Административные нормы

Регулятивные и охранительные административно правовые нормы примеры в 2020 году

Административные нормы

— нормы права, которые устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Регулятивные нормы права называют нормами позитивного регулирования.

Разъяснение

— это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Нормы права подразделяются на:

— нормы права, которые устанавливают условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

— нормы права, которые устраняют возникающие противоречия между правовыми нормами.

Регулятивные нормы обычно состоят из гипотезы и диспозиции [ 1 ] .

Примеры регулятивных норм права:

1) Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

— лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. (п. 1 ст. 143 НК РФ);

2) Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (п. 1 ст. 145 НК РФ)

Примеры применения термина

«В связи с этим возникает сомнение о необходимости установления новых регулятивных норм, когда конституционные права указанной категории граждан уже должным образом защищены законом и сложившейся судебной практикой, а новый собственник имеет иные механизмы защиты своих прав.»

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 5-П

Примечания

↑ 1) Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, на которых распространяется действие правовой нормы).

Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные и должные варианты их поведения.

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Виды норм права

В юридической литературе выделяю различные классификации норм права.

Нормы права можно подразделить на регулятивные и охранительные.

Регулятивная норма содержит предписания, которые предоставляют определенные права, закрепляют обязанности, т.е. данная норма носит правоустановительный характер.

Регулятивные нормы могут быть:

1) обязывающими — содержат правила надлежащего поведения субъектов,

2) запрещающими — содержат запреты на совершение действий, обязанность воздерживаться от их совершения,

3) управомочивающими – дают право на совершение каких-либо правомерных действий.

Пример обязывающей нормы:

Ст. 20-1 КоБС «Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых.»

Пример запрещающей нормы:

Статья 19. Препятствия к заключению брака

Не допускается заключение брака:

между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке;

между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;

между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным.

Сокрытие лицом, вступающим в брак, обстоятельств, препятствующих его заключению, является основанием для признания брака недействительным.

Пример управомочивающей нормы:

Ст. 29 КоБС: «Обязанности супругов по взаимному содержанию»

Супруги обязаны материально поддерживать друг друга.

Нуждающиеся в материальной помощи жена в период беременности, супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения им трех лет, общим ребенком-инвалидом до достижения им восемнадцати лет, общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком, а также нетрудоспособный супруг имеют право в судебном порядке требовать предоставления содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами.

Брачным договором могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых наступает обязанность супруга оказывать материальную помощь другому супругу.

Охранительная норма, как правило, устанавливает конкретные меры юридической ответственности либо какие-то иные принудительные способы защиты нарушенных прав и интересов.

Пример охранительной нормы:

Статья 12.7. КоАП – «Незаконная предпринимательская деятельность»

1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, —

влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

1-1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, —

влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

2. Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

В зависимости от характера содержащихся в норме предписаний они подразделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы являются обязательными для исполнения, правила поведения не могут быть изменены. Неисполнение императивной нормы может повлечь применения санкций. Пример императивной нормы:

Ст. 17 КоБС – «Условия заключения брака»

Для заключения брака необходимы взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса.

Диспозитивная норма допускает возможность урегулирования ситуации по соглашению сторон и содержит правило поведения на случай, когда участники отношения не воспользовались этой возможностью.

Пример диспозитивной нормы:

Ст. 587 ГК — «Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества».

1. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором аренды.

2. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды.

В литературе также выделяют рекомендательные нормы, т.е. нормы, закрепляющие правила поведения, приемлемые или предпочтительные для государства (чаще всего встречаются в международных договорах с участием государств).

Пример рекомендательной нормы:

Ст. 25 Конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Словения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» (Заключена в г.Минске 06.10.2010)

«Компетентные органы Договаривающихся Государств стремятся решать по взаимному согласию любые трудности или сомнения, возникающие при толковании или применении настоящей Конвенции. Они могут также консультироваться друг с другом в целях устранения двойного налогообложения в случаях, не предусмотренных настоящей Конвенцией.»

Источник: https://stayadmitrov.ru/regulyativnye-i-ohranitelnye-administrativno-pravovye-normy-primery-v-2020-godu/

Понятие, особенности и виды административно-правовых норм в механизме административно-правового регулирования

Административные нормы

Схема административно-правового регулирования общественных отношениях включает в себя следующих два момента:

  1. нормы административно-правового характера;
  2. отношения административно-правового характера, а также защиту подобных отношений в тех случаях, когда поведение субъектов административно-правовых отношений имеют достаточно деформированное правосознание.

Административно-правовая норма

Определение 1

Как и любая другая норма, административно-правовая норма выглядит как строго установленное, либо санкционированное страной правило поведения, которое распространяется на нечеткий круг субъектов, и рассчитанное на многоразовое применение. Похожесть административно-правовых норм с нормами отраслей самого права объясняется тем, что административное право это одна из базовых отраслей права в РФ.

Нормы, которые его составляют, обычно, отвечают всем общим теоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социальной и политической сущности и роли в обществе. Вместе с общностью, имеют место и иные особенности административно-правовых норм, если сравнивать их с нормами различных других отраслей права.

Особенности административно-правовых норм

Главной особенностью является то, что вышеуказанные нормы имеют собственный предмет регулирования, именно в тех отношениях в обществе, которые те же правоведческие нормы и регулируют.

Императивный характер административно-правовых норм

К особенностям, которые выделяют нормы, можно отнести императивный (повелительный) характер. Именно последний факт отличает их от гражданско-правовых норм, где отражаются и закрепляются равные позиции, а также проявляется полная независимость воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правового регулирования, вовсе не всегда связан с приведением в действие государственных полномочий субъектом исполнительной власти.

Также, повелительный характер административно-правовых норм зачастую проявляет себя в предоставлении гражданам абсолютного права запрашивать от государственных структур власти должное поведение и образ действия, относительно конкретного гражданина.

Особенности структуры административно-правовых норм

Также, своеобразные особенности присутствуют и в самой системе административно-правовых норм. Как и абсолютно все другие правовые нормы, данные имеют гипотезу и строгую диспозицию. При этом, они часто вовсе не содержат санкции как логичные последствия ее несоблюдения.

Замечание 1

К слову, санкции представляют собой обязательный элемент системы любой нормы права. Без наличия санкции правоведческая норма попросту не может существовать.

Все санкции, грубо говоря, вынесены за все рамки содержания нормы и строго предусмотрены в иных административных актах права.

Пример 1

Примером вышеуказанного случая является предусмотрение санкций в законодательстве о строгой дисциплинарной и административной ответственности.

Виды правовых норм

Согласно своих характеристик и содержания, административно-правовые нормы могут быть следующими:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • наделяющие полномочиями;
  • поощрительные.

Замечание 2

Стоить учитывать тот факт, что большинство норм являются напрямую предписывающими обязанным субъектам на постоянной основе регулярно совершать четкие положительные организационные действия.

К таким нормам относятся:

  • нормы, которые имеют отношение к компетенции государственных органов и лиц, служащих там;
  • нормы, которые вмещают сведения о порядке формирования органов;
  • нормы, которые работают с порядком обращения граждан.

Помимо всех вышеперечисленных, существуют и запрещающие нормы. Их задача устанавливать недопустимые действия. Последние подразумевают нормы нормы, которые регулируют составы административных правонарушений и базовые догмы разрешительного механизма.

Существует также категория уполномочивающих нормы. К ним относят виды норм, которые предоставляют ряд определенных прав и обязанностей органам, должностным лицам, а также конкретным гражданам. Использовать такие полномочия они могут по своему желанию.

Замечание 3

К слову, вышеуказанные лица, вправе и отказаться от реализации таких норм. К последним относятся нормы, которые влекут за собой возможность те, либо иные действия в плане управления по усмотрению субъекта.

Последние устанавливают строгие границы полномочий. Особой категорией уполномочивающих норм, как правило, считают поощрительные нормы. Они наделяют полномочиями конкретных субъектов на то, чтобы применять различные меры поощрения.

Базовыми характеристиками для абсолютно всех административно-правовых норм является их большое количество. А также огромное число и разнообразность форм их групп, структурности и кодификации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponjatie-osobennosti-i-vidy-administrativno-pravov/

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Административные нормы

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная — определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная — обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная — обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Административно правовые нормы: понятие и виды

Административные нормы

Административно правовые нормы: понятие и виды

Административно правовые нормы: понятие и виды

Административная отрасль права сама по себе довольно непроста. Требуется понимать не только те отношения, которые она регулирует, но также и специфику административно правовых норм. Непонимание этих вещей может привести к путанице отраслей права, и правоотношений, что чревато ошибкой на экзамене.

Понятие

Существует несколько подходов в определению понятия «административно-правовые нормы». Профессор М.И. Еропкин понимает по ними правила поведения, установленные или санкционированные государством в лице его компетентных органов для регулирования общественных отношений в сфере госуправления. 

Профессор А.П. Коренев эти нормы определяет как установленные государством правила поведения в целях регулирования конкретных общественных отношений в сфере государственного управления.

Общим в этих определениях, как и в других то, что под ними понимаются установленные государством правила поведения, требуемые к исполнению соответствующими государственными инстанциями для регулирования государственного управления.

Особенностью этих норм является то, что они:

  • Создаются государством для нужд государственного управления;
  • Содержат правила поведения практически всех субъектов правоотношений;
  • Регламентируют деятельность государственных органов власти и государственных служащих.

Еще очень важная особенность в том, что эти нормы являются инфраструктурой для реализации остальных отраслей права. К примеру, нужно вам обратиться в полицию.

Существует порядок обращения, которые входит в административную отрасль права. Хотите вы обратиться в суд? То же самое — существует регламент.

Таким образом под сферу их действия попадает большинство юридических фактов. Кстати детальнее о них читайте тут.

Эти нормы действуют с того самого момента, когда вы вышли из дома. Сели в транспорт? Существуют правила поведения в транспорте, за нарушение которых предусмотрены административные штрафы. Зашли в магазин? Существуют правила отпуска разных категорий товаров. Если продавец, к примеру, продает алкоголь или сигареты несовершеннолетним — возникает административный штраф — причем не малый.

Поэтому очень важный момент: административные законы регулируют отношения между государством и личностью. Но административные правоотношения возникают только когда вы нарушаете нормы этого права. До тех пор пока вы законопослушный гражданин: вас не коснется ни административный штраф, ни другие наказания.

Виды административно-правовых норм

Один из самых значимых критериев деления этих норм на виды — их содержание. Выделяют следующие виды:

Обязывающие (императивные) — то есть субъект обязан совершить некоторые законом установленные действия. Например, соблюдать законодательство, или в каком-то случае обратиться в государственные инстанции.

К примеру, должностная инструкция работника полиции подразумевает, что в случае его обращения к гражданину, он должен представиться: показать удостоверение, назвать свое имя и звание.

Или к примеру, в США полицейские обязаны при аресте подозреваемого зачитать ему его права — права Миранды.

Запрещающие — эти нормы запрещают какие-либо действия субъектов. К примеру, в России всем государственным служащим запрещено высказывать критические замечания как в адрес государства, так и в адрес высокопоставленных государственных служащих.

Уполномочивающие — эти правила дают возможность представителям различных государственных органах действовать в пределах своих обязанностей, либо воздержаться от действий, когда они выходят за рамки полномочий. Однако мне кажется, что в нашей стране любой субъект, у кого есть хоть капля власти начинает вносить свои порядки, отчего страдают обычные граждане.

К примеру, в одной инстанции у тебя примут паспорт, даже если он немного потрепанный, а в другой будут требовать его замены (паспорта), хотя когда просишь назвать норму, по которой действует данный чиновник — он ее не может назвать. В итоге приходится вызывать полицию…

Пресекательные — те, которые не допускают какого-то варианта действий. Между тем, большинство их в разбираемой отрасли права имеют такой характер.

Ведь мы уже разобрали, что эта отрасль права включается тогда, когда вы нарушаете что-то, какой-то запрет.

Запретов же великое множество: нельзя вырубать лес без разрешения, охотится без него же, препятствовать работе транспорта, не платить за проезд, не соблюдать правилам дорожного движения.

Структура норм этой отрасли та же самая, что и в остальных отраслях. О ней вы можете почитать здесь. Ставьте лайки, подписывайтесь на новости сайта!

С уважением, Андрей Пучков

Источник: https://ege59.ru/2017/02/18/administrativno-pravovye-normy-ponyatie-i-vidy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.