Государственная собственность

Содержание

Понятие, что такое государственная собственность, детализация, виды и методы управления имуществом Российской Федерации

Государственная собственность

Понятие, что такое государственная собственность, определяет границы владения страны определенным имуществом. При этом, рассматривая государство в сфере экономики, данный субъект производит товары, потребляет, предоставляет платные услуги.

Понятие собственности

Быть собственником — это значит иметь право на владение и распоряжение определенным имуществом

Термин собственности обозначает право владеть и распоряжаться определенным имуществом. Собственником, которому принадлежит объект, материальные средства и прочие выступает как юридическое лицо, так и государство в целом.

Согласно законодательству определяют три формы собственности:

  • частная;
  • смешанная;
  • государственная.

Форма владения зависит, от того кому принадлежит объект. Для каждого владельца продуманны нормы регулирования прав.

Выражение госсобственности касается имущества, которым распоряжается государство в единственном числе на правах совместного либо долевого владения.

Владение определяет также отношения, взаимодействия между объектами. При этом если касательно экономики, то политика страны не берется в учет. Владелец имеет право распоряжаться, пользоваться, решать дальнейшую участь собственного имущества.

Важные аспекты государственной собственности

Чтобы реализовать основные функции государства, необходимо привлечь ресурсы, которыми владеет. Конституция РФ ст. 214 регламентирует границы госсобственности. Субъектами государственной формы выступает страна или население.

Владельцами являются регионы, территориально-административные образования, представители органов власти на разных государственных уровнях.

В России установлена государственная система в три уровня. Сюда входит федеральная, региональная, местная сфера. Таким образом, все состояние принадлежит этим сетям.

Детализация собственности государства

Госсобственность — широкое понятие, куда входят разные объекты

Государству принадлежит около 50% экономики страны.

Сюда входят разные направления, а именно:

  • непроизводственная часть (образовательные, медицинские учреждения, предприятия ЖКХ);
  • транспортная инфраструктура (железная дорога, автомагистрали, портовые части);
  • атомная и военная аэрокосмическая ветвь;
  • различные наукоемкие предприятия.

Государственное владение может распространяться на ресурсы в пределах земель РФ либо быть ограниченная морскими границами. Также входят культурные и исторические ценности, алмазный, валютный фонд, золотой запас, банки и многое другое. Средства, которые не закреплены за предприятием, относятся к имуществу страны.

К особым правам госсобственности относятся пакеты акционерных обществ. При этом государственный капитал могут использовать коммерческие организации для реализации экономического плана. Все имущество являются частным владением, но государство имеет право на часть прибыли.

Таким образом, госсобственность широкое понятие, куда входят разные объекты. Такой список ограничивается тем владением, которое принадлежит частным, муниципальным объектам.

Управление собственностью

Управление может выражаться разными способами

Регулирование госсобственностью проводится благодаря целенаправленной деятельности органов власти страны. Выражается введением конкретных правил и условий реализации правомочий собственника владения.

Управление осуществляет посредством исполнительных властей, а именно:

  • министерства;
  • госкомитеты;
  • федеральные службы и прочие структуры.

Чтобы грамотно осуществлять управление, используется системный подход.

Он включает в себя направления:

  • планирование — установка целей и намечание последовательность их выполнения, подбор средств для их воплощения;
  • организация — образование механизма связи с госструктурами и лиц, которые участвуют в управлении процессом, подбор нужных ресурсов;
  • распоряжение — распределение прав и обязанностей между управленческими структурами, на уровне регионов, федераций;
  • руководство — активизация определенных структур для взаимосвязанного выполнения общих целей;
  • контроль — предоставление соответствия поставленных задач итоговым результатам.

Управление может выражаться разными способами. На правах собственника страна может продавать объекты, передавать в аренду. Если это касается денежных средств, то вкладывать для развития разных отраслей, получения дивидендов.

Выступая активным участником в экономики, страна имеет определенную сферу владения имуществом, в отношении которых не допустимы другие альтернативные формы владения.

-объяснение — что такое собственность государства: 

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Юрист Дня > Право > Что такое государственная собственность: особенности проявления

Источник: https://uristdnya.com/pravo/chto-takoe-gosudarstvennaya-sobstvennost.html

Собственность — это… Право собственности. Виды и формы собственности

Государственная собственность

Собственность — это принадлежность вещей определенным лицам, а также отношения, возникающие в связи с принадлежностью имущества. Собственность — это одновременно и юридическая, и экономическая категория.

  • Юридическая собственность — это право на принадлежность вещей. Состоит из права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.Собственность как гражданско-правовой институт — это совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.
  • Экономическая собственность — это общественные отношения по поводу принадлежности, раздела и передела объектов собственности. Здесь важны именно фактические отношения — кто реально контролирует объект собственности и принимает решения о его использовании, распоряжается им — а не формальное право, закрепленное в документах.Экономическое содержание собственности раскрывается через владение, управление и контроль.Собственность — базовый экономический институт, существующий с тех пор, как у людей появились первые вещи и понятия «моё» и «чужое».

Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам. По российским законам, право собственности включает три составляющих: право владения, пользования и распоряжения вещью.

Субъекты и объекты собственности

Субъект собственности (собственник) — это тот, кому принадлежит имущество. Субъектами собственности могут быть отдельный человек, группа людей (семья, трудовой коллектив, население территории), государство и его органы управления, народ страны.

По российским законам, субъектами собственности могут быть физические и юридические лица, муниципальные образования, Российская Федерация и ее субъекты.

Объекты собственности — это имущество, на которое распространяется право собственности. Объектами собственности могут быть факторы производства и готовая продукция: земля, недвижимость, деньги, ценные бумаги, товары и другие материальные ценности.

По российским законам, некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности: например, воздушное пространство, дикие животные и т.п.

Нематериальные результаты интеллектуальной деятельности в России не являются объектами права собственности. Интеллектуальная собственность на произведения искусства, компьютерные программы etc входит в исключительные права.

Основания права собственности

В России основания приобретения права собственности делятся на первоначальные (если право собственности возникает впервые) и производные. Право собственности возникает:

  • В результате изготовления вещи своими силами из своих или бесхозных материалов
  • В результате использования имущества: например, право собственности на доходы от аренды или на фрукты, выращенные на своем участке.
  • В результате приобретения имущества по сделке — купли-продажи, мены, дарения, приватизации.
  • В результате наследования.
  • По праву первого нашедшего бесхозную вещь: например, находка клада.
  • По праву давности владения: 15 лет для недвижимости и 5 лет для иного имущества.

Основаниями прекращения права собственности могут служить отказ собственника от права собственности, а также гибель или уничтожение имущества. Человек может быть принудительно лишен права собственности по суду — в счет погашения обязательств, при конфискации, изъятии, принудительном выкупе и т.п.

и суть права собственности: владение, пользование и распоряжение

Право собственности действует все время, пока имущество существует. Юридическое содержание собственности реализуется через владение, пользование и распоряжение (п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

  • Владение — это фактическое обладание данным имуществом. Право владения означает возможность удерживать вещь в собственном владении, обладать ею.Пример: У гражданина N есть в собственности автомобиль. Он имеет право сохранять этот автомобиль за собой сколько угодно, ничего специально делать для этого не нужно.
  • Пользование — это извлечение полезных свойств из данного имущества, например доходов.Пример: Гражданин N имеет право ездить на собственном автомобиле, возить пассажиров и грузы или ничего не возить, может разобрать автомобиль на запчасти, а может поставить в гараж и любоваться на него.
  • Распоряжение — это возможность изменить состояние, назначение, юридическую принадлежность имущества: продать, подарить, передать по наследству, сдать в аренду, обременить залогом.Пример: Гражданин N может продать автомобиль, может по доверенности дать его на время другу, может подарить машину бабушке, завещать дочери и т.п.

Право собственности ограничивается при условиях, предусмотренных законом, при нарушении чужих прав и при осуществлении своих прав только с намерением причинить вред.

Формы собственности: частная, государственная и коллективная

Чаще всего собственность разделяют на три формы:

  • Частная собственность — личная, индивидуальная.
  • Государственная собственность.Переход частной собственности к государству называется национализацией.

Переход государственной в частные руки называется приватизацией.

  • Коллективная собственность — совместная.

Закон признает различные виды собственности, в том числе смешанные. Современная рыночная экономика — это экономика со смешанной собственностью.

Виды собственности по конституции РФ: частная, государственная, муниципальная

Конституция РФ и Гражданский кодекс признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы:

  • Частная собственность — граждан и юридических лиц.
  • Государственная собственность — федеральная и субъектов федерации.
  • Муниципальная собственность — муниципальных образований, городов и сельских поселений.

Источник: https://www.anews.com/p/117880992-sobstvennost-ehto-pravo-sobstvennosti-vidy-i-formy-sobstvennosti/

Государственная собственность на землю

Государственная собственность

Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

Как видно из самого названия данной категории, – это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.

В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.

Виды государственных земель

В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.

О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

Федеральная собственность

Сюда включены следующие земли:

  • участки, на которых возведены здания (или сооружения), относящиеся к собственности федеральных органов власти и их структур;
  • земельные наделы, предоставленные госорганам и их представительствам, а также госпредприятиям, для осуществления их деятельности;
  • участки земли, которыми на постоянной основе пользуется Академиями наук и ее подразделения (это правило действует, если земля была передана до вступления в силу актов, регулирующих порядок деятельности таких учреждений);
  • территории земли, переданные на праве аренды предприятию «Российские автомобильные дороги» уполномоченным властным органом.

Региональная собственность

Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

Это могут быть следующие виды участков.

  • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
  • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
  • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
  • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.

Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

Муниципальная собственность

В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

  • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
  • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

Основания возникновения государственной собственности на землю

Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

  • в силу федерального закона;
  • в результате разграничения госсобственности на землю;
  • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

Субъекты и объекты государственной собственности на землю

u_note note_color=”#E9F8ED”]Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

В случае с госсобственностью субъектами являются:

  • Российская Федерация в целом;
  • каждый отдельный субъект страны.

Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

  • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
  • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
  • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
  • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
  • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности

Образование нового надела может быть несколькими способами:

  • объединение нескольких участков земли в один;
  • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
  • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

  • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
  • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
  • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
  • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.

После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

+7 (812) 245-61-57

Санкт-Петербург

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/gosudarstvennaya.html

Что такое федеральная собственность?

Государственная собственность

Субъектами имущества наряду с обычными гражданами или юридическими лицами могут быть муниципальные образование или Российская Федерация.

Для выполнения важнейших стратегических и управленческих задач страна в лице Росимущества обладает на праве собственности многими ресурсами и объектами.

Государственная собственность в стране выступает в двух формах: федеральная и муниципальная собственность. Федеральная собственность – это то, чем владеет непосредственно страна в лице уполномоченных органов, экономические ресурсы, без которых немыслимо существование страны как объекта макроэкономики.

Федеральными ресурсами нужно эффективно управлять, они также, как и другие виды ресурсов, могут быть изъяты при наличии веских законных оснований.

Понятие и особенности федеральной собственности

В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.

Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.

Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.

Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.

Федеральная собственность принадлежит государственным органам власти, региональная – органам субъектов, муниципальная – местным властям.

Принадлежность в данном случае означает лишь процесс управления. Фактически же государственная собственность, будь то федеральная или муниципальная, принадлежит народу, проживающему в тех или иных областях или населенном пункте.

Остаётся понять, кто осуществляет управление федеральной собственностью в стране? Ведь без эффективного управлению ею страна может терпеть убытки, терять место на мировой арене. Управлением собственностью на федеральном уровне в стране занимается Росимущество.

Объекты федеральной собственности

Государство не отбирает все имущество у населения, оно владеет только тем, чем требуется эффективно управлять для развития страны, и что необходимо для защиты собственного суверенитета и обеспечения работы органов власти.

Фактически к федеральной собственности относятся:

  1. База национальных богатств страны.
  2. Имущество, необходимое для работы государственных органов и выполнения задач мирового значения.
  3. Имущество оборонного производства.
  4. Собственность, обеспечивающая жизнедеятельность и развитие народного хозяйства.
  5. Иные объекты.

К богатствам страны можно отнести важные ресурсы и природные объекты: заповедники, особо охраняемые зоны, а также историко-культурные объекты и строения.

К объектам для функционирования государственных структур и выполнения государственных задач относятся:

  • казна страны;
  • имущество ОВД и Вооруженных сил, которые финансируются из федерального бюджета;
  • НИИ, предприятия и ВУЗы;
  • ветеринарные, санитарно-эпидемиологические и иные службы;
  • исправительные учреждения;
  • лечебно-профилактические предприятия.

К объектам по развитию народного хозяйства относятся дороги, объекты энергетики, транспорт, радио и телесети, совхозы и особые хозяйства, предприятия добывающей промышленности.

Некоторые из объектов федеральной собственности могут быть переданы во владение регионам или муниципалитетам.

Земля федеральной собственности

Одним из основных ресурсов федерального значения является земля. Какие земли относятся к федеральной собственности? По ст. 3.1 ФЗ № 137 к федеральной собственности относятся следующие наделы:

  • земли, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, которые принадлежат РФ;
  • наделы органов власти и их представительств;
  • земли казенных и унитарных предприятий;
  • земли, которыми владеет Академия наук и сопряжённые с ней учреждения;
  • дороги, относящиеся к Росавтодорогам;
  • лесной и водный фонд;
  • заповедники;
  • земли обороны;
  • резервные земли;
  • закрытые города.

Те земли, которые находятся в ведении муниципалитетов или субъектов федерации, не являются федеральной собственностью.

Земли федеральной собственности можно узнать на сайте Росреестра по кадастровому номеру. Там указано, кто является владельцем той или иной территории.

Если земельный участок еще не имеет номера на государственной кадастровой карте, то он еще не разграничен с государственных земель.

Процедура разграничения земли

Понятие о разграничении земли возникло в 2001 году, в 2020 году оно осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса страны. Ст. 17 Земельного Кодекса определяет основания, по которым земля может быть в федеральной собственности. Земля может либо приобретаться государственными органами, либо становиться федеральной собственностью по результатам разграничения.

Порядок разграничения выглядит следующим образом:

  1. Разрабатывается проект закона о разграничении государственной земли в федеральную.
  2. Инициируется проведение кадастровых работ Постановлением.
  3. Определяются границы участка и присваивается кадастровый номер.
  4. Принимается закон, который определяет принадлежность участка к федеральной собственности.

В законе должна быть прописана категория земли вновь созданного участка, целевое назначение и нормы его эксплуатации.

Если Правительство принимает решение получить какой-то участок в свою собственность, оно поручает министерству земельных ресурсов составить схему будущего участка. Когда схема утверждена, она направляется в кадастровую службу для проведения геодезических работ на местности. Межевой план будущего участка направляется обратно в министерство, где его должны утвердить.

Передача земли в муниципальную собственность

Федеральные земли также могут передаваться в собственность местным властям или муниципалитетам. Такая передача возможна в ряде случаев:

  • при наличии на участке строений муниципальной собственности;
  • в рамках реализации местных или региональных программ;
  • при реализации плана застройки или развития территории.

Для получения участка в собственность муниципальные органы передают заявление в федеральные органы и ждут их решения. Направленное в федеральные органы заявление о передачи земли в муниципальную собственность рассматривается в течение 30 дней.

Если принимается положительное решение, сначала проводятся кадастровые работы по определению границ участка. Муниципальное право собственности на землю регистрируется в органах Росимущества.

Возникнуть федеральная собственность может через национализацию или изъятие земельных участков, принадлежащих частникам.

Изъятие земли

Выкуп федеральной земли в собственность регламентирован нормами Земельного Кодекса. Выкуп земли с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд возможен только в исключительных случаях. Изымается земля на основании специального распоряжения исполнительного органа власти, чем защищаются права граждан.

Решение о выкупе может быть принято в отношении федеральной собственности, региональной собственности соответствующими органами. Местные власти не имеют подобных полномочий. Им для этого приходится обращаться в вышестоящие инстанции.

Согласно статьям 279-281 ГК РФ, выкуп земли осуществляется в соответствии со следующими этапами:

  1. После того, как решение об изъятии земли для муниципальных или государственных нужд принято, государственные органы отправляют письменное уведомление владельцу земли в период 1 года до выкупа.
  2. Проводятся торги, при которых выкупается интересующая территория.

Если владелец земли посчитает данное изъятие незаконным, он вправе будет обратиться для защиты своих интересов в суд.

Основания для изъятия земли указаны в ст. 49 ЗК РФ:

  1. Земля нужна государству для решения проблем по исполнению своих обязательств.
  2. Для размещения государственных объектов при полном отсутствии другой такой альтернативной территории.

Не могут в федеральную собственность переводиться земли, которые расположены в особо охраняемых зонах. Так защищаются интересы охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.

Изыматься в федеральную собственность также могут сельскохозяйственные земли, которые эксплуатировались не по целевому назначению, земли, при использовании которых были выявлены нарушения собственником условий договора владения, при обеспечении нужд гражданской обороны.

Процесс изъятия земли государством при чрезвычайных ситуациях называется реквизицией. Такое изъятие носит временный характер и имеет своей целью защиту жизней граждан. На постоянной основе земли могут быть конфискованы у граждан при совершении последними уголовных преступлений и административных проступков.

Федеральная собственность представляет собой имущество, ресурсы и объекты, принадлежащие непосредственно Российской Федерации. Наличие такой собственности необходимо для нормального функционирования и развития страны.

Земли федеральной собственности могут быть переданы во владение муниципалитетам или регионам, получены государством от частных лиц посредством выкупа.

Источник: http://expert-home.net/federalnaya-sobstvennost/

Понятие государственной собственности

Государственная собственность

Определение 1

Государственная собственность – это совокупность имущества, которое принадлежит Российской Федерации и ее субъектам на правах собственности.

Такое определение понятия государственной собственности дается статьей 214 Гражданского кодекса России.

В соответствии с этим определением можно выделить два уровня государственной собственности:

  • во-первых, это федеральная государственная собственность, то есть то имущество, которое принадлежит Российской Федерации;
  • во-вторых, это государственная собственность регионов России, то есть то имущество, которое принадлежит субъектам Федерации.

Согласно уровням государственной собственности выделяют два уровня управления этой собственностью:

  • во-первых, федеральный уровень управления государственной собственностью;
  • во-вторых, региональный уровень управления государственной собственностью.

В качестве собственника в отношении государственной собственности выступают Российская Федерация и ее регионы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Всю совокупность государственной собственности также можно разделить на две части, одна из которых включает в свой состав то имущество государства, которое находится в его собственности, но закрепляется за определенными государственными учреждениями и предприятиями, наделяемыми правом пользования, владения и распоряжения этим имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Вторая часть имущества, находящегося в государственной собственности, не закреплена за государственными учреждениями и предприятиями, но включена в состав государственной казны Российской Федерации или ее субъектов.

Источниками формирования государственной собственности является:

  • государственное строительство;
  • средства государственного бюджета;
  • национализация предприятий иных форм собственности .

Замечание 1

Порядок отнесения имущества к собственности государства определяется федеральным законодательством.

Особенности управления государственной собственностью

Государственная собственность представляет собой огромную совокупность имущества, принадлежащего Российской Федерации и ее субъектам.

Как и любое иное имущество, государственная собственность требует тщательного и продуманного управления ею со стороны органов государственного управления.

К числу органов государственного управления, ответственных за осуществление управления государственной собственностью, относятся российское Правительство и иные органы государственного управления, входящие в систему исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Основным федеральным органом государственного управления, на который возложена функция управления государственной собственностью, является Росимущество или Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Роснедвижимость, то есть Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Первый из указанных органов осуществляет функцию управления имуществом государства, организует продажу государственного имущества, контролирует процесс приватизации. Второй из указанных органов государственного управления осуществляет регистрацию прав собственности и управление государственным кадастром.

Государственная собственность регионального уровня разделяется в соответствии с предметами ведения.

В состав государственной собственности регионального уровня включаются средства региональных бюджетов, инфраструктура регионального уровня, имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственного управления регионального уровня, больницы, детские дома, диспансеры, земельные участки, не отнесенные к собственности федерации или муниципалитетов, акции, принадлежащие регионам, и прочее имущество.

Объекты исключительной государственной собственности

В отношении определенных объектов установлено исключительное право собственности государства на эти объекты. В соответствии с российским законодательством исключительное право собственности государства распространяется на следующие виды объектов:

  1. природные объекты в виде водного и воздушного пространства, недр, шельфовых зон, земельных участков, лесов и прочего;
  2. оборонные объекты собственности, включающие в свой состав имущество Вооруженных сил России и иное имущество, обеспечивающее функционирование Вооруженных сил России;
  3. объекты отраслей экономики инфраструктурного назначения и общефедеральной значимости. К таким объектам относят железную дорогу, автодороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и прочее;
  4. объекты стратегического назначения. К числу таких объектов относят гидроэлектростанции, атомные электростанции, военно-промышленный комплекс, объекты, характеризующиеся уникальностью и так далее. В отношении объектов третьего и четвертого пунктов установлено право на частную собственность в пределах 25% акций;
  5. объекты, составляющие культурно-историческое наследие. К данному виду объектов относят заказники, памятники культуры, заповедники, национальные парки общефедерального значения;
  6. прочие объекты. В эту группу включаются объекты, не упомянутые в ранее перечисленных группах. Например, объекты, в отношении которых установлены правила обязательной федеральной регистрации, то есть морские воздушные суда, суда внутреннего плавания, объекты космического назначения. Также эта группа включает в себя бюджетные средства, акции, принадлежащие государству, золотой, валютный и алмазные фонды, недвижимые объекты государственной собственности, находящееся за границей и так далее.

Особый вид государственной собственности составляет бесхозное имущество, в отношении которого Российская Федерация наделяется монопольным правом собственности. Монополия государства также устанавливается в отношении всех видов земель, за исключением сельскохозяйственных земель, земель поселений и отраслей экономики.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennoy_sobstvennosti/

Виды частной собственности в Российской Федерации: государственная, частная и общественная, отличительные особенности и законодательное регулирование

Государственная собственность

Форма собственности — форма прав владельца на определенное имущество или прочие ценности. Современное законодательство признает равноправное существования множество прав, связанных с субъектом и объектом владения. Критерии выбора вида управления достаточно разнообразны, поэтому знать, какие бывают формы собственности и каковы их особенности, необходимо.

Формы и виды собственности

Право собственности в Российской Федерации основывается на системе юридических норм, которые закрепляют и охраняют возможности гражданина по управлению ценностями.

Классификация

Гражданский кодекс (далее — ГК) Российской Федерации устанавливает 4 вида имущества, которые меняются в зависимости от типа собственности.

Виды собственности по ГК РФ:

  1. Государственная — имущество, находящееся в распоряжении федерального надзора. Она необходима для работы государства и его субъектов. Например: здания правительства или оборонные объекты.
  2. Муниципальная — ценности, принадлежащие органам местного самоуправления. Подобные объекты играют важную роль в региональной инфраструктуре. Например: больницы, школы или общежития.
  3. Общественная — представлена совокупностью групп собственников.
  4. Частная — имущество, которым физическое лицо имеет право распоряжаться в любой степени.

Впрочем, это не единственные виды собственности. Законодательство также устанавливает классификацию имущества по другим признакам, которые будут применяться в зависимости от ситуации.

Прочие признаки классификации ценностей:

  • по форме присвоения различных форм имущества — индивидуальная, коллективная и государственная,
  • по виду собственности,
  • по типу производственных отношений — феодальная, капиталистическая, социалистическая и рабовладельческая.

Наиболее часто законодательство обращается ко второму признаку классификации из-за удобства и упрощенного разделения объектов на категории.

Главными законодательными документами, закрепляющие особенности и классификацию различных форм управления, являются Конституция и Гражданский кодекс РФ.

В соответствии с законом, главная задача выделения форм собственности — это определение правового режима имущества и возможностей, которые имеет владелец по отношению к ценностям.

Пункт 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации признает различные виды управления имуществом и способы защиты прав граждан. Аналогичное деление проводит и 212 статья ГК РФ, которая добавляет более мелкие категории ценностей.

Формы и виды собственности в РФ

Законодательство Российской Федерации определяет четыре основных формы ценностей, которые определяются по принадлежности ценностей к определенным субъектам.

Виды собственности:

  • государственная,
  • муниципальная,
  • общественная,
  • частная.

Определяющим видом имущества в экономике является частная — это связано с ее территориальным распространением.

Частная

Гражданский кодекс и Конституция РФ устанавливают понятие «,неприкосновенность частной собственности»,, которое защищает собственников подобного имущества от незаконного завладения их ценностями другими людьми.

В зависимости от формы управления принято выделять два вида частного имущества:

  • индивидуальный,
  • общественный.

При этом у каждого вида есть подкатегории, которые так же имеют свои юридические особенности и законное обоснование. Их подробно описывает Гражданский кодекс РФ.

Индивидуальная форма частной собственности делится на:

  • форма единства — всеми благами владеет единственный гражданин, который может привлечь работников по найму,
  • партнерства — объединение физических лиц для ведения предпринимательской деятельности,
  • кооператива — лица формируют капитал за счет продажи свободных акций.

Общественная делится на:

  • коллективную форму, при которой права управления разделяются среди работников,
  • государственную — имущество принадлежит городу или поселку,
  • общенародную — ценности, которые принадлежат всем резидентам государства (музеи, памятные места и т. д.),
  • комбинированную — образуется в случае, когда объединяются разные формы имущества.

Важную роль в жизни обычного гражданина играют совместная и долевая собственность, ведь каждое лицо, так или иначе, причастно к подобной форме управления имуществом.

Совместная

Совместная собственность — имущество, одновременно принадлежащее двум и более гражданам. При этом ценности не разделены между лицами, то есть партнеры владеют ими на равных правах. Подобное возникает между супругами после заключения брака. Например, купленная в замужестве квартира не будет делиться на доли, а считается общей.

Подобный момент не распространяется на ценности, приобретенные до заключения законного союза. То есть недвижимость, купленная до брака, не станет общей после подписания документов.

Законные признаки, характерные для совместного имущества, описаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Долевая

Долевая собственность — имущество, принадлежащее двум или более лицам, которое разбито на доли в зависимости от произведенных вложений или выкупленной территории. При такой форме владения раздел ценностей может происходить независимо от того, являются ли граждане родственниками.

Для того чтобы владение оказалось законным, доли должны быть официально зарегистрированы. После проведения этой процедуры участник обретает право на недвижимость.

Общественная

Общественная собственность — имущество, которым владеет и распоряжается непосредственно общество, представленное коллективным субъектом.

Выделяют три формы общественной собственности:

  1. Государственная — возникает в результате внутренней деятельности страны. Это может быть национализация или строительство за счет федерального бюджета.
  2. Коллективная — общественные организации, церкви или партии.
  3. Муниципальная — имущество, принадлежащее местным органам власти.

Действующее законодательство неоднозначно определяет понятие «,общественная собственность»,. В теории, все, что не частное, является общественным, однако на практике это работает иначе: даже парки могут быть коммерческими.

Государственная

Государственная собственность — имущество, которое на правах владения принадлежит РФ. При этом всеми результатами труда, полученными в рамках федеральной собственности, может пользоваться исключительно государство.

Роль госсобственности в экономике страны:

  • подобная форма необходима в тех отраслях, где нет места частному бизнесу: энергоснабжение или ж/д транспорт,
  • производство общественных благ: обороноспособность государства, деятельность дорожной сети и прочее,
  • проведение национализации предприятий в целях перестройки экономики,
  • организация единого экономического пространства.

Отличительная черта государственной собственности заключается в том, что она проигрывает частной по показателям экономической эффективности из-за менее заинтересованного контроля.

Госсобственность может быть создана несколькими путями:

  • строительство объектов за счет федеральных бюджетов,
  • покупка государством контрольных пакетов акций предприятия,
  • национализация убыточных, но социально полезных компаний.

Имущество также может перейти в государственную собственность в случае изъятия имущества федеральными правоохранительными органами.

Муниципальная

Статья 8 Конституции Российской Федерации признает муниципальную собственность самостоятельной категорией и не приравнивает ее к государственной. Отличительная особенность подобного способа управления — распоряжение имуществом осуществляют органы самоуправления в соответствии с волей и интересами местного населения.

Муниципальную собственность делят на три вида:

  • городское имущество,
  • сельское,
  • владения прочих муниципальных образований.

Порядок управления муниципальными ценностями установлен в части 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ. Регламент перекладывает обязанности распоряжения сооружениями на местные должностные лица, а в некоторых случаях — непосредственно на население.

Местное имущество носит целевой характер — это определяет его характеристики, способы эксплуатации и особенности формирования ценностей.

К муниципальной собственности относят имущество, необходимое:

  • для быстрого решения вопросов на уровне региона,
  • для выполнения местной властью своих задач, установленных на государственном уровне,
  • для полноценного функционирования чиновников на местах.

Если у местных органов исполнительной власти имеется объект, не предназначенный для выполнения одной из этих целей, то его можно перепрофилировать или продать в частную собственность.

Процесс формирования

Процесс формирования собственности непосредственно зависит от объекта, его целей и назначения. В соответствии с экономической теорией, имущество может считаться полезным только тогда, когда приносит его владельцу пользу и выгоду.

Частные ценности формируются следующим образом:

  • приобретение физическим или юридическим лицом определенного имущества,
  • отторжение государственных объектов в пользу частных лиц,
  • создание собственного предприятия посредством объединения нескольких граждан.

В капиталистическом обществе частное имущество играет наиболее важную роль в экономике, поэтому государство все чаще старается отказываться от своей собственности, передавая ее в руки частников.

Формирование государственной собственности:

  • возведение объекта за федеральные средства,
  • национализация социально полезных организаций,
  • покупка контрольного пакета акций у предприятия.

Развитое государство старается максимально отдалиться от частных предприятий. Национализация в современных реалиях — редкое явление.

Общественная собственность формируется за счет распределения прав владения между членами коллектива на определенном предприятии. Как правило, при таком подходе образуется закрытое акционерное общество.

Муниципальные ценности появляются:

  1. Специальными способами — денежные поступления от приватизации, местные налоги, административные штрафы и плата за эксплуатацию природных ресурсов.
  2. Общегражданскими — создание имущества за счет муниципальных средств или приобретение собственности у частных лиц.

задача муниципальной собственности — она должна выполнять конкретные цели, необходимые для нормального функционирования поселения.

Процесс разгосударствления

Под разгосударствлением принято понимать процесс передачи имущества от государства в руки частных лиц. Процедура включает в себя несколько направлений, главное из которых — сокращение доли участия госсектора в экономике страны.

Разгосударствление — система мер, направленных на преобразование государственной собственности для устранения чрезмерного участия государства в экономике.

Помимо прочего, процедура означает практически полное снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, но это не означает, что руководство страны перестает играть существенную роль в рыночной экономике.

Основные способы разгосударствления:

  • либерализация рынков — открытие новых возможностей для основания рынка новыми хозсубъектами,
  • коммерциализация — перевод государственных организаций на коммерческий расчет,
  • стимулирование создания смешанных предприятий,
  • денационализация.

Все четыре инструмента применяются в совокупности, выражаясь в изменении форм управления организации и совершенствовании механизма рыночной экономики.

Владение землей

Единого подхода к классификации форм собственности земельного участка не существует. Риелторами и экономистами принято ориентироваться на основное законодательство РФ.

Формы владения земельным участком:

  • частная,
  • государственная,
  • муниципальная.

В качестве субъекта может выступать либо гражданин, либо группа лиц, обладающих равным правом владения.

Отдельные случаи

Источник: https://erckzn.ru/oformlenie/vidy-chastnoj-sobstvennosti-v-rossijskoj-federatsii-polnyj-perechen-i-ih-pravovye-osobennosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.