необходимое количество машин каждого вида Xj, обеспечив выполнение плана при минимальной стоимости купленных машин.

5. Назначение по объектам работников различных специальностей

Исходные данные: имеется m работников, которые могут выполнить n работ, причем Сij– производительность i-го работника при выполнении j-й работы. Требуется: определить, кого и на какую работу назначить для достижения максимальной производительности всех работ (при этом каждый работник может быть назначен только на одну-единственную работу).

6. Составление оптимального плана выпуска продукции

Исходные данные: в регионе функционирует несколько предприятий, выпускающих однородную продукцию при помощи различных технологий.

Известны прибыль от реализации единицы продукции каждого предприятия, а также запасы лимитируемых ресурсов и их расходы на единицу готовой продукции. Заданы проектные мощности предприятий.

Требуется: составить план выпуска на каждом предприятии при заданных ресурсах с целью получения максимальной прибыли от реализации производимой в регионе продукции.

Статьи к прочтению:

  • Классификация гис и сферы применения
  • Классификация имитационных моделей

:

  • Платформа модели — шесть функций управления

    Введение.. 3 Структура функциональной модели оценки менеджмента.. 3 Оценка коммуникации компании.. 4 Анкетирование. 4 Обработка результатов. 5…

  • Функции ос по управлению памятью

    Под памятью (memory) в данном случае подразумевается оперативная (основная) память компьютера. В однопрограммных операционных системах основная память…

Источник: http://csaa.ru/klassifikacija-funkcij-upravlenija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.