Гуманитарное право

Содержание

Понятие международного гуманитарного права и его основные функции

Гуманитарное право

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Его функции — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Возникновение современного международного гуманитарного права внесло существенные изменения в законы и обычаи войны. Уже к середине XIX в.

в отношениях между государствами складывается система правил, в соответствии с которыми военное насилие может применяться только к комбатантам; военнопленные рассматриваются в качестве временно задерживаемых лиц; государства должны заботиться о раненых и больных неприятеля, оказывать покровительство его военно-медицинскому персоналу.

Устанавливается норма, запрещающая применение вооруженной силы против мирного населения. Военная оккупация определяется как временное занятие территории противника; оккупирующее государство не приобретает суверенных прав на захваченную территорию; оно обязано уважать местные законы, традиции и обычаи.

Считается, что МГП возникло в 1864 г. после первой Женевской конференции, в ходе которой была принята «Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны».

С помощью МГП регулируются отношения между сторонами — участниками вооруженного конфликта, как международного, так и немеждународного; во-вторых, упорядочиваются отношения воюющих с нейтральными государствами; в-третьих, ограничивается возможность сторон выбирать средства и методы ведения военных действий; в-четвертых, закрепляются меры, направленные на защиту лиц, которые не принимают или прекратили принимать непосредственное участие в военных действиях, а также гражданских объектов и объектов, имеющих важное значение для выживания гражданского населения.

Международное гуманитарное право имеет двойной объект своего воздействия: с одной стороны, оно призвано облегчать людские страдания, порожденные военными действиями, а с другой — оказывать реальную помощь лицам, пострадавшим от военных действий: раненным, пленным, а также гражданскому населению.

Субъект международного права — это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Виды субъектов МГП:

  • Государства.
  • Союзы государств.
  • Международные организации.
  • Коалиции государств.

Представителями субъектов МП являются:

Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления.

Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.

Существует система принципов, разработанная швейцарским профессором Ж. Пикте, который предложил свести принципы МГП в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.

Основополагающие принципы:

  1. МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.
  2. Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
  3. Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.
  4. Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением, с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
  5. Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
  6. Запрещается дискриминация по любому признаку.
  7. Серьезное нарушение норм МГП — уголовное преступление, подлежащее наказанию.

Общие принципы. Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.

  1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологической неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
  2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на общепринятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
  3. Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание. Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные МГП гражданские объекты.
  4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом. Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества.

Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий:

  1. Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны. Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы МГП или иные международные соглашения.
  2. Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.
  3. Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.
  4. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды.

Примеры нарушений МГП

  1. Разрушение талибами гигантских статуй Будды в центральной афганской провинции Бамиан в 2001 году. Уничтожение памятников доисламской эпохи (буддийских, зороастрийских, индуистских), начавшееся в Афганистане после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара 26 февраля 2001.

    Несмотря на то, что в 1954 году Ирак и Сирия ратифицировали Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, она не исполняется.

  2. С июня 2014 по 13 февраля 2015 ИГИЛ разграбило и уничтожило не менее 28 религиозных зданий, представляющих историческую ценность.

    «Послужной список» террористов включает множество актов вандализма: от уничтожения шиитских мечетей до подрыва центральной библиотеки и варварского разгрома музея в Мосуле, где погибли тысячи редких старинных книг и бесценных экспонатов.

    В марте этого года экстремисты бульдозерами сровняли с землей исторические руины двух древних городов Хатры и Нимруда, входивших в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  3. И российскими, и грузинскими войсками применялось кассетное оружие, в результате чего гибли гражданские лица, и возникла угроза для значительного числа жителей, поскольку после этого остались неразорвавшиеся боевые элементы.

  4. Во время войны во Вьетнаме вьетнамцы устанавливали ловушки на лесных тропах, около американских баз, и будучи замаскированной под тонким слоем травы, листьев, грунта или воды, была трудно обнаруживаема. Размер ловушки был рассчитан точно под ногу в ботинке. Колья всегда смазывались нехорошими веществами.

    Попадание ногой в такую ловушку, пробитие кольями подошвы и ранение почти наверняка вызывало заражение крови.

  5. Война в Ливии. Когда город был сдан оппозиции, охранники бросили три гранаты в помещение, где содержались заключенные, и затем открыли огонь.

    Международная комиссия по расследованию, учрежденная Советом по правам человека, установила причастность антиправительственных сил к совершению военных преступлений и преступлений против человечности, в частности, она упомянула внесудебные казни, пытки, насильственные исчезновения, беспорядочные атаки и мародерство, Комиссия отметила, что власти не проводили расследование ни по одному из нарушений, совершенных антиправительственными силами, и «нарушения международного права в области прав человека продолжают происходить в условиях безнаказанности»

  6. В посёлке Мадайя в провинции Дамаск террористические группировки открыли огонь по автомобилям делегации Международного комитета Красного Креста и сирийского общества Красного полумесяца.
  7. Террористы из ИГИЛ стали прибегать к использованию химического оружия. Экспертами Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) было установлено, что еще в августе в городе Мареа к северу от Алеппо ​был применен иприт.

Заключение

Международное гуманитарное право в период вооруженных конфликтов существует как самостоятельная отрасль международного права. Международное гуманитарное право имеет свой, отличный от других отраслей, специальный метод правового регулирования, реализующийся в период вооруженного конфликта, состоящий:

  • во-первых, из установления факта начала, ведения, окончания войны, вооруженного конфликта;
  • во-вторых, определения круга субъектов вооруженного конфликта;
  • в-третьих, установления правового статуса комбатантов, гражданского населения и всех других участников правоотношений;
  • в-четвертых, принятия международных договоров, порождающих права и обязанности сторон;
  • в-пятых, процесса функционирования международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов; шестых, гарантии реализации норм международного гуманитарного права;
  • в-седьмых, ответственности государств и физических лиц за нарушение норм МГП.

Функции международного гуманитарного права — это основные направления юридического воздействия на общественные отношения. Определяются сущностью и социальным назначением права в жизни мирового сообщества, по регулированию правоотношений в период войны, вооруженного конфликта международного и немеждународного характера, борьбы с международным терроризмом.

Источник: https://novainfo.ru/article/8363

Что такое международное гуманитарное право?

Гуманитарное право

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов.

Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий.

Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами.

Международное право, основанное на общепризнанных принципах, содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.

Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.

История международного гуманитарного права

История международного гуманитарного права уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.

Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.

С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Источники международного гуманитарного права

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.

Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе международного обычного права – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.

Когда применяется международное гуманитарное право?

Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.

Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. Международные вооруженные конфликты — это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и Дополнительном протоколе I.

Вооруженные конфликты немеждународного характера ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, и Дополнительном протоколе II.

Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека.

Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах.

В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.

Функции международного гуманитарного права

Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:

  • защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
  • ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Что означает «защищать»?

Международное гуманитарное право защищает некомбатантов, например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.

Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.

Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.

Существуют подробные правила регулирующие условия содержания под стражей военнопленных и дозволенные способы обращения с гражданскими лицами, находящимися под властью неприятеля. Они включают в себя обязанность предоставления продовольствия, жилья и медицинского обслуживания, а также право на обмен сообщениями с членами семьи.

Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.

Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?

Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:

  • не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
  • причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
  • ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.

Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.

Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?

К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.

С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.

Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?

Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.

В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.

На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.

Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.

Источник: http://interlaws.ru/chto-takoe-mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo/

Гуманитарное право: понятие, источники нормы и основные принципы

Гуманитарное право

Международное гуманитарное право (далее — МГП) руководствуется соображениями человечности, гуманизма и смягчения человеческих страданий.

Оно включает в себя набор правил, установленных договором или обычаем, направленным на защиту лиц и имущества, которые затронуты (или могут быть затронуты) вооруженным конфликтом, и ограничивает права его сторон использовать методы и средства ведения войны по их выбору.

МГП включает Женевские и Гаагские конвенции, а также последующие договоры, прецедентное право и обычное международное право. Оно определяет поведение и ответственность воюющих сторон, нейтральных стран и отдельных лиц, участвующих в военных действиях, в отношении друг к другу и к защищенным лицам — как правило, некомбатантам.

Гуманитарное право призвано сбалансировать соображения гуманности и военной необходимости, постепенно подталкивая правила ведения войн к верховенству права. Оно ограничивает разрушительный эффект войны и смягчает человеческие страдания. Но каким бы развитым ни было гуманитарное право, войны от этого никуда не деваются.

Вопросы войны имеют ключевое значение для этой юридической отрасли. Серьезные нарушения международного гуманитарного права называются военными преступлениями. МГП (jus in bello) регулирует поведение вооруженных сил во время войны или вооруженных конфликтов.

Оно отличается от jus ad bellum, которое регулирует поведение во время войны и включает преступления против мира и агрессивные методы ведения войны. Вместе jus in bello и jus ad bellum составляют два столпа, на которых стоит международное право, регулируя таким образом все аспекты вооруженных конфликтов.

Защита международного гуманитарного права осуществляется различными интернациональными организациями.

МГП является обязательным для стран, связанных соответствующими договорами. Право — гуманитарная наука, и потому договоры и письменные законы являются его основными орудиями. Существуют, однако, и неписаные правила ведения войны, многие из которых были озвучены еще во время Нюрнбергского трибунала.

Международное гуманитарное право действует на основе строгого разделения норм, применяемых во внешних и ​​внутренних вооруженных конфликтах. Эта дихотомия, однако, в свое время широко критиковалась.

Связь с правами человека

Отношения между международным правом в области прав человека и международным гуманитарным правом оспариваются среди ученых. Это обсуждение является частью более широкой дискуссии на тему фрагментации международного права. Хотя ученые-плюралисты понимают международное право как нечто отличное от МГП, сторонники конституционного подхода рассматривают последнее как разновидность первого.

Международное гуманитарное право применяется только во время вооруженного конфликта.

С другой стороны, более системный подход настаивает на том, что оно представляет собой отрасль международного права в широком смысле этого слова, поскольку включает общие нормы, касающиеся всех стран без исключения, а также специальные правила, которые применяются к определенным ситуациям, таким как вооруженный конфликт и военная оккупация или по отношению к определенным группам людей, включая беженцев (например, Конвенция о статусе беженцев 1951 года), детей (Конвенция 1989 года о правах ребенка), и военнопленных (Третья Женевская конвенция 1949 года).

Современное международное гуманитарное право состоит из двух исторических потоков:

  1. Закон Гааги, о котором уже упоминалось как о законе войны.
  2. Закон Женевы, или гуманитарное право.

Эти два потока получили свое название в честь ряда международных конференций, на которых были составлены договоры, касающиеся войны и конфликтов, в частности, Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов, и Женевских конвенций, первая из которых была составлена в 1863 году.

Систематические попытки ограничить разрушительный потенциал войны начали развиваться лишь в XIX веке. Это было связано с меняющимся взглядом на войну под влиянием идей Просвещения и развитием более разрушительных средств ее ведения.

Цель войны состояла в том, чтобы победить вражеское государство, что можно было бы сделать, выведя из строя вражеских комбатантов. Таким образом, устанавливалось различие между комбатантами и гражданскими лицами, а также требование о том, чтобы раненых и захваченных вражеских комбатантов содержали с учетом норм международного гуманитарного права.

Человечество добилось колоссальных успехов на этом поприще, но военные преступления все еще остаются актуальной проблемой.

История гуманитарного права

Тем не менее даже в разгар кровопролитных исторических конфликтов часто появлялись призывы к введению гуманных правил защиты жертв вооруженных конфликтов: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Эти правила и призывы относятся еще к древним временам.

В Ветхом Завете Царь Израиля предотвращает убийство взятых в плен солдат, следуя увещеванию пророка Елисея, чтобы затем их освободить. Отвечая на вопрос короля, Елисей сказал: «Ты не убьешь их. Ты убил тех, кого ты взял в плен с мечом и луком твоим, поставил перед ними хлеб и воду, чтобы они могли есть и пить, пусть же идут к своему хозяину».

В Древней Индии есть записи (например, законы Ману), описывающие типы оружия, которые не следует использовать: «Когда сражаешься со своим врагом в бою, пусть он не ударяет оружием колючим, отравленным или пылающим огнем». Существовало также правило не бить евнуха и мирного человека, сгибающего руки в мольбе о пощаде. Запрещалось атаковать спящих, обнаженных, безоружных и тех, кто не участвует в битве.

У мусульман

Исламский закон гласит, что некомбатанты, не принимающие участия в битвах, например, женщины, дети, монахи и отшельники, престарелые, слепые и безумные, не должны подвергаться насилию. Первый халиф, Абу Бакр, провозгласил: «Не калечьте.

Не убивайте маленьких детей, стариков или женщин. Не обрезайте головы и не сжигайте их. Не вырубайте плодовые деревья для пищи».

Исламские юристы считали, что заключенного нельзя убивать, поскольку он «не может нести ответственность за действия воюющей стороны».

Но нельзя отрицать того, что нравы мусульман всегда отставали от европейского гуманитарного права. Исламский закон не щадил всех некомбатантов. В том случае, если кто-то отказывался обратиться в ислам или заплатить альтернативный налог, мусульманам разрешали убивать любого из них, комбатантов или некомбатантов, при условии, что они не были убиты подло или с применением пыток.

Классификация гуманитарных норм

Наиболее важным антецедентом МГП является действующее Соглашение о перемирии и урегулирование войны, подписанное и ратифицированное в 1820 году между властями тогдашнего правительства Великой Колумбии и начальником Экспедиционных сил испанской короны в венесуэльском городе Санта-Ана Трухильо. Этот договор был подписан во время войны за независимость Великой Колумбии, являясь первым в своем роде на Западе.

Однако только во второй половине XIX века был инициирован более систематический подход.

В Соединенных Штатах иммигрант из Германии Фрэнсис Либер разработал кодекс поведения в 1863 году, известный как Кодекс, для армии Союза во время Гражданской войны в США.

Кодекс Либера включал гуманное отношение к гражданскому населению в районах конфликтов, а также вводил запрет на казнь военнопленных. Это была первая в истории имплементация гуманитарных прав человека по современному принципу.

К примеру, во время Крымской войны ряд таких лиц, как Флоренс Найтингейл и Генри Дюнан, генуэзский бизнесмен, работавший с ранеными во время битвы при Сольферино, приложили гораздо более систематические усилия по предотвращению страданий жертв войны.

Дюнан написал книгу, которую он назвал «Память о Сольферино», описав в ней ужасы, увиденные собственными глазами.

Его отчеты были настолько шокирующими, что они привели к созданию Международного комитета Красного Креста (МККК) в 1863 году и созыву конференции в Женеве в 1864 году, в которой была разработана Женевская конвенция об улучшении состояния раненных в армиях на поле.

Принцип гуманности

Закон Женевы напрямую вдохновляется принципом гуманности. Он относится не только к тем, кто не участвует в конфликте, но и к военнослужащим.

Он обеспечивает правовую основу для защиты и гуманитарной помощи, осуществляемой беспристрастными гуманитарными организациями, такими как МККК. Подобные организации и имплементируют нормы гуманитарного права.

Они являются его основными выразителями и часто играют роль своего рода компетентных органов.

  1. Лица, участвующие в боевых действиях (вне боя) и те, кто не участвует в военных действиях в условиях вооруженного конфликта (например, нейтральные граждане), должны быть защищены при любых обстоятельствах.
  2. Раненых и больных должно выхаживать и защищать всем сторонам конфликта. Эмблема «Красного Креста» или «Красного Полумесяца» должна уважаться как знак защиты.
  3. Захваченные лица должны быть защищены от актов насилия и репрессий. Они имеют право переписываться со своими семьями и получать помощь.
  4. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
  5. Стороны конфликта не имеют неограниченного выбора методов и средств ведения войны.
  6. Стороны конфликта всегда проводят различие между комбатантами и некомбатантами.
  7. Нападения должны быть направлены исключительно против законных военных целей.

Во время конфликта наказание за нарушение законов войны может состоять из конкретного, преднамеренного и ограниченного нарушения законов войны в качестве возмездия.

Комбатанты, нарушающие конкретные положения законов войны, теряют юридическую защиту и статус, предоставляемый им в качестве военнопленных, но только после того, как они столкнулись с компетентным трибуналом.

В этот момент они становятся незаконными комбатантами, но все равно должны подвергаться исключительно человечному обращению и в случае суда не должны лишаться прав на справедливое и системное судебное разбирательство.

Шпионы и террористы охраняются только законами войны, если «власть», которая их удерживает, находится в состоянии войны, и до тех пор, пока они не станут «незаконными комбатантами».

В зависимости от обстоятельств они могут подчиняться гражданскому праву или военному трибуналу за свои действия. На практике они часто подвергаются пыткам и казни. Законы войны не одобряют и не осуждают такие акты, выходящие за рамки их действия.

Шпионы могут быть наказаны только после суда, если они захвачены после воссоединения своей армии, их следует рассматривать как военнопленных.

Подозреваемые в терроризме, захваченные в ходе вооруженного конфликта, без участия в военных действиях, могут быть задержаны только в соответствии с ГК IV и имеют право на регулярное судебное разбирательство. Страны, подписавшие Конвенцию ООН против пыток, обязываются не применять пытки ни по какой причине.

После окончания конфликта лица, совершившие какое-либо нарушение законов войны, и особенно зверства, могут быть привлечены к ответственности за военные преступления в рамках закона.

Источник: https://www.nastroy.net/post/gumanitarnoe-pravo-ponyatie-istochniki-normyi-i-osnovnyie-printsipyi

Доклад на тему:

Гуманитарное право

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты не международного (внутреннего) характера.

История:

В древности сначала все население завоёванной страны обращалось в рабство, потом одни только военнопленные.Тем не менее, уже в древности предпринимались попытки регламентировать право войны. 

В Средние Века католическая церковь запрещала употребление метательных снарядов, отравленного оружия и т.д. В установлении этой практики видную роль играло рыцарство, выработавшее правила добропорядочной войны (bonne guerre), основанных на понятии о рыцарской чести. Война не начиналась без объявления;

В течение XVII—XVIII веков в Европе создаются правила цивилизованной войны, отступление от которых требует всякий раз оправдания особыми соображениями военной необходимости (raison de guerre).

В XIX веке проявилось стремление заменить шаткие и неясные нормы обычного права войны точными правилами, зафиксированными в международных договорах между руководящими державами.

Парижской декларацией 1856 г. были определены отношения воюющих и нейтральных держав в морской войне; 

Женевской конвенцией 1864 г. была определена участь больных и раненых воинов во время сухопутной войны; 

Санкт-Петербургской конвенцией 1868 г. было запрещено употребление разрывных пуль.

Первым примером кодификации права войны стала полевая инструкция (Кодекс Либера), составленная в 1863 г.

во время Гражданской войны в США по поручению президента Линкольна, профессором Францем Либером и получившая, по обсуждении её в особой военной комиссии, законодательную санкцию.

Успешное применение её в войне с южными штатами вызвало всеобщее доверие к ней и навело на мысль о возможности создать инструкцию, которая могла бы быть принята всеми государствами, как обязательный международный закон.

По личной инициативе российского императора Александра II в 1874 г. была созвана Брюссельская конференция с целью кодифицировать правила ведения сухопутной войны. Был выработан проект «Декларации о законах и обычаях войны». Не имея обязательной силы в отношениях между государствами, брюссельская декларация оказала, однако, большое влияние на дальнейшее развитие права войны.

Огромное значение в развитии международного права сыграли Гаагские конференции мира. Именно на них были разработаны основные нормы международного гуманитарного права:

• Запрещено использование многих видов оружия (в том числе ядов, снарядов больше определённого веса, зажигательных снарядов).

• Провозглашён принцип мирного разрешения международных споров и урегулирован порядок провозглашения войны и открытия военных действий.

• Определены законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении.

• Распространены на условия морской войны требования Женевской конвенции 1864 года.

Гаагские конвенции стали главными международными актами, регулирующими право войны и мира и действуют до сих пор.

Новый этап в развитии международного гуманитарного права охарактеризовали Женевские конвенции 1949 года:

• Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

• Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;

• Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными;

• Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны;

Данными актами были закреплены новые гуманные правила ведения боевых действий: закреплялся статус мирного населения, запрещалось уничтожение госпитальных судов на море, регулировался порядок взятия в плен, содержания в плену, условия труда военнопленных. Женевскими конвенциями были установлены международные обозначения лагерей военнопленных и полевых госпиталей.

Нейтралитет

Правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт.

Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи. Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств.

Постоянно-нейтральные государства

Данные государства не размещают на своей территории военных баз других государств, при этом они не лишены права на самооборону. В настоящее время постоянно-нейтральными государствами являются Мальта, Туркменистан, Лаос, Камбоджа, Австрия, Швейцария.

——————

В международном гуманитарном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и некомбатантами (несражающимися).

——————

К комбатантам относятся:

• личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооружённых сил;

• партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведённым выше;

• население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

• вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Наёмники

Лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного.

В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию.

Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но, тем не менее, с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст. 3, общей для всех Женевских Конвенций.

Военнопленные

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).

Необходимо заметить, что наёмники и шпионы вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.

Статус шпиона и разведчика

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, любое лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть, его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть, лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооружённых сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Журналисты

Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

• военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.)

• журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.)

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

• являться представителями СМИ;

• иметь аккредитацию в вооружённых силах;

• сопровождать военные формирования;

• не являться членами военных формирований.

Гражданское население и гражданские объекты

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооружённых конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

• делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

• наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

• использовать голод среди мирного населения как средство войны;

• наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

• наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооружённым силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определённом месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

Запрещённые средства и методы ведения войны

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным.

Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено:

• использовать яды или отравленное оружие;

• убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался;

• отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом;

• использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания;

• употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определённые в Женевской конвенции;

• уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью;

• наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям;

• объявлять приостановленными или лишёнными силы права или требования подданных неприятельской державы.

Запрещённое оружие и боеприпасы

В Петербургской декларации 1868 г. зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путём выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма.

Эта идея послужила основанием для запрета некоторых видов оружия и боеприпасов.

Военная оккупация

Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии. Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются Гаагским положением 1907 года, IV Женевской конвенцией 1949 года и некоторыми положениями Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году.

Оккупирующая держава не имеет права переселять часть своего населения на территорию, которую она оккупирует.

Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность.

Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 года утверждает, что командир несёт ответственность за нарушения конвенций подчинёнными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

Нюрнбергский и Токийский процессы

После Второй мировой войны были проведены Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказание военных преступников нацистской Германии и милитаристской Японии.

Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами — СССР, США, Великобританией и Францией. В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины.

Таким образом, эти процессы были судами победителей над побеждёнными, на что указывают противники их легитимности.

Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии

Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде были учреждены Советом Безопасности ООН для наказания лиц, совершавших преступления в ходе вооружённых конфликтов на территории бывшей Югославии и геноцид в Руанде соответственно. Важной особенностью Международного трибунала по бывшей Югославии является то, что он рассматривает дела о преступлениях, совершенных всеми сторонами вооружённых конфликтов в бывшей Югославии.

Международный уголовный суд

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 году было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция.

В 2002 году договор о его создании вступил в силу, однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его.

Более того, США заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (зачастую такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).

Источник: https://ukazov.ru/blog/mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.