Формы трудовой деятельности

Формы организации трудовой деятельности

Формы трудовой деятельности

Трудовая деятельность во всех своих проявлениях играет основную роль в жизни любого человека. Труд не только позволяет получать материальные блага, но и является основополагающим определением статуса индивида для общества. Характер, интенсивность и формы трудовой деятельности человека оказывают большое влияние как на его физическое, так и на психологическое состояние.

Классификация форм деятельности

Функциональное состояние человеческого организма постоянно подвергается влиянию трудовой деятельности самого человека. Чаще всего применяется подразделение форм деятельности на труд физический и умственный.

Отличительной чертой физической формы трудовой деятельности является высокая нагрузка на опорно-двигательную систему. С одной стороны, физические нагрузки на мышечную систему стимулируют обмен веществ. С другой стороны, имеются и отрицательные следствия физического труда:

  • малая эффективность;
  • постоянное физическое напряжение;
  • необходимость длительного отдыха для восстановления сил.

Работы, связанные с переработкой информации, выделяют как формы умственной трудовой деятельности.

В процессе работы напряжению подвергаются сенсорный аппарат, память, внимание, эмоциональная сфера, активизируются мыслительные процессы.

В то же время, данная форма трудовой деятельности связана с подавлением двигательной активности (гипокинезия), что приводит к снижению реактивности и росту эмоциональной составляющей напряжения.

Именно гипокинезия признана одним из основных факторов, провоцирующих образование сердечнососудистых патологий, кроме того, продолжительное умственное напряжение угнетающе воздействует на психику человека – снижаются показатели функции внимания и памяти, притупляется восприятие.

Формы физической деятельности

Физиологическая классификация труда различает несколько форм.

Формы, требующие существенной мышечной нагрузки

Это трудовая деятельность, которая осуществляется без применения механизированных средств и сопровождается высокими энергозатратами – от 4000 Ккал/сутки и более.

Тяжелый физический труд способствует развитию мышечной системы человека и активизирует обменные процессы, однако он сопряжен и с рядом серьезных недостатков. Самое главное – это слабая эффективность, так как производительность этой формы деятельности является крайне низкой. А восстановление затраченных сил потребует перерывов, которые могут занимать до 50% от времени.

Формы трудовой деятельности с привлечением механизмов

Использование механизмов в трудовой деятельности меняет характеристики физических нагрузок и, кроме того, усложняет алгоритм действий. Профессии, связанные с привлечением механизмов, зачастую требуют специальных навыков и знаний. Вместе с тем наблюдается понижение энергозатрат в процессе трудовой деятельности: они располагаются в интервале от 3000 до 4000 Ккал/сутки.

С привлечением механизмов изменяется мышечная нагрузка: общий объем мышечной деятельности значительно снижается, а в работу вовлекаются мышцы рук и пальцев. Это позволяет достичь долее высокой скорости и увеличить точность движений – факторы, необходимые для работы с механизмами.

Минусом данной формы труда является его монотонность, как следствие однообразных несложных действий и небольшого объема информации, поступающего в мозг в результате работы.

Формы трудовой деятельности с частичной автоматизацией процессов

Полная или частичная автоматизация процессов производства не подразумевает участие человека в производстве. Его задача сводится к обслуживанию автоматических линий.

Данный вид деятельности сопряжен с высоким ритмом работы, при этом удручающе однообразной и постоянным нервным напряжением – ведь работник постоянно поддерживает в себе состояние готовности к оперативному реагированию для устранения возможных проблем.

Функционально «состояние ожидания» неравноценно по давлению на психику – оно зависимо от множества факторов, таких как отношение сотрудника к своей работе, степень срочности действия, значимость работы и т.п.

Групповые формы труда. Конвейер

Специфичность групповой формы состоит в дроблении цельного процесса на мелкие операции и выполнение их в строжайшей последовательности при определенном лимите времени.

Данная форма трудовой деятельности требует слаженных действий от всех участников процесса. Чем меньшее время требуется работнику на выполнение операции, тем проще эта операция и однообразней сама работа.

Существенным минусом работы на конвейере является возникновение монотонии, которая проявляется как хроническая усталость и истощение нервной системы.

Физиологически явление связано с доминирующим процессом торможения в коре головного мозга, что является следствием выполнения монотонных повторяющихся действий.

При этом наблюдается существенное понижение скорости реакции и рассеивание внимания, что неизбежно приводит к быстрому переутомлению.

Формы интеллектуальной трудовой деятельности

Умственная трудовая деятельность используется как при производстве материальных объектов (конструкторы, операторы, диспетчеры, инженеры), так и в других отраслях (ученые, педагоги, врачи, артисты).

Суть умственного труда состоит в переработке больших информационных потоков. Прямым следствием является активизация функций памяти и внимания, при этом достаточно часто происходят стрессовые ситуации. Нагрузки на мышечную систему незначительны, и суточные затраты энергии находятся в пределах 2000-2400 Ккал/сутки.

Характерной чертой умственного труда является гипокинезия – значительное снижение подвижности человека, что, в свою очередь, снижает реактивность и увеличивает эмоциональное напряжение. Именно она приводит к заболеваниям, в первую очередь – сердечно-сосудистой системы.

С техническим прогрессом роль творческого элемента возрастает во всех отраслях человеческой деятельности. Интеллектуальные виды трудовой деятельности различаются по организации труда, распределении нагрузки и степени напряжения эмоциональной сферы человека.

Основные формы интеллектуального труда:

  • операторский;
  • творческий;
  • управленческий;
  • труд медиков;
  • труд педагогов;
  • труд учащихся всех уровней обучения.

Специфические особенности различных форм умственного труда

  1. Операторский умственный труд. Примером может служить работа диспетчера на оптовой базе или администратора крупного супермаркета. Труд связан с переработкой и анализом больших массивов информации и с последующим принятием ответственного решения – как следствие, высокая нервная и эмоциональная напряженность.
  2. Управленческий умственный труд.

    Примером является работа руководителей различных учреждений или предприятий. Данная форма трудовой деятельности связана с постоянным ростом информационного потока, необходимостью экспресс-анализа и выработки решения, кроме того, сопряжена с высокой ответственностью и необходимостью урегулировать возникающие достаточно регулярно различные конфликты.

  3. Творческая трудовая деятельность. Примером служит труд дизайнеров, писателей, научных работников, художников, артистов, композиторов. Является самой сложной формой трудовой деятельности, требует использования значительных объемов памяти, напряженного внимания и способности глубоко сосредоточиться. Труд связан с высоким напряжением как нервной, так и эмоционально систем.

  4. Трудовая деятельность работников медицины, преподавателей, торговых работников и работников сферы услуг – отличительной чертой является постоянный контакт с большим количеством людей, высокой ответственностью, зачастую нехваткой времени и информации для проведения анализа по вопросу, требующему срочного решения.

    Работа связана с крайне высокой степенью нагрузки на нервную систему.

  5. Трудовая деятельность обучающихся – постоянное напряжение функций психики, таких, как внимание, память, способность к восприятию, стрессовые ситуации выражены в виде различных видов проверки знаний (экзамен, зачет).

Все основные формы трудовой деятельности могут характеризоваться с позиции степени тяжести и уровня напряженности труда. Основным критерием является степень функциональной напряженности человека.

Напряжение может зависеть от степени мощности выполняемой работы в случае физического труда – тогда оно является энергетическим. Либо при умственном труде, в случае высокой нагрузки при усвоении больших объемов информации – это эмоциональная нагрузка.

Грамотное ведение трудовой деятельности должно учитывать не только режим работы, но и условия внутренней среды трудового процесса, что позволит повысить качество производимой продукции и производительность труда.

Источник: https://opersonale.ru/upravlenie-personalom/upravlenie-personalom-upravlenie-personalom/formy-organizacii-trudovoj-deyatelnosti.html

Методы и формы трудового воспитания

Формы трудовой деятельности

Формы и методы трудового воспитания разнообразны. Они зависят от возраста и других особенностей воспитуемых детей; направлены на развитие следующих качеств: трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность, стремление к результатам.

цель воспитания трудолюбия – формирование психологической, практической готовности маленького человека к труду. Трудовое воспитание очень тесно связано с гражданским, нравственным, оно формирует фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, самодеятельности, других сферах деятельности. Является составляющей морального становления личности.

Новые тенденции методики трудового воспитания

Экономические, социальные, экологические условия определяют постоянное совершенствование методики трудового обучения, воспитания: появление новых технологий, внедрение новейших форм, методов, приемов. В их основе – принцип вариативности.

Сохраняя единство государственных требований и свой типовой характер, программы трудового воспитания составляются с учетом состава воспитуемых, их возраста, региональных особенностей, традиций.

Это открывает возможности для уменьшения применения репродуктивных методов и увеличения удельного веса исследовательских, творческих форм работы.

Включение в трудовую сферу осуществляется с учетом физиологических особенностей, психологической и социальной готовности детей, с учетом интересов, склонностей.

Условия успешной воспитательной деятельности

При воспитании особую важность приобретают порядок действий, распределение обязанностей в коллективе, назначение ответственных, наличия форм подведения итогов.

Важен практический показ, обучение главным способам, приемам, соблюдение безопасности. Нужно применять поощрения и в случае необходимости наказания, порицания.

Большую роль имеет общественное признание трудовых результатов, одобрение его взрослыми.

Главное условие успеха – включение ребенка в посильную для возраста и физических возможностей деятельность. Если она организована правильно, то будет способствовать формированию необходимых нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, дисциплинированности, усердия, настойчивости.

Воспитывающим труд становится при нескольких условиях:

  • Он должен быть значимым, общественно-полезным. Только так появляется возможность осознать значимость работы. Понимание того, что он приносит людям пользу, придает дополнительную мотивацию для трудовой активности;
  • Результатом должно стать что-то полезное, имеющее ценность для коллектива, для себя и взрослых. Если результатов ребенок не увидит, пользы от работы не много, желание трудиться может исчезнуть;
  • Труд должен быть коллективным. Это выполнение поставленных задач совместно, способное объединить общей целью. Он дает возможность приобрести опыт взаимодействия, взаимопомощи, солидарности;
  • Он должен быть инициативным, желательно творческим, должны применяться разные формы самоуправления и самоорганизации;
  • Труд должен быть посильным, по возможности связан с учебной или другой воспитательной деятельностью, он не может быть принуждением, и наказание ребенка им недопустимо;
  • Требовать нужно не просто выполнения поставленной задачи, а выполнения ее аккуратно, добросовестно.

  Трудовое воспитание детей в семье

Только при соблюдении этих условий труд можно считать настоящим средством формирования личности нового поколения.

Рекомендуем “Проблемы трудового воспитания дошкольников”.

Виды трудового воспитания

Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:

  • учебный труд (физический, умственный);
  • общественно-полезный;
  • производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.

Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.

Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.

Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.

Воспитание в дошкольном возрасте

Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:

  • Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
  • Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
  • Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
  • Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).

Формы трудового воспитания

Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности.

Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения.

Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.

Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:

  • Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
  • Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
  • Групповые (праздники, утренники, соревнования).

Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).

Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:

  • работа в звеньях для выполнения работы;
  • развитие трудовых традиций;
  • смотры, выставки, конкурсы;
  • отряды и трудовой десант;
  • индивидуальные поручения.

Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.

Формы работы с дошкольниками

Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:

  • Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
  • Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
  • Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.

Методы трудового воспитания

Выделяют несколько групп методов:

  • Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
  • Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
  • Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование. Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.

  Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей в семье

Средства воспитания в детском саду

С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. задача родителей или воспитателя – помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:

  • собственная деятельность;
  • ознакомление с распространенными профессиями, трудом взрослых;
  • обучение трудовым навыкам;
  • художественные средства.

Собственная деятельность – необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.

Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение.

К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.

Главные методы работы с дошкольниками:

  • Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
  • Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
  • Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
  • Практические методы – собственно трудовые действия, выполняемые ребенком.

Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения.

Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/trudovoe/formy-i-metody-4

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.