Духовный нравственный человек

Содержание

Духовность человека: как это понимать? Значение слова духовность

Духовный нравственный человек

Духовность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде».

Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы может прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах.

Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше.

Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены.

Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно.

Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять.

Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность.

Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо.

Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего.

Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу.

Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами.

У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы.

И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки.

Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание».

Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром.

Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел.

На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии.

Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам.

Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда.

Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам.

Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели.

И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих.

Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов.

А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело.

И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание.

Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я».

Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни.

И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами.

Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка.

Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей.

Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам».

Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение.

Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно».

Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла.

И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/dukhovnost-odin-iz-vzglyadov-na-realnost/

Что такое духовность человека: путь к счастью

Духовный нравственный человек

Что такое духовность человека? Если ты задаешь этот вопрос, то чувствуешь, что мир — это нечто большее, чем хаотичный набор атомов.

Ты наверняка ощущаешь себя шире, чем навязываемая тебе функция винтика в цикле «работать — покупать — потреблять — спать». Ты ищешь свой собственный ответ.

Ищешь его сердцем, не воспринимая в качестве единственной истины навязываемую тебе догму «духовность = религия».

Может быть, тебе поможет эта статья. И пускай твоим девизом в собственном поиске станут слова Будды: «Не верь тому, что существует давно и распространено во многих странах. Не верь тому, что делают другие, повторяя раз за разом. Не верь тому, что сказал мудрец.

Не верь тому, что написано в священном писании. Не верь тому, что кажется возможным. Не верь своим фантазиям и мечтам, ниспосланным вам с небес. Не верь ничему, что сказал учитель или монах.

Верь лишь тому, что познал на собственном опыте путем долгих выяснений, тому, что оказалось правильным для тебя, тому, что совпадает с твоим ощущением добра».

Я искренне убежден, что тяга к Высшему – это основная внутренняя потребность человека. И от того, насколько ты ей следуешь, зависит твое истинное счастье!

Что такое духовность человека? Духовность – это Любовь!

По существу, вся необъятная глубина духовности заключена в трех простых  предложениях:

Любовь разлита по всему миру и является его основой.

Любовь живет и внутри тебя.

Любовь – твоя основа, твоя суть и твое высшее предназначение.

Само слово «духовность» означает «наполненность Духом».  Дух – это Высшее начало в человеке. Поэтому духовность есть наполненность Высшим началом.

Духовность — это чувство присутствия Высшего начала внутри себя и в окружающем мире, чувство единства с миром через Высшее и стремление максимально раскрыть в себе Высшее.

Говоря коротко, духовность – это Любовь.

Что это означает? Прежде всего, духовность чувствует Свет как основу этого мира.

Духовность – это видение Высшего в каждой крупице мироздания, в каждом человеке… Видеть в людях Высшее, видеть Свет за внешними проявлениями, за бытовой мелочностью и повседневными дрязгами, а иногда даже за чудовищными преступлениями, – это невообразимо мощная сила. Это колоссальная энергия собственной трансформации и изменения мира.

При этом, видеть Высшее в людях и мире – отнюдь не означает согласиться с тем, что проявление подлости, несправедливости и насилия – это естественно.

Видеть Высшее – это знать и чувствовать, что насилие, подлость, несправедливость и многое другое, что присутствует в нашем мире, есть проявление тьмы. А тьма – всего лишь временное отсутствие света. На пути Света твоей души встает твое собственное эго. Эго отбрасывает тень, в которой и таятся твои темные стороны. Эго – это твой личный, персональный дракон.

Любить – это видеть внутренний свет души человека и сострадать той темноте, в которую его погружает собственное эго.

Ведь еще одна грань духовности – это чувство неразрывной связи с миром. Даже больше – объединения с ним. Ты чувствуешь, что у мира и у тебя одна основа. Возникает и крепнет чувство Единства. В состоянии подлинного Единства ты не отделяешь себя от мира и людей. Нет другого. Мы все – Одно. Это – суть состояния Единства.

Поэтому, чем ближе человек к Единству – тем сильнее в нем  проявлено сострадание. Мне больше нравится слово со-чувствие. Физически ты находишься в собственном теле, но внутренне един с миром, един с другим человеком. Его радость и боль ты чувствуешь, как собственную.

В этом состоянии невозможно сознательное причинение вреда кому-то. Возможно лишь искреннее стремление к благу для себя и мира. Благо мира и другого человека воспринимается, как свое.

Это и есть подлинная Любовь – видение Высшего во всем, со-чувствие и искреннее стремление к благу.

Для увеличения схемы нажмите на нее.

Кстати, это совершенно не означает, что «любить» – означает «забыть о себе». «Возлюби ближнего, как самого себя» — вот максима духовности. И подлинная Любовь всегда начинается с любви к себе…

«А что бы сделала Любовь?» Главный вопрос духовности

Итак, духовность – это Любовь.  Однако, Любовь – это не какая-то абстракция. «Любить» означает прежде всего выразить себя в нашем мире.

Суть духовного пути — в раскрытии себя как Любви через собственные конкретные мысли, слова и действия.

О том, как найти себя, осознанно двигаясь по духовному пути, читай здесь.

Духовный путь есть постоянный поиск ответов на два главных вопроса: «Кто Я?» и «Как Я могу проявить себя в мире?».

Высшим ответом на первый вопрос является – «Я есть Любовь». А чтобы выразить себя как Любовь в мире, нужно по-другому задать второй вопрос. Он будет звучать очень просто: «А что бы сейчас сделала Любовь?». Этот вопрос и будет ответом.

Для увеличения схемы нажмите на нее.

Задавай его всегда! Когда ты победил на соревнованиях, и когда тебя выгнали с работы. Когда ты влюбился, и когда тебя предал друг. Когда ты продаешь машину, и когда твой ребенок получил «двойку».

Задавай его в любой жизненной ситуации, и стремись следовать ответу, который ты себе дал.

  И тогда ты сможешь почувствовать и выразить свою истинную суть… А это – единственная подлинная цель твоего существования! И чем более полно и искренне ты будешь себя выражать – тем больше счастья будет в твоей жизни!

Духовность подлинная и ложная

Важно научиться отличать подлинную духовность от ложной, от псевдодуховности. Ведь духовность – это не принадлежность к какой-либо религии. Это – не слепое исполнение  ритуалов или заучивание наизусть плохо понимаемых священных текстов. Тебя не сделают «более духовным» ни священный сан, ни тысяча часов, проведенных в медитации.

Основное  искажение подлинной духовности – это подмена внутреннего внешним. Именно так и возникает ложная духовность. Ложная духовность делает упор на внешнее: различные атрибуты, ритуалы, тексты – а не на внутреннюю работу. Псевдодуховность означает слепое следование каким-либо догматам без соотношения их со своей внутренней сутью.

Ложная духовность – это подмена Любви догмой. Очень яркий и глубокий пример отличия истинной духовности от псевдодуховности – это описанная в Евангелии история Христа и женщины, уличенной в супружеской измене. Традиции, ритуал и закон требуют наказать ее.

Не просто наказать, а убить, закидать камнями! И вот уже толпа готова сделать это! Все полны праведного гнева и осуждения! И конечно, думают, что они совершают угодное Богу, то есть духовное, дело… Но Иисус произносит тихие и полные настоящей Любви слова: «Кто сам без греха – пусть первый бросит в нее камень».

И пристыженная толпа расходится. Так легко осуждать других, и так непросто заглянуть в себя…

Парадокс в том, что подлинную глубокую духовность сложно найти в современных организованных религиях. Слишком закостенели они в ритуалах. Слишком многое основано не на Любви, а на «страхе Божьем». Слишком сильно религии настаивают на единственной правильности своего пути и этим разделяют мир. Слишком давно разнообразные церкви являются политическим инструментом власти.

Религия ищет ответы в предписанных правилах. Духовность ищет ответы в сердце. Потому что духовность человека – это раскрытие себя как Любви, и Любви в себе.

Жизнь как постоянный духовный путь

Как приходят к духовности? У каждого человека – свой Путь…

Конечно, по большому счету, вся жизнь, каждое ее мгновение  – это духовный путь. Жизнь, со всеми ее радостями, печалями и прожитым опытом  — это постоянная возможность для раскрытия в себе Любви. В этом ее единственная цель и смысл. А все происходящие на жизненном пути события лишь подталкивают тебя к реализации этой возможности.

Просто зачастую движение по духовному пути происходит неосознанно. Я расскажу о собственном опыте. Возможно, это поможет кому-то, подобно мне, начать осознавать Себя…

Итак, человек духовно развивается или деградирует, даже если он не знает об этом. Именно это и происходило со мной. Вообще-то, большую часть своей жизни я был закоренелым материалистом. В Бога не верил, считая его существование недоказанным. Однако, всю свою жизнь я искренне верил в людей.

Будучи воспитан советской системой, я был уверен, что «Человек – это звучит гордо!», и всегда искал лучшее в людях. А ответственным за свою жизнь считал, прежде всего, себя.

Уже потом я понял, что всю свою жизнь я неосознанно использовал Благодарность, Ответственность и Свободу  — Большие духовные ключи…

Как Большие духовные ключи помогают выходить из трудных ситуаций – читай здесь.

Мой неосознанный духовный путь превратился в осознанный благодаря Наташе, моей жене. Именно она своей страстной убежденностью, своим внутренним огнем буквально вдохнула в меня чувство одухотворенности мира…

Я осознал то, что всегда интуитивно чувствовал, но не мог выразить: существует некий «стержень» внутри меня, который является источником света, любви и радости. Этот источник разлит по всему миру, и является его главной основой.  Значит, — и моей тоже.

Мир одухотворен и един, и я – неотъемлемая часть этого одухотворенного единства. И хотя я являюсь  лишь крохотной частичкой невообразимо огромного Мироздания, в то же время я вмещаю его полностью, без остатка. «Я во всем – и все во мне».

Можно назвать это как угодно – верой в Бога, чувством высшей Истины, гармонии Вселенной… Это ощущение невероятной красоты, гармонии и осмысленности Мироздания и слитой с ним собственной внутренней гармонии. Его могут испытывать верующие и атеисты, богатые и бедные, русские и американцы. Любые различия не важны.

У кого-то такое чувство рождается под влиянием красоты природы или творений человека. Кто-то начинает ощущать его из-за пережитых страданий или экстремальных состояний. Некоторые — в результате чтения книг или медитаций. У каждого – свой Путь.

Если ты готов к осознанному проявлению себя как Любви – то одухотворенность мира обязательно откроется тебе!

В заключение – еще одна история. Однажды Микеланджело задали вопрос – как ему удалось создать столь прекрасную статую из куска мрамора? На это скульптор ответил – «Она всегда там была! Я просто отсек все лишнее».

Это – краткое и емкое описание твоей сути. Ты был, есть и будешь Любовью! Нужно просто отсечь все лишнее… Знай, что в глубине глыбы мрамора скрыта прекрасная статуя… и твое подлинное счастье!

Для увеличения схемы нажмите на нее.

Вот что такое духовность человека в моем понимании.

Источник: https://novmir.info/chto-takoe-duhovnost/

Духовный человек и его качества

Духовный нравственный человек

В современном мире стало модным стремиться к духовности. Популярных поэтов, политиков, ученых, артистов, деятелей культуры приравнивают к духовно богатым личностям. Но и они могут быть безнравственными людьми, далекими от понятия духовности.

Кого можно назвать духовным

Духовный человек обладает высокими моральными качествами. Он добр, беспристрастен, честен. Его действия всегда согласуются со словами. Он говорит только то, во что на самом деле верит.

Часто те, кто проповедует равенство, считают себя выше остальных. Они призывают вести простую жизнь, но сами живут в роскошных домах,  носят дорогие одежды и украшения. Человек духовный не скажет того, что не совпадает с его действиями.

Он демонстрирует свои принципы на практике, следуя сказанному.

Между ученым и духовной личностью есть разница. Любой человек с хорошо развитой памятью может запомнить слова Священного Писания и доказать что-то с помощью логики. Ученый аргументирует свои тезисы, ссылаясь на другие исследования. Но нравственные люди — это самореализованные личности, знание к которым пришло изнутри. Они сами становятся знанием, поскольку соединяются с Богом.

Быть духовным: что это означает

Для того чтобы стать высоконравственным, недостаточно просто соблюдать этические и моральные законы и подражать кому-то. Развивать духовный мир, стремиться к высшей истине — вот что значит быть духовным. Духовные качества человека помогают ему саморазвиваться.

Духовность дополняет материализм так же, как дух дополняет тело. Тот, кто сосредоточен только на теле, не в состоянии думать о духе. Нравственно развитые люди безразличны к физическому облику, и своему, и окружающих.

Они не идентифицируют людей по внешнему виду, отождествляя их со своей душой. Немного шансов стать духовным у того, кто слишком большое значение придает дизайнерской одежде, физической привлекательности.

Неудивительно, что многие высокоморальные люди носят бороду, чтобы скрыть физическую привлекательность.

Любовь — самая важная характеристика таких людей. Они не испытывают ненависти ни к кому, включая преступников и террористов, хотя для большинства это странно и невозможно. Они не различают собеседников:

  • по религии;
  • касте;
  • экономическому статусу;
  • положению в обществе.

Быть духовной личностью — означает видеть во всех Бога и рассматривать каждое существо как расширение своего собственного «Я». Такой человек никогда не возгордится. Пример смирения был продемонстрирован самим Иисусом, когда он омыл ноги своего ученика.

Кто такой культурный человек

Сразу культурным никто не рождается. Культура прививается через образование и воспитание. Ее объективные и символические формы не внедряются сами по себе. Они предлагаются нам как предмет изучения, и учимся мы всю жизнь.

Первые культурные понятия мы узнаем еще в юном возрасте. Родственники учат ребенка  элементарным понятиям добра и зла. Своим примером они демонстрируют модель поведения, которую малыш перенимает.

По мере взросления человек приобретает новые культурные ценности: образование, искусство; учится соблюдать моральные и этические нормы.  Назвать кого-то бескультурным нельзя. Уровень культуры складывается из многих черт. Для того чтобы делать о нем выводы, нужно узнать человека поближе, оценить его поступки.

Признаки культурной личности:

  • вежливость;
  • образованность;
  • толерантность;
  • сдержанность;
  • ответственность;
  • уважение к себе, окружающим, труду, природе;
  • грамотная речь;
  • чистоплотность и опрятный внешний вид;
  • уверенность в себе;
  • саморазвитие;
  • преданность родине.

Культурно развитые люди не будут хамить, грубить, оскорблять других, даже если не правы. Для того чтобы развить в себе такие качества, потребуется долгая работа над своим образованием. В этом помогут книги, труды великих философов, художественная и научная литература.

Какие факторы делают человека человеком

Человечность и модели поведения не передаются нам генетически. Дети, выросшие среди животных, так и не стали людьми с психологической точки зрения. Человека формирует окружение, в котором он живет.

От животных люди отличаются:

  • абстрактным мышлением;
  • развитым духовным миром;
  • сдержанностью.

Эти факторы формируются постепенно, с годами. Сострадание, милосердие, понимание и доброта делают человека человеком.

Современное общество гонится за материальными благами, что сопровождается агрессией и алчностью. Забыв о духовной нравственности, люди становятся сродни хищникам, ищущим себе добычу.

Душа — один из факторов, влияющих на человеческое поведение. Это материя, которую нельзя увидеть и ощутить физически.

Изучение личности,  ее действий и чувств всегда интересовало общество. На протяжении всей истории душа рассматривалась как отдельный предмет — нечто отделяемое от тела и одновременно связанное с ним.

Существуют многочисленные интерпретации понятия «душа», различные точки зрения на этот счет. Ясно одно: душа — нечто непостижимое для науки и человеческого сознания.

О ее сущности и цели можно только догадываться.

Что означает быть порядочным

Порядочность подразумевает совершение добрых дел, способность следовать божественным заповедям. Порядочные люди в любой, даже невыгодной, ситуации поступают честно и справедливо. Они помогают окружающим, но не ждут благодарности в ответ.

Признаки порядочных людей:

  1. Вежливость с окружающими. Они проявляют уважение ко всем, вне зависимости от возраста, положения в обществе и обеспеченности. Это не попытка казаться идеальным, а искреннее желание быть вежливым.
  2. Доброта и отзывчивость. Порядочные люди совершают бескорыстные поступки.
  3. Забота о других. Легко быть эгоистом и делать все только для себя. Порядочные граждане заботятся о других. Они думают о последствиях своих действий и о том, как они отразятся на окружающих.
  4. Соблюдение этических и моральных норм. От порядочных людей вы не услышите матерные слова, оскорбления в адрес других или сплетни. Они скрывают раздражение, подавляют агрессию и решают конфликты мирным способом.
  5. Искренность. Быть порядочным означает искренне выражать свои мысли, быть открытым и честным.
  6. Признание своих ошибок. Такие люди не ищут оправданий ошибкам, они признают неправоту.

Становитесь лучше, обогащайте свой внутренний мир, стремитесь быть высоконравственными с помощью ориентиров, отраженных в статье.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/kachestva-cheloveka.html

Что такое Нравственность? Определение и связь между нравственностью и духовностью человека

Духовный нравственный человек

Современному человеку трудно различить, а, порой он и не в состоянии объяснить «Что такое нравственность» и «духовность». Думающий видит, как быстро меняются взгляды, как деформируется представление человека о добре и зле. Наше время метко называют временем большой нелюбви и бездуховности, хотя статьи, блоги, песни, программы телепередач ежедневно кричат об обратном.

© Травмы Души — Обида на Родителей >>>

Что такое нравственность?

Определение

Есть масса определений термина, но все они сводятся к единому мнению. Нравственность − это способность принять на себя ответственность за свои мысли и действия. 

Нравственность это ценность, внутреннее состояние человека, его жизненная установка, позволяющая принимать любые поступки, основываясь на совести. 

Ценности формируют принципы. Принципы формируют натуру. Натура строит характер.

В Древней Греции выделяли благоразумие, смелость, справедливость. Со временем приоритеты несколько менялись, однако определяется общий список ценностей, которые определяют нравственность, это:

  • Честность;
  • верность;
  • долг;
  • любовь;
  • уважение.

В обычной жизни нам трудно найти человека, обладающего такими качествами, но стремление к личностному совершенству необходимо. Это безупречные ценности, выступающие как абсолютные этические идеалы. Справедливые люди, сильные духом, обладающие способностью к всеобъемлющей любви всегда пользовались уважением, часто выступая в роли духовных учителей.

Нравственный человек ни при каких обстоятельствах (включая смерть) не изменит свои понятия чести, совести, добра. Они для него важны сами по себе, находятся в основе его жизненных приоритетов не потому что он ждет одобрения окружающих, или получает материальные блага за них. Нет. Это естественные для развитой личности нравственные качества, которые ложатся в основу духовности человека.

Связь между нравственностью и духовностью человека

Чтобы наиболее отчетливо понимать, что такое нравственность, давайте дадим определение духовности.

Наиболее общее определение духовности звучит так. Духовность – это наивысший уровень саморазвития, при котором регулятором жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Таким образом, духовность тесно взаимосвязана с нравственностью. Нравственность это показатель степени духовности человека и общества в целом.

Последние 200 лет ведется дискуссия среди гуманитариев на тему духовности. Одни утверждают, что это внутреннее движение человека к «духовному Я», другие связывают духовность с нематериальными ценностями, к которым стремится человек, преодолевая переживания, внутриличностную борьбу.

Религии связывают духовность с высшими силами божественной природы, которая проявляется в поступках человека. Однако все философы и теологи сходятся в одном – духовность – трансцендентна. Ее нельзя потрогать, взвесить, измерить. Это нечто, что не поддается опытному познанию, а принимается априори.

Духовность – это самое светлое, что можно найти в человеке: лучшие качества характера, искренние чувства (любовь, благодарность, бескорыстность, толерантность), таланты, щедрость, ответственность.

Духовная красота проявляется в поступках, в манерах поведения, эмоциях, словах. Однако таких людей набирается сотня с того времени, как человек стал осознавать себя Человеком и научился использовать мозг не только для добывания еды и размножения, но и для размышлений.

Нравственность указывает вектор направления, дает условия движения вверх, при которых человек может расти и развиваться с наибольшей скоростью.

Является ли духовность достижимым результатом?

Понятие добра и зла в современном мире изрядно трансформировались, хотя еще 70 лет назад все было прозрачно. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?» В.В. Маяковский в детском стихотворении отчетливо расставляет приоритеты, которые должны лежать в основе нравственного, духовного общества.

Сегодня нет ясных представлений что такое Добро (хорошо) и Зло (плохо), любой поступок можно объяснить, играя понятиями в наиболее выгодную сторону. Трансформировались первоначальные ценности: добрый, значит слабый; честный, значит недалекий; вежливый, значит манерный, бескорыстный – однозначно глупец.

Из-за диссонанса в основах, духовность общества падает, что выражается в личностной деформации человека, в подмене одних ценностей другими, ростом насилия, страдания. Уходят понятия «семьи», «любви», «взаимопонимания».

Каждый институт государства выступает со своей «правдой», в итоге разрушены первоначальные основы нравственности. У детей нет единого понятия, к чему надо стремиться. Утеряно направление, нравственный идеал, который лежит в основе саморазвития человека, и, следовательно, развития общества.

Трудно сказать, достижима ли единая духовность. Встречаются духовные лидеры, но что касается государства, то вопрос открыт.

Государство строится на материальных составляющих: власть, деньги, доминантность, ложь, коварство.

Невозможно всех воспитать идеальными, и хотя борьба за души людей ведется на всех уровнях государства (семья, школа, церковь, СМИ), массовых положительных успехов не наблюдается.

Так есть ли надежда на построение нравственного, духовного общества? Хочется верить, что есть, если каждый начнет строить его у себя в душе.

Источник: https://avisi.ru/chto-takoe-nravstvennost-eto.html

Духовность и нравственность

Духовный нравственный человек

Духовность часто путают с нравственностью.

Нравственность и духовность – это одно и то же или нет?

В чем различие между ними? Как они взаимосвязаны?

Люди, далекие от Церкви, считают, что предназначение религии – воспитывать нравственных людей. Так ли это?

Всегда ли нравственен духовный человек? Всегда ли духовен нравственный человек?

Попробуем ответить на эти вопросы…

Смысл слова «нравственность»

«Нравственность» — от слова «нрав». В нраве находят свое отображение общие свойства природы человека, постоянные стремления его ума, чувств и воли, а также преобладающие привычки и навыки.

Каков нрав у человека, такова обычно и его нравственность. А какова нравственность, таково и состояние совести. При добром нраве — совесть добрая, чистая и чуткая, при худом и злом нраве — совесть делается подобной такому нраву.

Нравственность коренится в самой природе человека. Основы ее заложены в нашем существе и обеспечивают высокое достоинство человека. Эти основы, присущи всем людям: нравственные потребности написаны в сердцах людей (Рим. 2: 14) и имеют cилу постоянно действующего закона внутри человеческой природы.

О нравственной природе человека и нравственном законе

Нравственные основы заложены Богом в наше существо и они присущи всем людям. К ним относятся:✦ нравственные чувства (стыда, совести, долга, ответственности, почитания…);✦ нравственные потребности;

✦ нравственное сознание для различения добра и зла и т.д.

Нравственные основы сообщают каждому человеку внутреннее требование: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством, нравственным законом, нравственным сознанием, долгом и ответственностью.

Нравственность — это правильное отношение к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию.

Это правильное отношение укладывается в золотом правиле нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе».

«Этика», «мораль», «нравственность» – это одно и то же слово, только выраженное греческим, латинским, и славянским корнем.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями» или «этическими идеалами».

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

В христианстве высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании Его.

Именно нравственные ценности этот мир и называет духовностью. Правильно ли это?

Вспомните богатого высоконравственного юношу, который спросил Господа: «Господи, я исполнил все заповеди. Чего мне еще не хватает?». Господь ответил: «…все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18: 22). Нравственность всегда подвигает копить земные ценности. А Христос сказал: Не собирайте себе сокровищ на земле (Мф. 6: 19).

Человеческое добро – относительно, в бочке мёда всегда скрывается ложка дёгтя. Делая добрый поступок, мы, сами того не замечая, часто совершаем его по определенным мотивам – из тонкого тщеславия, из-за желания услышать похвалу, или избежать осуждения, или же, наоборот, делаем добро только с тем, чтобы ненавистный проситель от нас раз и навсегда отстал.

Встречаются люди безупречной нравственности, которые кажутся всем святыми. Но внутри они исполнены гордыни, тщеславия и презрения к людям. Троньте такого «нравственного» человека, попробуйте покритиковать его – и он вам покажет, «где раки зимуют»!

Нравственность – это внешне безупречное поведение человека. Но внутренние мотивы не всегда безупречны…

Пример: один врач безотказно шел навстречу всем просьбам людей, ехал к больному ночью на край света, безвозмездно снабжал медикаментами, давал советы… С точки зрения морали, то, что он делал – бесспорное добро.Все люди считали его святым. Но он делал это не из любви к людям, а из тщеславия и славолюбия…

Еще пример (из лекции проф. Осипова). Человек подает деньги нищим, делает благотворительные акции, переводит деньги через банк, и т.д., и т.п. С точки зрения морали, то, что он делалет – бесспорное добро. Но для чего он это делает? – Хочет пройти в Думу…

Другой пример: девушка навещает одинокого старика, приносит ему еду и лекарства, убирает квартиру. Старик считает ее святой… А девушка в сердце своем уже оформляет на себя квартиру старика в знак награды за свои труды…

Еще пример. Человек, прошедший Великую Отечественную войну, имеющий ранения и награды, пришел в школу работать военруком. Не имея семьи, всё время и силы он отдавал своим ученикам.

Учил их патриотизму, порядочности, честности, дружбе, правильному отношению к женщинам, старикам, больным… Но при этом, будучи воинствующим атеистом, постоянно неприязненно высказывался в адрес Церкви и священнослужителей…

Его воспитанники выросли порядочными людьми, но безбожниками.

Нравственность не выходит за пределы земной жизни и не решает важнейшие религиозные вопросы: смысла жизни и преодоления смерти. Цель жизни не просто в том, чтобы мирно сосуществовать с себе подобными и спасение обретается не одними лишь усилиями человека, но приобщением к Богу — источнику жизни вечной.

Светский мир видит в христианстве только нравственность и думает, что вся духовность сводится к исполнению нравственных норм. Это глубочайшее заблуждение!

Не столько в нравственной, сколько в религиозной области состоит принципиальное различие религий: в представлении о возможности и способе постижения истины, учении о бытии Божьем, богопознании, богообщении и цели человеческой жизни.

В центре христианства стоит не абстрактная мораль, – а Сам Христос, Его Божественная Личность; и всё в христианстве – нравственность, внешние и внутренние формы церковной жизни – направлено ко Христу и в нём только и получает свой смысл и значение. В христианстве нравственность служит средством приближения к Богу, ко Христу, и условием богообщения.

О духовности

Слово духовность происходит от слова «дух».

«Бог есть дух…» (Ин. 4: 24).

Духовность – это причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу.

Духовность – образ мыслей и чувств.

Духовен тот, кто наиболее уподобился Богу в добродетели, стал богоподобен.

Иисус Христос является выражением той духовности, которую христианство утверждает как высочайшую норму и идеал человеческой жизни.

Духовность — способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке — Иисусе Христе и ему уподобившихся — святых.

Духовность можно определить как благодатность, добродетельность или благочестие, а в высшем проявлении святость.

Духовность — это то самое высшее, что является целью всех человеческих стремлений.

Духовность — то, чему подчиняется нравственность, поскольку духовный уровень — вершина и средоточие бытия, в целом, и человека, в частности.

Духовность всегда задает вопрос: «Зачем я делаю?» Чтобы обрести Царствие Божие? Или чтобы избежать будущего гнева? Или еще есть какая-то причина?

Есть три пути к Богу, как говорят Святые отцы.

Первый путь — путь раба. Раб совершает ту или иную добродетель из страха наказания.

Второй — путь наемника. Наемник совершает добродетель за награду.

Третий путь — путь сыновства. Сын творит добрые дела потому, что он любит Отца и подобен Ему.

Возвращение сына к Отцу с чувством, что «я не достоин называться сыном, что я иду к Нему как раб, как наемник, и все мои чувства к Отцу, как у раба и наемника, но не как у сына», — это и есть путь православного христианина.

Человека с сокрушенным духом Отец всегда ждет и Сам идет ему навстречу.

Старший сын упрекает отца, напоминая, что всегда работал на него и не получил награды. Отец отвечает: «Сын, ты всегда был со мной. И все мое твое» (См.: Лк. 15: 29–31). Но сын не может это воспринять, ибо он с отцом как наемник, в нем нет духовности.

Духовность концентрирует в себе целомудрие. Целомудрие хранит себя в тайне от этого мира. Бог подает духовные ценности — тайно. Отсюда Тайная вечеря, Таинства, притча о Царствии Небесном — сокрытом сокровище.

Чтобы приобрести это сокровище, нужно пойти и продать все. Бог свою силу совершает в немощи, когда ты не видишь за собой ни одного доброго дела. Это и есть духовность.

Духовность — это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в сердце человека и может внешне почти не выражаться. Чем более духовен, тем более скромен человек и склонен скрывать свои добродетели.

«Святые оплакивали свои добродетели, как грехи», — сказал преп. Симеон Новый Богослов. Подумаем над этой фразой…

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (его обожение), преодоления тройной преграды: смерти, греха и (расстроенной грехом) природы. Это и есть путь исцеления, восстановления и спасения падшего человека.

В процессе духовно-нравственного становления человек становится всё более Богоподобной личностью. Богоподобие проявляется через воссоздание соборного единства и церковно-общинную жизнь в любви, по христианским заповедям и добродетелям.

О соотношении нравственности и духовности в человеке

Нравственное и духовное взаимосвязаны между собой, и часто определяют друг друга, но это разные вещи.

Нравственность есть одно из измерений и проявлений духовности человека.

Нравственность оценивается по нашим поступкам, а духовность — по внутренним, невидимым сердечным расположениям, характеру мыслей, движениям души, по степени ее нравственной чистоты или напротив – греховной скверны, прежде всего, себялюбия, гордыни, славолюбия, сребролюбия и сластолюбия, которые порождают целый букет страстей: лукавство, зависть, лицемерие, неприязнь, ненависть, похоть, коварство и т.д.

Нравственные принципы в христианстве подчинены духовности.

Человек духовный – всегда нравственен. Но не каждый нравственный человек – человек духовный.

Первым в рай вошел не высоконравственный человек, а разбойник, признавший, что справедливо осуждён и исповедовавший Христа Богом.

Задача религии в исправлении человеческого духа, в приобретении не правильной нравственности, а правильной духовности. Духовность же приобретается в Церкви.

Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни и во всяком деле. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4).

Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса «Основы православной веры и духовной жизни» взрослых групп Воскресной школы Спасо-Парголовского храма

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Источник: https://happy-school.ru/publ/voskresnaja_shkola/osnovy_pravoslavnoj_very/dukhovnost_i_nravstvennost/244-1-0-25244

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.