Дисциплинарный проступок гражданского служащего

Содержание

Виды дисциплинарных взысканий государственных служащих на гражданской службе

Дисциплинарный проступок гражданского служащего

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности.

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

[attention type=red]
Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.
[/attention]

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Порядок применения дисциплинарных взысканий и его особенности

Порядок применения дисциплинарных взысканий, установленный статьей 193 ТК РФ, обязателен для всех работодателей.

Сведения о дисциплинарных взысканиях не заносятся в трудовую книжку. Исключение составляют случаи, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Применение дисциплинарных взысканий для отдельных видов государственной службы имеют свои особенности. Очень важным является вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной ответственности, порядке наложения и приведения в исполнение дисциплинарного взыскания для государственных служащих. Здесь имеется ряд особенностей.Там же.

За что могут наложить взыскание

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Пример

Умышленным является такое поведение гражданского служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если лицо не предвидит вредных последствий своего поведения, однако могло и должно было предвидеть их наступление.

Поэтому на практике госслужащие оспаривают законность дисциплинарного взыскания, ссылаясь на отсутствие своей вины в совершенном деянии.

Судебная практика1. Г. обратилась в суд с иском к Магнитогорской таможне о признании незаконным п. 4 приказа о наложении на нее взыскания в виде замечания, выплате в ее пользу компенсации морального вреда в размере 1000 руб. В обоснование своих требований она указала, что замечание ей вынесено за непредставление ею, как госслужащим, сведений о доходах и имуществе супруга. Однако ее вины в этом нет: данные сведения не были указаны ею по независящим от нее причинам – супруг отказался их представлять. Как следует из материалов дела, не получив от супруга сведения о доходах, Г. представила в отдел кадров сведения на себя и несовершеннолетнего ребенка, а в отношении супруга в каждом разделе внесла запись: «Сведения представить отказался».Суд указал, что упомянутая обязанность госслужащего является безусловной, не зависящей от воли и желания как его самого, так и иных лиц, в том числе членов семьи. Законодатель квалифицировал действия (бездействие) госслужащего по представлению указанных сведений или представлению заведомо недостоверных сведений как правонарушение независимо от причин и условий его совершения. При этом причина совершения такого правонарушения имеет значение только для определения вида и размера ответственности.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания.Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей.Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст.37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном.Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий

Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий1. Для выяснения всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка и определения степени вины работника, совершившего проступок, руководитель организации обязан затребовать от работника письменное объяснение до привлечения его к дисциплинарной ответственности.Письменное объяснение представляется работником в двухдневный срок. Если по истечении этого срока оно не будет предоставлено, то составляется соответствующий акт с указанием присутствующих при этом свидетелей. Непредоставление работником объяснения не препятствует наложению взыскания.2. Дисциплинарное взыскание работодатель применяет непосредственно за обнаружением совершенного работником проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Днем обнаружения проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю работника стало известно о совершенном проступке. При этом не имеет значения, наделен ли этот руководитель правом применять дисциплинарные взыскания.Это правило комментируемой статьи распространяется на все случаи применения дисциплинарных взысканий, включая увольнение в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Если же указанные виновные действия совершены вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей, и, следовательно, не являются дисциплинарными проступками, то установлен иной срок. В этих случаях увольнение не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем (ч. 5 ст. 81 ТК).

Является ли видом дисциплинарного взыскания?

Выговор — это вид дисциплинарного взыскания, при повторном применении которого сотрудник может быть уволен. Подробная информация об этой мере пресечения указана в 192 статьей ТК РФ.Помимо выговора, взысканием также является замечание и увольнение. К работникам силовых структур возможно применение строгого выговора.В нормативном документе отсутствует перечень точных обстоятельств, при возникновении которых работодатель может объявить выговор.В процессе принятия решения руководитель компании должен адекватно оценить сложившуюся ситуацию и определить величину ущерба, нанесенного сотрудником.Выговор, как один из видов дисциплинарных взысканий может:

  • выступать в роли законных оснований для расторжения трудовых отношений с работником, который нарушил внутренний распорядок;
  • рассматриваться в качестве меры улучшения качества соблюдения правил производственной дисциплины.

Источник: https://kor66.ru/osparivanie/6729-vidy-disciplinarnykh-vzyskaniy-gosudarstvennykh-sluzhashhikh-na-grazhdanskoy-sluzhbe.html

Обзор судебной практики по вопросам поощрения и дисциплинарных взысканий на государственной гражданской службе, Обзор судебной практики от 22 февраля 2017 года

Дисциплинарный проступок гражданского служащего

Перед изучениемОбзора рекомендуем предварительно ознакомиться с егооглавлением.

I.Основные положения о поощрении и дисциплинарных взысканиях нагосударственной гражданской службе

Дисциплинарная практикана государственной гражданской службе складывается из двухсоставляющих:

-поощрений и награждений государственных гражданских служащих;

-дисциплинарных взысканий.

Решение о поощрении инаграждении гражданского служащего за безупречную и эффективнуюгражданскую службу в соответствии с частями2, 5 статьи55 Федерального закона от 27.07.

2004 N 79-ФЗ «О государственнойгражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N79-ФЗ) принимается представителем нанимателя / по представлениюпредставителя нанимателя — руководителя государственного органа иоформляется правовым актом государственного органа (нормативнымиправовыми актами Российской Федерации).

Поощрения (награждения)гражданских служащих могут носить как материальный (единовременноепоощрение, ценный подарок), так и моральный характер (орден,медаль, почетное звание) (часть 1статьи 55 Закона N 79-ФЗ).

За совершениедисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащееисполнение гражданским служащим по его вине возложенных на негослужебных обязанностей, гражданские служащие привлекаются кдисциплинарной ответственности.

Перечень взысканий,установленных в Законе N79-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию неподлежит.

Это: замечание, выговор, предупреждение о неполномдолжностном соответствии, увольнение с государственной гражданскойслужбы по основаниям, установленным пунктом2, подпунктами»а»-«г»пункта 3, пунктами5 и 6 части1 статьи 37 Закона N 79-ФЗ.

Право применения и выборавида взыскания принадлежит работодателю — государственному органу влице руководителя / иного представителя.

При этом важно, чтосоответствующее дисциплинарное взыскание не должно быть слишкомстрогой мерой наказания.

Если работодателем не будут учтены тяжестьсовершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка,степень его вины, характер нарушения, обстоятельства егосовершения, предшествующее поведение служащего, а также спецификапрохождения государственной службы, как профессиональнойдеятельности, предопределяющей особый правовой статус работника, ккоторому предъявляются повышенные требования к профессиональнойпригодности, к интеллектуальным качествам и исполнительскойдисциплине, привлечение служащего к дисциплинарной ответственностиможет быть признано судом незаконным.

Порядок применениядисциплинарного взыскания установлен в статье58 Закона N 79-ФЗ и предусматривает проведение служебнойпроверки перед применением дисциплинарного взыскания (часть 2статьи 58 Закона N 79-ФЗ).

Дисциплинарным проступкомможет быть признано только виновное неисполнение или ненадлежащееисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, тоесть для признания соответствующего деяния работника дисциплинарнымпроступком необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств:противоправность поведения работника, наличие его вины (в формеумысла или неосторожности), а также наличие причинно-следственнойсвязи между указанным деянием работника и наступившиминеблагоприятными последствиями.

Соответственно, припроведении служебной проверки должны быть полностью, объективно ивсесторонне установлены:

1) факт совершениягражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданскогослужащего;

3) причины и условия,способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарногопроступка;

4) характер и размервреда, причиненного гражданским служащим в результатедисциплинарного проступка;

5) обстоятельства,послужившие основанием для письменного заявления гражданскогослужащего о проведении служебной проверки (часть 2статьи 59 Закона N 79-ФЗ).

Следует отметить, чтонесоблюдение требований к порядку применения дисциплинарноговзыскания влечет отмену взыскания, примененного по результатамслужебной проверки, то есть является самостоятельным основанием дляпризнания незаконным наложения взыскания.

Иными словами, какотсутствие законного основания для применения дисциплинарноговзыскания (отсутствие факта совершения дисциплинарного проступка),так и несоблюдение представителем нанимателя установленного закономпорядка привлечения служащего к дисциплинарной ответственности (приналичии состава дисциплинарного проступка) влечет признаниеприменения дисциплинарного взыскания незаконным.

Отдельные ситуацииприменения к государственным гражданским служащим дисциплинарныхвзысканий рассмотрены в Обзоре судебной практики по спорам,связанным с прохождением службы государственными гражданскимислужащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом ВерховногоСуда РФ 22.06.2016).

Ниже приводится обзорвыводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по вопросампоощрения и дисциплинарных взысканий на государственной гражданскойслужбе, а именно:

-споры о включении в трудовую книжку записи о поощрении, взысканииединовременного поощрения;

-основания признания наложения дисциплинарного взысканиянезаконным:

-отсутствие (недоказанность) вины гражданского служащего в связи сненадлежащей регламентацией должностных обязанностей, вменениенарушения тех должностных обязанностей, которые на гражданскогослужащего возложены не были;

-наличие уважительных причин отсутствия на рабочем месте;

-гражданский служащий действовал в пределах компетенции и всоответствии с законом и должностным регламентом;

-нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания, дефектызаключения по результатам служебной проверки.

1.Споры о включении в трудовую книжку записи о поощрении, взысканииединовременного поощрения

1.1. Апелляционноеопределение Московского городского суда от 18.10.2016 N33-38274/2016

Исковыетребования:

С.В.

(гражданскийслужащий) обратился в суд к Счетной палате Российской Федерации(государственному органу) с требованиями о внесении в личное дело итрудовую книжку записи о поощрении в виде благодарности ПрезидентаРоссийской Федерации, объявленной коллективу Счетной палатыРоссийской Федерации Распоряжением Президента Российской Федерации,и взыскании с нанимателя единовременного поощрения.

Решение суда:

Вудовлетворении исковых требований отказано.

Позиция суда:

Руководствуясьстатьей55 Закона N 79-ФЗ, Положениемо Почетной грамоте Президента Российской Федерации и об объявленииблагодарности Президента Российской Федерации, утв.Указом Президента РоссийскойФедерации от 11.04.

2008 N 487, исходя из того, чтоблагодарность Президента Российской Федерации как одна из формпоощрения за заслуги в защите Отечества и обеспечении безопасностигосударства, укреплении законности, охране здоровья и жизни, защитеправ и свобод граждан, государственном строительстве, экономике,науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, спорте,благотворительной деятельности и иные заслуги перед государствомобъявляется как гражданам Российской Федерации, имеющим названныезаслуги, так и коллективам предприятий, организаций и учрежденийнезависимо от формы собственности, однако сведения о такомнаграждении вносятся в личное дело и трудовую книжку толькопоощренных лиц, то есть когда такое награждение (поощрение) носитисключительно адресный характер и применено непосредственно кконкретному гражданину, суд, установив, что в данном случаеРаспоряжением Президента Российской Федерации благодарность зазаслуги в укреплении системы государственного финансового контроляи большой вклад в повышение эффективности использования средствфедерального бюджета была объявлена всему коллективугосударственного органа без персонификации его членов, личногражданскому служащему (С.В.) такая благодарность не объявлялась,пришел к выводу о том, что у государственного органа не возниклообязанности по внесению в личное дело и трудовую книжку С.В.требуемых сведений и, как следствие, выплате единовременногопоощрения.

1.2. Апелляционноеопределение Ульяновского областного суда от 22.04.2014 по делу N33-1325/2014

Исковыетребования:

С. (гражданский служащий)обратилась в суд к Управлению Министерства здравоохранения,социального развития и спорта субъекта РФ по муниципальному району(государственному органу) с требованиями о взыскании невыплаченнойчасти единовременного денежного поощрения в связи с выходом нагосударственную пенсию за выслугу лет и денежной компенсацииморального вреда.

Решение суда:

Исковые требованияудовлетворены в части взыскания невыплаченной части единовременногоденежного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию завыслугу лет.

Позиция суда:

Признавнесостоятельными выводы суда первой инстанции о том, чтоопределение размера единовременного поощрения в связи с выходом нагосударственную пенсию является прерогативой работодателя ипроизводится за счет экономии фонда заработной платы, судапелляционной инстанции, установив, что решение о выплатеединовременного поощрения гражданского служащего (С.) в связи свыходом его на пенсию было принято, однако при определении размераданной выплаты не было учтено, что при принятии представителемнанимателя решения о выплате единовременного поощрения в связи свыходом на пенсию размер выплаты должен быть определен всоответствии с региональным законодательством о государственнойгражданской службе, рассчитал сумму единовременной выплаты,подлежащей взысканию с государственного органа, с учетом указанныхположений.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420398269

Дисциплинарная ответственность госслужащих

Дисциплинарный проступок гражданского служащего

Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ).

В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется.

Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

РуководителиГлавы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники)Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
СпециалистыЛюди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалистыСотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

Важно! За один дисциплинарный проступок на госслужащих может быть наложено только одно взыскание.

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Таким образом, деятельность государственных служащих регламентирована достаточно жестко, и оснований для наложения дисциплинарного взыскания довольно много.

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.

Важно! За иные дисциплинарные проступки, если они совершены однократно, уволить с государственной службы нельзя.

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст.

58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ.

Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

    Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения, степень вины служащего и то, как он раньше выполнял свои обязанности.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.

Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка.

Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года.

Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.

Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.

Во время проверки комиссия должна установить:

  • действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
  • содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
  • какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
  • характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
  • обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.

На служебную проверку отводится месяц с момента вынесения решения о ее проведении. При этом закон позволяет отстранить лицо, в отношении которого идет проверка, от работы с сохранением денежного содержание. Решение о целесообразности такой меры принимает представитель нанимателя.

Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:

  • давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
  • обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
  • по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.

По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.

Срок действия взыскания

Дисциплинарное взыскание действует в течение года после его вынесения. Если за это время сотрудник не допускал иных нарушений дисциплины, то по истечение года взыскание автоматически снимается. После этого считается, что никаких взысканий у служащего нет.

Снять взыскание можно и раньше. Для этого необходимо обратиться с соответствующей просьбой к руководству государственного органа, где человек работает. Сделать это может он сам или его непосредственный руководитель. Также руководство вправе сделать это по собственной инициативе.

Источник: https://lawinfo24.ru/trudovoe-pravo/trudovye-otnosheniya/disciplinarnaya-otvetstvennost-gosudarstvennyx-sluzhashhix

Порядок применения дисциплинарной ответственности для госслужащих

Дисциплинарный проступок гражданского служащего

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

[attention type=red]
Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.
[/attention]

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.