Экономическая и правовая основа социального государства

Правовые основы социального государства

Экономическая и правовая основа социального государства

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская Таможенная Академия»

Российской таможенной академии

 

Кафедра теории и истории государства и права

Реферат

по дисциплине «Основы социального государства»

на тему: «Правовые основы социального государства» 

                                                                                           Выполнил: студент 1-го курса                                                                                

                                                                                            очно-заочной формы обучения  
                                                                                       экономического факультета 
                                                                группа 1321В 
                                                               А.А.Ветлужских

                                                                                                   доцент кафедры,к.ю.н.

                                                            Подпись:   

Санкт-Петербург

2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 3

  1. Правовые основы становления социального государства в России……………..5

           1.1Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы……………..5

    1.2Становление и историческое развитие социального государства…………….8
    1.3Принципы социального государства в Российской Федерации………………12
    2.Основные взаимодействия институтов гражданского общества и социального государства…………………………………………………………………………………..14
             2.1. Гражданское общество и социальное государство……………………………14
         2.2Закрепление и реализация социально-экономических прав и свобод как воплощение социального государства России…………………………………………..…17

Заключение  .22

Список использованных источников  .24                          

Введение

Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, осуществлявшееся в течение многих лет под флагом «политики реформ», в которой при сохранении пережитков советской социальной политики все же социальная составляющая формировалась по остаточному принципу, привело к тому, что в развитии самых разнообразных общественных сфер остро проявляются кризисные моменты. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей перед Россией, чем определение верной траектории социального и общественного развития, способной ликвидировать кризисные явления.

Для решения вышеуказанной задачи ключевое место могла бы занять концепция «социального государства», опробованная и практикуемая с явным успехом в странах Западной Европы. Социальное государство в современной России находится на всех уровнях на раннем этапе формирования: концептуальном, нормативном, практическом.

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.

В начале 90-х гг. ХХ в. в России проблематика социального государства начала постепенно входить в научный оборот. Теоретическая разработка проблем социального государства в отечественной науке в настоящее время только начинается. Поэтому еще нечетко зафиксированы предметные границы исследований.

Политические аспекты феномена социального государства еще недостаточно изучены. Среди активно исследующих данную проблему авторов следует назвать: М.П. Бочарова, В.Д. Дзодзиева, В.Д. Роика, В.А. Торлопова, В.П. Милецкого, С.В. Калашникова, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, А.Ф. Храмцова и др.

Ключевое место в теории социального государства занимают социальные проблемы. Вопросам специфики и содержания социальных отношений социальной политики важное место уделяется в трудах таких ученых, как: В.С. Афанасьев, Л.В. Афанасьева, Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков, Р.Г. Гостев, С.Ф. Никитин, Ю. Волков, А.В. Гурлеев и др.

Разработка широкого круга проблем, связанных с исследованием теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в современной России приобретают несомненную научную актуальность.

По мнению Н.С.

Ветровой, «современная социальная политика – обширная и разветвленная область государственной деятельности, включающая формирование и регулирование систем социального страхования и вспомоществования; программы в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства, помощи городам и регионам, пораженным депрессией; регулирование отношений между трудом и капиталом, а также политику в области гражданских прав».

В широком понимании социальная политика рассматривается как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условиях жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.

Цель курсовой работы – проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

· раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;

· описать трудовое право как функцию социального государства;

· исследовать проблемы совершенствования законодательства о социальном партнерстве.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития.

Предмет исследования – трудовые отношения как направление социальной политики Российской Федерации.

Правовой основой являются: научная и учебная литература, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.                 

Правовые основы становления социального государства в России.

Социальное государство: понятие, сущность, правовые основы.

Разработка широкого круга проблем, связанных с исследованием теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в современной России приобретают несомненную научную актуальность.

Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество».

Основной целью социального государства является обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части.

Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.

Современное социальное государство – это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.

Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.

С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны, наступления либеральных идей, а с другой, повышения социальной роли государства и выдвигаемых обществом требований повышения эффективности социальной политики. Формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

В отличие от государства всеобщего благоденствия современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий через социально-ориентированное рыночное хозяйство.

Начавшийся в середине 90-х этап развития социального государства можно обозначить как этап либерального социального государства.

Таким образом, анализ представлений о социальном государстве позволяет представить следующую периодизацию его развития: первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) — социалистический; второй этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) — правового социального государства; третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.

) — государство социальных услуг; четвертый этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) — государство всеобщего благоденствия; пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) — деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия; шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в.

по настоящее время) — либеральное социальное государство.

Определения социального государства, формировавшиеся в течение более ста лет, при всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных признаков. Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства всем членам общества.

Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование социальных процессов.

Правовая функция социального государства не только сводится к регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении граждан социальными правами, а государства — социальной ответственностью.

В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.

Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

Пятая константа связана с признанием ответственности социального государства за уровень благосостояния своих граждан .

В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях, в динамике развития и обобщить его рядовые свойства.

Источник: https://www.stud24.ru/sociology/pravovye-osnovy-socialnogo-gosudarstva/137669-403788-page1.html

Основы социального государства

Экономическая и правовая основа социального государства

Определение 1

Социальное государство – это такой тип устройства государства, в котором каждый гражданин имеет гарантированный достойный уровень жизни и обширный спектр социальных гарантий: занятость, жилье, медицинскую помощь, образование, пенсию и пр.

Процесс становления социального государства носит не только экономический и политический характер, но и нравственный, предполагающий человеческое участие. К признакам социального государства относят:

  • демократическую организацию власти;
  • высокий уровень нравственности граждан и в первую очередь – высокопоставленных лиц государства;
  • значительный экономический потенциал, дающий возможность осуществить перераспределение доходов, при этом, не ущемляя положение собственников;
  • социально-ориентированную направленность экономики, проявляющуюся существованием разных форм собственности с существенной долей государственной собственности в нужных отраслях хозяйства;
  • правовое государственное развитие, наличие в нем черт правового государства;
  • гражданское общество, в руках которого государство является инструментом проведения социально направленной политики;
  • ярко выраженную социальную направленность государственной политики, проявляющейся разработкой разных социальных программ и приоритетность их реализации;
  • наличие у государства желания установить всеобщее благо, утвердить в обществе социальную справедливость, обеспечить каждому гражданину достойные условия жизни; социальные гарантии; равные изначальные возможности личностной самореализации;
  • развитое социальное законодательство в рамках социальной защиты граждан страны;
  • закрепленную формулу «социальное государство» в конституции страны.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Функции социального государства

При выделении функций социального государства необходимо помнить о следующих факторах:

  • социальному государству присущи все традиционные функции, в соответствии с природой государства как такового;
  • содержание всех функций социального государства зависит от его общего социального назначения, то есть традиционные функции рассматриваются сквозь цели и задачи социального государства, и тогда можно говорить о наличии у него общей социальной функции или общего социального назначения;
  • общая социальная функция предполагает выделение специфического направления деятельности социального государства, то есть его специфических функций.

Специфическими функциями социального государства являются:

  • оказание помощи социально незащищенным слоям населения;
  • охрана труда и здоровья людей;
  • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
  • сглаживание социальных неравенств через перераспределение доходов между различными социальными слоями посредством налогообложения, государственного бюджета, специальных социальных программ;
  • поощрение благотворительности, например, через предоставление налоговых льгот предпринимательским структурам, которые осуществляют благотворительную деятельность;
  • финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  • борьба с безработицей, обеспечение населения работой, выплата пособий по безработице;
  • поиск баланса между свободной рыночной экономикой и степенью влияния государства на ее развитие с целью обеспечить достойную жизнь каждого гражданина;
  • участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
  • меры по сохранению в обществе мира.

Типы социального государства

Выделяют несколько типов социального государства. Охарактеризуем основные из них..

Первичное социальное государство было связано с формированием государственной функции социального обеспечения, социальных гарантий, государственного здравоохранения и образования на основании распространенности данных функций на всех, их правового базиса, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Данный тип соотносится с социалистическим и правовым периодами становления социального государства. Это первая форма социального государства, в котором правовые основы, социальным бюджетом и специализированными социальными структурами порождаются специфические функции, не характерные для других государств.

Государство социальных услуг возникло в результате перехода государства к активной социальной политике, которая выражается появлением функции предоставления социальных услуг и обеспечения занятости.

Такой вид государства характеризуется уже не просто удовлетворением индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочем, но и в активной социальной политике создания комфортной среды для жизни, удовлетворения социальных потребностей, которые не регулируются рынком.

Государство превращается в субъект удовлетворения социальных потребностей людей, государство, служащее обществу и каждой отдельной личности.

Сегодня государствами социальных услуг являются многие страны Европы и Америки, а также несколько стран Азии и Африки.

Они характеризуются комплексом функций первичного социального государства, предоставлением социальных услуг, усилиями по обеспечению полной занятости и активной, то есть предупреждающей социальная политика.

Государство всеобщего благоденствия несет полную ответственность за благосостояние всех граждан, стремится достичь равенства в высоком уровне жизни, обуславливающее появление у государства функции государственного регулирования и необходимой степени пополнения из бюджета страховых фондов, оказание мер социальной помощи при наступлении страховых случаев, обеспечение защиты от не страховых рисков, тотального перераспределения доходов, развитие социально-ориентированной экономики.

Четвертая разновидность социального государства включает все признаки этого государства и может называться собственно социальным государством. Только в таком государстве социальные цели совпадают с механизмами их достижения, развиваются базовые принципы построения социального государства, внутри которого протекает реализация его основных функций.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/osnovy_socialnogo_gosudarstva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.