Черты информационного общества

Урок 64Информационное общество (§§ 21 — 22)

Черты информационного общества

| Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Семакина И.Г.) 2 часа в неделю | Информационное общество (§§ 21 — 22)

Информационные ресурсы (§ 21)

Информационное общество (§ 22)

Иформационные революции

Основные черты информационного общества

Изменение структуры экономики и труда

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий

Преодоление информационного кризиса

Свобода доступа к информации и свобода ее распространения

Рост информационной культуры

Изменения в сфере образования

Изменение уклада жизни людей

Опасности информационного общества

Вопросы и задания

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий. В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины XX века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно.

Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало: • создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных; • появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

• выработка единых правил поведения в сетях и поиска в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание всемирной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстро растущую систему, число пользователей которой в настоящее время превысило 2 миллиарда человек. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся.

Скорость роста числа пользователей Сети достаточно устойчиво составляет порядка 20% в год. Первое место по количеству пользователей Интернета занимает Китай — более 400 миллионов китайцев подключены к глобальной сети. (Все данные на конец 2011 года.) На втором и третьем местах — США и Япония с 240 и 100 миллионами пользователей соответственно.

В России количество подключенных к Интернету составляет 60 миллионов человек. Этот показатель позволил России занять 7-е место в рейтинге самых интернетизированных стран, что является большим прогрессом по сравнению с ситуацией 5-10-летней давности.

Следует, однако, учитывать, что «подключенный» не означает «регулярно пользующийся»; в статистике такого рода во всем мире есть трудности интерпретации данных.

По некоторым показателям, связанным с Интернетом, наша страна находится в числе лидеров. Так, по числу пользователей оптоволоконными сетями Россия стоит на первом месте в Европе.

Это объясняется тем, что при относительно позднем начале массовой интернетизации российским провайдерам было проще развивать новые и технологически более совершенные каналы доступа к Сети, чем модернизировать существующие.

Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, т. е.

вместо создания для решения каждой задачи собственной технологии разрабатываются мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования.

Хорошо вам знакомый пример — офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий — от простейшего набора текста до создания достаточно специальных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, мультипроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Совершенствование компьютерной техники приводит к персо- нализации и миниатюризации устройств хранения информации.

Крошечные, умещающиеся на ладони устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации в котором сопоставим с объемом нескольких энциклопедий.

Поскольку это устройство может быть подключено к сети, оно же передает и оперативные данные — например, о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т. д.

Следующая страницаИзменение структуры экономики и труда

Источник: https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_11_sim/informatika_materialy_zanytii_11_64_2_5.html

Основные черты информационного общества

Черты информационного общества

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.

В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:

Наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей, доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии.

Роль и значение информационных революций

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

• переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

• миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

• создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.

Билет №24

1. Дискретное представление числовой информации. Системы счисления.

Для записи информации о количестве объектов используются числа (под понятием числа понимают его величину, а не его символическую запись). Символы, которые участвуют в записи числа, называются цифрами.

Способ изображения чисел с помощью ограниченного набора символов (цифр) называется системой счисления. Алфавит систем счисления состоит из символов, которые называются цифрами.

Например, в десятичной системе счисления числа записываются с помощью десяти всем хорошо известных цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные системы счисления. В позиционных системах счисления значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных — не зависит.

Римская непозиционная система счисления. Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская.

В качестве цифр в ней используются: I (1), V (5), X (10), L (50), С (100), D (500), М (1000). Значение цифры не зависит от ее положения в числе.

Например, в числе XXX (30) цифра X встречается трижды и в каждом случае обозначает одну и ту же величину — число 10, три числа по 10 в сумме дают 30.

Позиционные системы счисления. В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.

Под алфавитом позиционной системы счисления понимают совокупность различных цифр (символов), используемых для записи чисел.

Для позиционных систем счисления характерным и определяющим является наличие основания системы счисления, которое показывает во сколько раз изменяется количественное значение цифры при перемещении ее на соседнюю позицию и какое количество различных цифр входит в ограниченный набор, называемый алфавитом системы, используемый для записи любого числа.

Наиболее распространенными в настоящее время позиционными системами счисления являются десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная. Каждая позиционная система имеет определенный алфавит цифр и основание.

2. Информационные ресурсы. Классификация.

Информационные ресурсы.

Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Традиционно различают следующие виды общественных ресурсов: материальные, энергетические, трудовые, финансовые. Одним из важнейших видов ресурсов современное общества являются информационные ресурсы.

Значимость информационных ресурсов постоянно растет; одним из свидетельств этого является то, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Информационные ресурсы — в широком смысле — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым.

Однако между информационными и другими ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.

По мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом генерируется дополнительной информацией.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национально- информационные ресурсы. Возможный способ их классификации:

  • Библиотечные ресурсы, Архивные ресурсы, Научно- техническая информация, Правовая информация, Информация государственных структур, Отраслевая информация, Финансовая и экономическая информация, Информация о природных ресурсах, Информация предприятий и учреждений

Билет №25

1. Дискретное представление звуковой информации.

Звук – волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Прежде всего следует сказать что информация может сохраняться и воспроизводится в качестве двух форм: аналоговой и цифровой. Если рассматривать звук с точки зрения аналоговой величины то он представляет собой звуковую волну, которая способна менять свою амплитуду и частоту в непрерывной форме.

Непрерывный аналоговый сигнал — это непрерывная бесконечная последовательность дискрет. Таким образом, для уменьшения времени обработки и объёма информации было принято использовать кодирование информации, которое представляет собой перевод информации из аналоговой формы в дискретную. Это достигалось за счет дискретизации сигнала по уровню и времени.

Двоичное кодирование звука представляет собой выборку через равные промежутки времени показаний сигнала, которые и записываются в качестве звука.

В основе кодирования звуковых сигналов лежит сложный процесс который должен преобразовать механические колебания воздуха в электрические колебания тока, а уже после производится дискретизация полученного аналогового электрического сигнала.

При дискретизации звуковых сигналов, при двоичном кодировании звука, принято говорить о дискретизации по вертикали и горизонтали.

Дискретизация по вертикали это дискретизация по времени – один из способов дискретизации звука в цифровую форму за счет разбивания волны, на отдельные участки, называемые дискретами, где происходит квантование уровней сигналов.

Дискретизация по горизонтальному уровню это дискретизация по уровню или ее ещё называют квантование по уровню сигнала.

Процесс преобразования аналогового сигнала в дискретный производится за счет блока аналогово-цифрового преобразователя, который в современных звуковых картах размещается непосредственно в процессорном монокристалле аудио карты.

Таким образом говоря о цифровом звуке в первую очередь нужно обращать внимание на его качество, которое зависит во многом от:

1.Глубины кодирования звукового сигнала – возможное количество уровней звукового сигнала

2.Частота дискретизации – количество изменений уровня звука (изменений амплитуды звука), в единицу времени(в секунду)

Иными словами качество двоичного кодирования звука зависит на прямую от дискретизации по времени и квантования по уровню звукового сигнала.

2. Информация: понятие, свойства, виды.

Информация – это совокупность разнообразных данных, сведений, сообщений, знаний, умений и опыта, необходимых кому-либо. В вычислительной технике под информацией принято понимать значения, присваиваемые подлежащим вводу в компьютер переменным (данным), хранимые в памяти компьютера, обрабатываемые компьютером и выдаваемые пользователям.

Информационное сообщение может существовать, передаваться и восприниматься в самыхразнообразных видах и формах: — в виде знаков; — в виде символов; — в форме звуковых, световых сигналов и радиоволн; — в форме устной речи; — в форме магнитных полей; — в форме электрического тока или напряжения, на которых основана работа двигателей, генераторов и других технических устройств; — в форме био- или энергоинформационных полей и т. д.

Свойства информации:достоверность, полнота, ценность, актуальность, ясность, понятность.

Виды информации:

По способу передачи и восприятия: визуальная, аудиальная, тактильная (ощущения), органолентическая (запах и вкус), машинно-выдаваемая и воспринимаемая средствами ВТ.

По отношению к окружающей среде: входная, выходная, внутренняя.

По отношению к исходному результату: исходная, промежуточная, результирующая.

Билет №26

1. Дискретное представление текстовой информации.

Вся информация с которой работает компьютер кодируется числами. Независимо от того, графическая, текстовая или звуковая эта информация, что бы ее мог обрабатывать центральный процессор она должна тем или иным образом быть представлена числами.

Любой текст состоит из последовательности символов. Символами могут быть буквы, цифры, знаки препинания, знаки математических действий, круглые и квадратные скобки и т.д. Текстовая информация, как и любая другая, хранится в памяти компьютера в двоичном виде.

Для этого каждому символу ставится в соответствие некоторое неотрицательное число, называемое кодом символа, и это число записывается в память ЭВМ в двоичном виде. Конкретное соответствие между символами и их кодами называется системой кодировки.

Каждый символ представляют своим кодом, который записывают в один байт памяти.

При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает один байт.

В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс — декодирование, то есть преобразование кода символа в его изображение.

Важно, что присвоение символу конкретного кода — это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. Первые 33 кода (с 0 по 32) соответствуют не символам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и так далее).

Коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания.

Коды с 128 по 255 являются национальными, то есть в национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы.

В персональных компьютерах обычно используется система кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange — американский стандартный код для обмена информации).

Другая распространённая кодировка носит название КОИ-8 (код обмена информацией, восьмизначный).

Сегодня кодировка КОИ — 8 имеет широкое распространение в компьютерных сетях на территории России и в российском секторе Интернета.

Международный стандарт, в котором предусмотрена кодировка символов русского языка, носит название ISO (International Standard Organization — Международный институт стандартизации). Универсальная система кодирования текстовых данных.

Эта система, основанная на 16-разрядном кодировании символов, получила название универсальной — UNICODE.

Шестнадцать разрядов позволяют обеспечить уникальные коды для 65 536 различных символов — этого поля вполне достаточно для размещения в одной таблице символов большинства языков планеты.

2. Защита информации.

Защита информации – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение важнейших аспектов информационной безопасности.

Система называется безопасной, если она, используя соответствующие аппаратные и программные средства, управляет доступом информации так, что должным образом авторизованные лица получают право читать, писать, создавать и удалять информацию.

Система называется надежной, ели она с использованием достаточных аппаратных и программных средств обеспечивает одновременную обработку информации разной степени секретности группой пользователей без нарушения прав доступа.

Основными критериями оценки надежности защиты информации являются политика безопасности и гарантированность.

Политика безопасности, являясь активным компонентом защиты, отображает тот набор законов, правил и норм поведения, которым пользуется конкретная организация при обработке, защите и распространении инормации.

Гарантированность, являясь пассивным элементом защиты, отображает меру доверия, которое может быть оказано архитектуре и реализации системы.

Статьи к прочтению:

  • Основные элементы диаграммы реализации
  • Основные элементы корпуса судна

:

Источник: http://csaa.ru/osnovnye-cherty-informacionnogo-obshhestva/

Характерные черты информационного общества. Плюсы и минусы информационного общества: таблица

Черты информационного общества

Специалисты, которые ввели в употребление этот термин, разъясняют, что информационным общество становится, если в нём наблюдается изобильное циркулирование информации высокого качества, есть средства, необходимые для её хранения, использования, распределения.

Информация в таком обществе быстро и легко распространяется согласно требованиям заинтересованных в ней людей либо организаций и подаётся в привычной для всех форме. Информация и услуги, связанные с её доставкой, должны быть как можно более дёшевы, потому что общество становится информационным, только если информация доступна всем.

Здесь будут рассматриваться плюсы и минусы информационного общества.

Движущая сила

Как избавить людей от рутины в процессе производства, как обеспечить должный уровень автоматизации в обработке информации в социальной и производственной сферах? Здесь панацея — компьютеризация.

Движущей силой прогресса японцы, например, считают производство отнюдь не материального, а как раз информационного продукта. Инновации, дизайн и маркетинг сделают продукт более ёмким информационно.

Плюсы и минусы информационного общества при данной постановке вопроса видны невооружённым глазом.

В плюс пойдёт изменение не только производства, но и всего уклада с системой ценностей в плане увеличения значимости культурного досуга.

В отличие от индустриального общества, где целями являются потребление и производство, информационное общество предлагает к употреблению интеллект, то есть — знания, и большинство работающих занято сбором, хранением и распределением их. Это плюсы.

И минусы информационного общества вытекают отсюда же — меньшинство работающих, занимающихся созданием материальных, а не интеллектуальных ценностей, попросту не сможет всех «думающих» прокормить, одеть, обуть и обустроить на жительство.

Материальная база

Естественно, применяя интеллект, материальные ценности создавать легче. И это плюс.

Но жизнь показывает, что современные материальные ценности становятся всё ближе к одноразовым, загрязняя окружающую среду и заставляя людей гораздо больше времени тратить на замену износившегося. И это огромный минус.

Технологической и материальной базой становятся различные системы компьютерных сетей и техники, информационные технологии, телекоммуникационные связи.

Информационное общество, плюсы и минусы его в реальной практике — дело нескольких лет. Уже в двадцатом веке созданное теоретиками стало зримой картиной ближайшего будущего. Прогнозы таковы: мировое пространство превращается в компьютеризированное единое информационное сообщество, люди проживают в домах с электронной начинкой: всевозможными приборами и устройствами.

Пример — «Умный дом», и это не фантастика. Уже в Москве используется комплексная система управления всей инженерией современного здания, автоматизация всех операций. Решения не только высокотехнологичны, но и с достаточно высоким эстетическим уровнем.

Здесь настройка, контроль и дистанционное управление осветительными приборами, а также климатом и вентиляцией, аудио-видео-телевидение-видеонаблюдение управляются голосом или жестом, охранная и пожарная сигнализации определяют возможность аварийной ситуации и контролируют всю систему самостоятельно, все электрические приводы автоматизированы системой датчиков и сенсорных панелей.

Плюсы и минусы информационного общества и здесь вычисляются легко. Плюс — жить становится удобнее, минус — последствия выхода из строя хотя бы одного компьютера могут быть необратимыми, что мы уже время от времени наблюдаем с авиалиниями любых, даже самых технологически высоко оснащённых стран.

Также процветает хакерство, взлом банковских и даже оборонных данных целых стран, что способствует росту терроризма в мире. На этом фоне о взломах сайтов с личными данными граждан с целью шантажа или нанесения вреда репутации можно не вспоминать. Таковы характерные черты информационного общества.

Плюсы и минусы

Мы вплотную подходим к построению общества нового типа, поэтому необходимо точно вычислить, чем этот путь человечество обрадует, а чем грозит. Плюсы и минусы информационного общества таблица покажет наглядно:

Плюсы построения информационного обществаМинусы построения информационного общества
1. Преодоление информационного кризиса, сглаживание противоречий между информационным морем и информационным недостатком.1. Увеличивающееся влияние на общество любых средств массовой информации — даже недоброкачественных.
2. Обеспечение приоритета информации сравнительно с другими ресурсами.2. Информационные технологии вмешиваются в частную жизнь людей, производя зачастую разрушительные действия, нарушается деятельность организаций.
3. Главенствующая форма развития — информационная экономика.3. Не решается существующая проблема отбора информации качественной и достоверной.
4. Основой общества должны быть автоматизированные генерация, обработка, хранение и использование всевозможных знаний посредством новейших информационных технологий и техники.4. Большинство людей с трудом адаптируются в информационном обществе.
5. Информационная технология глобального характера, охватывающая все сферы деятельности человека.5. Трудности в нейтрализации опасности разрыва между потребителями и «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой и распределением информационных технологий).
6. Формирование информационного единства человеческой цивилизации.6. Нет достаточно актуальных разработок информационного права и информационной защиты.
7. Посредством информатики реализация свободного доступа каждого человека к ресурсам информации всей цивилизации.7. Угроза нарушения конфиденциальности информационных данных.
8. Реализация гуманистических принципов управления обществом и контроль над воздействием на окружающую среду.8. Не обеспечена должным образом безопасность личного информационного пространства.

Деятельность людей направлена главным образом на обработку информации, всё материальное производство, а также производство энергии должно быть возложено на машины.

Процесс этот идёт полным ходом: уже в 1980 году в США кардинально поменялись доли занятости людей: на сельское хозяйство пришлось только 3% всех работающих, в промышленном производстве — 20%, около 30% работающих людей занимались сферой обслуживания, а 48% — занимались созданием информационных средств и непосредственно работали с ними. Так что плюсы и минусы открытого информационного общества — реальность, требующая планомерного изучения.

Средство конкурентной борьбы

Информацию как промышленный продукт начали рассматривать ещё в шестидесятых годах прошлого века сначала в Америке, затем в СССР, с предложениями концепции безбумажной организации сфер управления. Но активнее других распорядились информационным полем японцы.

Они грамотно использовали плюсы и минусы информационного общества.

Таблица, предложенная выше, не вполне отвечает японскому уровню технологий двадцатилетней давности: безопасность в Японии обеспечивалась неплохо, и адаптация людей в компьютеризированном пространстве прошла быстро и довольно гладко.

Именно они стали самыми ревностными пропагандистами идей промышленного использования информации.

Впоследствии блестяще управлялись на мировом рынке, раз за разом выигрывая конкурентную борьбу за счёт японских приборов, вычислительных машин и прочих систем, которые создают техносферу. Поэтому они очень долго удерживали лидерство в этой области.

Плюсы и минусы становления информационного общества японцам удалось учесть и обойти почти все подводные камни этого плавания в рукотворно созданном информационном море.

Каковы реалии информационного общества

Нет причин ждать каких-либо кардинальных перемен в социальных структурах после перехода в информационное общество. Плюсы и минусы уравновешивают это сооружение.

Расслоение людей на обеспеченных и бедных останется практически в тех же пропорциях, поскольку мера пользования плодами трудов останется различной.

Несмотря на дифференцированность сферы виртуальных услуг, будут услуги более важные (дорогостоящие) и менее — по возможностям каждого члена нового общества. Это, разумеется, не пойдёт в плюсы. И минусы современного информационного общества тут не кончаются.

Проблемы встанут и в доступе к той информации, которая принадлежит не одной какой-то стране, а нескольким или всему человечеству, — например, касающейся космоса.

Банки данных о различных отраслях сельского хозяйства и промышленности, о покупательсткой потенции и потенциальных продавцах — тайны за семью печатями, принадлежащие и составляющие богатство отдельных бирж и прочих брокерских контор, которые занимаются перераспределением товара.

Но более всего страдает именно отдельный человек в информационном обществе. Плюсы и минусы тут не равновесны. Но это тема отдельной статьи, ибо лавина виртуальных данных снесла уже многих.

Работа на дому — дефицит общения

Удельный вес надомного труда — одна из важных особенностей информационного общества. В индустриальном индивидуальный труд был на грани исчезновения.

Автоматизированные рабочие места позволяют многим специалистам работать, не выходя из дома. Это неизбежная реальность ближайшего будущего.

В США уже сейчас 27 миллионов работающих на дому, треть всех современных фирм широко используют удалённую занятость.

Огромные подвижки идут в сфере образования, научной деятельности. Обмен результатами в сетях происходит мгновенно, нет зависимости от полиграфии — всё это ускоряет темпы научных исследований. Информатика играет огромную роль в организации производств, технологиях, сейчас она стала важна не менее, чем все инженерные науки, химия, физика и другие в индустриальном обществе.

Ближе всех к построению такого общества стоят информационно-индустриальные страны: Англия, Япония, США, Германия и другие. Там много инвестируют в индустрию информации, компьютерные системы и телекоммуникации. Какие плюсы и минусы несет информационное общество своим членам, эти страны знают уже не понаслышке.

Позитив и негатив

Свободный доступ к любой информации, кроме личной и корпоративной, — это хорошо. Но плохо то, что вместе с нужной и полезной информацией нас буквально сносит потоком ненужной, зачастую безнравственной, навязываемой человеку прямо с детства. Плюсы и минусы информационного общества кратко формулируются как излишняя свобода доступа с побочным эффектом в виде ущерба духовности.

Создана великолепная индустрия развлечений, досуга, спорта, туризма, человек может расслабиться, отвлечься от работы, отдохнуть, восполнить духовные силы, и это тоже можно отнести к плюсам.

Минус — невостребованность духовного потенциала в силу опрощения человеческих потребностей посредством коммуникаций, поэтому чаще всего из богатейшего арсенала услуг выбирается просмотр телепередач или игры на компьютере.

Впрочем, так же часто этот выбор обусловлен финансовой несостоятельностью. Во всяком случае, это реальность.

Телевидение и персональные компьютеры

Каковы плюсы и минусы информационного общества, лучше всего демонстрирует телевидение. С его помощью создаются памятники, шедевры культуры. Но также — реклама и спам. Велико также количество поп- и рок-концертов, «мыльных» сериалов, где гарантированы прибыли, опять-таки в большой степени опрощается человеческая личность, общество становится всё менее нравственным и культурным.

Система среднего и высшего образования стала шире использовать базы данных, словари, справочники, поскольку процесс работы с ними значительно упростился. Появилась возможность получать дистанционное образование. Много фильмов и передач, носящих обучающий характер. Это в плюсы.

И минусы информационного общества здесь тоже немалые: учащиеся и студенты разбалованы доступностью информации, привыкли рассчитывать на чужие идеи, списывают из интернета и ничего своего зачастую не создают.

Такого плана мыслительная леность может привести к тому, что наука не найдёт своих исследователей и изобретателей.

Духовность и творчество

Характерные черты информационного общества, плюсы и минусы их прекрасно видны на влиянии СМИ в среде подрастающего поколения. Должны (да и пытаются) формироваться эстетические вкусы, идёт популяризация стереотипов поведения, моды на музыку, на одежду.

Подаются примеры патриотизма, духовности, преимуществ семейного образа жизни. И рядом, если не вместе, — раскручивание «звёзд», антигероев с рекламой противоположных стандартов существования, часто не традиционных для нашей страны и остального христианского мира.

Характерные черты информационного общества — плюсы и минусы его. Это возможность для творчества и леность, когда больше нравится наблюдать, чем жить, воспитанная СМИ в людях, и компенсация за не свершённый акт творчества в виде жестоких зрелищ.

Вместо творчества зачастую выбираются секс и наркотики — то, что доступнее. Очень хороши возможности общения без границ: помимо знакомств на работе или учёбе появляются «френды» в блогах со всех концов света.

Минус — частые случаи мошенничества, общение на безнравственной почве, всё это ожесточает и развращает молодёжь.

Итак, главное: способность к развитию свобод, которое даёт информационное общество, против появления человечества-серой массы. Выбор за человечеством.

Источник: https://FB.ru/article/215131/harakternyie-chertyi-informatsionnogo-obschestva-plyusyi-i-minusyi-informatsionnogo-obschestva-tablitsa

Основные этапы развития информационного общества

Черты информационного общества

Развитие информационного общества чаще всего связывают с несколькими этапами, перечислим их:

  1. Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.
  2. Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а так же сделало более доступным культурные ценности.
  3. Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.
  4. Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов  ЭВМ.  Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для переходы от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией.

Развитие информационного общества

Информационные ресурсы общества

Информация окружает нас со всех сторон, она содержится в человече­ской речи, книгах и журналах, сообщениях радио и телевидения, показаниях аппаратов и приборов. Она не может существовать без своего носителя. Носителем информа­ции может быть материальный предмет (камень, дерево, папирус, бумага).

Могут быть волны различной природы (световые, звуковые, электромагнитные) или разные состояния вещества. Внешние носители информации служат для многократного использо­вания. Это записные книжки, справочники, магнитные записи, картины, фото- и кинодокументы.

Любое государство, общество, форма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

Ресурс – это запас или источник некоторых материальных ценностей.

Информационные ресурсы – это знания людей, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации. К информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости.

Основные характерные черты информационного общества

Информационное общество — теоретическая концепция варианта постиндустриального общества. Другими словами, это историческая фаза развития цивилизации, для которой характерно быстрое увеличение информации и знания в едином информационном пространстве. В качестве главных продуктов производства в нем выступают информация и знания.

Отличительные черты инф. общества:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

эффективное информационное взаимодействие людейих доступ к мировым информационным ресурсамудовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Свойства информации

Информация является частью окружающего мира, т.е. его объектом. И, как любой объект, информация должна обладать некоторыми свойствами,  позволяющими отличать ее от других объектов. Можно привести немало разнообразных свойств информации. Однако для информатики наиболее существенными являются следующие свойства:

1) Объективность и субъективность – зависит от человеческого фактора.
2) Полнота, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает   принятие   решений   или   может   повлечь   ошибки.

3) Актуальность – актуальную информацию важно  иметь   при   работе   в   изменившихся   условиях.
4) Достоверность, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
5) Понятность.

Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Инфор­мация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

6) Доступность – возможность получения информации
7) Адектватность – степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

Насколько хорошо вы усвоили тему? Пройти тест

Помогая проекту BEST-EXAM, вы делаете образование более доступным для каждого человека, внесите и вы свой вклад —
поделитесь этой статьей в социальных сетях!

Источник: https://best-exam.ru/osnovnie_etapi_info_obshestva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.