Естественные науки

Развитие естествознания и естественные науки

Естественные науки

Естественные науки имеют дело с материей, энергией, их взаимосвязью и преобразованием, а также с объективно поддающимися измерению явлениями. Живые существа и материалы также исследуются в естественных науках.

В древности этой наукой занимались философы. Далее эта  ветвь стала нызываться натурфилософией и до 17 века была менее научной в применении. Английский ученый Фрэнсис Бэкон (1561-1626) ввел научные методы, и это привело к запланированному эмпирическому исследованию предмета.

Позднее основу этого учения развили естествоиспытатели прошлого как Паскаль, Ньютон, Ломоносов, Пирогов.

Естественные науки – субъект-объектные отношения и отличаются от гуманитарных  наличием эксперимента, состоящего в активном взаимодействии с изучаемым объектом.

Гуманитарные знания  изучают деятельность человека в области духовной, умственной, культурной и общественной. Существует суждение, что гуманитарные науки изучают самого изучающего в отличие от естественных.

Основные естественные знания

К основным естественным направлениям относятся:

Физические науки:

  • физика,
  • инженерные,
  • о материалах,
  • химия;

О живом:

О земле:

  • география,
  • экология,
  • климатология,
  • почвоведение,
  • антропология.

До XVII века эти дисциплины часто упоминались как «натуральная философия» в связи с отсутствием экспериментов и процедур, используемых сегодня.

Естественные науки – это общий термин, используемый для описания нескольких наук, включая любые, которые касаются материи, энергии и того, как они реагируют и преобразуются друг с другом.

Естественные науки часто структурированы в междисциплинарном формате, опираясь на многочисленные области науки, а иногда и математики.

Однако естествознание в целом можно разделить на три основные категории: химию, биологию и физику. Каждый из них является самостоятельной дисциплиной изучения, но есть также несколько категорий внутри каждой.

Химия

Химия является  важной областью в естественных науках, и, как и биология, есть несколько заметных категорий.

Органическая, аналитическая и физическая химия – три из этих областей. В дополнение к основным категориям существует количественная химия, неорганическая химия, клеточная биохимия и инструментальный анализ, который имеет дело с теориями и использованием химических инструментов.

Основные результаты этой естественной науки включают решение и объяснение проблем с представлением результатов и пониманием химических теорий и практик.

Многое из того, что определяет современную цивилизацию приходит от достижения в области знаний и технологии, вызванные естественной наукой химией.

Например, современное производство в достаточных объемах продовольствия невозможно без процесса Габера — Боша, который был разработан во время первой мировой войны.

Этот химический процесс позволяет создавать аммиачное удобрение из атмосферного азота, вместо того чтобы полагаться на биологически фиксированный источник азота, например коровий навоз, значительно увеличивая плодородие почв и как следствие количество продовольствия.

В пределах этих широких категорий химии в бесчисленных областях знаний, многие из которых имеют важное влияние на повседневную жизнь. Химики улучшают многие продукты, от пищи, которую мы едим до одежды, которую мы носим и  материалов из которых мы строим наши дома. Химия помогает защитить нашу окружающую среду и ищет новые источники энергии.

Биология и медицина

Биология классифицируется на жизни во всех ее формах-люди, животные, растения и другие организмы.

Биология также может быть подразделена на отдельные области интересов, такие как молекулярная и клеточная, биология человека, экология и эволюционная,  развития, микробиология и иммунология. Эти разделы обеспечивают более узкий подход, чтобы сосредоточить свои навыки и исследования.

Благодаря достижениям в области биологии, особенно в XX веке, врачи смогли использовать различные лекарства для лечения многих заболеваний, которые были ранее с большим смертельным исходом.

Путем проведения исследований в области биологии и медицины бедствия XIX века, например, чума и оспа, значительно взяты под контроль. Смертность младенцев и матерей в промышленно развитых странах резко сократилась.

Биологические генетики даже поняли индивидуальный код в пределах каждого человека.

Наука о земле

Наука изучающая получение и практическое применение знаний о земле позволила человечеству извлекать огромное количество минералов и нефти из земной коры, для работы двигателей современной цивилизации и промышленности. Палеонтология, знания о земле, обеспечивает окно в далекое прошлое, даже дальше чем люди существовали.

Путем открытия в геологии и аналогичная информация  в области естественных наук ученые способны лучше понять историю планеты и предсказывать изменения, которые могут произойти в будущем.

Астрономия и физика

Во многих отношениях, физика – это наука, которая лежит в основе как естественных наук и предлагает некоторые из самых неожиданных открытий XX века. Среди наиболее заметных из них было открытие, что материя и энергия являются постоянными и просто переход от одного состояния к другому.

Физика – это естественная наука, основанная на опытах, измерениях и математическом анализе с целью нахождения количественных физических законов для всего, от наномира до солнечных систем и галактик макрокосмоса.

Различные виды наук

Работы философов и естествоиспытателей прошлого и последовавшая научная революция помогли создать современную базу знаний.

Естественные науки часто называют «жесткой наукой» из-за интенсивного использования объективных данных и количественных методов, которые полагаются на цифры и математику.

В противоположность этому социальные знания, как психология, социология и антропология, больше полагаются на качественные оценки или алфавитно-цифровые данные и склонны иметь меньше конкретных выводов.

Формальные виды знаний, включая математику и статистику, имеют сильно количественный характер и обычно не включают изучение природных явлений или экспериментов.

Сегодня актуальные проблемы развития гуманитарных и естественных  наук имеют много параметров на решение задач бытия человека и общества в мире, они дали направление изобретений.

Естественные науки формируют основу  прикладных наук, которая применяет научное знание и проверяет все в практической ситуации.

Источник: https://v-nayke.ru/?p=7965

Какие бывают науки?

Естественные науки

Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области.

Однако поток информации, которая преобразовывалась в знания, все время рос. И неизбежно из общего знания об окружающем мире стали выделяться отдельные науки, создаваться учебные дисциплины и научные специальности.

Назвать их все в рамках этой статьи просто невозможно. Перечислим только основные.

Единая наука древности из-за огромного потока информации и новых знаний вынуждена была разделиться на множество наук

Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию.

Общественные и гуманитарные науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность. Они часто пересекаются или даже отождествляются друг с другом, а также противопоставляются естественным и точным наукам.

К общественным и гуманитарным наукам относятся следующие.

История — наука о прошлом, которая помогает лучше изучить настоящее

История изучает деятельность человека в прошлом. Поэтому выделяют истории отдельных периодов, например Древнего мира. Средних веков, Нового времени. Есть истории различных стран и регионов, например Востока.

Этнография считается частью исторической науки. Она изучает народы и другие этнические образования, их состав, культурно-бытовые особенности, расселение.

Церемония инициации юношей в эфиопском племени хамер — предмет изучения этнографии

К историческим наукам относится и археология.

Кроме того, существует множество вспомогательных исторических дисциплин.

  • Палеография изучает историю письма и различные виды древней письменности.
  • Сфрагистика изучает печати.
  • Эпиграфика исследует надписи на твердых материалах.
  • Генеалогия изучает родственные связи людей, историю родов, составление генеалогических древ.
  • Геральдика изучает гербы.
  • Вексиллология изучает флаги.
  • Фалеристика изучает ордена, медали и другие нагрудные знаки.
  • Нумизматика исследует историю монетной чеканки и денежного обращения.
  • С нумизматикой тесно связана бонистика, изучающая денежные знаки.

Древние надписи на камнях — бесценный материал для исторической науки

Составление генеалогического древа — это тоже предмет науки

В гербе России отражается история страны и ее символов

Интересно, что понятия «фалеристика», «нумизматика», «бонистика» обозначают также и коллекционирование медалей, монет и денежных знаков соответственно, но их следует отличать от одноименных наук, хотя коллекционеры часто бывают истинными знатоками в своих областях.

Культурология исследует культуру в целом. Кстати, наука тоже является частью культуры, но ей посвящена отдельная область — науковедение.

Филология — группа наук, которые изучают культуру того или иного народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология делится на классическую и современную. Классическая изучает латынь и древнегреческий язык, а также другие древние языки. К современной филологии относятся, например, славистика, романо-германская филология и т.д.

С филологией тесно связано литературоведение, изучающее художественную литературу.

Лингвистика, или языкознание, — наука о языках. Она может использовать методы точных наук — к примеру, математики, поэтому существует такая дисциплина, как математическая лингвистика.

Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права.

Политология — наука о политике.

Социология — наука об обществе.

Экономическая география — наука о территориальной организации экономической жизни общества.

Человеческое общество, его культуру, экономическую жизнь изучают такие науки, как этнография, социология, политология, экономическая география

Особое место занимает философия, которую называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя есть устойчивое мнение, что философия не относится к наукам, а является особой формой познания мира — рефлексией, то есть размышлениями, над истоками культуры, предельными вопросами бытия.

Надо сказать, что в древности под философией понимались все естественные и гуманитарные науки. В наши дни к ней относятся такие области, как этика, которая изучает мораль и нравственность, и эстетика — учение о сущности и формах прекрасного.

Философией также называют методологические основы науки в целом и отдельных ее отраслей.

Философией когда-то называли всю науку, сегодня это особая форма познания мира

Естественные науки — разделы знания, которые отвечают за изучение естественных явлений, то есть внешних по отношению к человеку, природных. К естественным наукам относят математику, хотя она чаще рассматривается как точная наука, а также физику, химию, астрономию, физическую географию, биологию и медицину.

Природа, окружающий нас мир — предмет изучения естественных наук

Математика — группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. У этой науки существует множество способов классификации.

Например, в школе изучают арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа.

В высших учебных заведениях на нематематических факультетах изучают высшую математику, которая включает высшую алгебру и математический анализ.

Гораздо более разнообразны дисциплины этой науки, изучаемые на математических специальностях. Это и теория вероятностей, и функциональный анализ, и теория чисел, и топология, и многое другое.

Вообще же математику называют царицей наук, и не зря. Математические методы незаменимы во множестве наук, от физики до лингвистики.

Не зря ведь великий философ Иммануил Кант сказал: «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики».

Иммануил Кант (1824-1804) –великий немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, воздавал должное математике

На заседаниях ученого совета физик Дж. Гиббс обычно молчал. Но однажды велось обсуждение, чему посвятить больше занятий в университете: математике или языкам. И тогда Гиббс заговорил. Он сказал: «Математика — это язык!»

Галилео Галилей когда-то сказал: «Книга природы написана языком математики»

Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении.

Она сильнее всех других наук связана с математикой и делится на множество областей, таких как механика, атомная физика, физика твердого тела, жидкостей и элементарных частиц, квантовая физика и др.

Существуют и науки, находящиеся на стыке различных областей знания, например химическая физика, геофизика и биофизика.

Астрономия — наука о Вселенной, которая изучает происхождение, развитие, строение и движение небесных тел.

Физическая география — система наук, которые изучают географические оболочки Земли. К ним относятся климатология, география почв, океанология и др.

Геология — наука о составе, строении и закономерностях развития нашей планеты.

Геоморфология — наука о рельефе.

Областью геоморфологии является карстоведение — наука о карсте, процессах и формах рельефа, которые развиваются в растворимых в воде горных породах.

Спелеология изучает пещеры, причем в целом: их происхождение, подземные воды, минеральный состав, органический мир, прошлое пещер и их использование. Спелеология — раздел карстоведения, наука, развивающаяся на стыке физической географии, минералогии и гидрогеологии

Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате взаимодействия, а также о законах, которым эти превращения подчиняются.

Химия имеет множество отраслей, среди которых самые значительные — это неорганическая и органическая химия, аналитическая, физическая, коллоидная, квантовая химия и др. Биохимия — синтез двух наук: химии и биологии.

Она изучает химический состав живых клеток и организмов, а также происходящие в них процессы.

Биология — система наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. К биологии относится целый ряд наук, из которых назовем лишь основные.

Биология теснейшим образом связана с медицинскими и сельскохозяйственными науками

Ботаника изучает растения.

Она подразделяется на такие области, как альгология (наука о водорослях), дендрология (наука о деревьях), палеоботаника (наука об ископаемых растениях), палинология (наука о пыльце ископаемых растений) и др.

Зоология изучает животных. В ней выделяют, например, арахнологию — науку о пауках, фелинологию — науку о домашних кошках, кинологию — науку о собаках и многие другие отрасли.

Ботаника подразделяется на много областей, в том числе она изучает и строение цветков различных растений

Генетика занимается изучением наследственности и изменчивости организмов.

Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем.

Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Кинология и фелинология изучают наших домашних питомцев — собак и кошек

С биологией тесно связана медицина — система знаний и практических мер, целью которых являются диагностика, лечение и профилактика заболеваний.

К ней относятся такие теоретические и практические области, как анатомия и физиология человека, медицинская генетика и биохимия, кардиология и неврология, эндокринология, хирургия и терапия.

В медицине используются знания некоторых других наук — физики, химии, психологии.

К техническим относятся науки, которые исследуют технику и явления, важные для ее развития. Среди технических наук можно назвать архитектуру, информатику, электротехнику, ядерную энергетику, материаловедение, электротехнику и многие другие.

Наука и техника помогают друг другу развиваться

Единство наук

100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле.

Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика.

Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.

Курьезы в науках

Флаг Иркутской области с изображением фантастического зверя бабра

Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр.

Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра.

Он украшает герб Иркутска и сегодня.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/obcshee_o_naukah/kakie_byvayut_nauki.html

ЕСТЕСТВОЗНА́НИЕ

Естественные науки

Авторы: С. Х. Карпенков

ЕСТЕСТВОЗНА́НИЕ, сис­те­ма на­ук о за­ко­нах, яв­ле­ни­ях и свой­ст­вах объ­ек­тов при­ро­ды; вклю­ча­ет мно­же­ст­во от­рас­лей – ес­те­ст­вен­ных на­ук.

Объ­ек­ты ис­сле­до­ва­ния Е. – ма­те­рия, её строе­ние, ви­ды, взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду ни­ми; вре­мя и про­стран­ст­во как уни­вер­саль­ные фор­мы дви­же­ния ма­те­рии.

Ма­те­ри­аль­ные сис­те­мы ус­лов­но де­лят на мик­ро­мир (мо­ле­ку­лы, ато­мы и эле­мен­тар­ные час­ти­цы), мак­ро­мир (все не­по­сред­ст­вен­но на­блю­дае­мые те­ла) и ме­га­мир (пла­не­ты, звёз­ды, га­лак­ти­ки и Все­лен­ная).

В жи­вой при­ро­де са­мая круп­ная сис­те­ма – био­сфе­ра – об­ласть рас­про­стра­не­ния жиз­ни на Зем­ле. Вне за­ви­си­мо­сти от струк­тур­ной ор­га­ни­за­ции ма­те­ри­аль­ных сис­тем мож­но вы­де­лить ну­клон­ный, атом­ный и мо­ле­ку­ляр­ный уров­ни ис­сле­до­ва­ний.

В ка­ж­дой от­рас­ли Е. эти уров­ни до­пол­ня­ют­ся свои­ми по­ду­ров­ня­ми, учи­ты­ваю­щи­ми спе­ци­фи­ку ис­сле­дуе­мо­го объ­ек­та.

Фун­да­мен­таль­ные за­ко­ны при­ро­ды ха­рак­те­ри­зу­ют ма­те­ри­аль­ные объ­ек­ты и яв­ле­ния вне за­ви­си­мо­сти от то­го, где они на­хо­дят­ся или про­ис­хо­дят (напр., с по­мо­щью за­ко­нов со­хра­не­ния энер­гии и им­пуль­са мож­но опи­сы­вать дви­же­ние тел на Зем­ле, взаи­мо­дей­ст­вие эле­мен­тар­ных час­тиц, дви­же­ния пла­нет, звёзд).

Строе­ние ма­те­рии на ну­клон­ном, атом­ном и мо­ле­ку­ляр­ном уров­нях оди­на­ко­во на Зем­ле и в кос­мич. про­стран­ст­ве. Всё это оз­на­ча­ет, что фун­дам. за­ко­ны при­ро­ды уни­вер­саль­ны, что, в свою оче­редь, сви­де­тель­ст­ву­ет о ма­те­ри­аль­ном един­ст­ве объ­ек­тов при­ро­ды и Все­лен­ной в це­лом. В про­цес­се ес­те­ств.-на­уч.

по­зна­ния об­на­ру­жи­ва­ют­ся но­вые яв­ле­ния и свой­ст­ва объ­ек­тов при­ро­ды, что по­зво­ля­ет соз­да­вать бо­лее со­вер­шен­ные тех­нич. сред­ст­ва и глуб­же про­ни­кать в тай­ны ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. Вне­дрён­ные ес­те­ств.-на­уч.

раз­ра­бот­ки яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром эко­но­ми­ки, её ба­зо­вым ре­сур­сом, по сво­ей зна­чи­мо­сти пре­вос­хо­дя­щим та­кие тра­ди­ци­он­ные ре­сур­сы, как при­род­ное сы­рьё, ра­бо­чая си­ла и др.

Структура естествознания

По­пыт­ки клас­си­фи­ка­ции ес­теств. на­ук пред­при­ни­ма­лись с ан­тич­ных вре­мён (Пла­тон, Ари­сто­тель), во­зоб­но­ви­лись в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния (Ф. Бэ­кон) и про­дол­жи­лись эн­цик­ло­пе­ди­ста­ми (Ж. Л. Д’Аламбер и др.). Од­ну из наи­бо­лее раз­ра­бо­тан­ных клас­си­фи­ка­ций ес­теств. на­ук пред­ло­жил в нач. 19 в. А. Ам­пер. Ес­те­ств.-на­уч.

зна­ния он пред­ста­вил в ви­де еди­ной иерар­хич. сис­те­мы, в ко­то­рой фи­зи­ка рас­по­ла­га­лась на пер­вом уров­не, хи­мия – на вто­ром, как бы ос­но­вы­ва­ясь на фи­зи­ке, и т. д. Позд­нее (сер. 19 в.), изу­чая ис­то­рию раз­ви­тия Е., Ф. А. Ке­ку­ле пред­ло­жил ие­рар­хию ес­теств. на­ук в ви­де че­ты­рёх по­сле­до­ват.

сту­пе­ней: ме­ха­ни­ка, фи­зи­ка, хи­мия, био­ло­гия.

Воз­мож­ны и др. под­хо­ды в оп­ре­де­ле­нии струк­ту­ры Е. с учё­том свойств и спе­ци­фи­ки объ­ек­тов ис­сле­до­ва­ний; напр., все ес­теств.

нау­ки мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы – нау­ки о не­жи­вой и жи­вой при­ро­де.

Та­кое де­ле­ние в ка­кой-то сте­пе­ни от­ра­жа­ет хи­мия, ко­то­рая изу­ча­ет как не­ор­га­ни­че­ские (объ­ек­ты не­жи­вой при­ро­ды), так и ор­га­нич. со­еди­не­ния (про­сле­жи­ва­ет­ся путь к жи­вой при­ро­де).

С учё­том мас­штаб­но­сти объ­ек­тов ис­сле­до­ва­ния мож­но оп­ре­де­лить ещё од­ну ие­рар­хич. струк­ту­ру Е.: ас­тро­но­мия – геология – география – био­ло­гия.

В ас­тро­но­мии изу­ча­ют круп­но­мас­штаб­ные объ­ек­ты Все­лен­ной (га­лак­ти­ки, звёз­ды, пла­не­ты и их спут­ни­ки), а объ­ек­ты ис­сле­до­ва­ния гео­ло­гии, гео­гра­фии и био­ло­гии свя­за­ны с на­шей пла­не­той и её эле­мен­та­ми, струк­ту­рой, в т. ч. и био­сфе­рой.

Струк­ту­ра Е. не со­дер­жит ма­те­ма­ти­ки и ло­ги­ки, без ко­то­рых не­воз­мож­но раз­ви­тие ни од­ной из совр. ес­теств. на­ук. Бла­го­да­ря ма­те­ма­ти­ке все ес­те­ств.-на­уч.

от­рас­ли пе­ре­хо­дят от ка­че­ст­вен­но­го опи­са­ния яв­ле­ний и свойств объ­ек­тов к их ко­ли­че­ст­вен­но­му опи­са­нию на ос­но­ва­нии фун­дам. за­ко­нов и ло­ги­че­ски строй­ных тео­рий. Прак­ти­че­ски все ес­теств.

нау­ки ис­поль­зу­ют уни­вер­саль­ный язык, пре­дос­тав­ляе­мый ма­те­ма­ти­кой, – язык ма­те­ма­тич. зна­ков (дру­гой ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ный язык Е. – язык хи­мич. зна­ков и фор­мул).

История развития естествознания

Е. в совр. пред­став­ле­нии пред­ше­ст­во­вал дли­тель­ный пе­ри­од, на­чав­ший­ся с древ­них вре­мён, ко­гда по­сте­пен­но на­ка­п­лива­лись зна­ния о при­ро­де. Мыс­ли­те­ли Древ­ней Гре­ции пы­та­лись най­ти ма­те­риа­ли­стич.

обос­но­ва­ние ми­ро­уст­рой­ст­ва и раз­ра­бо­тать ра­цио­на­ли­стич. ме­тод по­зна­ния при­ро­ды, ус­та­нав­ли­вать при­чин­но-след­ст­вен­ные свя­зи яв­ле­ний при­ро­ды, что мож­но счи­тать на­ча­лом на­тур­фи­ло­со­фии. Все ес­те­ств.-на­уч.

зна­ния и воз­зре­ния вхо­ди­ли в еди­ную не­диф­фе­рен­ци­ро­ван­ную нау­ку, на­хо­див­шую­ся под эги­дой фи­ло­со­фии. Диф­фе­рен­циа­ция на­ук впер­вые на­ме­ти­лась в ио­ний­ской шко­ле в 6 в. до н. э. На­ча­ли фор­ми­ро­вать­ся са­мо­сто­ят. от­рас­ли зна­ния (напр.

, ста­ти­ка, ос­но­ван­ная на ма­те­ма­тич. опи­са­нии).

Ис­то­рию раз­ви­тия Е. мож­но ус­лов­но раз­де­лить на три осн. эта­па – до­клас­сич., клас­сич. и со­вре­мен­ный.

До­клас­си­че­ский этап – са­мый дли­тель­ный (с 6 в. до н. э. до кон. 17 в.) – на­чи­на­ет­ся с пе­рио­да пер­вых на­тур­фи­ло­соф­ских кон­цеп­ций, ко­гда на­ча­ли фор­ми­ро­вать­ся от­рас­ли Е., позд­нее на­зван­ные точ­ны­ми (от­рас­ли нау­ки, по­ло­же­ния ко­то­рых оформ­ле­ны в ви­де «точ­но­го зна­ния», как пра­ви­ло, ма­те­ма­тич.

фор­му­ла­ми, – ме­ха­ни­ка, ас­тро­но­мия и др.). Важ­ную роль в ста­нов­ле­нии ес­те­ств.-на­уч. ми­ро­воз­зре­ния сыг­ра­ла гео­цен­т­ри­че­ская сис­те­ма ми­ра. Поч­ти 15 ве­ков от­де­ля­ют её от ге­лио­цен­три­че­ской сис­те­мы ми­ра и за­ко­на дви­же­ния пла­нет. На ру­бе­же 15–16 вв.

на­чи­на­ет­ся эпо­ха пер­вых кру­го­свет­ных пу­те­ше­ст­вий и Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий; в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния бы­ла обос­но­ва­на дли­тель­ность про­цес­са раз­ви­тия жиз­ни на Зем­ле по об­на­ру­жен­ным ока­ме­не­лым ос­тан­кам вы­мер­ших ор­га­низ­мов; в 17 в. да­но оп­ре­де­ле­ние хи­мич.

эле­мен­та, опи­са­на струк­ту­ра рас­тит. клет­ки – эле­мен­тар­ной ячей­ки жи­вых ор­га­низ­мов.

Клас­си­че­ский этап раз­ви­тия Е. (нач. 18 – кон. 19 вв.) на­чи­на­ет­ся с от­кры­тия фун­дам. за­ко­нов ме­ха­ни­ки, ко­то­рые соз­да­ли ре­аль­ную ба­зу для ко­ли­чест­вен­но­го опи­са­ния яв­ле­ний и свойств объ­ек­тов при­ро­ды.

За­ко­ны клас­сич. ме­ха­ни­ки ста­ли ши­ро­ко при­ме­нять­ся во мно­гих ес­теств. нау­ках, что при­ве­ло к её аб­со­лю­ти­за­ции, в ре­зуль­та­те че­го в 17–18 вв. гос­под­ст­вую­щим фи­лос. уче­ни­ем стал ме­ха­ни­стич. де­тер­ми­низм.

В 19 в. сфор­му­ли­ро­ва­ны за­ко­ны со­хра­не­ния; за­ло­же­ны ос­но­вы хи­мич. ато­ми­сти­ки; пред­ло­же­на атом­но-мо­ле­ку­ляр­ная тео­рия строе­ния ве­ще­ст­ва; соз­да­на пе­рио­дич.

сис­те­ма хи­ми­чес­ких эле­мен­тов; мир рас­те­ний и жи­вот­ных раз­де­лён на ие­рар­хи­че­ски со­под­чи­нён­ные так­со­ны; соз­да­ют­ся гео­ло­гич. кар­ты сна­ча­ла не­боль­ших уча­ст­ков, а за­тем и круп­ных тер­ри­то­рий; уточ­ня­ют­ся гео­гра­фич. кар­ты и др.

; соз­да­на кле­точ­ная тео­рия, ко­то­рая ле­жит в ос­но­ве кле­точ­ной био­логии. За­ро­ж­да­ют­ся мик­ро­био­ло­гия, ге­не­ти­ка, срав­ни­тель­ная ана­то­мия и др. от­рас­ли на­ук о жи­вой при­ро­де. Прак­ти­ка ис­кусств. и ес­теств.

от­бо­ра, пред­став­ле­ние о раз­мно­же­нии, борь­ба за су­ще­ст­во­ва­ние лег­ли в ос­но­ву эво­лю­ци­он­но­го уче­ния.

Важ­ную роль в раз­ви­тии Е. сыг­ра­ла тео­рия элек­тро­маг­нит­но­го по­ля, объ­яс­нив­шая при­ро­ду све­та. Од­на­ко но­вые на­уч. от­кры­тия в ря­де слу­ча­ев про­ти­во­ре­чи­ли су­ще­ст­вую­щим на­уч. тео­ри­ям.

Для их объ­яс­не­ния при­шлось от­ка­зать­ся от об­ще­при­ня­то­го клас­сич.

пред­став­ле­ния – элек­тро­маг­нит­ной тео­рии и вы­дви­нуть кван­то­вую тео­рию: ато­мы мо­гут из­лу­чать энер­гию не не­пре­рыв­но, а оп­ре­де­лён­ны­ми пор­ция­ми – кван­та­ми.

Соз­да­ние кван­то­вой тео­рии и тео­рии от­но­си­тель­но­сти, от­кры­тие рент­ге­нов­ско­го из­лу­че­ния и ра­дио­ак­тив­но­сти зна­ме­ну­ют на­ча­ло со­вре­мен­но­го эта­па раз­ви­тия Е., со­от­вет­ст­вую­ще­го атом­но­му и ну­клон­но­му уров­ням по­зна­ния ма­те­рии. Хро­но­ло­ги­че­ски этот этап прак­ти­че­ски сов­па­да­ет с нач. 20 в.

В 1-й пол. 20 в. пред­ло­же­на кван­то­вая мо­дель ато­ма; от­кры­та сверх­про­во­ди­мость; рас­кры­ты ме­ха­низ­мы мн. хи­мич. ре­ак­ций; от­кры­ты цеп­ные ре­ак­ции (хи­мич. и ядер­ные); глу­бо­ко изу­че­ны мн.

про­цес­сы в жи­вом ор­га­низ­ме; сфор­му­ли­ро­ва­на хро­мо­сом­ная тео­рия на­след­ст­вен­но­сти и ус­та­нов­лен но­си­тель ге­не­тич.

ин­фор­ма­ции – мо­ле­ку­ла ДНК; ис­сле­до­ва­но строе­ние атом­но­го яд­ра; об­на­ру­же­но де­ле­ние ядер ура­на, что спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тию ядер­ной фи­зи­ки и ядер­ной энер­ге­ти­ки; из­ме­ре­но рас­стоя­ние до бли­жай­ших га­лак­тик, ус­та­нов­лен за­кон рас­ши­ре­ния Все­лен­ной; пред­ло­же­но уче­ние о био­сфе­ре и обос­но­ва­на транс­фор­ма­ция её в ноо­сфе­ру, ре­шаю­щую роль в ко­то­рой иг­ра­ет че­ло­век; соз­да­на нау­ка о по­ли­ме­рах.

Во 2-й пол. 20 в. ус­та­нов­ле­на струк­ту­ра ДНК и рас­крыт ге­не­тич. код; от­кры­то ре­лик­то­вое из­лу­че­ние; соз­да­ны кван­то­вые ге­не­ра­то­ры (ла­зе­ры и ма­зе­ры), вы­со­ко­тем­пе­ра­тур­ные сверх­про­вод­ни­ки, по­лу­про­вод­ни­ко­вые, мик­ро­элек­трон­ные при­бо­ры и др.; с по­яв­ле­ни­ем кос­мич.

ап­па­ра­тов ста­ло воз­мож­ным ис­сле­до­ва­ние объ­ек­тов Все­лен­ной в ИК-, УФ-, рент­ге­нов­ском и гам­ма-диа­па­зо­нах; ре­во­люц. из­ме­не­ния про­изош­ли в по­зна­нии строе­ния зем­ной ко­ры; на ос­но­ве дос­ти­же­ний ес­теств. на­ук по­лу­чи­ла раз­ви­тие но­вая об­ласть при­клад­ной нау­ки и тех­ни­ки – на­но­тех­но­ло­гия; в нач. 21 в.

рас­шиф­ро­ван ге­ном че­ло­ве­ка.

На совр. эта­пе раз­ви­тия Е. про­ис­хо­дит как диф­фе­рен­циа­ция, так и ин­те­гра­ция ес­теств. на­ук. Поя­ви­лись та­кие нау­ки, как био­фи­зи­ка, кос­мич. био­ло­гия, био­гео­хи­мия и др. Это сви­де­тель­ст­ву­ет о взаи­мо­свя­зи и взаи­мо­до­пол­няе­мо­сти ес­теств. на­ук.

Методологическая и познавательная роль естествознания

Естеств.-на­уч. ис­сле­до­ва­ния ба­зи­ру­ют­ся на двух вза­им­но до­пол­няю­щих под­хо­дах – эм­пи­ри­че­ском и тео­ре­ти­че­ском. Оба под­хода час­то пе­ре­пле­та­ют­ся и за­вер­ша­ют­ся оп­ре­де­ле­ни­ем от­но­си­тель­ной ес­те­ств.-на­уч. ис­ти­ны, ко­то­рая все­гда объ­ек­тив­на по со­дер­жа­нию, но субъ­ек­тив­на по фор­ме как ре­зуль­тат че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния.

Ос­но­ву ес­те­ств.-на­уч. по­зна­ния со­став­ля­ют: ко­ли­че­ст­вен­ное опи­са­ние при­чин­но-след­ст­вен­ной свя­зи со­глас­но прин­ци­пу при­чин­но­сти; экс­пе­ри­мент как кри­те­рий ес­те­ств.-на­уч. ис­ти­ны; от­но­си­тель­ность ес­те­ст­в.-­на­уч. ис­ти­ны – оп­ре­де­ле­ние гра­ниц со­от­вет­ст­вия (ин­тер­ва­ла аде­к­ват­но­сти) и их от­но­си­тель­но­сти. См. так­же Нау­ка.

Источник: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/1978848

Естественные науки

Естественные науки

В Чехии очень хорошо развита промышленность. В предприятия вкладываются немалые иностранные инвестиции – это обуславливает потребность в квалифицированных специалистах и большой выбор специальностей для обучения.

Химия

  • Химия и химическая технология
  • Химическая информатика и биоинформатика
  • Химия и технология охраны окружающей среды
  • Химия и токсикология окружающей среды
  • Биохимия и биотехнология
  • Нано- и микротехнологии в химической инженерии
  • Аналитическая химия и качественная инженерия
  • Аналитическая экспертная химия

Биология

  • Основные и специальные неорганические технологии
  • Биоматериалы
  • Биотехнология лекарств
  • Микробиология
  • Лабораторные методы и изготовление медицинских препаратов
  • Биотехнология растений
  • Синтез лекарств
  • Альтернативная энергия и окружающая среда

Сельское хозяйство

  • Технология продуктов питания
  • Фитотехника
  • Животноводство
  • Консолидация земель и защита почвы
  • Агроэкология
  • Животноводство
  • Кормовая промышленность
  • Сельскохозяйственная техника

Производство

  • Процессный инжиниринг и менеджмент
  • Экономика и менеджмент химических предприятий и предприятий продуктов питания
  • Прикладная инженерная информатика

Сохранение и реставрация

  • Технология сохранения и реставрации произведений искусства
  • Сохранение и реставрация произведений из текстильных материалов
  • Сохранение и реставрация объектов культурного наследия  

Чувствуете, как окрыляется душа при виде такого внушительного списка? Каждая указанная в нем позиция – это ваша возможность получить нужную профессию.

Ниже мы перечислим наиболее популярные университеты среди иностранцев.

Лучшие университеты для получения образования по естественным наукам

При одной мысли учёбы за границей сразу возникает образ Карлова университета в Праге (Univerzita Karlova v Praze). И неудивительно: само поступление в одно из старейших учебных заведений Европы говорит само за себя. Выпускники факультета естественных наук поступают на работу в известные государственные и частные компании.

Если вы хотите присоединиться к большой студенческой семье, состоящей из 41 000 человек, поступайте в Масариков университет в Брно (Masarykova Univerzita).

Его история насчитывает 100 лет, техническая укомплектованность соревнуется с Карловым университетом.

В целом, в двух вышеперечисленных ВУЗзах предъявляются большие требования к студентам, но не спешите бояться: это поможет вам лучше постичь азы выбранной специальности. 

Хорошее образование в сфере естественных наук предоставляет Химико-технологический университет (Vysoká škola chemicko-technologická v Praze (VŠCHT)).

Он был образован в 1952 году и является магнитом не только для одарённых студентов, но и для известных химиков, среди которых – лауреаты Нобелевской премии.

Университет финансируют известные чешские нефтеперерабатывающие и фармацевтические компании. Кроме того, университет сотрудничает с 40 крупными университетами по всему миру. 

Прочные знания в сфере сельского хозяйства даёт Университет сельского хозяйства в Брно (Mendelova univerzita v Brně). Он также имеет давнюю историю (был основан в 1919 году). Поступив в него, вы сможете получать передовой опыт и пользоваться современными технологиями при обучении. Университет оснащён 70 специализированными лабораториями, что значительно улучшает качество образования. 

Отличные знания согласно отзывам предоставляет Южночешский университет в Будеевице (Jihočeská univerzita v Českých Budějovicích). ВУЗ является одним из лидеров по трудоустройству, а также гордится участием в международных научных проектах. Например, у университета есть собственная полярная станция на Шпицбергене, которая изучает проблемы глобального потепления. 

Свою путёвку в мир естественных наук можно получить в Чешском аграрном (агротехническом) университете в Праге. Более чем за 100 лет работы он зарекомендовал себя отличной научной и исследовательской базой. Здесь вы сможете получить образование по 34 обучающим программам бакалавриата, 49 программам магистратуры и 19 программам докторантуры.

Вступительные экзамены: к чему готовиться

Перед поступлением в любой из чешских университетов необходимо зайти на сайт учебного заведения и узнать, какие экзамены вам предстоит сдать. Дело в том, что каждый вуз устанавливает вступительные испытания на своё усмотрение. Но точно будьте готовы к химии, физике и биологии.

Например, Химико-технологический университет проводит зачисление без вступительных экзаменов на основании рейтинга отметок, которые абитуриент получил за последние 4 года в школе. Иностранцам также необходимо сдать вступительный экзамен по чешскому языку.

В это же время Карлов или Масариков университеты потребуют от вас не только сдачи экзаменов по чешскому языку, но и теста на общие предпосылки к обучению. Он позволит установить, насколько вы готовы к получению высшего образования и выполнению студенческой программы.

Перспективы

Поступление на специальности естественных наук даёт универсальные возможности.

С одной стороны, вы можете продолжить обучение в магистратуре или докторантуре и полностью посвятить себя научной деятельности на государственном или частном предприятии в Чехии.

С другой стороны, у вас есть шанс стать сотрудником частной фирмы, имеющей большие иностранные дотации и строить карьеру в этом направлении. 

Настраивайтесь на то, что обучение в Чехии – это увлекательное путешествие не только за знаниями, но и в другую культуру, где уникальным образом переплелись устоявшееся традиции и современность.  А мы обеспечим Вам достойную языковую подготовку!

Источник: https://prag-study.com/ru/direction/estestvennye-nauki

Естественные науки — классификация и перечень дисциплин, предмет и объект изучения

Естественные науки

Наукой называется совокупность систематических действий, направленных на получение и организацию знаний о различных типах явлений, их объяснение.

Основная задача естествознания — сформулировать законы, способные предсказать происходящее в окружающем мире. Отсюда вытекает стремление учёных исключить неопределённости, упрощая изучаемые явления.

Основные признаки, которыми характеризуются естественные науки, можно представить следующим списком:

  • Детерминированность. Сосредоточение на причинно-следственных объяснениях.
  • Широкое использование экспериментов и математических моделей.
  • Преобладание количественных методов.
  • Объективность. Убеждения исследователей имеют слабое или не оказывают вообще никакого влияния на процесс или выводы.
  • Воспроизводимость и надёжность результатов.
  • Возможность экспериментальной проверки или опровержения.
  • Стремление к обнаружению более общих принципов устройства мира.

Развитие естественных наук тесно связано с технологическим прогрессом. Отсутствие тех или иных технических возможностей может быть непреодолимым препятствием для анализа природных явлений.

Например, без инструментов наблюдения, таких как телескоп и микроскоп, учёные не смогли бы провести важнейшие исследования в области астрономии и микробиологии.

Важно понимать, что знания об окружающем мире несовершенны и даже бывают довольно далеки от истины. Теории, на которых базируются естественные науки, представляют собой лишь объяснение какого-либо явления. В зависимости от того, в какой степени они согласуются с реальностью, определяется их качество.

Прогресс естествознания происходит благодаря улучшению наблюдений с помощью более точных инструментов и обогащению информационной базы для логических рассуждений.

История естествознания

Можно считать, что естествознание зародилось в дописьменных человеческих сообществах. Ещё в те времена люди, наблюдая за природой, создавали знания о поведении животных, полезности растений в качестве продуктов питания и лекарств. Эта информация передавалась из поколения в поколение.

Доаристотелева эпоха

Подобные примитивные познания уступили более систематизированным исследованиям и выводам приблизительно в месопотамских и древнеегипетских культурах. Там появляются первые письменные свидетельства о естественной философии.

Традиция научного исследования характерна также для Древнего Китая, где даосские алхимики и философы экспериментировали с эликсирами для продления жизни.

Богатое наследие оставили народы древней индийской культуры. Некоторые понимания ими природы отражены в Ведах. Этот набор священных текстов описывает концепцию постоянно расширяющейся и трансформирующейся Вселенной.

Древнегреческие мыслители приблизили естественную философию к дисциплине о причинно-следственных связях в природе с элементами мифологии между 600 и 400 г. до н. э.

Некоторые открытия и гипотезы учёных античного мира поражают своей современностью:

  • VI век до н. э. — философ Фалес из Милета объясняет землетрясение не божественной деятельностью, а как событие физического мира.
  • V век до н. э. — Левкипп высказал идею о том, что мир состоит из неделимых частиц.
  • IV век до н. э. — Аристотелем пишется большой труд «История животных», не потерявший влияние на научную мысль даже в XVI веке. Ему принадлежат также труды по физике и метеорологии.

Аристотель по праву считается отцом науки благодаря тому, что первый осознал важность эмпирического знания. Он применял свои методы практически ко всему, от поэзии и политики до астрономии. Школу познания античного философа можно суммировать следующими принципами:

  • Изучение чужого опыта.
  • Поиски общего согласия по вопросу.
  • Систематическое исследование фактов, даже тех, которые частично относятся к предмету.

От философии к естествознанию

Труды Аристотеля и другая греческая натурфилософия достигли Европы приблизительно в середине XII века. Эти работы стали изучаться в новых университетах, несмотря на запреты церкви. В позднем Средневековье публикуются первые классификации наук на основе греческой и арабской философии, среди которых появилось в названиях естествознание.

Изобретение печатного станка в XV веке, микроскопа и телескопа коренным образом повлияло на эволюцию научных знаний об окружающем мире. Аристотелева философия отошла на второй план, уступив новым методам исследования.

Природу учёные стали рассматривать как механизм, который для понимания следует разобрать на части.

Одним из главных достижений научной революции XVII века стало повсеместное использование научного метода для изучения природы, что и сформировало базу естественных наук в том виде, в котором они существует в настоящее время.

Научный метод

Современные естественнонаучные дисциплины часто называют точными из-за интенсивного использования ими объективных количественных данных и опору на математику.

В отличие от них, общественные науки, такие как психология, социология и антропология, в большей степени полагаются на нечисловые оценки и, как правило, оперируют менее определёнными выводами. Формальные дисциплины, к которым относят математику и статистику, в более значительной степени оперируют количественными категориями, но, как правило, не включают в себя изучение природных явлений.

Основой всех естественных наук является научный метод — важнейший компонент современного естествознания, служащий фундаментом для анализа и объективной интерпретации исследований.

Применение его предполагает цикл из формирования обоснованного предположения относительно эксперимента, изучения одной или группы переменных в качестве результата.

Если предположение не соответствует выводам из опытов, оно исключается в пользу следующего.

Некоторые ключевые моменты, характерные для научного метода:

  • Предположение должно быть проверяемым.
  • Исследования включают в себя дедуктивные и индуктивные рассуждения.
  • Эксперименты содержат зависимые от условий переменные.
  • Опыты должны быть воспроизводимы с получением аналогичных, если не идентичных результатов.

Любую отрасль естествознания, которая сформирована без научного метода, нельзя назвать наукой. Например, теологические идеи невозможно проверить независимыми наблюдателями с использованием воспроизводимых опытов.

Законы и теории

Бытует мнение, что если учёные находят доказательства, поддерживающие гипотезу, последняя становится теорией, а в случае, когда теория верна, на её основании пишется закон. Это не совсем так.

На самом деле факты, гипотезы, теории и законы — лишь отдельные инструменты научного метода. Они могут развиваться, но это не означает, что они обязательно переходят в новое качество.

Упрощённо разница между терминами выглядит так:

  • Закон — это описание наблюдаемого явления. Он не объясняет, почему явление существует или что его вызывает.
  • Гипотезой называют ограниченное, предположительное объяснение феномена.
  • Теория представляет собой логическую, систематическую внятную трактовку явления и его причин.

Кроме того, если какая-то закономерность становится законом, это не означает, что ситуация не изменится из-за будущих исследований. Использование определения закона у неспециалистов и учёных заметно отличается.

Научные законы не абсолютны, они могут иметь исключения, способны быть опровергнуты или получить развитие с течением времени.

Факты и законы работают на эмпирической, наблюдательной основе. Теории оперируют закономерностями на концептуальном уровне и зиждятся на логике, а не на наблюдениях. По аналогии с плохими и хорошими формальными объяснениями, теории также различаются по качеству. Наиболее важные критерии их оценки сводятся к следующему перечню:

  • Логическая непротиворечивость. Теоретические построения, граничные условия и допущения согласуются друг с другом.
  • Прогностическая сила. Насколько хорошо она предсказывает реальность.
  • Опровергаемость. Гарантия эмпирической проверяемости.
  • Экономичность. Объяснение сложного явления не должно быть за счёт неоправданного добавления новых конструкций.

С учётом того факта, что теории и наблюдения являются двумя столпами естествознания, научные исследования, соответственно, ведутся на двух уровнях: теоретическом и эмпирическом.

Первый касается разработки абстрактных понятий о явлении и соотношениях между этими понятиями. Эмпирический уровень предполагает проверку концепций на достоверность действительным наблюдениям.

Благодаря такому подходу теории совершенствуются в своём соответствии реальности.

Отрасли и дисциплины

Естествознание можно разделить на две большие группы: физические дисциплины и изучающие живые объекты. Их также можно классифицировать в зависимости от назначения. Так называемые чистые науки объясняют самые основные объекты и законы, их регулирующие.

Прикладные применяют фундаментальные теоретические знания для узких практических целей. Например, медицина ставит своей задачей излечение человеческих недугов на основе биологии.

Список естественных наук, которые считают основными, выглядит так:

  • Физика. Фокусируется на свойствах и взаимодействии материи, энергии, пространства и времени. В общем рассматривается как фундаментальная система знаний, тесно связанная с математикой и логикой. Формулирование теорий о законах, управляющих Вселенной, характерно для этого комплекса естественных знаний с древних времён.
  • Химия. В её интересы входит состав, структура и свойства веществ и изменение их результате реакций. Экспериментальная дисциплина, тесно связанная с остальной частью естествознания. Возникла из алхимии — сочетания эзотерики и физических экспериментов. Систематизация произошла после создания периодической таблицы и внедрения атомной теории вместе с разработкой исследователями фундаментального понимания форм материи.
  • Биология. занимается изучением живых существ, их происхождения, эволюции и особенностей. Имеет дело с характеристиками и классификацией организмов, взаимодействием видов друг с другом и окружающей средой. Такие разделы, как ботаника, зоология и медицина, появились с первыми цивилизациями. Микробиология берёт начало с XVII века вместе с открытием микроскопа. Ключевые события в развитии науки связаны также с появлением теорий эволюции, применением методов, характерных для физики и химии на клеточном и молекулярном уровне. Делится на разделы в зависимости от масштаба изучения: жизни от молекулярной до экологии.
  • География. Наука, описывающая происхождение, развитие и нынешнее состояние Земли. Объединяет комплекс методов познания о планете от картографии до метеопрогнозов. Включает в себя такие важные разделы, как океанография, геология, почвоведение, палеонтология. Хотя минералы и руды были предметами интереса на протяжении всей человеческой цивилизации, научное развитие знание о строении Земли приобрело лишь в XVIII веке.
  • Астрономия. Учение о небесных телах, их движении и явлениях, с ними связанных. Одна из самых древних дисциплин. Использует в качестве инструмента понимания процессов в небе физику и математические методы. Граничит с философскими вопросами о происхождении и будущем Вселенной. Ключевой фактор развития — появление и совершенствование телескопов.

Многие достижения, определяющие современную цивилизацию, есть результат знаний и технологий, порождённых исследованиями в области естественных наук.

Прогресс естествознания позволил человечеству победить неизлечимые в прошлом болезни, извлечь из недр Земли необходимые ресурсы, обеспечить население продуктами питания и совершить научно-техническую революцию.

Источник: https://nauka.club/estestvoznanie/estestvennie-nauki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.