Дефицит федерального бюджета

Содержание

Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит федерального бюджета

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами. 

Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.

Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.

Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.

Профицит и сбалансированный бюджет

Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.

Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.

Причины бюджетного дефицита

  • Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.
  • Рост неоплаченного государственного долга.
  • Сокращение доходов из-за экономического кризиса.
  • Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.
  • Неэффективность финансовой системы государства.
  • Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.
  • Коррупция.

Виды бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.

Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.

  • Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.
  • Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Последствия дефицита бюджета

Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.

Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.

Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.

Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита

  • Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.
  • Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.
  • Бюджетные кредиты.
  • Доходы от продажи государственного имущества.
  • Использование государственных резервов.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита

  • Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
  • Кредиты иностранных государств.
  • Кредиты зарубежных банков и фирм.
  • Кредиты международных финансовых организаций.

Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами. 

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:

  • Денежная эмиссия. Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.
  • Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.
  • Секвестирование бюджета. Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.

Источник: https://www.anews.com/p/114440530-deficit-byudzheta-istochniki-finansirovaniya-deficita-gosudarstvennogo-byudzheta/

Федеральный бюджет: снижение дефицита

Дефицит федерального бюджета

Введите запрос для поиска

Новости банковАналитика 6 Февраля 2018 В 2017 году, согласно данным министерства финансов, федеральный бюджет РФ был исполнен с дефицитом 1,5%, что значительно лучше первоначального плана дефицита бюджета в 3,2% ВВП. Снижение дефицита бюджета было достигнуто благодаря ценам на нефть, значительно превысившим в 2017 г.

заложенные в первоначальный вариант 40 долл. за баррель. Федеральный бюджет РФ на 2018 год, как и бюджет на 2017 г., сформирован на основе консервативного прогноза цен на нефть согласно Бюджетному правилу – $43,8 за баррель нефти марки «Юралс» при среднем курсе доллара в 64,7 руб. Расходы бюджета в 2018 г.

должны снизиться относительно 2017 г. на 200 млрд руб. до 16,5 трлн. руб., а доходы возрасти на 200 млрд руб. до 15,3 трлн руб. В результате запланированный бюджетом дефицит должен составить 1,3% от ВВП.

Базовый прогноз Центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка предполагает среднюю стоимость нефти марки «Юралс» в 2018 г. на уровне $61,1 за баррель, а средний курс доллара США к рублю на уровне 56,7. Расходы бюджета в нашем базовом сценарии составят около 17,0 трлн руб.

, превысив заложенную в текущую редакцию бюджета сумму, так как в условиях дополнительных доходов правительство склонно наращивать расходную часть. Дефицит бюджета составит при этом 0,6% от ВВП благодаря значительному росту нефтегазовых доходов относительно запланированных.

Бюджетная политика РФ носит консервативный характер и не является источником риска для рынка государственного и корпоративного долга. Мы ожидаем дальнейшее снижение дефицита бюджета в 2018 году.

Источники покрытия дефицита – есть шанс отказаться от траты ФНБ

В то время как огромный дефицит бюджета 2016 г. покрывался из различных источников, ключевыми из которых были Резервный фонд и приватизация, в 2017 г. основным источником покрытия дефицита стали государственные заимствования, объем которых превысил прошлогодние почти в 2 раза. Траты Резервного фонда в 2017 г. на покрытие дефицита бюджета составили 957,6 млрд руб.

Фактические же проводки будут выглядеть следующим образом: Минфин, согласно бюджету, использует средства Резервного фонда в объеме 957,6 млрд руб., для чего ЦБ осуществляет обмен валютных средств Резервного фонда на рубли с помощью эмиссии, затем в начале 2018 г. Минфин зачислит на счета ФНБ валютные средства в объеме около 812 млрд руб.

сверхдоходов бюджета, которые были потрачены Минфином на покупку валюты с марта 2017 г. Таким образом, фактический суммарный объем ФНБ и Резервного фонда снизился по итогам 2017 г. лишь на разницу между тратами Резервного фонда и объемом покупок валюты Минфином. Согласно федеральному бюджету, в 2018 г., также как и в 2017 г.

, планируется покрытие дефицита бюджета в размере 1 271,4 млрд руб. за счет новых государственных заимствований и расходов средств ФНБ, который был объединен с Резервным фондом на базе ФНБ с начала 2018 г. Законом о бюджете запланировано чистое привлечение в объеме 817,0 млрд руб., что значительно ниже уровня 2017 г. в 1 164,9 млрд руб.

, а из ФНБ на финансирование дефицита планируется направить 592,6 млрд руб. Правительство не планирует в ближайшие 3 года приватизацию значительных государственных активов и, несмотря на включение в бюджет доходов в объеме 13 млрд руб., не определилось со списком активов для приватизации. В 2018 г. мы прогнозируем дефицит бюджета в объеме 538,9 млрд руб.

, который будет полностью покрыт за счет чистых внутренних государственных заимствований в размере 690,1 млрд руб., что ниже уровня 2017 г. на 474,8 млрд руб. Мы не предполагаем приватизации государственных активов в 2018 г.

– как по причине отсутствия стимулов у правительства использовать этот источник финансирования дефицита бюджета, так и по причине санкций, препятствующих возможности привлечения широкого круга инвесторов к приватизации и, соответственно, реализации активов по высоким ценам.

Долговая нагрузка бюджета: незначительный рост

Несмотря на значительные объемы эмиссии государственного долга, долговая нагрузка России по-прежнему остается на очень низком уровне.

Внутренний долг
Объем внутреннего долга России демонстрирует постоянный рост.

Однако темпы прироста внутреннего долга к ВВП остаются умеренными, а отношение долга к ВВП находится на очень низком уровне относительно сопоставимых экономик. Так, на конец 2017 г. отношение внутреннего долга к ВВП составило 9,9%, при этом на государственные гарантии из них приходится 2,0% от ВВП.

Таким образом, без учета гарантий внутренний долг РФ составил всего лишь 7,9% от ВВП.

Наш прогноз предполагает, что объем внутренних заимствований Минфина в 2018 г. вследствие значительно более высоких нефтегазовых доходов бюджета будет снижен относительно текущей редакции бюджета на 126,9 млрд руб. до 720 млрд руб. Ожидаемое нами отношение внутреннего долга к ВВП также составит 10,4% за счет чуть меньшего размера прогнозируемого нами объема ВВП за 2018 г..
Внешний долг Внешний долг России в 2017 г. находился на стабильном и очень низком уровне. Снижение доходностей на российские государственные облигации позволило Министерству финансов разместить еврооблигации на $3 млрд, а также провести обмен выпуска погашением в 2018 г. и амортизируемого выпуска Russia-2030 в объеме $4 млрд на облигации с погашением в 2027 и 2047 гг. В бюджете на 2018 г. не предусмотрено увеличение чистого объема внешних заимствований и даже предполагается их сокращение на 29,2 млрд руб., однако предполагается значительное увеличение объема государственных гарантий, номинированных в иностранной валюте. Получателем гарантий выступает государственный Росэксимбанк, на который возложены задачи по поддержке российского экспорта. Вследствие этого внешний долг РФ возрастет, согласно бюджету, на 1,5 п.п. до 4,8% от ВВП, а долг без учета гарантий сохранится на уровне 2,6% из-за валютной переоценки величины ВВП. По нашим оценкам, общий объем внешнего долга РФ с учетом гарантий должен возрасти на 0,9 п.п. до 4,2% ВВП, в то время как внешний долг без учета гарантий сократится на 0,3 п.п. до 2,3% от ВВП. Долговая нагрузка Федерального бюджета в 2017 г. составила около 0,8% ВВП, а в 2018 г., согласно бюджету, долговая нагрузка увеличится до 0,85%.
В целом и текущие уровни долговой нагрузки, и расходы на обслуживание долга по мировым стандартам видятся низкими и не несущими дополнительных рисков для российской финансовой системы.

Долговая нагрузка регионов: ситуация улучшается

В 2017 г. долговая нагрузка регионов прекратила свой рост и, по наиболее актуальным на текущий момент данным за 11 месяцев 2017 г., показывает снижение с начала года на 9,0%.

Произошло это как благодаря росту налоговых и неналоговых доходов регионов, ставших следствием возобновления экономического роста, так и благодаря сокращению расходов бюджетов как минимум в реальном выражении.

Снижению долговой нагрузки регионов способствует политика федерального министерства финансов, ужесточающего требования по долговой нагрузке к регионам. Так, с 2018 г. каждый новый рубль коммерческого долга региона должен быть обеспечен минимум 2 руб. увеличения собственных доходов.

При этом в последние годы благодаря федеральной помощи региональным бюджетам, которая заключалась в замене дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными кредитами, существенно изменилась структура долга субъектов Российской Федерации: так, доля бюджетных кредитов возросла с 31,0% в 2014 г. до 44,7% (по данным на 01.11.2017).

Долговая нагрузка распределена среди регионов крайне неравномерно: так, при среднем уровне долговой нагрузки на уровне 30% от их налоговых и неналоговых доходов за последние 12 месяцев, долговая нагрузка 10 регионов составляет менее 10% таких доходов, а нагрузка 8 регионов превышает 100% их соответствующих доходов. В конце октября 2017 г.

ряд регионов из этого списка – а именно Удмуртия, Карелия и Хакасия – обратились к федеральному центру за финансовой помощью. Ответом на эту просьбу Президентом было объявлено решение о выделении целевых кредитов регионам для сокращения задолженности перед коммерческими банками в объеме 60 млрд руб. в 2017 г.

Помощь будет оказана регионам, чья задолженность по коммерческим займам превышает 50% общего долга. Таким образом, в 2018 г. можно ожидать дальнейшего улучшения ситуации с дефицитами региональных бюджетов, как благодаря ожидаемому нами экономическому росту, так и благодаря ужесточению подхода Минфина к долговой нагрузке регионов. Однако в целом консолидированный бюджет в связи с политикой ограничения расходов бюджетов будет вносить отрицательный вклад в экономический рост.

ФНБ: накопления государства снова растут

Источник: https://finansist-kras.ru/news/analitics/federalnyy-byudzhet-snizhenie-defitsita/

Читать онлайн Бюджетная система РФ. Ответы на экзаменационные билеты страница 28. Большая и бесплатная библиотека

Дефицит федерального бюджета

Дефицит бюджета представляет собой превышение расходов бюджета над доходами. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом о бюджете утверждаются и источники его финансирования. Однако текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15 % объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Доходы и расходы государственного бюджета могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни это происходит редко.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета.

Величина дефицита определяется при утверждении бюджета . В России согласно Бюджетному кодексу размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга.

Поступления и платежи органов государственного управления определяются по кассовому методу, т. е. по фактическому движению денежных средств

При составлении бюджетов всех уровней не учитывается их задолженность по неоплаченным обязательствам. Неоплаченные государственные обязательства не принимают официально форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Поэтому необходимо производить альтернативный расчет дефицита государственных финансов с добавлением к дефициту сумм неоплаченных государственных обязательств.

Аналогичные расчеты могут производиться также в случаях переноса платежных обязательств на следующий год. Такой перенос ведет к росту текущей задолженности . Возникает необходимость анализа данных о тех этапах получения доходов и осуществления расходов, для которых не оформлены платежные поручения по расходованию.

Чтобы проанализировать финансовые операции органов государственного управления с позиций обеспечения ликвидности и получения прибыли, определяется чистая финансовая позиция государственного бюджета – величина, характеризующая финансовые активы минус обязательства.

Внутренние и внешние операции органов государственного управления по-разному влияют на экономическое положение страны.

Поэтому в целях оценки воздействия государства на внутренний спрос и объем денежной массы внутри страны могут быть рассчитаны внутренний бюджет и величина дефицита внутреннего бюджета.

Для оценки влияния на экономику внешнеэкономических факторов может быть рассчитан внешний бюджет. В зависимости от поставленных задач возможны и другие альтернативные расчеты дефицита.

Использование альтернативных методов определения дефицита дополняет расчеты дефицита и методов его финансирования, производимые по концептуальной методологии, в соответствии с которой производится рассмотрение проблем финансирования дефицита.

68. Способы финансирования дефицита бюджета

Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемое двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег.

Финансирование заключается в обеспечении необходимыми денежными средствами расходов органов государственного управления . Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления размера доходов органов государственного управления и их расходов.

Сальдо производимых расходов и поступающих доходов имеет значение для государственного регулирования экономики.

Для финансирования дефицита государственного бюджета государство привлекает :

1) кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ;

2) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

5) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте. Все источники финансирования дефицита государственного бюджета делятся на внешние и внутренние.

Источники финансирования государственного бюджета можно классифицировать по типу кредитора.

1. Внутреннее финансирование:

1) от органов кредитно-денежного регулирования;

2) от коммерческих банков;

3) от других частей сектора государственного управления;

4) от прочих финансовых учреждений;

5) от нефинансовых государственных предприятий;

6) от нефинансовых частных предприятий;

7) от домашних хозяйств.

2. Внешнее финансирование:

1) от международных организаций экономического развития;

2) от органов управления иностранных государств;

3) от иностранных коммерческих банков;

4) от иностранных фирм (поставщиков);

5) прочее внешнее заимствование.

По типу долгового обязательства источники финансирования делятся следующим образом.

1. Внутреннее финансирование:

1) долгосрочные облигации;

2) краткосрочные обязательства и векселя;

3) долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям;

4) краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям;

5) прочие обязательства.

2. Внешнее финансирование:

1) долгосрочные обязательства;

2) краткосрочные обязательства и векселя;

3) долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям;

4) краткосрочные обязательства и авансы, не отнесенные к другим категориям.

3. Прочие обязательства.

В России пока не налажено формирование информации о заимствовании по типу кредитора и по типу долгового обязательства.

Составляется смешанная классификация, не позволяющая выявить взаимосвязь государственного финансирования с другими финансовыми потоками.

Эта смешанная классификация разделена на классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ и классификацию источников внешнего финансирования федерального бюджета.

В результате финансирования дефицита бюджета образуются непогашенные обязательства. Сумма непогашенных обязательств образует государственный долг.

Объем финансирования определяется величиной взятых за бюджетный период долговых обязательств за вычетом погашения.

Величина государственного долга характеризуется объемом непогашенных обязательств на конец какого-либо периода, включая неоплаченные долговые обязательства предыдущих периодов.

69. Влияние способов финансирования дефицита бюджета на экономику страны

Стабильное развитие экономики является целью финансовой политики любого государства. Для покрытия дефицита бюджета могут быть использованы:

1) внутреннее заимствование;

2) внешнее заимствование;

3) денежная эмиссия.

Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью:

1) выбора источников финансирования и изменения их условий, например объема, срока обращения, доходности и др.;

2) выпуска государственных ценных бумаг;

3) соотношения внутренних и внешних займов;

4) создания благоприятных условий для сохранения внутренних сбережений населения;

5) индексации ценных бумаг и вкладов;

6) ограничения расходов по обслуживанию государственного долга и т. д.

Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно быть направлено на содействие развитию производства и увеличению занятости населения.

Бюджетные ассигнования и кредиты должны выделяться под реальные программы по мере достижения эффекта и при достаточных гарантиях возврата средств.

Следовательно, операции финансирования должны быть согласованы с общей финансовой и экономической политикой государства.

Основными источниками финансирования дефицита госбюджета являются государственные займы. В случае более быстрого роста расходов по сравнению с доходами значимость такого источника финансирования, как заемные средства, возрастает.

Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. Привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос.

Если эти средства направлять на инвестиции и другие производственные затраты, общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату зарплаты и пенсий – не изменится.

При заимствовании в бюджет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.

Источник: https://dom-knig.com/read_165721-28

Доходы и расходы: Россия ликвидировала дефицит бюджета

Дефицит федерального бюджета

2018-05-15T08:00+0300

2018-05-15T13:25+0300

https://ria.ru/20180515/1520541352.html

Доходы и расходы: Россия ликвидировала дефицит бюджета

https://cdn24.img.ria.ru/images/136327/96/1363279604_0:151:3076:1896_1036x0_80_0_0_64d1caf214aa992f74c065ceb5103ab9.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Наталья Дембинская

https://cdn24.img.ria.ru/images/143062/93/1430629347_685:0:2860:2174_100x100_80_0_0_b46e0ea5192b07c809e7622fdec1fa.jpg

МОСКВА, 15 мая — РИА Новости, Наталья Дембинская. В 2018 году федеральный бюджет России будет исполнен без дефицита — впервые за последние семь лет. По оценкам Минфина, доходы превысят расходы более чем на полтриллиона рублей. Откуда взялся профицит и куда пойдут «лишние» деньги — в материале РИА Новости.

Еще в октябре глава Минфина Антон Силуанов говорил о ликвидации бюджетного дефицита к 2019 году.

Теперь прогнозы пересмотрены в лучшую сторону: уже в 2018-м доходы бюджета могут превысить расходы на 440,6 миллиарда рублей.

На этот год в ведомстве планировали бюджетный дефицит в 1,3 процента ВВП, или 1,27 триллиона рублей. Сейчас доходы бюджета ожидают на уровне 17,032 триллиона рублей, а расходы — 16,591 триллиона рублей.

Помогла дорожающая нефть. Стоимость черного золота почти вдвое превысила заложенные в бюджете консервативные 40 долларов за баррель.

Таким образом, доходы российского бюджета от экспорта углеводородов вырастут до 2,75 триллиона рублей — это в пять раз больше, чем заложено в бюджете (527,6 миллиарда рублей).

Сто долларов за баррель

Подарок в виде скачка нефтяных цен России, как ни странно, преподнесли США. Баррель начал обновлять максимумы после решения Дональда Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном. Жесткость формулировок Трампа, по сути означающих выход на новые санкции, подтолкнула баррель к очередным высотам.

Доля Ирана на мировом нефтяном рынке — около четырех процентов. Экономические ограничения в отношении Тегерана способны сократить предложение и вызвать дефицит сырья на торговых площадках, что незамедлительно отразится на ценовой конъюнктуре. Речь идет об уходе с рынка иранской нефти в объеме порядка двух миллионов баррелей в день.

Такая перспектива привела к тому, что мировые банки стали наперебой улучшать прогнозы по ценам на черное золото. В Bank of Ameriса, одной из самых авторитетных кредитных организаций, считают, что уже к 2019 году нефть подорожает до 100 долларов за баррель.

Непредсказуемость

Большинство аналитиков более сдержанны, но общий прогноз сводится к тому, что нефтяные котировки сохранятся на высоком уровне — в коридоре 70-80 долларов за баррель.

Ложкой дегтя может обернуться дополнительная опция, озвученная американским президентом, которую, впрочем, не считают основной.

«Угрозами и запугиванием Иран призывают пойти на дополнительные уступки, в том числе и по доступу на ядерные объекты. И хотя Трамп сказал это скороговоркой, если это реализуется, иранский фактор может рассосаться», — отмечает Николай Подлевских, начальник аналитического отдела «Церих кэпитал менеджмент».

Эксперт указывает и на то, что, если на волне эйфории от нефтяных котировок страны ОПЕК+ скорректируют соглашение, во второй половине года нефтяные цены резко пойдут вниз.

Консервативный подход

Сейчас все нефтегазовые сверхдоходы (те, что поступают от цены нефти выше установленной бюджетом планки) направляются на наращивание национальных резервов. Таково бюджетное правило: как можно больше излишков тратить на покупку валюты.

«Во многом это справедливо, так как доходы — плановый показатель, а расходы носят характер обязательств. Финансовый блок осторожничает и не позволяет увеличивать расходы», — отмечает Денис Давыдов, главный аналитик Nordea Bank.

В условиях непредсказуемости подход к госфинансам не меняется: придерживаться бюджетной консолидации. Если в расходной части и будут корректировки, то вряд ли серьезные, а вопрос о дополнительном финансировании возникнет не раньше 2019 года.

Подтолкнут к расходам

И все же, несмотря на консервативность Минфина, правильную с точки зрения финансов, к расходам, в частности в социальной сфере, неизбежно подтолкнут майские указы президента. Если нефтяные котировки не снизятся, расходную часть бюджета по самым социально значимым направлениям вполне могут увеличить.

Пока же регулятор с этим не спешит. «Очевидный путь — наращивание резервов, по этому пути идут многие европейские страны. Так мы создаем себе подушку безопасности и снижаем зависимость от нефти», — резюмирует Александр Егоров, валютный стратег TeleTrade.

Источник: https://ria.ru/20180515/1520541352.html

Дефицит и профицит бюджета

Дефицит федерального бюджета

Определение 1

Бюджетный дефицит — это национальный бюджет с отрицательным сальдо, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета больше суммы предполагаемых доходов.

Схематично механизм бюджетного дефицита (профицита) можно проиллюстрировать простым математическим выражением

«доходы» — «расходы» = «сальдо»:

  • при сальдо равном нулю – сбалансированный бюджет, уравновешивание статей доходов с расходными статьями бюджета;
  • при сальдо больше нуля – профицит бюджета, доход превышает расходные статьи бюджета;
  • при сальдо меньше нуля – дефицит бюджета, доход ниже расходных статей бюджета.

Бюджетный дефицит в экономической политике государства – большая проблема для решения задач по национальному развитию. Необходимо контролировать сбалансированность бюджета.

Существует ряд методов для осуществления такого контроля, а определенные финансовые шаги по покрытию дефицита оказывают существенное влияние на урегулирование разбалансированного финансово-экономического состояния бюджета государства.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Варианты финансово-экономических решений для покрытия национального дефицита:

  • дополнительный выпуск денежных знаков, который уравновешивает дисбаланс в национальной экономике (при этом возрастает инфляция денежной массы);
  • выпуск облигаций госзайма, бюджетные ссуды от бюджетных систем различных уровней внутри государства, кредиты национальной банковской системы (увеличивают внутренний долг государства перед своими согражданами);
  • внешнее кредитование, иностранная помощь (увеличивают сумму внешней задолженности государства).

Существует и ряд общих организационных мер по стабилизации кризисной ситуации в бюджете государства.

Общеорганизационные мероприятия по сокращению дефицита бюджета:

  • необходимость повышения эффективности работы налоговой системы посредством ее реорганизации;
  • разработка вариантов реструктуризации внешней задолженности;
  • жесткий контроль расходов бюджетных средств;
  • уменьшение дотаций убыточным структурам и отраслям;
  • урегулирование социальных выплат и льгот.

Понятие бюджетного профицита

Определение 2

Бюджетный профицит — это национальный бюджет с сальдо, превышающим нулевое значение, то есть финансово-экономическое состояние, при котором сумма планируемых расходных обязательств бюджета меньше суммы предполагаемых доходов (состояние бюджета противоположное дефициту).

Составление профицита в бюджете — это одна из возможностей вывода государства из кризисного дефицитного состояния бюджета. Это достаточно редкая ситуация приемлема при изыскании возможностей сокращения государственного долга (первичный профицит) и при выработке программы по ликвидации многолетнего национального бюджетного дефицита.

Первичный профицит представляет собой ситуацию в госбюджете, когда доходы по статьям бюджета без суммы привлеченных кредитов и займов превышают расходы бюджета без суммы, необходимой на покрытие процентов по обслуживанию и погашению основной (капитальной) суммы государственного долга. Первичный профицит резервирует часть доходов, идущую на уменьшение государственного долга.

Статья 88 Бюджетного кодекса РФ предлагает при составлении бюджета в случае профицита:

  • направлять бюджетные средства сверх договорных обязательств по погашению ссуд и кредитов;
  • увеличить выплаты из госбюджета бюджетам других уровней.
  • уменьшить продажу государственной собственности.

Замечание 1

Возможен также еще один шаг — сокращение суммы налоговых бюджетных доходов.

Финансирование дефицита федерального бюджета и его источники

Бывают случаи, когда по ряду объяснимых причин сведение бюджета без превышения сумм по расходным статьям над доходами не является возможным.

В мировой практике бюджетный дефицит считается допустимым в пределах 3% от объема внутреннего валового продукта (ВВП). Хотя бывают кризисные ситуации с большими процентами дефицита национального бюджета (дефицитные бюджеты в России – 1991-1999гг.).

При сведении дефицитного бюджета необходимо четко определить источники возможного его финансового покрытия:

  1. Внутренние источники (кредиты, полученные от кредиторов в национальной валюте; госзаймы в ценных бумагах). Источниками покрытия отрицательного сальдо (государственные займы, уменьшение ликвидных средств государства) являются:

    • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в национальной валюте и средствами, погашающими их;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными кредитами в национальной валюте, предложенными другими внутренними бюджетными системами;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте бюджетными кредитами, предложенными федеральному бюджету кредитными структурами государства
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в национальной валюте кредитами иностранных финансовых структур;
    • разница остаточных средств на счетах национального бюджета, образовавшаяся в течение финансового периода;
    • иные возможные варианты финансирования: средства от продажи акций и альтернативных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгметаллов и драгкамней, курсовая разница по средствам федерального бюджета).
  2. Внешние источники (госзаймы в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг; кредиты иностранных государств в иностранной валюте):

    • сумма средств, образовавшаяся между номинальной стоимостью государственных ценных бумаг, представленных в госзайме в иностранной валюте и средствами, погашающими их;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государственных и частных организаций, включая целевые иностранные кредиты;
    • сумма средств, образовавшаяся между полученными и погашенными государством в иностранной валюте кредитами зарубежных кредитных организаций.

Первичное размещение приобретенных долговых обязательств, а также кредиты государственного банка нельзя считать источниками финансирования дефицита бюджета, так как это представляется как денежная эмиссия.

Источник: https://spravochnick.ru/finansy/finansovaya_sistema/deficit_i_proficit_byudzheta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.