Цель налоговой политики

Цели и задачи бюджетно-налоговой политики

Цель налоговой политики

Государственный аппарат не имеет возможности организовывать собственную хозяйственную деятельность. Однако, он требует определенных затрат на содержание.

С момента возникновения государственности появилось налогообложение, которое представляет собой систему безвозмездной выплаты части имущества налогоплательщиком в пользу властвующего субъекта.

В настоящее время налоговая система представляет собой совокупность налоговых инструментов, институтов и методов их начисления и сбора. Налоговые поступления в государственную казну формируют бюджет страны.

Бюджет является концентрацией денежных средств, находящихся в государственном управлении. Он выполняет ряд функций, среди которых можно выделить:

  • финансирование государственных нужд и расходов;
  • регулирование экономической системы страны, а так же ее подсистем;
  • влияние на социальную стабильность в стране.

Фискальная политика или политика в сфере налогообложения выполняет функции регулирования расходов, доходов государственного бюджета, а так же по стабилизации хозяйственной системы страны.

Через механизм фискальной политики реализуется управление таким макроэкономическим показателем, как совокупный спрос.

При этом она может влиять на макроэкономическое предложение через воздействие на уровень деловой активности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Бюджетно-фискальная политика представляет собой инструмент государственного регулирования доходов, формируемых из налоговых отчислений, расходов, а так же управление государственным бюджетом.

Фискально-бюджетная политика имеет два вида – дискреционный и автоматический. Дискреционная политика подразумевает искусственное управление налогами и расходами государственного аппарата. При этом она может быть стимулирующей, либо сдерживающей. Если наблюдается экономический спад, то налоговые ставки снижают и увеличивают государственные расходы. Происходит увеличение дефицита бюджета.

Сдерживающая политика направлена на стабилизацию во время инфляции. Налоги повышаются, а госрасходы уменьшаются, что формирует профицит бюджета.

Автоматическая регуляция хозяйственной системы страны реализуется при циклическом колебании совокупного дохода. То есть, экономический рост влияет на увеличение налоговых отчислений в бюджет естественным путем.

Задачи и цели бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-фискальная политика формируется на следующий год и оглашается Бюджетным посланием Президента к Федеральному собранию не позже марта года, предшествующего планируемому. В направления деятельности бюджетной политики входит управление бюджетом, расходами и доходами, выполнением бюджетных обязательств, а так же государственным долгом.

Можно выделить основные цели бюджетно-налоговой политики:

  • создание условий для стабильного экономического роста;
  • обеспечение полной занятости всех возможных экономических ресурсов и рациональности их использования;
  • стабилизация цен (борьба с инфляцией).

Налогово-бюджетное регулирование обеспечивает баланс бюджета, который обеспечивает условия, предотвращающие нежелательные тенденции в экономике, такие как безработица и инфляция.

Роль данного политического направления возрастает в моменты экономических кризисов. Реализация государственных решений через бюджетно-налоговую систему позволяет поддержать финансовый рынок, стимулировать экономический рост, а так же защитить социально не защищенные слои населения от последствий кризиса.

Цели бюджетной политики реализуются через решение поставленных задач, в зависимости от экономического состояния страны. Можно выделить следующие из них:

  • обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов;
  • создание условий для своевременного выполнения бюджетных обязательств;
  • сдерживание и оказание воздействия на бюджетный дефицит и рост государственной задолженности;
  • управление финансами, направленными на стабилизацию госбюджета;
  • повышение уровня монетизации и валютной обеспеченности, создающих резерв для пополнения бюджета;
  • оказание влияние на положительную динамику роста ВВП;
  • сдерживание безработицы;
  • надзор за выполнением законодательных и правовых норм в области бюджетно-налоговой политики.

Замечание 1

Обычно, в моменты кризиса бюджетный дефицит повышается. Однако, некоторые страны, обладающие стабильной экономической системой, могут позволить себе иметь определенный размер дефицита.

Связанно это с тем, что они пользуются высокой степенью доверия кредиторов. Последние рассчитывают на возврат средств в долгосрочной перспективе.

При положительных тенденция ростах дефицита доверие к стране может снизиться.

Инструменты управления налогово-бюджетной политикой

Основная цель бюджетной политики – это управление совокупным спросом, который представляет собой макроэкономический показатель, характеризующий общий спрос на товары и услуги в конкретный промежуток времени.

Воздействие на совокупный спрос происходит через налоги, трансферты и госзакупки.

Трансферты представляют собой повышение социальных выплат населению, что влияет на уровень дохода домашнего хозяйства. Денежный резерв помогает больше покупать, что в конечном итоге увеличивает общий совокупный спрос. Господдержка реального сектора позволяет предприятиям расширять производство. Если выплаты по трансфертам снизить, то снизится и спрос.

Налогообложение имеет обратную направленность трансфертам. Повышение налоговых ставок и бремени ведет к снижению совокупного спроса. Если ставки снижаются, что спрос растет.

Замечание 2

Госзакупки влияют на увеличение государственных расходов, то есть, на повышение бюджетного дефицита. Однако, макроэкономический показатель спроса возрастает.

Разнообразие инструментов позволяет правительству более гибко воздействовать на экономику на различных этапах развития хозяйственной жизни страны.

При этом наибольшее влияние на совокупный спрос оказывает увеличение государственных закупок.

Стоит отметить, что инструменты фискально-бюджетной политики оказывают общее положительное влияние на всю экономическую систему. Автоматические стабилизаторы сглаживают циклические колебания экономических показателей. Кроме того, налогово-бюджетная политика позволяет воздействовать на хозяйственные процессы в короткие сроки.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vidy_byudzhetno-nalogovoy_politiki/celi_i_zadachi_byudzhetno-nalogovoy_politiki/

Бюджетно-налоговая политика государства

Цель налоговой политики

Бюджетно-налоговая политика играет важную роль в жизни любого государства и является эффективным инструментом, способным повлиять на экономический рост страны.

Бюджетно-налоговая политика – это система регулирования экономики путем внедрения изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета

Бюджетно-налоговая политика представляет собой комплекс мер, который предпринимает государство, преследуя цели стабилизации экономики посредством изменения величины доходов или расходов бюджета.

На сегодняшний деньРоссийская Федерация характеризуется достаточно неэффективным использованиембюджетно-налоговых инструментов.

Современная налоговая система Россиипредставляет собой совокупность пошлин, налогов и других платежей, взимаемых сфизических и юридических лиц на территории РФ.

Она включает в себя около 50видов различного рода сборов с населения: налог на добавленную стоимость, на доходыи имущество физических лиц, на прибыль юридических лиц и так далее, которые всовокупности поступают в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства, во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Современное государствоиспользует средства, полученные с налогов, как главную экономическую силу.Следствием этого является особое внимание государственного аппарата к системеналогов и достаточно большое влияние фискальной политики на жизнь общества.

Фискальная политика (по К. Р. Макконнеллу и С. Л.

Брю) – это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое органами власти для стимулирования экономического роста, контроля над инфляцией и изменения реального ВВП и уровня занятости населения страны. В Российской Федерации фискальная политика является одним из главных аспектов экономической политики государства и включается в себя несколько форм (рис. 1).

Безусловно, вопрос об увеличениистабильного прироста государственного бюджета и повышении эффективностигосударственных расходов остаётся и, на наш взгляд, будет всегда оставатьсяодним из главных для экономики любой страны.

Существует несколько видов фискальной политики, проводимой государством:

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности [8].

Данный вид предполагаетто, что органы власти сознательно регулируют систему налогообложения ибюджетные расходы для того, чтобы улучшить экономическое положение страны вопределённый период.

К примеру, во время кризиса, государственные органыснижают налоги, что, в свою очередь, способствует увеличению покупательскойактивности среди населения.

Выделяют сдерживающую и стимулирующую дискреционнуюфискальную политику:

Сдерживающая дискреционная политика представляет собой повышение налогов и уменьшение государственных расходов, что приводит к росту консолидированного бюджета страны.

Целью стимулирующей фискальной политики является преодоление экономического спада. Это осуществляется путём роста государственных расходов и снижения налогового бремени на население.

Фискальная политика, основанная на встроенных стабилизаторах.

В данном виде фискальной политики используются такие методы (автоматические стабилизаторы) устранения неблагоприятных экономических периодов и моментов, которые «делают свою работу» без активного вмешательства со стороны контролирующих органов.

Такими механизмами могут служить, например, пособия по безработице (а также прочие социальные выплаты), которые в ситуации экономического подъёма уменьшаются вследствие уменьшения количества безработных (и наоборот).

Как политика встроенныхстабилизаторов, так и дискреционная политика являются важным звеном вурегулировании экономического положения страны, но ни один, ни другой метод негарантирует полной стабилизации экономики страны, поэтому нужно использоватькак автоматические стабилизаторы саморегулирования, так и на чёткое и своевременноеруководство со стороны государственных органов.

В настоящее время в РоссийскойФедерации в целом закончено реформирование налоговой системы, которое,безусловно, улучшило положение финансово-налоговой системы государства, нонекоторые проблемы, на наш взгляд, остаются нерешёнными:

1. Повышение уровнясправедливости. Это означает выравнивание на один уровень степени налоговогобремени на всех граждан.

2. Снижения налогов длязаконопослушных граждан.

3. Сокращение числаналогов и сборов.

4. Обеспечение стабильности налоговой системы страны.

Налогово-бюджетная (фискальная) политика любого государства, в том числе и России, должна быть направлена на повышения благополучия населения, то есть включать в себя сбор разумной суммы налогов и быть направленной на устранение различного рода экономических проблем.

Бюджетно-налоговая политика в формировании государственногобюджета

Трудно переоценить значимость и важность государственного бюджета для экономического и социального развития государства, да и в целом для функционирования воспроизводственного процесса в стране.

Государственному бюджету российскими учеными даются различные определения, но все они сводятся к единому мнению, что государственный бюджет-это основной финансовый план государства, являющийся важнейшим инструментом, координирующим экономическую жизнь страны.

С помощью бюджета финансовые ресурсы страны размещаются во всем народном хозяйстве в соответствии с проводимой в государстве на определенный момент, бюджетно — налоговой политикой.

Финансовые ресурсы, аккумулированные в бюджете направляются на развитие производительных сил общества, способствуют техническому прогрессу, а также усилению экономического потенциала государства.

Средства, передаваемые из государственного бюджета используются в различных сферах экономической деятельности, для всех позитивных явлений.

Таким образом, государственный бюджет является мощнейшим регулятором экономического роста, имеющий возможность широко и масштабно перераспределять денежные ресурсы в экономике, что является особенной чертой, присущей только бюджету.

Бюджет, являясь финансовой базой деятельности государства, позволяет отслеживать поступление доходных источников (налоговые, неналоговые, платежи, займы и т.д.) и контролировать расходование этих средств на различные нужды общества.

Налоговые ставки,размеры займов, неразрывно связаны с процессом производства и воспроизводства,и тем самым зависят от валового внутреннего продукта страны. Все это являетсяосновой тесной взаимосвязи между производственным процессом, налоговой и бюджетнойполитикой государства.

Отсюда следует, что всепроблемы, связанные с бюджетов зависят от доходов бюджета, а так как основнымисточником формирующим доходную базу являются налоги, то состояние кредитных иналоговых отношений предопределяют основу бюджета, а они в свою очередь напрямуюзависят от производственного процесса.

Из вышесказанного можносделать вывод, что проблемы формирования государственного бюджета связаны спроблемами в системе производства и обращения.

Органы государственнойвласти перераспределяя ВВП реализуют функцию государства по социальномуперераспределению, финансируя различные социальные программы и функцию поподдержанию качественного уровня жизни граждан.

Таким образом, отметим основные функции бюджетной политики государства:

— во-первых, черезфискальную функцию создается финансовый базис бюджетной системы страны, темсамым обеспечивая формирование и развитие государства в целом;

— во-вторых, черезглавный финансовый инструмент, т.е. налог, государство реализует функциюрегулирования экономики и осуществляет свою экономическую политику;

— в третьих, государство, перераспределяя общественные ресурсы между звеньями и отраслями экономики, а также между различными слоями населения выполняет социальную функцию, поскольку идет процесс перераспределения национального дохода, реализуя при этом исполнение социальных обязательств перед населением.

На выбор определенного варианта решения в области налоговой политики влияют: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; протекционистская политика на предприятиях государственного и приватизированного сектора.

Бюджетная политикаявляется главным структурным подразделением финансовой политики государства.Под бюджетной политикой понимают целый комплекс мероприятий, обеспечивающихсбалансированность доходной и расходной частей бюджета, а также целенаправленныедействия органов государственной власти и правительства, направленные наобеспечение общегосударственных потребностей.

Бюджетно-налоговая политика направленана укрепление и эффективное развитие экономики, но на сегодняшний день эта цельтрудно достижима, в связи с сложившейся ситуацией в России.

Оценить сложившуюсяситуацию можно только изучив главные финансовые категории, такие как доходы ирасходы бюджета, неразрывно связанные с ними дефицит и профицит, а такжеимеющиеся источники финансирования дефицита бюджета.

Цели и задачи бюджетно – налоговой политики. Основные инструменты налоговой политики государства 

Бюджетно-налоговая политика государства представляет собой политику государственного регулирования экономики с помощью применения налогов и государственных расходов.

Целями бюджетно – налоговой политики являются:

— политика стабилизации(приближение реального объема ВНП к потенциальному, высокий уровень занятости ит.п.);

— политикаэкономического роста(сохранение темпа роста ВНП);

— политика ограниченияделовой активности (направлена на уменьшение темпов роста ВНП, проводится настадии экономического подъема, достигнувшего потенциального уровня).

Основные задачи бюджетно-налоговой политики: сглаживание колебаний экономического цикла, стабилизация темпов экономического развития, достижение высокого уровня занятости и низких темпов инфляции.

Основной ресурс данной политики — это государственный бюджет. При этом используются следующие инструменты:

— государственныезакупки товаров и услуг;

— налоги (обязательныеплатежи домохозяйств и фирм в пользу государства);

— трансфертные платежи (выплаты государства социального характера).

Основные инструменты налоговой политики государства представлены на рисунке 2.

Важную роль восуществлении налоговой политики государством имеет налоговая ставка, котораяотносится к области регулирования доходов.

Она представляет собой процент налоговой базы или ее части, где денежная оценка является величиной налога. Государство может осуществлять налоговое регулирование изменяя или корректируя налоговую ставку, но не изменяя всего массива налогового законодательства.

Например, в 2017 году, в соответствии с последними изменениями, изменилась ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на поездах дальнего следования по территории РФ. Ранее применялась ставка 10%, а с 2017 года – 0%.

Произошли изменения в отношении акцизов, с 2018 года возросли ставки на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия.

Огромный эффект от проведения налоговой политики достигается благодаря дифференциации налоговых ставок, чтобы определить категории налогоплательщиков в различных регионах и различных отраслях.

Из сущности этого понятия следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков.

К ним можно отнести виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (большие, малые, средние предприятия), для кого выполняются работы или услуги (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.

), место расположения (удаленные, малозаселенные) и так далее. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Основным из последнихновшеств в налоговой политики РФ является введение налога для самозанятых. С2019 года для самозанятых введут единый платеж с выручки, куда войдут налог истраховые взносы. Перечисления будут производиться в Фонд ОМС.

Минфин ориентируется наработников, которые зарабатывают для себя более 800 тыс. рублей ежемесячно приусловии работы 12 месяцев в году без отпуска. Сбор составит 3% при оказанииуслуг физическому лицу и 6% — юридическому.

Предполагается, что спрофессионального дохода физлиц, которые не имеют наемных работников, будетвзиматься автоматизированный сбор с помощью мобильного приложения.

Для потребителей услугсамозанятых готовится госпрограмма лояльности, которая предполагает нескольковариантов: налоговый вычет или баллы, которые можно будет реализовать дляпогашения обязательств. Гражданам придется требовать у самозанятых чеки заоказание услуг.

Введение платежа зафиксировано в проекте «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», порядок перечислений согласован с налоговой службой. Пилотный проект по применению налогового режима пройдет в отдельных регионах в течение пяти лет.

Источник: https://schetuchet.ru/byudzhetno-nalogovaya-politika-gosudarstva/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.