Гражданско-правовые нормативные акты

Гражданское законодательство

Гражданско-правовые нормативные акты

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов.

Выделяют три основные категории гражданско-правовых нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс и иные федеральные законы;
  2. указы Президента России и постановления Правительства РФ;
  3. нормативные правовые акты федеральных министерств, ведомств и иных органов исполнительной власти.

Из этого следует, что гражданское законодательство принимается на федеральном уровне и действует единообразно на всей территории Российской Федерации.

Конституционные нормы гражданского законодательства

Конституция РФ, хотя и не относится к гражданскому законодательству, тем не менее, содержит нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения. Глава 1 «Основы конституционного строя» устанавливает важнейшие принципы экономической системы Российской Федерации.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основной закон государства гарантирует:

  1. единство экономического пространства;
  2. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств внутри страны;
  3. поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

Часть 2 статьи 8 Конституции РФ устанавливает равенство всех форм собственности: частной, государственной или муниципальной.

В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» также содержатся нормы гражданско-правового характера.

Часть 1 статьи 34 Конституции гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Статья 35 Конституции РФ содержит основы имущественного права:

  1. право частной собственности охраняется законом;
  2. каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;
  3. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения;
  4. право наследования гарантируется.Конституционные нормы определяют содержание гражданского законодательства.

Рисунок 1.

Гражданский кодекс Российской Федерации

Основой гражданского законодательства является Гражданский кодекс РФ. Это кодифицированный нормативный акт, имеющий статус федерального закона. Гражданский кодекс состоит из двух частей.

Первая его часть содержит основные положения гражданского права, регламентирует субъекты и объекты гражданских правоотношений, право собственности и иные вещные права, сделки и представительство, сроки и исковую давность, общие положения об обязательствах и общие положения о договоре.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ регламентирует условия возникновения, изменения и прекращения конкретных видов гражданско-правовых обязательств, а также наследственные правоотношения и гражданские правоотношения с иностранным элементом (международное частное право).

В настоящий момент сохраняют действие не противоречащие Гражданскому кодексу и иным российским законам нормы Гражданского кодекса РСФСР 1964 года и Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 года, регулирующие исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Замечание 1

Гражданский кодекс является правовой основой всей системы гражданского законодательства, и иные федеральные законы, будучи равны кодексу по статусу, не могут содержать нормы, противоречащие нормам Гражданского кодекса. Данные законы лишь детализируют различные нормы Гражданского кодекса.

Указы Президента России и постановления Правительства РФ

Гражданские правоотношения могут быть также урегулированы указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам. На основании и во исполнение Гражданского кодекса, иных федеральных законов и указов Президента Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Федеральные министерства и государственные комитеты могут издавать акты, регулирующие нормы гражданского права, если на это есть прямое указание Гражданского кодекса, иного федерального закона, указа Президента или постановления Правительства.

Законодательство субъектов Федерации

Современное законодательство субъектов Федерации носит системный характер. Оно представляет собой не простую совокупность нормативных правовых актов, а упорядоченную и согласованную систему законодательства, которая конкретизирует, дополняет федеральное законодательство, составляя с ним единое целое.

Важно подчеркнуть, что федеральная и региональная подсистемы российского законодательства должны находиться в постоянной взаимосвязи и взаимодействии. При этом главенствующую роль играет Конституция РФ, которая определяет связи между составляющими данную систему нормативными правовыми актами.

Общественные отношения, которые требуют единообразного регулирования на территории всего государства, должны быть, безусловно, утверждены на федеральном уровне. Субъекты РФ не могут устанавливать в своих актах гражданско-правовые нормы, которые по своему характеру относятся к правовым основам единого рынка. Это исключительная прерогатива центральной власти.

Замечание 2

Региональные нормы гражданского права не должны препятствовать функционированию единого экономического пространства, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности. Следует отметить, что субъектам Федерации не может быть предоставлено право устанавливать в своих регионах различные экономические правопорядки, препятствующие образованию единого экономического пространства.

Региональная подсистема гражданского законодательства состоит из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Современное законодательство регионов содержит гражданско-правовые нормы, регулирующие определенные имущественные отношения. Например, в части поддержки малого предпринимательства, земельных отношений, общих вопросов образования, науки и культуры.

Особенно заметна специфика правового регулирования имущественных отношений на уровне субъектов Федерации в сфере природопользования, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов.

Замечание 3

В настоящий момент рано говорить о том, что система гражданского законодательства субъектов РФ сложилась в полной мере. Следует надеяться, что в обозримой перспективе региональное законодательство будет развиваться с учетом потребностей современного общества.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/grazhdanskoe_zakonodatelstvo/

Понятие гражданского права как отрасли права. Предмет и метод гражданско-правового регулирования

Гражданско-правовые нормативные акты

Ст. 2 ГК РФ устанавливает: «Гражданское законодательство определяет

  • правовое положение участников гражданского оборота,
  • основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав),

регулирует

  • отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения),
  • договорные и иные обязательства, а также
  • другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников».
  1. составляет во всяком правопорядке основу ча­стного права;
  2. регулирует различные отношения граждан и организа­ций прежде всего с учетом частных интересов;
  3. предполагает юридическое равенство участников правовых отноше­ний (отсутствие властного подчинения одной стороны от­ношения другой);
  4. необходимое условие для вступления в гражданские правоотношения — автономия воли сторон (лиц);
  5. имущественная само­стоятельность (обособленность) участников правоотношений, которые выступают в качестве частных собственни­ков своего имущества.

Гражданское право, составляя во всяком правопорядке основу ча­стного права, регулирует различные отношения граждан и их организа­ций прежде всего с учетом их частных интересов.

Для этого оно долж­но оформлять данные отношения таким образом, чтобы их участни­ки находились в юридически равном положении по отношению друг к другу, потому что при этом условии они получают достаточно ши­рокую автономию (свободу) воли в выборе конкретного варианта по­ведения, а основой их равенства и автономии воли является их иму­щественная обособленность (самостоятельность).

Юридическое равенство участников гражданско-правовых отноше­ний предполагает отсутствие властного подчинения одной стороны от­ношения другой.

Если, например, продавец по договору купли-прода­жи требует от покупателя оплаты стоимости товара, то это требование основано на том, что покупатель при заключении договора сам согла­сился на соответствующие условия.

Если же деньги изымаются у лица в качестве налога, то никакого его согласия на это не требуется. Поэто­му речь идет именно о формально-юридическом, а не о фактическом (экономическом) равенстве сторон.

Автономия воли составляет необходимое условие для принятия ча­стными лицами свободного решения относительно того, вступать ли им в те или иные гражданские првоотношения или нет, а если всту­пать, то с кем именно и на каких условиях.

Поэтому такие решения они принимают по своей инициативе, на свой риск и под собственную имущественную ответственность.

С учетом своих интересов они также самостоятельно решают, использовать ли принадлежащие им граждан­ские (частные) права или нет, в том числе защищать ли их, например, в судебном порядке или отказаться от такой защиты, требовать пол­ного или частичного удовлетворения своих требований и т.д.

Для того чтобы участники рассматриваемых отношений могли са­мостоятельно, по своей инициативе принимать решения об использо­вании принадлежащего им имущества, чтобы они могли как присваи­вать полученный от участия в имущественных отношениях доход, так и нести риск возможных убытков, самостоятельно отвечая по своим обязательствам перед другими участниками, их имущественная само­стоятельность (обособленность) должна быть максимальной. Поэто­му-то они, как правило, и выступают в качестве частных собственни­ков своего имущества. Именно статус собственников предопределяет и юридическое равенство участников (в том смысле, что они наделе­ны законом равными возможностями и равной ответственностью за результаты своей деятельности), и свободу (автономию) воли в ис­пользовании собственного имущества, и самостоятельность (диспозитивность) в распоряжении принадлежащими им имущественны­ми правами.

В сферу гражданского (частного) права включаются и личные не­имущественные отношения, связанные с наличием определенных ча­стных неимущественных (нематериальных) интересов. Прежде всего, это многие интересы человеческой личности как таковой (связанные с признанием ее индивидуальности, чести и достоинства, телесной неприкосновенности, тайны личной жизни и т.п.

), а также интересы создателей различных нематериальных, духовных благ (например, ав­торов произведений науки, литературы и искусства). Природа данных отношений также предполагает их частноправовое регулирование.

Оно тоже заключается в наделении их участников равным юридическим статусом (положением) и признанием автономии их воли и самостоя­тельности в правовом оформлении своих взаимосвязей.

Таким образом, с позиций учения о частном праве:

  • гражданское право — основная отрасль права, регулирующая частные (имущественные, а также личные неимущественные) отноше­ния лиц, являющихся собственниками своего имущества, которые фор­мируются по инициативе их участников и преследуют цели удовлетво­рения их собственных (частных) интересов.

Предмет гражданско-правового регулирования

Для установления предмета гражданского права обратимся к действующему закону (ст.

2 ГК РФ): «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников».

Отсюда видно, что предмет гражданского права (гражданско-правового регулирования) образуют разные отношения, к которым относятся отношения:

  1. корпоративные:
    • реализация права общей собственности на объединенное имущество;
    • реализация права на участие в управлении делами корпорации;
    • обязательственное право на получение дивидендов от результатов экономической деятельности корпорации.
  2. имущественные (связанные с имущественными благами, включая их оборот):
    • реализация права собственности (владение, пользование, распоряжение);
    • обязательственные (договорные);
  3. личные неимущественные (по поводу нематериальных благ, не связанные с имущественными):
    • интеллектуальной собственности;
    • личные отношения по поводу неотчуждаемых прав и свобод человека.

Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоя­тельности участников, т.е. возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, собственниками своего имущества. Иначе говоря, это частные отношения, возникающие ме­жду субъектами частного права.

Существенные признаки имущественных отношений, регулируемых гражданским правом:

  1. это отношения между имущественно обособленными субъектами; каждая из сторон в гражданском правоотношении имеет свое имущество и не обладает властью над имуществом другой стороны;
  2. каждая из сторон обладает имущественно-распорядительной самостоятельностью, т.е.

    , имея власть над своим имуществом, распоряжается им самостоятельно на основе собственной воли и волеизъявления;

  3. обе стороны имеют равное положение по отношению друг к другу (отношения координации, а не отношения субординации);
  4. эти отношения являются возмездными (отношениями эквивалентного обмена благами).

Имущественные, а также неимущественные отношения, не отве­чающие указанным признакам, не относятся к предмету гражданского права и не могут регулироваться его нормами. Прежде всего это каса­ется имущественных отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности налоговых и других финансовых отношений, участники которых не являются юридически равными субъектами. По этой же причине из сфе­ры действия гражданского права исключаются отношения по управ­лению государственным и муниципальным имуществом, возникаю­щие между органами публичной власти.

Метод гражданско-правового регулирования

Метод правового регулирования представляет собой комплекс пра­вовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. Отраслевой метод правового регулирования общественных отношений раскрыва­ется в четырех основных признаках:

  • характер правового положения участников регулируемых отно­шений;
  • особенности возникновения правовых связей между ними;
  • специфика разрешения возникающих конфликтов;
  • особенности мер принудительного воздействия на правонаруши­телей.

При этом для метода гражданского права, учитывая особенности регулируемых им отношений, характерны дозволение и правонаделение, т.е. предоставление субъектам возможностей совершения ини­циативных юридических действий — самостоятельного использова­ния различных правовых средств для удовлетворения своих по­требностей и интересов.

Признаки метода гражданско-правового регулирования:

  1. экономическая независимость и самостоятельность участников регулируемых гражданским правом отношений;
  2. по общему правилу исключается возникновение между субъектами гражданских правоотношений каких-либо правоотношений помимо их согласованной, общей воли (например, по воле толь­ко одного из них или по указанию органа публичной власти);
  3. преобладание в гражданском праве диспозитивных предписаний, содержащих возможность для уча­стников регулируемых отношений самостоятельно выбрать наиболее целесообразный для них вариант поведения;
  4. споры между субъектами гражданских правоотношений могут разрешать только независимые от них органы, не связанные с кем-либо из них организационно-вла­стными, имущественными, личными или иными отношениями (от­сюда — судебный порядок защиты гражданских прав и разбирательства возникающих конфликтов);
  5. граждан­ско-правовая ответственность, как и большинство других гражданс­ко-правовых мер защиты, носит имущественный характер.

Особенности метода гражданско-правового регулирования:

  • юридическое равенство сторон;
  • равенство, автономия воли и имущественная самостоятельность участников гражданско-правовых отношений позволяют характеризовать метод гражданского права как метод координации (в отличие от распространенного в других отраслях права метода власти и подчинения, или субординации).

  • поскольку число и значение диспозитивных норм права преобладают над императивными, метод гражданского права носит договорный и диспозитивный характер;
  • поскольку гражданские права и обязанности, с одной стороны, возникают из различных оснований, признанных гражданским законом, а с другой — определяются не только гражданским законодательством, но и другими гражданско-правовыми регуляторами общественных отношений, метод гражданского права характеризуется чертами плюрализма и децентрализации;
  • отличается имущественно-компенсационной (восстановительной) направленностью.
  • значительная роль в процессе регулирования общественных отношений частной инициативы и личного усмотрения участников гражданского оборота.

Функции гражданского права

Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему в этой системе особыми функциями (задачами).

Основными функциями гражданского права являются:

    1. ре­гулятивная;
    2. охранительная.

Регулятивная функция гражданского права

Особенностью гражданско-правового регулирования является пре­обладание в нем регулятивных задач (в сравнении, например, с функ­циями, выполняемыми уголовным правом). Роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических от­ношений, складывающихся в обществе.

Иначе говоря, оно имеет де­ло не столько с правонарушениями, сколько с организацией обыч­ных имущественных (и неимущественных) взаимосвязей. Именно поэтому оно содержит минимальное количество необходимых запре­тов и максимум возможных дозволений.

С помощью гражданско-пра­вового инструментария участники имущественных отношений само­стоятельно организуют свою деятельность с целью достижения необ­ходимых им результатов.

Таким образом, регулятивная функция гражданского права заклю­чается в предоставлении участникам регламентируемых отношений возможностей их самоорганизации, саморегулирования. Это отлича­ет ее от регулятивных задач, стоящих перед публичным правом. Здесь регламентация соответствующих отношений носит жестко определен­ный характер, почти не оставляющий места свободному усмотрению участников.

Охранительная функция гражданского права

Охранительная функция гражданского права имеет первоочередной целью защиту имущественных и неимущественных интересов участ­ников гражданского оборота.

Она направлена на поддержание иму­щественного и неимущественного состояния (статуса) добросовест­ных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов. Поэтому по общему правилу она реализуется путем вос­становления нарушенных прав либо компенсации причиненных по­терпевшим убытков.

Ее компенсаторно-восстановительная направлен­ность обусловлена прежде всего эквивалентно-возмездной, стоимост­ной природой регулируемых товарно-денежных отношений.

Важный аспект охранительной функции составляет также предупре­дительно-воспитательная (превентивная) задача, состоящая в стимули­ровании и организации такого поведения участников регулируемых отношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение чужих интересов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-grazhdanskogo-prava-kak-otrasli-prava-predmet-i-metod-grazhdansko-pravovogo-regulirovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.