Должностные лица органов местного самоуправления

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: понятие, виды

Должностные лица органов местного самоуправления

Юридическая ответственность органов местного самоуправления определяется в качестве неблагоприятных последствий, которые могут наступить по отношению к субъекту права в случае если им были произведены определенные действия, которые впоследствии были выражены в санкциях правовых норм.

Орган или должностное лицо в местном самоуправлении обязаны нести ответственность, если ими была нарушена Конституция, федеральный закон, федеральный конституционный закон или другие правовые акты, а также не выполнены обязанности, которые на них возложило население муниципального образования.

Исходя из этого, ответственностью органа или должностного лица в местном самоуправлении является неблагоприятное последствие, которое наступает как результат того, что орган и должностное лицо в МСУ принимают противоправные решения, не осуществляют (либо ненадлежаще осуществляют) свои задачи и функции, которые выражаются в санкциях правовых норм.

Замечание 1

Фактор того, насколько ответственны органы и должностные лица в местном самоуправлении, а также насколько корректно производится контроль их деятельности является обеспечением правильной работы местных самоуправлений в интересах таких субъектов как население, граждане и общество.

Органы местных самоуправлений могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность относительно их действий. Должностные лица местных самоуправлений должны нести конституционную, административную, дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность.

Должностными лицами местных самоуправлений административная ответственность выносится в случаях, если ими были совершены какие-либо правонарушения во время того, как они исполняли служебные обязанности. Данная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления описана в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях или в законах субъектов РФ.

Должностные лица и понесение административной ответственности

Кодексом об административных правонарушениях должностное лицо определяется в качестве лица, которое на временной основе или на основании специальных полномочий осуществляет функции представителей власти.

Другими словами — это лицо в порядке, установленном на основании закона, наделено полномочиями распорядительства по отношению к лицам, которые служебно зависимы от него, а также лицо, которое занимается выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в государственном органе, органе местного самоуправления, государственной или муниципальной организации, а также в отделении Вооруженных Сил Российской Федерации, каком-либо другом виде войск или воинском формировании. Также в Законе о местном самоуправлении от 2003 года содержится специальное определение должностных лиц местного самоуправления — выборные, либо заключившие контракт лица, которое наделяется полномочиями исполнительно-распорядительного характера относительно решения вопросов локальной важности или того, как организовывается деятельность в органе местного самоуправления.

Замечание 2

Если должностные лица местного самоуправления привлекаются к административной ответственности, необходимо обращаться к примечанию 2.4 статьи Кодекса об административных правонарушениях, потому что данная норма — специальная.

К должностным лицам местных самоуправлений может быть применен исключительно единственный вид административного наказания — штраф. Определенный состав правонарушения, за который должностное лицо местного самоуправления привлекается к ответственности, находится в Кодексе об административных правонарушениях.

К примеру, если совершение действий должностными лицами местного самоуправления направлено на незаконное ограничение свободы осуществления торговли (если они не допускают на местный рынок товары, поставляемые из других городов и областей России, либо запрещают вывозить товары местного производства на местные рынки других регионов) — это влечет за собой факт наложения административных штрафов от 4 до 5 тысяч рублей в соответствии с 14.9 статьей. Если руководитель или другое должностное лицо организации, также как и должностное лицо органов местных самоуправлений, которое несет ответственность за ведение военно-учетной работы, не предоставляет в установленные сроки военному комиссариату (или другому органу, который ответственен за ведение воинского учета) списки граждан, которые подлежат тому, чтобы первоначально ставиться на воинский учет, может повлечь за собой административный штраф от 300 до 1 тысячи рублей в соответствии с 21.1 статьей.

Состав административного правонарушения

На основании 1 части 1.1 статьи Кодекса об административных правонарушениях законодательство административных правонарушений включает в себя кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации административных правонарушений.

Замечание 3

Как результат, составы некоторых видов административных нарушений, которые могут быть совершены должностным лицом местного самоуправления, находятся в законодательстве субъектов Российской Федерации.

В действующем законодательстве не содержатся какие-либо особенности того, как можно привлекать депутата, члена выборного органа местного самоуправлений к административной ответственности.

Также подобные особенности устанавливаются по отношению к кандидатам на пост депутатов представительного органа местного самоуправления, кандидатам, претендующих на должность выборного должностного лица местного самоуправления, а также на должность кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления.

В соответствии с законом об обеспечении конституционными правами граждан РФ, они могут избирать и избираться в орган местного самоуправления, а также им устанавливается факт того, что зарегистрированного кандидата нельзя привлечь к административной ответственности, задержать, арестовать или подвергнуть мере административных взысканий, которые налагаются в судебном порядке без обязательного согласия прокурора субъектов Российской Федерации на территории муниципального учреждения.

Должностное лицо местного самоуправления может нести уголовную ответственность если оно совершило деяние, которое содержит полный набор признаков состава преступления, предусмотренных Уголовным кодексом.

Замечание 4

Список деяний можно найти в 30 главе УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Относительно должностных лиц местных самоуправлений в данной главе содержатся такие составы преступлений, как например, факт злоупотребления должностными полномочиями (статья 285), факт превышения должностных полномочий (статья 286), если должностное лицо отказывается предоставлять информацию Федеральному собранию или Счетной палате Российской Федерации (287 статья), если должностное лицо незаконно ведет предпринимательскую деятельность (статья 289), если должностное лицо получает взятку (статья 290), совершение служебного подлога (292 статья), факт халатности (293 статья). Привлечение к ответственности должностных лиц, согласно вышеизложенным статьям, определено в примечании к 285 статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Характеристика и последствия дисциплинарных проступков

Дисциплинарную ответственность должностного лица местного самоуправления предусматривает целый ряд нормативных актов. В первую очередь данные нормативные акты касаются должностного лица муниципальных служб.

Дисциплинарными проступками в сфере муниципальных служб признаются: факт неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальными служащими на обязанностей, которые были на них возложены.

На муниципальных служащих могут накладываться некоторые дисциплинарные взыскания:

  • замечания;
  • выговоры;
  • увольнение с муниципальной службы на основе соответствующих оснований.

Список случаев, когда служащего могут уволить (в виде дисциплинарного взыскания), устанавливается на основании Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Трудовым кодексом.

Муниципальные служащие, которые допустили дисциплинарный проступок, могут на временной основе (не более месяца) до того, как решиться вопрос о понесении дисциплинарной ответственности, быть отстраненными от того, чтобы исполнять свои должностные обязанности, но сохранять при этом имеющееся денежное содержание.

Замечание 5

Дисциплинарные взыскания на муниципальных служащих налагаются на основе установленного в Трудовом кодексе порядка.

В нормативных актах определенных субъектов Российской Федерации или какого-либо муниципального образования предусмотрена дисциплинарная ответственность каждого выборного должностного лица местных самоуправлений, в первую очередь — депутатов представительного органа.

В перечне субъектов Российской Федерации, муниципального образования как дисциплинарный проступок может рассматриваться только факт неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей. Некоторые регионы подчеркивают только факт неисполнения этических норм. Помимо этого, могут встречаться случаи, в которых дисциплинарный проступок — это и то, и другое.

Некоторые регионы приравнивают к дисциплинарным проступкам факт несоблюдения в лице выборного должностного лица ограничений, которые на него наложены.

В большинстве случаев проступками депутатов представительных органов муниципальных образований признаются нарушения порядка работы представительных органов, выражаемые различными деяниями: непосещения заседаний представительных органов, нарушения правил депутатской этики во время проведения таких заседаний.

Замечание 6

Относительно характера дисциплинарных взысканий, заключение о том, должен ли привлекаться депутат к ответственности может приниматься: комиссией по этике, мандатной комиссией, постоянным комитетом, председательствующим, представительским органом муниципального образования.

Список дисциплинарного взыскания включает: предупреждение о том, что депутат будет лишен слова, лишения слова, призывы к соблюдению порядка, удаление депутатов из залов заседания, факт порицания (выговора), удаление из комитетов и комиссий, а также прекращение полномочий раньше срока.

В законе о местном самоуправлении от 2003 года, а также подобном Законе от 1995 года выделяются 3 вида несения ответственности органами и должностными лицами местных самоуправлений:

  1. Перед населением.
  2. Перед государством.
  3. Перед физическим или юридическим лицом.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/otvetstvennost-organov-i-dolzhnostnyh-lits/

Должностное лицо местного самоуправления — это кто? Органы и должностные лица местного самоуправления

Должностные лица органов местного самоуправления

Местное самоуправление (МСУ) в России решает задачи и проблемы местного территориального значения. Для проведения соответствующих решений действует специальная структура представительных органов.

Принципы создания подобных органов заложены конституционными нормативами.

И все же первичные источники власти местного самоуправления – должностные лица, граждане, профсоюзы и коллегии, от которых и отталкиваются в своей работе представительные органы.

Общие сведения об органах МСУ

Структура самоуправления формируется несколькими представительными органами, среди которых администрация, глава, депутатский корпус, контрольно-счетные образования и т. д.

В зависимости от устава конкретного образования для решения отдельных задач собственными полномочиями могут наделяться и второстепенные органы.

И, с другой стороны, есть обязательные органы и должностные лица местного самоуправления — технология их структурирования одинакова для большинства муниципальных структур. В этом перечне можно выделить главу образования и администрацию как исполнительный орган.

Имеет свои нюансы и порядок распределения полномочий. К примеру, устав района и поселения, который является центром управления муниципальным районом, вполне может предусматривать расширение полномочий данного органа.

То есть формирование местной районной администрации будет осуществляться таким образом, что административный центр также будет наделен и полномочиями управляющего органа упомянутого поселения.

В таких случаях сами поселения не имеют собственных административных центров, а их местный глава вводится в представительный муниципальный орган и в дальнейшем выступает в качестве его председателя.

Как видно, местные уставы могут корректировать стандартный порядок, по которому формируются органы государственной власти местного самоуправления, должностные лица и административные центры. Но, к примеру, организация подотчетности, установление сроков полномочий, подконтрольность и другие вопросы базовой организации определяются только законом о субъектах РФ.

Непосредственным решением задач местного уровня занимается администрация. Данный орган является распорядительным и наделяется достаточными полномочиями для выполнения отдельных государственных задач, которые передаются органам самоуправления указами и законами РФ.

С правовой точки зрения местная администрация – юр. лицо, то есть наделяется всеми его правами. В определенных рамках своих полномочий администрация может заниматься формированием власти местного самоуправления, должностных лиц и управляющих органов.

Однако сам состав местной администрации формируется муниципалитетом, причем по представлению ее главы.

В свою очередь, глава может назначаться представителями конкурсной комиссии. Это тоже в некотором смысле орган, позволяющий формировать управляющую структуру администрации.

Стоит отметить, что в городских округах, муниципалитетах и формированиях с внутригородским структурированием федерального уровня как минимум основную часть представителей комиссии будут назначать органы муниципалитета. Вторую же часть представителей комиссии формирует должностное лицо наивысшего уровня в конкретном субъекте.

Если речь идет о внутригородских территориальных объектах, то одну часть избирательной комиссии будут назначать органы и должностные лица местного самоуправления, а вторую – административный центр окружного центра или района.

К непосредственно должностным лицам в данной структуре следует отнести вышеупомянутого главу администрации, главу муниципального формирования и депутатов. В зависимости от статуса, они получают определенный набор полномочий и несут ответственность в рамках, установленных законом.

В любом случае должностное лицо местного самоуправления – это нанятое по контракту или выборное лицо, имеющее исполнительно-распорядительные полномочия, позволяющие решать локальные задачи. В некоторых случаях должностное лицо может участвовать в формировании отдельных органов МСУ.

Как уже отмечалось, они могут представлять членов для конкурсной комиссии. Также существует должность заместителя на должности МСУ.

Выборные должности предполагают избрание лица на конкретное место на основе избирательного права. Выборы проходят в процессе тайного ания.

Альтернативой такому способу занятия должности является назначение представительным органом или же конкурсной комиссией.

Что касается контрактной основы, то обычно в таком формате работают должностные лица местного самоуправления РФ, занимающие посты глав местной администрации. Время действия контракта определяется местным муниципальным органом, но на срок не меньше 2 лет.

Глава муниципалитета

Это высшая должность в структуре муниципального формирования, наделяемая собственным перечнем полномочий в рамках закона о субъектах РФ. Глава может избираться в рамках муниципальных выборов представителями конкурсной комиссии или же представителями одного из территориальных органов МСУ.

В небольших внутренних поселениях, включенных в городскую инфраструктуру, ключевое должностное лицо местного самоуправления – это, в сущности, глава администрации, назначаемый сходом граждан. В случае же избрания на муниципальном уровне глава входит в представительный состав муниципалитета и выполняет функции его председателя.

При этом данное лицо не может исполнять функции главы администрации и председателя муниципалитета одновременно.

Важно учитывать, что не каждый гражданин может избираться на должность председателя в муниципальном формировании. Это должен быть гражданин РФ, который на момент избрания соответствует требованиям закона N 171. Если избрание проводится конкурсной комиссией, то должно быть зарегистрировано минимум два кандидата.

Также условия конкурса могут предусматривать требования к профессиональным навыкам, по которым будет оцениваться потенциальное должностное лицо местного самоуправления.

Закон под номером N 171 допускает возможность обоснования выбора того или иного кандидата по критериям наличия образования и знаний, предпочтительных для той или иной должности в системе органов МСУ.

Депутаты в МСУ

Депутат является выборной должностью, которая обеспечивается условиями для беспрепятственного выполнения прямых полномочий. Срок избрания в данном случае выбирается органами местного муниципалитета, но он должен варьироваться в рамках 3-5 лет. В законе о субъектах РФ предусмотрены и возможности изменения срока действия депутатских обязанностей, полномочий и даже процедуры выборов.

Но это относится к депутатам, которые являются выборными. И здесь важно разделить статус этой должности на два типа. Как правило, депутат – выборное должностное лицо местного самоуправления, в постоянном режиме выполняющее функции в рамках устава.

Но также его можно представить как участника депутатского корпуса, представляющего муниципалитет, который на непостоянной основе реализует свои полномочия.

Стоит подчеркнуть, что любые полномочия депутата в разной мере имеют гарантии, установленные уставом местного муниципалитета. Помимо этого, в рамках закона могут устанавливаться и социальные гарантии в качестве дополнения – например, связанные с прекращением полномочий.

Особенно расширение гарантий касается случаев, когда полномочия должностного лица местного самоуправления заканчиваются досрочно. В процессе же исполнения своих обязанностей депутатам предписывается соблюдать запреты и ограничения, которые указываются в законе N 273-ФЗ.

В частности, это касается мер противодействия коррупции.

Полномочия должностных лиц

Что касается депутатов, то их полномочия ориентируются на обеспечение возможностей представления интересов местных жителей в Думе. В рамках своей деятельности они ведут прием избирателей, организуют встречи с представителями общественности, профсоюзами, трудовыми коллективами и т. д.

С другой стороны, депутат представляет и свой орган МСУ перед избирателями в рамках своего округа. Глава муниципального формирования имеет более широкие полномочия. В первую очередь он также представляет орган самоуправления, но уже в отношениях с другими муниципальными образованиями и органами власти.

Он может без доверенности действовать от имени своего муниципалитета. Вместе с этим полномочия должностных лиц органов местного самоуправления, находящихся на местах глав, позволяют подписывать и обнародовать документы нормативные акты, которые были приняты центром муниципального образования.

В определенных рамках он может издавать и свои акты. В случае необходимости глава самоуправления также имеет право созывать незапланированные заседания органа муниципалитета для решения внеочередных вопросов местного уровня.

Полномочия глав самоуправления и депутатов прекращаются в момент избрания на эти должности других лиц.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления

И управляющие структуры МСУ, и отдельные должностные лица при отклонении от установленных законом и уставами нормативов, могут нести ответственность разной степени. Что касается оснований, то они базируются на уставе конкретного образования, который регламентируется законом о субъектах РФ.

В рамках уставных нормативов, к примеру, население муниципалитета может отозвать депутата или фракцию. По этой же схеме обеспечивается и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по отношению к государственным структурам, только в этом случае также имеет значение качество исполнения прямых указаний от высших органов власти.

Их нарушение может стать поводом для привлечения к ответственности в рамках закона. Если соответствующий суд установит, что представительный орган, например, принял акт, который противоречит законам РФ или местному уставу, то высший руководитель исполнительного аппарата может распустить данный орган.

Это значит, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в немалой степени определяется качеством и добросовестностью при исполнении полномочий. Но следует учитывать и временные рамки, в которых принимаются решения о наступлении ответственности.

Например, после выпуска правового акта, который противоречит законам, должностное лицо или орган самоуправления может избежать ответственности, если в течение 3 месяцев упразднит этот документ.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Уже не раз отмечалось, что должностные лица и органы МСУ занимаются решением задач местного масштаба. Однако их характер может отличаться в зависимости от множества факторов.

К наиболее распространенным вопросам можно отнести рассмотрение бюджетов, их утверждение, исполнение и контроль расходования. К слову, существует ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, наступающая при фиксации нарушений в ведении бухгалтерской деятельности.

Здесь же стоит отметить установление и коррекцию системы налоговых сборов, имеющей свои особенности в зависимости от региона.

Отдельные вопросы касаются распоряжения имуществом, которое находится в собственности конкретного образования. Органы местной администрации также занимаются проблемами организации инженерных и коммуникационных сетей – газо-, тепло-, водоснабжения и т. д.

Дорожная деятельность тоже находится в рамках ведения местного самоуправления – по крайней мере, на прилегающих участках трасс.

В зависимости от нанятого или выборного должностного лица, органа местного самоуправления или другой управляющей структуры, уполномоченные должны осуществлять контроль состояния и использования автомобильных дорог в границах управляемых населенных пунктов.

Сход граждан как инструмент самоуправления

Рядовые граждане также могут принимать активное участие в деятельности самоуправления, и не только с помощью выборов. В рамках закона предусмотрен формат гражданского схода, который может проводиться в нескольких случаях.

Например, поводом такого сбора может стать вопрос о коррекции границ населенного пункта, в составе которого находится конкретный населенный пункт. Особенно это касается случаев, когда ставится вопрос о переходе поселения или района из одного образования в другое.

Также в поселениях с численностью жителей не более 100 человек сходом может решаться и вопрос об упразднении поселения при условии последующего расселения граждан. Что еще важно, сход не обязательно должен иметь юридическую правовую силу.

Волю собрания может проводить избранное должностное лицо местного самоуправления – это может быть тот же депутат, который отразит согласованное решение на очередном думском заседании.

Если же планируется наделить правовым статусом именно решение, принятое сходом без участия посредников, то закон предписывает в качестве условия, что более половины участников схода должны иметь избирательное право как жители указанного населенного пункта. Кроме того, решение будет правомочным, если за него отдадут свои голоса более половины участников на сходе.

Стоит отметить и еще одну форму принятия решений – на местном уровне вполне может использоваться такой инструмент, как референдум.

Для его реализации также необходимо присутствие достаточного количества местных жителей, которые при этом имеют статусы избирателей.

Сами же решения не должны противоречить законам, а также текущему уставу муниципального формирования. И, опять же, не исключен вариант проведения инициативы через депутата.

Заключение

В законах достаточно четко прописаны нормативы и процедуры, по которым происходит осуществление самоуправления, а также формирование его структуры. Но также остается место для коррекции отдельных правил исходя из специфики местных условий и текущих обстоятельств.

Специально на такие случаи и вводятся уставы, полностью составляемые местными органами самоуправления, конечно, с ориентацией на Конституцию и действующие законы.

Возможности для индивидуального подхода к осуществлению административной деятельности, к примеру, могут выражаться в установке крайних сроков, на которые выбирается должностное лицо местного самоуправления – это вполне может быть и 2 года, и 5 лет. Выбор конкретного периода будет определяться состоянием хозяйственной части, кадровой политикой и т. д.

Более того, для отдельных субъектов даже на законодательном уровне предписываются особые условия организации самоуправления. Подобные правила действуют, в частности, для наукоградов, закрытых административно-территориальных центров, приграничных территорий и др.

Причем коррекция того же устава в подобных случаях определяет не только нормативный подход к самой организации формирования органов и должностных лиц в структуре муниципального образования, но и отдельные положения с точки зрения проведения стратегии хозяйственной деятельности. Впрочем, есть и общие обязательные стандарты муниципального управления, которые охватывают и особые регионы.

Источник: https://FB.ru/article/314905/doljnostnoe-litso-mestnogo-samoupravleniya---eto-kto-organyi-i-doljnostnyie-litsa-mestnogo-samoupravleniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.