Административно правовой статус иностранных граждан

Содержание

Читать онлайн Административное право: Шпаргалка страница 8. Большая и бесплатная библиотека

Административно правовой статус иностранных граждан

3. По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами (действием или бездействием).

Административно-правовые отношения обусловливают такое поведение их участников, которое соответствует принятому закону или другому нормативному акту (предписанию или требованию).

В преобладающих случаях административно-правовые отношения возникают, изменяются или прекращаются на основании юридических фактов, порожденных правомерными действиями. Если же эти предписания и требования нарушаются, то их защита гарантируется и осуществляется в административном или судебном порядке.

Значительное большинство административно-правовых отношений защищается в административно-процессуальном порядке. Процедура защиты реализуется в установленном законом порядке полномочными органами по предметам ведения и в объеме полномочий. Большой объем административных правонарушений защищается в судебном порядке.

Этот способ является более квалифицированным и лишен субъективного фактора ведомственной необъективности. Административно-правовые отношения, защищаемые в судебном порядке, определены Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Особо большой объем административно-правовых отношений, связанных с правомерными и неправомерными действиями участников, возникает между правоохранительными органами и физическими и юридическими лицами. В зависимости от характера этих отношений они могут быть отношениями властными (рассмотрение дел об административном правонарушении) или характеризоваться равенством сторон (регистрация граждан, выдача лицензии и т. п.).

24. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН. ГРАЖДАНСТВО

Физические лица – граждане РФ, граждане СНГ лица с двойным гражданством, иностранные граждане и лица без гражданства. У всех этих категорий граждан различный объем административно-правового статуса, но все они как физические лица являются субъектами административного права.

Конституционные нормы, регламентирующие основные права и свободы физических лиц, являются нормами прямого действия, но это не значит, что административно-правовые нормы утрачивают свое значение.

Скорее наоборот, они детализируют и реализуют права и свободы, а также регламентируют отношения по возложению на субъектов отношений обязанностей в сфере управления, устанавливают в соответствии с административным законодательством меры ответственности за нарушение этих норм.

Граждане РФ, выступая в роли субъектов административного права, обладают соответствующим административно-правовым статусом, закрепленным в правовых нормах, определяющих их социально-правовую роль в государстве и обществе.

Административно-правовой статус гражданина – комплекс его прав и обязанностей, государственные гарантии осуществления этих прав и обязанностей, обеспеченные юридическими способами и средствами защиты.

Административно-правовой статус гражданина РФ определен Конституцией РФ, международно-правовыми договорами, ФЗ «О гражданстве РФ», Указом Президента РФ «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» и др.

В законе «О гражданстве РФ» впервые определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ.

1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.

4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Расторжение брака также не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

25. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Субъекты административных правоотношений – конкретные участники, стороны правоотношений, наделенные обязанностями и правами в сфере деятельности исполнительной власти, государственного управления и способные реально осуществлять эти отношения.

Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений, если имеются:

1) административно-правовая норма, предусматривающая реализацию прав и обязанностей сторон (субъектов правоотношений);

2) юридический факт (правомерное или неправомерное действие, бездействие), юридическое событие;

3) административная правоспособность и дееспособность субъектов этих отношений.

Особенностью физических лиц как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои субъективные права и обязанности человека и гражданина в сфере исполнительной власти, государственного управления, а не права и обязанности юридических лиц или их уполномоченных должностных лиц.

Административные правоотношения с участием физических лиц могут возникать в связи:

1) с реализацией физическими лицами своих конституционных прав в сфере административно-правовых отношений;

2) с нарушением, совершаемым органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ, их должностными лицами, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

3) с осуществлением обязанностей физическими лицами в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ;

4) с нарушением физическими лицами своих правовых обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе.

В соответствии ст. 33 граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами определен целый ряд специальных правовых норм, которые направлены на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и др.

Законодательно установлен процессуальный порядок, который является гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их неправомерные действия в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

26. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», международными договорами и соглашениями и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

Административная правоспособность лиц, приезжающих в страну, имеет свои особенности по времени (оформление документов, пребывание в стране и выезд или изменение гражданства).

Административная дееспособность зависит от того, какие права и обязанности ими реализуются своими действиями на общих основаниях, а какие – на основании положений, указанных в международных договорах и соглашениях. На основании ст.

62 Конституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международными соглашениями. Иностранные граждане, в том числе и большинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем административной правосубъектности, чем граждане РФ.

Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству РФ или связана с государственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспечения государственной безопасности.

На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законодательства о воинской обязанности и военной службе. Нахождение этой категории лиц также различается в зависимости от цели: на постоянное проживание с получением документов на право жительства и на временно пребывающих или проезжающих через территорию РФ транзитом.

Источник: https://dom-knig.com/read_226528-8

Административно правовой статус иностранных граждан

Административно правовой статус иностранных граждан

Как бы сложно это ни звучало для людей, которые не связаны с юриспруденцией, по факту это означает то, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют в Российской Федерации права и обязанности наравне с гражданами РФ.

Как и граждане РФ они так же обязаны соблюдать законы Российской Федерации независимо от того как долго будут находиться в России или находились ранее.

Кроме тех случаев, которые установлены Федеральным Законом или международным договором Российской Федерации.

О том, каким административно-правовым статусом в России обладает иностранный гражданин и о правилах его пребывания, читайте в этой статье.

Кто регулирует сферу миграции?

Регулирование в сфере миграции, надзором и предоставлением государственных услуг, а так же их исполнением, занимается Федеральная Миграционная Служба (ФМС). Именно этот федеральный орган исполнительной власти отвечает практически за всю документацию.

Разделение лиц, не имеющих Российского гражданства и находящиеся на территории РФ, изначально производится на две группы:

  • Иностранные граждане, у которых имеется гражданство (или подданство) иностранного государства. Обязательным должно быть подтверждение этого фактора, то есть соответствующий документ, имеющий переведённую копию, заверенную нотариально.
  • Лица без гражданства (апатрид), обязаны иметь документ иностранного государства, признаваемый международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность без гражданства. Отсутствие гражданства может возникнуть в случае, если лицо утрачивает имеющееся гражданство и не обретает нового. Так же сюда относятся иностранные граждане, у которых нет доказательств гражданства. Точно так же, в случае, если документ не на русском языке, требуется нотариально заверенный перевод документа. Документом, удостоверяющим личность, лицам без гражданства может так же служить выданный вид на жительство.

Помимо иностранного документа, удостоверяющего личность данного лица без гражданства, должны быть:

Пребывание иностранных граждан в России

Пребывание иностранных граждан в Российской Федерации

Есть различные классификации иностранных граждан и лиц без гражданства. Самая основная из них это именно классификация по времени нахождения на территории РФ:

  • Временное пребывание (приглашение на въезд в Российскую Федерацию). Это вид пребывания именно на основании визы или же миграционной карты. А самсрок временного пребывания для иностранного гражданина в РФ определяется конкретным сроком действия визы или же, в случае, если пребывание обусловлено порядком, не требующим визы — не более 90 суток с момента въезда;

Внимание

Данный срок может быть продлён или же, наоборот, сокращён, если изменились условия или обстоятельства, по причине которых был разрешен въезд. Даже при заключении трудового договора срок не может превышать один год со дня въезда иностранного гражданина на Территорию РФ.

  • Временное проживание, включающее в себя само разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации. Это более длительное разрешение на временное пребывание, обычно дающееся перед самим фактом получения вида на жительство. Право на временное проживание иностранных граждан оформляется в виде пометки в документе, удостоверяющем личность. Срок действия разрешения на временное проживание- 3 года.Решение по выдаче данного разрешения иностранному гражданину, прибывшему в безвизовом порядке, принимается территориальными органами ФМС России в течение шестидесяти суток с момента подачи заявления от иностранного гражданина. Выдача же производится в течение шести месяцев и может быть только в пределах квоты. Без учёта квоты оно может быть выдано только если иностранный гражданин:родился на территории РСФСР, состоял в гражданстве СССР, родился на территории РФ, признан нетрудоспособным и при этом имеет дееспособных сына (дочь), обладающих гражданством РФ, имеет нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство РФ;

Инфо

При временном проживании иностранный гражданин не имеет права по собственной инициативе, без соответствующего разрешения менять место проживания (в пределах или за пределами субъекта РФ) на территории которого ему дано разрешение проживать.

  • Постоянное проживание, являющее собой вид на жительство. Данный документ не только позволяет проживать на территории РФ, но и свободно покидать страну, так же без ограничений возвращаясь. И является при этом документом, который удостоверяет личность иностранного гражданина. Подача заявления на получение вида на жительство иностранным гражданином должна осуществляться не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока временного разрешения на проживание, а одно из основных условий для получения — это проживание на территории РФ не менее года по официальному разрешению на временное проживание. Выдается вид на жительство на срок до пяти лет, по истечению которого может быть продлён.
  • Транзитом пересекающие территорию РФ, действующие согласно Федеральному закону «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Стоит так же отметить, что есть разделения по принципу подчинённости Юрисдикции РФ:

  • Обладающие или не обладающие дипломатическим иммунитетом;
  • Военнослужащие иностранных военных сил (экипаж военных кораблей, служащие военных частей или же военно-воздушных сил стороннего государства);
  • Члены государственных, межправительственных, межпарламентских и иных делегаций похожего уровня;
  • Служащие каких-либо международных организаций;
  • Сотрудники, работающие по контрактам с Российскими предприятиями (учреждениями, организациями, компаниями и пр.);
  • Свидетели или иные лица, чей статус определен международными договорами.

А так же разделение по целям нахождения в РФ:

  • Сотрудники (работники) дипломатических, консульских, международных организаций;
  • Журналисты или корреспонденты;
  • Преподаватели в учебных заведениях.

Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Если не брать в расчёт стандартное понимание прав и обязанностей, включающее в себя соблюдение законов РФ, а так же уже выше описанных правил, касающихся въезда в страну, то можно выделить несколько отличительных особенностей для иностранных граждан или лиц без гражданства:

Права иностранцев в России

  1. Они не могут быть приняты на государственную службу (как обычное трудоустройство в государственные службы, так и служба в органах полиции, к примеру).

    И так же не допускаются к абсолютно любой деятельности, связанной с государственными тайнами;

  2. На них не распространяется необходимость воинской службы;
  3. Для них существуют ограничения по передвижению и выбору мест проживания (в зависимости от специфики документов, разрешающих пребывание в РФ);
  4. Они могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной ОВД, но исключительно при условии вывоза данного оружия из страны в течение пяти дней с момента приобретения. В противном случае оно будет конфисковано;
  5. Им может быть запрещен выезд из РФ, если возникнут обстоятельства, установленные законодательством;
  6. Они не имеют права избирать кого-либо или баллотироваться в органы государственной власти, включая участие в референдумах.

Есть понятия общего и административно-правового статуса, которые следует различать. Каждое лицо, законно находящееся на территории РФ, обладает общим статусом, практически равным для всех. И вместе с этим одновременно может обладать специальным статусом, который дополняет или ограничивает общую правосубъективность или же никак не влияет на неё.

(Visited 1 056 times, 1 visits today)

Об авторе

Загрузка…

Бесплатная консультацияюриста по телефону:

+7 (812) 407-22-74 — СПб

Работаем без выходных

Москва: +7 (499) 653-56-97

Источник: https://Grajdanstvo-Ru.ru/administrativno-pravovoj-status-inostrannyh-grazhdan.html

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно правовой статус иностранных граждан

Административно — правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ регламентируется нормами Конституции РФ, ФЗ «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации» и ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Данные нормативно — правовые акты четко регулируют:

  • права и возможности;
  • обязанности лиц, не имеющих российское гражданство.

Сотрудники миграционной службы

Суть значения терминов

Иностранное лицо — это особа, которая находится в юридической связи с другим государством, то есть является гражданином любого государства, кроме РФ. Особа без гражданства — это лицо, не имеющее правовой связи ни с одним государством мира.

Особенности конституционно — правового статуса иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ

Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства, которые находятся на территории РФ, значительно отличается от возможностей гражданина РФ, а именно:

  • не имеют никакого избирательного права. Они не принимают участие в ании в качестве избирателей, а также запрещается выставление иностранцами собственной кандидатуры как претендентов на занятие государственных должностей;
  • на государственную службу могут приниматься исключительно россияне;
  • нет доступа к работе со сведениями с ограниченным доступом и с государственной тайной;
  • не служат в армии РФ;
  • исключительно к данной категории граждан может применяться такой вид наказания как выдворение (например, если особа незаконно находится на территории РФ);
  • не могут быть назначены на должности судей и прокуроров;
  • не могут вступать в политические партии, зарегистрированные на территории РФ;
  • сообщать в правоохранительные органы данные про все свои перемещения по стране.

Важно! Некоторые территории РФ закрыты для посещения иностранцами, так как определенные зоны имеют специальный статус.

Административно правовой статус иностранных граждан и граждан без гражданств

Порядок въезда иностранцев и лиц без гражданства на территорию РФ

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Существует 2 основных способа въезда на территорию РФ чужеземцев:

  • по визе;
  • с применением безвизового режима.

Согласно нормам ст.5 ФЗ об иностранцах в случае применения безвизового режима максимальный срок нахождения физического лица в России не может превышать 90 дней за 6 месяцев. Если же особа приехала в РФ по визе, то разрешенный период нахождения в РФ варьируется в зависимости от срока действия визы. Кстати, визы могут быть такие:

  • туристическая (выдается не более, чем на 30 календарных дней). Такой разрешительный документ обычно получают желающие отдохнуть в России или ознакомиться с историческими памятниками;
  • деловая (максимум — 365 дней);
  • частная по приглашению физического лица;
  • транзитная (на период не более, чем 72 часа для пересадки с одного транспортного средства на другое чтобы добраться через Россию в другое государство);
  • рабочая;
  • учебная.

Обратите внимание! Сроки действий последних двух видов не ограничиваются законодательно, так как зависят от периода, на который заключен трудовой либо учебный договор.

Возможности в РФ

Полис ДМС для иностранных граждан

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф

Как показывает практика, иностранцы и лица без гражданства, едут в Россию с такими целями:

  • работать. Заработная плата хотя и не считается самой высокой в мире, но все же является конкурентоспособной по сравнению с аналогичными показателями во многих государствах Азии и Африки;
  • учиться. Качество российского образования намного выше, чем качество образования во многих других странах мира;
  • на постоянное место проживания;
  • отдых и знакомство с достопримечательностями;
  • ведение бизнеса.

Порядок оформления иностранца на работу в РФ

Нормы ст.13 вышеуказанного закона предусматривают проведение определенных действий как со стороны работодателя, так и со стороны приезжающего. Работодатель должен получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в органах ФМС. Алгоритм действий потенциального работника в период от появления на границе РФ до устройства на работу такой:

  • предоставление сотруднику пункта таможенного контроля заграничного паспорта и визы (при необходимости);
  • заполнение миграционной карты (внести серию, номер загранпаспорта, цель поездки в Россию);
  • оформление медицинской страховки для иностранцев. Данный полис оформляется в день приезда;
  • постановка на миграционный учет в органах ФМС по месту пребывания на срок до 3 месяцев с возможностью продления;
  • оформление патента после прохождения медкомиссии, сдачи экзаменов и оплаты налогов. К сожалению, иностранные лица и особы без гражданства не смогут официально трудоустроиться без получения разрешения в госорганах (до 30 дней с момента появления на территории РФ;
  • оформление трудового договора с работодателем.

Налогообложение доходов иностранных работников

Один из важнейших вопросов, который интересует потенциального работника иностранного происхождения — порядок налогообложения его доходов. Как известно, иностранцы, в том числе и граждане союзных государств, покупают патенты на работу. Оплачивать патент необходимо наперед авансом (можно внести платеж наперед максимум на 1 год).

Стоимость патента идентична размеру НДФЛ, который должен был бы быть удержан с работника предприятием, на котором он работает. Согласно нормам ст.

224 НК РФ размер налоговой ставки по НДФЛ идентичен ставке, которую удерживают с граждан РФ, и составляет 13% от оклада с учетом доплат и премиальных.

В свою очередь работодатель не проводит удержание НДФЛ с начисленного дохода, так как платеж уже был перечислен в бюджет наперед.

Нарушение сроков пребывания

Нарушение сроков пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства влечет за собой нежелательные последствия в будущем.

Суд по иску органа ФМС может вынести решение о запрете въезда нарушителям на территорию РФ на период до 3 лет.

Возможность оспорить данное решение у провинившегося будет, но как показывает практика суды апелляционных инстанций крайне редко отменяют действие решений судов 1 инстанции.

Обратите внимание! Согласно нормам ст.18.9 КоАП могут применяться штрафные санкции к принимающей стороне, размер которых в зависимости от серьезности нарушения может достигать 50000 рублей и более.*

Оформление разрешительных документов для длительного пребывания

Вид на жительство

Для получения возможности более длительного пребывания иностранцы имеют возможность собрать документы и подать заявку на оформление РВП и ВНЖ.

Чаще всего сначала выдается РВП. Алгоритм получения данного документа такой:

  • обращение в миграционную службу для заполнения специального заявления (бланк можно скачать в интернете);
  • подготовка необходимого пакета документов (заявление, 2 фотографии, паспорт, загранпаспорт, справка об отсутствии судимости, сертификаты на знание русского языка и истории, медицинские справки, миграционная карта, справка о постановке на миграционный учет. Диплом как документ не потребуется);
  • прохождение медицинской комиссии;
  • сдача экзаменов по русскому языку и истории России, потому что для получения статуса необходимо обладать минимальными знаниями по тематике. Актуальность необходимости знания русского языка состоит в том, что чужеземец должен самостоятельно адаптироваться к жизни в России;
  • оплата государственной пошлины;
  • подача документов;
  • получение РВП;
  • прохождение процедуры дактилоскопии;
  • постановка штампа в паспорте;
  • регистрация по месту проживания;
  • получение уведомления о РВП.

Данное разрешение выдается на 3 года, продлению не подлежит. Чтобы претендовать на получение ВНЖ, необходимо:

  • прожить в РФ по РВП не менее 12 месяцев;
  • иметь официальную работу, так как в пакет документов на ВНЖ входит справка по форме НДФЛ-2.

Процедура получения ВНЖ менее хлопотная, чем при получении РВП (нет необходимости сдавать экзамены), но более длительная по срокам (до 1 года), поэтому нельзя затягивать с подачей документов.

Получение гражданства РФ в общем порядке

Для получения отечественного гражданства необходимо обращаться в территориальные органы МВД или МФЦ после соблюдения таких условий:

  • жить в РФ не менее 5 лет по ВНЖ;
  • исполнение законов РФ;
  • получение сертификатов о знании русского языка;
  • наличие подтвержденного минимального дохода;
  • отказ от правовой связи с другим государством.

Правовой статус данной категории гарантирует наличие определенных прав для гарантии уровня жизни и свобод. Вместе с тем, иностранцы имеют определенные обязанности, которые должны выполнять, и некоторые запреты.

обязанность гостей РФ — четкое соблюдение норм действующего законодательства. Каждый иностранец имеет возможность рано или поздно получить полноценное российское гражданство, но для этого необходимо четкое выполнение установленных законом требований.

*Цены актуальны на август 2018 г.

Источник: https://miemigration.ru/emigraciya-grazhdanstvo/administrativno-pravovoj-status-inostrannyh-lic.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.