Цели бюджетной политики

Содержание

Бюджетная политика (4)

Цели бюджетной политики

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Теоретические аспекты формирования бюджетной политики на современном этапе развития

1.1 Экономическая сущность бюджета, его структура и роль для государства

1.2 Задачи и функции бюджетной политики

1.3 Проблемы формирования бюджетной политики в условиях финансового кризиса

2. Исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе

2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов

2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В совокупности стратегическихи тактических целей современной бюджетнойполитики РФ важная роль принадлежитпроведению бюджетной реформы, позволяющейболее эффективно управлять ограниченнымибюджетными ресурсами. Одним из приоритетовфинансовой политики государства сталоразвитие стимулирующих элементовбюджетного процесса.

Научно обоснованнаяорганизация бюджетного процесса являетсячрезвычайно важной проблемой развитияобщественных финансов. От ее решениязависит эффективность перераспределениясредств в экономике, своевременностьфинансирования государственныхобязательств и соответствующихэкономических программ.

Не случайноопыт развития страны свидетельствуето постоянном поиске наиболее рациональнойсистемы организации бюджетного процесса.

С развитием рыночных отношений,хотя прежний финансовый механизм былсломан, бюджетный процесс остался однимиз немногих рычагов, реально обеспечивающихуправляемость экономики. Однако, еслиорганизационная, управленческая,институциональная структуры бюджетногопроцесса неэффективны, они сами становятсядестабилизирующими факторами.

Утратагосударственного контроля за поступлениеми расходованием средств федеральногобюджета, отсутствие детального учетаэтих средств порождали безответственноеотношение к ним на всех уровнях, привелик ослаблению бюджетной дисциплины, аинформационная асимметрия в условияхострой недостаточности бюджетныхсредств не позволяла перегруппироватьфинансовые ресурсы для наиболеерационального их использования в периодрыночных преобразований в экономике.

В процессе экономическойэволюции бюджетной системы страныраспределение прав и обязанностей вобласти налогообложения, расходованиясредств и экономического регулированиямежду различными уровнями государственнойвласти и муниципального управлениянаходятся в неравномерной динамике припостоянно меняющихся условиях, факторахи субъектах. При осуществлении реформнеобходим эволюционный подход к научномуанализу бюджетного процесса — составлениюи утверждению бюджетов, распределениюдоходных источников, расходных полномочийи перераспределению финансовой помощимежду бюджетами разных уровней,организации казначейского исполнениябюджета и контроля за его исполнением.

Целью данной курсовой работыявляется анализ бюджетной политики РФна современном этапе развития. Длядостижения поставленной цели следуетвыполнить следующие задачи:

  • раскрыть экономическую сущность бюджета, его структура и роль для государства;
  • изучить задачи и функции бюджетной политики;
  • рассмотреть проблемы формирования бюджетной политики в условиях финансового кризиса;
  • провести исследование проводимой бюджетной политики России на современном этапе.

Структурно курсоваяработа состоит из введения, двух глав,заключения и списка источников. Перваяглава раскрывает теоретическиеаспекты формирования бюджетной политикина современном этапе развития,втораяглава посвящается исследованию проводимойбюджетной политики России на современномэтапе.

1.1Экономическая сущность бюджета, егоструктура и роль для государства

Возникновение бюджета связанос зарождением и формированием государства,использующего его в качестве основногоинструмента обеспечения как непосредственносвоей деятельности, так и важнейшегоэлемента проведения социально-экономическойполитики.

Сложность выяснения сущностибюджета, прежде всего, связана с тем,что данный термин используется дляобозначения различных по своей природеявлений.

Одно из них выражает совокупностьфинансовых отношений, обусловленныхсуществованием основного централизованногоденежного фонда страны.

Другое — связанос формой практического использованиябюджетных отношений, с законодательнымоформлением соответствующего финансовогодокумента.

Рассматривать бюджет вкачестве финансовой, а соответственно,и экономической категории товарногохозяйствования позволяют реальные иобъективные отношения, возникающие настадии стоимостного перераспределения,обусловленные необходимостью обеспечениянепрерывности воспроизводства, какодного из способов функционированияфинансов.

Совокупность денежныхотношений государства с предприятиями,учреждениями, населением, а также междуорганами государственной власти,связанных с образованием и использованиемна общественные потребности основногоцентрализованного фонда, формируетвнутреннюю структуру этого фонда иравнозначно, понятию “бюджетныеотношения».

В Бюджетном Кодексе РФ бюджетопределен как форма образования ирасходования фонда денежных средств,предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций государстваи местного самоуправления.

По экономической сущностигосударственный бюджет это денежныеотношения, возникающие у государствас юридическими и физическими лицами поповоду распределения национальногодохода в связи с образованием ииспользованием бюджетного фонда,предназначенного для финансированияэкономики, социально-культурныхмероприятий, нужд обороны и государственногоуправления. По материально-вещественномувоплощению — это фонд денежных средств,по плановой форме — финансовый документ,составляемый в виде баланса доходов ирасходов.

Бюджет играет важнуюэкономическую, социальную и политическуюроль в воспроизводственном процессе,является инструментом воздействия наразвитие экономики и социальной сферы,выступая ускорителем, а иногда тормозомсоциально-экономического развитияобщества. Он является основным финансовымпланом страны, утверждаемым ФедеральнымСобранием РФ как закон.

Через негомобилизуются средства предприятийразличных форм собственности и частьдоходов населения.

Они направляются нафинансирование народного хозяйства,социально-культурных мероприятий,укрепление обороноспособности страны,содержание органов государственногоуправления, создание государственныхматериальных и финансовых резервов,финансовую поддержку бюджетов субъектовфедерации, погашение и обслуживаниегосударственного долга.

Государственный бюджет -важнейший финансовый документ страны.Он представляет собой совокупностьфинансовых смет всех ведомств,государственных служб, правительственныхпрограмм и т.д. В нём определяютсяпотребности, подлежащие удовлетворениюза счёт государственной казны, равнокак указываются источники и размерыожидаемых поступлений в государственнуюказну.

Деятельность государства поформированию, рассмотрению, утверждению,исполнению бюджета, а также составлениюи утверждению отчёта об его исполнении(формулировка касается бюджетов всехуровней, входящих в бюджетную системуРФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему РоссийскойФедерации входят бюджеты следующихуровней:

1. Федеральный бюджет

2. Бюджеты субъектов РоссийскойФедерации (региональные бюджеты)

3. Бюджеты муниципальныхобразований (местные бюджеты)

4. Бюджеты государственныхвнебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетногокодекса Российской Федерации кассовоеобслуживание исполнения бюджетовбюджетной системы Российской Федерацииосуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходыбюджета превышают расходы бюджета, тоэто называется бюджетный профицит (илипрофицит бюджета). Если запланированныерасходы бюджета превышают доходыбюджета, то это называется бюджетныйдефицит (или дефицит бюджета).

Когда приисполнении бюджета уровень дефицитабюджета превышает установленный приутверждении бюджета показатель, илипроисходит значительное снижениеожидавшихся доходов бюджета, топредставительный орган власти (на основепредложений органа исполнительнойвласти) принимает решение о введенииустановленного законом механизмауменьшения расходов. Такое «урезание»запланированных бюджетом расходовназывается секвестр.

В современных условияхнаибольшим приоритетом пользуютсяагропромышленный, топливно-энергетический,военно-промышленный комплекс и транспорт.В расходах на национальную экономикуболее 60% составляют дотации приоритетнымотраслям экономики.

Большое значение имеетсоциальная направленность бюджетныхрасходов. В силу кризисного этапапереходного периода приоритетомсоциальной политики РФ являетсягосударственная поддержка наименеезащищенных слоев населения (пенсионеров,инвалидов, малообеспеченных семей), атакже стабилизация финансированияучреждений здравоохранения, образованияи культуры.

Структура бюджета необходимадля формирования иерархии бюджетообразующихстатей, а именно:

  • распределения ответственности между структурными подразделениями — бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;
  • формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;
  • формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

Таким образом, государственныйбюджет влияет на размеры частныхнакоплений, определение структурыдоходов предприятий и реальные доходынаселения.

В процессе бюджетногопланирования устанавливается рациональноесоотношение между централизованнымии децентрализованными фондами денежныхсредств, определяются размеры финансовыхресурсов предприятий, а также степеньучастия предприятий в формированиидоходов бюджетной системы.

1.2Задачи и функции бюджетной политики

Бюджетная политика государстваэто совокупность мероприятий в сфереорганизации бюджетных отношений с цельюобеспечения его денежными средствамидля выполнения своих функций.

Бюджетная политика предполагаетопределение целей и задач в областигосударственных финансов, разработкумеханизма мобилизации денежных средствв бюджет, выбор направлений использованиябюджетных средств, управлениегосударственными финансами, налоговойи бюджетной системой, организацию спомощью фискальных инструментоврегулирования экономических и социальныхпроцессов. В этом состоитсоциально-экономическая сущностьбюджетной политики государства.

В соответствии с намеченнымицелями, формируются задачи, которыеопределяют стратегические направленияи ориентиры бюджетной политики. Какправило, это:

  • концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • снижение налоговой нагрузки на экономику;
  • упорядочивание государственных обязательств;
  • создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика являетсяядром экономической политики государстваи отражает все его финансовыевзаимоотношения с общественнымиинститутами и гражданами.

Сущность бюджетной политики,как и любой другой экономическойкатегории проявляется в двух функциях- распределительной и контрольной.

Благодаря первой происходитконцентрация денежных средств в рукахгосударства и их использование с цельюудовлетворения общегосударственныхпотребностей.

Это происходит путемперераспределения финансовых ресурсовмежду разными подразделениямиобщественного производства (отраслями,территориями и т.д.), уровнямигосударственного управления, слоямиобщества.

Границы действия распределительнойфункции очень широки, т.к в бюджетныеотношения вступают почти все участникивоспроизводственного процесса.

Вторая — контрольная функцияпозволяет узнать, как фактическискладываются пропорции в распределениибюджетных средств, эффективно ли онииспользуются, сигнализирует об отклоненияхв движении бюджетных средств, отображаетэкономические процессы, происходящиев структурных звеньях экономики.Благодаря ей, можно прогнозироватьсоциально-экономические последствиябюджетной политики.

Для осуществления функцийгосударство вырабатывает бюджетныймеханизм, представляющий собойсовокупность форм организации бюджетныхотношений, методов мобилизации ииспользования средств общегосударственногофонда.

Бюджетный механизм включает всебя бюджетную систему страны,административные органы, правовыеоснования в виде законов и постановленийвысших органов управления страны,систему документации и отчетности ипрочие реквизиты, необходимые дляконкретной деятельности по исполнениюдоходной и расходной частей бюджета.

Использование бюджетного механизмадля регулирования экономики осуществляетсяпосредством маневрирования поступающимив распоряжение государства денежнымисредствами.

В зависимости от экономическогосодержания разных групп бюджетныхотношений в структуре бюджетногомеханизма выделяют три звена:

  • механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;
  • механизм расходования бюджетных средств;
  • механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

В зависимости от особенностейуправления бюджетными отношениями вбюджетном механизме выделяют следующиеблоки:

  • бюджетное планирование;
  • бюджетное прогнозирование;
  • бюджетный контроль и т.д.

Таким образом, функционированиегосударственного бюджетной политикипроисходит посредством особыхэкономических форм, отражающих отдельныеэтапы перераспределения — доходов ирасходов бюджета. Эти экономическиекатегории различны по своим функциональнымхарактеристикам и будут рассмотрены всоответствующих разделах учебногопособия.

Источник: https://works.doklad.ru/view/lPVFcaCw_2U.html

Бюджетно-налоговая политика государства

Цели бюджетной политики

Бюджетно-налоговая политика играет важную роль в жизни любого государства и является эффективным инструментом, способным повлиять на экономический рост страны.

Бюджетно-налоговая политика – это система регулирования экономики путем внедрения изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета

Бюджетно-налоговая политика представляет собой комплекс мер, который предпринимает государство, преследуя цели стабилизации экономики посредством изменения величины доходов или расходов бюджета.

На сегодняшний деньРоссийская Федерация характеризуется достаточно неэффективным использованиембюджетно-налоговых инструментов.

Современная налоговая система Россиипредставляет собой совокупность пошлин, налогов и других платежей, взимаемых сфизических и юридических лиц на территории РФ.

Она включает в себя около 50видов различного рода сборов с населения: налог на добавленную стоимость, на доходыи имущество физических лиц, на прибыль юридических лиц и так далее, которые всовокупности поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Современное государствоиспользует средства, полученные с налогов, как главную экономическую силу.Следствием этого является особое внимание государственного аппарата к системеналогов и достаточно большое влияние фискальной политики на жизнь общества.

Фискальная политика (по К. Р. Макконнеллу и С. Л.

Брю) – это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое органами власти для стимулирования экономического роста, контроля над инфляцией и изменения реального ВВП и уровня занятости населения страны. В Российской Федерации фискальная политика является одним из главных аспектов экономической политики государства и включается в себя несколько форм (рис. 1).

Безусловно, вопрос об увеличениистабильного прироста государственного бюджета и повышении эффективностигосударственных расходов остаётся и, на наш взгляд, будет всегда оставатьсяодним из главных для экономики любой страны.

Существует несколько видов фискальной политики, проводимой государством:

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности [8].

Данный вид предполагаетто, что органы власти сознательно регулируют систему налогообложения ибюджетные расходы для того, чтобы улучшить экономическое положение страны вопределённый период.

К примеру, во время кризиса, государственные органыснижают налоги, что, в свою очередь, способствует увеличению покупательскойактивности среди населения.

Выделяют сдерживающую и стимулирующую дискреционнуюфискальную политику:

Сдерживающая дискреционная политика представляет собой повышение налогов и уменьшение государственных расходов, что приводит к росту консолидированного бюджета страны.

Целью стимулирующей фискальной политики является преодоление экономического спада. Это осуществляется путём роста государственных расходов и снижения налогового бремени на население.

Фискальная политика, основанная на встроенных стабилизаторах.

В данном виде фискальной политики используются такие методы (автоматические стабилизаторы) устранения неблагоприятных экономических периодов и моментов, которые «делают свою работу» без активного вмешательства со стороны контролирующих органов.

Такими механизмами могут служить, например, пособия по безработице (а также прочие социальные выплаты), которые в ситуации экономического подъёма уменьшаются вследствие уменьшения количества безработных (и наоборот).

Как политика встроенныхстабилизаторов, так и дискреционная политика являются важным звеном вурегулировании экономического положения страны, но ни один, ни другой метод негарантирует полной стабилизации экономики страны, поэтому нужно использоватькак автоматические стабилизаторы саморегулирования, так и на чёткое и своевременноеруководство со стороны государственных органов.

В настоящее время в РоссийскойФедерации в целом закончено реформирование налоговой системы, которое,безусловно, улучшило положение финансово-налоговой системы государства, нонекоторые проблемы, на наш взгляд, остаются нерешёнными:

1. Повышение уровнясправедливости. Это означает выравнивание на один уровень степени налоговогобремени на всех граждан.

2. Снижения налогов длязаконопослушных граждан.

3. Сокращение числаналогов и сборов.

4. Обеспечение стабильности налоговой системы страны.

Налогово-бюджетная (фискальная) политика любого государства, в том числе и России, должна быть направлена на повышения благополучия населения, то есть включать в себя сбор разумной суммы налогов и быть направленной на устранение различного рода экономических проблем.

Бюджетно-налоговая политика в формировании государственногобюджета

Трудно переоценить значимость и важность государственного бюджета для экономического и социального развития государства, да и в целом для функционирования воспроизводственного процесса в стране.

Государственному бюджету российскими учеными даются различные определения, но все они сводятся к единому мнению, что государственный бюджет-это основной финансовый план государства, являющийся важнейшим инструментом, координирующим экономическую жизнь страны.

С помощью бюджета финансовые ресурсы страны размещаются во всем народном хозяйстве в соответствии с проводимой в государстве на определенный момент, бюджетно — налоговой политикой.

Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджете направляются на развитие производительных сил общества, способствуют техническому прогрессу, а также усилению экономического потенциала государства.

Средства, передаваемые из государственного бюджета используются в различных сферах экономической деятельности, для всех позитивных явлений.

Таким образом, государственный бюджет является мощнейшим регулятором экономического роста, имеющий возможность широко и масштабно перераспределять денежные ресурсы в экономике, что является особенной чертой, присущей только бюджету.

Бюджет, являясь финансовой базой деятельности государства, позволяет отслеживать поступление доходных источников (налоговые, неналоговые, платежи, займы и т.д.) и контролировать расходование этих средств на различные нужды общества.

Налоговые ставки,размеры займов, неразрывно связаны с процессом производства и воспроизводства,и тем самым зависят от валового внутреннего продукта страны. Все это являетсяосновой тесной взаимосвязи между производственным процессом, налоговой и бюджетнойполитикой государства.

Отсюда следует, что всепроблемы, связанные с бюджетов зависят от доходов бюджета, а так как основнымисточником формирующим доходную базу являются налоги, то состояние кредитных иналоговых отношений предопределяют основу бюджета, а они в свою очередь напрямуюзависят от производственного процесса.

Из вышесказанного можносделать вывод, что проблемы формирования государственного бюджета связаны спроблемами в системе производства и обращения.

Органы государственнойвласти перераспределяя ВВП реализуют функцию государства по социальномуперераспределению, финансируя различные социальные программы и функцию поподдержанию качественного уровня жизни граждан.

Таким образом, отметим основные функции бюджетной политики государства:

— во-первых, черезфискальную функцию создается финансовый базис бюджетной системы страны, темсамым обеспечивая формирование и развитие государства в целом;

— во-вторых, черезглавный финансовый инструмент, т.е. налог, государство реализует функциюрегулирования экономики и осуществляет свою экономическую политику;

— в третьих, государство, перераспределяя общественные ресурсы между звеньями и отраслями экономики, а также между различными слоями населения выполняет социальную функцию, поскольку идет процесс перераспределения национального дохода, реализуя при этом исполнение социальных обязательств перед населением.

На выбор определенного варианта решения в области налоговой политики влияют: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; протекционистская политика на предприятиях государственного и приватизированного сектора.

Бюджетная политикаявляется главным структурным подразделением финансовой политики государства.Под бюджетной политикой понимают целый комплекс мероприятий, обеспечивающихсбалансированность доходной и расходной частей бюджета, а также целенаправленныедействия органов государственной власти и правительства, направленные наобеспечение общегосударственных потребностей.

Бюджетно-налоговая политика направленана укрепление и эффективное развитие экономики, но на сегодняшний день эта цельтрудно достижима, в связи с сложившейся ситуацией в России.

Оценить сложившуюсяситуацию можно только изучив главные финансовые категории, такие как доходы ирасходы бюджета, неразрывно связанные с ними дефицит и профицит, а такжеимеющиеся источники финансирования дефицита бюджета.

Цели и задачи бюджетно – налоговой политики. Основные инструменты налоговой политики государства 

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой политику государственного регулирования экономики с помощью применения налогов и государственных расходов.

Целями бюджетно – налоговой политики являются:

— политика стабилизации(приближение реального объема ВНП к потенциальному, высокий уровень занятости ит.п.);

— политикаэкономического роста(сохранение темпа роста ВНП);

— политика ограниченияделовой активности (направлена на уменьшение темпов роста ВНП, проводится настадии экономического подъема, достигнувшего потенциального уровня).

Основные задачи бюджетно-налоговой политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического развития, достижение высокого уровня занятости и низких темпов инфляции.

Основной ресурс данной политики — это государственный бюджет. При этом используются следующие инструменты:

— государственныезакупки товаров и услуг;

— налоги (обязательныеплатежи домохозяйств и фирм в пользу государства);

— трансфертные платежи (выплаты государства социального характера).

Основные инструменты налоговой политики государства представлены на рисунке 2.

Важную роль восуществлении налоговой политики государством имеет налоговая ставка, котораяотносится к области регулирования доходов.

Она представляет собой процент налоговой базы или ее части, где денежная оценка является величиной налога. Государство может осуществлять налоговое регулирование изменяя или корректируя налоговую ставку, но не изменяя всего массива налогового законодательства.

Например, в 2017 году, в соответствии с последними изменениями, изменилась ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на поездах дальнего следования по территории РФ. Ранее применялась ставка 10%, а с 2017 года – 0%.

Произошли изменения в отношении акцизов, с 2018 года возросли ставки на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия.

Огромный эффект от проведения налоговой политики достигается благодаря дифференциации налоговых ставок, чтобы определить категории налогоплательщиков в различных регионах и различных отраслях.

Из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков.

К ним можно отнести виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (большие, малые, средние предприятия), для кого выполняются работы или услуги (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.

), место расположения (удаленные, малозаселенные) и так далее. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Основным из последнихновшеств в налоговой политики РФ является введение налога для самозанятых. С2019 года для самозанятых введут единый платеж с выручки, куда войдут налог истраховые взносы. Перечисления будут производиться в Фонд ОМС.

Минфин ориентируется наработников, которые зарабатывают для себя более 800 тыс. рублей ежемесячно приусловии работы 12 месяцев в году без отпуска. Сбор составит 3% при оказанииуслуг физическому лицу и 6% — юридическому.

Предполагается, что спрофессионального дохода физлиц, которые не имеют наемных работников, будетвзиматься автоматизированный сбор с помощью мобильного приложения.

Для потребителей услугсамозанятых готовится госпрограмма лояльности, которая предполагает нескольковариантов: налоговый вычет или баллы, которые можно будет реализовать дляпогашения обязательств. Гражданам придется требовать у самозанятых чеки заоказание услуг.

Введение платежа зафиксировано в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», порядок перечислений согласован с налоговой службой. Пилотный проект по применению налогового режима пройдет в отдельных регионах в течение пяти лет.

Источник: https://schetuchet.ru/byudzhetno-nalogovaya-politika-gosudarstva/

Бюджет и основные направления бюджетной политики Российской Федерации

Цели бюджетной политики

Под бюджетом понимают схему доходов и расходов какого-либо субъекта (государства, организации, семьи, человека) за определенный период времени. В качестве промежутка времени чаще всего принимают год. Этот термин активно используется в экономике. Основные направления бюджетной политики и налоговой политики совпадают с их целями и задачами.

Бюджет государства

Бюджет государства – это самый главный финансовый документ страны. В него входит совокупность смет всевозможных государственных служб, ведомств, реализуемых и планируемых программ и т. д. Источником государственного бюджета является федеральная казна.

Государственная работа, направленная на формирование, утверждение и исполнение бюджетных программ в России, называется бюджетным процессом.

Бюджет России

Бюджет России состоит из следующих уровней:

— Федеральный бюджет.

— Региональные бюджеты субъектов Российской Федерации.

— Муниципальные (местные) бюджеты муниципальных образований.

Органом, курирующим исполнение российского бюджета, является Федеральное казначейство.

Бюджет может быть профицитным или дефицитным. В первом случае совокупные его доходы более значительны, чем расходы, а во втором – наоборот.

На начальном этапе бюджет России разрабатывается Министерством финансов. Этот этап называется бюджетным планированием. Дальнейшую работу над законопроектом ведет Правительство России.

Далее его рассматривает Государственная дума, причем процесс происходит в 3 этапа, которые называются чтениями. Следующим органом, который рассматривает предложенный бюджет, является Совет Федерации.

На последнем этапе его подписывает президент.

Принимаемый бюджет рассчитан на предстоящий год и последующие 2 года планового периода. Началом года принято считать первое января, однако в некоторых государствах он начинается с иной даты.

В случае непринятия бюджета какой-либо из инстанций возникает ситуация, которая называется бюджетным кризисом.

Что такое бюджетная политика

Бюджетная политика государств представляет собой часть финансовой политики. ее цель – обеспечить баланс доходов и расходов и назначить источник финансирования бюджета. Она является одним из рычагов, которые могут быть применены государством для смягчения того или иного финансово-экономического кризиса.

Финансовая политика и бюджетная политика (как одно из ее направлений) служат целью развития и укрепления экономики государства. В свою очередь, финансовая политика является одним из важнейших направлений экономической политики страны. Бюджетная политика тесно связана с выбором экономической модели, в соответствии с которой государство намерено существовать и развиваться.

Бюджетная политика – это система мер и действий, которые предпринимаются властными органами для управления бюджетным процессом, что находится в составе общей экономической политики. Она ориентирована на реализацию различных функций бюджета для достижения запланированного социального и экономического эффекта.

Из бюджета можно получить много информации об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на год, а также на последующие 2 плановых года.

У бюджетной политики есть субъекты и объекты. Субъекты – это органы власти, тем или иным образом связанные с разработкой и принятием, исполнением и контролем над исполнением бюджета. Объекты – это определенные статьи законодательства и прочие юридические нормативы.

Принципы бюджетной политики

Бюджетная политика реализуется на базе следующих принципов:

— принципа объективности, когда за основу берут объективные экономические процессы;

— принципа неукоснительности, обязательности исполнения бюджета;

— принципа преемственности – построение такой бюджетной политики, которая учитывала бы уже имеющийся опыт, полученный в прошлые периоды;

— принципа гласности, подразумевающего прозрачность и открытость при выполнении всех стадий бюджетного процесса.

Основные разновидности бюджетной политики

Бюджетная политика различается в зависимости от поставленных целей. Выделяют следующие ее разновидности:

— долговременную (стратегическую), с длительностью реализации 3 и более лет, и тактическую;

— по приоритетам бюджетную политику делят на: доходный тип, расходный, контрольно-регулирующий и комбинированный.

— по направленности бюджетную политику делят на сдерживающую и стимулирующую;

— по территориальному принципу различают местную, региональную и федеральную политику;

— по характеру специализации выделяют инвестиционную, налоговую, социальную политику и другие виды.

Основные направления бюджетной политики

Направления бюджетной политики совпадают с ее целями и задачами. Основные направления бюджетной политики РФ:

  1. Обеспечение полноценного функционирования налоговой системы.
  2. Оптимизация поступления доходов от экспорта товаров и сырья.
  3. Работа над эффективным управлением гос. имуществом.
  4. Повышение эффективности бюджетных расходов.
  5. Повышение эффективности планирования и исполнения бюджета.
  6. Стремление к устойчивому бюджетному профициту.
  7. Повышение прозрачности бюджетных процедур.
  8. Упорядочение бюджетных процедур.
  9. Снижение зависимости от ситуации на мировых рынках.
  10. Обеспечение устойчивого экономического роста и улучшения уровня жизни населения.

Таким образом, бюджет и основные направления бюджетной политики взаимосвязаны.

Возможности бюджетной политики

Важным при осуществлении бюджетной политики является величина так называемого бюджетного потенциала. Он характеризует возможности аккумуляции денежных средств в бюджете.

От него зависят возможности для государственного регулирования экономики и осуществления других государственных функций. При развитии финансово-экономического кризиса этот потенциал уменьшается.

Во многом это связано с плохой собираемостью налогов.

Бюджетная политика рассматривается как ядро в экономической политике государства. При правильной бюджетной политике и продуманном бюджете повышаются инвестиционные возможности, качество жизни населения; усиливается влияние государства на мировой арене, растет производительность труда.

Важным является также уровень ее предсказуемости. Федеральный бюджет должен быть устойчивым и предсказуемым, чтобы быть надежным гарантом стабильности в стране. В России принято составлять бюджетное послание президента, которое является обязательной составляющей при подготовке федерального бюджета.

В качестве инструментов для осуществления основных направлений бюджетно-финансовой политики выступают налоги, расходы, госзаймы, госзакупки и трансферты.

Основной минус российской экономики

При осуществлении бюджетной политики желательно составление долгосрочного прогноза, который называется бюджетным прогнозом.

Однако зависимость страны от колебаний на мировых рынках энергоносителей делает составление такого прогноза достаточно проблематичным.

Сейчас страна находится в состоянии системного экономического и социального кризиса, даже несмотря на восстановление цен на экспортируемое сырье. Однако толчком к его развитию стало как раз резкое падение цен на нефть в 2014-2016 годах.

Под экономическим кризисом понимается нарушение стабильности и устойчивости в стране. При этом нарушаются прежние связи в экономике и производстве, что создает общий дисбаланс в экономических процессах.

Предыдущие кризисы отмечались в 90-е и в 2008-2009 годах. Однако последний не вызвал серьезных социальных проблем, вероятно, из-за кратковременности снижения цен на сырье.

Развал Советского Союза, вероятно, также стал следствием падения цен на нефть.

Дополнительными причинами нынешнего кризиса могли стать следующие:

— введение пакета санкций начиная с 2014 года против РФ со стороны западных государств;

— ухудшение ситуации на Украине и присоединение к России Крыма.

Однако начальной причиной развития нынешних кризисных явлений, вероятно, стало отклонение экономической политики государства от выгодного для страны курса. Так, до 2010 года бюджет станы характеризовался наличием профицита, однако после 2010 профицит исчез, невзирая на благоприятный тогда еще внешний экономический фон. В это же время прекратился и рост ВВП страны.

Прогнозы экспертов на завершение кризиса в начале 2017 года и улучшение экономической и социальной ситуации в стране пока не подтверждаются. Экономисты призывают менять экономический курс, иначе неизвестно, какие могут быть последствия для экономики и бюджета страны в случае нового обвала цен на нефть.

Пути выхода из кризиса

Для выхода из сложившейся ситуации может быть применен в том числе и механизм бюджетной политики.

Необходимо создание стимулов и благоприятных условий для внедрения и развития новых технологий, преодоления технологической отсталости, повышения энергоэффективности и производительности труда, развития наукоемких производств и сокращения внутреннего потребления нефти с целью увеличения ее экспорта.

Борьба с несправедливым и неравномерным распределением доходов является обязательным условием восстановления экономики. Ведь без этого нельзя повысить внутренний спрос на отечественную продукцию и улучшить социальное положение населения.

К сожалению, эти насущные для России проблемы пока никак не решаются, что создает мрачные перспективы для российской экономики и бюджета страны. Ускорить данный негативный процесс может быстрое истощение запасов нефти в России и повышение себестоимости ее добычи, прогнозируемые на 2020-е годы и частично наблюдаемые уже сейчас.

Заключение

Таким образом, основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики, их цели и задачи, направлены на улучшение социально-экономической ситуации в стране. Бюджетная политика во многом отражена в бюджете РФ. Современные кризисные явления в стране свидетельствуют о необходимости реформирования экономики и изменения структуры бюджета.

Источник: https://FB.ru/article/426267/byudjet-i-osnovnyie-napravleniya-byudjetnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii

Цели и задачи бюджетно-налоговой политики

Цели бюджетной политики

Государственный аппарат не имеет возможности организовывать собственную хозяйственную деятельность. Однако, он требует определенных затрат на содержание.

С момента возникновения государственности появилось налогообложение, которое представляет собой систему безвозмездной выплаты части имущества налогоплательщиком в пользу властвующего субъекта.

В настоящее время налоговая система представляет собой совокупность налоговых инструментов, институтов и методов их начисления и сбора. Налоговые поступления в государственную казну формируют бюджет страны.

Бюджет является концентрацией денежных средств, находящихся в государственном управлении. Он выполняет ряд функций, среди которых можно выделить:

  • финансирование государственных нужд и расходов;
  • регулирование экономической системы страны, а так же ее подсистем;
  • влияние на социальную стабильность в стране.

Фискальная политика или политика в сфере налогообложения выполняет функции регулирования расходов, доходов государственного бюджета, а так же по стабилизации хозяйственной системы страны.

Через механизм фискальной политики реализуется управление таким макроэкономическим показателем, как совокупный спрос.

При этом она может влиять на макроэкономическое предложение через воздействие на уровень деловой активности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Бюджетно-фискальная политика представляет собой инструмент государственного регулирования доходов, формируемых из налоговых отчислений, расходов, а так же управление государственным бюджетом.

Фискально-бюджетная политика имеет два вида – дискреционный и автоматический. Дискреционная политика подразумевает искусственное управление налогами и расходами государственного аппарата. При этом она может быть стимулирующей, либо сдерживающей. Если наблюдается экономический спад, то налоговые ставки снижают и увеличивают государственные расходы. Происходит увеличение дефицита бюджета.

Сдерживающая политика направлена на стабилизацию во время инфляции. Налоги повышаются, а госрасходы уменьшаются, что формирует профицит бюджета.

Автоматическая регуляция хозяйственной системы страны реализуется при циклическом колебании совокупного дохода. То есть, экономический рост влияет на увеличение налоговых отчислений в бюджет естественным путем.

Задачи и цели бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-фискальная политика формируется на следующий год и оглашается Бюджетным посланием Президента к Федеральному собранию не позже марта года, предшествующего планируемому. В направления деятельности бюджетной политики входит управление бюджетом, расходами и доходами, выполнением бюджетных обязательств, а так же государственным долгом.

Можно выделить основные цели бюджетно-налоговой политики:

  • создание условий для стабильного экономического роста;
  • обеспечение полной занятости всех возможных экономических ресурсов и рациональности их использования;
  • стабилизация цен (борьба с инфляцией).

Налогово-бюджетное регулирование обеспечивает баланс бюджета, который обеспечивает условия, предотвращающие нежелательные тенденции в экономике, такие как безработица и инфляция.

Роль данного политического направления возрастает в моменты экономических кризисов. Реализация государственных решений через бюджетно-налоговую систему позволяет поддержать финансовый рынок, стимулировать экономический рост, а так же защитить социально не защищенные слои населения от последствий кризиса.

Цели бюджетной политики реализуются через решение поставленных задач, в зависимости от экономического состояния страны. Можно выделить следующие из них:

  • обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов;
  • создание условий для своевременного выполнения бюджетных обязательств;
  • сдерживание и оказание воздействия на бюджетный дефицит и рост государственной задолженности;
  • управление финансами, направленными на стабилизацию госбюджета;
  • повышение уровня монетизации и валютной обеспеченности, создающих резерв для пополнения бюджета;
  • оказание влияние на положительную динамику роста ВВП;
  • сдерживание безработицы;
  • надзор за выполнением законодательных и правовых норм в области бюджетно-налоговой политики.

Замечание 1

Обычно, в моменты кризиса бюджетный дефицит повышается. Однако, некоторые страны, обладающие стабильной экономической системой, могут позволить себе иметь определенный размер дефицита.

Связанно это с тем, что они пользуются высокой степенью доверия кредиторов. Последние рассчитывают на возврат средств в долгосрочной перспективе.

При положительных тенденция ростах дефицита доверие к стране может снизиться.

Инструменты управления налогово-бюджетной политикой

Основная цель бюджетной политики – это управление совокупным спросом, который представляет собой макроэкономический показатель, характеризующий общий спрос на товары и услуги в конкретный промежуток времени.

Воздействие на совокупный спрос происходит через налоги, трансферты и госзакупки.

Трансферты представляют собой повышение социальных выплат населению, что влияет на уровень дохода домашнего хозяйства. Денежный резерв помогает больше покупать, что в конечном итоге увеличивает общий совокупный спрос. Господдержка реального сектора позволяет предприятиям расширять производство. Если выплаты по трансфертам снизить, то снизится и спрос.

Налогообложение имеет обратную направленность трансфертам. Повышение налоговых ставок и бремени ведет к снижению совокупного спроса. Если ставки снижаются, что спрос растет.

Замечание 2

Госзакупки влияют на увеличение государственных расходов, то есть, на повышение бюджетного дефицита. Однако, макроэкономический показатель спроса возрастает.

Разнообразие инструментов позволяет правительству более гибко воздействовать на экономику на различных этапах развития хозяйственной жизни страны.

При этом наибольшее влияние на совокупный спрос оказывает увеличение государственных закупок.

Стоит отметить, что инструменты фискально-бюджетной политики оказывают общее положительное влияние на всю экономическую систему. Автоматические стабилизаторы сглаживают циклические колебания экономических показателей. Кроме того, налогово-бюджетная политика позволяет воздействовать на хозяйственные процессы в короткие сроки.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vidy_byudzhetno-nalogovoy_politiki/celi_i_zadachi_byudzhetno-nalogovoy_politiki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.