Государственное управление и исполнительная власть

Государственная административная и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть

Государственная административная власть включает в себя 2 основные составляющие:

  1. исполнительную власть;
  2. власть администрации госорганов и организаций (предприятий, учреждений).

Регулированию 1-ой из них принадлежит в административном праве ведущая роль.

Понятие, содержание и организационная основа государственной исполнительной власти

Советское законодательство с целью обозначения интересующей области властной деятельности использовало понятие государственного управления. Конституция России от 1993-го г.

применила другую правовую конструкцию, которой было присвоено официальное название «исполнительная власть».

В соответствии с Конституцией России государственная власть в РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви (статья 10, 18).

Наряду с принятием Конституции в России была официально признана доктрина разделения властей.

Замечание 1

Раньше советским законодательством и специальной литературой не воспринималась указанная доктрина, которую концептуально разработал французский просветитель и правовед Ш.Л. Монтескье (1689-1755-е гг.) в своей работе «О духе законов» (1748-й г.). В то время признавалось только разделение труда в государственном аппарате.

Все 3 ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) образно можно представить как ветви одного древа (государства), поэтому они тесно взаимодействуют друг с другом.

Законодательная власть занимается законодательством, результат ее деятельности воплощается в законах и законодательном регулировании общественных отношений.

Исполнительная власть выполняет деятельность по осуществлению законов, в процессе чего происходит основанное на законодательстве административно-правовое регулирование и административное управление, то есть властное нормативное и индивидуально правовое регулирование, правоустановительная и правоприменительная деятельность совместно с фактической управленческой деятельностью. Судебная власть осуществляет правосудие, как правило, в качестве индивидуального правового регулирования, то есть правоприменительной деятельности.

Основные виды органов, реализующих исполнительную власть в России

Субъекты государственной власти (неважно, к какой ветви они принадлежат) должны действовать в соответствии с конституционным строем, на основании законодательства и права, для чего они наделены государством и законами юридическими властными полномочиями. Параллельно с этим они выполняют многочисленные обязанности, тесно взаимосвязанные с властными полномочиями и обусловливаемые ими.

Определение 1

Совокупность властных полномочий органов госвласти, должностных лиц и соответствующих данным полномочиям юр. обязанностей в специальной литературе называется компетенцией.

При выполнении компетенции все субъекты госвласти в своей совокупности реализуют государственное управление. Причем, если рассматривать государственное управление с позиции теории разделения властей, тогда и его следует разделить на соответствующие разновидности.

Органы законодательной/представительной власти выполняют законодательно-представительное управление, органы исполнительной власти находятся в системе госадминистрации и под мощным воздействием административного права и осуществляют административное управление, а органы судебной власти – судебное управление. Учитывая наличие в реальных странах других ветвей власти и имеющих отношение к ним госорганов, не вписывающихся в классическую триаду властей, ряд разновидностей госуправления можно продолжить. По отношению к России имеются основания говорить также о президентском и контрольном управлениях.

Суть государственной исполнительной власти выражается в ее возможностях и способностях оказывать ключевое воздействие не только на собственную систему субъектов (органы, должностные лица исполнительной власти).

Замечание 2

Она также наделена властными полномочиями решать вопросы в интересах других, включая и тех, что не обладают властью, субъектов, находящихся по законодательству под ее юрисдикцией. Сюда относятся граждане и организации.

Государственная исполнительная власть основана и функционирует согласно законам и действующему праву.

Как раз законы и право дают правовые возможности для органов исполнительной власти подчинять себе поведение определенного круга субъектов, разрешать в их интересах конкретные вопросы, учитывая публичные интересы общества и страны.

Заметим, что осуществление государственной исполнительной власти небезупречно. На практике наблюдается нарушение законодательства и права. Тут же предусматриваются пути и методы предупреждения/превенции подобного нарушения и восстановления нарушенного порядка.

Государственная исполнительная власть рассматривается в качестве подсистемы госвласти. В Конституции России не указывается наименование органа/должностного лица государства, который возглавляет систему государственной исполнительной власти.

Если провести анализ особенностей правового статуса Президента России в качестве главы государства и некоторых его полномочий, устанавливаемых Конституцией России, то можно предположить, что Президент – это главное должностное лицо страны, определяющее политику исполнительной власти.

К таким полномочиям Президента России относятся следующие:

  • определять основные направления внутренней и внешней политики страны;
  • назначать с согласия ГосДумы Председателя Правительства России;
  • председательствовать на заседаниях Правительства России;
  • принимать решения об отставке Председателя Правительства;
  • назначать по предложению Председателя Правительства России на должность и освобождать от должности заместителей и федеральных министров (статья 80, 831).

Замечание 3

Государственная исполнительная власть осуществляется Правительством России. В Федеральном конституционном законе, посвященном Правительству России, установлено, что Правительство России выступает органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти в России (статья 110, часть 1; статья 1).

Государственная исполнительная власть является самостоятельной, как впрочем и остальные ветви госвласти, что вытекает из Конституции России.

Тут сказано, что органы законодательной, исполнительной и судебной ветви власти являются самостоятельными (статья 10).

Причем самостоятельность исполнительной власти не исключает основывающегося на законодательстве и праве ее конструктивного единства с остальными ветвями госвласти.

Государственная исполнительная власть наделена определенной политико-правовой, организационно-функциональной, компетенционной и государственно-управленческой природой. С позиции политики и права, государственная исполнительная власть является одной из ветвей единой госвласти.

Используя организационно-функциональный подход, мы можем обнаружить в ней конкретную организационную субъектную основу в качестве системы специальных субъектов (органов с должностными лицами), обладающих властными полномочиями. Причем важно осознавать, что исполнительная власть это не одно и тоже, что и собственная система субъектов.

Органы с должностными лицами, обладающими полномочиями исполнительной власти, – это еще не собственно исполнительная власть.

Если рассматривать исполнительную власть с организационно-функциональной точки зрения, то это дает возможность видеть в ней сразу функциональные, организационно-деятельностные начала, которые выражаются в целях, задачах, функциях и видах деятельности, полномочиях (властных правах и обязанностях) ее субъектов.

Замечание 4

Если рассматривать содержание и объем юридически властных полномочий, которыми наделены по законодательству и праву субъекты государственной исполнительной власти, то мы можем проанализировать ее с компетенционных позиций (означает выделение уровней и объемов компетенции, содержания властных прав и корреспондирующих им обязанностей, исследования их количественных и качественных характеристик).

Государственная исполнительная власть в Российской Федерации может рассматриваться и с административно-управленческой точки зрения.

Как раз процесс ее осуществления в специальной литературе описывается как административное управление.

Система исполнительных органов госвласти все также включает огромное число подведомственных, подчиненных организаций и объектов, имущественных комплексов, которые требуют реализации управления со стороны перечисленных органов.

Государственная исполнительная власть (как впрочем и остальные ветви власти) основана и осуществляется на конституционном принципе федерализма. Это, значит, что:

  • ее исполнительные органы находятся на федеральном уровне и в субъектах России;
  • предметы ведения и компетенция между федеральными и региональными (субъекты России) органами исполнительной власти разделяются на основании Конституции России, Федеративного и других договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, федеральных законов;
  • споры между уровнями и исполнительными органами госвласти в России можно решить с помощью правовых процедур.

Своеобразие форм, методов и процедур деятельности государственной исполнительной власти в отличие от законодательной и судебной

Государственная исполнительная власть имеет собственные формы, методы и процедуры деятельности.

Представительная власть занимается законотворческой деятельностью и законодательным процессом, судебная власть порядком судебного производства и судебного процесса, которое может быть конституционным, гражданским, уголовным, арбитражным, административным.

Исполнительная власть осуществляется в порядке исполнительной распорядительной деятельности, административного процесса и производства, административных правовых процедур. Поэтому такая деятельность называется подзаконной и несудебной.

Особенности власти администрации государственных органов и организаций (предприятий, учреждений)

Государственная исполнительная власть обладает огромной сложной и организационной системой, которая регулируется множеством отраслей права, а не только лишь конституционным и административным.

То есть конституционное право определяет фундаментальные начала для ее формирования и деятельности, а административное право – ее организационно-функциональные начала и порядок реализации специфических административных правовых видов деятельности (к примеру, административное управление и административно правовое регулирование, административное принуждение, административная ответственность, административное производство, административный надзор).

Замечание 5

Другими отраслями и подотраслями права устанавливается и регулируется порядок осуществления исполнительной власти по конкретным сферам, направлениям деятельности.

Государственная исполнительная власть характеризуется тем, что в прямом ведении и распоряжении ее субъектов сосредоточены важные ресурсы и институты страны (к примеру, госфинансы, природные и информационные ресурсы, коммуникационные средства, госсобственность, армия и прочие воинские структуры, полиция, служба внутренней и внешней безопасности, учреждения исполнения наказания и пр.).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/gosudarstvennaja-administrativnaja-i-ispolnitelnaj/

Исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности

Государственное управление и исполнительная власть

Понятия «государственное управление» и «исполнительная власть» не являются тождественными. Между тем в настоящее время ведутся дискуссии по вопросу их положения относительно друг друга.

Государственное управление, исполнительная власть

Право, выступая в качестве нормативного института, включает в себя различные элементы. Ключевой его целью является регулирование общественных отношений. Среди основных направлений выделяются социальное управление, государственное управление. Исполнительная власть определяется как относительно самостоятельная ветвь данного института.

категорий

Суть администрирования состоит в целенаправленном воздействии уполномоченного субъекта на объект.

Исполнительная власть и государственное управление связаны с осуществлением деятельности в процессе практического и повседневного руководства различными сферами общественной жизни. При этом используются предусмотренные законодательством методы, формы и ресурсы.

Исполнительная власть и государственное управление не противопоставляются друг другу. Напротив, первая выступает в качестве ключевого звена администрирования.

Определения

Государственное управление можно определить в двух разных аспектах. В первую очередь оно является деятельностью, осуществляемой уполномоченными структурами всех существующих ветвей и прочими организациями, обладающими административными полномочиями.

В соответствии с данным подходом, можно говорить о том, что государство и все его институты управляют общественными взаимодействиями и процессами. При этом они реализуют имеющиеся у них распорядительные полномочия.

Если рассматривать госуправление в узком смысле, то его можно охарактеризовать как определенное направление административной деятельности, касающейся осуществления исполнительной власти.

В соответствии с этим подходом, оно определяется как обособленный вид работы, которая производится только соответствующими структурами. В этом случае воздействие на отношения в обществе со стороны других ветвей рассматривается отдельно.

Исполнительную власть можно охарактеризовать как самостоятельное направление государственной власти. Она осуществляет распорядительную и административную деятельность через комплекс уполномоченных структур. Данная работа выполняется путем реализации специальных функций, полномочий средствами и методами, закрепленными в законодательстве.

Сегодня существует несколько подходов к сравнительной характеристике данных категорий. В первую очередь соотношение исполнительной власти и государственного управления проводится по их направленности. Первая обладает политико-нормативным, а второе – организационно-нормативным характером. Этим обуславливается трактовка определений каждой категории.

В частности, госуправление рассматривается как деятельность, существующая реально, а исполнительная власть – как ее компонент. Реализуется она только в рамках административно-распорядительной работы. Стоит отметить, что исполнительная власть и государственное управление отличаются по сфере своего распространения. Последнее воспринимается гораздо шире.

Исполнительная власть, в свою очередь, рассматривается как производный элемент госуправления. Она зависит от него, поскольку уровень его организации определяет эффективность ее деятельности. Вместе с этим отмечается и обратное влияние. Исполнительная власть в системе органов государственного управления формирует основу организационной структуры.

Она воздействует на разные процессы в обществе.

Нюанс

В науке выдвигается также мнение о том, что исполнительная власть и государственное управление – категории равнозначные. Эта позиция объясняется следующим.

Замена одной категории на другую была обусловлена только изменением режима и переходом на новый исторический этап. В советское время использовали понятие государственного управления, а в Конституции 1993 г. была закреплена исполнительная власть.

Между тем эти изменения не повлияли на фактическое содержание административно-распорядительной деятельности.

Государственное управление представляет собой регулирующую деятельность власти в целом – исполнительных, представительных, судебных инстанций, прокуратуры и пр. В узком смысле оно представляет собой администрирование.

На федеральном и региональном уровнях существуют уполномоченные структуры, которые осуществляют государственное управление, — органы исполнительной власти. В рамках практического применения законодательства данная категория рассматривается в узком смысле.

В этом аспекте выделяются следующие признаки госуправления:

1. Это административно-распорядительная деятельность, связанная с применением законов и прочих нормативных актов.

2. В рамках госуправления осуществляется и правотворчество. Оно состоит в том, что уполномоченные структуры в пределах их компетенции осуществляют самостоятельную разработку и утверждение правил поведения, обязательных для других участников общественных отношений. Вместе с этим они контролируют выполнение принятых предписаний, ведут правоохранительную деятельность.

3. Оно осуществляется везде, где появляется необходимость обеспечить реализацию законодательных актов, защиту свобод и интересов граждан, то есть в ключевых сферах общественной жизни.

4. Госуправление – непрерывная, планомерная, постоянная деятельность. Она основывается на объективных закономерностях реализации административных полномочий. Эта деятельность ориентирована на обеспечение публичных и частных интересов, свобод и прав граждан, безопасности и общественного порядка.

5. Оно осуществляется специально уполномоченными структурами. Они формируются как на региональном, так и на федеральном уровне.

Специфика

Госуправление реализуется в соответствии с принципом законности. Это означает, что работа уполномоченных структур основывается на нормах. В системе госуправления формируются вертикальные (иерархичные, субординационные) и горизонтальные связи. Первые предполагают строгое подчинение, вторые – равенство.

Госуправление базируется на принципе организационности. Этой деятельности свойственно многообразие форм, комплекс которых обеспечивает устойчивое, целенаправленное функционирование всего административного механизма. На основе госуправления реализуется внесудебный порядок применения принудительных мер.

В частности, назначаются наказания, выносятся предупреждения и пр.

Ключевые функции

Госуправление реализует следующие основные задачи:

1. Информационное обеспечение работы госструктур. В частности, речь о сборе, получении, обработке, анализе сведений, необходимых для административной деятельности.

2. Моделирование и прогнозирование системы госуправления, госорганов, стандартов работы.

3. Планирование. Оно представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на определение пропорций, направлений, темпов, качественных и количественных показателей развития определенных процессов в системе госуправления. В рамках планирования осуществляется разработка задач, направлений и целей административных реформ.

4. Организация. Она представляет собой формирование системы госуправления в соответствии с подходами и принцами, установленными законодательством. Организация предусматривает также определение структуры администрирующего и подведомственного элементов.

5. Распорядительство. Оно представляет собой оперативное регулирование административных отношений, которые возникают в связи с реализацией полномочий компетентными структурами и их служащими. Распорядительство предполагает обеспечение режима надлежащей деятельности в виде принятия соответствующих актов. Ими, в частности, являются приказы, указания, инструкции, правила и прочие.

6. Руководство. Оно представляет собой определение нормативов и правил деятельности в целом и отдельных процедур в частности.

Дополнительные задачи

Госуправление реализует и такие функции, как:

1. Координация. Эта функция предполагает согласование деятельности разных госструктур для достижения единых целей.

2. Контроль. Он осуществляется для установления несоответствия или соответствия фактического состояния всей системы госуправления установленным стандартам и надлежащему уровню. В рамках контроля осуществляется анализ конкретных действий, определяются итоговые показатели и сравниваются с запланированными.

3. Регулирование. Оно представляет собой применение способов и методов управления в рамках организации системы и в ходе ее функционирования.

4. Учет. Он представляет собой фиксирование информации, которая выражена в количественной форме и свидетельствует о результатах реализации административных полномочий, отношений, наличии документов и их движении, имеющих существенное значение для госуправления.

Характеристика деятельности

Как выше было указано, исполнительная власть выступает в качестве неотъемлемого элемента госуправления. Она подконтрольна другим ветвям и состоит в реализации специально уполномоченными структурами особых функций, предусмотренных законодательством. Исполнительная власть в системе государственного управления обладает рядом признаков. В частности:

  1. Она является самостоятельным направлением, находящимся в постоянном взаимодействии с представительными и судебными структурами.
  2. Исполнительная власть обуславливается существованием государства. Выполнение различных функций и полномочий в стране невозможно в рамках какой-либо одной ветви. Административно-распорядительная деятельность осуществляется непрерывно, обеспечивая общественный порядок и безопасность, обороноспособность и пр.
  3. Единство исполнительной власти основывается на Конституции. В ст. 11 установлено, что разграничение полномочий и предметов ведения структур осуществляется в соответствии с Основным законом, а также федеральными нормативными актами.
  4. В качестве ключевого признака власти выступает ответственность за все совершаемые действия и принимаемые решения. Основным ее назначением является ежедневное администрирование в соответствии с законом для обеспечения и защиты свобод и интересов населения.
  5. Ввиду того, что в качестве одной из задач госуправления выступает планирование, оно входит в задачи исполнительной власти.

Основные направления

Органы исполнительной власти государственного управления субъектов Федерации реализуют различные задачи. Среди основных из них следует выделить функции:

  1. Обеспечения соблюдения конституционных положений в стране.
  2. Исполнительную. Она связана непосредственно с реализацией конституционных и законодательных положений.
  3. Правозащитную. Эта задача предполагает соблюдение и охрану свобод и интересов человека и гражданина.
  4. Общественно-экономическую. Она предусматривает формирование надлежащих условий для развития строительства, административно-политического, социально-культурного управления.
  5. Нормотворческую. Уполномоченные органы принимают правовые акты в рамках своей компетенции.
  6. Охранительную. Эта функция означает, что уполномоченные структуры наделяются возможностью применять к организациям и гражданам меры административного воздействия при нарушении ими требований законодательства.

Распорядители

Исполнительная власть реализуется:

  1. Регионами страны. Ими являются области и края, автономные в том числе, республики, города фед. значения.
  2. Российской Федерацией.

В рамках взаимодействия с уполномоченными институтами все субъекты равноправны между собой.

Заключение

Соотношение исполнительной власти и государственного управления, таким образом, выступает в качестве необходимого элемента анализа сущности каждой из категорий. В настоящее время используется множество разных подходов к данному вопросу. В рамках каждого из них понятия раскрываются с различных сторон.

Источник: https://FB.ru/article/277016/ispolnitelnaya-vlast-i-gosudarstvennoe-upravlenie-kak-vid-gosudarstvennoy-deyatelnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.