Духовное общество

Духовное развитие общества — возможность стабильной жизни

Духовное общество

Духовность, помимо всего прочего, защищает народ, его национальную культуру и образ жизни.

Она выполняет функцию социального и культурного фильтра, стараясь предотвратить проникновение чужеродных феноменов в жизнь народа, таких, которые несут угрозу национальному богатству и не соответствуют моральным, эстетическим, философским убеждениям нации.

Примером влияния духовной сферы на развитие общества может служить Узбекистан, который столкнулся со многими современными проблемами, многие из которых представляют реальную угрозу суверенному существованию государства.

Вы хотите внести свой вклад в духовное развитие общества, но не знаете, как это сделать?

Приходите на бесплатный вебинар Константина Довлатова «Как превратить помощь другим в стабильный заработок?«.

Сегодня важно признать, что нарастающий кризис духовного развития общества становится угрожающим фактором существования человека и всего человечества. Его яркие проявления связаны с резким обострением. Стабильность и жизнеспособность государства зависит, в первую очередь, от морального и духовного уровня его населения, а не состояния экономики.

:

Основные тенденции развития духовной сферы общества

Состояние сознания людей, во многом, определяет их материальную жизнь. История дает тому много примеров, начиная от кончины римской империи, когда экономически, в целом, процветающее государство погибло из-за падения морального уровня среди населения и, как следствие, усиления коррупции среди правительственных служащих.

Когда нет обеспечения национальной духовной безопасности на должном уровне, невозможно достичь безопасности страны в целом. Уровни безопасности в различных сферах взаимосвязаны. И в настоящее время мы становимся свидетелями аналогичных процессов. В глобализированном мире проходит процесс захвата гегемонии над человечеством.

Только вместо использования физического оружия, приоритетом становится захват разума, души и сердца человека. Неизбежность комплексных проблем в сфере духовности видна невооруженным глазом.

Полное осознание процессов, происходящих в духовной сфере, внедрение государственной политики в данной области, доскональные знания механизмов борьбы против деструктивных идей лидеров государственной власти — все это требования современности.

Полностью ли мы зависим от общественного окружения или можем стать счастливыми независимо от него?

Узнайте об этом на бесплатном вебинаре Константина Довлатова «Самый реалистичный способ стать счастливым за 30 дней для обычного человека«.

С древних времен говорилось о том, что образование людей в области духовности, улучшение ситуации в данной области и все отдельные вытекающие из этого задачи являются главным приоритетом государственной значимости. Поэтому политика страны, связанная с развитием духовности, а также культурная и образовательная работа должны постоянно находиться в центре нашего внимания.

Необходимо всесторонне внедрять в общество духовные установки, развивать человеческие качества граждан. Без этого невозможно формирование общества, которое само себя не истребит.

Если говорить в целом, то новая система духовных ценностей должна быть разработана так, чтобы каждый человек чувствовал себя часть социо-природной окружающей среды, как это было в то время, когда преобладал мифологический взгляд на мир.

Критерием в данном случае является усиление роли универсальных ценностей в человеческой истории, повышение их доли в жизни общества. Здесь мы говорим о таких жизненно важных ценностях, как окружающая среда, люди и человеческая жизнь, личность и ее социальный статус, безопасность и эффективность технологий, разумное удовлетворение потребностей.

Не только органы государственной власти обеспечивают духовную безопасность

Субъектами обеспечения духовной безопасности должны являться также патриотически настроенные граждане и институты гражданского общества, такие как средства массовой информации.

Духовное развитие современного общества подразумевает под собой культурные, идеологические, информационно-психологические, научные, образовательные и религиозные мероприятия.

Они должны отличаться уважением к интересам отдельного человека, групп людей и всей страны, защищать их внутренних угроз традиционным духовным (интеллектуальным, моральным, эстетическим) ценностям.

С этой точки зрения, можно отметить самые важные проблемы обеспечения духовного развития общества. Это культивирование духовных ценностей, чуждых менталитету большинства людей, внедрение деструктивных жизненных приоритетов и идеологий.

Эффективность мер по выводу современного общества из духовного кризиса зависит не только от их распространения в рамках отдельной страны, но и от того, как данная страна будет осуществлять постоянную духовную экспансию в сложившихся во всем мире геополитических условиях.

Отдельная страна сможет сохранить свой суверенитет и целостность только если большая часть населения земного шара примет унифицированные духовные ценности. Ведь связь между людьми на уровне сознания нельзя ограничить территориальными границами.

Если душа есть у каждого человека, есть ли она у общества?

С точки зрения тонких энергий, в каждом человеке живет душа, постоянно ощущающая потребность в смысле жизни, что и мотивирует нас на то, чтобы ежедневно действовать. Благодаря своей душе, мы способны находить ответы на многочисленные вопросы.

Точно так же, как не существует вакуума в природе, в обществе тоже не может быть духовной пустоты, в умах и сердцах людей.

Если среди человеческого сообщества не преобладают здоровые представления о мире, разум и душу людей будут завоевывать чужеродные идеи, вредные идеи, разрушающие всю человеческую жизнь.

Сегодня уже стало очевидно, что так же, как вооруженные и не только силы разных стран борются за раздел мировых богатств, существуют и всевозможного рода агрессивные течения и учения, соревнующиеся друг с другом за обладание сознанием людей, в стремлении превратить их в орудие достижения целей, служащих личным интересам и выгоде. Духовное развитие общества не даст возможности подобным деструктивным элементам развиваться.

Источник: https://www.dowlatow.ru/duhovnoe-razvitie/duhovnoe-razvitie-obshchestva-vozmozhnost-stabilnoj-zhizni/

Духовный человек — это… Понятие, личные качества, внутренняя суть и влияние на общество

Духовное общество

Человек характеризуется многими качествами: заботливостью, сочувствием, бесконфликтностью. Он может быть принципиальным, консервативным или либеральным, мягким или жестким, душевным или духовным. Слово «духовный» сейчас часто употребляется в разных значениях: верующий, представитель духовенства (духовное лицо), просто образованный и культурный человек.

Никто не станет спорить, что духовность общества зависит от людей, его составляющих. Задавая вопрос, что такое духовная суть человека, можно услышать много разных мнений.

Конечно, какую выбрать степень погружения в духовное, каждый решает для себя сам.

Кто-то еще только начал идти по пути к совершенству, кто-то уже значительно продвинулся по нему, а кому-то этот путь кажется таким обременяющим, что они с него свернули.

Духовный человек – это какой?

Если обратиться к словарям, можно увидеть возникновение современного понятия «духовный человек». Во времена, когда атеистов было немного, общество строилось на вере в Бога, в человеке признавали божественную искру. В. И.

Даль вообще не включил это понятие в словарь (1863 год), а слово «духовный» трактовал как «принадлежащий духу».

Относительно использования слова «духовный» применительно к человеку, он дает такую трактовку: «Все в нем, относящееся к Богу, душе, нравственная сила, ум и воля».

Д. Н. Ушаков тоже не включает понятие «духовный человек» в словарь (1935-1940 годы). Он указывает на разговорный вариант употребления прилагательного в сочетании «человек духовного звания», делая разграничение духовного и светского. С. И. Ожегов в 1949 году описал слово «духовный» как относящийся к религии (музыка, академия, училище).

С. А. Кузнецов в 1998 году выделяет два понимания: первое – относящийся к религии и второе – имеющий философский взгляд на мир. Интересно, что определение духовно неразвитого человека в Словаре синонимов выглядит более чем непрезентабельно: быдловатый, отсталый, убогий.

Психологи о духовности

С конца девятнадцатого века в психологии начинается изучение духовности как психологической категории. Выясняли связи так называемых духовных видов деятельности, представляющих искусство и культуру, с психикой человека.

После были еще исследования – духовность коллективная, высшая духовность как источник творческого вдохновения и другие. В результате было установлено, что духовностью человека является нечто субъективное.

Ее невозможно исследовать с помощью науки.

Было определено, что духовность отличает человека от остальных форм жизни, несет социальный характер. Человек может пользоваться духовностью, и от того, в какой мере он это делает, он познает смысл своей жизни и свою роль и место в ней.

Сейчас психологи считают физическую, материальную природу человека лишь частью его. Вторая часть, не менее важная – это духовность. То есть совокупность его моральных и нравственных ценностей. Рассматривая человека как духовное существо, стало возможным говорить о психологии духовности.

Психологи признают, что сейчас в обществе не встретить абсолютно духовного человека. Это утопия, но каждый обязан стремиться к совершенству. Тогда общество изменит свою направленность на разрушение. Другими словами, мир и гармония с природой, обществом и самим собой – это цель современного человека.

Духовному человеку свойственны высокие нравственные нормы, он проявляет прекрасные качества, характеризующие его как уравновешенную личность, способного на высокие поступки, готового прийти на помощь ближнему. Он стремится к истине, познает ее и живет в согласии с ней.

Человек как духовное существо не может удовольствоваться только материальным благополучием. Он может и готов пожертвовать им ради удовлетворения его духовных запросов.

В истории известны случаи, когда человек, потеряв смысл жизни, угасал и даже умирал. И, наоборот, имея важную цель (обычно намного ценнее его собственной жизни), человек выживал в тяжелейших условиях.

Все эти факты свидетельствуют о том, что нельзя упрощать человеческую природу и сводить ее лишь к физическому благополучию.

Свобода духовного человека

У юристов есть понятие «дух и буква закона». Поскольку каждый живет по тем законам, которые он сформировал в своем «я», духовно-нравственный человек будет поступать по духу закона, а не по букве. Пример: женатому человеку сотрудница по работе предлагает интимную встречу. Жена о ней не узнает. Какой выбор он сделает?

Когда на человека действует какой-либо соблазн, бездуховный поддается на него и теряет свою свободу – становится зависимым от соблазна. Духовный человек не потеряет свободы, не соблазнится.

Психиатры утверждают, что постоянная борьба с самим собой, чтобы делать то, что не хочется, приводит к неврозу. Поэтому духовность сохраняет психическое здоровье – человек делает то, что хочет, а хочет он следовать нравственным идеалам.

Он перестанет себя уважать, если пойдет на поводу у желаний.

Право выбора

У всех людей есть право выбора, как жить, как поступать. Какими моральными ценностями обладать. Человек, стремящийся получить то, что хочет, заботится лишь о себе. Получив желаемое, он не находит удовлетворения. Духовный человек думает не только о себе. Он видит свое место в обществе, свою роль в нем. И соотносит собственные желания с тем, что выше и значимее его самого.

Для кого-то это служение Богу, для кого-то – науке. Такие люди счастливы от того, что могут дать – «блаженнее давать, а не получать», как записано в Деяниях 20:35. Вот какие духовные люди.

Духовность налагает ответственность

Зрелый духовно человек осознает, что вместе со свободой поступать так, как он считает правильным, приходит и ответственность за применение этой свободы. Относительно этого существует такой пример: самолет может катиться по земле, но не это делает его самолетом.

Вот когда он уже в небе, тогда становится очевидно, что это самолет. Так же и с духовностью пока нет ситуации, в которой проявятся духовные качества человека, она не видна.

Но когда наступает решающий момент, всем становится очевидна его высокая нравственная сущность – она проявляется в этой ситуации.

Психология рассматривает духовность, свободу и ответственность как важнейшие составные части личности. Они тесно связаны между собой. Человек бездуховный не захочет нести ответственность за свои поступки, станет выискивать виноватого. Духовный человек, совершив ошибку, признает ее.

Духовная сфера жизни общества

Общество людей делится на духовную и материальную сферы. Безусловно, материальная сфера важна – она обеспечивает физическое существование. Но для того, чтобы проявлять себя как духовная личность, ему необходима и соответствующая сфера.

Духовная сфера человека включает религию, науку, мораль, культуру, искусство, право. Педагогикой установлено, что прививание основ культуры с раннего возраста позволяет воспитать гармоничную, ответственную личность.

Медики выяснили, что связи в мозге, которые образуются при игре на музыкальных инструментах, расширяют математические способности человека.

Развитие творческих способностей, которое обеспечивает искусство, расширяет рамки свободы и учит принимать нестандартные решения.

Духовная сфера оказывает мощное влияние на индивидуума. Вывод очевиден: человек, как существо общественное, не может полноценно развиваться без общества.

В обществе всегда были принятые нормы, которые считались духовными ориентирами. Огромную роль в их становлении играло Священное Писание. Две самые большие религии, основанные на нем – христианство ислам – исповедуют соответственно 33% и 23% мирового населения. На основе десяти заповедей составляются социальные, экономические и уголовные законы и Конституции многих стран.

Золотое правило, записанное в Евангелии от Матфея 7:12, призывает поступать так, как человек хотел бы, чтобы поступили с ним.

Это не просто сохранение нейтралитета по формуле «не делай никому зла, чтобы тебе не сделала зла» и не расхожая присказка, призывающая к возмездию «как ты мне, так и я тебе». Этому учили многие философы древности.

Христос учил активно делать добро, чтобы и самому воздалось добром. И добавил, что в этом весь закон и пророки.

Духовные ориентиры человека как личности еще больше связаны с Писанием, даже если он никогда не читал его. Благодаря общественной морали понятия плохо или хорошо, порядочно или непорядочно, приемлемо или неприемлемо держат индивидуума в определенных рамках.

На основе общественной морали строится литература – мощное средство воспитания духовности. Подробное описание автором глубинных мотивов поступков героя дают возможность получения собственного опыта. Среди великих литераторов, указавших духовные ориентиры – Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П.

Чехов, Ч. Диккенс, Э. М. Ремарк.

Духовный герой в литературе

Предназначение литератора выразил А. С. Пушкин в произведении «Пророк». Оно перекликается с библейским повествованием о призвании пророка Исаии. В книге, носящей имя пророка, этому посвящена 6 глава. Глаголом, то есть словом, жечь сердца людей – вот задание пророку и писателю, которому дарован талант.

Даниэль Дефо описал жизнь Робинзона Крузо вдали от цивилизации. Благодаря нравственным ценностям из Библии он создал прекрасный мир на острове. Не одичал, а переплавился в тяжелом испытании.

Джонатан Свифт наделил своего Гулливера нравственными качествами. Некоторые из его поступков стали нарицательными.

Маленький принц Экзюпери поражает мудростью простой логики, основанной на любви.

Герои Джен Эйр, А. И. Куприна, Джека Лондона, В. Катаева сопровождают многих с детства. С ними переживают жизненные трудности, их качества характера достойны подражания.

Личные качества

В педагогике выделяют качества, которые воспитываются для формирования духовной личности. Это способность к ответственности за свои действия, понимание их влияния на окружающих.

Духовный человек – это прежде всего нравственный человек. Ему свойственны честность, порядочность, внутренняя чистота, благородство. Ложь и воровство он презирает.

Ему свойственны терпимость ко всем, уважение лиц противоположного пола, взаимопомощь, забота о нуждающихся, самоконтроль.

Поведение такого человека не ограничивается вышеперечисленными качествами. Он постоянно работает над собой, чтобы добиться еще более высоких идеалов. Это обеспечивается внутренней свободой – личностной автономией. Он не нарушает законы общества не из-за страха наказания, а потому, что они являются законами его личности.

Влияние на общество социально духовного человека

Ни один человек не повлиял на историю больше, чем Иисус Христос. Он учил своих последователей распространять то, что они узнали. Сколько раз их пытались уничтожить, как самого Христа! Но они все равно несли в мир истину. Именем их учителя названа религия, начало новой эры считают с его рождения.

Иоанн Гутенберг изобрел печатный станок для распространения Священного Писания, и это оказало огромное влияние на культуру всего мира. Книги стали намного дешевле, и каждый мог позволить себе купить их. Кирилл и Мефодий, греческие миссионеры, создали славянскую азбуку для перевода Священного Писания и это обогатило наш язык. Многие русские пословицы на самом деле взяты из Библии.

Лев Толстой высоко ценил Слово божье и в своих произведениях всесторонне рассматривал добро и зло. Его романы высоко ценил М. Ганди, который возглавил борьбу за освобождение Индии. Он высказался о значении христианского учения, что все мировые проблемы были бы решены, если бы люди на деле придерживались бы его.

Как видно из этих примеров, даже один духовный человек – это несомненная польза для общества.

Заключение

Вопросы духовности всегда привлекали внимание русской интеллигенции. Двадцать первый век не стал исключением. Современное представление о духовной природе человека возрождает понятия чести и порядочности, которые так необходимы сейчас в обществе.

Источник: https://FB.ru/article/457337/duhovnyiy-chelovek---eto-ponyatie-lichnyie-kachestva-vnutrennyaya-sut-i-vliyanie-na-obschestvo

Основные понятия эстетического компонента духовной жизни общества

Духовное общество

Духовная жизнь общества очень многообразна, она может быть насыщенной, а может быть бедной и маловыразительной.

Духовную сферу жизни общества составляют те пласты бытия, в которых объективная реальность познается людьми не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, имеющаяся в самом человеке, составляющая часть его личности.

Это интеллектуальный срез жизни общества, направленный на преобразование общественного бытия. Эта сфера наиболее возвышенна, здесь появляется то, что отличает человека от животного, то, что в философии называется духом или духовностью.

Духовная жизнь общества включает в себя следующие элементы:

  • духовная деятельность: деятельность сознания человека, в ходе которой возникают мысли и чувства, представления о социальных и природных явлениях, формирующих определенное мировоззрение. Оно в свою очередь воплощается в моральных принципах и правилах, поведении, ритуалах и обрядах и т.д.
  • духовные потребности: представляют собой самый высокий уровень потребностей человека, выражающийся в стремлении человека к самореализации, проявляющуюся через творческую активность.
  • духовные отношения: выработанные в процессе жизни отношения человека, его сознания и эмоциональной сферы, к тем или иным духовным ценностям, создающим определенное отношение ко всей действительности в целом. Уровень духовных отношений показывает на уровень развития самого человека, его культурный и интеллектуальный показатель, а также выступает характеристикой его эмоционального и психологического фона.
  • духовное потребление: процесс удовлетворения духовных потребностей человека, среди них одно из первых мест занимает потребность в познании, в общении, а также эстетическая потребность. Духовное потребление может носить самостоятельный характер, а может быть навязанным из вне, например, таким инструментом в обществе, как реклама.
  • духовные ценности: представления о добре и зле, хорошем и плохом, которые разделяются большей частью социума, они не подвергаются сомнению и служат эталоном для всех и идеалом в качестве примера для человеческого поведения и стремления. В отличие от материальных ценностей они не исчезают после своего удовлетворения, а становятся частью духовного мира человека, обогащают его.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Центральным звеном всей духовной сферы общества выступает сознание человека, оно содержит в себе совокупность мыслей, образов, чувств, эстетических и религиозных представлений. Отражение общественной жизни в сознании конкретного индивида не является простым механистическим процессом, они проходят значительную переработку, преломляясь сквозь субъективный опыт и сложившееся мировоззрение.

Эстетические потребности

По мере развития человеческого общества формируется эстетическая потребность. В общем смысле эстетическая потребность понимается как стремление человека к прекрасному. Существуют разные теории относительно причины развития эстетической потребности.

Так, экономическая точка зрения гласит, что данный вид потребности возникает как стремление улучшить результаты трудовой деятельности. Гедонистическая теория указывает, что потребность в красоте представляет собой потребность в прекрасном и получении удовольствия от него.

Представители познавательной точки зрения считают, что развитие эстетики открывает человеку новые истины, позволяя оценить окружающий мир во всей полноте, поэтому стремление к прекрасному есть стремление к знанию.

Замечание 2

Также существует понятие эстетической ценности. Она представляет собой высокую значимость объекта для удовлетворения эстетических потребностей личности в красоте и гармонии.

Одним из важных составляющих элементов эстетической ценности выступает ее форма.

Форма задает и организует содержание объекта, обладающего ценностью, таким образом, чтобы он обладал не только духовным смысловым значением, но также соответствовал психофизиологическим особенностям восприятия человека.

Помимо конкретной чувственной формы эстетическая ценность имеет также иные формы проявления, которые зафиксированы в эстетических категориях.

Основные эстетические категории

В духовной культуре наряду с категориями морали существует целый класс эстетических категорий. Это основные понятия, которыми оперирует эстетика. Однако наполнение каждой категории изменчиво и складывается под влиянием бытовых экономических, политических и в целом духовных воздействий общества.

Выделяют следующие категории эстетики:

  • прекрасное (красивое) – высшая оценка объекта, полнота раскрытия его сущности, главная категория эстетики;
  • величественное – явления данной категории превосходят обычные человеческие силы и возможности;
  • возвышенное – явления данного порядка представляют собой нечто большее, чем повседневная жизнь;
  • комическое – категория, обозначающая ситуацию парадокса, когнитивного диссонанса, никому не приносящего вреда, забавный случай в результате чьей-либо ошибки;
  • трагическое – категория, обозначающая гибель или нанесение непоправимого ущерба, достижение страшного по своим последствиям результата;
  • драматическое – категория, обозначающая явления, несущие в себе конфликт, но с открытым концом, т.е. он может быть весьма разнообразным, но не ведет к трагедии;
  • интересное – категория, обозначающая интересные, любопытные явления, имеющие трудно предсказуемое разрешение.

Сейчас наиболее значительную роль играют категории интересного и безобразного. Безобразное выступает как антипод прекрасного, которое содержит в себе негативную эстетическую ценность. В самом названии категории отражен ее смысл – безобразное, т.е. без образа, хаотическое, не имеющее эстетической формы.

В античный период категория безобразного была связана с категориями небытия и зла, а в средневековом мировоззрении – с понятием греховности.

В эпоху просвещения начала складываться диалектика прекрасного и безобразного, которая заключалась в том, что безобразного, с одной стороны, не должно было быть в искусстве, с другой стороны, сила воздействия безобразного на человека была осознана, его стали воспринимать как бесконечное разнообразие природы.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/osnovnye_ponyatiya_esteticheskogo_komponenta_duhovnoy_zhizni_obschestva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.