Духовно-нравственная культура

Содержание

Напрвления и задачи духовно нравственного развития и воспитания

Духовно-нравственная культура

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни.

Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни.

С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Духовно-нравственное развитие – основа воспитания в России

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Значение слов «дух», «духовный»

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей».

(святитель Игнатий Брянчанинов).

Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии.

Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей.

Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Значение слов «нравственность», «нравственный»

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается.

Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Основы духовно-нравственного воспитания

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек.

Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов.

Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Например, девочке покупают раскраску в которой изображены полуголые, вульгарно одетые девицы, с разрисованными лицами и волосами зелёного цвета. Девицы изображены в самых немыслимых позах.

Девочка воспринимает это как норму, у неё складывается представление, что именно так выглядит эталон женской красоты, именно в таких позах принято беседовать с друзьями. Мама может потом несколько часов доказывать ей, что это не так.

Но дочь уже зафиксировала образ, увидела популярный мультсериал с подобными «красавицами» и ничто уже разубедить её не сможет. Ведь подружка в детском саду пришла вчера с такой же куклой, как девочка в мультфильме. Значит моя мама отстала от жизни, а эта кукла действительно эталон.

Вывод один — в духовно-нравственном воспитании нет мелочей, на которые можно не обращать внимания. В тринадцать лет уже поздно будет переписывать заново сознание сына или дочери. Нужно беречь малыша от «моды» с рождения.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Цель  духовно-нравственного развития и воспитания

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания – перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души.

Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья – основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры – один из методов социального развития

Итоги

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе.

Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения.

Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/duhovno-nravstvennoye-vospitaniye.html

Нравственная культура — это… Основы нравственной культуры

Духовно-нравственная культура

У слова «нравственность» много синонимов и всего два антонима: «безнравственность» и «аморальность». Значит, у человека много возможностей жить по законам морали. Как они становятся для кого-то законами жизни? И почему другим так легко перешагнуть через них? В этих вопросах обязательно должен разобраться каждый из нас.

Есть ли духовно-нравственный кризис в России?

Социологи и здравомыслящая общественность обеспокоены состоянием духовно-нравственной культуры в России. В жизненные планы молодежи включены собственное материальное благополучие, карьера, получение удовольствий. В иерархии нравственных ценностей патриотизм, долг, совесть находятся на последних местах или не значатся вовсе.

В результате всеобщей деидеологизации и многочисленных атак на умы и сердца, у молодого населения страны нет единства в восприятии истории России как великой державы, одного из культурных и духовных центров мира.

Целенаправленное формирование у молодежи «комплекса вины» за отдельные исторические события приводит к обесцениванию проявлений патриотизма и активной гражданской позиции, к дегероизации известных исторических личностей.

Героями становятся военные преступники и уголовные авторитеты.

Именно национальные герои от древних до новейших времен являются проводниками духовности и нравственности между поколениями. Подмена понятий о добре и зле приводит к эгоизму и социальной разобщенности, отторжению основ нравственной культуры.

Нравственность — это свод правил поведения индивида, выработанный обществом. Основной закон-требование — каждый должен действовать в интересах общества, даже в ущерб собственным.

Идеальный гражданин обладает такими качествами:

  • порядочность и добродетельность;
  • целомудрие;
  • честность и справедливость;
  • благородство, готовность к благодеяниям;
  • чистота помыслов, культура поведения;
  • трудолюбие.

Этот список можно продолжить, если описать подробнее, детализировать каждое из этих качеств. Например: добродетельность — готовность всю свою жизнь, поступки, волю подчинять законам морали; культура поведения (или воспитанность) — соблюдение норм поступков во всех сферах жизни (общественной, семейной и даже наедине с собой).

«Духовность» и «нравственность» — синонимы?

Параллели между этими понятиями проводить нельзя, и вот почему.

Нравственность — это следование общепринятым нормам морали. Это внешняя сторона личности: истинные, скрытые от чужих глаз мотивы поступков могут быть и не столь благородными, как выглядят на первый взгляд.

Усыновить сироту, несомненно, доброе дело. Но почему человек решился на это? Из корыстных побуждений, из-за тех пособий, которые выделяются государством на воспитание сироты, или из желания прослыть благородным?

Или все же потому, что не смог пройти мимо несчастного ребенка, посчитал себя обязанным помочь ему, поделиться своим благополучием?

В первом случае отсутствует так называемая чистота помыслов. Скрытая от глаз посторонних, корысть делает внешне нравственные действия усыновителя безнравственными, как капля дегтя портит целую ложку меда.

И напротив, отсутствие расчета во втором случае на материальные и моральные бонусы сообщают поступку благородство, нравственность, духовность. Последнее — это есть внутренняя суть личности. Нравственный человек не всегда духовный. И наоборот.

Основы духовно-нравственной культуры народов кроются в личностных качествах их граждан.

О культуре нравственной

Культура вообще — это уровень усвоения индивидом социального опыта своего народа. Она передается из поколения в поколение. О том, насколько культурен человек, судят по:

  • его поведению и деятельности (здравый смысл, целесообразность);
  • формам взаимодействия с другими членами общества;
  • уровню сознания;
  • представлениям о том, что такое красивое и некрасивое;
  • отношению к национальным и народным обычаям и традициям.

Как видим, понятия о двух терминах совпадают практически по всем определениям. Нравственная культура — это синтез внутренних, духовных качеств личности с их внешними проявлениями.

Это выражается в виде честных отношений в любви, дружбе, труде, в гармонии с собственной совестью и с другими членами общества.

Оно считается здоровым и нравственно культурным, если большая часть его граждан живет по принципу «не делай зла, твори добро».

Слагаемые духовно-нравственной культуры общества

Что это такое? Общественная духовно-нравственная культура — это многокомпонентная система, отражающая убеждения, сознание, взгляды населения любой страны.

Сложность ее определяется еще и глубиной каждой составляющей: науки (со всеми ее отраслями), культуры всех населяющих страну народов, законов, религии и верований, обычаев и традиций, идеологии.

Осваивая основы духовно-нравственной культуры своего народа, человек испытывает воспитательное влияние общества на свое развитие. Однако это не означает недопустимость проявлений индивидуальности, собственных взглядов, гражданской активности. Социум стимулирует активное участие граждан в культурной, хозяйственной, политической жизни страны.

Религия как союзник в формировании этических основ общества

До революционных преобразований 1917 года основой духовно-нравственной культуры России было православие.

Однако массовая антицерковная пропаганда, физическое уничтожение священнослужителей и церквей привели к постепенной утрате населением духовно-религиозных потребностей. Конституция СССР провозгласила отделение церкви от государства.

И для религии стали недоступными такие важные сферы влияния на население, как образовательные учреждения, культура, наука, армия.

В современной России, по данным разных источников, истинно верующими считают себя лишь 4-5 % населения. Формально посещают церковь и при этом ведут светский образ жизни — 12-14 %. Остальные не интересуются религиозными учениями вовсе.

Революционное отторжение народа от вековых религиозных верований (а затем и от веры в «светлое коммунистическое будущее» в 90-е годы прошлого века) привело к отрицанию молодежью национальной духовно-нравственной культуры России. Ориентирование ее на европейские образцы поколебало и разрушило представления о таких жизненных ценностях, как семья, Родина, патриотизм, честь, достоинство, национальное и гражданское единство.

Эти регрессивные тенденции морально-нравственного разложения общества грозят постепенным вымиранием уникальной русской нации. И это заставляет всерьез побеспокоиться передовых научных и общественных деятелей.

В православной церкви они видят союзника в деле возрождения и развития духовно-нравственной культуры народов России.

Ее фундаментом должно стать восстановление духовного родства и вековых связей, искоренение нацизма и русофобии.

Традиции культурного взаимодействия народов России

Обязательная функция культуры любого народа — сохранение предыдущего исторического опыта его существования. На территории нашей страны проживают люди более 190 национальностей. В России, такой огромной и многонациональной, обособленное существование отдельных народностей немыслимо без тесных политических, хозяйственных, культурных контактов.

Многочисленные исследования показывают, что нравственная культура — это понятие межнациональное.

Красота, добро и зло, истина, дружба, уважительное отношение к обычаям предков одинаково ценятся и культивируются на территории всей России.

Их суть раскрывается в фольклоре, произведениях искусства, в устойчивых традициях культурного обмена. Благополучие народов в их дружбе — этот принцип положен в основу взаимодействия с «соседями по стране».

Государственная политика в области национального развития в стране

Задачи, цели, принципы поддержки и развития нравственной культуры народов России положены в основу документов, гарантирующих право каждого гражданина страны на духовное и культурное развитие:

  • Конституция РФ;
  • Концепция государственной национальной политики РФ;
  • федеральные законы и законодательные акты;
  • конституции и уставы субъектов РФ.

Эти документы задают основные направления работы государственных органов власти, культурных, образовательных учреждений, общественных объединений граждан в области духовно-нравственного воспитания населения. Это свидетельствует о многом.

Например, что развитие духовности, нравственной культуры — это дело государственной важности в нашей стране.

Местные органы власти на местах разрабатывают программы развития и поддержки взаимных контактов между разными этническими группами с учетом исторических, культурных, национальных особенностей.

Основные задачи в области духовного развития

Неудовлетворительное состояние в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в стране можно исправить, решив следующие задачи:

  • возрождение и пропаганда межнационального единства, воспитание искреннего чувства патриотизма;
  • развитие интереса и уважения к истории, культуре больших и малых народов России, сохранение их национального наследия и самобытности;
  • всемерная забота о сохранении всего многообразия их языков и наречий.

Решение этих задач потребует много усилий, это проблема долговременная. Требуются подготовленные специалисты, научные разработанные методики, материальные вложения. Но это тот случай, когда цель оправдывает все средства.

Семья как первая ступень в воспитании нравственной культуры у детей

Давно стала банальностью мысль о том, что все начинается с детства, с семьи, в которой растет ребенок. В том числе его духовно-нравственное становление и развитие.

Именно из уст родителей, подготавливающих его к самостоятельной жизни в обществе, он должен услышать первые наставления о том, как и почему следует себя вести в конкретной ситуации общения, что при этом чувствую люди, как они могут оценить его самого и на что это может повлиять в дальнейшей его жизни.

Правило «Мое поведение — не мое личное дело» родители должны подтверждать собственным примером отношений в семье и вне ее. Самые правильные слова взрослых становятся враньем для растущего человека, если они противоречат их поступкам.

Семейные методы этического воспитания ребенка

Методы и приемы этического и духовно-нравственного воспитания детей в семье давно названы известными педагогами:

  • демонстрация собственных образцов отношения к Родине, национальному достоянию, к языку, к героям и антигероям;
  • объективная оценка событий в социуме и анализ конкретных ситуаций;
  • целенаправленное знакомство через произведения литературы и искусства с духовно-нравственными ценностями прошлого и настоящего;
  • вовлечение в общественную работу;
  • создание ситуаций, в которых ребенок может проявить участие и помощь другим людям.

То есть теория обязательно должна сочетаться с практикой.

К сожалению, современная школа почти не выполняет воспитательных функций, поскольку стала учреждением, оказывающим лишь образовательные услуги.

Озабоченные проблемами воспитания нравственной культуры своего ребенка родители должны вникнуть в наработанный педагогический опыт отечественных и прогрессивных зарубежных специалистов, читать литературу, критически относиться к некоторым современным подходам к вопросам воспитания. Его нравственная культура — это не только спокойная старость родителей, но, по большому счету, и безопасность страны в будущем.

Педагогические ошибки — трагические последствия

По мере взросления ребенок все пристальнее вглядывается в окружающий мир и требует все более полных разъяснений. Иногда родители испытывают недостаток информации или опыта по тем или иным темам и боятся это показать ребенку, чтобы не уронить в его глазах свой авторитет.

Некоторые, чтобы уйти от сложных вопросов, прибегают к запугиванию, стращая чадо грядущими проблемами взрослой жизни. Он всегда полон сомнений, неуверенности в себе или, наоборот, обуреваем чувствами собственного превосходства над другими и нравственной неуязвимостью.

В силу занятости родители могут интересоваться лишь школьной успеваемостью, поведением и упускают контроль над внутренним, душевным состоянием растущего человека.

Это крайне неправильная позиция. Ребенок начинает искать ответы на свои вопросы в сомнительных источниках: в компании таких же неопытных друзей, на сайтах Интернета, в сектах.

Постепенно у него формируется неправильное (а порой и порочное, опасное) представление о животрепещущих вопросах бытия: что такое добро и зло, жизнь, какова ее ценность, что первично — долг перед обществом или собственные интересы. Искажение сознания приводит к деформации воли и поведения, страху перед сложными жизненными проблемами, к отсутствию усилий к самовоспитанию.

Появляется желание избавиться от проблем любой ценой. Отсюда — путь в никуда. Детские и подростковые суициды, алкоголизм, наркомания, сомнительные компании, иждивенчество, социальный паразитизм.

Источник: https://FB.ru/article/436912/nravstvennaya-kultura---eto-osnovyi-nravstvennoy-kulturyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.