Информационная компетентность педагога

ИКТ-компетентность в рамках профессионального стандарта педагога

Информационная компетентность педагога

Статьи

Внеурочная деятельность

До 1 января 2020 года в образовательных организациях должен состояться переход к новым профессиональным стандартам. Одна из целей нововведения – улучшение подготовки учителей и условий этой подготовки, что включает развитие ИКТ-компетентности. Требования стандарта на бумаге и в жизни, а также список компетенций от ЮНЕСКО разобрал учитель высшей категории, победитель престижных конкурсов Магомедшапи Дибиров.

29 апреля 2019

Хорошая новость: если вы читаете эту статью на сайте, то, скорее всего, владеете основными ИКТ-компетенциями. Рассмотрим подробнее, что именно требует новый стандарт.

«Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно»

Обратите внимание на уточнение про эффективность. Не так давно в школах наблюдалась тенденция: применять технологии везде, технологии ради технологий. Однако те или иные инструменты не всегда бывают уместными (например, на некоторых занятиях по физкультуре). При этом упускаются из виду действительно важные инструменты.

Не у всех детей достаточно развит навык использования малой вычислительной техники, а зря: инженерный калькулятор выпускники имеют право использовать на ЕГЭ (по химии, физике, географии). Авторы корпорации «Российский учебник» стараются восполнить этот пробел. Так, ученики часто работают с калькуляторами при прохождении курса «Алгебра и начала математического анализа.

 10 класс» Г.К. Муравина и О.В. Муравиной.

«Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате»

Не секрет, что многим ученикам комфортнее общаться в интернете, чем взаимодействовать вживую с одноклассниками и учителями.

Задача педагога в новых условиях: научить правильно пользоваться общедоступными инструментами коммуникации, объяснить ребенку, как использование тех или иных сервисов может повлиять на жизнь, познакомить с лучшим, что предлагает формат гипермедиа. Для этого педагогу, разумеется, необходимо самому разобраться в сервисах и сделать правильные шаги.

Также профстандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды (с учетом возможного отсутствия некоторых элементов непосредственно в школе).

Что теперь должен уметь учитель?

  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
  • владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Из профстандарта учителя математики и информатики:

  • совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, конструируя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера);
  • владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений — численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий;
  • квалифицированно набирать математический текст;
  • использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся.

Составляющие ИКТ-компетентности учителя, предложенные ЮНЕСКО

В 2011 году, на два года раньше утверждения российского профессионального стандарта педагога, был представлен документ UNESCO ICT Competency Framework for Teachers.

В структуре компетенций создатели документа выделили 6 основных аспектов работы преподавателя: понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие. Структура ИКТ-компетенций преподавателя, по версии ЮНЕСКО, выглядит следующим образом:

Шесть модулей в каждом из трех подходовПрименение ИКТОсвоение знанийПроизводство знаний
Понимание роли ИКТ в образованииЗнакомство с образовательной политикойПонимание образовательной политикиИнициация инноваций
Учебная программа и оцениваниеБазовые знанияПрименение знанийУмения жителя общества знаний
Педагогические практикиИспользование ИКТРешение комплексных задачСпособность к саморазвитию
Технические и программные средстваБазовые инструментыСложные инструментыРаспространяющиеся технологии
Организация и управление образовательным процессомТрадиционные формы учебной работыГруппы сотрудничестваОбучающаяся организация
Профессиональное развитиеКомпьютерная грамотностьПомощь и наставничествоУчитель как мастер

Популярные инструменты ИКТ в образовании

Обращаясь к иностранным ресурсам, необходимо учитывать правила хранения персональных данных учеников на зарубежных серверах.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ikt-kompetentnost-v-ramkakh-professionalnogo-standarta-pedagoga-article/

Информационная компетентность

Информационная компетентность педагога

Определение 1

Информационная компетентность – это сложное по своей структуре и содержанию индивидуально-психологическое образование, организованное на основании интеграции теоретических знаний и практических умений в сфере инновационных технологий и конкретного набора личностных качеств субъектов образования.

Сущность информационной компетентности заключается в том, что она направлена на формирование у учащихся определенных знаний, умений и навыков, а также опыта их применения для решения конкретных социально-профессиональных задач посредством современных информационных технологий.

Информационная компетентность включает в себя новую грамотность, состоящую из умений человека самостоятельно осуществлять обработку информацию, принимать в непредвиденных и нестандартных ситуациях решений, путем использования разнообразных технологических средств.

Таким образом, информационная компетентность – это интегративное качество личности, которое является результатом отражения процесса поиска, усвоения и переработки информации в особый вид предметно-специфических знаний.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Объективной стороной информационной компетентности являются требования, которые предъявляются современному специалисту со стороны общества и государства.

Субъективная сторона информационной компетентности – это отражение объективной стороны через индивидуальные особенности человека и его профессиональную деятельность.

Информационная компетентность по своей природе имеет определенную внутреннюю логику, которая направлена на решение задач по обогащению учащихся знаниями и умениями из таких областей как: информатика и информационно-коммуникационные технологии. А кроме того направлена, на развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей, осуществление успешного интерактивного диалога в едином информационном пространстве.

Элементы информационной компетентности

Информационная компетентность включает в себя следующие элементы:

  1. Мотивацию, интерес и потребность на получение знаний, умений и навыков в сфере программной и технической информации и средств.
  2. Совокупность специальных знаний, которую полностью отражают современное состояние информационного общества.
  3. Знания, способы и действия, которые составляют информационную основу поисковой и познавательной деятельности.
  4. Получение опыта необходимой поисковой деятельности в области технических ресурсов и программного обеспечения.
  5. Формирования навыков применения современных информационных ресурсов, работы на ПК.

Практика показывает, что информационная компетентность обязательно должна включать в себя:

  1. Умение самостоятельно находить нужную информацию с помощью различных информационных средств и технологий.
  2. Умение работать в группе, владеть навыками сотрудничества, использовать современные информационные технологии для решения поставленных целей и задач.
  3. Готовность к самообразованию и саморазвитию посредством использования информационных технологий.

На основании представленных элементов, исследователями были выделены такие понятия как «информационная культура» и информационная деятельность».

Определение 2

Информационная культура – это составная часть личностной культуры человека, которая позволяет ему принимать участие в различных видах информационных работ с целью получения, накопления, кодирования и переработки данных.

Информационная деятельность – это деятельность, реализуемая на основании имеющихся профессиональных знаний и личностных качеств человека.

Таким образом, информационная компетентность является интегративным качеством личности человека, полученным в результате получения и усвоения предметно-специальных знаний и умений.

Компоненты информационной компетентности

Структура информационной компетентности состоит из следующих компонентов:

  1. Когнитивный компонент – направлен на отражение переработки получаемой информации, посредством микро-когнитивных актов (анализ, синтез, обобщение, формализация, сравнение и т.д.).
  2. Ценностно-мотивационный компонент – направлен на создание оптимальных условий, способствующих в оказании помощи при выборе наиболее важных ценностных ориентаций. Данный компонент характеризует уровень мотивации человека на обучение и деятельность, а также достижение поставленных целей и задач.
  3. Технико-технологический компонент – направлен на осознание и понимание принципов работы технических устройств, значимость их применения в практической деятельности.
  4. Коммуникативный компонент – направлен на отражение понимания применения знаковых систем, информационных и компьютерных систем, необходимых для быстрой и безопасной передачи данных.
  5. Рефлексивный компонент – состоит в адекватной оценке собственного уровня владения информационными технологиями, умениями применять их в практической деятельности, а также с целью самосознания и самореализации.

В настоящее время информационная компетенция является одной из важнейших и ключевых компетенций современного человека. Это связано с тем, что применение компьютерных технологий внедрено практически во все сферы деятельности. Большую роль играет и умение пользоваться ресурсами Интернет.

Основными показателями информационной компетентности выступают:

  • Готовность человека осваивать эффективные способы получение и обработке информации
  • Стремление к формированию и развитию личностных творческих качеств
  • Владение высоким уровнем коммуникативной и информационной культуры
  • Готовность к продуктивному взаимодействию с другими субъектами информационного взаимодействия
  • Освоение культуры по получению, отбору, хранению, воспроизведению, представлению, передаче и интеграции информации в любых предметных областях.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/informacionnaya_kompetentnost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.