Деятельность менеджера

Содержание

В чем состоят основные функции менеджера?

Деятельность менеджера

Основная задача менеджеров состоит в том, чтобы создавать условия для групповой деятельности так, чтобы индивид вносил свой вклад в достижение групповых целей с минимальными затратами денег, времени, усилий, а также с минимальными неудобствами. Поэтому для реализации управленческой деятельности менеджер должен выполнять следующие функции:

  • административную (разработка и реализация кадровой политики: подбор, формирование штата, расстановка, адаптация персонала, повышение квалификации),
  • стратегическую,
  • экспертно-консультативную,
  • представительскую,
  • воспитательную,
  • психотерапевтическую,
  • коммуникативно-регулирующую,
  • инновационную,
  • дисциплинарную.

Рассмотрим эти функции более подробно.

Административная функция заключается в разработке и реализации кадровой политики. Выполнение этой функции предполагает проведение анализа трудового потенциала, планирование персонала, наем, подбор, маркетинг персонала, формирование штата, расстановку, адаптацию персонала, повышение квалификации, увольнение.

Стратегическая функция требует одновременного осуществления контроля, который, в свою очередь, должен, отвечать следующим условиям: иметь постоянный характер, быть объективным, должен быть формой проявления уважения к подчиненному.

Экспертно-консультативная функция требует профессиональной компетенции по поводу производственно-экономической деятельности предприятия, коммуникаций, межличностных отношений; делегирования полномочий; а также использования в ежедневной работе элементов консультирования.

Воспитательная функция должна базироваться на единстве морали, слова и дела, помощи в адаптации работников в коллективе.

Психотерапевтическая функция имеет целью обеспечение сотрудникам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне, оказания помощи.

Коммуникативно-регулирующая функция состоит в построении специальной системы информационного обеспечения управления подразделениями и организацией в целом.

Инновационная функция предполагает поиск эффективных методов управления, организации работы предприятия с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Дисциплинарная функция заключается в осуществлении контроля, мотивации деятельности персонала.

Какие роли выполняет менеджер в организации?

Все функции, выполняемые менеджерами, определяют разнообразие его ролей в процессе управления. Роль – это определенное поведение или набор действий, выполняемых в связи с должностью. Поэтому работа менеджера при выполнении возложенных на него функций связана с межличностными коммуникациями, информацией и принятием решений. Этим и определяется роль, выполняемая менеджером в организации.

Во-первых, это роль по принятию решения, которая выражается в том, что менеджер определяет направление движения предприятия, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер.

Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина.

Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает часто сделать гораздо труднее, чем найти параметры оптимального решения.

Во-вторых, это информационная роль, которая заключается в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в роли руководителя, формирующего отношения внутри и вне предприятия, он мотивирует коллектив на достижение целей, координирует усилия и, наконец, выступает как представитель организации.

Менеджер должен быть руководителем, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить.

Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени.

Таким образом, работа менеджеров состоит из комбинации нескольких ролей; эти роли взаимосвязаны; их важность меняется в зависимости от уровня управления.

Таким образом, менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми на предприятии.

Однако не все менеджеры играют одинаковую роль, не все менеджеры занимают одинаковую позицию, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны.

Каким образом реализуется распорядительная деятельность менеджера?

Основная задача организационно-административной деятельности – координация действий подчиненных. Никакие экономические рычаги не могут существовать без административно-распорядительного воздействия, которое обеспечивает согласованность в работе.

Организационно-административные методы базируются на власти руководителя, его правах, его собственной дисциплине и ответственности. Эти методы влияют на подчиненных через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые в письменной форме или устно.

Эти методы регламентируются правовыми аспектами трудового и хозяйственного законодательства.

Распорядительное влияние – это прямое административное указание, которое имеет обязательный характер и адресовано управляемым объектам или лицам.

Приказ – это распорядительный документ, изданный руководителем предприятия, которое является самостоятельным хозяйственным субъектом, с целью решения основных и оперативных задач.

Основная форма официальных отношений в системе управления – это распоряжение. Распоряжение – это сообщение, переданное руководителем своим подчиненным по поводу смысла и результатов их деятельности. Оно должно содержать: постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений (т.е. того, что не надо делать) и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжение должно соответствовать стратегии предприятия и компетентности как руководителя, так и исполнителя, поэтому распоряжение должно:

  • быть обоснованным и четко сформулированным;
  • быть обеспеченным необходимой информацией и материальными ресурсами;
  • позволять проверять результаты действий и быть направленным на их выполнение.

По способу отдачи распоряжения бывают устными, письменными и смешанными. Такое разграничение зависит от срочности, важности проблемы, которая решается, отношений между руководителями и подчиненными, степени зрелости последних. Устные распоряжения отдаются при решении срочных задач небольшой и средней сложности и важности в небольших стабильных коллективах.

Однако успешное распоряжение может быть неоднозначно понято (как теми, кто их выдает, так и теми, кто их получает). Распоряжение всегда лучше делать письменные, если они длинные (так как человек запоминает ограниченную часть информации).

Распоряжение может быть смешанным: сначала для оперативности отдаются устные, в том числе телефонные, а затем делается письменное подтверждение.

В зависимости от целей, особенностей ситуации, личности и уровня развития рабочих распоряжения могут быть директивными (приказ, команда, поручения и т.д.) или демократическими (советы, рекомендации, просьба, вызов добровольцев).

Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно в установленный срок выполнить задание. Приказ, который отдается устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, которые будут использованы при нарушении срока или порядка выполнения задач.

Поручение в отличие от приказа регламентируют только содержание задания, оставляя подчиненным право выбора способа действий, а иногда и срока исполнения.

Если задание обычное, а отношения доверительные, то распоряжение лучше сделать в виде просьбы.

Совет оставляет определенную свободу в отношении содержания, оставляя неизменным только его основное содержание.

От того, как отдаются распоряжения, зависит качество их выполнения. Поэтому зачастую они усиливаются средствами воздействия на исполнителя: убеждение, апелляция к логике (если рабочий имеет примерно равное положение с руководителем), пожелания, просьба (если сущность задачи с моральной точки зрения выглядит сомнительно), обещание вознаграждения, угрозами.

Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителя.

При постановке задачи подчиненному нужно объяснить: что и к какому сроку необходимо выполнить, какие средства при этом использовать; какова его роль; с кем необходимо поддерживать контакты; какие последствия могут быть в случае успешного или нет завершения работы. Задачи могут формироваться в двух пределах: максимальной, которую не надо превышать, и минимальную, ниже которой не надо опускаться.

Необходимо помнить, что большинство людей слабо воспринимают отдаленную перспективу, поэтому задача должна быть четко сформулированной и иметь определенный срок его исполнения. Но никогда нельзя представлять работу как срочную, так как это приводит к нервозности и падению эффективности, соперничеству между исполнителями.

Организация деятельности по выполнению задач должна быть регламентирована, так как в противном случае исполнительная дисциплина ослабевает.

Цель распоряжений – не только обязать исполнителей действовать, но и мобилизовать их инициативу, вызывать положительные эмоции. Это следует обеспечивать следующим образом:

  • соответствием возможностям подчиненных, их культуре, уровню образования, психологическим особенностям;
  • возможностью проявлять свои способности, инициативу, самостоятельность;
  • наличие сроков и форм отчетности;
  • формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем заранее составленной договоренности, доведением задания в форме вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием возможностей и способностей работника успешно выполнять задания.

Получая задание, подчиненный обязан:

  • внимательно слушать, уточнять, не пытаться самостоятельно во всем разобраться;
  • не спешить заверять в успешном выполнении задачи, так как выполнению могут помешать численность факторов;
  • не перекладывать работу на руководителя, не торопиться с выводами, советоваться с коллегами и подчиненными, своим руководителем.

Контакты руководителя с подчиненными проявляются в том, что руководитель формирует поручение, указание, распоряжение и форму исполнения. Известно, что от того, насколько умело выдано указание, в значительной степени зависит ход и результат выполнения указаний.

Существуют определенные рекомендации, которые позволяют завершить встречу так, чтобы распоряжения руководителя были приняты и исполнении:

  1. Четко, конкретно сформулировать цели и задачи.
  2. Убедиться, что подчиненный понял поручение.
  3. Исполнитель должен всегда знать, что ожидает от него руководитель.
  4. Формируя задачи, следует предусмотреть возможность контроля за его выполнением. «Разобраться» и «К исполнению» не дает возможности контроля с полной ответственностью.
  5. Не желательно менять задания исполнителю по ходу выполнения. Необходимо предоставить возможность довести задачу до конца, даже если результаты его будут использованы позднее.
  6. Кроме того, необходимо учитывать, что монотонные и односторонние задачи со временем не воспринимаются рабочими.
  7. Если задача представляется группе рабочих, то следует его обсудить со всеми будущими исполнителями, чтобы каждый понял не только общую задачу, но и свою роль в его исполнении. В этом случае достигается очень важный эффект – решение получает оценку со стороны того, кто его будет выполнять.
  8. Срок выполнения задания устанавливается не «за пять дней», а четко «до 10.10.05».
  9. Авторитет руководителя уменьшается, если его подчиненный получает распоряжение выполнить какое-либо задание «через его голову». В этом случае нарушается принцип единоначалия и в управленческой практике такое положение вещей допускаться не должно. Если имеет место такой инцидент, то подчиненный должен сообщить своему руководителю, который принимает решение о выходе из ситуации.
  10. Определяя задачи подчиненному, руководитель обычно испытывает сопротивление с его стороны. Это связано с рядом факторов: задание новое, привычка выполнять то, что не требует значительного умственного напряжения и т.д. Необходимо постепенно преодолевать это сопротивление.

Необходимо периодически пересматривать и переутверждать должностные инструкции. В тексте должно быть указано, что рабочий выполняет оперативные и другие указания руководителя, которые связаны с реальными рабочими обстоятельствами.

В составе руководителей выделяются два основных типа – линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения всего круга проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения.

Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то в отношении всей системы он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела –линейным (в вертикальных иерархиях одним из функциональных руководителей является менеджер, ответственный за координацию отношений).

Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов экономических, юридических, технических и прочих служб. Но принимать решение должен именно он. Принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем должны быть полностью согласованы все позиции.

Руководитель охватывает проблему в целом, во всех ее аспектах. Принятие решений – основная функция руководителя.

Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, за организацию работы по их реализации, а также за контроль исполнения.

Источник: http://topknowledge.ru/osnovmen/3383-v-chem-sostoyat-osnovnye-funktsii-menedzhera.html

Профессия менеджер: описание должности, зарплата

Деятельность менеджера

В деловой сфере профессия менеджера у всех на слуху, но при этом мало кто до конца понимает, в чем состоят функции этого работника и какими умениями он должен обладать. Профессионалы данного профиля очень востребованы, причем, спрос на них с каждым годом только растет.

Вот только вопреки распространенному мнению, это не универсальное направление. Как утверждают работники в области профориентации, чтобы стать востребованным управленцем мало получить соответствующие знания.

Надо еще и обладать определенным складом ума, типом характера и коммуникативными навыками.

Кто такой «менеджер»?

Менеджером называется наемный управляющий, который следит за производством, оборотом товаров или предоставлением услуг. Он управляет организацией или отделом, работает удаленно или непосредственно в офисе.

Менеджмент как направление подразумевает организацию рабочего процесса на всех его этапах или отдельных отрезках. Чем выше профессионализм работника и длиннее перечень навыков, тем шире могут быть его полномочия, больше зарплата и вероятность карьерного роста.

Функции и должностные обязанности управленцев

Чтобы понять, что это за профессия – представитель сферы менеджмента, рекомендуется изучить перечень требований, которые предъявляются к управленцу.

Не так важно, про стратегический, административный или производственный менеджмент идет речь, работник обязан распределять функции между сотрудниками, предоставлять им алгоритмы выполнения задач и контролировать все процессы на предприятии.

Независимо от направления деятельности, в список должностных обязанностей профессионала входят такие пункты:

  • запуск, ведение и контроль работы организации с целью поддержания ее бесперебойного и результативного функционирования;
  • определение стратегических целей и составление планов по выполнению задач;
  • оценка степеней риска заключаемых договоренностей, соблюдение их пунктов;
  • анализ деятельности предприятия в кадровой сфере, оценка работы персонала, составление планов мотивации и поощрения сотрудников;
  • поддержка плодотворной связи с деловыми партнерами;
  • анализ рынка с целью выявления спроса на профильные товары или услуги;
  • привлечение сторонних экспертов к решению поставленных высшим руководством задач.

Профессия менеджера предусматривает работу в разных сферах, независимо от того, управляет он небольшим отделом или огромным предприятием. цель этого специалиста – увеличение прибыли конкретной организации или снижение ее затрат.

Классификация представителей менеджмента

Описание профессии менеджера и перечень его должностных обязанностей во многом зависят от того, на каком уровне управления находится специалист. В направлении выделяют три международных ступени иерархии. На движение вверх по карьерной лестнице влияют: образование, наличие опыта и навыков, умение применить теоретические знания на практике.

Какие бывают менеджеры:

  • низшее звено. В категорию входят младшие начальники, у которых есть хотя бы один подчиненный. Для начала карьеры даже не требуется профильного образования. Яркий пример такого работника – мастер, администратор магазина или учреждения по предоставлению услуг, менеджер по продажам, заведующий кафедрой;
  • среднее звено. В этом случае без высшего образования не обойтись. Управление ведется на уровне отдела, цеха, факультета, одной из точек сети. Такой менеджер контролирует работу начальников низшего звена;
  • высшее звено. Это самая малочисленная категория. Даже на больших предприятиях такие управленцы представлены группой лишь из нескольких человек. Зачастую данные работники обладают дипломами в ряде сфер, многолетним опытом работы по конкретному профилю. Сюда входят директора предприятий, магазинов, образовательных и других социальных учреждений, производств.

Несмотря на схожие принципы работы управленцев во всех сферах, лучше изначально определиться с предпочтительной тематикой. Направление развития карьеры поможет установить профориентация. Путем тестов, разработанных психологами и статистиками, выявляют отрасли, которые наиболее интересны конкретному человеку.

Достоинства и недостатки работы в сфере менеджмента

Перед тем как отправиться учиться на менеджера, рекомендуется оценить плюсы и минусы профессии. Некоторые моменты можно рассматривать с двух сторон. Например, мобильность менеджера. Для одних частые командировки становятся приятным бонусом, для других – нежелательной спецификой работы.

Дэвид Заслав — ТОП-менеджер Discovery Communications. З/п $156 млн

Плюсы направления

Как и во многих других специальностях, в сфере менеджмента можно отлично зарабатывать. При этом перспективы карьерного роста практически безграничны. Даже управленцам высшего звена зачастую есть, куда расти, при условии наличия нужных навыков.

Менеджеры постоянно общаются с людьми, что позволяет им быстро обзаводиться полезными связями и при желании менять сферу деятельности. Еще одно достоинство такого выбора – востребованность квалифицированных сотрудников.

Опытный и амбициозный управленец всегда найдет себе хорошее место.

Минусы профессиональной сферы

Есть в профессии менеджера и негативные моменты. Во-первых, уровень конкуренции в данной сфере постоянно растет. Это требует от сотрудников полной отдачи, постоянного развития, работы над улучшением навыков.

Во-вторых, менеджерам необходимо быть готовым к работе в условиях стресса. Именно на них лежит ответственность принятия решений, они отвечают за полученный результат. Доходы у большинства менеджеров на начальном этапе их карьеры невысокие.

Зато их рост полностью зависит от самого специалиста.

Еще один важный момент – для работы в менеджменте надо обладать особым складом характера, или же посещать различные тренинги для развития необходимых качеств.

Характеристика человека, который рассчитывает на успех в качестве менеджера, выглядит примерно так. Это яркая и знающая себе цену личность с повадками лидера и умением управлять людьми.

Дополнительными плюсами менеджера считаются коммуникабельность, аналитический склад ума, внимательность, хорошая память.

Как стать менеджером

Обучение по направлению «менеджмент» сегодня проводится не только в больших профильных учреждениях, но даже региональных обучающих организациях.

Какие предметы нужно сдавать, чтобы поступить в вуз менеджмента, зависит от специфики направления. Сегодня менеджеров готовят как гуманитарные, так и технические факультеты.

Во втором случае, помимо хороших знаний по русскому языку, математике и обществознанию могут понадобиться высокие оценки по физике или химии.

На международный менеджмент требуется дополнительно пройти испытания по иностранным языкам.

На выходе из учебного заведения квалифицированный менеджер должен знать:

  • основы права в области регулирования коммерческой и предпринимательской деятельности;
  • стратегию ведения бизнеса и рыночную экономику;
  • специфику работы с персоналом;
  • технологии и правила ведения маркетинговых исследований, рекламных кампаний;
  • основы налогообложения, документооборота, делопроизводства, администрирования;
  • принципы составления бизнес-планов, коммерческих и юридических соглашений;
  • этику делового общения, положения охраны труда;
  • основы логистики и государственной сертификации.

Дополнительным плюсом для менеджера считаются знания, полученные на курсах по социологии, психологии, кадровому делу, основам рекламы и маркетинга. Современному менеджеру желательно владеть хотя бы одним иностранным языком на приличном уровне. У человека, который постоянно общается с людьми, должны быть правильная речь и высокий уровень грамотности.

Россия
36000—200000 ₽

Москва
40000—300000 ₽

Источник: http://PROFchoice.ru/atlas-professij/professiya-menedzher

Менеджер: понятие, характеристика и особенности профессии. В чем заключается работа менеджера

Деятельность менеджера

Сегодня в России всех подряд называют менеджерами, вплоть до того, что сотрудника клининговой компании именуют менеджером по чистоте. Это объяснимо тем, что не все люди понимают значение этого слова. Расскажем о том, что скрывается за понятием «менеджер», в чем особенности этой профессии и чем занимаются эти люди. Итак, для начала немного теории.

Понятие

Менеджер – это человек, профессионально занимающийся управлением чем-либо. За ним закрепляется ответственность по принятию управленческих решений, распределению полномочий и ресурсов. Люди этой профессии занимаются тем, что достигают целей с помощью исполнителей.

Под такое определение попадает довольно большая группа сотрудников: это руководитель организации или структурного подразделения, координаторы деятельности, узкие специалисты, управляющие различными этапами производственного процесса.

Понятие «менеджер», с одной стороны, очень общее и расплывчатое, поэтому в каждом конкретном случае его необходимо конкретизировать, наполняя определенными должностными обязанностями и задачами, а с другой, оно требует понимания специализации компании, так как в управлении многими процессами недостаточно только управленческих навыков и знаний.

Характеристики

Для того чтобы понять, в чем заключается работа менеджера, необходимо иметь общее представление об этой профессии. Менеджер – это управляющий чем-либо. Область его ответственности – это принятие решений на своем участке работ.

Менеджер умеет ставить цели и определять задачи, умеет оценивать риски, распределять ресурсы, при этом он обладает административно-хозяйственной самостоятельностью. Также представители этой профессии должны уметь хорошо работать с персоналом, потому что своих целей они могут достичь только при помощи других людей.

Особенности этой должности заключаются в том, что менеджеру приходится работать в условиях высокой изменчивости среды. Поэтому он должен уметь оценивать ситуацию и менять стратегию развития организации.

Понятия менеджмента и менеджера тесно связаны с достижением целей при рациональном расходовании ресурсов.

При этом главными целями управления являются: получение компанией прибыли, повышение эффективности работы предприятия, удовлетворение потребностей рынка в качественных товарах и услугах и решение социальных вопросов. В рамках этой деятельности основными функциями и задачами управленца являются:

  • формирование и оптимизация организационной структуры предприятия;
  • разработка систем производства и схем сбыта продукции;
  • координация деятельности различных структурных подразделений предприятия;
  • информационное обеспечение руководителей высшего звена;
  • управление работой вверенного подразделения.

Теоретик менеджмента Г. Минтцберг выявил три основных роли менеджера:

  1. Коммуникационная. Она заключается в том, что менеджер обеспечивает взаимодействие сотрудников в своем подразделении, а также устанавливает связи с другими структурными единицами организации, а при необходимости и с внешними аудиториями.
  2. Информационная. Менеджер собирает, обрабатывает, хранит и передает информацию, необходимую для продуктивного функционирования предприятия.
  3. Управляющая. Менеджер принимает решения, отдает распоряжения, контролирует процесс производства.

Должностные обязанности

Круг обязанностей менеджеров, конечно, различается в каждом конкретном случае, так как очень сильно связан со спецификой деятельности предприятия. Но в любом случае управленцам приходится заниматься четырьмя основными видами деятельности:

  • планированием;
  • организацией;
  • мотивацией;
  • контролем.

Именно на выполнение этих функций и направлено традиционное обучение менеджеров. Специфика задач, стоящих перед управленцем, предполагает, что он занимается умственным, творческим трудом.

Для того чтобы эффективно распределять ресурсы, принимать грамотные решения, нести ответственность за них, менеджеру приходится ставить цели перед собой и своими подчиненными, а потом планировать пути их достижения, контролировать исполнение этих планов. Это и есть круг обязанностей любого управляющего.

Цели эти могут быть разного уровня, это зависит от уровня менеджера. Также управленец должен проводить исследования ситуации на рынке, чтобы поставленные цели сохраняли свою актуальность и вели к процветанию компании.

Для того чтобы сотрудники качественно работали, помогали предприятию развиваться, их необходимо мотивировать, ставить перед ними актуальные для них и для компании, решаемые и посильные задачи.

А для оценки труда исполнителей менеджер должен вырабатывать адекватные критерии и вести грамотное измерение и учет деятельности подчиненных. Кроме того, менеджер должен создавать условия для развития персонала. Главное отличие менеджера от других работников в том, что на него в рамках исполнения должностных обязанностей возлагается ответственность за успехи и неудачи компании.

Профессиональные качества

Характеризуя понятие «менеджер», стоит отдельно остановиться на тех качествами, которыми должен обладать человек, решивший освоить данную профессию. К ним относятся:

  1. Обладание знаниями в сфере менеджмента.
  2. Компетенции в той сфере производства, в которой работает управленец. Например, менеджер-экономист должен разбираться не только в приемах управления, но и в сфере экономики и финансов.
  3. Практический опыт в области управления и в той сфере, в которой функционирует компания.
  4. Умение анализировать деятельность предприятия, конкурентов, рыночную ситуацию.
  5. Умение составлять прогнозы и принимать решения в условиях стабильного функционирования компании, а также в ситуации форс-мажора.

Личностные качества

Менеджерами могут быть не все люди, для этого необходима предрасположенность и наличие психологических и личностных качеств, часть из которых можно приобрести, а часть дается от природы. В перечень данных качеств входят:

  1. Инициативность. Менеджер должен уметь проявлять разумную и обоснованную инициативу.
  2. Деловая контактность. Управленцу постоянно приходится устанавливать взаимоотношения со многими людьми, поэтому нужно обладать высокой коммуникабельностью.
  3. Стрессоустойчивость. Менеджер постоянно работает в условиях сильного напряжения и поэтому должен уметь противостоять ему.
  4. Моральная зрелость. Для того чтобы принимать справедливые решения, необходимо иметь устоявшиеся жизненные принципы.
  5. Ораторские способности. Менеджер работает с людьми и ему необходимо уметь убеждать их, аргументировано объяснять задачи. Также считается, что менеджер должен быть креативным, целеустремленным, смелым, честным.

Требования, предъявляемые к менеджеру

Главными особенностями профессии менеджер являются динамично изменяющиеся условия, в которых приходится принимать решения, и высокая степень ответственности. Поэтому при приеме на работу к менеджеру предъявляют жесткие требования.

Среди них высокий профессионализм, причем и как управленца, и как специалиста в определенной области; специальное образование; опыт работы; рекомендации; знание делопроизводства.

При устройстве на работу оценивают степень владения соискателем управленческими технологиями и навыками, личные цели потенциального управленца, стремление к саморазвитию. Но самым ценным является готовность учиться и работать на благо компании.

Образование

Многие школьники задаются вопросом: «Как стать менеджером?» Сегодня образовательные программы по менеджменту есть практически в каждом вузе.

Это может быть подготовка собственно управленцев, а может быть обучение менеджменту в определенных отраслях: медицине, аграрном секторе, в сфере информационных технологий. Программы обучения менеджеров включают большое количество дисциплин по разным аспектам управления.

Так, студенты получают знания по антикризисному и стратегическому управлению, по работе над проектами, по управлению разными видами ресурсов. Также в программах есть много предметов по психологии, ведь менеджеру придется работать с людьми.

Для эффективной работы в будущем студентам читают курсы финансового менеджмента, лекции по маркетингу, экономической и юридической грамотности, а также курсы по предпринимательской деятельности.

Виды менеджеров

Полная характеристика профессии менеджер невозможна без представления о том, какие ступени карьерной лестницы в ней возможны. Обычно выделяют менеджеров нижнего звена. Это специалисты, организующие работы на разных этапах производства.

Данная группа является самой многочисленной в данной профессии, в нее приходят не только люди со специальным образованием, но и те, кто, например, окончил курс финансового менеджмента. К этому виду относятся менеджеры по отдельным видам работ: по продажам, по поставкам, мастера, прорабы и т. п.

Менеджеры среднего звена организуют работу структурных единиц компании, к ним относятся заведующие и руководители структурными подразделениями. Топ-менеджеры или управленцы высшего звена руководят всей компанией в целом или целыми частями отрасли. Сюда относятся директора, министры, ректоры.

Это самая малочисленная группа руководителей, на них ложится самая большая ответственность за деятельность организации.

Управленцам обычно приходится работать в каких-либо отраслях и из этого вытекает их специализация. Наиболее частыми встречаются такие виды специализации:

  • менеджер по продажам;
  • менеджер по персоналу;
  • офис-менеджер;
  • менеджер по рекламе;
  • менеджер по туризму.

Место менеджера в организации

В рамках конкретной организации менеджер может выполнять разные функции. Традиционно людям этой профессии отводится одно из трех мест. Либо он организатор каких-то работ, лидер программно-целевых групп, ответственный за выполнение отдельного объема работ.

Например, менеджер по проектам в брендинговом агентстве занимается тем, что ведет проект заказчика от начала до конца, от момента подписания договора и заполнения брифа до сдачи заказа и подписания акта приема-передачи. А менеджер по продажам в магазине или оптовой компании занимается поиском покупателя и организует продажу нужного товара, т. е.

его задача — выполнить определенную работу. Либо он может быть руководителем структурного подразделения, возглавлять группу людей, его подчиненных. Так, начальник отдела кадров будет менеджером по отношению к сотрудникам данного отдела.

Он может давать им поручения, распределять нагрузку, стимулировать их к хорошей работе, поощрять сотрудников и налагать на них санкции. Либо менеджер может быть администратором разного уровня управления, его задача — организовать производственный процесс, сделать его эффективным.

Например, менеджер-экономист будет организовывать работу компании именно в сфере своей специализации. Хотя в этом ракурсе менеджер часто понимается как человек без специализации. Такой администратор может руководить любым предприятием или производством, так как он знаком с методами управления.

Плюсы и минусы профессии менеджер

У любой профессии есть свои достоинства и недостатки. К плюсам профессии менеджер относятся:

  • высокий социальный статус престижность;
  • хорошие возможности карьерного роста;
  • возможности приобретения опыта предпринимательства и впоследствии открытие собственного бизнеса;
  • достаточно хорошая оплата труда.

Минусами этой профессии можно назвать:

  • высокую стрессовость, большие затраты личных ресурсов;
  • риск при принятии решений;
  • отсутствие единых шаблонов выполнения должностных обязанностей, высокая вариативность.

Источник: https://FB.ru/article/445709/menedjer-ponyatie-harakteristika-i-osobennosti-professii-v-chem-zaklyuchaetsya-rabota-menedjera

Место и роль менеджера в организации, его основные функции

Деятельность менеджера

Менеджеры – это ключевые сотрудники организаций (рис. 1), которые решающие управленческие задачи и осуществляют управленческую деятельность.

 
Рисунок 1 — Схема взаимосвязей между интеллектом руководителя и эффективностью руководства (по Ф. Фидлеру и А. Лейстеру)

Менеджер выполняет следующие функции:

  • обеспечивает выполнение компанией ее основных целей и задач;
  • устанавливает и проектирует взаимодействие между отдельными действиями и операциями;
  • разрабатывает стратегию по поведению компании в динамичной внешней среде;
  • обеспечивает служение компании интересам тех учреждений и лиц, которые осуществляют контроль деятельности организации;
  • информационно связывает компанию и окружающую среду;
  • несет формальную ответственность за получаемые результаты деятельности компании;
  • представляет компанию на различного рода мероприятиях.

Обогащение роли менеджера

Эдмунд Маршалл предложил интересную метафору роли менеджера на предприятии в книге «Бизнес и общество» (Marshall, 1993). Он сравнил организацию с вращающимся колесом.

Если представить предприятие в виде колеса, то менеджер в середине 20 века был его осью. Сегодня место менеджера в компании сдвинулось к окружности этого колеса. Данная тенденция связана с изменившейся ролью менеджера в компании, с более глубоким пониманием его целей и задач.

Если ранее считалось, что внешние факторы (такие как уровень спроса и предложения труда, материалов, определялись какой-то невидимой силой на рынке, и в ситуации падения уровня спроса на готовую продукцию либо подорожания материалов затраты списывались на воздействие внешних сил, то сейчас бо́льшая ответственность переносится на менеджера. Он должен скоординировать деятельность компании в соответствии с изменениями внешней среды. Соответственно, сейчас место менеджера стало намного ближе к границам компании. Ему должна быть видна картина, происходящая снаружи.

Направления менеджмента

Как научно-практическая дисциплина менеджмент фактически является системой специализаций и направлений со своими методами и предметами. Каждое направление специализируется на одном либо спектре компонентов или процессах в компании.

Можно разграничить пять групп процессов внутри предприятия, которые выступают объектами управления:

  • персонал;
  • производство;
  • финансовая бухгалтерия;
  • маркетинг;
  • учетная бухгалтерия.

Основные направления менеджмента:

  • управление персоналом;
  • маркетинг;
  • управление производством;
  • управление проектом и затратами;
  • логистика;
  • стратегическое управление;
  • управление внедрением;
  • управление сервисом;
  • управление качеством;
  • теория принятия управленческих решений; 
  • имитационное моделирование;
  • управление информационными ресурсами.

Управление производством включает:

  • управление проектированием разработкой и продукта организации;
  • определение технологического процесса, расстановку техники и кадров по процессу в целях оптимизации уровня затрат на производство и выбор методов производства продукции;
  • управление закупкой материалов, полуфабрикатов и сырья;
  • управление запасами на складах, которое включает в себя управление хранением полуфабрикатов собственного изготовления и закупленных товаров для внутреннего использования и конечного продукта;
  • контроль качества.

Управление маркетингом необходимо для сбалансированности целей компании и процессов удовлетворения потребностей ее клиентов. Оно включает:

  • изучение рынка;
  • сбыт;
  • создание системы сбыта;
  • распределение созданной продукции;
  • ценообразование;
  • рекламу.

Управление финансами необходимо для регулирования движения финансовых средств в компании, в том числе:

  • оценку финансового потенциала компании;
  • составление финансового плана и бюджета;
  • распределение денежных средств между различными сторонами, которые определяют жизнь и успешное функционирование компании;
  • формирование денежных ресурсов компании.

Управление эккаунтингом необходимо для управления процессом анализа и обработки финансовой информации о деятельности компании в целях сравнения фактического положения с возможностями и деятельностью других компаний. Сравнительный подход предоставляет возможность оптимизировать функционирование предприятия в будущем.

Основные направления работы менеджера по работе с персоналом (HRM)

Направления работы HR-менеджера включают:

  • Профессиональный отбор.
  • Регулирование оплаты труда.
  • Обучение и развитие.
  • Организационное планирование и анализ работы.
  • Оценка успешности выполнения.

Управление персоналом компании связано с эффективностью применения возможностей персонала в целях достижения задач компании. Оно включает следующие компоненты:

  • подбор и расстановка кадров;
  • обучение и развитие кадров;
  • компенсация за труд;
  • поддержание отношений с профсоюзами;
  • разрешение трудовых споров;
  • создание условий на рабочих местах.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/upravlenie-personalom/funktsii-menedzhera/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.